Вечная тебе память, незабвенный наш батюшка о. Алексий. Мы веруем, что ты теперь вместе с другими угодившими Господу верующими христианами предстоишь пред Престолом Вседержителя и имеешь великое молитвенное дерзновение пред Богом. Не забывай же нас, скитающихся ещё на земле осиротелых твоих духовных детей, но молись за нас Господу, чтобы Он управил наш путь в Небесное Царство, где бы мы снова с тобою встретились при немерцающем свете Божественного сияния... В полугодовщину кончины о. Алексия, 11-го сентября 1917 года, на его могиле был освящён прекрасный мраморный крест-памятник, сооружённый духовными детьми покойного старца. На лицевой стороне памятника написано: «Здесь покоится многотрудное тело Иеромонаха Алексия (Шепелева), старца-духовника Киево-Печерской Лавры. Род. 14-го апреля 1840 г. – скончался 11-го марта 1917 г.» На обратной стороне памятника: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5:3 )».И затем часто повторяемые о. Алексием слова, отражающие его смирение: «Что я? – убогий монах». На нижней части памятника выбито посвящение: «Незабвенному батюшке любящие его духовные дети». 18. Перенесение мощей ЗАПИСАНО со слов свидетелей, которые в настоящее время в живых. Прошло 8 лет после захоронения батюшки Алексия,– говорит Евдокия Сергеевна, которой в то время было 20 лет. Это было в 1925 году, наместником Лавры был Архиепископ Димитрий (Абашидзе). Архиепископу Димитрию во сне явился о. Алексий и просил перезахоронить его в другое место, ибо он плавает в воде. Архиепископ не дал полного значения этому сну. В другой раз снится ему о. Алексий и уже серьёзно просит его перезахоронить. Архиепископ Димитрий задумался, но как это сделать? Ведь умер Патриарх Тихон, пошли большие смуты. Большинство священников начали служить по новому стилю. Аресты священнослужителей, церкви закрывают, беспощадно ломают, общее полное гонение на Святую Веру. Казалось, об этом нельзя и думать, а не до перезахоронения. Вскоре о. Алексий явился Архиепископу и с великой строгостью просил его перезахоронить. Архиепископ, видя, что это промысел Божий, и зная о. Алексия ещё в живых, решился идти к властям гражданским и просить их перезахоронить старца о. Алексия. Власти удивила решительность архиепископа. Конечно, для них сновидения не были причиной перезахоронения, и было отказано, но тут сразу власти передумали и решили так. Хорошо, разрешаем, только с условием. Если окажется неправда, тут же все зачинщики будут арестованы и преданы суду: «Наказание за агитацию несёте Вы, Владыка Димитрий». Владыка взял на себя ответственность, надеясь на милость Божию и молитвы о. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Разделы портала «Азбука веры» Старец Кирилл (Павлов) " decoding="" title="" Старец Кирилл (Павлов): История солдата, который стал духовником нескольких патриархов Старец Кирилл (Павлов) В Избранное Жизнь архимандрита Кирилла (Павлова) , несколько десятилетий несшего послушание духовника Троице-Сергиевой лавры , старца, принимавшего исповедь у трех патриархов, человека, через келью которого прошло бесчисленное множество людей, долго оставалась сокровенной. Лет десять назад тогдашний наместник Лавры, архиепископ Феогност (Гузиков) благословил собирать материалы для книги о старце (книга воспоминаний «Мы все были у него в сердце» вышла в издательстве Троице-Сергиевой лавры в 2019 году к 100-летнему юбилею отца Кирилла). Сам отец Кирилл был уже тяжело болен, но монахини, которые за ним ухаживали, рассказали, что еще раньше спрашивали: «Вот начнут о вас писать, издавать книги, как к этому относиться?» На что отец Кирилл ответил: «Пусть пишут. Только пусть пишут так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений» (из доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина) на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)» ). «Порой это было хуже ада» О том, что отец Кирилл участник Великой Отечественной войны, что он был несколько раз ранен, воевал в Сталинграде, потом с боями дошел до Австрии, было известно давно. Он и сам в своих проповедях и разговорах с духовными чадами часто вспоминал войну. А однажды сказал: «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело…». Он говорил, что особенно трудно было переносить подлость и трусость. Ведь война это не только массовый героизм, это еще и предательство, и «сотрудничество с органами», и стремление улизнуть с передовой в тыловые службы. И человек все время словно в круговой обороне без чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад это и страшное духовное страдание здесь, на земле…».

http://azbyka.ru/way/starec-kirill-pavlo...

Закончился Крестный ход у Свято-Георгиевской церкви возле южной части железнодорожного вокзала чтением Акафиста Святому Великомученику Победоносцу Георгию, после которого крестоходцы поздравили друг друга с днем тезоименитства Георгиев-Юрий-Егоров, а также Анатолиев, Софий и Александров. Православные Киева прошли Крестным ходом и в день самого Праздника Великой Победы - 9 мая. Сначала часть из них участвовала в церковном шествии вместе с киевским духовенством, монашествующими и студентами Киевской духовной семинарии к Могиле Неизвестному солдату в парке Славы. Там состоялась торжественная панихида по павшим воинам освободителям Киева, Украины от немецко-фашистских захватчиков, которую возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Затем, вместе с прибывшими из различных храмов Киева представителями православной общественности, состоялся Крестный ход от Киево-Печерской Лавры в парк Славы, где верующие под пение Пасхального тропаря и возгласов «Христос Воскресе!» возложили цветы у могил советских воинов. Этот Крестный ход начался только около 14-00, поскольку до этого времени, по словам представителей МВД, существовала угроза крестоходцам со стороны радикальных националистов. Отдав дань памяти павшим героям в парке Славы, крестоходцы затем вернулись к главному входу Лавры, где и был закончен Крестный ход. Особенностью нынешнего Крестного хода в День Победы 9 мая стало также то, что после пения церковных молитв его участники с большим воодушевлением распевали песни о Великой Отечественной войне. Многие православные активисты вместе с иконами несли портреты своих отцов и дедов – фронтовиков. Выступавшие после завершения Крестного хода верующие говорили, что, несмотря на все вышеперечисленные негативные факторы, память о Победе нашего народа в Великой Отечественной войне всегда будет жить в наших сердцах. И мы должны все сделать так, чтобы наши дети и внуки никогда не забывали о великом беспримерном подвиге советского воина-освободителя нашей Родины и всей Европы от фашистской чумы.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/13/kr...

На Афоне обнаружено нетленное тело почившего подвижника Святая Гора Афон, 31 января 2015 г.      В Кавсокаливском скиту на Святой Горе Афон произошло чудо – обнаруженное тело усопшего насельника обители о. Стефана по прошествии полутора месяца с момента кончины не имело признаков тления и не источало неприятного запаха, как будто подвижник скончался несколько часов назад, – сообщает портал «Русский Афон» . Скит «Кавсокаливия» – особножительная обитель, расположеная неподалеку от Великой Лавры, имеет широкую известность благодаря святому старцу Порфирию Кавсокаливиту (+1991), подвизавшемуся здесь. Скончавшийся недавно насельник обители отец Стефан в течение сорока лет подвизался в одной из сорока пустынных келий скита, посвященной Трем Святителям. В последние годы он мало общался с братией, а когда это случалось, нередко критически высказывался о разных сторонах современной жизни. Как сообщает портал Romfea.gr, отец Стефан был найден мертвым в своей келье. Отцы Кавсокаливского скита, которые обнаружили тело, свидетельствуют, что его не коснулось тление. Тело не источало никакого неприятного запаха, несмотря на то, что со времени кончины, по всем признакам, прошло от одного до полутора месяцев. Отец Стефан, как свидетельствуют отцы обители, не имел в своей келье не только кровати, но и одеяла, спал на голых досках и неизвестно чем питался. Он почил на 75-м году жизни и был погребен, как монах Великой Лавры, к которой приписан Кавсокаливский скит.      Скит «Кавсокаливия» состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и расположен на южной оконечности Афонского полуострова, на скалах, по направлению к Великой Лавре, на высоте 120 м над уровнем моря. Название «Кавсокаливия» (переводится как «поджигатель хижин») утвердилось от имени преподобного Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, он сжигал свой домик, поднимаясь все выше в гору, где строил себе новую хижину.

http://pravoslavie.ru/76926.html

Славное подвижничество Саввы Освященного было причиной того, что патриарх Саллюстий (486–494 г.) назначил его, вместо уклонившегося в монофизитство и вскоре умершего преемника аввы Пассариона, архимандрита Елпидия, начальником и законодателем всех отшельников и всех, кои хотят жить в келлиях. 222 Назначение это сделано было патр. Саллюстием, с общего согласия всех пустынных монахов, в 493 году. Но прежде, чем стать фактическим руководителем палестинских келиотов и мироотречников, Св. Савва должен был выдержать продолжительную и упорную борьбу с теми из подвижников, которым неприятна была как самая деятельность его по устройству Великой и других лавр, так и то обстоятельство, что грубому и необразованному, на их взгляд, подвижнику, патриарх вручил власть над всеми палестинскими лаврами и отдельными келиотами. Борьба эта началась еще в 486 году. Когда Савве было сорок восемь лет, пишет монах Кирилл, тогда в его лавре возникли некоторые люди, которые умом были плотские и не имели духа; они с давнего времени поставляли ему сети и всячески его оскорбляли. Кто были эти недовольные, каким образом они вошли в состав братии великой лавры и чем было вызвано их недовольство, – на эти вопросы житие не дает ответа. Кажется, что недовольство направлялось как против личности Саввы Освященного, так и против тех начал, руководствуясь которыми, он стремился к объединению всего палестинского монашества; в началах этих недовольные монахи могли видеть дальнейший шаг к ограничению прежней свободы отшельничества и к расширению общинной организации. При патриархе Мартирии, который любил и уважал Св. Савву, среди подвижников великой лавры было наружное спокойствие и согласие; когда же патриарх Мартирий умер, то недовольные Св. Саввой пришли к вновь избранному патриарху Саллюстию, и, думая воспользоваться тем, что Саллюстию деятельность великого пустынника не была достаточно известна, стали просить его, чтобы он дал им игумена. На вопрос патриарха: из какого они места? те неохотно отвечали: «из той долины, которую некоторые называют долиной аввы Саввы, который, по большой грубости своей, не способен управлять тем местом; он не имеет рукоположения и другому никому не позволяет войти в церковный клир, а между тем община, состоящая из 150 человек, необходимо должна управляться лицом, имеющим иерархическую степень».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- вопрошает хор. И басы отвечают: «Господи, помилуй!» Известно, что наместник Александро-Невской лавры Назарий (Лавриненко) многое делает для развития современного духовного творчества. Так, в лавре уже третий год проводится конкурс композиторов «300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры посвящается». Сочинения победителей конкурса неизменно включаются в репертуар хора. А в 2009 г. с благословения епископа Назария был выпущен сборник «Отзвуки Небес», который на сегодняшний день, по мнению специалистов, является наиболее серьезной попыткой систематизировать современную духовную поэзию. Интересно было услышать хоровую версию чрезвычайно «личного» романса Б. Шереметева на известные стихи А. Пушкина «Я вас любил». Романс графа Шереметьева неслучайно попал в репертуар хора: в 2007 г. В. Рязанов организовал коллектив именно при Шереметевском дворце. Также прозвучал романс «Живи, мечта». Это тот нечастый случай, когда сначала была создана музыка - знаменитейший «Романс» из «Метели» Г. Свиридова, а уже затем на нее были написаны слова. Известно, что композитор неоднократно отвергал «подтекстовки», написанные разными поэтами, и только текст Геннадия Пасько показался Георгию Васильевичу достаточно созвучным его произведению. «Пусть звучит с моей музыкой. Здесь и любовь, и разлука, и встреча, и отчаяние». Затем хор исполнил «Песню Варяжского гостя» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова и «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»). Завершающим номером основной программы стала песня православной бардессы Г. Лупандиной «Княже Александре», посвященная покровителю Александро-Невской лавры святому благоверному князю Александру. Ой, веди нас, княже, Пусть в бою поляжем, Станем вместе, как один, Русь врагу не отдадим. В. Рязанов признался, что это любимое песнопение коллектива, посвященное Александру Невскому. И процитировал иеромонаха Романа: «И покуда у нас так пред Богом поют, на Руси ничего не случится». Затем прозвучали песни-«подарки» для украинских слушателей. Духоподъемный, в равной степени близкий и русскому и малороссу - выдающийся шедевр 1941 года «Песня о Днепре» М. Фрадкина на слова Е. Долматовского, посвященный воинам, павшим в боях за Днепр в начале Великой Отечественной войны, напомнил собравшимся в харьковском Успенском соборе также о том, что нынешний год - 70-летия начала освобождения УССР от немецко-фашистских захватчиков, в том числе и освобождения Киева. Солировал - проникновенный бас Иван Новоселов. Враг напал на нас, мы с Днепра ушли. Смертный бой гремел, как гроза. Ой, Днипро, Днипро, ты течешь вдали, И волна твоя как слеза... Из твоих стремнин ворог воду пьет, Захлебнется он той водой. Славный день настал, мы идем вперед И увидимся вновь с тобой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 90-летию архимандрита Кирилла (Павлова) 06.10.2009 595 Время на чтение 5 минут Его знает каждый верующий человек, да и многие в нашей стране и за рубежом. Он имеет поистине всероссийское, всеобщее почитание. Этого дня многие ждали с нетерпением. Молились о том, чтобы Господь продлил дни дорогого для нас, авторитетнейшего из ныне живущих старца, духовника трёх русских Патриархов, духовника главной обители России - Троице-Сергиевой лавры, нашего Батюшки - архимандрита Кирилла (Павлова). К невыразимой радости нашей, мы дождались. Отцу Кириллу исполнилось 90 лет! Богатейшую жизнь, не только духовную, монашескую, но и мирскую прожил отец Кирилл. Был крестьянином на Рязаньщине, окончил техникум, работал на заводе, война, Сталинград, плен, освобождение и ещё два года ратных битв войны... Всё это было перед тем, как Иван Павлов, герой Великой войны, осенью 1945 года после демобилизации предстал перед семинарской комиссией в Москве и скромно обосновался в древних стенах Троице-Сергиевой лавры. Многие послушания и труды смиренно нёс Иван Павлов в Лавре, прежде чем стать постриженным в монашество с новым именем - Кирилла в честь преподобного Кирилла Белоезерского, архимандритом, духовником, уважаемым и почитаемым всеми. В стенах Лавры он воспитал многих епископов и священнослужителей. Окормляет и многих мирян. Неустанно отвечал на каждое из множества приносимых ему писем. Всегда останавливался и беседовал с любым просящим у него помощи, совета, вразумления. Вот как писал о нём в юбилейном послании один из воспитанников архимандрита Кирилла, ныне архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов): " Отец Кирилл очень внимателен к людям, и для нас, нашего поколения - это действительно удивительное явление нашей жизни: что мы живем в одно время с таким удивительным человеком. Светлый образ, тихий нрав, евангельская кротость и в то же время - большое внимание к людям, участие в судьбе каждого, кто к нему обращается. Терпение большое к немощам человеческим, без укорения, без строгости излишней. Но в то же время, когда дело касается защиты истины, он принципиален и говорит правду, говорит в глаза, не боясь и не стесняясь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Когда советские власти в 1961-м году закрыли лавру, мы со слезами на глазах ходили мимо: музей есть музей. На экскурсиях всем рассказывали, что в пещерах лежат «мумии». А мы все равно, конечно, обходили пещеры с молитвой. М.С.Литвиненко с митр.Павлом (Лебедем) Восстановленная Киево-Печерская лавра После возвращения лавры, в 1988-м году, митрополит Владимир благословил нас петь в Крестовоздвиженском храме, после – в Трапезном. Пели мы и на руинах Успенского собора, стоя на камнях, а когда его открыли, с радостью перешли на хоры. Лавра похорошела! Такой красавицей, какой ее сделал владыка Павел, лавра не была 100 лет! – В чем загадка лаврского пения, от которого мурашки бегут по коже? – Это украинская ментальность, воплощенная в сочинениях Киево-Печерской лавры XVI–XVII веков, в лаврских подобнах. Все стихии природы и переживания души человеческой можно услышать в лаврской великой ектенье! – Что для вас церковное пение и какой стиль вы воплощаете в своем творчестве? – Я следую стилю своих учителей, о которых рассказывал – Калишевского, Толстого, Гончарова. Его недостаточно изучать по записям. Его можно продемонстрировать по божественному вдохновению, и если оно приходит, произведение звучит особенно. Поэтому я против исполнения церковной музыки на концертах: проявить себя церковный хор может только в литургическом пространстве. А без него теряет стержень. Основное предназначение хора – помочь человеку приподняться на миллиметр от земли, к Богу. Вместо эпилога – Вы никогда не пожалели о своей прямоте? – В конечном счете нет. Я свидетельствовал, что я и кто я. Всегда шел своим путем и исповедовал Христа. М.С.Литвиненко на клиросе братского хора лавры. Регент – архим. Полкиарп (Линенко) – А что для вас настоящая вера и церковность? – Ну, чтоб на всенощном бдении не быть, такого не могу представить! Я прихожу в лавру каждый день, когда не ленюсь. – Вы много сталкивались с человеческой скверной. Что помогало не осуждать? – Я с детских лет понимал, что осуждение – страшный грех: «Не судите, да не судимы будете». И разбойник грешил. Ты осудишь, а человек через минуту сокрушится сердцем, и Господь его простит.

http://pravoslavie.ru/119266.html

Эту истину и самоё значение, по отношению к ней, схимнического звания, воспринятого высокопр. Филаретом, мы увидим ещё в своём месте. Теперь же продолжим изложение самых фактов, из коих откроется, что действительно самому Промыслу Божественному угодно было избрать в особенное орудие такое состояние Святителя – схимника, чтобы ревность и попечение его обращены были на все святыни, как находящиеся в Св. Чудотворной Киево-Печерский Лавре, так и в самом городе Киеве, и чтобы от сугубо преподобных рук его эти святыни восприяли подобающее им возобновление и благолепие. Все это так и совершилось, как увидим подробно и обстоятельно в предлежащем сейчас повествовании. Начнём с устройства нового иконостаса в великой Лаврской Соборной церкви. Но такое начало дела было только в смысле формально-официального заявления. Внутреннее же начинание его было иное. Вопрос: кто возбудил такое чувство и усердие в сердце жертвовательницы и благословил её обет? Ответ на это может быть тот, – что влияние на Графиню в этом деле принадлежало или о. иеросхимонаху Парфению, как духовному отцу её, или же самому высокопр. Филарету. Действительно к первому Графиня так благоговела и усердствовала, что «однажды, – как пишется в жизнеописании о. Парфения, – растроганная его глубоко назидательною беседою, преклонив пред ним колена, говорила ему? Отец мой, скажи мне, чем я могу тебя утешить? Я не пожалею для тебя и миллиона»... 299 Могло быть, что действительно этот-то миллион и получил то назначение, о котором идет речь. Это тем естественнее, если принять во внимание ответ, данный о. Парфением на сделанное ему предложение. «Вот нашла, чем утешить, – отвечал он, – на что мне этот навоз?! Единое мне утешение: не мешай мне никто пребывать с Богом и со Всеутехою моею – Пресвятою Богородицею» 300 . Естественно, говорим, что в этом ответе благочестивая жертвовательница как бы прочитала указание на то, куда ей употребить предложенное – было в личное утешение старцу; вместо сего утешения она и принесла обещанную сумму в жертву во имя и славу Той, Которую он именовал Всеутехою. Что же касается личных отношений Графини к высокопр. Филарету то, сколько известно, отношения эти были не менее глубоки и благоговейны, как и к о. Парфению, столько же, вернее сказать, едва ли и можно было отделять и различать в чем-нибудь эти отношения к тому и другому, когда у них, не обинуясь, можно сказать, бе сердце и душа едина. Во всяком разе желание Графини не могло не быть предварительно известно высокопр. Филарету, как Архипастырю и Настоятелю Лавры. Мало сего, – в вышеприведённом письме своём Графиня прямо выразила, что «построение иконостаса собственным её иждивением поручала лично Его Высокопреосвященству с Духовным Собором Лавры», следовательно, уполномочивала его во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Недаром он жаловался в своих письмах на подмеченную им перемену в отношениях самой государыни и приближенных ее к интересам и нуждам Киево-Печерской лавры. Так, вероятно, и на самом деле было. Вот еще один пример, оправдывающий слова Софрония Тернавиота. В особой собственноручной приписке к письму от 21 марта 1756 года Софроний Тернавиот, сказав о том, что в Петербурге тогда было «весьма много болних... и всякой день мрут», – говорит, далее, следующее: «ея величество, будучи в великой опасности, указать изволила: в котором доме болние имеются, ко двору отнюдь не ездили б. Да и кроме всего того ея величество не изволит никогда бывать в болшой церкве и уже святейший синод очень давно ея величество видели, и многие доклады подани через отца духовника, на которие никакой резолюции до днесь не воспоследовало, а о челобитческих делах опасно ея величество и утруждать. Все милостивцы отказались и никто патронствовать не хотит, и во произведенних отцем Ираклием делах к ползе нашей весма худая надежда; а паче что лавра святая не имеет патрона и ходатая, да и скоро в таких прошениях получить весма трудно. Бог толко пущай уже поспешеством своим и милосердием святия лавры не оставит! А в нынешних временах нет ей доброхота, – по всем обстоятелствам видно» 316 . Вскоре после того совершилось событие, которое должно было поглотить все внимание императрицы и ее правительства, благодаря чему и лаврскому «стряпчему» стало гораздо труднее, чем прежде, работать в столице. Разумеем начало т. н. семилетней войны России с Пруссией. Сам Софроний Тернавиот указывал на это обстоятельство, как на одну из важных причин малого успеха в его деятельности на пользу лавры. В особой приписке его к письму от 14 мая 1756 года читаем, между прочим, следующее: «за известие вашему ясне в Богу високопреподобию упомянуть не оставляю: ея императорского величества височаший объявлен указ о походе армии, и нине в Санкт-Петербурге при сенате, а паче при дворе ее величества частие бивают съезды министров наших всех, где его императорское височество присутствовать изволит сам, почему всеми челобитческими делами великая остановка, учинилась» 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010