Ценность дара очевидна. Но дар этот останется бесполезным для того, кто к желанию воспользоваться благодатию храма не присоединит, не призовет на помощь всесильное и достопоклоняемое Имя Господа Иисуса. Он Сам сказал: без Мене не можете творити ничесоже! Значит – и молитва бессильна, и таинства недейственны, и все бесполезно, что делается без Господа Иисуса. Наше духовное бессилие так велико, что напоминание об этом никогда и ни для кого не излишне. На помощь этой-то нашей немощи и приходит новоосвященный и посвященный имени Господа Иисуса храм сей. Вошел ли кто сюда, чтоб помолиться, – храм и напоминает ему о Вознесшемся. Великое и всесвятое Имя Господне, призванное на помощь, сильно собрать рассеяние мыслей богомольца, уцеломудрить его чувство, и он помолится молитвою чистою, приятною Богу! Ищет ли кто освящения от совершаемых здесь таинств, и ему напоминается о Вознесшемся. Слава достопоклоняемого Имени Господа и бесконечная любовь Его к нам наполнит сердце благоговейным страхом и сыновнею любовию и таким образом подготовит его к достойному принятию освящающей благодати таинства. А что сказать об отходящих из сей жизни? Какое сладостное утешение доставляет им напоминание о Вознесшемся! В предсмертные минуты, при крайнем расстройстве и ослаблении сил телесных как тяжело бывает человеку вспомнить о своих прегрешениях. В это критическое время борьба помыслов нередко доходит до отчаяния. Мысль, обращенная к Вознесшемуся Господу, доставит страдальцу великую, ничем не заменимую помощь. «Ты согрешил, – скажет она ему, – это большое несчастие. Но не теряй надежды. Вознесшийся на небо Господь для того и сходил на землю, чтоб грешников спасти. Он и теперь одесную Бога, чтоб ходатайствовать за нас; Кровь Его, за нас пролитая, сильна очистить нас от всякого греха, – если только мы раскаиваемся, просим милости у Господа с твердым намерением исправиться». И те, кто лишились и провожают на вечный покой любимого и дорогого им человека, немалое получают утешение в напоминании о Вознесшемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Жить снова! о ужас! Умереть – не иметь разума для того, чтобы мочь, чувства жалости для того, чтобы оплакивать горе. Всё было кончено. Я переступил страшный порог смерти, этот страшный порог, которого одного достаточно, чтобы отравить жизнь. Я чувствовал на своём теле пот агонии, чувствовал, что кровь останавливается в моих жилах, дыхание слабеет, я испускаю последний вздох. И Ты хочешь, чтоб этот ужас я пережил два раза, чтобы два раза умер, и чтобы мои страдания превысили все человеческие бедствия. О, Господи! я заклинаю Тебя, соверши другое великое чудо, усыпи меня в этом гробе, заставь меня снова заснуть, не страдая, прерванным вечным сном. Будь милостив – не наказывай меня мукою жить, мукой ужасной, подвергнуть которой Ты доселе ещё никого не решался. Я всегда любил Тебя и служил Тебе, не делай же меня величайшим примером Твоего гнева, пред которым будет содрогаться потомство. Будь добр и благ, Господи, отдай мне сон, который я имел, усыпи меня в сладости Твоего небытия(?)» 1 . Неверующий аббат, конечно, мыслим и возможен, но аббат резонирующий так, как рисует Золя, едва ли допустим. Человек любит жизнь, цепко за неё хватался и Золя, поэтому чудесный акт восстановления и продления жизни не может возмущать нормального человека. Точно также возвышенное понятие о Божестве, которое имеют епископы, исключает с их стороны возможность мысли, что для Бога может быть что-нибудь низкое. Для министра может быть неудобным пребывать в обществе кучеров. Бог одинаково мог явиться и пастуху в горящей купине и царю Соломону при освящении храма. Золя не понимает религии. Для него абсолютно непостижим завет: если не обратитесь и не будете, как дети, то не войдёте в царствие Божие. Считая себя учёным и будучи очень невежественным, Золя, с точки зрения своего невежества, описывает нам проявления католической религиозности. Можно ли доверять таким описаниям? Конечно, нет. В них может быть немало правды, но в них, несомненно, и много лжи. Лурд издаёт «Анналы». Г. Лодыженскому для суждения о явлениях в Лурде нужно было, прежде всего, обратиться к этим анналам, а потом, конечно, не без пользы, он мог бы воспользоваться и описаниями Золя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

2.8.7.           Документы о награждении богослужебно-иерархическими наградами подаются осенью, до 1 декабря предшествующего награждению года. 2.8.8.           Ходатайства о награждении оформляются по форме, указанной в Приложении 1 и направляются в канцелярию Московской Патриархии. 2.8.9.           Недопустимым следует считать награждение клирика в один год богослужебно-иерархической и общецерковной наградами, а также награждение ими два года подряд. Исключениями могут быть следующие поводы: ·        Великое освящение храма, в созидании которого потрудился данный клирик; ·        50-летний и 75-летний юбилеи со дня рождения; ·        25-летие и 50-летие служения в священном сане (только для клириков в диаконском сане); ·        25-летие и 50-летие пресвитерской хиротонии. 2.8.10.                    Право ходатайствовать о награждении сотрудников Синодальных отделов и структурных подразделений Московской Патриархии, принадлежит руководителям этих учреждений и подразделений. Представления о награждении клириков должны быть согласованы с епархиальными архиереями или управляющими викариатствами города Москвы. 2.9.            О внеочередных богослужебно-иерархических наградах для духовенства 2.9.1.           Представление к внеочередной богослужебно-иерархической награде подается на имя Святейшего Патриарха с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков. 2.9.2.           Назначение клирика на начальственную должность не дает само по себе права ходатайствовать о его награждении внеочередной богослужебно-иерархической наградой. Такое ходатайство может быть подано в случае, если данный клирик положительно зарекомендует себя на новом послушании в течение не менее трех лет. 2.9.3.           В случае принятия решения о рукоположении протодиакона и архидиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей может направить ходатайство на имя Святейшего Патриарха о возложении на клирика палицы при хиротонии. 2.9.4.           Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

   Слава, и ныне: еже от века: И отпуст. На Велицей Вечерни, по обычном псалме поем блажен муж, 1-й антифон. На Господи воззвах, стихиры на 8, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученцы: Ины стихиры, глас 4. Подобен: Званный свыше: Слава, глас 3: освящен быв богу: И ныне: Како не дивимся: Вход, прокимен дне: и чтения 3, преподобническая. На литии стихира храма: и святаго, самогласны три, глас 2. Слава, глас 4: Просияша добрая: И ныне: Призри на моления: На стиховне стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся: с припевы их. Слава, глас 5: преподобне отче, не дал еси сна: И ныне: блажим тя Богородице: На благословении хлебов, Тропарь, глас 4: Веселися пустыня нераждающая: дважды. Писан на малей вечерни: и Богородице Дево: единожды, и чтем о жития святаго. На Утрени, на Бог господь, тропарь святаго дважды. Слава, и ныне, еже от века: и обычныя кафисмы, и седальны преподобнаго, и чтение. Полиелей, и седален его дважды. Слава, и ныне, богородичен, и чтение от жития святаго. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: честна пред господем: Стих: Что воздам господеви: евангелие матфеа, зачало 43. Вся мне предана суть: псалом 50. Стихира, глас 6: преподобне отче: Канон Богородицы 4— го гласа со ирмосом на 6, и святаго два канона: един, глас 4, другий, глас 8. Катавасиа, Сушу глубородительную: По 3-й песни, седален, глас 8, дважды. Слава, и ныне, богородичен. По 6-й песни,    Кондак, глас 8. Подобен: яко начатки: В честнем рождестве твоем радость тварь обрете, и в божественней памяти твоей преподобне, благодушие прият многих твоих чудес: от нихже подаждь богатно в души наша, и очисти грехов скверны, яко да поем: аллилуиа.    И икос. По 9-й песни, светилен святаго, дважды. Слава, и ныне, богородичен. На хвалитех стихиры на 4, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе! Слава, глас тойже: Монахов множества: И ныне, владычице приими: Славословие великое. По трисвятом тропарь святаго. Слава, и ныне, еже от века: ектении, и отпуст. и дается елей от кандила святаго. и час 1-й. На 1-м часе тропарь святаго. По трисвятом, кондак его, и совершенный отпуст. На Литургии, блаженна от канона святаго, песнь 3-я и 6-я. И прочая вся служба сего месяца в 17-й день.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Полгода спустя был сделан на меня наскок, чуть не граничивший с намеком на обвинение меня в представлении двойных счетов, попросту сказать, в покушении на воровство. Случилось, что тот же Тарчигин, поставщик письменных для училища и хора принадлежностей, подал летом через меня счет в контору на какие-то гроши и, по лености конторы, не мог добиться уплаты до глубокой осени. Осенью (как раз перед ревизией) Тарчигин подал, опять через меня же, другой счет, в котором переписал вновь к уплате летние у него покупки, да на грех еще напутал из них что-то (помнится мне что-то, что вся торговая операция была либо в четыре, либо в семь рублей). Этого было достаточно, чтобы из конторы сейчас же пришла уличающая меня бумага и требование объяснений. Когда я объяснил прокурору, что канцелярия не имеет права требовать от меня объяснений, так как я ей не подчинен, что неисправность канцелярии не есть повод, чтобы ловким маневром замаскировать свою бездеятельность и атаковать меня прямо с грубого обвинения, так как дело улаживается самою простою поправкою в счете, – то мне стало известно великое смущение от неудачи канцелярии в своей атаке и появление было намерения вновь проучить меня. Намерение это, однако, было благоразумно отложено, хотя ревизору этот случай был расписан в желательном для Ш 2 свете. Прежние предположения о командировании всего сполна Синодального хора в Вену были отринуты за дороговизною и за невозможностью будто бы пригласить на одно воскресенье в Успенский собор хотя бы певчих Чудовского хора. Затем над программою концертов в Вене, втихомолку уже обдуманною мною с Орловым, была проделана целая комедия, в которой Ш 2 , прикрываясь полученными будто бы от Победоносцева и Саблера точными указаниями, наставил всякого вздора. Мы рассчитывали на звучную, техническую сторону концертной программы, имея в виду слушателей из венских немцев и не оставляя без внимания мелодии западных славян, то есть переложения болгарских и сербских мелодий, так как Вена, да еще по случаю освящения православного храма и приезда московских певчих, не могла не быть набита православными юго-славянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если же Миссионерское Общество, по каким-либо случаям, отложит столь важный и необходимый предмет своего действия к обращению евреев в христианскую веру, то, при обессилении чрез них нашего русского купече- —632— 1872 г. ства, и самая наша Православная вера может подвергнуться некоторому ослаблению зависимостью русских от евреев и переменой чрез них нравов и образа мыслей по вере; а еще может чрез них пострадать городское приходское духовенство по своему содержанию. В Полтаве, при тюремном замке, находился священник, происходивший из евреев, Николай Кузнецов , который в недавнее время обращал с успехом евреев в христианскую веру при малых его средствах, о чем много уже было писано в С.-Петербургское Миссионерское Общество. Еще также один священник города Ельца Герасим Марков (теперь по преклонности лет лишившийся зрения) мне передавал, что он в своем городе обратил в христианство несколько семейств из евреев, и имел на то от Епархиального Начальства свидетельство. А покойный Московский Митрополит Платон, проездом чрез Могилев в Киев, заметив, что католическое духовенство в то время старалось обращать православных в католичество, будто говорил: «Не лучше ли было бы католическому духовенству стараться более об обращении евреев в христианскую веру!» В виду предстоявшего освящения возобновленного Кафедрального Собора, я обратился с приглашением к участию в этом торжестве к разным лицам как в Москву, так и в некоторые другие места. Преосвященному Леониду писал я: «Если бы Ваши обязанности дозволили Вам предпринять путешествие до града Витебска и принять участие в предстоящем торжестве освящения нашего Кафедрального храма, то это доставило бы мне великое душевное утешение. К сожалению, торжеству нашему не совсем благоприятствует погода; но и раньше не было возможности совершить освящение, ни далее откладывать неудобно, по причине испытанных мною в течение трех зим затруднений в отправлении торжественных богослужений. Пространное и весьма интересное послание Ваше от 27-го июля из Саввинского уединения обязывает меня к соответственному посланию, но для сего требуется удаление в Залучесскую пустыню, которое теперь для меня невозможно; а городской шум и неотступные дела весьма неблагопри-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы часто слышим в общественном пространстве такие словосочетания, как «народное единство», «национальное единство», «духовное единство», а в пространстве церковном – «христианское единство». Но чем более привычными они становятся для слуха, тем менее мы, кажется, оказываемся способными вникать в их смысл. О том, как не только осознать единство умом, но и ощутить его сердцем, размышляет в преддверии Дня народного единства игумен Нектарий (Морозов). Великое освящение нового храма. Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru Вместе, потому что сильнее? Сплоченность перед лицом внешнего врага не является абсолютным благом Зачастую, говоря о том, зачем нужно единство, употребляют такой образ: человек – как прутик, и прутики поодиночке легко сломать, а вот если они будут связаны между собой, их уже не переломишь. Хороший образ, но я бы не стал объяснять через него единство христианское. Во-первых, потому, что человек не «прутик» – он изначально связан с Тем, Кто его сотворил и Кто содержит в Своей деснице всю вселенную. Во-вторых, потому, что сплоченность и сила перед лицом внешнего врага – «теперь нас не сломить» – не является абсолютным благом, к которому стремится православный верующий человек. Не всякое единство – во благо: мы помним, какой высочайший пример народного единства являла собой фашистская Германия и чем всё это закончилось. К слову, и говорить о том, что единство является чертой нашего народа, на мой взгляд, неправомерно: мы видим, что, как правило, это единство возникало у нас только тогда, когда стране в буквальном смысле грозило уничтожение, а в какие-то другие периоды мы единства явно достигнуть не можем. В любом случае, монолитность народного сознания – это не категория христианства, не категория веры, и об этом важно бывает помнить. «Да будут все едино» Основание учения о христианском единстве мы находим в словах Христа Спасителя, которые Он произносит во время так называемой первосвященнической молитвы, незадолго до Своего распятия: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в тебе, так и они будут в нас едино (Ин. 17, 21). И за этим следуют такие слова: да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17, 21). И вот это есть то самое единство, к которому мы призваны и которое ничем не должно быть подменено.

http://pravoslavie.ru/107468.html

Ион.2:8 . Внегда скончаватися от мене души моей (когда выходила из меня душа моя), Господа помянух, и да приидет к Тебе молитва моя, ко храму святому Твоему. Минута смерти близка была к погрязшему во глубине морской, но память оставалась при нем. И прежде всего он не терял памяти о Боге. Душа его, готовая отрешиться от тела (скончавалась), возносилась к Господу, живущему во храме святом Своем. Он бежал от лица Господа, от храма Его, от места, освященного особенным присутствием Его. Теперь в нем явилось великое раскаяние в этом грехе, и лишенный возможности быть в храме телесно, он переносится к нему мыслью с мольбою о помиловании и с обетом благодарения Господу за помилование. Ион.2:9–10 . Хранящии суетная и ложная милость свою оставиша. Аз же со гласом хваления и исповедания пожру Тебе. Елика обещах, воздам Тебе во (за) спасение мое Господеви. Сей стих составляет заключение молитвы Ионы во чреве кита. Молитва заключена тем же, чем начинается, т.е. выражением благодарности Господу за спасение от смерти в морской пучине. Видя себя целым и невредимым во чреве кита, он надеется, что Господь продлит дни его жизни на земли живых, и в благодарность за сию милость Господа дает обет принести Ему жертву в святом храме Его со гласом хваления и исповедания, утверждая, что непременно исполнит этот обет. Но чем живее душа его проникнута благодарностью Господу, тем жалче ему кажутся те, которые хотя испытывают милости к ним Господа, не признают себя обязанными чтить за них Господа, оставляют Того, Кому обязаны своим благополучием (милость свою) ( Пс. 143:2 ). Это те, которые хранят суетная и ложная, т. е. чтут ( Ос. 4:10 ) мнимых богов ( 4Цар. 17:15 ), на них возлагают свои надежды суетные и ложные. Ион.2:11 . И повел Господь китови, и изверже Иону на сушу. По прекращении морского волнения, Иона был во чреве кита три дня (1) и затем извергнут был китом на сушу, – на Палестинский, как обыкновенно полагают, берег Средиземного моря. Ион.3:1–2 . И бысть слово Господне ко Ионе вторицею глаголя: востани и иди в Ниневию град великий, и проповеждь в нем по проповеди преждней, юже Аз глаголах тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Правда, они перестали быть, народом Божиим и рассеялись по языческим странам, что, как известно каждому, продолжается и до днесь. Но в последние времена века, когда «исполнение языков внидет» (Рим.11:25), тогда и сам отверженный Израиль будет принят в число сынов Божиих, в каком бы месте кто ни оказался живущим. Для этого нет никакой необходимости возвращаться в Иерусалим и искать еще каменного храма, потому что он (Израиль) будет чтить Бога не по древним обычаям, не жертвами, говорю, волов и закланием овец, но выражением их богослужения будет вера во Христа, и Его заповеди, и освящение в Духе, и чрез святое крещение возрождение, сообщающее славу сыноположения самим святым, призванным для сего от Господа. Ос.1:11. И соберутся сынове Иудины, и сынове Израилевы вкупе, и поставят себе власть едину, и изыдут от земли, яко велик день Иезраелев.    И это, как увидим, исполнилось и исторически и духовно. Жители Самарии, то есть, Израиль, а также и жители Иерусалима, то есть, Иуда и Вениамин, как военнопленные, находились в пределах Персов и Мидян. Когда же Кир, сын Камбиза, овладев Вавилоном и получив власть над Персами, отпустил Израиля и Иуду и повелел им идти домой с своими священными сосудами, тогда они пришли во Иерусалим и стали жить наконец, уже не отделяясь друг от друга, как это было до плена, и не имели каждый своих особых царей. Все единодушно принадлежали к одному Иерусалиму, имея в то время своим вождем Зоровавеля, сына Салафиилева, который был из колена Иуды, а великим первосвященником — Иисуса, сына Иоседекова. Тогда они восстановили божественный храм и стали заботиться об устроении своих жилищ. Посему, «соберутся, — говорит, — сынове Иудины и сынове Исраилевы вкупе, и поставят себе власть едину и изыдут от земли», дабы ты разумел землю иноплеменников, в которую они были отведены иноплеменниками. Но выражение: «яко велик день Иезраелев» не соответствует историческому повествованию, и потому там говорит, Израиль назовется народом Божиим, хотя за свое великое нечестие и назван был «не людие», как уже мы говорили об этом прежде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ныне освящается каменное тело толпыгинского храма. Мы – радуемся и торжествуем. Кажется, будто совершается великое дело пред Господом. Но вспомните, где поставлен храм этот? – Не под небом Ли? – А «небо – престол Мой», – говорит Господь. Не на земле ли? – А «земля – подножие ног Моих», – глаголет Вседержитель! Что же для Владыки наш храм? Разве красота лазурных небес и великолепие золотых нив не превосходит красоты и богатства нами сделанных украшений? Разве благоухание цветов не успешно соперничает с нашими фимиамами, а свет звёзд, луны и солнца – с нашими лампадами и свечами? И, сравнив дело Божие с делом человеческим, мы невольно умирим нашу гордость. Но подумайте о другом храме, о Бого-зданном человеке. Окруженное глубокою тьмою и молчаливою тайною ткётся тело ребёнка в материнской утробе. Тысячи нитей и волокон сплетаются как бы в дивное кружево. Отдельные члены согласуются между собою в своих действиях и так прилажены друг к другу, так безошибочно попадают в цель своего назначения, как нет этого ни у одной машины. А целое тело, со всеми своими колесиками, пружинками и винтиками, подчиняется главному возничему, разуму, правящему тело то в ту, то в другую сторону и советующемуся с ездоком совестью – голосом Самого Господа. Вот какой нерукотворенный храм Духа! В Крещении святом он был освящен. Вкушая Св. Дары, служите вы в нём литургию, неразрывно соединяя своё тело с телом Господа, делая себя ячейкой Вселенной Церкви. Вот какими живыми храмами полон этот каменный храм. Но мы гордимся последним, мы радуемся на него. И правильно радуемся – не потому, чтобы этот храм нужен был бы Вседержителю, а потому, что он необходим нам для молитвенных собраний и для таинств. Но, и радуясь и гордясь человеческим делом, мы тем более высоко должны ставить дело Божие. Прибирая и промывая один храм, тем более должны очистить другой храм; молясь в каменном доме, мы должны не забывать, что другой тем более является домом молитвы. И, приставляя стражей к одному – ещё бережнее охранять от хищения другой. Речь пред началом молебна при поднесении иконы Сласителя Толпыгинским приходом [благодетельнице Пелагии Николаевне] 957

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010