Закрыть itemscope itemtype="" > Наше великое «Слово» Исследование знаменитого произведения еще далеко не завершено 21.05.2020 1012 Время на чтение 9 минут Источник: Столетие.Ru 835 лет назад, 20 мая 1185 года на реке Каяла началось сражение русских полков князя удельного Новгорода-Северского Игоря Святославовича и его брата Всеволода с войском половецкого хана Кончака. Русские были разбиты, князь Игорь вместе со своим сыном Владимиром оказался в плену. Эта битва, не очень значительная даже по средневековым меркам, могла бы полностью затеряться во тьме веков, если бы не послужила поводом для написания великого литературного произведения. Вот уже более двух столетий прошло с момента, когда «Слово» было возвращено нашей литературе, став одним из главных её украшений и наиболее значительных достижений. И почти всё это время бушуют споры – раз за разом находятся люди, пытающиеся объявить «Слово» фальшивкой и новоделом. Почти у каждого великого народа есть свой литературный эпос, созданный, чаще всего, на заре его истории. У французов это «Песнь о Роланде», у немцев – «Песнь о Нибелунгах», у англичан – «Смерть Артура» и т. д. Стоящее, несомненно, в этом же ряду «Слово о полку Игореве» отличает наиболее необычная судьба. В течение нескольких веков оно было совершенно забыто – и заново обретено лишь в конце XVIII века, волею случая попав в руки собирателя древностей графа Алексея Мусина- Пушкина . И обстоятельства этой находки до сих пор точно не выяснены. То ли он приобрёл средневековую рукопись у бывшего настоятеля упразднённого к тому времени Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле архимандрита Иоиля (Быковского), то ли Мусин-Пушкин, будучи обер-прокурором Синода, получил её из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря – версии разнятся. В любом случае, граф, отыскавший и введший в научный оборот немало памятников древнерусской письменности, сразу понял значение своей находки. «Слово» впервые было издано в 1800 году – и с тех пор заняло подобающее ему место в корпусе наших литературных текстов.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/21/nashe_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Олег Платонов: дело всей жизни О книге русского просветителя «Терновый мой венец» 07.10.2022 2791 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников С годами я всё осторожнее отношусь к оценкам непрерывно появляющихся книг. Многое множество раз раздавались восторженные крики критиков: вот оно – это великое произведение, вот оно! А проходило время и где то великое? Ни пены, ни пузырей. Но об этом трехтомнике Олега Платонова « Терновый мой венец », положа руку на сердце, во всеуслышание скажу: этой книге суждена большая судьба. Почему? Потому что в ней главным несущим стержнем является любовь к России, содержится исследование радостных и горестных событий нашего Отечества, объясняются причины происшедшего и происходящего. Диву даёшься: один человек переворочал горы документов, предпринял сотни поездок, встречался с тысячами людей, и всё с одной целью – понять сакраментальность русской судьбы, понять Божий замысел о судьбе России в мировой истории. Совершенно искренне я ставлю его труд на уровень трудов великих исследователей русской мысли: Словаря Владимира Даля, Николая Данилевского «Россия и Европа», Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», а из современников Василия Белова «Лад», Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь…». Меня всегда огорчало (а я давно знаю труды Олега Платонова), что критики наши, литературоведы, особенно историки как будто не замечали его труды. Ещё бы, он фактически предлагал новые измерения истории России. Ещё в конце 70-х молодой тогда учёный почти в одиночку встал на борьбу с искажением русской истории, что называется замахивался на гигантов. Цитата из Платонова: «Критик Данилевского В. Соловьёв писал свои сочинения о Софии, не зная ни древнерусской литературы, ни русской иконописи. Даже историк Ключевский утверждал, что древнерусская мысль не выходила за пределы «церковно-нравственной казуистики». Ещё тогда говорил о войне миров, о противостоянии России и Запада: «Общинность против индивидуализма… духовность против алчности и жестокости… даже холодная война меж коммунизмом и капитализмом в основе своей носила характер борьбы цивилизаций». И ещё цитата, о разнице мировоззрений: «Если западный человек говорит, что свобода есть деньги, то для русского свобода есть независимость от денег».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/07/ol...

Закрыть itemscope itemtype="" > Просим поддержать великое дело! Объявлен сбор пожертвований на изготовление медали в честь столетия Приамуского Земского Собора 10.06.2022 1595 Время на чтение 5 минут Фото: предосталвно автором Дорогие братья и сестры! Мы уже писали о том, что Россия приближается к великой дате – 100-летию Приамурского Земского собора. Величие этого события в том, что в 1922 году Собор стал актом покаяния части Русского народа в тяжёлом духовном падении общества, приведшем к революции 1917 года и зверскому убийству врагами Православной Руси Помазанника Божьего – святого Царя Мученика Николая и его святой Семьи. Приамурский Земский собор собрался на дальневосточной окраине земли Русской, свободной от революционной антихристианской власти и принял единодушное решение о восстановлении Самодержавия в России. В этом Соборе заключалось глубокое осознание частью нашего народа духовной сути случившейся трагедии и решительное покаяние в предательстве Бога, Царя и Самодержавной России. Собор проходил во Владивостоке с 23 июля (н.с.) по 10 августа (н.с.) 1922 года. Там были представлены все сословия российского общества, участвовали знаменитые представители духовенства, общее число участников составило около трехсот человек. Почётным Председателем Приамурского Земского собора был избран Святейший Патриарх Тихон. На Соборе Правителем Приамурского Земского края был избран глубоко верующий генерал М.К.Дитерихс, который видел лишь один путь к возрождению России – через возврат ко Христу и покаяние за грехи нации. В честь столетия Приамурского Земского Собора в Москве состоится конференция , на которой соберутся ведущие ученые-исследователи знаменитого события, писатели, журналисты, представители монархического движения, студенческая молодежь и православные патриоты Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и других мест России. Конференция будет проходить 19 июня 2022 года в 14.00 в Москве в конференц-зале «Петровский» гостиницы «Националь» (ул. Тверская, д. 1). В честь Великого события – столетия Приамурского Земского Собора по благословению известного архиерея Русской Православной Церкви Высокопреосвещенного митрополита Венимина (Пушкаря) планируется изготовление наградной медали «Приамурский Земский Собор. 100 лет».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/10/pr...

#1faca75aef Закрыть Русский логос и «Третий Рим» Алексей Величко   02:57 20.11.2021 1526 Время на чтение 56 минут «Утверждаясь в своем национальном эгоизме, обособляясь от всего христианского мира, Россия всегда оказывается бессильной произвести что-нибудь великое или просто значительное. Только при самом тесном, внешнем и внутреннем общении с Европой, русская жизнь производила действительно великие явления (реформа Петра Великого, поэзия Пушкина ). Это не мешает, конечно России представлять и на пути национального обособления многие оригинальные черты, несвойственные никакой другой европейской нации. Вопрос лишь в том, насколько ценны эти оригинальные черты» (В.С. Соловьев ) «Сам я постоянно ругаю русских. Даже почти только и делаю, что ругаю их. «Пренесносный Щедрин». Но почему я ненавижу всякого, кто тоже их ругает? И даже почти только и ненавижу тех, кто русских ненавидит и особенно презирает. Между тем я бесспорно и презираю русских, до отвращения. Аномалия» (В.В. Розанов ) I . Каждый человек создан Господом не случайно, каждый из нас имеет свой путь духовного спасения и свое предназначение – как в земной жизни, так, надо полагать, и «в жизни будущего века». Размышляя об этом, преподобный Максим Исповедник (память 13 августа) утверждал, что Бог дает каждому при рождении свой логос, в котором выражаются Его благая воля и попечение о человеке, а также способности (харизмы), чтобы этот логос осуществить. Помимо этого, Господь ведет человека, ориентирует в движении к Себе, помогает ему Своими энергиями реализовать заложенные в каждом из нас таланты. Но здесь действует и воля самого человека: Бог уважает свободу, присущую нам, в том числе – не исполнять предназначение своего бытия и не соединяться с Ним . При ежедневном и ежеминутном выборе, куда идти – к Богу или вслед своим страстям, мы постоянно ощущаем Божие попечение (прямое или через другие духовные Силы – Пресвятую Богородицу, Ангелов, святых), посредством которого Спаситель пытается нас образумиться, а, если надо, и вразумить. Не нужно, разумеется, специально доказывать, что это – не частное богословское мнение ( теологумен), а истина, открытая через Исповедника и провозглашенная Кафолической Церковью.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

1. Стояние Обычай стоять при богослужении был соблюдаем в ветхозаветной Церкви. Так святая Анна, мать пророка Самуила, когда была неплодна, перед Скинию свидания, стоя молила Господа о даровании ей чада ( 1Цар.1:26 ). О богослужении при освящении храма Соломонова говорится, что левиты и поющие возглашали перед алтарем стоя ( 2Пар.5:12 . слич. 1Ездр.3:10 ). В царствование благочестивого Иосафата, по случаю вторжения в пределы Иудейского царства Моавитян, Аммонитян и Амалекитян, царь и народ собрались в храм молить Бога о помощи против неприятелей, и молились стоя – «и стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором. И все Иудеи стояли пред лицом Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их» ( 2Пар.20:5, 13 ). Не во время только молитвы стояли, но также чтение и изъяснение закона Иудеи имели обычай слушать стоя. Так, при Ездре, левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. ( Неем.8:7 ). Ветхозаветный обычай стоять при богослужении удержался в христианской Церкви не без воли Господа Иисуса Христа, ибо в своих наставлениях о молитве Он сам сказал – «и когда стоите на молитве» ( Марк.11,25 ), и сими словами, если не предписал, то одобрил стояние на молитве. Святой Иоанн Богослов видел, что в самой Церкви Небесной, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, колен и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем...», и что «самые Ангелы стояли вокруг престола» ( Откр. 7:9, 11 ). В том же положении видели небожителей пророки Исаия, Михей, Даниил ( Ис.6:2 , 3Цар. 23:19 , Дан.7:10 ). Тертуллиан (писатель II века от рождества Христова), осуждает в подражании язычникам тех, которые во время молитвы не стоят, а сидят 1 . Но во время чтения Апостола и ветхозаветных книг, во время пастырских поучений, а в египетских монастырях, по свидетельству Кассиана, и при пении псалмов, дозволяемо было сидеть на местах 2 . Впрочем, несомненно, что обычай садиться во время чтений и поучений не был и в древности всеобщим. Блаженный Августин (живший в V веке нашей эры) обличает тех, которые без нужды сидят в храме во время чтений и поучений. Вот его слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

24-е Св. мученицы Сиры Сира была родом из Карх-Селевкии в Елимаиде (нын. Абизард), дочь одного из начальнейших магов. Желая предохранить ее от знакомства и дружбы с христианскими девицами, отец еще в очень равней юности отправил ее в город Фарс для воспитания и подготовления в жрицы в капище огня. Достигши же совершенного возраста, возвратилась в дом родительский и поступила в число жриц. Скоро познакомилась с некоторыми нищими христианами, а чрез них и с учением христианским, обсуждала великое различие между верою магов и верою христиан, позвала лучшее и решилась присоединиться к истинному благочестию. Желая ближе ознакомиться с христианским учением, тайно посещала церковь , слушала чтение и пение и положила начало новой жизни постами и молитвами. Не укрылось это от домашних, братьев и сестер, и просили они мачеху свою убедить Сиру не отступать от веры предков, чтоб не нанесть бесчестия всему роду их и не навлечь гнева царского. Мачеха наедине открыла девице, будто и она тайная христианка, и советовала ей чтить Христа втайне, а явно служить богам, чтобы не дать о себе подозрения и не подвергнуться бичеваниям, терзаниям, жжениям и прочим мукам; потому что опасно, говорила, как бы, не стерпевши мук, она и явно не отверглась от Христа и не совершила греха непростительного. Сими и подобными словами удалось ей преклонить Сиру на малое время, но затем скоро последняя, повинуясь внутреннему званию, отправилась рано в церковь и просила епископа Иоанна сподобить ее святого крещения. – Этот Иоанн есть второй известный в VI веке представитель православной церкви в Персии. – Епископ возрадовался духом об ищущей крещения, но, рассудив обстоятельства времени, не сподобил ее крещения. Ибо знал, что она – знатного рода, а ненависть магов к христианам била очевидна для всех; он боялся раздражить их и дать повод к общему преследованию христиан. Частию же и о самой девице сомневался епископ и советовал ей прежде исповедать Христа пред отцом своим, братьями, сродниками и всеми домашними; и если сможет претерпеть ожидающие ее истязания, то пусть и пребывает в добром исповедании, и тогда сподобится святого крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

7-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ Ветхозаветный праздник Кущей «Воскресное чтение», 1811 Воспоминание великих благодеяний, явленных Богом Израилю, освящено было в ветхозаветной Церкви тремя великими праздниками: чудесное исшествие из Египта – праздником Пасхи, Синайское законодательство – праздником Пятидесятницы, наконец, четыредесятилетнее странствование в пустыне, исполненное знамений и чудес, – праздником Кущей. Этот последний, по словам Филона, величайший из великих праздников по своей торжественности, известен был даже языческим писателям, которые, впрочем, ошибались в значении его и в праздновании Богу Израилеву думали видеть свое, языческое празднество. По установлению Божественному, праздник Кущей должен был продолжаться восемь дней, начиная с 15 дня месяца Тисри (октября). В течение всего этого времени весь Израиль оставлял жилища свои и проводил дни и ночи в кущах, нарочно устрояемых из древесных ветвей. По намерению Божию, праздник Кущей должен был возводить мысли Израиля ко временам предков и не только напоминать ему водительство Божие в пустыне, но и служить выражением благодарности к Богу за благоприятную жатву. Кроме того, по мнению некоторых, с праздником Кущей соединяли еще воспоминание первого по исходе из Египта ополчения, сделанного у Сокхофа, при котором израильтяне в первый раз раскинули кущи свои, и воспоминание поставления и освящения скинии в пустыни, которое совпадало с сим праздником. Торжество праздника Кущей простиралось и на религиозную, и на домашнюю жизнь евреев. Как в один из трех великих праздников, в которые по закону всякий мужеский пол должен был являться в храм пред Господом (Ис. 23:17), – в праздник Кущей народ стекался отовсюду в Иерусалим тем охотнее, что около этого времени оканчивались все работы полевые. Иерусалим и окрестности его представляли тогда величественную картину множества зеленеющих кущей, раскинутых по стогнам города, горе Елеонской и окрестным возвышенностям. Народ с ваиями в руках и восклицанием Осанна восходил в храм пред Господа, где ежедневно многочисленные жертвы возносимы были от имени всего Израиля; ибо в праздник Кущей закон повелевал возносить от всего сонма жертв гораздо более, нежели во все другие праздники. Самый алтарь жертвенный в это время украшали ваиями, – может быть, в память того, что Сам Господь во время странствования Израиля в пустыне бе ходя в обиталищи, в кущи ( 2Цар. 7:6 ). Вокруг него ежедневно совершали род священной процессии, в которой все участвовавшие, держа в руках пуки из пальмовых, ивовых и миртовых ветвей, восклицали: Осанна! – отчего и самый праздник иногда называли великое Осанна, а в седьмой день его алтарь обходили седмижды. Обряд сей вероятно, напоминал чудесное взятие Иерихона при Иисусе Навине.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 2. Благовещение. Праведная Елисавета. Иосиф-обручник Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению И времена и лета исполнились... Господь повелел архангелу Гавриилу идти в Назарет Галилейский к Деве Марии, обрученной старцу Иосифу, и нести Ей благую весть. Есть в жизни людей, есть в жизни народов, есть в жизни человечества часы, минуты, исполненные невыразимой сладости, заветные, незабываемые, как обещание и залог счастья. Таким счастьем веет на христианскую душу при воспоминании о событии Благовещения Пресвятой Богородицы. Тихий слет ангела. Белеют легкие, перистые крылья у него за плечами; белеют белые лилии у него в руках, бесценными сокровищами падают новые слова, им произносимые, — слова неслыханные дотоле на земле: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!» Этими словами небо уже примирялось с землей. Райская радость возвращалась людям... Кто опишет настроение заветного дома назаретского, где незримо проходит день за днем жизнь Пречистой Девы!.. Вот Она углубилась в чтение священной книги, прочла таинственные слова пророка Исаии: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог...» Задумалась Мария над этими словами и стала гадать об образе той Девы-Матери; необъяснимая нежность к этой Жене и Ее таинственному Сыну переполнили Ее сердце... Ей, никогда не желавшей ничего, захотелось всеми силами присутствовать при предреченных событиях. И сказала Она Себе, что была бы счастлива стать служанкой той Девы... И старалась Она распахнуть завесу будущего, угадать, скоро ли совершится это великое событие, когда будет жить Дева пророчества... Тело Марии присутствовало в тихой келье Назарета, а душа воспарила над землей, реяла в небесах, вскрывала будущее, проникала к страшному престолу Вседержителя, там искала разрешения заветной тайны. Изгнанная из рая, ограниченная, робкая все эти тысячелетия душа человеческая, не дерзавшая и в мыслях достигнуть до неба, теперь в лице Мариами могучим порывом веры вновь возвращалась в умилившееся пред Нею, в открывшееся Ее святыне небо. И вот в эти минуты и совершилось таинство благовестия.

http://sedmitza.ru/lib/text/440251/

III. СУЩЕСТВО ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ 112 . Обращают внимание на христианское воспитание, но не доводят его до конца, или оставляют без внимания существеннейшие и труднейшие стороны христианской жизни, останавливаясь на легчайших, видимых, внешних. Это недоконченное, или не как следует направленное воспитание дает лиц, которые тщательно соблюдают все установившиеся порядки благочестивой жизни, но мало обращают, или и совсем не обращают внимания на внутренние движения сердца и на истинное преспеяние внутренней духовной жизни... Они чужды смертных грехов, но за движениями помыслов сердечных не смотрят. От того иногда и посудят, и потщеславятся, и погордятся, и посерчают в чувстве правоты своего дела, увлекутся иногда красотою и утехами, иногда даже обидят в порывах неудовольствия, поленятся молиться, и в молитве расхищаются в помышлениях суетных, и прочее подобное – и ничего им. Движения эти малозначительны для них. Сходили в церковь , или дома помолились, по заведенному порядку, исправили свои обычные дела, – и совершенно довольны и покойны. А что при этом происходит в сердце, им мало заботы; между тем, оно может ковать злая, и тем отнимать всю цену у их исправной благочестивой жизни... Берите теперь этот случай: совершавший дело спасения неполно, пришел в чувство этой неполноты, увидел неверность своего пути и ненадежность своего труда. Таким образом, кто-нибудь обращается от внешнего благочестия к внутреннему. Наводят его на это или чтение книг о духовной жизни, или беседа с знающими – в чем существо христианской жизни, или недовольство своими трудами, чутье, что чего-то не достает, и все будто не так идет. При всей исправности, он не имеет покоя внутреннего; нет в нем того, что обетовано истинным христианам – мира и радости о Дусе Святе ( Рим.14:17 ). Когда зародится в нем это беспокойное помышление, тогда беседа с знающими или книга растолковывают ему, в чем дело, и указывают существенный недостаток в строе его жизни, недостаток внимания к внутренним движениям и самоуправлению. Уразумевает он, что существо жизни христианской состоит в том, чтобы стать умом в сердце пред Богом в Господе Иисусе Христе, благодатию Святого Духа, и оттуда управляя всеми движениями внутренними и всеми действиями внешними, все в себе, и малое и великое, обращать в служение Богу Триипостасному, пожершись Ему всецело сознанием и свободою.

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

II. Мы уже видели, что почти во все продолжение общественного служения своего св. Иоанн занимался объяснением Свящ. Писания. Он и здесь остается верен главному характеру своему – любим ко спасению ближних. Каждая из толковательных бесед его обыкновенно состоит из двух частей: в одной занимается он собственно объяснением текстов слова Божия, – в другой нравственным состоянием своих слушателей, предлагает нравственные наставления. Глубоко проникнута была душа великого учителя сознанием высокого достоинства и необходимости для нас слова Божия, он вызывал на помощь все свое красноречие, чтобы убедить всех и каждого читать или слушать слово Божие, изучать его в храме, изучать в доме, изучать во всякое время, на всяком месте 1185 . «Убеждаю к тому и не перестану убеждать, чтобы не здесь только внимали тому, чтò говорится, но и тогда, как будете в доме, занимались бы внимательно чтением Божественного Писания.... Не говори мне никто холодных, достойных осуждения, слов: я занят судебными делами, я несу городские повинности, я художник, имею жену, кормлю детей, – не мое дело читать Писание, а тех, которые от всего отреклись.... Чтó ты говоришь? Не твое дело читать Писание от того, что ты развлечен бесчисленными заботами? Напротив, оно твое более, чем тех; они не имеют столько нужды в помощи, сколько вы, которые живете среди стольких сует... Тебе, поскольку ты непрестанно стоишь под ударами, так часто получаешь раны, потому самому более нужны врачевства. Великое ограждение против греха чтение Писаний, великая беда, глубокая бездна – незнание Писания, – великая погибель – не знать ничего из слова Божия; это-то породило ереси; это-то ввело жизнь развратную; это-то поставило все вверх-дном 1186 . Как благовонные ароматы, – чем более трутся пальцами, тем более издают благовония: таково же действие и Писания; чем более стараешься входить в него, тем более находишь в нем сокровищ» 1187 . Вспомним еще, чтò говорил Златоустый, приступая к объяснению посланий ап. Павла и других книг 1188 . Вспомним, как восхищался он чтением Писания на готфском языке 1189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010