Закрыть itemscope itemtype="" > Мы - народ слова, племя света 11.05.2006 638 Время на чтение 6 минут Сегодня мы поговорим о происхождении слова славяне и нашего национального имени русский. Любой народ, по библейской многотысячелетней традиции, имеет общих единокровных предков. И каждый из нас, русских, числит в своих предках и князя Александра Невского, и Кузьму Минина, и Александра Васильевича Суворова, и Михаила Васильевича Ломоносова... Все они - наши кровные предшественники. Всякий народ хранит общие установления и законы. Наши русские нравственные законы не позволяют нам как нации быть жестоким к слабым народам, отказывать просящим у нас помощи, кичиться перед другими государствами своим умом и достижениями. Каждый народ помнит, что у него одна на всех история. Также и для русских иго татарское, нашествие французское, Первая и Вторая мировые войны, сегодняшнее порабощение инородцами - это наша общая судьба, испытание, данное Богом всему народу, чтобы в освобождении от ига, от беды, мы могли проявить свою национальную волю к жизни. Укорененность в своем Отечестве тоже объединяет нас в народы. И русское великое пространство - от Белого моря до Черного, от Тихого океана до Центральной Европы - это родная наша Русская земля. Мы как русский народ в целом исповедуем Православие, которое одно определяет наше предназначение и смысл нашего существования в очах Божиих. И наконец у нас, у русских, как у всякого народа, один язык. И именно язык определяет наш национальный характер и мировоззрение. Ведь недаром у славян понятие народ заключено в слове язык, с языком нашим мы связываем свою национальную суть. Так кто же мы, народ, именующий себя славянами и русскими? Самоназвание народа может восходить к различным понятиям, с которыми народ сам себя связывает, выражая тем самым свой идеал человеческого совершенства. В своем имени народ может утверждать: " Мы - люди, а другие - нет " . Марийцы, например, называют себя мари, что значит человек. Цыгане именуют себя рома, что тоже значит человек. Чукчи называют свой народ легероветлян, т.е. настоящие люди, имея в виду, что остальные люди не настоящие. И в этом их нельзя укорять - такова древняя психология народа, выбравшего себе такое имя. Народ может именовать себя и так - мы, свои, а это значит, что другие - чужие. Так называются шведы, швабы, в имени которых корень - свой. Народ принимает на себя порой имя своего великого предка или вождя, тем самым обозначая свой жизненный идеал. Так по имени легендарного предка прозываются чехи. Есть названия народов, в которых явно слышится имя их древней родины. Таковы поляки, украинцы, итальянцы. И наконец, самое трагичное, когда вместо родного племенного имени народ принимает на себя прозвище, каким он зовется у других народов. Это бывает очень редко и свидетельствует о духовной исчерпанности народных сил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Народная монархия и многоукладный социализм 11.05.2018 825 Время на чтение 26 минут Державное строительство есть подвиг Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Динамика власти Когда живется лучше - в эпоху спокойствия и постоянства, или в период революционной ломки? Кто прав - китаец, желающий своему врагу, согласно пословице, испытать время перемен, или русский поэт Тютчев: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...». Понятно, что тютчевская строка у современного, «хорошо упакованного» во всех отношениях обывателя вызовет только «нервный смех». В идейном плане русская культура действительно «не для слабонервных», поскольку она своими средствами моделирует русскую жизнь - материально трудную и духовно напряженную. Как раз по этой причине искусство в России никогда не хотело быть просто искусством, так же как наука - только наукой, а философия - только философией и т.д. Как и всё со­циальное устройство русского общества, отечественная куль­тура постоянно стремилась куда-то, была «тягловой», находилась в походе «людно, конно и оружно». Некоторые умники даже вывели отсюда некую изначальную несвободу русской мысли и творчества, как будто наших писателей и мыслителей кто-то заставлял делать то, что они делали. «Русскую жизнь изуродовали хорошие книги» - эта формула В.В.Розанова меняет свой смысл в зависимости от того, с чем русскую жизнь сравнивать: если с Иерусалимом первого века -- одно дело, если с Нью-Йорком века двадцать первого - другое... В самом деле, если глядеть на Россию с современного европейского (и тем более американского) берега, русская история культура все время идут «не туда». То колокол отольют такой громадный, что не звонит, то пушку такую большую, что не стреляет, то блоху английскую подкуют так, что она прыгать перестает. Правда, как бы между делом Россия выигрывает мировые войны, строит великое государство, осваивает целые континенты, создает художественные шедевры, выходит в космос и т.п. По характерному выражению Н.А.Бердяева, русская история скорее случается, чем проис­ходит. И хотя сейчас само словосочетание «русская идея» многие расценивают как исторический миф, приходится признать, что наша жизнь и наша культура уже более тысячи лет руководствуются именно этой идеей, а не чем-нибудь другим. Как говорится, нет ничего прак­тичнее хорошей теории...

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Народное движение за признание независимости республик Донбасса Об открытом письме в защиту Русского мира 16.02.2019 1247 Время на чтение 8 минут Народные движения столетиями определяли ход истории России, спасая страну от внутренних и внешних врагов. Когда предатели-бояре впустили поляков в Кремль, по призыву патриарха Гермогена из Нижнего Новгорода на Москву двинулось народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В октябре 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков, в честь этого события была воздвигнута церковь на Красной площади. Народной была Отечественная война 1812 года против попытки Наполеона завоевать Россию, о провале которой Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» образно говорил, что дубина народной войны поднялась и гвоздила великое нашествие, пока не уничтожила его. Народы Советского Союза в тяжелейшей за всю нашу историю Великой Отечественной войне ценой невероятных жертв победили фашистские полчища. Движение «Бессмертный полк», ныне в едином порыве охватившее всю страну, тоже возникло по народной инициативе снизу, как и ополчение в двух провозглашённых республиках Донбасса. После возвращения Крыма «в родную гавань» многие жители Донбасса надеялись, что за ним также победоносно последуют области юго-востока Украины, традиционно тяготеющие к России. Однако, последующие события пошли наихудшим путём – мучительным и кровавым, поскольку проект « Украина » изначально создавался как враждебный России. И всё же русскоязычный Юго-восток Украины пытается сохранить верность своему традиционному русскому жизненному укладу. После февральского переворота 2014 года он вновь во многом осознал себя Новороссией, особенно Донецка я и Луганска я области, исторически сложившиеся как некогда единая Область Войска Донского. Шестой год жители провозглашенных Донецкой и Луганской Народных Республик пребывают в ситуации – ни мира, ни войны, подвергаются постоянным обстрелам вооружённых сил киевской хунты. И вновь возникло народное движение за признание их независимости, инициированное писателями России и Донбасса. Первым его результатом стало наше «Открытое письмо».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/16/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Начало Церкви Христовой 23.01.2024 77 Время на чтение 24 минут Две тысячи лет назад Христос начал великое дело созидания Царства Божия на земле, призвав для первых делателей. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его» (Мф. 10: 1-4). Это было начало Нового мира. Конечно, израильской элите это представлялось утопией, неосуществленной идеей, невозможной в силу человеческого греха. Христос предлагал человека изменение его естества. Причем не через сто или двести лет, но немедленно, в тот день, когда Он обратился к личности. Первые вестники и драгоценные жемчужины Нового мира, избранные Господом, - Апостолы. Они были именно избранны Богом. Не каждому дано быть проповедником и учителем. Это были разные по характеру и темпераменту люди: их объединило общее стремление строительства Царства Божия (они, действительно, строили Новый мир, а не тот, который впоследствии будут строить под красным знаменем потомки фарисействующих иудеев). Среди них был и тот, который впоследствии предаст Христа. Возможно, некоторым покажется странным, что Господь, Который все ведает, избрал в свою среду предателя. Однако Бог предоставляет каждому человеку свободный выбор. Иуда жаждал прихода Мессии. Но его Мессия был победитель природы, властитель и владыка земных царей, Который дарует Богоизбранному народу освобождение от римского гнета, телесного рабства. Он не видел, что Господь пришел изменить всего человека, изменить, не насилуя его свободную волю. Иуда, как и иудейская элита, Царство Божие измеряло земными категориями. В этом аспекте кроется непонимание Учения Христова. Многие, излечившись от болезней, увидели в этом практическую выгоду для себя. К чуду стали подходить прагматически. Рим будет повержен, если пророк по имени Иисус с помощью невероятных чудес обратит римскую армию в бегство. На Христа смотрели никак на Бога, а как предводителя армии, которого по достижении определенных целей фарисейская элита планировала удалить от народа, от своего царства. Эти фантазии будоражили воображение фарисейской и саддукейской элиты. Они не могли и представить себе, что Рим будет повержен, только это падение произойдет несколько иным путем. И первый гвоздь в гробницу римской империи вобьет Церковь Христова, Которая обращалась к сердцу человеческому, сооружая в нем Царство Божие. И это была не утопия, но реальность, превосходящая все ожидания.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Небесные хранители сербской страны Предвечерье в Печской Патриархии 12.05.2023 1935 Время на чтение 8 минут Фото: Св. Арсений, наследник Св. Саввы П ишу у монастырского окна при меркнущем свете. Небо вечером, по направлению к западу, приобретает слегка розовый цвет. Ветер всегда начинает кружиться над святыней в одно и то же время. День здесь начинается и заканчивается сильным и непрестанным ветром. Вихрь утихает, словно по молчаливому согласию ветра и птиц, которые тоже готовятся к отдыху. Затем, птичье пение утихло. С наступлением темноты закрываются, а в 21:30 запираются тяжелые монастырские ворота. За стенами Печской Патриархии скромная полицейская охрана. Обычно здесь сейчас находится один полицейский из так называемой Косовской полицейской службы. В восторге от небесной любви протекает вся монашеская жизнь. Наше великое святилище веками прославляло Господа. И действительно, здесь чувствуется таинственный покой. Спокойствие духа. Когда время и люди замолкают. Ощущение, что здесь ты защищён от всего. Лишь кружащийся ветер и Печская Бистрица продолжают песню о небе, земле и временах. Полная луна восходит. Уже виднеется над крышей монастырской церкви сентябрьский вечер. Здесь чувствуется осень. Наши патриархи и архиепископы, писатели, строители и небесные хранители нашей страны покоятся в тишине, в монастырском полумраке и нежном свете лампад. А снаружи свежесть. Монахини идут на вечернюю службу. Купола древнего монастыря уходят в серовато-красноватое небо. От столкновения лунных лучей о края куполов тлеет цвет пламени... В оккупированных Косово и Метохии наступает ещё одна ночь. Ветер волнами несёт аромат ранних осенних цветов и дыхание окрестных лесов, в которые серб уже не заходит, хоть они и его, и кто знает, когда зайдёт. Вы можете услышать мычание только что подоенных коров и некоторые слова мальчиков из коровника. Монашеская жизнь и молитва текут рекой. Журчание Бистрицы. Ветер всё ещё свистит. Мерцают звёзды. В порту, в конак, в церковь, в горы и тёмных леса Руговского ущелья вселилась ночь. Монастырские часы тикают. В комнате мерцает лампа. Где-то вдалеке слышны кукушки и дрозды. Луна взошла над самим Косово. Звёзды разлетелись по всему небу.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ночь в Печском монастыре Нужно просто знать и чувствовать 07.09.2023 374 Время на чтение 6 минут Источник: Руский Вестник Пишу у монастырского окна при меркнущем свете. Небо вечером, по направлению к западу, приобретает слегка розовый цвет. Ветер всегда начинает кружиться над святыней в одно и то же время. День здесь начинается и заканчивается сильным и непрестанным ветром. Вихрь утихает, словно по молчаливому согласию ветра и птиц, которые тоже готовятся к отдыху. Затем птичье пение утихло. С наступлением темноты закрываются, а в 21:30 запираются тяжелые монастырские ворота. За стенами Печской Патриархии – скромная полицейская охрана. Обычно здесь находится один полицейский из так называемой Косовской полицейской службы. В восторге от небесной любви протекает вся монашеская жизнь. Наше великое святилище веками прославляло Господа. И действительно, здесь чувствуется таинственный покой. Спокойствие духа. Когда время и люди замолкают. Ощущение, что здесь ты защищен от всего. Лишь кружащийся ветер и Печская Бистрица продолжают песню о небе, земле и временах. Полная луна восходит. Уже виднеется над крышей монастырской церкви вечер. Здесь чувствуется осень. Наши патриархи и архиепископы, писатели, строители и небесные хранители нашей страны покоятся в тишине, в монастырском полумраке и нежном свете лампад. А снаружи свежесть. Монахини идут на вечернюю службу. Купола древнего монастыря уходят в серовато-красноватое небо. От столкновения лунных лучей о края куполов тлеет цвет пламени... В оккупированных Косово и Метохии наступает еще одна ночь. Ветер волнами несет аромат ранних осенних цветов и дыхание окрестных лесов, в которые серб уже не заходит, хоть они и его… И кто знает, когда зайдет. Можно услышать мычание только что подоенных коров и некоторые слова мальчиков из коровника. Монашеская жизнь и молитва текут рекой. Журчание Бистрицы. Ветер все еще свистит. Мерцают звезды. В порту, в конак, в церковь, в горы и темные леса Руговского ущелья вселилась ночь.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/06/noch_v...

Закрыть itemscope itemtype="" > О духовных «содругах» - преподобных Иосифе Волоцком и Ниле Сорском 18.10.2011 727 Время на чтение 18 минут Преподобный Иосиф Волоцкий Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин; 1439/40-1515) уже в восьмилетнем возрасте был отдан родителями для обучения и духовного воспитания в Крестовоздвиженский монастырь в городке Волок на Ламе. Лет двенадцати его вернули домой, но вскоре он тайно ушел сначала в пустынь близ Твери, а затем по совету опытного старца перебрался к известному тогда своей духовной строгостью преподобному Пафнутию Боровскому, который и постриг его в 1460 году в монахи. На своем иноческом пути Иосиф уже изначально проявил себя как твердый, склонный к подчеркнуто уставному благочестию и последовательно аскетичный монах. Однако при всей своей внутренней сосредоточенности на монашеской аскезе Иосиф отнюдь не был лишен живого человеческого чувства любви к ближним, проявление которой во всех сторонах христианского бытия он всегда осознавал как личный моральный долг. В первую очередь именно в этом и следует искать истоки его постоянной устремленности, вслед за преподобным Пафнутием, к общественному служению - к помощи сирым, убогим, больным или же голодавшим во время неурожаев крестьянам. И что вовсе не типично для иноков, чаще всего стремившихся полностью оборвать все свои связи с прошлой, мирской жизнью, в том числе и с родными и близкими, преподобный Иосиф, судя по его «житию», некоторое время явно был мучим мыслями о своих одиноких и по старости беспомощных родителях. В конце концов, не выдержав этой душевной тревоги, он обратился за советом к преподобному Пафнутию. Тот, видя, что его ученик имеет «великое по Бозе усердие и крепкий и непоколебимый ум» и что «не вредит его материна любовь» - как это бывало присуще «обычно маломощным», - «повеле ему о них попечение имети, старости ради и немощи, отца веля в монастырь к собе взяти» . В результате мать Иосифа по его совету приняла монашество в соседней Власиевской обители, а отца он взял к себе в келью, постриг его в иноки с именем Иоанникий и ухаживал за ним, «кормя его своима рука», поскольку тот был «в велицей немощи и во ослаблении рукама и ногама» . Иосиф стал для отца и старцем, и учителем, и слугой, и «подпорой», «от уныниа утешая, чтяша Божественная Писания» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об одном загадочном образе славяно-византийской гимнографии, воспевающем подвиг апостольский 21.06.2010 1227 Время на чтение 23 минут В богослужении великих праздников - Рождества Христова и Богоявления Господня - есть песнопения, напоминающие нам о том, что эти праздники связаны со Светлым Христовым Воскресением. Одно из таких напоминаний - ирмосы канонов, поемых на повечерии Рождественского Предпразднства 23 декабря, а также на повечерии Предпразднства Богоявления 5 января. Каждый из них является в своем роде перефразом ирмосов канона Великой Субботы « Волною морскою ...». Не останавливаясь подробно на сопоставлении ирмосов этих трех канонов, рассмотрим ирмос одного из них, - четвертой песни канона Предпразднства Богоявления. Он весьма загадочен, и человек, не знакомый со Священным Писанием и его толкованиями, недостаточно знающий и православное богослужение, вряд ли сможет его понять. Вместе с тем это характерный пример того, что причина сложности понимания церковнославянского текста часто находится не в собственно лингвистической области, не в «непонятности» церковнославянского языка, но в недостаточной воцерковленности человека в целом. Обратимся к тексту ирмоса. Еже ко Крещению Твое пришествие провидя Аввакум, ужасся вопияше: на море кони Твоя, воды многи навел еси, Спасе, смущающия . 5 января. Предпразднство Просвещения. Песнь 4. Ирмос. Перевод на русский язык этого ирмоса таков: Аввакум, провидящий Твое пришествие ко Крещению, в священном ужасе (букв.: ужаснувшись , изумившись ) взывал: « Спасе, Ты навёл на море Твоих коней, возмущающих многие воды » . О каких же конях говорится в ирмосе канона Предпразднства Богоявления? Образ коней, которых Господь наводит на море, чтобы это море силой покорить и одновременно произвести на нём великое волнение, - символически изображает апостолький подвиг Христовых учеников, которые, исполняя Божие повеление и руководимые Им, со всею ревностью ринулись в море языческого многобожия . Приведя его в смятение , они нарушили его былое спокойствие. И, как часто случается в славяно-византийской гимнографии, этот символ - не плод поэтической фантазии гимнотворца, но точная цитата из Священного Писания. Употребляясь в ирмосе четвертой песни канона, посвященной пророку Аввакуму, он с дословной точностью повторяет то откровение, которое получил от Самого Бога ветхозаветный пророк:

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ориентир на «западные " ценности " »: Почему правящий режим Украины попирает традиции предков 07.06.2023 622 Время на чтение 6 минут Источник: Новогрудская епархия Сорок дней, вплоть до праздника Вознесения Господня, длились пасхальные дни. А еще в чудесный месяц май, когда все вокруг зеленеет и цветет, мы отмечаем 9 мая — День Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Почему правящие западные элиты борются с Богом, пытаясь всеми мыслимыми и немыслимыми способами загубить Православие, а День Победы стереть из памяти народов, — об этом мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря. — Ваше Высокопреосвященство, страшная и самая масштабная в истории человечества война завершилась 9 мая Великой Победой. Чем же эта Победа, озаренная предвечным светом Пасхальной радости, настолько неугодна Западу? — Подверженные идеологической обработке, большинство простых американцев и жителей ряда стран Европы считают, что Советский Союз в годы Второй мировой войны выступал только как «помощник». Такую позицию пропагандируют в фильмах, книгах, об этом говорят на уроках в американских и западноевропейских школах. В канун Дня Победы в Белом доме его официальный представитель Карин Жан-Пьер даже заявила, что Вторая мировая война завершилась победой США над фашизмом. И можно не сомневаться, что сама она искренне в это верит, потому что все годы после войны американцам рассказывали о значимости США, победе их и партнеров над нацизмом. А в Японии и вообще многие молодые люди считают, что ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросил Советский Союз. Так реальность подменяют лживыми измышлениями. По мнению святых отцов, ложь может быть мыслью, словом и даже всей жизнью. Если нет высоких и славных дел, то хотя бы вымысел люди принимают за истину. Отсюда и стремление переформатировать историю, а великое историческое событие повернуть в свою пользу. — Казалось, после Великой Отечественной войны поверженный нацизм уже никогда не сможет поднять голову. Однако мы наблюдаем обратное. Почему же, Владыко, уроки истории людей ничему не учат?

http://ruskline.ru/opp/2023/06/07/orient...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отец Валерий мог своим словом проникать в самую глубину душ» На 91-м году отошел ко Господу старейший клирик Русской Зарубежной Церкви протопресвитер Валерий Лукьянов 25.05.2018 979 Время на чтение 4 минуты Сегодня ночью, на 91-м году, почил в Бозе протопресвитер Валерий Лукьянов . Это ОГРОМНАЯ потеря для РПЦЗ и для всего Православного мира. Это огромная потеря для нас, кто любил и чтил о. Валерия как своего духовного наставника. Прошло всего несколько часов, как душа р.б. отошла ко Господу Богу. Мы еще не привыкли к потере. Мы чувствуем, что душа этого великого пастыря среди нас, что она совершает обход наших домов, умов и сердец. Она взывает в нашей памяти те многочисленные моменты радости общения с Богом и духовного просветления, которые нам дарил о.Валерий через свои проповеди, молитвы и многие часы личных бесед. Со временем очевидно появятся многие публикации, в которых будет описан непростой и долгий жизненный путь о. Валерия, истоки которого начинались в колонии русских эмигрантов в Шанхае. Очевидно будут упомянуты имена величайших духовных светочей Русского Зарубежья, с которыми он соприкасался: свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, митрополит Филарет (Вознесенский), митрополит Лавр (Шкурла), Архиепископ Иоанн (Максимович), Архиепископ Никон (Рклицкий), архиепископ Аверкий (Таушев), архимандрит Константин (Зайцев), проф. Андреевский, Николай Тальберг и мн. др. То было великое время, вошедшее в историю время потерь и созиданий, и отец Валерий был его частью. С уходом из жизни таких людей история беднеет и бледнеет. Уж больше не плодит Земля таких выдающихся людей, выживших в горниле Гражданской войны, и несмотря на горечь трагических потерь, пронесших через всю свою жизнь любовь к матери Церкви, к России и что самое ценное в этих жестоких условиях – любовь к людям. Любовь к людям – наипервейшая заповедь Божья, и отец Валерий щедро дарил её всем своим духовным чадам и всем кто его окружал. Отец Валерий был не только великим пастырем, но и выдающимся богословом. Его перу принадлежат многочисленные труды, такие как: Духовная качественность общественной молитвы. – Джорданвилль, 1970; Источник воды живой: Записки паломника. — 1980; Душе моя, возстани: Сборник духовных сочинений. – 1993; Радость о Господе: Сборник духовных сочинений. – 2000; Богослужебные заметки: Опыт разъяснения практической стороны богослужения Православной Церкви. − 2006; Светильник благодати: Семь слов иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского. Святитель Иоанн в жизни молодежи и детей. – 2010, и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/25/ot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010