381 на об.) После богородична или крестобогородична иерей в алтаре возглашает: Премудрость, прости 203 . После этого предстоятель (по 9 гл. Типикона) или лик (по изд. Киево-Печ. лавры, л. 3): Свете тихий ... Далее – а) По 9 гл. Типикона, л. 14 на об., излагающей порядок вседневной вечерни во дни пения Октоиха – прокимен дня. По московск. изданию служб на каждый день 1 седмицы св. Четыредесятницы (Москва. 1893 г.) – на вседневной вечерне понедельника, вторника и четвертка (см., напр., понедел., л. 71 на об.). Вонмем Прокимен. в) По изданию Киево-Печерской лавры (Последование вечерни, полунощницы и утрени 1884 г.) – г) По 2 гл. Типикона., л 3 на об. На великой вечери: Вонмем. Как на вседневной вечерни во дни пения Октоиха (л. 3), так и на великой (л. 2 на об.), и даже на малой (л. 1): Мир всем. Премудрость. Вонмем. Прокимен Вонмем. Примеч. Точь-в-точь так по московск. изд. служб на каждый день 1 седм. св. Четыредесятницы на вечерни, предшествующей литургии преждеосвященных даров (среда, л. 74 на об.), и на вечерни (вседневной) в неделю Ваий накануне понедельника Страстной седмпцы (л. 5). Мир всем. Премудрость. Прокимен. Примеч. Точь-в-точь так по Служебнику (стр. 273) на вечерни, предшествующей литургии преждеосвященных даров. Прокимен сначала возглашается или сказывается 204 , а потом один раз поется на клиросе. За прокимном возглашается стих к нему, а на клиросе во второй раз поется тот же самый прокимен. Наконец, возглашается первая половина прокимна, а на клиросе поется вторая. Возглашает, по Типикону, канонарх, стоя среди церкви против царских врат (2 и 9 гл. Типик.), а по изд. Киево-Печер. лавры: «Последование вечерни...», л. 3, иерей («Иерей пред царскими вратами глаголет: Вонмем, мир всем, премудрость и прокимен дне»). Дневные прокимны, которые в этом случае поются, печатаются в Часослове и Служебнике и суть следующие: В неделю (воскресенье) вечером, следов., накануне понедельника, прокимен глас 8: Се ныне благословите Господа, вси раби Господни. Стих: Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. В понедельник вечером прокимен глас 4: Господь услышать мя, внегда воззвати ми к нему. Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея. Во вторник вечером прокимен глас 1: Милость твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего. Стих: Господь пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне тамо всели мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Двор мон-ря Кастамонит Ок. 1474 г. кастамонитский игум. Онуфрий, эконом Онуфрий и 2 неизвестных монаха принимали участие в работе комиссии (эпитропии) старейших монахов из Портареи, определившей границы между К. и Дионисия преподобного мон-рем (Actes de Dionysiou. 1968. N 32). В дек. 1478 г. мон-рь, названный Козмни (Кастамонит), указом Дауда ибн Абдаллаха (бейлербея Румелии с резиденцией в Скопье) получил подтверждение своих прав на некое владение (неопубликованный тур. акт от 16-25 дек. 1478). В 1483 г. произошла тяжба между Великой Лаврой и К. из-за границ между К. и Ксирокастром, собственностью Лавры. К. захватил часть земель Великой Лавры и даже выстроил на них башню. Решение собрания в Карее, принятое 15 июня 1483 г., определило границу по «реке», отделяющей в наст. время земли К. от владений Зографа (Actes de Kastamonitou. 1978. Append 3). В 1491 г. в тур. суде в Фессалонике решался спор К. с Кутлумушем, где К. представлял мон. Исаия: предметом тяжбы стала мельница обители Скамандрину, которую К. «давно» приобрел за 600 аспр (неизданные тур. акты от 4-13 нояб. и 24 нояб.- 3 дек. 1491). Исаия также подписал акт Карейского собрания между 1494 и 1496 гг. (Actes de Dionysiou. 1968. N 38). В 1493/94, 1496, 1501, 1504/05, 1507 гг. К. представлял в Карейском собрании старец Иосиф, подписывавший акты по-славянски (Ibid. N 36, 39; Actes de Docheiariou. 1984. N 62; Actes du Pantocrator. 1991. N 29; неопубликованные акты мон-рей Дохиар и Ватопед - Παυλικινωφ. 2002. Σ. 54), как и др. представитель К., Пахомий, в 1503 г. (Actes de Dionysiou. 1968. N 42). Согласно неопубликованным тур. актам, в 1494 и 1504 гг. мон-рь получил еще неск. дарений, в 1511 г. имел тяжбу с соседями по поводу своих владений в г. Эзева (Эзова, Эзивы). В мае 1513 г. прот Савва установил новую границу между К. и Зографом после спора мон-рей, вызванного приобретением зографскими монахами Ксирокастра; признавая решение прота, кастамонитский игум. Нестор поставил слав. подпись на акте, отправленном в Зограф (Actes de Zographou. 1911. N 56; Oikonomid è s. 1978. P. 8; Actes de Kastamonitou. 1978. Append 3). 16 июня 1513 г. у К. уже был др. игумен, от чьего имени известен только первый слог «Фео» (Actes de Dionysiou. 1968. P. 215), а в сент. 1515 г. новый кастамонитский игум. Иоанникий подписал по-гречески акт Карейского собрания (неизданный акт Великой Лавры). Славянские подписи кастамонитских монахов (среди к-рых были как сербы, так и болгары) встречаются до 1541 г. ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 56-57).

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Филарет во всех своих, по званию Настоятеля Лавры, предложениях Собору и в других распоряжениях начинал первые свои строки и слова не иначе, как такими выражениями: Первоначальницы святыя и Чудотворныя Киево-печерские Лавры, Духом Святым просвещённые установили и заповедали, а с тем вместе и себя самого почитал и именовал в ряду служек и пр. Быть может самим тем, которые читали предложения, эти выражения представлялись в своё время чем-нибудь в роде лишь обычной его формулы; зато впоследствии, несомненно, стал очевиден и осязателен и для них подлинный смысл истины и дела. Ясно стало, что по имени того, чьё восприял он, – было тако и житие его во всех проявлениях действий и отношений как начальственных, так и частных, личных. Отсюда же и для всех нас, читающих, становится окончательно яснее дня вся неосновательность тех суждений и толков, что будто высокопр. Филарет предпринял самое устройство Голосеевской пустыни в силу тех причин и побуждений, какие мы видели прежде. Не самое ли время свидетельствует, в чём заключались все эти причины и побуждения?.. Очевидно, что принятие в Бозе почившим схимы – за 17 лет до его кончины, – падает на 1840-й год 356 ; следовательно, оно совершилось до той ещё поры, когда он, в бытность в С.-Петербурге, мог испытать те или другие неблагоприятные обстоятельства, вследствие которых в 1842 г., наконец, он уволился навсегда от личного присутствования в Св. Синоде. Так, несть тайна, яже не открыется и несть неправда, яже не обличится…, как сплетение суетных помышлений, досужих гаданий и праздных разглагольствий... Остается помыслить, – что было бы, если бы принятие схимы высокопр. Филаретом не было сохранено в такой сокровенной тайне, в какой оставалось оно в течение стольких лет?! Сколько бы могло породиться подобных и больших даже помышлений, гаданий и разглагольствий в смысле тех же сплетений (по общепринятому выражению – сплетней)?!. Но оставляя в стороне эту суетную область явлений, мы не можем обойти настоящего вопроса с другой серьёзной стороны, так как вопрос этот, – о чем и было уже нами замечено прежде, имеет характер и значение особенной и великой важности не в биографическом только, но в историческом и каноническом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

А на место его преосвященства в Киев еще не слихать никого. Я надюсь, что его преосвященство високомонаршою милостию много фастал, приехавши, а нине сугубо будет фастать. Дай Бог всегда такова, а не лучшая била б им милость високомонаршая» 253 . Из того же письма Софрония Тернавиота видно, что при дворе государыни, оставшейся недовольной отношением св. синода к делу о борьбе между Киево-Печерской лаврой и м. Тимофеем Щербацким, наводились справки касательно правового положения киевского митрополита и Киево-Печерской лавры, а также и отношений св. синода к ним. По словам С. Тернавиота (в письме от 7 января 1754 г.), «в святейший правительствующий синод, по изустному ее императорского величества указу, з кабинета прислан в двоих пунктах запрос: 1) какие указы от власти синодальной над Троицкой Сергиевой лаврой и когда в какой силе учинени, по которим всякие повеления от синода в оную лавру посилаются? 2) Киевский митрополит и Киево-Печерская лавра состоят ли под синодом, подобне протчим в Великой России епархиям и монастирям и по каким указам? Токмо еще святейший синод не ответствовал, а в какой силе будет ответ, вашего ясне в Богу високопреподобия известить не умедлю». Мы не знаем, какой ответ был дан св. синодом на обращенный к нему запрос. Есть основания думать, что в связи именно с указанной сейчас перепиской стояло особое высочайшее повеление, обявленное св. синоду указом от 20 января 1754 года. Согласно этому указу, св. синод, без предварительного доклада императрице, не мог ни определять никого из монахов и мирских в св. Троицкую Сергиеву лавру, ни увольнять из нее 254 . Вероятно, Софроний Тернавиот немедленно сообщил в Киев о таком высочайшем повелении, касавшемся, правда, одной только св. троицкой Сергеевой лавры. Киево-Печерский архим. Лука Белоусович с братией тотчас же (16 февраля 1754 года) поспешип обратиться с прошением к государыне императрице о распространении привиллегии, предоставленной троице-сергиевой лавре, и на Киево-Печерскую обитель, не указывая никаких других мотивов своей просьбы, кроме простой ссылки на пример Троице-Сергиевой лавры 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

схиархимандрит Пантелеймон (Агриков) (1918–15.11.2000) Воспоминания Нравственно-аскетические труды Пастырское богословие Патрология Сборники Аудиокниги схиархимандрит Пантелеймон (Агриков) Духовный писатель, проповедник. Преподаватель и духовник в МДАиС. Биография Как автор схиархимандрит более известен под именем Тихон (Агриков). В миру - Агриков Василий Петрович, родился в 1918 году. Родной брат игумена Алексия (Агрикова). Ветеран Великой Отечественной войны, которую прошёл от начала до конца. По его словам, побывал не один раз на волосок от страшной смерти, пережил все страхи и муки войны. Решение стать монахом и священником было принято им уже в зрелые годы. Служение в Троице-Сергиевой Лавре Начал монашеский путь в Троице-Сергиевой Лавре. В Лавре же закончил духовную семинарию, а потом академию. По окончании остался преподавать и духовничествовать в Московских духовных школах. Наместник Лавры архимандрит Пимен (Извеков) - будущий патриарх Московский и всея Руси - очень любил иеромонаха Тихона и только ему поручал проповедовать Слово Божие. В Лавре тогда служились две Божественные литургии: наместник говорил проповедь на одной из них, а отец Тихон - на другой. Когда архимандрит Пимен уезжал, отец Тихон был его заместителем. Ему поручали ответственные посты: с 1954 года проходил послушание эконома Лавры, а с сентября 1955 года стал казначеем обители. Был исключительным тружеником и подвижником. Кроме перечисленных трудов, также заведовал свечным ящиком, регентовал на левом клиросе, а по праздникам - на правом. Руководил также и любительским хором. Говорили, что спал он всего по двадцать минут кряду. В 1950-60-х годах стал широко известным духовником, снискал горячее почитание студентов, многие монахи также искали его духовного руководства. Всецело отдавался служению Богу и людям. Имел дар пробуждать в людях покаяние. Когда он проводил общую исповедь в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, весь храм плакал. Перед исповедью всегда говорил проповедь и не начинал исповедовать до тех пор, пока не видел в людях состояния истинного покаяния. Когда он приступал к исповеди, к нему всегда выстраивалась очередь - перед праздниками зачастую исповедовал с 10 часов вечера до 4 часов утра. Имел дар слез, дар молитвенного плача. Многие по молитвам старца исцелялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Ольга Каменева, Дмитрий Симонов Скачать epub pdf Жизнь архимандрита Кирилла (Павлова) , несколько десятилетий несшего послушание духовника Троице-Сергиевой лавры, старца, принимавшего исповедь у трех патриархов, человека, через келью которого прошло бесчисленное множество людей, долго оставалась сокровенной. Лет десять назад тогдашний наместник Лавры, архиепископ Феогност (Гузиков) благословил собирать материалы для книги о старце (книга воспоминаний «Мы все были у него в сердце» вышла в издательстве Троице-Сергиевой лавры в 2019 году к 100-летнему юбилею отца Кирилла). Сам отец Кирилл был уже тяжело болен, но монахини, которые за ним ухаживали, рассказали, что еще раньше спрашивали: «Вот начнут о вас писать, издавать книги, как к этому относиться?» На что отец Кирилл ответил: «Пусть пишут. Только пусть пишут так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений» (из доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина) на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова) »). Содержание «Порой это было хуже ада» «Клубы черного дыма поднимались до облаков» «Однажды среди развалин я поднял из мусора книгу» Когда Господь отнимает разум «Глаза спят, а он тебя слушает»     «Порой это было хуже ада» О том, что отец Кирилл – участник Великой Отечественной войны, что он был несколько раз ранен, воевал в Сталинграде, потом с боями дошел до Австрии, было известно давно. Он и сам в своих проповедях и разговорах с духовными чадами часто вспоминал войну. А однажды сказал: «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело…». Он говорил, что особенно трудно было переносить подлость и трусость. Ведь война – это не только массовый героизм, это еще и предательство, и «сотрудничество с органами», и стремление улизнуть с передовой в тыловые службы. И человек все время словно в круговой обороне – без чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад – это и страшное духовное страдание здесь, на земле…».

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

" Через двадцать минут Митрополит, окруженный тремя палачами, вышел из спальни, одетый в рясу, с панагией на груди, в белом клобуке на голове. При выходе на крыльцо к Владыке подошел под благословение его старый келейник Филипп, но матрос оттолкнул его от Митрополита и закричал: " Довольно кровопийцам кланяться! Кланялись, - будет! " Владыка, приблизившись сам к келейнику, благословил его, поцеловал и, пожав руку, сказал: " Прощай, Филипп " , - вынул из кармана платок и вытер слезы " . Филипп передавал потом, что Митрополит был спокоен, словно шел на служение Литургии. Забытый и брошенный своею братиею, окруженный палачами и убийцами, ни в чем не повинный, кроткий и смиренный старец митрополит Владимир спокойно шел на казнь. Он шел по дороге в ограде Лавры, осеняя себя крестным знамением в преддверии смерти, и благоговейно напевал тропарь Великой Субботы: " Благообразный Иосиф с Древа снем Пречистое Тело Твое... " . Случайный очевидец убийства Митрополита передал, что к месту расстрела недалеко от лаврских врат Владыку привезли на автомобиле. " Когда убийцы вывели его из автомобиля на площадку, он спросил: " Вы что же, меня хотите расстрелять? " Один из палачей ответил: " А что ж, церемониться с тобой что ли? " Тогда Митрополит попросил у них разрешения помолиться Богу, на что последовал ответ: " Только поскорее " . Воздев руки к небу, Владыка молился вслух: " Господи, прости моя согрешения, вольныя и невольныя, и приими дух мой с миром " . Потом благословил обеими руками своих убийц и сказал: " Господь вас да простит! " " . И вдруг (как воспринимали это в Лавре), среди гробовой тишины за стеною Лавры послышались ружейные выстрелы: сначала четыре, а через полминуты еще два, и еще. " " Это Владыку расстреливают " , - сказал один инок другому. " Для убийства столько выстрелов - слишком много " , - заметил подошедший третий инок. После раздавшихся выстрелов забегали по двору Лавры человек 15 матросов с револьверами и фонарями в руках. Один матрос спросил стоявших монахов: " Батюшки, провели Владыку? " " Провели за ворота " , - был робкий ответ иноков. Матросы побежали за ворота и минут через двадцать возвратились в обитель. " Нашли Владыку? " - спросил один монах матроса. " Нашли. Так всех вас по одному повыведем! " - отвечал матрос " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_7....

В феврале 1719 года гетман Скоропадский, ходатайствуя пред канцлером графом Головкиным о помощи Лавре, тоже писал, что от означенного пожара «все здание монастырское и що в нем было в пепел обратилось». Но когда это и многие другие ходатайства о помощи Лавре на возобновление монастырских зданий, преимущественно великой церкви, увенчались успехом и воспоследовал царский указ, чтобы желания Лавры были удовлетворены, – именно, из «казны его Величества из Киевской губернии» было выдано 5000 рублей и составлена смета, сколько еще потребуется денег на возобновление обители, «и то число денег» (а их по смете оказалось нужно для возобновления церкви и постройки колокольни 96144 рубля, – т.е. около двух миллионов по теперешнему счету) предложено было гетману Скоропадскому собрать «з полковников, старшины полковой, сотников, старшины городовой и знатных козаков, под Бунчуком служащих, кроме рядовых козаков и посполства», – то гетман Скоропадский заговорил другим языком. Его иные речи мы и находим в упомянутом обширном донесении государю. Здесь гетман, заявляя, что упомянутой громадной суммы собрать с подведомых ему чинов никоим образом нельзя даже и десятой доли, – не без ядовитости прибавляет: «разве отец архимандрит Печерский на таковое собою вымышленное иждиведение (разумеется громадность сметы) к обновлению церкве и строению колоколне денежного употребит имения, которое не погорело, як отец архимандрит з братией удавал, але в целости от пожару зосталось, и (о чем многие суть известны) там онаго приизлишне» (далее перечисляются доходы Лавры и жертвы её благотворителей). Разумеется, оба эти документа в нарочитых комментариях не нуждаются. Предоставляю проф. Титову заняться изучением законов Российской империи с целью определения, какому наказанию должен быть подвергнут проф. Голубев за учиненное им преступление, т.е. приведение выдержек из поименованных документов, и каким наименованием из словаря Даля в новейшем его издании должна быть заклеймена сия новая его пошлая выходка против Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Предуготовленные к великой схиме чины в греческих литургических памятниках весьма вирируются, Классификация их представляет немалые затруднения. Нам кажется, что единственно возможным основанием при производстве классификации этих, не редко совершенно своеобразных чинов, служить та или иная степень близости их к основному чину монашеского пострижения, – к великой схиме. Вот почему и обозрение памятников монашеского пострижения мы начинаем с великой схимы, затем от памятников великой схимы переходим к обозрению памятников малой схимы, включая в этот отдел и чины просхимы, и заканчиваем свое исследование обозрением чинов на рясофор. Конечные результаты, к которым приводить рассмотрение в исторической перспективе чинов пострижения в монашество, излагаются у нас в заключении. В своем исследовании мы трактуем исключительно о пострижении в монашество лиц мужеского пола. Но в практике древней Греческой Церкви, а за нею и в практике Церкви Русской, был особый чин пострижения в монашество женщин. Барбериновский Евхологий св. Марка знакомит нас с особыми молитвами при пострижение в монашество женщин, а проф. А.А. Димитриевскому удалось отыскать в Евхологии 1027 года Парижской Национальной (Coislin) библ. 213 особый чин пострижения женщин в великую схиму, сопровождающейся омовением ног. Чин этот, как оказывается, пользовался распространенностью и в древней Руси. Проф. Η.Ф. Красносельцев издал его в свет по славяно-русским памятникам XV и XVI веков 1 . Но древность чина великой схимы с омовением ног в практике Русской Церкви должна быть увеличена еще, по крайней мере, на один век. В славяно-русском Требнике XVI века Московской Троице-Сергиевой лавры лл. 29 об.–85, мы встретили такой чин под заглавием: Слуба скымна на пострижение черница. Этот чин согласен с чином того же XIV века в югославянском Требнике Имп. СПБ. Публ. библ. 21 из собрания А. Ф. Гильфердинга, где на лл. 37–51 тоже записана Слоу на пострижени черноризнци, сопровождаемая омовением ног. Посредство южных славян в деле благоустроения богослужебных порядков на Руси в XIV веке становится теперь в литургической науке обще признаваемым фактом, и параллель служб великой схимы с омовением ног в Требниках 229 и 21 дает лишний аргумент в пользу справедливости теории о югославянском влиянии на русское Богослужение в XIV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В декабре 2011 года под куполом лаврской колокольни была обнаружена 60-сантиметровая фигура ангела, покрытая сусальным золотом. О ее существовании было известно лишь из архивных документов. 11 января. ПРАВМИР. Восстановление колокольни в Киево-Печерской лавре планируют завершить весной 2012 года, сообщает Интерфакс-Религия . Реставрация самой высокой (96 метров) колокольни Украины длится около года. До того последний раз реставрацию проводили в 1961 году, колокольня пострадала во время Великой Отечественной войны. «Каждый ярус колокольни несет особое смысловое наполнение. Их всего четыре, и чем выше, тем утонченнее декор ярусов колокольни. Четвертый ярус украшен золотыми двуглавыми орлами, увенчанными царскими коронами. Правда, орлы давно утратили позолоту. Сейчас специалистам есть над чем поработать. Также под куполами нашли и начали реставрировать уникальную лепку в виде листочков с удивительными рисунками», — рассказал главный архитектор заповедника Александр Романченко. В декабре 2011 года под куполом лаврской колокольни была обнаружена 60-сантиметровая фигура ангела, покрытая сусальным золотом. О ее существовании было известно лишь из архивных документов. «Мы думаем, что это скрытый от человеческих глаз духовный оберег лавры и всего Киева. Не зря он обращен в сторону главного соборного храма Киево-Печерской лавры — Успенского собора», — рассказали в заповеднике. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/restavraciyu-kolokolni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010