На конец 8-й песни иерей, сотворив обычный поклон настоятелю, входит в алтарь и кадит. Затем выходит, становится пред святыми дверьми и по окончании 8-й песни возглашает: «богородицу и матерь света». Начинает десная страна стих «величит душа моя... честнейшую»... иерей продолжает кадить; по 9-й песни оба лика совокупльшеся поют «достойно есть». Во гораздо короче. Посем славословие великое поётся в глас 6. В нет. Изложение вседневной утрени в много короче и представляет дело в общем очерке. По шестопсалмие читает «един от братий», по «редовный брат». «кротким гласом и тихим»; «тихим гласом и лёгким». В подробности относительно чтения шестопсалмия, произнесения прокимна указано искать в уставе всенощного бдения. После 50-го псалма и спаси Боже люди твоя, говорится «глаголем песнь 1-ю господеви поим славно, таже начинаем канон от огустеша яко и стена; уставляем на 14 стихов, аще в пост предшествуют преже канону». Затем следует подробнейшее разъяснение, как, кому и какие каноны читать на каждый день недели. упоминает о литии после 1-го часа; нет. Служба по триоди. В указано исхождение в притвор, чтение оглашения Студитова и правило о посте арцивуриевом. В всё это есть, но изложено иначе и кроме того прибавлено замечание о пении евангельских стихир на литии от недели мытаря и фарисея до пятидесятницы. По в службе недели сырной, на вечернем входе выходит «священник в багряной фелони с кадилом». В нет этого замечания. лист 145. Перед отпуском вечерни в неделю сыропустную после Господи Владыко « цлумъ чтный кртъ кождо на. иже носи или сты иконы. идже стои». Далее замечено, что сий образ бывает всякую неделю вечер в Великий пост. В дополнено: до пятой недели Великого поста (лист 208 оборот), а о целовании сказано «и целуем святые иконы и ставимся на своих местах по обычаю». В понедельник первой недели Великого поста полунощница без поклонов утешения ради вечернего. Последнего объяснения в нет. Трисвятое с тремя поклонами; без поклонов. Шестопсалмие читается со всею стражею; вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Одно возражение на наш тезис о шести антифонах представлено нам в Типиконе Великой Церкви X в. Эта рукопись, предписывая для праздничной и постной Вечерни только два антифона, первый и последний 136 , для других дней указывает число от 18 до 7 антифонов, в зависимости от времени года: 25 антифонов в день; летом Вечерня имеет 18 антифонов, а Утреня – 7; по мере того, как ночи становятся более длинными, псалмодия Утрени также увеличивается, а псалмодия Вечерни уменьшается 137 . По этой системе вся Псалтырь прочитывалась в течение двух с половиной дней, никогда не сходясь с ритмом палестинской службы даже в Посту 138 . О. Струнк, который также комментирует это свидетельство из первых рук, говорит лишь, что здесь вопрос идет о разной практике 139 . Мы полагаем то же самое, но спрашиваем, насколько она была популярной практикой, составляя часть кафедральной службы, а не службой, специально присущей Св. Софии, предназначенной, быть может, для группы усердных в виде личного благочестия. Коален 213 (Дмитр. II, 993). которая была книгой священника Св. Софии, содержит службу Вечерни из восьми антифонов, соединенных с фиксированными молитвами (тип А) и в то же время она сообщает, что этот священник обладал книгой молитв антифонов Псалтыри, соответствующих псалмодии Великой Церкви, т.е. 74 антифона и 8 песен. Намек на две практики различные и одновременные? Одна служба, имевшая восемь антифонов с зафиксированными молитвами и другая с переменным числом антифонов, и каждый антифон со своей присущей ему молитвой? Существуют константинопольские псалтыри (Хлюдов, бывшей Московской Синодальной Б-ки, IX в., и Барберин. гр. 285 140 , XI века), которые, имея распределение антифонов по канону Константинополя, а также, что еще было значительнее – припевы антифонов на полях, не были, однако, предназначены для пения. Возможно, что они служили для частного или даже общественного чтения. Эти псалтыри могут привести нас на след практики, указанной Типиконом Великой Церкви. Для чина восьми антифонов у нас имеется традиция, которая идет с первых известных евхологиев (типа А) до Симеона Фессалоникийского : по крайней мере с VIII по XV вв. Все византийские соборы совершали ее, как свидетельствует Симеон. Константинопольские монахи, следовавшие Студийскому Типикону, имели более простую Вечерню св. Саввы; в XII веке в Мессине один раз в году, в день Пятидесятницы, еще служили Песненную Вечерню со всей детальной пышностью, присущей этой службе, и чуждой монашеским обычаям; главного певца на этот раз называли «доместиком» как в Константинополе, и т.д. 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому трезвое, вдумчивое чтение Покаянного канона помогает нам не только осознать свою виновность или испорченность, но еще и увидеть надежду на милость Господа: «Достойных покаяния плодов с меня не требуй, Господи, бессилье мое зная, но дай мне только трепетное сердце и смиренный дух, и это все я принесу Тебе, как фимиама приятное благоухание» , говорит автор под конец своего произведения. Самооправдание — преграда между Богом и человеком, отрава, которая разъедает и без того погибающую душу. Покаяние не бывает с «оговорками». Оно всегда без всяких «но»! Кающийся — это тот, кто осознал, что он не имеет права на милость, что он достоин кары, что он потерял лицо и достоинство человеческие. Лишь находясь в таком душевном состоянии, человек может принять милость Божью. Собственно пост и является этим трауром скорбящей и страждущей души. Насчет же того, что чтение Великого канона кого-то может ввергнуть в депрессию, то это ведь не к Канону вопрос, а к самому человеку. Мы все реагируем на чтение, на информацию, которая вокруг нас, так, или иначе. В депрессию может ввергнуть любая обида или любое осознание собственной надломленности. Но может эта же информация стать стимулом к серьезной внутренней работе над самим собою. Иными словами, вдумчивое участие в чтении за богослужением Великого канона — это важная составляющая в становлении личности верующего человека. Ну а вопрос, нужно ли ходить на этот «сеанс религиозной психоаналитики», ежегодно каждый может решать для себя самостоятельно. Никаких церковных прещений (епитимий, отлучений) за неучастие в чтении Великого канона не подразумевается. Фото на обложке: Иеромонах Феогност (Пушков) читает Великий канон в храме Ивановской духовной семинарии, где он преподавал Новый Завет. 2005 г. Фото из личного архива автора Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО

http://blog.predanie.ru/article/velikij-...

Стали мы все разглядывать и видим: написан иа листе, на белом конь, как по строгому канону пишется, Егорий – колет Змия копием в брюхо чешуйное. Горкин потыкал пальцем в Егорьеву главку и говорит строго-раздумчиво: – А почему же сияния святости округ главки нет? Не святая картинка это, а со-блаз!.. Староверы так не пишут, со-блаз это. Го-споди, что творят!.. И поглядел строго на скорняка. Скорняк бородку подергал – покаялся: – Прости, Михайла Панкратыч, наклепал я на староверов, хотел приятней тебе по сердцу... знаю, уважаешь, – по старой вере кто... Это мне книжник подсунул, – редкость, говорит. А что сияния-святости нету – невдомек, мне, очень мне понравилось, – тебе, думаю, отнесу на Егорьев День!.. Стали мы читать под картинкой старые слова, церковною печатью; Горкин и очки надел, и строгой стал. Я ему внятно прочитал, вытягивал слова вразумительно, а он не верит, бородкой трясет. И скорняк прочитал, а он опять не верит: “не может, говорит, быть такого... не разрешат законно, потому это надругательство над Святым!” – и заплевался. А я шепотком себе еще разок прочитал: Млад Егорий во бою, На серу сидя коню, Колет Змия в ...пию. Понял, – нехорошо написано про Святого. Горкин стал скорняка бранить, никогда с ним такого не было. – Это, говорит, стракулисты тебе подсунули! они над Богом смеются и бонбы кидают... Пушкина вон взорвать грозятся, сказывал Василь-Василич, смуту чтобы в народе делать! А ты – легковер... а еще книгочий!.. Он это те подсунул, на соблаз. Святого Воина Егория празднуете... – так вот тебе! Взял да и разорвал картинку. И стало нам тут страшно. Посидели-помолчали, и будто нам что грозится, внутри так чуется. Сожгли картинку на тагане. Горкин руки помыл, дал мне святой водицы и сам отпил. А скорняк повоздыхал сокрушенно и стал из книжки про Егория нам читать. ...Завелся в пещерах под Злато-Градом страшенный Змий, всех прохожих-проезжих живьем пожирал, и не было на него управы. И послал к ихнему царю послов, мурины видом... дабы отдал сейчас за него. Змия, дочь-царевну, а то, пишет, всех попалю пламем-огием пронзительным, пожалю жалом язвительным. И стал Злато-Град в великом страхе вопить и молебны о заступлении петь-служить. И вот, вострубили литавры-трубы, и подъезжает к тому Злато-Граду светел вьюнош в златых доспехах, на белом коне, и серебряно копие в деснице. И возвещает светлый вьюнош царю, что грядет избавление скорби и печали, и...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1381...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             2 лютого 2022 р. 10:08 В.Р. Легойда: Чим християнського тим ближче до хаосу та [Ihmepb " ю] У 13-ту Кирила голова Синодального Церкви з В.Р. Легойда в " ю про та реформи церковного життя, про виклики, що стоять перед про ставлення Церкви до сучасних нововведень у та (рос.) 1 лютого 2022 р. 09:25 Митрополит Волоколамський — це не метод проблем, що накопичилися [Ihmepb " ю] 29 у «Церква що виходить на 24» у суботу та голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський на питання Катерини та (рос.) 24 2022 р. 13:31 Митрополит Волоколамський Для визнання соборне Церкви [Ihmepb " ю] 22 у «Церква що виходить на 24» у суботу та голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський на питання Катерини та (рос.) 17 2022 р. 14:34 Митрополит Волоколамський У та США поступки про рухатися [Ihmepb " ю] 15 у «Церква що виходить на 24» у суботу та голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський на питання Катерини та (рос.) 13 2022 р. 11:43 Червона передова Церква. уроки отримали час [Ihmepb " ю] " ю голови Синодального Церкви з В.Р. Легойди «Аргументам та фактам» 1-2, 2022). (рос.) 13 2022 р. 10:59 Митрополит Волоколамский Иларион: Церквам придется принимать нестандартные решения [Ihmepb " ю] В интервью РИА «Новости» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о реакции Русской Православной Церкви на заявления Константинопольского Патриархата, расколе и новых реалиях в мировом Православии, а также о принципиальности преодоления раскола на Украине.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Следующим каноном участники провозгласили, что епископ обязательно должен знать Священное Писание и каноны соборов, 957 что полностью согласуется с мыслью Исидора Севильского . Интересно, что необразованность трактуется как первопричина заблуждений, а значит, и греха. Сходным образом Исидор объясняет, почему не только епископ, но и чтец, должен учиться грамоте: в задачу последнего входит правильно ставить ударения, иначе его чтение будет вызывать неподобающий смех прихожан. 958 И в том, и в другом случае, обучение предполагает прохождение элементарного грамматического курса, который немыслим без примеров из античных авторов. 959 Таким образом, Исидор и участники собора под его председательством смягчают противоречие между языческой и христианской культурой: первая, обладающая великой традицией, служит целям второй. Таковы основные требования, предъявляемые к епископу. Участники собора установили некие «формы контроля» над поведением главы епархии. Так, согласно двадцать второму канону, его репутация должна была быть подтверждена его соседями или домочадцами. Это постановление явно исходит из практики, когда епископы своим недостойным поведением показывают негативный пример пастве. 960 Насколько широко простирается власть епископа в епархии? Отцы собора акцентировали внимание на трех важнейших его обязанностях: следить за поведением подотчетных ему клириков, заботиться о церковном имуществе и вершить правосудие. Благословляя пресвитера на службу в какой-нибудь отдаленной церкви, епископ давал ему книжицу (libellum) с изложением основных богослужебных правил. 961 Во время проведения провинциального собора пресвитеры отчитывались перед епископом о своей службе. 962 Эта норма должна была, наконец, унифицировать порядок проведения литургии. 963 Перед тем как отправиться в предназначенную им епархию, пресвитеры и дьяконы приносили обет жить достойно и благочестиво. 964 Епископ обязан был следить за их нравственностью, в частности, пресекать их попытки вступать в брак с недостойными женщинами. 965 Иначе говоря, все клирики находились под контролем епископа, и ответственность за их поведение возлагалась на него. Таким образом, отцы IV собора в Толедо поставили епископа выше прочих клириков и усилили его роль. 966

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Во второй половине VIII века Израиль оказался на краю гибели, на краю полной политической катастрофы, и этому должно быть духовное объяснение. Осия объясняет: причина катастрофы — измена Богу». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою голови на пленарному (25 вересня 2023 року) [Документи] Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева) [Стаття] Вийшла у Матфея: та богословський контекст» У видано сучасний коментар до книги У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи з ключовими словами –   новини У пройде виставка-форум Слова» робоча голови Ради з керуючим Бердянською чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр. У Баку пройшла двомовного молитвослова азербайджанською та мовами У пройде виставка-форум Слова» Вийшла друком книга Кирила «Щоб був на На допомогу тим, хто На «Спас» пройшов телемарафон, присвячений Дню книги Видано повний переклад Великого покаянного канону Критського тайською мовою На перекладу книги Царств табасаранською мовою У книги «Благочиння як церковного та   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил звершив освячення Володимирського храму в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4433646...

В нем неподдельная кротость соединялась с очаровательной любезностью и составляла постоянное его отличие. Природа не поскупилась наделить его лицо веселостью, глаза ясностью, речь благозвучием и чистотой. Вообще в приятности, соединенной в нем с важностью, было что-то особенно привлекательное, что-то неземное» (X 1, р. 472–473). Особой возвышенностью и риторским эстетизмом наполняется речь Григоры, когда он произносит (или только сочиняет) надгробное слово Метохиту – коллеге-полигистру, объединявшему в одном лице ученого, ритора, поэта, философа, т. е. – настоящему «храму муз». «О поэзия, о красноречие, о добродетели и вся ученость, как скоро с вами произошло то же, что бывает с полевыми лилиями, которые быстро достигают своей величины и красоты, но еще быстрее склоняют свои увядшие стебли и исчезают. Вот ваш божественный храм, великое и славное ваше жилище, – ныне сравнялся с землей, сгубив с собою и вашу красоту» (X 2, р. 478). В чисто эллинском духе Григора обозначает этот храм, т. е. Метохита, высшей риторской лаудационной формулой – называет его «искусством искусств» и «наукой наук» и наделяет идеальной внешней красотой. «Храм муз», конечно же, и внешне должен быть прекрасен – установка любой классицистической эстетики, а именно ее-то и исповедовали византийские гуманисты. Метохит «телосложение имел крепкое и удивительно соразмерное, как будто природа создала его организм по канону и мерке, как весь в целом, так и каждую его часть, каждый член. Украшен же он был кротким взглядом, соединенным с приятной улыбкой» (р. 481). Для византийских гуманистов внешняя красота человека непременно связана с его внутренними достоинствами, является их естественным выражением, знаком и знамением. Последовательно эту гуманистическую позицию выразил на закате Византии и неоязычник Георгий Плифон. У него первое, совершенное и мудрое творение Зевса Посейдон предстает и «самым прекрасным из... творений» 348 . Высшей красотой среди планетарных богов обладает Гелиос 349 и т. п. Вообще красота во всех ее проявлениях была внутренне близка византийским гуманистам и любима ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это была рака святого Сергия, скромного анахорета, который покоится тут в такой богатой гробнице,какой не имеет ни один император. Гроб серебряный,вызолоченный,балдахин из чистого массивного серебра поддерживается четырьмя колоннами из того же металла – дар царицы Анны. Вокруг этой массы серебра, струящей потоки света, мужики, странники, верующие всякого рода в благоговейном экстазе молились, крестились и предавались религиозным обрядам русской церкви. Все это составляло картину, достойную Рембрандта. Ослепительно сверкающая гробница бросала на этих коленопреклоненных крестьян брызги света, заставляя блестеть то голый череп, то бороду, то целый профиль,между тем как весь корпус тонул в тени и терялся под грубой толстой одеждой. Тут были великолепные головы, озаренные усердием и верой. Насладившись этим интересным зрелищем, мы осмотрели иконостас. Невозможно себе представить, сколько драгоценностей вера, усердие или раскаяние, надеющиеся купить небесное прощение, собрали в продолжение веков на этом иконостасе, этом колоссальном экране настоящей копи драгоценных каменьев. Сияния на некоторых образах выложены алмазами; сапфиры, рубины, изумруды, топазы составляют мозаику на золотом одеянии Богоматери, белый и черный жемчуг обрисовывает на нем разводы, а когда уже недостает места, то ожерелья массивного золота, прикрепленные с двух концов, как ручки у комода (цаты. – С.В.), служат оправой для алмазов огромной величины. He хватает смелости счесть стоимость всего этого: наверное, она превосходит несколько миллионов. Без сомнения,совсем простая Мадонна Рафаэля гораздо красивее такой разукрашенной греческой Богоматери, но все же это баснословное азиатское и византийское великолепие производит свое действие...» По-видимому, Т. Готье не посещал ни литургии, ни всенощного бдения, а слышал лишь краткий молебен у раки, когда служит один иеромонах и на клиросе поет один дежурный певчий. Далее он описывает посещение иконописной мастерской, рассуждает, следуя А.-Н. Дидрону, о византийской иконописи и ее влиянии на русскую, а в конце, несмотря на свое несочувствие византийскому канону, отметив некоторые новые веяния в иконах, создаваемых лаврскими иконописцами, говорит: «Эта манера, более нежная и приятная, не имеет недостатков в приверженцах, и образцы ее можно видеть во многих русских современных церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Игумен Всеволод 27 апреля 2019, 20:55 Сорок лет назад в будний день на Светлой седмице оказался на службе во Пскове, в соборе на пасхальной службе. На клиросе неск.бабушек пели пасхальный канон. Меня,москвича поразил и растрогал неспешный напев, другой, не " барыня " . Но больше удивило, что подпевал весь храм, без шпаргалок. Еще меня поразило то, что я ВПЕРВЫЕ услышал слова и поразился их глубине, впервые уловил смысл и это меня переменило. С тех пор я стал интересоваться содержанием службы и очень расстраиваюсь, что большинству это недоступно. Не потому, что,якобы, язык непонятен, а потому, что мы, священники не радим о благоговейном пении и чтении. Сейчас многие прихожане на службе стоят с текстами и мне порой стыдно, что хор Ольга 27 апреля 2019, 19:53 Не понимаю, в чем проблема. Может, прежде чем менять службу, организовать работу транспорта ночью? Одессе транспорт работает всю пасхальную ночь - не весь, а только маршруты к храмам. Что такое ваш московский распев, я не знаю, но у нас поют быстро, но четко. А когда батюшка выходит кадить, петь канон прекращают. Елена 27 апреля 2019, 18:25 Прекрасная статья, грамотная и с любовью к Церкви, к богослужению. Много лет на лекциях по литургике говорю почти то же самое. Рада, что нашелся единомышленник. Не нужно противопоставлять скороговорку- " барыню " и знаменный. Мол, если для автора первое плохо, давайте теперь петь канон долго и протяжно. Можно и мелодию " барыни " спеть неторопливо, четко и со вниманием к словам. Тогда молящиеся поймут его слова. Проблема невнимания к канону на службе не столько в мелодии, сколько в бездумном и торопливом его исполнении. И в шумных ответах " воистину воскресе " во время его исполнения. Почему бы не чередовать пение и пасхальные приветствия? С Великой субботой и наступающей Пасхой! Елена 27 апреля 2019, 15:54 A почему детская радость - это плохо? Сам Господь говорил: будте как дети. Мне очень нравится эта служба - пусть немного суетливая, но зато яркая,радостная, понятная мелодия, можно даже по книжке подпевать. Всегда стараюсь сходить в это время в храм,если есть возможность. А если куличи святить после Пасхальной Литургии, то будем думать всю службу о том, как бы кулич в толпе не раздавить.Очень хорошо,когда это можно спокойно сделать в субботу, не торопясь на службу.

http://pravoslavie.ru/120819.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010