Тридцать один год он выполнял одни и те же послушания, и солнце никогда не видело его вкушающим пишу или гневающимся; он ударял по деревянному лаврскому билу, созывая монахов на ночное псалмопение до тех пор, пока не вычитывал полностью весь 119 псалом (118 псалом Септуагинты, называемый по первому стиху «Блаженными»). 888 Наконец, в 525 году в возрасте семидесяти шести лет он вместе с одним из своих учеников отправился во внутреннюю Натуфейскую пустыню. Поскольку мелагры в тех землях нет, растет же там единственно морской лук (σκλλα Urginea maritime прим. пер.), он стал молить Бога, сотворившего все и могущего изменить горечь в еладость, чтобы он пропитал их этим зельем. 889 Через какоето время старейшина из Текоа, прослышав о них от пастухов, погрузил на своего осла мешок с теплыми хлебами и отвез их подвижникам. После того, как они поели хлеба, ученик без благословения старца сварил какоето количество зелья и стал есть его как обычно, однако от горечи тут же потерял дар речи. Тут же поняв причину происшедшего, старец помолился над своим учеником и причастил его, после чего тот сразу пришел в себя. Через какоето время хлебы вышли, однако ученик боялся притрагиваться к зелью. Тогда старец благословил сие зелье и вкусил его первым, после чего примеру его последовал и ученик, причем ни один из них не претерпел от зелья никакого вреда. 890 Через год после того, как Кириак исцелил бесноватого мальчика и прославился тем на всю округу ему пришлось бежать от людской славы и скрываться в пустыне Рува, где он провел пять лет, питаясь «корнями мелагры и сердцевиною тростника». 891 Не найдя покоя и здесь, он поселился в совершенно пустынном и сокровенном месте, называвшемся Сусаким (Σουσακεμ), где в глубине пустыни сходились вади, пролегавшие возле Сукки и возле Новой Лавры, которые, по мнению некоторых, и являли собою те «реки Ифамские», о которых Давид писал: «Ты изсушил еси реки Ифамския (или «сильные реки»)». 892 Здесь он оставался семь лет, пока во время Великой Чумы отцы из лавры Сукка не убедили его перейти в «нависающую» пещеру преподобного Харитона, находившуюся за пределами Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Старец Кирилл (Павлов): история солдата, который стал духовником нескольких патриархов Ольга Каменева, Дмитрий Симонов Источник: Фома.Ru      Жизнь архимандрита Кирилла (Павлова), несколько десятилетий несшего послушание духовника Троице-Сергиевой лавры, старца, принимавшего исповедь у трех патриархов, человека, через келью которого прошло бесчисленное множество людей, долго оставалась сокровенной. Лет десять назад тогдашний наместник Лавры, архиепископ Феогност (Гузиков) благословил собирать материалы для книги о старце (книга воспоминаний «Мы все были у него в сердце» вышла в издательстве Троице-Сергиевой лавры в 2019 году к 100-летнему юбилею отца Кирилла). Сам отец Кирилл был уже тяжело болен, но монахини, которые за ним ухаживали, рассказали, что еще раньше спрашивали: «Вот начнут о вас писать, издавать книги, как к этому относиться?» На что отец Кирилл ответил: «Пусть пишут. Только пусть пишут так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений» (из доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина) на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)»). «Порой это было хуже ада» О том, что отец Кирилл — участник Великой Отечественной войны, что он был несколько раз ранен, воевал в Сталинграде, потом с боями дошел до Австрии, было известно давно. Он и сам в своих проповедях и разговорах с духовными чадами часто вспоминал войну. А однажды сказал: «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело…». Он говорил, что особенно трудно было переносить подлость и трусость. Ведь война — это не только массовый героизм, это еще и предательство, и «сотрудничество с органами», и стремление улизнуть с передовой в тыловые службы. И человек все время словно в круговой обороне — без чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад — это и страшное духовное страдание здесь, на земле…».

http://pravoslavie.ru/128654.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Храмы Украинской Православной Церкви в Запорожье подвергаются провокациям 12.09.2014 Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко) призвал верующих к бдительности в связи с провокационными действиями групп лиц, собирающих подписи за перевод храмов Украинской Православной Церкви под юрисдикцию так называемого Киевского патриархата. Циркулярное письмо опубликовано на сайте Запорожской епархии . «Возле ряда храмов появились неизвестные люди, собирающие подписи якобы " в защиту Почаевской лавры " , при этом не имея никаких документов от священноначалия, свидетельствующих о благословении на эти действия», — говорится в письме. Как отметил архиепископ Лука, наместник Лавры с подобными просьбами не обращался, и речь в данном случае идет о «наглой и беспринципной спекуляции на авторитете великой православной святыни». По данным правящего архиерея, та же группа лиц, которая собирала подписи в «защиту Лавры», ранее также выступала за то, чтобы перевести Свято-Владимирский храм Запорожской епархии УПЦ в «патриотический Киевский патриархат» из «враждебного Московского Патриархата». Указанные лица, говорится в циркулярном письме, рассказывали людям, будто «большая часть постоянных прихожан за такой переход и при этом предъявляли их подписи». Владыка Лука потребовал от духовенства объявлять прихожанам о возможных провокациях и в случае сбора каких-либо подписей неизвестными сразу же выяснять их личности и докладывать правящему архиерею. Прихожанам, в случае обращения к ним с просьбой подписать что-либо, следует сразу сообщить об этом священнику. Ранее митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей также обратился к духовенству и верующим, заявив, что украинские власти не обращают внимания на просьбы представителей Украинской Православной Церкви защитить храмы и священнослужителей УПЦ от действий раскольников. По его данным, в Ровенской епархии на сегодняшний день захвачено три православных храма. В свою очередь Синодальный информационный отдел в августе выступил с официальным заявлением, в котором обратил внимание на то, что участились нападки на храмы и священнослужителей Украинской Православной Церкви со стороны греко-католиков и раскольников. Как отмечали в Синодальном отделе, священники подвергаются издевательствам, пыткам и устрашениям, насильственному задержанию и допросам. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.09.2014 18:52:22

http://drevo-info.ru/news/17723.html

8. Устроить каменную ограду, и выпланировать площадь пред зданием и спуск под гору. 9. На северной стороне монастырского здания на место на место старых деревянных служб построить новые каменные, как то: амбары, кладовые и мастерские. 10. Покрыть все монастырские здания железом. 11. Во всех окнах монастырских зданий вставить новые окончины. 12. Оштукатурить северную сторону монастырского здания. 13. Полы и лестницы во многих местах переделать. 14. На великой соборной церкви и двух башнях, вместо теперешних черных седмиконечных, составляющих герб Потоцкого, крестов, устроить новые осмиконечные железные, и вызолотить, – равно вызолотить и небольшие главы. 15. Медную крышу на большой церкви, как совершенно ветхую, снять и покрыть железом, и крышу окрасить зеленой краской. 16. Паче всего и неотложно в нынешнее лето (1833 года) нужно починить и укрепить галерею, чтобы предотвратить опасность, угрожающую великой церкви. В заключение преосвященный присовокупляет, что местных средств к произведению вышепрописанных построек и переделок недостаточно, – что в здешних местах на материалы дороговизна чрезвычайная, – что мастеровых вовсе нет, – что их нужно вызывать из России, – что поляки, как нерасположенные к Православной Церкви в России, взаимно согласились не продавать Лавре ничего по справочным ценам, а потому просит Святейший Синод выдать Лавре заимообразно 432,750 р. ассигн., как деньги нужные, по смете, для этих построек и переделок, а Лавра обязывается выплачивать этот долг, по частям, с процентом. 16. Указ Святейшего Синода преосвященному Иннокентию, в ответ на вышеозначенное представление Святейший Синод, в разрешение предположений преосвященного Иннокентия, указом от 30 октября 1833 г. за 8082, предписал к исполнению следующее: а) произвесть только самонужнейшие постройки и исправления, как то: около монастыря устроить каменную ограду, исправить ветхости главной церкви, починить и укрепить галерею, колокольню исправить, по предположению, – архиерейское помещение устроить с северо-западной стороны братского корпуса, – на помещение для певчих перестроить базилианские службы и сараи, для консистории сделать перестройки, по плану архитектора Руско, – выпланировать площадь перед зданиями, – построить новые каменные службы, амбары, кладовые и мастерские, – переменить на всех монастырских зданиях крыши, и в окнах окончины, оштукатурить северную сторону корпуса, переделать полы и лестницы, – устроить на великой церкви и башнях новые кресты и все это производить на счет монастырских доходов; впрочем, чтобы отправить всякое в том затруднение, Святейший Синод разрешает комиссии духовных училищ ассигновать Лавре заимообразно за пятый процент просимую сумму; о других постройках и украшениях сказано, чтобы производить их в последствии, когда Лавра будет иметь к тому средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Слава – святого. И ныне богородичен воскресен по гласу тропаря святого 107 . Диакон вне алтаря пред образом Христа Спасителя: Премудрость. Лик: Благослови. Священник внутри алтаря: Сый благословлен Христос... Лик: Аминь. Утверди, Боже, благочестивейшего... Священник тихим гласом: Пресвятая Богородице, спаси нас. Лик: Честнейшую херувим.. Священник: Слава тебе, Христе Боже... Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Священник, отверзши царские двери (Типик., гл. 7) и от святых дверей обратившись лицом на запад к народу (Служеб.; издание Киево-Печ. лавры: «Последование вечерни, полунощницы и утрени», 1884 г., л. 20 на об.), произносить великий отпуст по дню (чит. его в Служебн.). Диакон в это время стоит вне алтаря с правой стороны и держит орарь обычно. Поется многолетие. В издании Киево-Печерской лавры сказано:«По отпусте, диакон затворяет святыя врата, иерей же, в епитрахили исшед пред царския врата, начинает повечерие по обычаю». Но Типикон, имея в виду монастыри, по окончании вечерни предполагает выход из храма и, по еже вечеряти братиям, назначает клепание в малый кампан или ручное било, собрание братий в церковном притворе и чтение в нем повечерия (малого). Примечание. Ни после вечерни накануне воскресного дня, ни после повечерия не полагается лития о усопших (см. Типик., гл. 7). Дополнительные замечания о великой вечерни 108 Вечерню, отправляемую накануне воскресных дней, Типикон называет великою, и это название усвояет как той вечерни, которая накануне воскресенья на всенощном бдении соединяется в один состав с утренею (гл. 2), так и той, которая отправляется отдельно от утрени (гл. 7). То же самое название, т. е. великой, он усвояет вечерни всякий раз, когда говорит о соединении ее в один состав с утренею накануне господских (напр., 6 августа) и богородичных (напр., 21 ноября) праздников и святых, имущих бдение (напр., 29 июня), равно и святых, не имущих, но могущих иметь бдение (см. 8 ноября, 21 декабря, 17, 20 и 25 января, 5 и 20 июля), а иногда и в том случае, когда говорит о вечерни, отправляемой отдельно от утрени накануне дней полиелейных святых (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Триодь. Нач. XI в. (Chartres 1754. Fol. 62v-63) Триодь. Нач. XI в. (Chartres 1754. Fol. 62v-63) Куаленская и шартрская — первые самостоятельные системы ранневизант. нотации, названные учеными по 2 рукописям, в которых они были впервые обнаружены: Ирмологию XI–XII вв. из собрания Куалена (Paris. Coislin. gr. 220) и хранившемуся в муниципальной библиотеке г. Шартра и утерянному ныне фрагменту (Chartres 1754) Триоди нач. XI в., основная часть которой находится в библиотеке Великой Лавры на Афоне (Laur. G. 67). Обе нотации описывают движение голоса вверх и вниз, а не отдельные звуки и имеют общий фонд основных (коренных) знаков (т. н. «малые знаки») (см. табл. 4). Общими для обеих нотаций на ранних стадиях являются наличие в рукописях слогов без к.-л. муз. знаков и отсутствие знака для повторения звука. В шартрской нотации намного больше, чем в куаленской, «стенографических» символов, передающих более или менее стереотипные мелодические фигуры (μελσματα; «большие» знаки — формулы для 1, реже 2 слогов). После публикации А. Гастуэ в 1907 г. детально описанных 6 листов Шартрского фрагмента Г. Тильярду в 1913–1914 гг. удалось определить, что данный фрагмент является частью указанной рукописи из Великой Лавры. Стихирарь с ранневизант. куаленской нотацией. Кон. XII-XIII в. (Karakal. 74. Fol. 247v) Стихирарь с ранневизант. куаленской нотацией. Кон. XII-XIII в. (Karakal. 74. Fol. 247v) Наиболее важным критерием для классификации различных стадий ранневизант. нотации в 1-е десятилетия XX в. считалось отсутствие исона (σον — равно; знак повторения тона) или форма этого знака. В куаленской нотации исон имел форму крюка, в шартрской — прямого горизонтального штриха. Тильярд предложил деление ранневизант. нотации на 3 стадии в соответствии с 3 рукописями: 1-я, самая ранняя, стадия, не имеющая исона — «эсфигменская нотация» (по ркп. из афонского монастыря Эсфигмен, Esph. 54); 2-я стадия, XI в., с прямым исоном — «андреевская (или андреатическая) нотация» (по утраченной ныне ркп. из скита ап. Андрея на Афоне, Andr. 18); 3-я стадия, XI–XII вв.,— куаленская нотация. Параллельно с опытами классификации ранневизант. нотации были предприняты попытки ее расшифровки. Ранневизант. нотация, являющаяся в отличие от средневизант. адиастематической, должна изучаться в сравнении со средневизант., имеющей с ней общие тексты песнопений. Сопоставление различных нотаций одних и тех же песнопений показывает в большинстве случаев прямую связь нотаций между собой и убеждает в том, что они передают более или менее один и тот же мелос (см. пример 1).

http://pravenc.ru/text/365723.html

Является управляющий Конторой Ее Величества и говорит, что Великой Княгине угодно, чтобы я сопровождал ее в Москву, если могу и желаю. Я, разумеется, и мог и желал. И вот ваш милый сынок, любезнейшая маменька, садится в роскошнейший царский вагон, чуть не рядом с Великой Княгиней: она сама назначила мне ехать в одном с ней вагоне и не позволила, чтобы я снял пальто и шляпу! Летели мы быстро – всего 1 час 30 мин. Великая Княгиня несколько времени занималась со мной разговором о раскольниках и других предметах. В Москве на станции сама распорядилась, чтоб я ехал с управляющим ее Конторой, а во дворце приказала, чтобы мне отведена была квартира; когда же я заметил, что имею знакомых, где могу провести ночь, спросила, не далеко ли это, и велела приготовить для меня экипаж. Удивительная внимательность царственной особы! Через полчаса позвала меня в роскошную столовую обедать (это было часов в 8 вечера, а из лавры мы выехали в 6-м). На месте хозяйки заседала молоденькая племянница Великой Княгини, кроме нее – три фрейлины, доктор и я; сама Великая Княгиня с нами не кушала, а явилась, когда подали кофе. Великая Княгиня говорила со мной около четверти часа, затем встала и отправилась во внутренние апартаменты. Я откланялся ей и фрейлинам, от которых получил приказание, по назначению Ее Высочества, явиться во дворец в следующий день, в 12 часов утра. Ночь мне пришлось похлопотать в отыскивании переплетчика, которой успел бы к 11 часам следующего дня переплести мне книги, назначенные мною для поднесения Великой Княгине и фрейлинам. Слава Богу, нашелся такой, и я, наконец, успокоился. В четверг 30 апреля в конце 12 часа, облеченный в партикулярный фрак, в белом галстуке и белых перчатках, являюсь я в приемную Ее Импер. Высочества. Вскоре же камердинер провел меня через великолепную залу в роскошный кабинет. Я представил Великой Княгине мои книги. Она попросила меня сесть и стала рассматривать сочинения. Речь зашла сначала о Никоне, потом о расколах, которыми она очень интересуется, потом о лавре, Академии и лично обо мне: спрашивала, откуда я, есть ли у меня родные и кто именно (я сказал, что имею матушку и замужнюю сестру), давно ли служу, сколько мне лет (при этом даже комплимент сказала мне, – что я кажусь гораздо моложе), сколько получаю жалованья, даже как содержу стол! Наконец сказала, что если я буду что издавать, то присылал бы ей, а если буду когда-нибудь в Петербурге, ей очень приятно будет меня видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Стефан не имел в своей келье не только кровати, но и одеяла, спал на голых досках и неизвестно чем питался 31 января, ПРАМИР: На Афоне нетленным обнаружено тело усопшего полтора месяца назад насельника обители. Как сообщает портал «Русский Афон» , чудо произошло в Кавсокаливском скиту на Святой Горе Афон. Тело отца Стефана по прошествии полутора месяца с момента кончины не имело признаков тления и не источало неприятного запаха, как будто подвижник скончался несколько часов назад. Отец Стефан в течение сорока лет подвизался в одной из сорока пустынных келий скита, посвященной Трем Святителям. В последние годы он мало общался с братией, а когда это случалось, нередко критически высказывался о разных сторонах современной жизни. Как сообщает портал Romfea.gr, отец Стефан был найден мертвым в своей келье. Отцы Кавсокаливского скита, которые обнаружили тело, свидетельствуют, что его не коснулось тление. Отец Стефан, как свидетельствуют отцы обители, не имел в своей келье не только кровати, но и одеяла, спал на голых досках и неизвестно чем питался. Он почил на 75-м году жизни и был погребен, как монах Великой Лавры, к которой приписан Кавсокаливский скит. Скит «Кавсокаливия» – особножительная обитель, расположеная неподалеку от Великой Лавры, имеет широкую известность благодаря святому старцу Порфирию Кавсокаливиту (+1991), подвизавшемуся здесь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 марта, 2020 18 марта, 2020 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 28 мая, 2020 27 марта, 2020 20 марта, 2020 18 марта, 2020 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/na-afone-naydeno-netle...

Так читается в Служебниках XV в. библиотеки С.-Петерб. дух. акад. 532, 534, 535, 538, 541, 838, библиот. Тр.-Серг. лавры 224, и в Служебниках XVI в. библиотеки А.И. Хдудова 113, в гедеоновом, венецианских, киевских, виленском 1638 г. и дельском. A в Служебнике XIV в. Румянц. муз. 400, согласно во всем новоисправленному: Врм сътворити гви влко блгви. Наконец в одном Служебнике XIV в. библиотеки С.-Петерб. дух. акад. акад. 523, означенный стих читается так: Врм гви сотворити литурги ги блви оче. 11 . В старопечатном Служебнике диакону повелевается исходить для начатия литургии великими дверми. A в новоисправленном Служебнике северными дверми. В древлеписьменных Служебниках почти во всех, и в большей части древлепечатных, не показано, какими дверми исходить диакону, a сказано только: и исходит и станет на обычном месте прямо св. дверей. Затем в одном Служебнике XIV в. (Румянц. муз. 400), сказано: и исходит диакон из оларя оть левыя страны (т. е. северными дверми) и станет пред св. дверми; в киевских Служебниках показано также северными дверми исходить. A в одном Служебнике XVI в. (библиот. Моск. дух. акад. 85) сказано: и исходит великими дверми, т. е. согласно старопечатному. 12 . В великой эктение (также и в молитве читаемой по Изрядно) в прошении за царя читается: и всхъ болрхъ и воехъ ег. A в новоисправленном Служебнике: и всей палат и воинств.... Согласно старопечатному прошение это читается во многих древлеписьменных Служебниках: в других же читается согласно новоисправленному, – Именно же: согласно новоисправленному читается в Служебнике XIV в. Румянц. муз. 400, в Служебниках XV в. библиотеки С.-Петерб. дух. акад. 529, 531, 532, 533, 535, 536, 537, 538, 541, 562, библиотеки Моск. дух. акад. 79, библиот. Тр.-Серг. лавры 224, в Служебнике XVI в. библиот. А.И. Хлудова 113, и в Служебниках гедеоновом, венецианских, киевских, виленском 1638 г. и дельском. Примеч. В некоторых древлеписьменных и почти во всех древлепечатных Служебниках после великой эктении упоминается о пении антифонов; но ни в одном нет указания о пении псалма: Благослови душе моя Господа; нет на это указания и в старопечатном и новоисправленном Служебниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Отец Стефан, как свидетельствуют отцы обители, не имел в своей келье не только кровати, но и одеяла, спал на голых досках и неизвестно чем питался. 2 февраля. ПРАВМИР. В Кавсокаливском скиту на Святой Горе Афон произошло чудо – обнаруженное тело усопшего насельника обители о. Стефана по прошествии полутора месяца с момента кончины не имело признаков тления и не источало неприятного запаха, как будто подвижник скончался несколько часов назад. Скончавшийся недавно насельник обители отец Стефан в течение сорока лет подвизался в одной из сорока пустынных келий скита, посвященной Трем Святителям, — сообщает Русский Афон В последние годы он мало общался с братией, а когда это случалось, нередко критически высказывался о разных сторонах современной жизни. Как сообщает портал Romfea.gr, отец Стефан был найден мертвым в своей келье. Отцы Кавсокаливского скита, которые обнаружили тело, свидетельствуют, что его не коснулось тление. Тело не источало никакого неприятного запаха, несмотря на то, что со времени кончины, по всем признакам, прошло от одного до полутора месяцев. Отец Стефан, как свидетельствуют отцы обители, не имел в своей келье не только кровати, но и одеяла, спал на голых досках и неизвестно чем питался. Он почил на 75-м году жизни и был погребен, как монах Великой Лавры, к которой приписан Кавсокаливский скит. Скит «Кавсокаливия» – особножительная обитель, расположеная неподалеку от Великой Лавры, имеет широкую известность благодаря святому старцу Порфирию Кавсокаливиту (+1991), подвизавшемуся здесь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 марта, 2020 18 марта, 2020 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 28 мая, 2020 27 марта, 2020 20 марта, 2020 18 марта, 2020 11 мая, 2021 15 апреля, 2021

http://pravmir.ru/na-afone-obnaruzhili-n...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010