Закрыть itemscope itemtype="" > Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году К 150-летию русско-сербских торжеств в Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Вильне и Остроге на Волыни 08.10.2019 710 Время на чтение 121 минут Часть первая . Белград - Одесса . Митрополит Михаил , в миру Милое Йованович (1826-1898), является одной из центральных фигур сербской истории периода воссоздания государства , плодовитым сербским писателем , филантропом европейского масштаба , церковным миротворцем и борцом за национальную самобытность сербов – самобытность , культурно - политическим гарантом которой могла , по мысли Владыки , служить только Россия . На страницах «Русской Народной Линии» мы уже обращались к некоторым подробностям русско - сербской благотворительности Митрополита Михаила , однако его труды на ниве русско - сербских связей – тема поистине неисчерпаемая . На сей раз необходимость обратиться к этой теме продиктована юбилеем посещения Владыкой Одессы , Киева , Москвы , Санкт - Петербурга и ряда других российских городов в 1869 году . «Для всех я сделался всем , чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1- е послание Коринфянам 9:22) – мог бы , вслед за Апостолом Павлом , сказать о своей жизни Владыка Михаил . Вступив на кафедру белградских митрополитов в то время , когда Сербское княжество было лишь малой , почти бесправной областью на краю необозримых просторов Османской империи , Владыка подготовил народ к провозглашению полной независимости от Стамбула и к возрождению погибшего ещё в Средневековье Королевства , о котором помнили лишь народные сказители и немногочисленные монахи - летописцы . «Свыше 43 лет ... владыка сербский Михаил проходил своё великое архиерейское служение ( с 14 октября 1854 г . как епископ Шабацкий ) и , в том числе , около 39 лет с великим достоинством и славою занимал митрополичью кафедру в Белграде ( по синодальному избранию 25 июля 1859 года , с утверждением князя Милоша и согласия Константинопольского Патриарха Кирилла от 9 августа того же 1859 года ), являя в своей жизни редкий пример неустанных подвинов на пользу Святой Церкви , Отечества , сербства и даже целого славянства ... » . Иван Савич Пальмов в некрологе , прочитанном на заседании Славянского Общества , уделяет несколько строк и событию , юбилей которого не должен остаться незамеченным в эти дни : говоря о 1869 годе , профессор Пальмов напоминает , что митрополит тогда «приезжал на юбилей своей родной Академии в Киев , посетил затем Москву с её святынями и Петербург , торжественно принятый между прочим и в нашем Славянском Обществе» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «В душе этих людей ничто не дрогнуло» Предстоятель Русской Церкви возмущен поведением зевак, снимавших на мобильные телефоны утопающих в Волге людей 13.07.2011 1143 Время на чтение 6 минут 12 июля 2011 года, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в центральной церкви Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади, сообщает Патриархия.Ru. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил молитвенное поминовение погибших в результате недавнего кораблекрушения на Волге, а затем славление первоверховных апостолов, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. «Всех вас сердечно поздравляю с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, завершением Апостольского поста, а также с особым событием в жизни нашего Первопрестольного града и всей Церкви с 450-летием освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который в народе известен как храм Василия Блаженного. Именно в этом уникальном произведении средневекового русского архитектурного искусства мы празднуем сегодня и память святых апостолов, и эту замечательную дату», - отметил Предстоятель Русской Церкви. По его словам, «апостолы заложили основу церковной жизни, но они сформировали этот фундамент не от ветра главы своея, не от человеческой мудрости, не от фантазии, не от больного воображения, не из корыстных целей, как иногда лжеименные исследователи истории пытаются это объяснить». «Апостолы заложили фундамент церковного бытия на основании всего того, чему они были научены от Спасителя. Многое из слов Христа, Господа нашего, было самими же апостолами положено на бумагу и сохранилось до наших дней как евангельское повествование. Но не все вошло в это повествование — было и устное предание, столь важное для формирования Церкви. Святые апостолы заложили фундамент, и сегодня, празднуя имена первоверховных из них Петра и Павла, мы вспоминаем это великое деяние, совершенное апостолами. Оно не было простым, ибо основание бытия Церкви, формирование первых христианских общин вводило святых апостолов и Церковь в соприкосновение с окружавшим их миром. То был мир иудейской и греко-римской культуры, и мы знаем, что этот мир с трудом принимал апостольское слово», - продолжил Патриарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/13/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поддерживаем декоммунизацию Резолюция-обращение научного собрания «Москва –Третий Рим, а Четвертому не бывать» 27.12.2022 3849 Время на чтение 9 минут Фото: dzen.ru Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, Председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, Председателю Государственной Думы Вячеславу Володину, депутатам Федерального Собрания, губернаторам, председателям региональных законодательных собраний, всем патриотам нашего Отечества Поддерживаем действия руководства России по укреплению традиционных ценностей государствообразующего Русского народа и других народов нашей страны, живущих между собой в мире и согласии уже многие столетия. Поддерживаем декоммунизацию, необходимость проведения которой указана Президентом РФ Владимиром Путиным в видеообращении 21 февраля 2022 года перед началом Специальной Военной Операции на Украине. Для того чтобы «Россия – великая тысячелетняя держава, страна-цивилизация» пережила нынешние трудные времена, одержала победу, преодолела экономическую блокаду и добилась мира, могла успешно противостоять деструктивным силам глобализации, нет иного пути, кроме как обратиться к могучему духу нашей любимой Родины и Христианской Вере. Одно из положений Священного Предания Православной Церкви, признанное еще в XVI веке всей Церковной полнотой, кратко изложено в формуле «Москва — Третий Рим», утверждённой Освященным Собором «Великого Российского и Греческого царствия» в Москве в 1589 году при учреждении патриаршества в Русской Церкви. Этим Собором «Великое Росейское царствие» со столицей в Москве было публично признано Третьим Римом. Эту миссию Российское Царство успешно выполняло на протяжении последующих веков. Сегодня миссия Москвы как Третьего Рима все шире возвращается в народное сознание, становится сущностным духовным содержанием миссии нашего Государства – удерживающего, по словам Апостола Павла, мip от прихода антихриста (2 Сол. 2:7). Формула «Москва — Третий Рим» должна быть, с надлежащим истолкованием, включена в Основной закон нашего государства, в государственные программы национального развития и образования, активно пропагандироваться. Только так Россия может вновь подтвердить присущую ей миссию державного охранителя Вселенской Православной Церкви и образца христианской нравственности, защитника мира на Земле.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/27/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Порт-Артурская икона " Торжество Пресвятой Богородицы " на зауральской земле Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.) 24.09.2009 649 Время на чтение 24 минут " И возвратилась в дом Свой... " Лк. 1, 56 На сцене нашего зала рядом с уважаемым президиумом мы, участники чтений, можем созерцать совершенно необычную храмовую икону, изображающую Святую Деву Марию. Пред вами предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу морского залива на двух поверженных и обломанных самурайских мечах. Она одета в синий хитон, верхнее облачение коричневого цвета, а из-под убруса свисает разноцветный пояс. Вокруг головы яркое сияние, в руках Богородица держит белый плат с ликом Христа Спасителя. Позади Божией Матери находится горящий город и бескрайний океан. Выше Богородицы в облаках справа стоит Архангел Михаил с огненным мечом, слева - Архангел Гавриил с цветущей ветвью в руке. Между ними Херувимы держат царскую корону. Еще выше в окружении Небесных Сил Бесплотных восседает Господь. Весь фон или перспектива иконы: золото-чеканная. Данный образ был доставлен специально на нашу конференцию в Шадринск из поселка Мишкино благодаря членам оргкомитета: Советнику губернатора В.В.Усманову и Шадринскому благочинному о.Василию (Семенову). I. Значение иконы для Российского государства " Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться в беде и смуте... все вновь начинать " ни с чего " ; из ничего создавать значительное, прекрасное, великое...и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета... " , - писал великий русский философ Иван Ильин, которому и посвящена наша конференция. Роль иконы и, прежде всего, чудотворной, в жизни человека, в истории России, в истории русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Главная функция иконы молитвенная. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Трудно перечислить все описанные в литературе чудеса, совершаемые чудотворными иконами. Силою Первообраза они излучают нетварный фаворский свет, останавливают стихийные бедствия (в т.ч. пожары: например, чудотворная Абалакская икона в г.Куртамыше). Они мироточат, плачут, темнеют (от предчувствия скорби), источают кровь. Иконы обновляются, являются людям в видениях, тонком сне, плавают по воде (местная икона Николая Чудотворца из с.Утятское), стоят в воздухе. Не горят в огне, погребенные под обломками обрушившегося храма (замечательный пример - икона Казанской Божией Матери, находящаяся в нашей Курганской епархии в с.Чимеево). Но, самое главное, иконы неожиданно являются нам при различных обстоятельствах: из-под земли, из воды, в ветвях деревьев или могут быть просто принесены другими людьми, избранными Богом. Этот случай и касается нашего повествования о Порт-Артурской иконе.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православное видение мира М. Дунаев окниге Наталии Сухининой 02.08.2005 272 Время на чтение 5 минут Русские люди - православные. А кто не православный, в том русскость его становится сомнительной. Для многих это уже общее место со Достоевского. Но что значит - быть православным? Не с рождением же это Нет, Православию необходимо учиться, в Православии воспитываться. А как? Разумеется, в церковь ходить: кто ставит себя вне храма, тот и вне веры неизбежно - кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Это опять-таки давно стало бесспорным, хотя и не для всех, так что повторять и повторять несомненное время от времени полезно. Обязательно читать Священное Писание, поверяя себя святоотеческой мудростью, ибо своим разумением до таких ересей можно дочитаться, что лучше бы тех книг и в руки не брать. Надобно постигать вероучительные основы Православия, догматические истины. Нужно, наконец, стараться жить по заповедям, что весьма непросто. Однако в следовании всему этому нас подстерегает опасность превращения необходимого во внешнее, формальное, не завладевающее всею полнотою нашего бытия. Можно стать гордецом-фарисеем - а от того мало пользы будет. Ведь фарисей был весьма благочестив, исполняя даже более требуемого, и тем не менее Самим Сыном Божиим был поставлен ниже грешника-мытаря. Чтобы принять в себя истины Православия, потребно, помимо всего прочего, усвоить их через собственный жизненный опыт - тогда они станут не внешней догмой, но ориентирами на пути к спасению. Почему согрешили наши прародители? Потому что не имели опыта бытия вне Бога. Собственно, наказание их, было великим благом, научением, промыслительно данным для всего человечества ради обретения ценнейшего опыта, без которого невозможно быть в следовании воле Божией. (Не для всех тот опыт на пользу, но это уже иная тема.) Однако собственным опытом всей многосложности жизни - не постигнуть. Слишком необъятно и необозримо море житейское для одного человека. Но ведь можно использовать во благо себе и духовный опыт ближних, как добрый, так и отрицательный. Поэтому великое дело делают те, кто собирает такой опыт по крупицам и делает его всеобщим достоянием. Особенно ценно, если собранное получает православное, то есть истинное, освещение и толкование.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православные должны уделять особое внимание сохранению исторической памяти» Протоиерей Владимир Сорокин о 1000-летии со дня преставления Великого князя Владимира, Крестителя Руси и 70-летии Великой Победы 17.02.2015 747 Время на чтение 9 минут В этом году отмечается 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного Великого князя Владимира, Крестителя Руси. В связи с этой годовщиной корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова встретилась и побеседовала с настоятелем Князь-Владимирского собора, председателем Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессором СПбДА, благочинным Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, кандидатом богословия митрофорным протоиереем Владимиром Сорокиным . Ваше Высокопреподобие, Вы настоятельствуете в храме, носящем имя святого равноапостольного Великого князя Владимира. Этот год юбилейный. Каково на Ваш взгляд, историческое значение Крестителя Руси? Как Великий князь повлиял на историю нашего государства? 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира - событие великое. Когда я думаю о нём, то мысленно возвращаюсь к торжествам в память 1000-летия Крещения Руси, участником которых мне довелось быть. Тогда на одной из конференций впервые была высказана мысль, что 20-й век, давший православному миру сотни мучеников, исповедников, достоин изучения. Эта мысль, представленная владыкой Ювеналием, была очень смелой - ведь при советской власти тема гонений была под запретом, не говоря о новомучениках. Это празднование послужило тому, что общество наше начало преображаться, стало внимательнее относиться к религиозной жизни и признало роль Русской Православной Церкви в развитии страны. Посмотрите, сколько сейчас отреставрированных храмов, восстановленных и новосозданных монастырей, сколько воскресных и православных школ! Мы свободно обсуждаем вопросы религиозной жизни, можно сказать, что у нас есть свое национальное сознание и своя миссия, свое призвание. Не все с этим согласны, что закономерно, ведь и князь Владимир, когда крестил Русь, тоже встречал непонимание и сопротивление.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/17/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преображенский храм: возвращение 11.12.2019 492 Время на чтение 4 минуты Великое освящение храма в честь Преображения Господня поселка Соколовый, которое совершил 1 декабря Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, многие прихожане этого храма считают последним, завершающим этапом в деле восстановления исторической справедливости. Ведь Преображенский храм стоял в поселке с 1819 года. Каменную церковь с колокольней возвел саратовский купец Григорий Яковлевич Крюков. В 1937 году церковь была разрушена, а на ее руинах сооружены конструкции для водоналивных цистерн. В 2013 году на этом месте был возведен Поклонный крест — в память об уничтоженной святыне. Ломать и строить Анна Васильевна Кузенкова живет в Соколовом уже много лет. Говорит, что до начала строительства храма по поселку ходили сектанты различного толка, особенно много их было в 90-е. Тогда же здесь было попросту страшно выйти на улицу — пьяные драки, разбой. Когда-то давным-давно поселение так и называлось — Разбойщина, позднее его переименовали в Преображенское в честь Спасо-Преображенского храма, а уже после Октябрьского переворота поселок стал именоваться Соколовым. Православный приход в этих краях был заново образован в 2007 году. Для богослужений выделили помещение. Настоятель Преображенского храма протоиерей Владимир Каширин рассказывает, что в 2014 году, когда его сюда только назначили, прихожане повели нового батюшку показывать молитвенную комнату — и он пришел в ужас. — Подъезд был совершенно обшарпанный, стены исписаны, и первое, с чего я начал, был ремонт подъезда,— вспоминает отец Владимир.— После этого мне пришлось… разломать фундамент, который несколько лет назад заложили под новый храм. Прихожане не один год собирали средства на начальный этап работ, вырыли котлован, заложили бетонные блоки. Но дальше дело встало. И тут приходит новый священник и всё ломает — представляете их ощущения и отношение ко мне после этого?.. А все дело в том, что фундамент простоял открытым несколько лет — таял снег, лил дождь, потом все это замерзало и снова таяло, так что строить на этом основании было уже нельзя.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/11/preobr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Нестор летописец Память 27 октября/9 ноября 08.11.2023 79 Время на чтение 3 минуты Нынешний день св. Владимира Мономаха. Живо изображает он бедствия, которые терпела Россия от междоусобий князей и набегов суровых половцев; но особенною любовию и горячим одушевлением дышит его повествование о крещении земли русской и распространении веры христианской и христианского просвещения, о подвигах святых угодников Божиих. Преподобный Нестор участвовал в открытии мощей пр. Феодосия, и, кроме летописи, написал еще житие святых князей Бориса и Глеба и житие преп. Феодосия. Он почил около 1115 года. Мощи его покоятся в пещере св. Антония. II. В день памяти преп. Нестора, горячо любившего свое отечество – Россию, побеседуем о том, откуда проистекает эта любовь, где ее основание и начало. Великое, братие, дело – любовь к отечеству. Она – источник любви, согласия и всякого порядка в народе, на ней созидается внутренний мир и благоденствие народа, она и щит и забрало для народа от врагов внешних. А знаете ли, где начало этой животворной отечественной силы? Откуда наша любовь к отечеству раждается, чем питается, и от чего возрастает? Ученые пусть рассуждают об этом, как хотят; мы, христиане, скажем прямо и решительно, что начало и жизнь любви к отечеству есть вера христианская Православная христианская вера наша, братие, – вот святый божественный источник любви нашей к нашему православному отечеству и к нашему православному Царю. а) Возьмите прошедшие времена. Каким и внутренним, а особенно внешним бедствиям ни подвергалось отечество наше! Каких ни имело сильных и многочисленных врагов! Однакож все враги, время от времени, были низлагаемы, несмотря на то, что предки наши не обладали большим искусством в воинском деле, – и отечество всегда торжествовало победу и возвращало в пределы свои благоденствие и мир. Кто же одушевлял народ, кто вооружал людей на защиту отечества от врагов? Вера православная. Вера побуждала отцев наших и любить отечество, и стоять за отечество, до смерти. «Постоим», говорили одни, «за святую Софию». «Постоим», говорили другие, «за дом Пречистыя». «Постоим», говорили все, «за веру православную, за Русь святую». Видите ли, братие, что было дорого для отцев наших, что они с такою ревностию отстаивали от врагов? Дорога им была вера святая и церковь Божия. По вере и многочисленной затем святыне, любезно было им и отечество. Его и именовали они не иначе. как «Русь святая».» И подлинно «святая» по святой православной вере, «святая» по множеству святых обителей и храмов, «святая» по множеству святых чудотворных икон, «святая» по " множеству святых многоцелебных мощей угодников Божиих.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Принесение в Россию мощей евангелиста Луки - это новая страница жизни России и людей, которые были отторгнуты от православия 01.06.2007 349 Время на чтение 4 минуты Делегация Русской православной церкви и Фонда Андрея Первозванного 9 июня доставит с Афона в Россию, а позже - на Украину и в Белоруссию честную главу святого апостола и евангелиста Луки. О том, какое влияние апостол Лука оказал на ход российской истории, а также о традиции поклонения мощам в интервью порталу " Интерфакс-Религия " рассказал протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где хранится Владимирская икона Божией Матери, которая, согласно преданию, написана евангелистом Лукой и неоднократно спасала Россию. - Отец Николай, какое значение имеет принесение мощей апостола Луки для духовной жизни страны? Насколько евангелист Лука почитаем в России? - Для всей России принесение мощей апостола и евангелиста Луки - великое событие. А если учесть недавнее воссоединение Русской православной церкви, оно воспринимается тем более по-особому. Это показывает, что за Россию молятся святые угодники Божии, в том числе и такие, как евангелист Лука. Апостол Лука почитается в нашей стране так же, как и три других евангелиста. Он отличается тем, что в своих трудах больше всех повествует о жизни Божией Матери. И хотя он не был в числе двенадцати апостолов, избранных учеников, но он - в числе семидесяти апостолов. И для нас евангелист Лука является той великой радостью, которая помогает нам ощущать себя полностью сопричастными к жизни и святого семейства, и вообще всей христианской Церкви. Для нас он не просто евангелист, а еще и автор Деяния апостолов, и иконописец, который создал первый образ Пресвятой Богородицы, дошедший до нас под именем Владимирская. Эта икона хранится сегодня в Москве и, по церковному преданию, была написана на доске стола, за которым обедало святое семейство: Иисус Христос, Богородица и Иосиф Обручник.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Просвещение для возрождения 06.11.2017 766 Время на чтение 16 минут Сергей Игоревич Астахов В нынешнем году исполнилось 90 лет со дня рождения нашего выдающегося иерарха митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) († 1995). Владыка был воистину пастырем добрым, и теперь, спустя время, все отчетливее проявляется великое благотворное значение его слов и деяний, посеянное им семя веры и правды приносит драгоценные плоды. Одно из таких плодотворных начинаний, у истоков которого стоял приснопамятный архипастырь, - уникальное издательство «Царское Дело», книги которого давно стали любимым чтением многих верующих. Милостью Божией, побывав в Санкт-Петербурге, мы познакомились и побеседовали с его директором - Сергеем Игоревичем Астаховым. «ПРАВИЛЬНЫЕ» КНИГИ - Сергей Игоревич, расскажите, пожалуйста, о Вашем издательстве. Когда и как оно возникло, откуда такое название - «Царское Дело», что издаете? - Основано «Царское Дело» было в конце 1994 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Название нам дал Леонид Евгеньевич Болотин, с которым мы давно знакомы и сотрудничаем. Инициативная группа по созданию издательства состояла из нескольких человек. В частности, туда входил Константин Юрьевич Душенов, руководитель пресс-службы Владыки. А я на тот момент был одним из ее сотрудников. Основное направление деятельности, определенное изначально - выпуск православно-патриотической литературы. Т. е. не просто православных, святоотеческих или богослужебных, а именно православно-патриотических книг. - Такой курс Владыка задал? - Да, это линия была избрана именно владыкой Иоанном. И мы стараемся ее неизменно придерживаться. - А с помощью каких ориентиров, авторов? Как Вы выбираете «правильные» книги? - Любая подлинно православная литература, безусловно, полезна. Мы сотрудничаем со многими издательствами и видим, что на этом поприще далеко не одиноки. И слава Богу! Но у каждого при этом есть свои отличительные черты. В частности, нашей особенностью стала разработка серии «Духовное возрождение Отечества», в основу которой легли в первую очередь труды самого митрополита Иоанна. И до сего дня они остаются для нас приоритетными.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/6/pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010