Да будет память их священна для всех вас, да не забывается добрый пример их жизни и деятельности, их благочестия и добродетели, и да привлекает вас к подражанию им, а их духовные немощи да располагают вас не к осуждению, а к христианскому сожалению о них и к смиренному сознанию собственных немощей в борьбе с греховными искушениями. Да царствует в вашем приходском братстве мир и любовь. Главным средоточием братского общения служит приходский храм. Вне храма верующие разделены большею частью житейскими положениями. В храме ничто их не разделяет. Тут нет различие между богатым и бедным, знатным и незнатным. Эта братская близость имеет место во всяком храме; в какой бы храм вы ни пришли, вы всегда будете сознавать себя членами братской семьи; но нигде это братство не чувствуется столь живо, как в приходском храме, который соединяет не только единоверных, но больше или меньше знакомых друг другу. Личное знакомство прихожан, естественно возникающее в их общих собраниях в одном храме, имеет великое значение в духовном отношении. Чем чаще вы видите друг друга в храме и чем теснее вследствие этого ваше духовное братство, тем скорее можете ожидать от братий храма участия к вам в разных обстоятельствах вашей жизни. Радость-ли пошлет вам Господь, горели постигнет, в том и другом случае вы больше встретите сочувствия от приходских ваших братий, постоянно, вместе с вами посещающих общий храм, чем от ино-приходских, не столь вам известных. Первые ближе примут к сердцу вашу радость и горе, чем последние, и усерднее будут молиться за вас Господу при вашей жизни, как за братий своих, а когда помрете, с молитвою любви окружат гроб ваш. Вы для них родной по приходскому храму, а не чужой. Да процветают существующие при вашем храме учреждения для благотворения и для духовного просвещения, и да не оскудевает ваша ревность к поддержанию их. Дай Бот, чтобы эти общеполезные учреждения, получившие начало при здравствующем пастыре вашем, прочно утвердились на все последующее время. Дай Бог, чтобы и храм сей, под сенью которого они существуют, процветал в долготу дней, чтобы никогда не оскудевали в нем средства к его благолепию, чтобы он, особенно во все воскресные и праздничные дни, наполнялся молящимися, чтобы обильная благодать Божия, изливающаяся в сем храме на всех ищущих духовного просвещения, освящения и утешения, всегда встречала здесь приемлющие души и отвлекала от мирских пристрастий и развлечений, всегда больше или меньше опасных для души и вредных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В то время, как в домах ели пасхального агнца, в храме священники очищали жертвенник всесожжения. Обыкновенно это делалось в последнюю стражу ночи, теперь же в первую. После полуночи в момент рассвета священники, стоявшие на кровле храма, возвещали: «видно до Хеврона». После этого отворялись двери храма, и храм наполнялся богомольцами. После принесения обычных утренних жертв, приносились праздничные жертвы, назначенные законом. Во время заклания жертв, священники и левиты, которые теперь были в полном сборе, пели великое аллилуйя; пение сопровождалось звуками труб и цимбалов 22 – По принесении мирных жертв пришельцы, если хотели, могли возвратиться по домам; но более благочестивые оставались на все семь дней, а некоторые и до пятидесятницы. На второй день праздника, т. е. 16 нисана, совершался обряд освящения жатвы. Он состоял в следующем. После заката солнца 15 нисана желающие выходили в поле. При восходе солнца старший из пришедших спрашивал: «взошло ли солнце?» ему отвечали: «Да!». «Жать ли? да!» «Этим ли серпом? да!» «В эту ли корзину? Да!» Каждый вопрос и ответ повторялись по три раза. После этого жали сноп ячменя, возвращались все к храму и отдавали сноп священникам. Священники сушили его на огне, затем мололи, просевали 13 раз до тех пор, пока из принесеного ячменя оставалась 1/10 часть ефы самой чистой муки. Эту муку всыпали в золотую чашу, смешивали ее с чистым маслом в размере одного лога, клали сюда же полную горсть ладона, и все это потрясали пред жертвенником. Затем ладон и горсть муки сжигали на жертвенном огне. К этой церемонии присоединяли жертвы всесожжения. Этим обрядом заканчивалось торжество, все принимались за свои обычные занятия и до седьмого дня почти ничто не напоминало о празднике, кроме того что вкушали только опресноки, а не квасной хлеб, а священники ежедневно приносили праздничные жертвы, в храме. Последний седьмой день проводили так же в полном покое, как и первый. После этого все принимало обычный будничный вид. Внутренний символический смысл праздника Пасха и его обрядов. Ее прообразовательное значение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/drevne...

Филарет немедленно послал грамоту протопопу Ростовского собора с братией, чтобы по присылке от Сапеги священника или дьякона для разоренного храма был выдан антиминс. Отписал «нареченный» патриарх и в Юрьев-Повольский, повелев тамошнему протопопу озаботиться освящением храма на Киржаче. Сапега за заботу о церкви получил от Филарета благословение. Между тем политическая обстановка накалялась. Россияне столь усердно разоряли свою страну и убивали друг друга, что польский король Сигизмунд III не счел более возможным оставаться в стороне. В России, писал он Московскому патриарху и духовенству, а также, в особой грамоте, всему благородному сословию, «от давнего часу многая смута, замешанье и разлитие крови христианской деется. Мы, сжалившись, пришли сюда сами лично не для того, чтобы еще больше смута и христианское кровопролитие в государстве расширились, но чтобы с помощью всесильного Бога... то великое государство успокоить, смуту и упадок от него отдалить, разлитие крови христианской унять, а людям христианским покой и тишину учинить» . «Жалость» польского короля питалась надеждой принять Россию «под нашу королевскую руку» или, по меньшей мере, урвать от страны приличный кусок. Посему «миротворческая» миссия началась в конце 1609 г. с осады Смоленска, жители которого упорно не желали обрести мир в чужеземном подданстве. Встретив сопротивление, Сигизмунд не уныл, уповая найти на просторах России довольно желающих продать свою страну. 12 ноября королевское посольство выехало из стана под Смоленском, формально на переговоры с московским правительством, а реально — со всеми, кто мог способствовать планам Сигизмунда. Базой для действий посольства был избран тушинский лагерь, где было довольно поляков и литовцев, чтобы обеспечить минимальную безопасность представителей короля. Последовавшие события дают ясное представление о положении Филарета Никитича как «нареченного» патриарха: с одной стороны, он не был пленником и входил в число главных политических фигур; с другой стороны, подобно Лжедмитрию II и первейшим тушинским вождям, он был лишен возможности реализовать собственные планы и мог только определенным образом вести себя в порожденной безумной игрой различных сил обстановке.

http://sedmitza.ru/lib/text/439763/

Да будет память их священна для всех вас, да не забывается добрый пример их жизни и деятельности, их благочестия и добродетели, и да привлекает вас к подражанию им, а их духовные немощи да располагают вас не к осуждению, а к христианскому сожалению о них и к смиренному сознанию собственных немощей в борьбе с греховными искушениями. Да царствует в вашем приходском братстве мир и любовь. Главным средоточием братского общения служит приходской храм. Вне храма верующие разделены большей частью житейскими положениями. В храме ничто их не разделяет. Тут нет различия между богатым и бедным, знатным и незнатным. Эта братская близость имеет место во всяком храме; в какой бы храм вы не пришли, вы всегда будете сознавать себя членами братской семьи; но нигде это братство не чувствуется столь живо, как в приходском храме, который соединяет не только единоверных, но больше или меньше знакомых друг другу. Личное знакомство прихожан, естественно возникающее в их общих собраниях в одном храме, имеет великое значение в духовном отношении. Чем чаще вы видите друг друга в храме и чем теснее, вследствие этого, ваше духовное братство, тем скорее можете ожидать от братии храма участия к вам в разных обстоятельствах вашей жизни. Радость ли пошлет вам Господь, горе ли постигнет, в том и другом случае, вы больше встретите сочувствия от приходских ваших братий, постоянно, вместе с вами посещающих общий храм, чем от иноприходских, не столь вам известных. Первые ближе примут к сердцу вашу радость и горе, чем последние и усерднее будут молиться за вас Господу при вашей жизни, как за братий своих, а когда помрете, с молитвой любви окружат гроб ваш. Вы для них родной по приходскому храму, а не чужой. Да процветают, существующие при вашем храме, учреждения для благотворения и для духовного просвещения и да не оскудевает ваша ревность к поддержанию их. Дай Бог , чтобы эти общеполезные учреждения, получившие начало при здравствующем пастыре вашем, прочно утвердились на все последующее время. Дай Бог, чтобы и храм сей, под сенью которого они существуют, процветал в долготу дней, чтобы никогда не оскудевали в нем средства к его благолепию, чтобы он, особенно во все воскресные и праздничные дни, наполнялся молящимися, чтобы обильная благодать Божия, изливающаяся в сем храме на всех ищущих духовного просвещения, освящения и утешения, всегда встречала здесь приемлющие души и отвлекала от мирских пристрастий и развлечений, всегда больше или меньше опасных для души и вредных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

важных отличий, главное из к-рых - отсутствие песнопений Божественной литургии, т. к. данное чинопоследование не могло совершаться мирским чином. Исключения составили литургийные песнопения «Единородныи Сын», опевы Евангелия, «Достойно есть» и задостойники, к-рые исполняются в чине изобразительных (обедницы). В поморском Обиходнике данные песнопения предваряются подзаголовком «На Литургии», а в уставных ремарках спорадически упоминаются иерей и диакон. По сравнению с древнерус. списками в чинопоследовании всенощного бдения поморский Обиходник имеет следующие отличия: отсутствуют «Честнейшую», «Преблагословенна еси», великое славословие и тропари, кафизмы на утрене выписываются не наряду, а в специальном разделе, после Обихода постного, светильны (праздничные, триодные и воскресные) помещены отдельно - в конце ряда песнопений всенощного бдения; кроме того, 136-й псалом «На реце» устойчиво помещается в «Обиходе постном» (а не в ряду песнопений всенощного бдения). По причине неприятия беспоповцами молитвы за царя в поморском Обиходнике отсутствует чин заздравной чаши. В поморском «Обиходе постном» нет песнопений литургии Преждеосвященных Даров, но сохранен задостойник литургии св. Василия Великого «О Тебе радуется». Раздел чинов в Обиходнике представлен только заупокойными песнопениями, поскольку чины освящения воды, венчания, освящения храма и другие предполагают обязательное участие духовенства. Важную особенность поморского Обиходника составляет включение в него 2 новых подборок: тропарей и кондаков двунадесятых и др. чтимых праздников, а также стихир на литии, отражающих посвящение часовен Выголексинского общежительства ( Панченко. 2002. С. 90-93). Задостойники стабильно включаются в поморские Обиходники в 2 мелодических версиях: путевым и большим знаменным распевами, притом что в древнерус. О. путевые задостойники встречаются регулярно, а распетые большим знаменным распевом, напротив, достаточно редки. В поморском Обиходнике представлены песнопения знаменного, большого знаменного, путевого и демественного распевов, а южнорус.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

129 Из глубины. Из глубины печали и страданий; из глубины опечаленной души. 129 кто устоит. Псалмопевец сознает, что все люди грешны ( Пс. 52,2–4 ; Рим. 3,9–20 ). 129 у Тебя прощение. См. Исх. 34,7 ; Пс. 102,2.3 . 129 ожидает... более, нежели стражи утра. Ночная стража с нетерпением ожидала утра, т.к. с восходом солнца заканчивалось их дежурство. 129 Да уповает Израиль на Господа. Псалмопевец призывает весь народ к покаянию и упованию на Господа. Глава 130 Пс. 130 В этой краткой, изложенной простым языком, но при этом исполненной самого глубокого смысла молитве Давид выразил свое нерушимое упование на Господа. В каждой фразе звучит ощущение близких, личностных отношений с Богом, что объективно причисляет псалом к песням восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ). В жизни Давида было много моментов, когда он обращался к Господу с полным упованием на Него. Так, спасаясь от Саула, он не торопил события и не поднимал руку на нечестивого, ожидая изъявления Божественной воли. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . Давида. См. Введение: Автор. 130 сердце мое... очи мои... не входил в великое и... недосягаемое. В этом стихе выражено троекратное отречение от гордыни: в душе («сердце»), в восприятии («очи») и в акте познания («великое и... недосягаемое»). 130 как дитяти, отнятого от груди. Псалмопевец использует образ грудного младенца, чтобы выразить полноту своего упования на Бога и безграничность доверия к Нему. 130 Да уповает Израиль. Как и в Пс. 129 , глубоко личная молитва здесь завершается так, как если бы она возносилась от имени всего народа Божиего. Глава 131 Пс. 131 Данный псалом представляет собой плач, в котором Господь призывается спасти и укрепить царя (ст. 1,6–9). Как бы в обоснование этой просьбы псалмопевец вспоминает о завете Господа с Давидом (ст. 10–12; ср. 2 Цар., гл. 7 и Пс. 88 ) и о том, что именно Сион был избран Им как место Его земного пребывания (ст. 13–16; см. Пс. 45; 47; 75 ). Очевидно, псалом создан после царствования Давида. Исходя из того, что ст. 8–10 повторяются в 2Пар. 6,41.42 , (молитве Соломона на освящение храма), его создание можно датировать временем, непосредственно предшествующим этому событию. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

§ 100. Великое служение Господу Богу – «обедня» оканчивается следующим образом: за хвалебной песней: «да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи»..., читается краткая заключительная эктения: Прошение пригласительное: прости, приимше (ставши детски просты, чисты, невинны, по принятии) Божественных…. страшных (по неизобразимому своему величию, значению и действию) Христовых таин (Тела и Крови – таинственно совершенных и преподанных, – ставши, чрез эти тайны, чисты, достойны приближения к Господу, мы можем и должны, достойно величия Божия, благодарить Его, за все великие Его милости к нам, и) достойно благодарим Господа: Поющие отвечают: Господи, помилуй (подай силы и помощь – достойно благодарить Тебя)! Общее прошение: заступи, спаси…. благодатию: Господи помилуй! Прошение заключительное: день весь… предадим: Поющие заключают: Тебе, Господи (и предаем)! Священник же, сложивши, после эктении, св. антиминс и вознося над ним крестообразно Евангелие, возглашает: яко Ты еси освящение наше (во всем и для всего), и Тебе славу возсылаем, Отцу…. веков, и, услышавши от поющих: аминь, с словами: с миром (совершенно умиренные и духовно удовлетворенные) изыдем (по окончании обедни из храма, в домы свои), и пением: о имени (от имени, т. е. по воле Господней, и ради имени, т. е. для прославления же имени) Господни (изыдем), исходит из царских врат, и, после возглашения: Господу помолимся, и ответа: Господи, помилуй! ставши за амвоном, читает заамвонную молитву: благословляяй благословящия Тя, Господи… Чтение молитвы «заамвонной» поющие заключают словом: аминь, и пением: буди имя Господне благословенно, отныне и до века! Если после «причастного стиха» поучение не предлагалось, то оно предлагается здесь – после вторичного пения: «буди имя Господне», и заключается пением этого стиха в третий раз. Еели же «поучение» сказано прежде, или вовсе его не бывает; то «буди имя» прямо поется три раза, и, за этим, в напутственное поучение и окончательное утешение молящимся, бывает чтение 33-го псалма: благословлю (буду славить) Господа на всякое время…. и, при этом, раздача непричащавшимся антидора 197 . Раздавши же «антидор» и давши время выслушать 33-й псалом, священник, с словами: благословение Господне на вас (да будет Его – ) Того благодатию и человеколюбием, всегда…. веков, и обычным ответом поющих: аминь, напутсвует намеревающихся выйти из храма благословением, и, после заключительного славословия, от него самого: слава Тебе, Христе Боже…. Тебе, и от поющих: слава Отцу, и Сыну, и св. Духу…. благослови, оканчивает обедню приличным дню отпуском, а поющие заключают все пением обычного многолетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О хобби и источнике силы – Остается ли у вас время на чтение, на какие-то хобби, увлечения? – Я думаю, «хобби», «увлечения» в отношении священнослужителя – это вообще не только неподобающие термины, но и неподобающие понятия. У нас есть дело нашей жизни. Я не понимаю тех (хотя иногда встречаю такие примеры), кто тяготится общением с людьми. Если ты сеешь слово, Господь дает силы, нет такой усталости, какую человек испытывает среди мирских людей. Когда-то, во время учебы в семинарии и академии, я был экскурсоводом Церковно-археологического кабинета МДАиС. Вот когда приходят мирские люди, и ты проводишь экскурсию (час-полтора), то это изматывает. А когда ты служишь, проповедуешь, молишься, даются силы – парадоксально, но это так. Внешние люди оценивают это по-другому, им это кажется безумно трудным – стоять и молиться часами. На самом деле здесь совсем другой опыт. И когда я вижу церковнослужителей, которым их служение в тягость, то понимаю, что они, может быть, просто не на своем месте. Иногда такое бывает: жизнь сложна, люди совершают ошибки и иногда делают то, что не в Промысле Божием, а в их планах, а ведь это не одно и то же. Сейчас пишу книгу о Севере. Мы делаем выставку про великое освящение храма в Антарктиде. Должны с Божией помощью, сделать альбом по экспедиции – освящению храма в Антарктиде. Конечно же, продолжается большая экспедиционная работа. Что касается чтения. Есть такая закономерность, которую люди мирские, думаю, с трудом замечают: когда ты читаешь произведение художественное или публицистическое, написанное человеком, только человеком, оно может быть очень интересным. Потом ты начинаешь замечать какие-то швы. Потом начинаешь замечать недостатки. Я, как и любой монах, читаю монашеское правило, для меня это очень большая помощь. Кажется, почти «одно и то же», но на самом деле это как дыхание – ты дышишь, и тебе не тяжело, хотя каждый вздох – одно и то же. Читаю Евангелие, Новый Завет, Ветхий Завет – учительные книги, те, которые я преподавал в московских духовных школах. Стараюсь читать Псалтирь, по кафизме, стараюсь читать «Добротолюбие» – немного, потому что, знаете, в одной из библейских учительных книг сказано, что мед нужно вкушать в меру, дабы не опротивел гортани твоей. Конечно, я читаю и другие книги, не всегда, может быть, они покажутся естественным кругом чтения священнослужителя, но мне интересны современные тенденции в культуре, они говорят об очень многом. Духовный фундамент дает возможность их понимать и объективно оценивать.

http://pravmir.ru/filolog-episkop-vseya-...

Стих: Видеша Тя воды, Боже,/видеша Тя воды и убояшася. Стих: Видели Тебя воды, Боже, видели Тебя воды и убоялись. Пс 76:17А И паки, тойже тропарь. Когда увидел Предтеча идущего: Таже канонарх, став среди церкве, прочитает стихиру сию: Глас 5: Затем канонарх, стоя посреди храма, громким голосом возглашает следующую стихиру, глас 5: Руку твою, прикоснувшуюся пречистому верху Владычню,/с неюже и перстом Того нам показал еси,/воздежи о нас к Нему, Крестителю,/яко дерзновение имея много,/ибо болий пророк всех, от Него свидетельствован еси./Очи же твои паки,/Всесвятаго Духа видевшия, яко в виде голубине сошедша,/воздвигни к Нему, Крестителю,/и милостива нам соделай,/и прииди, стани с нами,/запечатаяй пение и предначинаяй торжество. Руку твою, прикоснувшуюся к пречистому темени Владыки,/перстом которой на Него ты и указал,/подними за нас к Нему, Креститель,/как имеющий дерзновение великое,/ведь ты даже принял от Него свидетельство,/как больший из всех пророков./Очи же твои, узревшие Всесвятого Духа,/как бы в виде голубя сошедшего,/вновь устреми к Нему, Креститель,/соделав Его милостивым к нам./И приди, стань с нами,/утвердив как бы печатью наше песнопение/и предначиная торжество. И творим три поклоны. Потом глаголет велегласно многолетны священник или диакон. И творим три поклона. Затем священник или диакон возглашает многолетия: Великому Господину и Отцу нашему,/Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси,/ [Свято-Троицкия Сергиевы Лавры священноархимандриту ] (имя рек),/Священному Синоду,/Преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом,/и господину нашему Преосвященнейшему (имя рек, его же есть область),/настоятелю святаго храма сего,/и всему освященному собору,/Богохранимей стране нашей, властем и воинству ея,/многа лета. Святейшим патриархам православным: Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому, Грузинскому, Сербскому, Румынскому, Болгарскому, и всех прочих автокефальныхцерквей предстоятелям, многая лета. Великому господину и отцу нашему, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя), многая лета.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Прежде всего на этом крестном ходе поражало необычайное множество народа. Съезжались со всего государства, чтобы видеть торжественнейший обряд освящения воды на Москве реке. Сотни тысяч народа (по уверению Москевича, их бывало от 300,000 до 400,000 человек), необозримыми волнами заливавшего Кремль и берега реки Москвы, внушительно свидетельствовали о великом значении этого дня – о силе веры, собиравшей многочисленный народ в одну великую семью, с отцом государем во главе. Воочию всех являлась тогда святая Русь, единая, нераздельная в своей вере, от царя до последнего простолюдина; воочию всех, в дивном величии, являлось то великое зиждительное начало, всех освящавшее и всех объединявшее в одну нераздельную семью. В этой духовной нераздельности, в этом всеобъемлющем начале крылась и кроется главная сила и мощь России. – Церемониальная сторона Богоявлен. крестного хода, его обстановка и состав определялись волею Государя: так, он часто назначал время благовеста и лиц, которые должны были участвовать в богослужении. За несколько дней до 6 января поступал приказ в Оружейную палату, а отсюда в Земской приказ о том, «как на Ердани место устроить и на нем Ерданскую сень». Место избиралось на реке Москве, против Тройницких ворот. Иорданская сень для царя и патриарха устроялась так: царское место, или шатер, имело вид небольшого круглого храма с 5-ю главами, сделанными из слюды и украшенными золотыми крестами. Этот пятиглавый храм устроялся на пяти столбах раззолоченных и по золоту расписанных золотыми кистями; пьедесталы и капители их были тоже раззолочены. Вверху кругов шел карниз, внутри храма писанный правами, снаружи – вызолоченный, с сквозною по местам резьбой, золоченною или посеребренною. По местам к карнизу снаружи прибивались золоченые доски, на них же писаны стихи к Ердани. Пространства между столбами загораживались слюдными рамами на подобие окон, расписанными по золоту и серебру разными цветами, рамы эти шли от верхнего карниза до низу; слюды в них имели различную форму; одна из рам делалась растворчатою и служила вместо двери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010