В Москве пройдет концерт, посвященный подвигу священников в Великой Отечественной 17 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В исполнении мужского хора московского подворья Троице-Сергиевой лавры прозвучат шедевры церковной музыки. Слушателям представят российскую премьеру духовного концерта композитора русского зарубежья Бориса Ледковского, сообщили организаторы мероприятия. Концерт русской духовной музыки «Преславная днесь», посвященный подвигу священнослужителей в годы Великой Отечественной войны, состоится 11 мая в Большом зале Московской консерватории. В исполнении мужского хора московского подворья Троице-Сергиевой лавры прозвучат шедевры церковной музыки. Слушателям представят российскую премьеру духовного концерта композитора русского зарубежья Бориса Ледковского, сообщили  организаторы мероприятия. На концерте среди зрителей ожидаются ветераны Великой Отечественной, которым подворье лавры предоставило в зале часть бесплатных мест. Созданный в 1994 году коллектив мужского хора подворья регулярно принимает участие в патриарших богослужениях в Успенском соборе Кремля. Источник: Интерфакс-религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-moskve-projdet-konce...

Единственно, что может быть привлечено нами в качестве материала при выяснении вопроса о θαλαοοοδον’е, это – наблюдения над устройством древних каменных престолов в киевских храмах, сооруженных, как известно, по византийским планам. Прежде всего, в данном случае серьезного внимания заслуживает устройство престола в главном алтаре великой церкви Киево-Печерской лавры 189 . В престоле великой лаврской церкви, с восточной стороны, действительно оказывается углубление в виде как бы ниши. Оно имеет в размере, приблизительно, 0,84 м. ширины и 0,37 м. высоты. В настоящее время престол великой лаврской церкви покрыть серебряными досками и определить описываемое углубление в престоле можно не иначе, как открывши дверцы с восточной стороны престола. Каменный престол обтянут толстой холстиной, сохраняющейся, по всей вероятности, от времен покрытия престола серебряными досками в 1755 году 190 . Эта холстина, давая возможность измерить, нащупываем, приблизительную ширину и высоту ниши, не позволяет определить глубину ниши, как и вообще скрывает от глаз исследователя общее устройство ниши 191 . В «Главной церковной и ризничной Описи Киево-Печерские Успенские лавры, часть I», сделанной в 1879 году и представляющей собою, в большинстве случаев, воспроизведете таковой же «Описи» 1779 года, о престоле великой церкви сказано, что он состоять из четырех каменных, кругом оштукатуренных стенок, с четырехугольным отверстием в восточной стороне, и покрыть сверху доской красноватого мрамора. На основании столь скудных данных из «Описи» трудно доказать принадлежность нынешнего престола великой лаврской церкви к великокняжеской поре. Но, зная вообще о расположенности насельников Киево-Печерской обители оберегать древние формы и при возобновлении приходящих в ветхость памятников старины удерживать, по возможности, их первоначальный вид, мы можем догадываться, что если даже нынешний престол великой лаврской церкви и не сохранился в целости от эпохи первоначального своего устроения, но, по требованию всеразрушающего времени, подвергался реставрации, то эта последняя всегда производилась с заботою о сохранении за престолом первоначального его вида 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Саввы, в таком виде. После кончины св. Саввы (532 г.) Нонн и его последователи, почитая смерть Саввы удобным для себя моментом, начали распространять то зловерие, которое они скрывали в глубине души 188 . В то время Дометиан, игумен обители Мартирия, и Феодор, но прозванию Аскида, настоятель Новой Лавры, сильно заразившись учением Оригена , отплыли в Константинополь и там, притворно показывая себя защитниками Халкидонского собора, при содействии вышеупомянутого Византийца Леонтия (который, по-видимому, после отвержения его Саввою жил в столице), сделались близкими к папе Евсевию, а через него и к самому императору Юстиниану. Вскоре Дометиан становится епископом Галатийским, а Феодор – Кесарийским. Нонн, благодаря их поддержке, смело сеет семена Оригеновы во всей Палестине 189 . Леонтий уезжает из Константинополя и начинает работать рука об руку с Нонном. В Новой Лавре собрались все главные виновники ереси (оригенизма). Леонтий Вини ни йский обнаруживает особенную ревность в пропаганде ереси, будучи давно недоволен блаженным Саввой (разумеется, за публичное отвержение и посрамление), он дал всем еретикам совет вооружиться и приступить к разрушению Великой Лавры (св. Саввы). Потому они и пошли вместе с Леонтием и прочими монахами, пинанными из Лавры, в обитель блаженного Феодосия, надеясь привлечь к себе здешних насельников, но были отвергнуты. Тогда еще с большим озлоблением они устремились на задуманное дело. И только благодаря тому обстоятельству, что они заблудились по дороге, их преступное намерение не было приведено в исполнение 190 . Затем, Леонтий хлопочет о принятии в Великую Лавру изгнанных оттуда за оригенизм монахов, и Евсевий, епископ Кизикский, будучи обманут словами Леонтия ( π τν Λεοντου λγων πατηθες) 191 и ничего не зная о ереси, призвал к себе авву Геласия (игумена Лавры) и принуждал его принять изгнанных. В то же время бывший вместе с Евсевием в Иерусалиме патриарх Антиохийский Ефрем, услыхав о том, что произвели оригенисты во Иерусалиме, воодушевился мужеством и соборным определением, состоявшимся в Антиохии (в 542 г.), предал проклятию Оригеновы догматы .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Следует отметить, что к настоящему времени некоторые предметы из сокровищ, запечатленных Н. П. Кондаковым на фотографические пластинки, безвозвратно утеряны или погибли, и поэтому его труды представляют сегодня еще большую историческую ценность. В конце XIX века библиотека Лавры святого Афанасия была одной из самых богатых библиотек Афона. Что же касается составления каталога хранящихся в Лаврской библиотеке книг, то даже во второй половине XIX века афонские насельники рассматривали это как новое дело, не имеющее к тому же особой срочности. Задача по составлению каталога греческих рукописей в первую очередь стояла перед учеными-греками, и летом 1880 года доцент греческой истории и палеографии Афинского университета Спиридон Ламброс был послан на Святую Гору для систематизации рукописных богатств афонских обителей. С помощью четырех студентов, сопровождавших его в этой поездке, С. Ламброс проделал громадную работу, составив подробный каталог 5766 греческих рукописей, хранившихся в 20-ти святогорских обителях (в это число вошли книгохранилища Протата в Карее и скита святой Анны). Но, к сожалению, рукописи библиотеки Великой Лавры остались необработанными, поскольку «истощение сил трудившихся лиц, глазная болезнь Ламброса, лишили его возможности составить каталог греческим рукописям двух больших и знаменитых обителей – Лавры и Ватопеда. Несмотря на это, важному делу, систематическому описанию греческих афонских рукописей, положено твердое основание; дело это может даже считаться исполненным, за изъятием самой малой доли его» 172 . С. Ламбросу пришлось впоследствии столкнуться с большими материальными затруднениями, связанными с изданием каталога, в результате чего труд, оконченный им осенью 1880 года, оставался не изданным до августа 1888 года, пока сам автор не решил на собственные средства напечатать первую часть первого тома, или, по его выражению, «одну двенадцатую часть всего каталога» 173 . Что касается систематизации рукописей Лаврской библиотеки, то этот труд оставался не завершенным еще долгое время. В книге выдающегося французского византиниста Шарля Диля (1859– 1944), впервые увидевшей свет в 1943 году, упоминается о том, что «недавно появился первый том актов Лавры, то есть самого старого из монастырей Афона» 174 . В настоящее время в стенах Лаврской библиотеки хранится 2046 рукописей, из них 470 написаны на пергаменте. Другая секция библиотеки содержит свыше 10 тысяч печатных томов, среди которых имеется много инкунабул 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

202 Если в Минее нет песнопения на Славу, то в этой книге после стихир на Господи, воззвах печатается богородичен с надписью: «Слава и ныне, богородичен», а после него крестобогородичен (см., напр., 17 октября, 10 и 19 ноября). Так как сей богородичен, в отличие от Славы, когда она есть, положен на один глас со стихирами на Господи, воззвах, то нередко над ним надписано «подобен» (см., напр., 5 нояб.). Так его называет и Типикон, в котором сказано: «аще имать святый самогласну стихиру, и поем ю на Славу. Аще ли ни; Слава, и ныне, богородичен, подобный стихирам Минеи» (чит. 9 гл.). 203 9 гл. Типикона этого возглашения не указывает, а потому в некоторых местах оно не произносится; но в изд. Киево-Печер. лавры: «Последование вечерни... оно показано (л. 3), что согласно и с предписанием Типикона, содержащимся, впрочем, не в 9 главе, а во 2, излагающей порядок великой воскресной вечерни. где эти слова назначено произносить диакону. 204 О возглашении канонархом стихов совершенно ясно говорится как во 2 гл. Типикона, трактующей о воскресной службе, так и в 9, трактующей о седмичной службе; но о возглашении им прокимна определенно говорится только во 2 гл. Эту оговорку мы делаем ввиду того замечания, которое сделано Типиконом в последовании среды Сырной седмицы (чит. об этом ниже). 205 В 9 гл. Типик, не сказано, кем произносится, по в изд. Киево-Печер. лавры говорится, что иереем (л. 3). 206 Отдел, начиная со слов: Мир всем, и оканчивая возгласом: Буди держава, в 9 гл. Типикона опущен, но он, как указанный в Служебнике и во 2 гл. Типикона, вводится в состав и вседневной вечерни. Указывается он, хотя кратко, и в изд. Киево-Печер. лавры, л. 3. См. также служб, во св. и великий понедельник, в нед. Ваий вечера, л. 6, – особ. изд. По Служеб. (стр. 21) и по 2 гл. Типик., слова: Главы, наша Господеви приклоним, произносит диакон, но это предписание относится не ко вседневной вечерни, в отправлении которой, и по Типик., и по вышеуказанн. изданию Киево-Печерской лавры, диакон не принимает участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Расположение лопаток на углах здания подчеркивает его объем. Эти особенности Б. А. Крицкий отмечал в большинстве приписываемых К. построек и считал одними из главных средств архитектурной выразительности, к-рые использовал мастер ( Крицкий. 1954. С. 13). В декоре оконных проемов братской кухни были использованы лучковые сандрики и массивные непрофилированные обрамления (в 1952-1957 гг. здание было восстановлено после пожара во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). «Ковнировский» корпус Киево-Печерской лавры. Сер. XVIII в. Фотография. 2013 г. «Ковнировский» корпус Киево-Печерской лавры. Сер. XVIII в. Фотография. 2013 г. Авторству К. приписывают фронтоны, а часто и все здание бывш. пекарни с просфорней в вост. части Соборной пл. Верхней лавры. С 30-х гг. ХХ в. корпус получил название «Ковнировский»; тогда же под изображением колокольни на Дальних пещерах в путеводителе «Киев» появилась надпись: «Apximekm-kpinak Стефан Kobhip» (Киïв: Npobiдhuk/Ред.: Ф. Ернст. К., 1930. С. 518). Это каменное сооружение было возведено вскоре после пожара 1718 г.; К. участвовал в его реконструкции 1744-1745 гг. Зап. фасад здания завершают 5 фигурных фронтонов, различных по форме и декору; вост. фасад - 4 треугольных фронтона. Их отличительными чертами являются постановка (кроме фронтона пекарни) вдоль длинной стороны здания и свободное расположение относительно основного объема. Живописность композиций фронтонов достигается пластикой архитектурных деталей и растительным орнаментом, линии которого подчеркивают тектоническую основу и архитектурные формы сооружения. По мнению Крицкого, в декоре Ковнировского корпуса прослеживается влияние резьбы по дереву, а истоки творчества К. исследователь видит в народном зодчестве ( Крицкий. 1954. С. 14). Чередование лопаток с дверными и оконными проемами и оконные обрамления здания перекликаются с архитектурными решениями корпусов лавры 3 и 4 ( Он же. 1959. С. 114). В 1958-1963 гг. корпус был восстановлен по проекту архитекторов М. М. Говденко и Е.

http://pravenc.ru/text/1841620.html

Лит.: Самуил (Миславский), еп. Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры. К., 1805. С. 132-133; Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1831. С. 145; Ундольский В. М. Иосиф (Тризна), редактор патерика Печерского//ЧОИДР. 1846. Кн. 4. Отд. 4. Смесь. С. 5-10; он же. Замечания для истории церк. пения в России. М., 1846; Макарий (Булгаков), митр. Обзор редакций Киево-Печерского патерика, преимущественно древних//ИОРЯС. 1856. Т. 5. Вып. 3. Стб. 129-167; он же. История РЦ. Кн. 7. С. 22, 33, 41-45, 62, 438; Яковлев В. А. Древнекиевские религиозные сказания. Варшава, 1875. С. 56-64; Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. СПб., 1884. Т. 3. С. 133, 135; Эйнгорн В. О. О сношениях малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича//ЧОИДР. 1893. Кн. 2. Отд. 4. С. 1-370; Лебединцев П., прот. Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии, с фасадами великой лаврской церкви, планом ее и планом пещер. К., 1894. С. 126; Истомин М. И. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры//ЧИОНЛ. 1898. Кн. 12. Отд. 2. С. 3-19; Отчеты о заседаниях имп. ОЛДрП//ПДП. 1901. Т. 141. С. 19-20; Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб., 1902. С. 98-109; он же. Патерик К., 1930; Титов Ф. И. Иосиф (Тризна)//ПБЭ. 1906. Т. 7. Стб. 466-467; Щапов Я. Н. Туровские уставы XIV в. о десятине//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 252-273; Кучкин В. А. Фрагменты Ипатьевской летописи в Киево-Печерском патерике Иосифа (Тризны)//ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 96-98; он же. Княжеский помянник в составе Киево-Печерского патерика Иосифа (Тризны)//ДГВЕ. 1995. С. 166-233; ДРКУ. 1976. С. 4-5, 72-74; Iciчehko Ю. А. патерик у лimepamyphoмy npoцeci kih. XVI - початку XVIII ст. на Ykpaïhi. К., 1990. С. 69-70; нко I. В. Синопсис Киïвський: (Текст пам " ятки в peдakцiï 1674 р. i мohorpaфiчhe дocлiджehhя)//Лаврський альманах. 2002. Вип. 6. Спецвип. 2; она же. Bucbimлehhя давньоï icmopiï Украïни в Патерику Йосифа (Тризни)//Moruляhcьki читання: Мат-ли наук. конф., 2009 р. К., 2010. С. 27-38; Тесленко I. А. Родинний клан 2004. Вип. 4. С. 172-173.

http://pravenc.ru/text/578555.html

Типография Киево–Печерской Лавры заведена триста лет тому назад архимандритом Елисеем Плетенецким (1595–1624.). Он купил для этого стрятинскую (в Галиции) типографию, оставшуюся после смерти православного дворянина Феодора Болобана († 24 мая 1606 года). Лаврское предание, основанное на некоторых свидетельствах Лаврского и синодального архивов, начало типографии относит именно к 1606 году и днем основания ее почитает 14 августа. Типография Лаврская была заведена для того, чтобы, как говорили устроители ее, отклонить православных людей от черпания воды духовной из чуждых источников и дать им для пития воду от своих студенец, чтобы „вечно и непорушно соблюсти отеческое благочестие и церковное правило». Эта святая и высокая цель Лаврскою типографиею достигалась посредством печатания церковно–богослужебных книг и свято–отеческих творений, доставлявших православному народу здоровую и чистую духовную пищу и утверждавших его в православии, а равно и таких ученых сочинений, в которых защищалась истинность и неповрежденность и неповрежденность православия, или же разоблачались заблуждения католичества и лютеранства. Последние сочинения печатались в XVII в. нередко на польском языке, который был тогда государственным языком в Западной России. В XVIII в. Лаврская типография печатала преимущественно церковно–славянские богослужебныя книги. С 1787 г. она печатает и разные сочинения на русском и иностранных языках. Нынешнее здание Лаврской типографии было построено в 1720 г. Впоследствии оно много раз переделывалось и расширялось. Теперь типография Киево–Печерской Лавры занимает довольно обширное 2 ½ –этажное (два этажа по фасаду, к Великой Лаврской церкви, и три этажа со стороны Днепра) здание. В нижнем этаже его помещается паровик, дающий отопление для всего здания и приводящий в движение машины, печатные и токарные станки, в среднем – семь усовершенствованных скоропечатных машин и ручной станок, а также наборная и склад материалов, в верхнем – сушильня, хромолитография, фототипия и книгоподборная. И теперь типография Киево–Печерской Лавры печатает преимущественно церковно–богослужебные книги, которыми снабжается значительная часть монастырей и храмов нашего отечества и даже всего православного славянского мира, равно как и книги Св. Писания, церковно–исторические, нравоучительные и отчасти учебные пособия. Немалую часть своих изданий, которые, по красоте шрифта, изяществу отделки и качеству бумаги, равняются изданиям лучших наших типографий и даже превосходят их, Лавра безвозмездно жертвует бедным церквам не только в России, но и в Греции, Болгарии, Сербии, Австрии, на Афоне и в Америке. Иконописная мастерская

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

В обыденной жизни препод. Савва «во всем старался подражать жизни великого Евфимия. Итак, поскольку сей имел обыкновение в четырнадцатый день месяца января удаляться в совершенную пустыню и там проводил четыредесятницу, то и Савва, изменивши немного сие обыкновение, выходил из Лавры по прошествии того дня, в который совершается память св. Антония, совершал память Великого Евфимия, которая празднуется в двадцатый день, и после сего уходил в совершенную пустыню. Там до праздника Ваий он удален был от всякого общения с людьми. И сие делал почти каждый год» (стр. 132; pag. 249). С ним выходили для той же цели и другие подвижники Лавры, склонные к уединению (стр. 133; pag. 250 и др.). «Во все дни поста Савва пребывал без пищи и довольствовался только приобщением св. Тайн в субботу и воскресный день» (стр. 136; pag. 252). Впрочем, бывали по особенно уважительным причинам и исключения из указанного правила. Так, «ежели когда принимал кого-нибудь к себе для угощения, или ежели сам приходил к кому-нибудь на обед, то в один день ел два раза, и, принимая пищу более обыкновенного, никогда не бывал болен желудком» (стр. 229; pag. 330). Время пустынного самозаключения проходило в молитве и в исполнении «своего правила (canwn) псалмопения» 15 (стр. 153; pag. 266), которое не считал себя в праве опускать препод. Савва, находясь даже во дворце императора византийского (стр. 249; pag. 347). Так, когда император Иустиниан однажды был занят с квестором Трибунианом в так называемой Магнавре по поводу разных требований для Палестины со стороны препод. Саввы, то «блаженный, отошедши недалеко, тайно читал Давидовы псалмы и совершал божественное служение третьего часа (cai eian leitourgian thz trithz wraz). При сем случае один из его учеников, по имени Иеремия, диакон великой Лавры, пришел к препод. Савве и сказал: честный отче, император так много заботился о исполнении твоих прошений, а ты для чего удалился от него и стоишь в стороне? Старец на сие сказал ему: они, сын мой, делают свое дело, а мы также должны делать свое» (Ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Заступи... Пресвятую... Яко подобает... Затем, каждый из семи иереев поочередно вливал елей в лампаду и читал молитву на освящение его: Господи, милостию и щедротами Твоими (Goar. 335). Необычный состав прошений великой ектении объясняется тем, что лишние прошения с шестого по десятое заимствованы из великой ектении в чине «Освящения воды святых Богоявлений» и «Малого освящения воды». В этих прошениях заменено слово «вода» словом «елей». Что же касается состава апостольских и евангельских чтений, то он, в общем, в данных рукописях один и тот же. Различен лишь порядок их размещения в рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189 от рукописи Синайской библиотеки 960. В рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189: Апостол – Иак. 5: 10–16 ; евангелие – Лк. 10: 25–37 . Апостол – Рим. 15: 1–7 ; евангелие – Мф. 10: 1, 5–8 . Апостол – 2Кор. 6: 16–18; 7: 1 ; евангелие – Мф. 8: 14–23 . Апостол – Еф. 2: 4–10 ; евангелие – Лк. 9: 1–7 . Апостол – Гал. 5: 22–26; 6: 1–2 ; евангелие – Мф. 15: 21–25 . Апостол – 1Кор. 1: 8–11 ; евангелие – Мф. 25: 1–13 . Апостол – 1Фес. 5: 14–23 ; евангелие – Мф. 9: 9–13 . В рукописи Синайской библиотеки 960 и др.: Апостол – Иак. 5: 10–16 ; евангелие – Лк. 19: 1–10 . Апостол – Рим. 15: 1–7 ; евангелие – Лк. 10: 25–37 . Апостол – 2Кор. 6: 16–18; 7: 1 ; евангелие – Мф. 10: 1, 5–8 . Апостол – 1Кор. 1: 8–11 ; евангелие – Мф. 15: 21–25 . Апостол – Еф. 2: 4–10 ; евангелие – Мф. 25: 1–13 . Апостол – Гал. 5: 22–26; 6: 1–2 ; евангелие – Мф. 8: 14–23 . Апостол – 1Фес. 5: 14–23 ; евангелие – Мк. 6: 7–13 . Как можем видеть, в отношении состава лишь четвертое евангелие от Луки в рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189 отлично, но оно параллельно по содержанию седьмому евангелию от Марка в рукописи Синайской библиотеки 967. Из современных чтений в обеих рукописях не встречаются только третий апостол и седьмое евангелие. Затем, в более поздних рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 985 удерживается состав апостольских и евангельских чтений, принятый в рукописи Синайской библиотеки 960, только шестое и седьмое чтения имеют обратный порядок по сравнению с этой рукописью. В отношении молитв на апостольских и евангельских чтениях должно отметить, что в рукописях данной группы приводится состав их, только для этих рукописей и характерный: Боже великий и дивный. Буди елей сей елей радования.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010