Закрыть itemscope itemtype="" > Заседание Священного Синода на Валааме Синод принял заявление о ситуации в Черногории, почислил на покой митрополита Никона (Васина), избрал иеромонаха Силуана (Никитина) епископом Петергофским и принял ряд других решений 09.07.2019 1949 Время на чтение 5 минут Сегодня в храме святого равноапостольного великого князя Владимира во Владимирском скиту Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии. Для участия в летней сессии (март-август) приглашены: митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим; архиепископ Якутский и Ленский Роман; епископ Туровский и Мозырский Леонид; епископ Сочинский и Туапсинский Герман. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Священного Синода со вступительным словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья! Сердечно приветствую вас в ставропигиальном Спасо-Преображенском Валаамском монастыре. Валаам - это святое место, отмеченное подвигами многих поколений иноков, это наш русский Афон, только в отличие от теплого Афона он омывается водами студеного Ладожского озера. Это создавало особые условия для подвижнической жизни, и, посещая Валаам, мы видим, как сила человеческого духа, лишенного всякой физической, политической, экономической силы, сотворила великое чудо. Несколько подвижников основали эту святую обитель, история который была очень непростой, но тем не менее мы видим, как руками людей, движимых глубокой верой и преданностью Господу, были созданы эти величественные храмы, и Валаам стал действительно русским северным Афоном.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/09/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > «И мы сохраним тебя, русская речь...» 18.02.2019 2785 Время на чтение 7 минут Будущего у России не может быть без русской словесности, расцветшей на почве церковнославянского языка. Словом, искони передавалась традиция самобытной культуры народа, опыт исторических побед и поражений. Слово есть выразитель всей народной жизни и души народа с её скорбью и радостью, песней и плачем. «И мы сохраним тебя, русская речь,//Великое русское слово», - звучали слова А. Ахматовой в роковую годину, когда враг, захвативший почти всю Европу, стоял на подступах к Москве. Дорого нам досталось сохранение на протяжении столетий великого русского языка, как дорого оно достается сейчас жителям Донбасса - колхозникам и шахтерам, взявшим в руки оружие после того, как на Украине ввели закон о русском языке... «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык», - писал Василий Шукшин - наша гордость, наша совесть. Сегодня идет борьба с русским языком, ибо именно он - незримый охранитель народа. Иначе как назвать то, что до минимума сокращено преподавание литературы в школе - единственного предмета, который формирует мировоззрение человека, воспитывает духовность и нравственность; то, что в теле- и радиоэфире нет места традиционной русской культуре, как и культурам многонациональной России со всей палитрой их сказок, песен, былин... Сохраним ли мы в чистоте великий русский язык в нынешнее время рафинированного патриотизма и невиданной подмены традиционной культуры? Станислав КУНЯЕВ, поэт, публицист, главный редактор журнала «Наш современник»: - Александр Пушкин уравнял две сакральные сущности - «язык» и «народ». Слух обо мне пройдёт по всей Руси Великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык - И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. Николай Гумилёв впадал в отчаянье при мысли о том, что в начале XX в. священная энергия языка выветрилась и оскудела, что навсегда канули в Лету времена, когда «словом останавливали солнце, словом разрушали города», что в мире «дурно пахнут мёртвые слова».

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/18/i_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Иоанн (Ермаков): «Патриарха Кирилла заказал режим Порошенко» 07.07.2017 1638 Время на чтение 3 минуты Настоятель Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игумен Иоанн (Ермаков) в своей проповеди в день престольного праздника Рождества пророка Иоанна Предтечи и столетия со дня освещения храма, особым образом отметил личный вклад Святейшего Патриарха Кирилла в великое дело освобождения подворья от влиятельных и алчных частных арендаторов, которые, в свое время, завалили власти города Москвы и суды различных инстанций лживыми доносами и исками на общину, сообщает портал «Россия Православная» . Тогда митрополит Кирилл, ныне Святейший Патриарх, лично вмешался в ситуацию, что позволило вернуть храм Святой Матери Церкви. Также отец Иоанн прямо с амвона обличил лживую публикацию «Кремль отвернулся от РПЦ» информационного агентства «Федерал пресс» с заголовком («клонирована» антицерковным и антироссийским порталом «Кредо.ру» и целым рядом прочих компрадорских изданий под названием: «Прощание с Кремлем. Похоже, в АП РФ сложился консенсус относительно роли и места Патриарха Кирилла»), заявив, что нельзя недооценивать опасность этой дезинформации, призванной столкнуть лбами двух столпов России - Президента Владимира Путина и Патриарха Кирилла. Любой удар по Патриарху Великой, Малой и Белой России и самому патриаршеству, как институту - это удар не только по Русской Церкви, но и по Российскому Государству, его духовному и национально-государственному суверенитету, лично по Президенту Великой России. Также игумен Иоанн отметил, что пропаганда порталом «Кредо.ру» от имени АП РФ свержения Патриарха Кирилла, «падения его рейтинга» и необходимости ставки на альтернативное православие - это дискредитация Российского Государства, ибо любое измышление любого альтернативного православия - это раскол нации и государства. Игумен Иоанн отметил, что за этими публикациями стоит персоналия главного редактора портала «Кредо.ру» Александра Солдатова, который не вылезает из Киева и работает в тесной координации с администрацией Порошенко. Таким образом, отметил отец Иоанн, «Патриарха Кирилла заказал режим Порошенко, а Солдатов пытается перевести стрелки с Порошенко на Путина».

http://ruskline.ru/politnews/2017/iyul/7...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 100-летию Приамурского Земского Собора Великое событие в жизни русского народа 03.06.2022 2160 Время на чтение 9 минут Источник: «Русь Державная» 2022 г. На майских улицах тихоокеанского портового Владивостока многолюдно. Загорелые потомки сибирских первопроходцев и советских романтиков, желтолицые азиаты и заезжие гости из европейской части России, обыватели и туристы… Дореволюционные двухэтажные дома из камня. Современные полустеклянные гиганты-небоскребы. Смешение архитектурных стилей, смешение лиц и красок. В скверах и на клумбах: багульник, абрикосы, тюльпаны — великолепие цветочных лепестков над синей бухтой, сияющей в горячем южном солнце. Природа благоухает, хоть лица прохожих отражают мало радости в городской суете. Много дел, забот. Да и времена суровые… Странным было бы подходить к кому-то из прохожих и спрашивать: «Не подскажете, где здесь дом, в котором проходил Приамурский Земский Собор?» Нет сомнений, что большая часть жителей и гостей Владивостока сегодня не скажут даже о том, какое это было событие. Всё же мы задали этот вопрос некоторым людям, встретившимся нам на майских улицах Владивостока. Из десяти случайно попавшихся навстречу гостей и жителей города никто вообще не смог ничего ответить. И это не от того, что народ такой безразличный. О знаменитом Приамурском Земском Соборе нет никаких напоминаний на городских улицах. В местных СМИ не говорят даже о том, что в нынешнем году отмечается столетие этого выдающегося события. Сто лет прошло с тех дней, как в июле 1922 года на берегу Тихого океана в тяжелейшей духовной и политической обстановке часть русского народа в лице своих лучших сынов принесла покаяние в революции 1917 года и грехе цареубийства. Прогуливаясь по берегу Тихого океана в цветущем морском Владивостоке, мы уже были уверены, что сегодня никто не ответит на вопрос о важном событии 1922 года. Однако новая встреча нас сильно удивила. — Вы интересуетесь историей Приамурского Земского Собора? — с любопытством отреагировали на наш вопрос молодые люди.

http://ruskline.ru/opp/2022/06/03/k_100l...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как отличить истинную апостольскую Церковь от лжецерквей: верный способ В преддверии Собора Элладской Церкви и возможного признания т. н. ПЦУ редакция «Православной Жизни» попросила митрополита Антония (Паканича) прокомментировать ситуацию 07.10.2019 2839 Время на чтение 3 минуты Источник: Православная жизнь Владыка на примере воскресного Евангелия рассказал о том, как отличить истинную апостольскую Церковь от лжецерквей. – В Церкви все так премудро устроено, что искомые ответы находятся на поверхности. В воскресенье мы слушали в храмах евангельский отрывок, на который стоит обратить особое внимание в преддверии грядущих событий. Слова Писания актуальны и пророческие. В них заключены ответы на наши вопросы: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки». Отрывок из Евангелия от Луки, читаемый в это воскресенье в православных храмах, повествует нам о чуде, явленном Христом Своим ученикам. Поскольку Евангелие писалось апостолами после окончания земного пути Спасителя, то оно говорит нам не только о конкретном историческом эпизоде, а отсылает нас к событиям будущего. Любая строка Евангелия невидимо связана с читающим евангельские строки, относится непосредственно к каждому и говорит о происходящем вокруг. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». Что мы наблюдаем? С помощью чудесного улова Господь указывает Своим ученикам на их будущее служение – апостольскую проповедь, учит доверять Ему. Апостольская миссия сравнивается с ловлей рыбы, а большой улов символизирует огромное количество людей, которые станут последователями учеников Христа. «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним».

http://ruskline.ru/opp/2019/10/07/kak_ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кого чествует Россия в лице А. С. Пушкина Ко дню рождения 07.06.2020 1165 Время на чтение 10 минут Ниже, ко дню рождения А.С. Пушкина , мы публикуем статью выдающегося русского публициста, журналиста, литературного критика, общественного деятеля Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887). Статья была специально написана к 6 июня 1880 г. - дню открытия памятника А.С. Пушкина в Москве , автором которого был А.М. Опекушин. Тогда же статья была напечатана в особом прибавлении к «Московским ведомостям», а впоследствии помещена в издание: Катков М.Н. Собрание передовых статей «Московских ведомостей». 1880 год.- М., 1898.- С.310-316. Публикацию, специально для Русской Народной Линии подготовил профессор А. Д. Каплин. + + + В Москве, на Красной Площади, высится памятник Минину и Пожарскому. Их деяние золотыми буквами вписано в Русскую историю, и воздвигнутый памятник будит в нас высокое чувство народного самосознания и веру в Промысел, управляющий судьбами нашего Отечества. То было в смутную пору нашей истории, с лишком три с половиною века назад. Прервалось преемство царского рода; власть, так тяжко собранная и возвеличенная, утратила свою святость, переходя из рук в руки путем преступлений, обмана, измены. Государство зашаталось. Русская земля, казалось, погибала. Иноземный враг уже владел Москвою. И вот тут-то, на голос простого человека из народа восстала вся русская земля. Все поднялось, все вооружилось; все несло достояние и кровь свою за Веру и Отечество. Великое, беспримерное народное движение, исполненное силы и духа и вместе смиренное духом, простое и некичливое в своем величии! Иноземный враг был посрамлен и изгнан, крамола раздавлена, государство спасено, и Верховная власть бережно и без ущерба передана избраннику всей земли Русской, родоначальнику нового царствующего дома, открывшего новую эру в истории нашего Отечества. И вот в Москве, колыбели русского единовластия, поставлен памятник вождям свободного народного подъема, которым спасено было русское государство и в котором впервые сказалось несокрушимое единство нашего народа и его дух, воспитанный Церковью.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест над Жасминным 15.10.2019 409 Время на чтение 4 минуты Источник: Православие и современность Поселок Жасминный был основан и построен в рекордные сроки. Первые дома появились здесь в 1980 году, а уже в 1981-м по итогам Всесоюзного конкурса на лучшую застройку и благоустройство населенных пунктов этот поселок наградили дипломом ВДНХ III степени. Спокойная загородная атмосфера сочетается здесь с комфортом городской жизни. В поселке есть школа, детские сады, поликлиника, почта... Но, конечно же, в советское время не предусмотрели одного, самого главного здания, с которого начинали возведение любого поселения наши предки,— храма. И вот через тридцать пять лет после основания поселка, в октябре 2016 года, над ним засиял крест церкви. Случилось это всего лишь через десять месяцев после того, как здесь был совершен чин основания храма во имя Сорока Севастийских мучеников. Церковь в Жасминном, как когда-то и сам поселок, была построена в рекордно короткие сроки. Жители до сих пор вспоминают, как через считаные недели после начала строительства храма из-за высокого металлического забора вдруг показались его стены! Такого никто не ожидал, а многие и вовсе думали, что стройка растянется на многие годы. Стоит отметить, что в последние три года подобное удивление испытывали жители разных районов Саратова, потому что в городе в одно и то же время активно возводились двадцать новых православных храмов. Первенцем в этой двадцатке можно назвать храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», построенный в Заводском районе. Он был освящен первым — в декабре 2016 года. Храм поселка Жасминный предпоследний в этом списке — девятнадцатый. Так что его Великое освящение — событие долгожданное и очень радостное. Состоялось оно 6 октября 2019 года. В храме с раннего утра — не протолкнуться. Несмотря на то что служба долгая — она состоит из чина Великого освящения и Божественной литургии, многие пришли с детьми. «Богослужение пролетело на одном дыхании, никто не устал!» — делились потом своими впечатлениями те, кто присутствовал. Так обычно и бывает: когда ты в чем-то участвуешь всем сердцем, то и время пролетает совсем незаметно. Чин Великого освящения совершил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства Саратовской епархии.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/15/krest_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто борется с российской культурой? Размышления священника 27.09.2007 363 Время на чтение 11 минут Поделиться своими мыслями меня заставила та запредельная мера неправды и абсурда, свидетелями которой мы с вами стали в последние месяцы. В настоящий момент мы являемся свидетелями особенно яростной борьбы определенных сил, обладающих серьезными финансовыми и властными ресурсами, с преподаванием в российских школах предмета " Основы православной культуры " (ОПК). Фактически - это борьба с правами и свободами большинства наших сограждан. Раздувается искусственный миф о какой-то " клерикализации России " . Заметьте - никто не предлагал вводить в школах религиозное образование. Предмет является светским и касается культуры. Создается впечатление, что активные противники ОПК даже вскользь не знакомы с программой курса, против которого так непримиримо воюют. Или же (не хочется в это верить) сознательно выдумывают мифы, чтобы потом с ними спорить. Тогда по принципам демагогии оппоненты ОПК спорят " сами с собой " , то есть рисуют ложный образ врага, придумывают от его имени тезисы и уже противостоят " обязательному религиозному обучению в школе " , о котором ни один из авторов или сторонников курса никогда не высказывался. Но это, прямо скажем, - нечестный подход. Так действуют обычно те, кто любой ценой хочет добиться своих корыстных целей. Намеренно игнорируется тот факт, что введение в школьную программу Основ Православной Культуры содействует единству граждан, построенному на веротерпимости и уважении к национальным корням. Именно в религиозных традициях формировалось великое искусство, образ мышления, становление науки и собственно государственность России. И ведущая роль здесь вне всякого обсуждения принадлежит Православию. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй еще в начале 2005-го года в своем выступлении на Рождественских чтениях отметил, что " предмет " Основы православной культуры " призван посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений " . " Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину.... нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели. Выступая за введение школьного предмета " Основы православной культуры " , который является... культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Легойда: отношение к COVID-19 не должно разделять Церковь 20.01.2021 934 Время на чтение 7 минут Русская православная церковь впервые отмечает Крещение Господне в условиях пандемии коронавируса. О духовных смыслах, которые открывает людям это непростое время, о ныряниях в прорубь, гаданиях и других народных традициях, о проверках антивирусных мер в храмах, о добровольности вакцинац ии и прививках духовенства, о ковид-диссиденте бывшем схиигумене Романове, об экс-протодиаконе Кураеве и задачах дисциплинарной комиссии по расследованию нарушений священнослужителей в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Беседовала Ольга Липич. - Владимир Романович, каков смысл праздника Крещения Господня? И как вы относитесь к сопровождающим его народным традициям и забавам, к купаниям в проруби, очередям за крещенской святой водой или гаданиям? Понимаю, что гадаете вряд ли, но вдруг погружаетесь в прорубь? - В праздновании Крещения Господня я бы разделил церковное и народное измерения. Они присутствуют во многих православных праздниках в России и других странах, где есть Православные церкви. Два этих измерения могут где-то пересекаться. Церковное празднование - это богослужение и великое освящение воды в память принятия Христом Крещения от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Праздник Крещения называется также Богоявлением, потому что, как говорит Священное Писание, на Иисуса снизошел Дух Святой в виде голубя, засвидетельствовав, что крещаемый - Богочеловек, Спаситель мира. Что касается благочестивого обычая погружения в реки и иные водоемы в день Крещения, то он прочно вошел в традицию празднования, относясь к " народному измерению " . Погружаться в освященную воду нужно, как сказал святейший патриарх, осознавая, что это соприкосновение святыне, осеняя себя крестом и молясь о себе и своих близких. Недопустимо превращать погружение в освященную воду в подобие моржевания со спиртными напитками и прочими неподобающими празднику развлечениями.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/20/legoid...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 8. Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Сергия и докладная записка к 10-летию вторичного восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви 13.09.2013 757 Время на чтение 32 минут К 70-летию избрания Патриарха Сергия постоянный автор портала Лидия Константиновна Александрова-Чукова подготовила текст Слова митрополита Григория (Чукова), тогда еще архиепископа Саратовского и Сталинградского, сказанного им 12 сентября 1943 года - в день интронизации Патриарха. В публикуемой докладной записке и сопутствующих материалах личного архива митрополита рассказывается о том, что удалось и не удалось сделать Церкви за первое десятилетие после восстановления патриаршества. С Л О В О, сказанное архиепископом Саратовским и Сталинградским Григорием в кафедральном соборе г. Москвы 12 сентября 1943 г., в день интронизации Святейшего Патриарха Сергия Слава и благодарение Господу! Свершилось великое, давно жданное всеми русскими людьми событие в жизни нашей Православной Церкви. Избранный Собором Епископов Русской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Сергий сегодня торжественно воспринял сан Патриарха Московского и всея Руси. Отныне Русская Православная Церковь вновь засияла во всей полноте и красоте своего иерархического чина. Радовалась Русская Православная Церковь, когда 26 лет назад на пустовавший со времени Петра Великого патриарший престол был избран Святитель Тихон. Засияла тогда наша Церковь полнотой своей жизни. Но ненадолго судил Господь Святителю Тихону править Русскою Церковью: скоро взял его к Себе Господь. И снова не стало Патриарха, и снова осиротела Русская Церковь. Но Господь незримо хранит Свою Церковь: не стало на патриаршей кафедре Патриарха, но преемственно стали управлять ею местоблюстители патриаршего престола. И в сознании всех верующих русских людей Православная Русская Церковь по-прежнему осталась патриаршею. Не пошли русские православные люда за обновленцами, за григорианцами, за иосифлянами, автокефалистами и другими самочинными собраниями, которые возглавляли властолюбивые епископы и их приспешники; но пошли туда, где правил православной церковью местоблюститель престола Патриарха Тихона - сначала Митрополит Петр, а потом до последних дней - Блаженнейший Митрополит Сергий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010