Разделы портала «Азбука веры» Перевод В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии ) до его погребения и в память его погребения . Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в древности. Оно приносит великое утешение усопшим и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Чтение Псалтири начинается по окончании «Последования по исходе души» . Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири родственниками усопшего: оно свидетельствует о большой любви и усердии к поминаемым их ближним. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертвы за других, трудящихся в чтении. Читающему Псалтирь приличнее стоять, если состояние здоровья не заставляет его сесть. В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день 3й, 9й и 40й. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим 3 дня или 40 дней, включая день кончины. Псалтирь состоит из 20 разделов — кафизм , каждый из которых делится на три «Славы» . Перед чтением первой кафизмы произносятся молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири. Молитвы перед началом чтения Псалтири Примечание: Если чтение совершается после утреннего или вечернего правила, то можно начинать сразу с “Приидете поклонимся…”. Глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Перевод: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

http://azbyka.ru/poryadok-chteniya-psalt...

Между множеством обычаев, совершаемых у нас за богослужением на Страстной неделе и в первые дни Пасхи и перенесенных к нам с востока негласно, без занесения этих обычаев на страницы нашего действующего Типикона, довольно видное место занимает прочно установившийся обычай – читать в первый день Пасхи на литургии Евангелие на различных языках. Обычай этот не только практикуется по городам, где действительно есть между молящимися люди, разумеющие и знающие языки, на которых читается Евангелие, но в последнее время, со времени назначения священников из окончивших курс в духовных семинариях, он перенесен, по примеру городов, и в деревни и села, где, кроме самого чтеца, да и то зачастую с грехом пополам, никто не разумеет «яже чтется». Таким образом обычай, вполне естественный на месте своего происхождения и имеющий там глубокое значение, у нас, как подражание, теряет свой смысл и важность и превращается в пустое биение воздуха и ненужное удлинение богослужения. Между тем, если этому по традиции установившемуся обычаю дать у нас на Руси несколько иную постановку, то он может иметь громадное воспитательное значение и принесет несомненную пользу Церкви и молящимся. Наш нынешний Типикон вот что говорит о чтении Евангелия на литургии в первый день Пасхи: «времени же приспевшу чтения святаго Евангелия, начальный диакон хотяй Евангелие чести глаголет: «Благослови, владыко, благовестителя». Таже настоятель глаголет: «Бог молитвами святаго славнаго» и прочая, якоже указася в литургиарии. Исходит диакон, и на обычном месте прямо царских врат, на восток лицем станет. И настоятелю прежде возгласившу пред престолом: «Премудрость, прости услышим святаго Евангелия». Тожде и вси иереи, елицы суть служащие. По сих же и диакони глаголют на различных местах ставше от святаго престола и до западных врат церковных един по единому. Последи же всех стоит архидиакон. И чтут вси по настоятели, един по единому, по статиям, якоже настоятель расположит. И предначинает настоятель: «От Иоанна святаго Евангелия чтение». Прочии тожде. Настоятель «Вонмемъ». Прочии тожде. Настоятель, стоя пред престолом на восток лицем, чтет: «В начале бе слово» и прочая. Прочии тожде. И на всяком возгласе, или статии Евангелия ударают в Церкви по единажды в кандию. Параекклисиарх же вне церкве в великое било, и в великий кампан. На последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било» (л. 401 об.). Этого замечания нет ни в нынешнем греческом иерусалимском Типиконе 1 , ни в современном Уставе Константинопольской Церкви; не было его и в древнейших богослужебных памятниках Церкви греческой. Очевидно, это примечание выработалось у нас на Руси под влиянием самого обычая, читать Евангелие на Пасху по отделам священнику и диакону вместе, который (т. е. обычай), как увидим ниже, целиком был перенесен к нам с востока и существует у нас с весьма давнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ Богоявление - праздник вод, «скачущих в жизнь вечную». Филипп Тараторкин, Страна.Ru, 17.01.2001 18 января Православная Церковь вступает в празднование Богоявления или Крещения Господня. Всем известной отличительной чертой этого праздника, которым завершаются дни после Рождества, именуемые святками, является освящение воды, так называемое великое водоосвящение. Освящение воды совершается как в канун праздника, в Крещенский Сочельник (праздник Крещения, как и праздник Рождества Христова, предваряется Навечерием - Сочельником, днем строгого поста), так и в сам праздник. Освященная в праздник Крещения вода, которую принято называть греческим словом " агиасма " , почитается православными христианами как великая святыня, сохраняемая в домах в течение всего года - до следующего праздника Крещения Господня. В богослужебных текстах чина великого освящения воды есть прошение о том, чтобы Господь сотворил эту воду " скачущей в жизнь вечную " и даровал ей благодать исцеления души и тела тех, кто ею окропляется. Празднуемое в день Богоявления событие подробно описано в Евангелии. Богочеловек Иисус Христос в самом начале Своего общественного служения приходит к Иоанну Крестителю, проповедовавшему покаяние в иудейской пустыне и в знак этого покаяния омывавшему иудеев в водах Иордана. " Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф 3, 13-17).

http://zavet.ru/news-s010117.htm

XXVIII. Слово в день святых апостолов Петра и Павла 43 О значении храма в жизни христианина и почитании Святых, имени которых он посвящён Память святых, славных, всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла совершаем, братья! Для вас, возлюбленные прихожане сего храма, ныне особенно великий и важный праздник, ибо это праздник вашего храма, храмовый приходской ваш праздник. Великое значение для христианина имеет храм и, особенно, великое значение для христианина имеет приходской храм: храм есть дом Божий, место особенного присутствия Божья, общественного богослужения, общественной молитвы; храм есть наружное выражение нашей православной христианской веры, видимое свидетельство о господстве и торжестве её в нашем отечестве. А приходской храм для прихожанина, кроме того, есть место, где он получил духовное своё возрождение в таинстве крещения, и неоднократно получал и получает духовное обновление во время присутствия в оном при богослужении в молитвенном возношении ума и сердца к Богу, в исповедании своих грехов в таинстве покаяния, в тесном соединении с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве причащения тела и крови Его. В приходском своём храме прихожанин освящает и воспоминает важные события и дни в своей жизни в своей семье: вступление в брак, дни именин и дни кончины своих родных и др., в приходском же храме он совершает и провождение человека после смерти в жизнь загробную. Как же после всего этого не сказать, что великое значение для христиан имеет храм, и что храмовый праздник есть великий праздник для прихожан!... На таком значении храма основывается важная обязанность прихожан – почитать свой храм, возможно чаще посещать его во время богослужения, не только в праздники, но, по возможности, и в будние дни, отправлять в нём все христианские обязанности, совершаемые в храме: подвиги покаяния, обряды погребения и поминовения умерших, водосвятия, чтение акафистов, благодарственные и просительные молебны и проч., и заботиться о его благолепии. И как приятно видеть храм благоукрашенный и благоустроенный, как отрадно для верующего сердца видеть храм, усердно посещаемый прихожанами, и полный молящимися!.,. Но по благоустройству и благолепию храма и по усердию к нему прихожан можно судить о вере их в Бога, развитии религиозного чувства, почитании своего храма, любви к нему и попечении о нём прихожан. Честь и слава от людей и награда от Господа Бога строителям, благотворителям и попечителям сего благоустроенного и благоукрашенного храма, ещё живущим в сей временной жизни и подвизающимся в сем храме, и вечная память и Царство Небесное скончавшимся строителям и благотворителям его!...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великое искусство, наука из наук» Нужно молиться Богу, потому что Он есть, и нужно научиться общаться с Ним 08.02.2024 194 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников «Давайте кратко поговорим о молитве. Это великое искусство, это наука из наук, искусство из искусств. Всю жизнь нужно учиться молиться. Иногда человек проводит долгие десятилетия в попытках научиться призывать имя Господа внимательно, со страхом и благоговением», - пишет в тлг-канале настоятель Храма Троицы Живоначальной в Хохлах, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачев. «Иногда Божьим сверлом сердце просверливается в одну секунду, и оттуда бьет фонтан молитвы, как это было, например, у тонущего Петра, когда не было времени и возможности книжку взять в руки, встать на колени, лампаду зажечь. Тонет человек. И он кричит: " Спаси меня, погибаю " ! Вот такая молитва погибающего человека. Или разбойник, например, на кресте: " Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем " . Или мытарь в храме, бьющий себя в грудь: " Божией милостью буди ми грешному " ! Это все краткие молитвы, которые вырываются из человека протуберанцами, как гейзер, такой горячий кипяток вырывается из недр человеческой души. Это такая просьба к Богу», - отметил священник. «Но лучше не ждать беды, чтобы беда заставила нас молиться. Лучший учитель молитвы – это беда. Когда беда приходит, приходит болезнь, начинается молитва об исцелении, приходит страх, начинаться молитва о спасении», - добавил он. «Приходят неприятности с детьми, начинается молитва о детях. Но я бы не хвалил этот вид молитвы, потому что все-таки нужно молиться до болезни, до нужды, до беды, до смерти, до опасности, до разлучения души с телом. То есть нужно молиться Богу, потому что Он есть, и нужно общаться с Ним», - подчеркнул о. Андрей. «Василий Великий определяет несколько видов молитвы. И первую, полагает он, молитву хвалебную. Бога нужно хвалить, в храмы нужно приходить для того, чтобы Бога хвалить. Заканчивается Псалтирь хвалебными псалмами 148, 149, 150. Мы читаем их на утренней. Начинается псалтырь откровением о том, как надо жить. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, но в законе Господня воля его, и в законе Господнем получится день и ночь. Он будет похож на дерево при потоках, которое лист не потеряет и плод принесет», - напомнил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/08/ve...

Жизнеописания Сборники Содержание Вступление Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу.       Благоверный князь Александр Невский Память его празднуется 23 мая/5 июня (Ростов), 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. Пением церковных песнопений он услаждал свою душу, постом и воздержанием укреплял и развивал телесные силы. Сделавшись взрослым, Александр стал княжить в Великом Новгороде. Он княжил мудро и справедливо и заслужил всеобщую любовь и уважение. Приближенных он поучал такими словами: “От Бога мы получили власть над людьми Божиими и в страшный день Суда должны будем дать отчет в пользовании этой властью. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию”. В то время началось великое нашествие татар на Русь. Они разрушали города и села, убивши жителей или уводили их в плен, а тех, кто оставался, заставляли платить огромную дань. До Новгорода татары не дошли, но, пользуясь бедственным положением Руси, на нее напали немцы и шведы. У благоверного князя Александра было очень мало войска, но много упования на милость Божию и на заступницу христиан Богородицу Марию. Он сказал своим воинам: “Не в силе Бог, а в правде” — и, молясь Господу и возлагая на Него всю свою надежду, одержал много побед над врагами, за одну из которых был назван Невским. Так благоверный князь Александр с Божией помощью спас Русь от немецкого владычества, и она никогда не забывала и не забудет этого великого земного подвига его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бог правду видит, да не скоро скажет Мифы и правда нашей истории 17.04.2011 2179 Время на чтение 12 минут Памяти новопреставленного протоиерея Василия Швеца В ночь с 10 на 11 марта скончался 98-летний протоиерей Василий Швец. Мы ему обязаны важнейшим прорывом в правду нашей истории ХХ века о заступлении Царицы Небесной нашего народа в Великой Отечественной войне . Примерно в 1986-м году пришли ко мне перепечатанные на машинке странички в неподписанном конверте - самое привычное для нас тогда чтение, самиздат, 3-й или 4-й экземпляр. Сверху стояло: «Казанская икона Божией Матери - благословение России и Петербургу». Автор указан не был. Я прочитал этот вдохновенный текст, который дышал великой любовью к Царице Небесной, к России, к Петербургу - и просто мурашки прошли по спине: вся наша история, вплоть до нынешнего времени, до Великой Отечественной войны - сплошное чудо Божией Матери! После этих удивительных страниц навсегда осталось великое благоговение к Казанскому образу Пречистой, невозвратная надежда на нашу Заступницу Усердную . В конце их приводился для нас тогда совершенно новый, а ныне широко известный факт о том, что осенью 1941 года, в самые критические дни войны, митрополиту Гор Ливанских Илие (Караму) по его горячим молитвам явилась Матерь Божия и открыла, что нужно сделать, чтобы Россия не погибла. Открыть храмы, монастыри, духовные семинарии и академии; выпустить священников из тюрем, с фронтов, и им начать служить; Ленинг рад врагу не сдавать, обнести город Казанской иконой; перед этой иконой служить в Москве молебен; затем Казанская икона должна идти с войсками до границ России; икона эта должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя; когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена. В сказании говорилось: «Владыка связался с представителями Русской Церкви и с Советским правительством и передал им все, что было определено... Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано».

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы должны особенно бережно хранить веру православную» Патриарх Кирилл призвал крепко держаться за Церковь, чтобы никогда народ наш не сбился с пути, по которому мы идём 18.12.2023 33 Время на чтение 6 минут Фото: Патриархия.ru В воскресенье, 17 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, день памяти великомученицы Варвары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте братьев Бахрушиных г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме (Троицкое благочиние Северо-Восточного викариатства Московской городской епархии), сообщает Патриархия.ru. Были освящены престолы в честь Живоначальной Троицы и правый — в честь преподобного Алексия, человека Божия. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по восстановлению храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных г. Москвы протоиерей Ростислав Ярема был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Сафонов, клирик храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине г, Москвы, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. По завершении Литургии протоиерей Ростислав Ярема приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству старинную икону святителя Николая Чудотворца. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства! Дорогой отец настоятель! Хотел бы сердечно поблагодарить Вас за то, как выглядит сейчас этот храм, за то, как организованы здесь богослужение и прочие приходские служения, ставшие неотъемлемой частью жизни каждого московского прихода, и за сегодняшнее богослужение, и за добрые слова. Конечно, воссоздание этого храма — великое событие и большая радость для москвичей. В каком-то смысле возрожденные храмы — как воскресшие мертвецы, они были мертвы, но вот, они живы (см. 2 Кор. 6:9), и ведь сегодняшнее евангельское чтение об исцелении прокаженного (Лк. 17:12-19) в каком-то смысле тоже о жизни и смерти.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/18/my...

Скачать epub pdf Предисловие Духовное наследие и предание, которое оставил во Священной Обители нашей приснопамятный игумен и старец наш архимандрит Георгий, – велико и драгоценно. Частью сего наследия является и проповедническое его служение. Те проповеди и слова, которые он писал и произносил по особо важным вопросам ко утверждению народа Божия, – были изданы им самим, увидели свет ещё при жизни старца. Другие же несколько сотен бесед, произнесённые в трапезной Обители и на многообразных собраниях братства, тоже весьма драгоценны. Наше начинание, – издать все беседы и проповеди старца, – требует значительного времени для своего осуществления. В настоящее время мы предлагаем вашему вниманию его беседы на неподвижные господские и богородичные праздники десятилетия восьмидесятых годов: 1981 – 1991. Нам хотелось почтить старца в первую годовщину его памяти изданием некоторых его бесед произнесённых в трапезной Обители. Мы надеемся, что данное издание принесёт духовную пользу верному нашему народу, подобно тому как и мы получали и получаем великую пользу слушая их или прочитывая вновь. Слово его изливалось от преизбытка чистаго его сердца и было плодом его христоцентричнаго жития. Поскольку возлюбил он Церковь всею душой, потому и говорит очень часто о жизни Церкви. Он очень радовался, когда видел народ Божий собиравшийся в Церкви во время праздничных богослужений, когда видел тело Церковное вокруг своей Главы – Христа. Это было причиной, которая вдохновляла его обращаться со словами назидания ко христианам. Так выражал он свою любовь ко Христу и к братьям во Христе. В этих беседах он говорил просто, словами доступными и понятными для всех. Поводом для бесед служило или Евангельское чтение дня или предмет праздника, или же святоотеческое чтение совершаемое в трапезной, ради которых он делал необходимые богословские и духовные объяснения. Слово старца тогда не было похоже на академическую беседу, что было свойственно его беседам особаго назначения и беседам предназначавшимся для особаго вида слушателей, но оно было тогда «по-апостольски рыбаческим» и, – как и во всех других случаях, – по своей сущности пастырским, относилось ко спасению всех, как монахов так и паломниковъ-мирян, которые оказывались тогда его слушателями. Это отмечает и митрополит Навпактский иерофей в недавней своей беседе посвящённой Старцу: «Здесь, в этой трапезной, слышно было великое, высокое богословие… слушалось высокое богословское слово. В каждом собрании, в каждой беседе, во всякий праздник, помимо чтений из Святых Отцов вы слышали и его высокое богословие, не от рассудочных измышлений, но от благодатнаго дарования, ибо приснопамятный Старец обладал великим даром замечательно и прекрасно выражать жизненный опыт Православной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Содержание Вступление Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу.       Благоверный князь Александр Невский Память его празднуется 23 мая/5 июня (Ростов), 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. Пением церковных песнопений он услаждал свою душу, постом и воздержанием укреплял и развивал телесные силы. Сделавшись взрослым, Александр стал княжить в Великом Новгороде. Он княжил мудро и справедливо и заслужил всеобщую любовь и уважение. Приближенных он поучал такими словами: “От Бога мы получили власть над людьми Божиими и в страшный день Суда должны будем дать отчет в пользовании этой властью. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию”. В то время началось великое нашествие татар на Русь. Они разрушали города и села, убивши жителей или уводили их в плен, а тех, кто оставался, заставляли платить огромную дань. До Новгорода татары не дошли, но, пользуясь бедственным положением Руси, на нее напали немцы и шведы. У благоверного князя Александра было очень мало войска, но много упования на милость Божию и на заступницу христиан Богородицу Марию. Он сказал своим воинам: “Не в силе Бог, а в правде” — и, молясь Господу и возлагая на Него всю свою надежду, одержал много побед над врагами, за одну из которых был назван Невским. Так благоверный князь Александр с Божией помощью спас Русь от немецкого владычества, и она никогда не забывала и не забудет этого великого земного подвига его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010