Начинается игра в парламент, выступают на сцену новые претенденты на Бисмарка в роли новоиспеченных председателей совета министров, претендующих на власть самодержца. Появляются новые чиновники, насаждаемые Столыпиным и не знающие, кого слушать. Центр разрушения сосредоточивается в государственной говорильне. Старые баре, со всеми достоинствами и пороками своей среды, со­блазняются плодом революционной Евы. Подполье терпеливо выжидало пока либералы во главе с земцами и общественными деятелями, в симбиозе с ев­рейством не подготовят почвы. Все лавры разрушения России выпадают на долю либеральной интеллигенции, а лавры февральского переворота на долю изменников-генералов и думских заговорщиков. Большевики пришли уже на готовое и как могильные черви набросились уже на труп великой России. Тщетно ищем мы в аккорде разрушителей большевиков: они си­дят себе в эмиграции и пережевывают марксистскую жвачку, проделывая лишь иногда охотничьи экскурсии в Россию в погоне за сановниками. Эсеровским эмигрантам принадлежит заслуга внушения западной Европе легенд об ужасах царского самодержавия. На этой почве подготовляется самый подлый акт пре­дательства в ставке, руководимый думскими деятелями во главе с президиумом и членом Думы Гучковым. Армия вступила в мировую войну уже реорганизованной после японской войны: на поле сражения враг ее не победил. В стенах же Думы готовился военный заговор, кристаллизовавшийся вокруг Гучкова. Следствием этого заговор, является измена командного состава в лице генералов: Алексеева, Брусилова, Рузского и др. и всех почти главнокомандующих фронтами. В ореоле славы и исполненного долга вошли в исто­рию все генералы Отечественной войны 1812 года. Во мраке срама, заклейменные изменою сходят со страниц истории высшие командиры непобежденной русской императорской армии Великой войны, в ставке предающие своего Царя, а на чужбине впоследствии отрекшиеся от лозунгов императорской армии и упразднившие народный гимн. Много преступных и мрачных фигур проходит пе­ред нами на кинематографической ленте февральских дней. Можно, конечно, говорить о повальном бреде их захва­тившем, можно допустить, что они не ведали того, что творили, но дело совершено и прошлого не вернуть. Тлет­ворное дыхание государственной Думы коснулось армии. Нить заговора через офицеров Генерального штаба новой форма­ции потянулась в ставку, а генерал Поливанов в мини­стерстве подводил под армию мину будущего приказа N 1.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/19/...

В начале 1946 года поднялся вопрос о том, чтобы отцу Федору и Шуре перевестись на работу на комбикормовый завод под Москву за Б. В марте отец Федор уехал туда один, а Шура с детьми и бабушкой осталась временно на станции Т. Для меня переезд отца Федора под Москву был очень огорчителен. Ведь в те годы, когда я жила в Ярославле вдали от него, он продолжал быть для меня самым заботливым духовным отцом. Не взирая ни на какие внешние обстоятельства, ни на плохое состояние здоровья, кроме только тех случаев, когда ему был предписан строгий больничный режим, он, как видно из вышеизложенного, всегда и везде находил возможность поисповедовать и причастить меня, и делал это по собственной инициативе. Просить его или напоминать ему было не нужно. В апреле 1946 года у моих студентов началась педпрактика, так что я могла спокойно взять себе двухнедельную командировку в Москву и уехала туда на Страстную и Пасхальную недели. Отец Федор знал о моем приезде и встретился со мною у одних знакомых в Страстной Четверг (вероятно, у него был бюллетень, так как он всю неделю мог служить). Он мне сказал, чтобы я вечером в Великую Пятницу была бы у Александры Ивановны . Он служил у нее утреню Великой Субботы с погребением. Утром в Великую Субботу он служил литургию. За этими службами, кроме Александры Ивановны и меня, присутствовала Лиза Булгакова. Все мы трое исповедовались и причащались. Это была последняя тайная литургия отца Федора, на которой я присутствовала. И я была очень благодарна за то, что мне было разрешено быть на литургии Великой Субботы, которую я ждала в течение целого года. Во время моего пребывания в Москве в церковной жизни произошло одно знаменательное событие – открытие Троице- Сергиевой лавры, совершившееся в Страстную Пятницу. Я поехала в Лавру на второй день Пасхи к литургии и после нее разговаривала с наместником Лавры архимандритом Гурием, с которым была знакома в прежнее время в Ленинграде. Он мне рассказал, как он был вызван из Средней Азии Патриархом Алексием для налаживания в Лавре монастырской жизни. К осени он должен будет отсюда уехать, так как намечается его хиротония во епископа Ташкентского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Стефан Севастофор, пожавший малозаслуженные лавры в войне с Ма-ниаком, спустя пять месяцев после отпразднованного триумфа сам пострадал за участие в заговоре. Он был обвинен в том, что желал возвести на императорский престол стратига Мелитины, патриция Льва Лампроса. В июле 1043 г. евнух был пострижен в монахи, имущество его конфисковано и он отправлен в ссылку. Несчастный же Лев Лампрос 701 подвергнут был жестокой пытке, ослеплен и с позором был возим по улицам столицы; спустя некоторое время он умер, не вынеся страданий. 702 Этот заговор – дело темное, чем он был вызван – трудно сказать. Можно, впрочем, догадываться, что зависть и клевета играли не последнюю роль в участии евнуха Стефана: его лавры не давали покоя завистливым царедворцам, 703 и те не прочь были поуменьшить его торжество. Самое сильное и опасное восстание против Константина Мономаха было произведено Львом Торником в 1047 году. Сила и опасность его обусловливались тем, что оно примыкало к тем элементам разделения, которые издавна существовали в византийском государстве и были так грозны. В этом восстании нашла для себя выражение противоположность между западной и восточной, европейской и азиатской половинами государства – противоположность, заявлявшая о себе еще при Романе III. Македонская партия не переставала питать недовольство по поводу того, что влияние не попадало в ее руки. При Мономахе, выходце с Востока, значение ее не могло усилиться сравнительно с прежним временем. От-тогояа Западе постоянно был готовый материал для образования противоправительственного движения; ожидалось только удобное время и повод. При Мономахе македонская партия сгруппировалась вокруг Льва Торника. Род Торников, если даже допустить, что он вышел из Великой Армении, 704 совершенно акклиматизировался в Македонии и имел недвижимую собственность в Адрианополе. На Льва Торника с юных лет возлагались надежды, что он явится представителем македонской партии и, взойдя на престол, даст ей перевес. Двигателями заговора Торника являются македоняне, силы заговорщиков набираются в Македонии, базисом военных предприятий служит Адрианополь. Войска заговорщиков опасаются только восточного войска, движение и было подавлено восточным войском. К македонянам примкнуло отчасти славянское население.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

99 . Предстоятель, а в его отсутствие старший священник (так по 7 гл. Типик), или же чтец (так по Служебн, Часослову и вышеуказ. изд. Киево-Печерск. лавры, л. 1 на об ): Аминь. Приидите поклонимся 3, и предпачинательный 103 псалом: Благослови, душе моя, Господа... 100 . После псалма: Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. В то время, когда читается псалом, священник, с открытою головою стоя пред царскими вратами, читает светильничные молитвы, числом 7. Потом произносить великую ектению: Миром Господу помолимся..., 101 и возглас: Яко подобает тебе, а лик поет: Аминь. Лик же начинаете: Блажен муж..., первый антифон первой кафизмы 102 . После 1 антифона – малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся..., 103 возглас священника: Яко твоя держава... и пение лика: Аминь. Второй антифон первой кафизмы; а после него малая ектения, возглас: Яко благ и человеколюбец и аминь. Наконец, третий антифон первой кафизмы, во время которого, по 2 гл. Типикона, священник входите в алтарь (обыкновенно же, при сослужении диакона, в алтарь он входить ранее – по прочтении светильничных молитв). В третий раз произносится малая ектения 104 , за которой следует возглас священника: Яко ты еси Бог наш... и пение лика: Аминь. Сделав возглас, священник влагаете в кадильницу фимиам (ладан), благословляет ее с молитвою кадила: Кадило тебе приносим..., и кадит алтарь, весь храм, настоятеля, лики и всю братию (см. 9 гл. Типик.) Каждение на великой вечерни, по 2 гл. Типикона, может совершать и диакон, а в изд. Киево-Печ. лавры прямо сказано: «Посем (т. е. после возгласа священника) диакон, прием кадило и взем благословение, кадит престол, жертвенник, горнее место, весь алтарь и предстоятеля, исходит же и пред царския врата и кадит иконы, лик и предстоящих во храме». В это время во глас первых стихир на Господи, воззвах первый лик начинает пение 140 псалма. Господи, воззвах к тебе, услыши мя... Второй лик поет: Да исправятся молитва моя... И по чину стихи: Положи, Господи, хранение устом моим...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Отец Стахий имел и еще одну добродетель. Когда его старец сильно болел и Стахию приходилось ухаживать за ним, у него совсем не оставалось времени на то, чтобы заниматься рукоделием, которым они добывали средства на жизнь, и он не стыдился просить милостыню со свойственным ему тихим, благородным, молчаливым смирением. Удаление от мира, безмолвие, кротость стяжали и многие особножительные отцы. Одним из них был приснопамятный Феофил, которого все монахи Великой Лавры вспоминают с уважением. Он был сторонником общежития 296 , жертвенно верен своему послушанию, верен даже до смерти, ревностен во всем, любим всеми и желанен для всех. С совершенным беспристрастием и отстраненностью он относился к своим родственникам и ко всему миру, был мягок, приятен в словах и любил безмолвие и молитву. Часто он уходил помолиться в небольших церковках, расположенных в окрестностях Лавры. Поистине, отец Феофил показал себя другом Божиим 297 , а вся его жизнь была постоянным преодолением естества. Монах Иоасаф из Святой Анны ни разу не стал ни для кого причиной соблазна. Это был живой пример послушания, кротости и долготерпения. Почил он в 1947 году. Кротостью и незлобием отличался ученый монах из Святой Анны Софроний Византийский. Он был составителем и главным редактором газеты «Новое слово», а также секретарем скита. Подвизался в безводной каливе в районе Певкос и почил в 1947 году. Был один монах, который за тридцать лет своей жизни на Афоне не огорчил ни одного человека! В безмолвной местности Старого Руссика жил мирный монах старец Онисифор. Он был настолько смиренным, что одним своим видом притягивал к себе людей. Лаврский врач монах Спиридон (Кабанаос), помощник и утешитель больных и немощных отцов и братий, пустынников и общежительных монахов, нестяжательный, кроткий, отличался своим непамятозлобием и готовностью прощать. Когда некоторые люди злословили и оскорбляли его, он проявил терпимость, сказав Господни слова: если я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? ( Ин.18:23 ) – и простил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вдруг Захария почувствовал в себе ревность о правде. “Нет, не стану, не буду давать ложную клятву. Ты сам покайся и поцелуй икону, а я в церкви уже прикладывался к иконам”.— “А, вот как”, — вскричал преступник, сел на Захарию верхом, и ну с удвоенной силой топтать и бить его. Кровь хлынула у Захарии из горла, носа, ушей. Он весь был в ранах. Федор ударил Захарию бездыханного по нижней челюсти, и с такой силой, что сшиб с места салазки (нижнюю челюсть). Но Господь не оставил Своего избранника. Захария внезапно почувствовал в себе особую силу, кулаком вправил себе челюсть, схватил Федора, сбросил с себя и ну бежать, что есть силы. Выбежал во двор, не помня себя, все бежал, бежал, пока, наконец, совершенно не ослабел, потерял сознание и упал, обливаясь кровью. Это было в Рождество Христово. Наутро нашли Захарию, думали, что он мертв, но, заметив признаки жизни, снесли в лазарет. 15 дней страдалец лежал без памяти. После этого злополучный Федор еще одного монаха убил, его увезли из лавры в тюрьму. Больной ухаживает за больными После такого избиения 23-летний Захария потерял почти все зубы. И без того слабый здоровьем, теперь он стал совсем немощным и никак не мог оправиться. Его определили на более легкое послушание в больницу. Там в лазарете лежало 12 человек. Захария чувствовал себя очень плохо и впервые захотел лечиться. У всех больных были лекарства, и стал Захария, не разбираясь, пить по ложечке каждого лекарства от каждого больного. Как он не отравился? Это удивительно. Захария все время чувствовал сильную боль в груди и голове. Тело у него было все опухшее. За больными Захария ходил с великой любовью, все время творя непрестанную молитву. Чудо воскрешения покойника Здесь в больнице лежал скитский послушник. Когда ему сделалось очень плохо, его посадили на стул и больной предал дух свой Богу. Перед тем, как выносить в мертвецкую, покойника положили на койку. Захария же, пораженный такой быстрой смертью послушника, начал молить Господа: “Господи, воскреси этого человека. Тебе все возможно”. В простоте сердца молился: “Воскреси его, Господи”. И вдруг послушник ожил, пошевельнулся и сказал: “Сколько часов”.— “А тебе сколько нужно?” — “Все часы нужны…”

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

Исх. 28:9–16 ). Поэтому-то начавшееся потрясение и сокрушение еще и теперь не прекращается, но успевает на худшее, увеличиваясь от варварских нападений. Ибо когда мирской беспорядок и замешательство стали усиливаться и вся римская держава со всеми своими делами (χρμασι) и телами (σμασι), чтобы не сказать и самыми душами, погибала и уже сходила на нет (ες то μηδν ηδη χωροσες) по причине чрезвычайно умножившегося в роде нашем греха, обитавшие на божественной Горе (ο το θεου ρους) вместе с предстоятелем постановляют разумное и вместе благородное, весьма сообразное (πρς τρπου ) с достоинством их добродетели решение. Ибо, выбрав из священных тех монастырей (φροντιστηρων), а особенно из великой лавры Афанасия, как в значительной мере и разумом, и добродетелью, и человеколюбием, и опытностью превосходящей прочих, выдающихся по добродетели и почету, с общим правителем (κаθηγεμνι) Горы посылают в качестве послов к царям, прося предпочесть прекраснейший мир гибельному возмущению и, отложив в сторону оружие, пожалеть родственную кровь, приняв во внимание общую погибель народа (γνους), а лучше «поострить мечи свои» на общих врагов, ибо таким образом и Божественную силу, и их молитвы они будут иметь споспешествующими себе, – если же нет, то все противоположное. После такого прекрасного и благовременного решения отцов в числе первых избирается и великий Савва, и много было разговоров о нем, так как и глава кинота(κουνο), и все вместе подавали голос за него. Но для него это казалось новым некоторым беспокойством и затруднением, так как он уже давно раз и навсегда оставил все это и непрестанно был занят Богом и Его созерцанием. Кроме того, и кое-что из будущего ясно уже прозирая, он не удостаивал даже внимания просивших об этом. Поэтому, часто понуждаемый к этому предстоятелем лавры и братиями и много упрашиваемый ими, он оставался совершенно непреклонным. Когда же глава посольства, разумею вышеупомянутого общего начальника (προσττης) Горы, не переставал понуждать божественного Савву к этому, отказываясь без него даже прикасаться к предлежащему посольству и отвязывать, как говорят, причалы, потерпев такую неудачу с самого начала (так смотрел священный тот старец (πρεσβτης) на лишение дивного Саввы и сопутствующей с ним благодати), убеждают наконец, а лучше, силою и против его желания заставляют великого, собравшись опять все вместе, – ибо любовь, говорят, имеет в себе и некоторое насилие – принять посольство.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Вместо великой ектении, как в полном чине, следовала малая сугубая ектения, состоявшая из двух только прошений: «помилуй нас Боже...» и «еще молимся о оставлении грехов рабу Божию, имярек, рцем вси». Непосредственно по возгласе, следовал отпуст, после которого читались две, известные уже, молитвы на снятие кукуля. Если желающий принять великосхимничество не имел еще иноческой степени, был мирянином, или же это был больной, желавший пройти сразу две иноческие степени, чтобы умереть великосхимником, как это было в обычае в то время, то происходило соединение сразу двух чинопоследований: малого и великого образа. Сначала над таким человеком нужно было совершать «все действо по указу малого образа«. По 17-й кафизме, во время которой, обычно, происходило выстригание «гуменца», следовал канон великого образа и затем продолжали изложенный сокращенный чин великого образа. Были и еще в употреблении сокращенные чины великого образа, таков, напр., «чин великого ангельского образа, сокращен вмале, нужда ради«, имеющийся в двух рукописных обиходниках XVII века Троице-Сергиевой Лавры 562 . Но эти чины великой схимы можно назвать сокращенными только потому, что в них опущены стихиры и канон «образу». Во всем прочем, эти чины сходны с полным чином великой схимы, как он совершался на литургии. Мотивы, по которым стали появляться эти сокращенные чины великой схимы, весьма подробно раскрытые архимандритом Иннокентием 563 , приводятся в том же иноческом Потребнике 1689 года. В помещенном здесь, после краткого чина схимления, объяснении, прежде всего, заявляется, что в великорусских и малорусских переводах, как в печатных, так и в рукописных, указано совершать пострижение на литургии, что совершенно согласно с «уставом иерусалимския и греческия земли и всех прежних святых богоносных отец«. Такое, приспособленное к литургии, последование пострижения, в данном Потребнике «нерушимо обретается». Русский обычай, как видим далее из этого объяснения, был иной: «зде у нас, в велицей России, по обычаю сему мало творимо обретается, еже во святей литургии постризати«.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

3486 . – 2 ноября. О препровождении к иеромонаху Арсению Мацеевичу на рассмотрение сочинения «О Полтавской победе» По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по резолюции Кабинета Её Императорского Величества, подписанной на синодальном сообщении сего года сентября 21-го дня о книге торжества июня месяца в 27-м числе в Троице славимому Богу о великой Богом дарованной победе блаженной и вечнодостойной памяти Государю Императору Петру Великому над Свейским королём Карлом вторым на десять и воинством его, содеянною под Полтавою в лето 1709-е, которою резолюциею велено: ежели во оной книге есть какие слова и изображения, которые досадительны быть могут, то оные выставить, однако ж прежде переправя, подать для апробации в Кабинет. Приказали : со оной книги копию отослать ко обретающемуся в Санкт-Петербурге конционатору иеромонаху Арсению Мацеевичу и велеть ему находящиеся в той книге слова и изображения, которые досадительны быть могут, назначить к выключению, а вместо оных против их приписать иные по приличеству и по учинении того подать Святейшему Правительствующему Синоду при доношении немедленно, и о том к нему, иеромонаху Мацеевичу, послать указ. 3487 . – 5 ноября. О предписании Слуцкому архимандриту и Виленскому старшему иеромонаху не допускать к священнослужению бежавшего к униатам иеромонаха Сенеки Залуцкого и доставить его в Св. Синод По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению преосвященного Рафаила, архиепископа Киевского, о двократном из Киево-Печерской лавры иеромонаха Сенеки Залуцкого за Российский рубеж в Польскую область в литовскую нацию побеге, и о преклонении его из благочестия на унию, и что он в тамошних церквах, в благочестии содержащихся, новосмышленным униатским образцом (кроме всякого приуготовления и надлежащей проскомидии) священные литургии служить дерзает, в чём-де немалая обстоит опасность, дабы церкви тамошние и монастыри, яко во благочестии не утверждённые и силы в том не сведущие, в крайнее не пришли униатское заблуждение; а Киево-Печерской лавры от архимандрита Илариона для ведома его преосвященству сообщено, что-де оный Залуцкий нации польской, города Каменца, в тое Лавру принят 1721-го, а пострижен 1722-го годов, а у состоявшихся-де присяг в верности Её Императорскому Величеству в 1730-м году был ли, о том в той Лавре неизвестно, а в 1731-м году подлинно был. Приказали : послать к его преосвященству указ, дабы от его преосвященства к пребывающим в Слуцке архимандриту и к Виленскому старшему иеромонаху пристойным образом было подтверждено, чтобы оного Залуцкого не токмо во имеющиеся тамо православные монастыри не допускали, но и никакого с ним сообщения (ежель чрез оные ни под каким секретом не можно того, чтоб его захватя, вывезть в Россию, учинить) не имели; також о достатии того Залуцкого в Россию чрез какие благоизобретения возможно и о присылке его в Святейший Синод и в Иностранную Коллегию послать указ же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдел V Глава XVI. Труды высокопреосв. Филарета по храмосоздательству «Все это стоило больших трудов, а паче скорби» 287 . В своём месте мы видели рассуждения высокопр Филарета о значении строения храмов в обителях, выраженные им в одном письме к Архиепископу Рязанскому Гавриилу. «Хорошо строить, – писано было в письме, – и великолепные храмы в обителях, но ещё нужнее устроять внутренние храмы в обителях попечением настоятелей об иноческой по Бозе жизни, в которой ощущается великое оскудение в наше время». И что же? Из всех, изложенных нами, сведений и фактов кто не видит, что высокопр. Филарет имел, по слову Апостола, добру совесть, чтобы выразить сказанную истину так, чтобы проповедуя другим, не быть самому в этом отношении, по выражению того же Апостола, – неключимым... По званию и долгу Настоятеля Лавры не он ли всеми своими и официальными распоряжениями, и дивными действиями, и отношениями к братии, и словом, и примером, и всею своею истинно подвижническою жизнью являл примерно-ревностное святоотеческое попечение, первее и паче всего именно об устроении внутренних храмов в духе истинной иноческой по Бозе жизни в среде всех собратий от высших до низших и последнейших? Не это ли попечение его было, несомненно, влиятельно и благотворно так, что и сами преемники его, один за другим, с полною готовностью до послушания засвидетельствовали свою ревность, чтобы, по выражению одного из них, «поучаться сим его добродетелям и ходить по светлым стезям его, дабы стяжать тот великий дух, с которым так благоуспешно и благоплодно действовал он во всём его домостроительстве в Великой святой обители», Ея же Настоятельница есть, по благоговейному выражению в Бозе почившего, Сама Преблагословенная Пречистая Богородица. Ещё при самом первоначальном устройстве первых двух домовых храмов было замечено, что это дело не было чем-то в роде затейливости или желания оставить память о своём строительстве, но совершалось соответственно духовным потребностям, живущих в Лавре, братий и всех приходящих в нее богомольцев; тоже должно наперед сказать и обо всех других действиях его в этом роде. О последних следует ещё присовокупить то, о чём, при всем своём смирении, терпении и благодушии, сам в Бозе почивший по поводу некоторых построек засвидетельствовал: «Это стоило больших трудов, а паче скорби " 288 , вследствие разнообразных препятствий и интриг со стороны некоторых сильных и влиятельных лиц, что увидим подробно в своём месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010