Так ясно чувствуешь здесь заведенный премудрым Часовщиком бег Земли в межзвездном пространстве, что трудно дышать от восторга, когда летишь вместе с ней, прекрасной и любимой нашей планетой! Кажется, что не может быть на земле иных столь чисто и ласково красивых мест, каковы вот эти – берега горного озера. Смотришь на вершины, окрыленные вечным снегом, и мечтается, что за ними простерты иные райские земли, где нет страданья и ожесточения душ человеческих. А где-то далеко над дальними странами этими, чуть видные в небесной пустоте, кружатся разноцветные украшения, шары неведомых планет – родных сестер нашей земли. Ночь становится все прозрачней – как речная вода смывает грязь кожи, так эта тихо поющая светлая тьма освежает душу. Неописуемая красота вызывала какие-то особенно прямые и чистые мысли — о жизни, о людях, о Боге — «кто будет чист, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» ( 2 Тим. 2, 21 ). Такими ночами душа одета в свои лучшие ризы и, точно невеста, вся трепещет, напряженно ожидая — сейчас откроется перед ней нечто великое. Задремав под ласкающий аккомпанемент горных струн — неугомонных ручейков, вижу вещий сон — будто выводят меня в белом стихаре на середину огромного светлого храма, наполненного богомольцами, и благословляют на Апостольское чтение. И служба-то не простая — архиерейская, а иконостас в высоком храме почему-то низенький, из раскрашенной фанеры, посреди же алтаря служит в белизне митрополичьего клобука сам Владыка Иоанн… Начинаю возглашать прокимен, и — о, ужас! — пропадает голос. Мгновенно покрывшись испариной, начинаю паниковать, и торопливо пробую еще раз – испуг окончательно схватил меня за горло, обеззвучил… Тут вижу, как митрополит встает с Горнего места и становится в Царские врата, ободряюще осеняя меня широким крестным знамением. Напрягаюсь снова — и густой вибрирующий звук прорывается во всю басовую силу! Этим отчаянным велегласием я сам себя бужу… Прошло несколько лет. Все складывалось как бы само по себе — без моего решительного волевого

http://azbyka.ru/parkhomenko/veshhaya-vs...

Я звал Тебя, томимый мукой зол, Я ждал Тебя… Я звал Тебя, Всесильный, Но в душу грешную ко мне Ты не сошел. Был полон храм. Среди толпы народа, Простершись ниц, молился я в тиши… Один, неведомый, у двери возле входа, Я звал Тебя всей силою души. Я звал и ждал Тебя… в душе моей вставали Сомненья прошлые и прежние мечты. Уста мои молитвы повторяли. Я плакал… Но меня в толпе не слышал Ты! Усталый, я вставал и снова простирался, Душа была пуста… далек был мой покой, И вдруг средь храма глас торжественный раздался: «Уйдите прочь, томленные тоской, Все оглашенные, чье сердце в мраке ночи Томится, полное греховных тайных зол, – Лишь могут верные поднять в молитве очи На освященный Им таинственный престол…» И я хотел уйти… Но вдруг, любвеобильный, Ты в душу мне вдохнул ряд новых сил. И понял я, молясь Тебе, Всесильный, Что Ты пришел и грешника простил! В горах Как хорошо уйти порою в горы, Подальше от людей, подняться высоко – Туда, где не глядят завистливые взоры, Где дышит грудь спокойно и легко. Там нет людей… Там все былые раны Душа не чувствует, забыв житейский гнет, У наших ног там серые туманы, А наверху прозрачный небосвод… Там торжество безмолвия пустыни И яркий луч, что греет и горит, – Все полно тайною Божественной святыни И о Творце вселенной говорит. И меркнет день… пора назад, в дорогу, Опять туда, где жизнь и суета, А звезды яркие зовут к святому Богу, И грешная душа молитвенно чиста. И вновь идешь, молитвой обновленный, В шумящий мир, в страстей водоворот, Откуда так далек, звездами озаренный, Прозрачной чистотой влекущий небосвод. Молитва Благослови, Господь, мой путь, Открой души моей глубины, Согрей измученную грудь Того, кто рвется на вершины. Благослови, Господь, разлуку, Не угаси мой свет во тьме, Подай Свою благую руку Душе, томящейся в тюрьме. И разъясни, в чем путь к спасенью В тревоге жизни и борьбе, Иль призови скорей к Себе Великой силою прощенья, К тому, кто радость вдохновенья Влагал в великое стремленье, В любви – приблизиться… к Тебе. Из книги «С войны (Листки походной тетради). Написано в боях и окопах. 1914–1917» (СПб., 1917). Всенощная

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Люди, повидавшие всякого и умеющие ценить настоящее, поверили и уже никуда из храма не уйдут. По себе знаю. Сердце, уязвленное любовью, больше не может жить миражами и подделками и рвется к Подателю жизни на брачный пир. Они привели в храмы своих домочадцев, своих жен и детей и стали новым народом Божиим, которым Господь вручил построенные их дедами, а сегодня полуразрушенные и неприбранные, храмы, и они их потихоньку восстанавливают. Этих людей немного, но они есть, и почти все мои друзья. Когда мы встречаемся на службах по воскресеньям и даем друг другу братское целование, я сердцем знаю, что все будет восстановлено и построено, пусть не так быстро, но обязательно будет! И не благодаря богатым спонсорам или помощи властей, а вопреки всем препонам и неурядицам, от сердца, от последней бабушкиной полушки, поданной на храм Христа ради. Ребят молодых вон сколько в храмах! И не только по великим праздникам, а каждое воскресенье И ребят молодых вон сколько в храмах стало! Стоят как свечки на службе, слушают внимательно, стараясь не пропустить ни одного возгласа священника, крестятся благоговейно! И юноши, и девушки, и юноши с девушками вместе! И не по праздникам великим с купанием в проруби и освящением верб ходят, а каждое воскресенье! Их бабушки, воспитанные в безбожии, может, и молитв никаких не знают, и в храме не бывали, и родители вечно заняты заботами и на работе пропадают сутками, а они в Церкви! И великое чудо, что эти ребята выбирают не красивые гипермаркеты и клубы, а идут в храмы Божии! В городе больше 30 гипермаркетов, наверняка построят и еще, но в трех городских храмах возносится молитва Богу и двери всегда открыты. И пока так будет, город будет жить. И Господь будет с нами до тех пор, пока мы будем с Ним. Рейтинг: 10 Голосов: 694 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 30 января 2022, 05:09 Здравствуйте, уважаемый автор. В вашей статье есть историческая ошибка. Камышлов, и правда построен на болотах. Но вот фраза о том, что кто-то " бежал в камыши и их кто-то ловил " не может быть правдой на том основании, что при основании Камышлова ловить было некого. Места были дикие, каторжный путь будет построен намного позже. Есть мнение, что название города произошло от татарского " Камышлы " - болотистая местность.

http://pravoslavie.ru/112577.html

Наконец, со всевозможною заботливостью воспитывайте и укрепляйте в себе силу воли, которая, как ныне изобретенный винт в корабле, движет нашу душу во всех направлениях. Вы знаете, что когда этот механизм в исправности, корабль идет быстро, а когда поврежден, или сломан, корабль останавливается и становится жертвой бурь и волнений. То же бывает и с душою нашею при повреждении нашей свободной воли. Слабость воли есть великий недостаток наших современных молодых поколений: всё им тяжело, всё для них трудно; везде они ищут перемен, облегчения, удобств, неги и покоя, так что и самая жизнь, когда она соединена с трудом и лишениями, становится для них в тягость. Между тем опыт говорит, что деятельность, труд, борьба, – это и есть истинная жизнь человека, а победа и есть истинная его радость и счастье. В борьбе растет наш дух, в преодолении препятствий торжествует. Эта борьба, соединяемая с торжеством победы, и есть зачаток истинного блаженства нашего духа, которое предназначено ему в вечной жизни, где обетованный покой будет состоять не в бездействии, а в легком свободном от земных препятствий, но непрерывном деятельном восхождении к совершенству и счастью. Способность к этой блаженной жизни и приобретается здесь на земле единственно возрастанием и укреплением нашего духа сначала в победе над препятствиями к добру, а потом в усиленном воплощении в себе самого добра полезною и богоугодною деятельностью, которая силою навыка обращается сначала в любимую, а потом в радостную и блаженную. Поэтому всякое дело великое и малое, – умственное, нравственное, житейское, лишь бы оно было честное, – с терпением, выдержкою, с некоторым упорством одолевайте и доводите до конца... Не говорите себе: это можно отложить, это неважно, – можно оставить, это можно сделать как-нибудь. Эти внушения, подкрадывающейся к вам лености и небрежности, суть черви истачивающие самую, так сказать, сердцевину вашего духа, вашу свободную волю. Плоды, которыми питается дух наш состоят главным образом не в том, что он добыл, приобрел, что имеет, хотя бы в виде богатства, или почести, а в том, что он сам этого достиг, что он всё преодолел, что не изнемог на пути, что он на своем поприще – победитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Те четыре священнические семейства, который вышли из Вавилона с Зоровавелем, в течение минувшего столетия размножились, разветвились и поделились между собою. Кроме того, к этому времени из Вавилона прибыли и новые семейства, которые также должны были быть приняты во внимание, вследствие чего и оказалось необходимым новое распределение их. Глава 58. Пророк Малахия и заключение деятельности Ездры и Неемии Праздник освящения новых стен Иерусалима был последним событием в первый период управления Неемии. После двенадцатилетнего отсутствия из Персии, крайне утомившись духом и телом, он нуждался хотя во временном отдыхе, в течение которого он мог бы возвратиться к своему царственному господину в Екбатане или в Сузах и отдать надлежащий отчет в своем поручении. Все казалось было спокойно и благоустроено в Иудее: стены Иерусалима были построены, город значительно увеличился от недавнего придатка к нему сельского населения, храмовое богослужение совершалось в полном порядке и полноте обрядов и народ торжественно поклялся поддерживать этот порядок. Дело обстояло еще гораздо лучше. Общественные чтения закона, которые впоследствии развились в учреждение великой синагоги, сделались установившимся обычаем; после одного из этих чтений народ добровольно отрекся от всяких тесных сношений с соседями языческого происхождения, включая аммонитян и моавитян, и всячески старался показать свою верность всем требованиям Моисеева закона. Довольный всем этим, Неемия действительно отправился в Персию. Но лишь только он удалился с места своей двенадцатилетней деятельности, как вполне обнаружилась вся непрочность этих заявлений. Несмотря на присутствие Ездры в Иерусалиме, скоро обнаружилось, что преобразование, введенное гражданскою властью, а не составляющее плод внутреннего убеждения, не имело глубокого и жизненного значения. Десятины, положенные для храма, левитов и священников, в отсутствие Неемии не выдавались, и вследствие этого великое бедствие водворилось среди всех тех, кто зависели от них в своем содержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

2.8.2. Решение о награждении пресвитеров: правом ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета, а для диаконов – правом ношения двойного ораря – находится в компетенции епархиальных архиереев. 2.8.3. Сведения о награжденных в течение года правом ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, направляемых Святейшему Патриарху. В случае сокращения установленных настоящим Положением о наградах межнаградных сроков в отчете указываются причины сокращения. 2.8.4. Решение о награждении последующими богослужебно-иерархическими наградами принимается Святейшим Патриархом. С этой целью епархиальные архиереи подают в канцелярию Московской Патриархии ходатайства на имя Святейшего Патриарха о награждении достойных кандидатов. 2.8.5. В случае принятия священнослужителем монашеского пострига епархиальный архиерей может обратиться к Святейшему Патриарху с рапортом о подтверждении (восстановлении) бывших у клирика наград. До получения соответствующей Патриаршей резолюции клирик не возлагает на себя прежние награды, а носит восьмиконечный иерейский наперсный крест серебряного цвета и те награды, которыми в своей компетенции удостоил его епархиальный архиерей. 2.8.6. Награждения богослужебно-иерархическими наградами производятся к празднику Святой Пасхи. 2.8.7. Документы о награждении богослужебно-иерархическими наградами подаются осенью, до 1 декабря предшествующего награждению года. 2.8.8. Ходатайства о награждении оформляются по форме, указанной в Приложении 1 и направляются в канцелярию Московской Патриархии. 2.8.9. Недопустимым следует считать награждение клирика в один год богослужебно-иерархической и общецерковной наградами, а также награждение ими два года подряд. Исключениями могут быть следующие поводы: Великое освящение храма, в созидании которого потрудился данный клирик; 50-летний и 75-летний юбилеи со дня рождения; 25-летие и 50-летие служения в священном сане (только для клириков в диаконском сане);

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

2.10.4. Лица в пресвитерском сане, защитившие диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия в образовательной системе Русской Православной Церкви, удостаиваются Святейшим Патриархом правом ношения докторского креста. То же касается и лиц, имеющих степень доктора богословия и принимающих пресвитерский сан. Докторский крест может носиться в качестве наперсного священнического креста, но не может использоваться в качестве второго креста. 3. Общецерковные награды Русской Православной Церкви 3.1. Общие положения 3.1.1. К общецерковным наградам относятся ордена, медали Русской Православной Церкви, медали орденов Русской Православной Церкви, Патриаршие знаки, Патриаршие грамоты, Патриаршие юбилейные медали и знаки. 3.1.2. Общецерковными наградами могут быть награждены архиереи, клирики, миряне, а также светские лица и представители традиционных религий и конфессий. 3.1.3. Для награждения общецерковной наградой необходимы основания и повод. 3.1.4. Общецерковные награды вручаются по следующим основаниям за конкретные деяния во славу Божию на благо Святой Церкви: постройку храмов, детских домов, школ и иных церковных и социальных зданий; героические общественно-значимые деяния (например: спасение человека); материальные жертвы на благое дело; длительные (не менее 20 лет) результативные труды на ниве пастырского, просветительского, миссионерского служения, иных административных, епархиальных, приходских церковных послушаниях; добросовестные деяния на ниве социального, духовно-нравственного воспитания; вклад в сохранение традиционных ценностей в обществе. 3.1.5. Поводами для награждения общецерковной наградой могут быть: юбилейные (кратные 25 годам) значимые события церковной жизни; Великое освящение храма, окончание строительно-восстановительных работ; юбилеи (50-летие и 75-летие со дня рождения), а также круглые даты: 60-летие, 70-летие, 80-летие со дня рождения и далее даты, кратные пяти годам; круглые даты хиротонии кратные 10 годам (от 20 лет и выше) – для клириков;

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

освятив хрести для кафедрального собору Кирила в 9 2020 р. 18:45 9 апреля 2020 года архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил чин освящения накупольных крестов для строящегося кафедрального собора равноапостольных Кирилла и Мефодия в Элисте. На богослужении присутствовали глава Республики Калмыкия Бату Хасиков, главный федеральный инспектор по Республике Калмыкия Александр Беляев, председатель Правительства Республики Калмыкия Юрий Зайцев, прокурор Республики Калмыкия Роман Тютюник, начальник Управление ФСБ по Республике Калмыкия Игорь Юшков и глава администрации города Элисты Дмитрий Трапезников. В связи с мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции число участников церемонии было ограничено. Верующие могли наблюдать за богослужением в прямом эфире. Трансляция велась на официальных страницах Элистинской епархии в социальных сетях «ВКонтакте», Instagram и на видеохостинге YouTube, а также в эфире Национального телевидения Калмыкии и на сайте РИА «Калмыкия». По прочтении молитвы правящий архиерей окропил крест центрального купола, пять крестов малых куполов и купола колокольни. Их установку осуществили специалисты компании «Архпласт». Архиепископ Юстиниан поздравил верующих со знаменательным событием и поблагодарил Бату Хасикова и всех благотворителей и жертвователей, усилиями которых ведется строительство нового храма в столице Калмыкии. «Накануне праздника Пасхи мы совершили это долгожданное и великое дело. Мы веруем, что крест — это символ победы Бога над смертью и наша надежда на скорое избавление от болезней и скорбей. Очень трогательно, что именно в эти дни поднимается знамя победы высоко над землей. Надеюсь, что с поднятием крестов укрепится наше стремление перетерпеть все невзгоды и пройти через трудности, взаимно помогая друг другу. Да дарует милостивый Господь правителям нашим мудрость, а всем нам», — сказал, в частности, владыка Юстиниан. К верующим также обратился глава Республики Калмыкия: «Несмотря на то, что сейчас вся страна претерпевает трудности, у меня радуется душа. То, что происходит сегодня у нас в Элисте — большой символ того, что мы сможем преодолеть любое препятствие. Наш с вами долг верить в это. Безусловно, сейчас нам нужно соблюдать режим самоизоляции. Но это знаменательное событие должно было состояться именно сейчас, потому что это нужно всему народу. Сейчас людям, независимо от вероисповедания, нужны символы того, что мы все защищены верой и добром. Давайте все вместе запомним этот день и поверим в то, что все испытания мы преодолеем, потому что Бог с нами. Пусть этот день станет большим символом дружбы между различными конфессиями нашей республики».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5619690...

Вместо Херувимской песни – Тропарь, глас 8-й: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Вместо «Достойно...» – ирмос 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати...» Причастен: «Воста, яко спя, Господь, и воскресе спасаяй нас». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...» (см. ЖМП, 1956, 12). После отпуста совершается благословение хлебов и вина. Совершается каждение вокруг стола с хлебами, затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и иерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия и вино и умножи сия во святем храме сем и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Относительно трапезы, приличной настоящему дню, в Типиконе сказано: «По отпусте же [литургии] исходим из церкве в трапезу и сядем... с безмолвием и со благоговеинством. И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба... и по 6 смоквей, или фиников, и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита» (Типикон, Великая суббота, вечер, 2-е «Зри»). Если освящение куличей и пасох совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь: «Егда снизшел...» 59 . После уборки храма начинается «чтение великое, в Деяниих святых апостол от начала. (О том, что вся книга Деяний должна быть прочитана до начала полунощницы, сказано в Типиконе: «Сие опасство да внимает церквоначальник, да вся Деяния прочтутся до конца... Изменяются же чтецы, и чтут даже до часа 4-го нощи час. вечера]. Посем же вжигает параекклисиарх вся кандила [лампады] по местом. И взем от настоятеля благословение, и тако изшед ударяет в било. И чтец совершает [т. е. оканчивает] чтение». И тотчас положено начинать полунощницу (Типикон, Великая суббота вечера, 3-е «Зри») Глаголет же чтец начало [Деяния святых апостолов благослови, отче, прочести]. Иерей же стих: Молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. И по амине начинает чтец чести» (Типикон, Великая суббота вечера, 2-е «Зри»). Аналой для чтения Деяний поставляется так, как и в других случаях для чтения церковных поучений. Но так как Деяния обычно читают миряне, то аналой следует поставить около солеи, но в возможном отдалении от Плащаницы. Указания для священно-церковнослужителей при

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если же Миссионерское Общество, по каким либо случаям, отложит столь важный и необходимый предмет своего действия к обращению евреев в христианскую веру, то, при обессилении чрез Них нашего русского купечества, и самая наша Православная вера может подвергнуться некоторому ослаблению зависимостию русских от евреев и переменою чрез них нравов и образа мыслей по вере; а еще может чрез них пострадать городское приходское духовенство по своему содержанию. В Полтаве, при тюремном замке, находился священник, происходивший из евреев, Николай Кузнецов , который в недавнее время обращал с успехом евреев в христианскую веру при малых его средствах, о чем много уже было писано в С.-Петербургское Миссионерское Общество. Еще также один священник города Ельца Герасим Марков (теперь по преклонности лет лишившийся зрения) мне передавал, что он в своем городе обратил в христианство несколько семейств из евреев, и имел на то от Епархиального Начальства свидетельство. А покойный Московский Митрополит Платон, проездом чрез Могилев в Киев, заметив, что католическое духовенство в то время старалось обращать православных в католичество, будто говорил: «Не лучше ли было бы католическому духовенству стараться более об обращении евреев в христианскую веру!» В виду предстоявшего освящения возобновленного Кафедрального Собора, я обратился с приглашением к участию в этом торжестве к разным лицам как в Москву, так и в некоторые другие места. Преосвященному Леониду писал я: «Если бы Ваши обязанности дозволили Вам предпринять путешествие до града Витебска и принять участие в предстоящем торжестве освящения нашего Кафедрального храма, то это доставило бы мне великое душевное утешение. К сожалению, торжеству нашему не совсем благоприятствует погода; но и раньше не было возможности совершить освящение, ни далее откладывать неудобно, по причине испытанных мною в течении трех зим затруднений в отправлении торжественных богослужений. Пространное и весьма интересное послание Ваше от 27-го Июля из Саввинского уединения обязывает меня к соответственному посланию, но для сего требуется удаление в Залучесскую пустыню, которое теперь для меня невозможно; а городской шум и неотступные дела весьма неблагоприятствуют пространным письменным собеседованиям. Впрочем, постараюсь рано или поздно уплатить Вам лежащий на мне долг дружбы».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010