По отчётам миссионеров, почти весь христианский Алтай чувствовал необычайную торжественность праздника. «Когда новокрещёные христиане (пишет, например, Кебезенский миссионер) выходили из храма, то на лицах их заметно было какое-то особенно-радостное выражение, их торжествующий вид как бы говорил, что и они теперь принадлежат к стаду Христову, празднующему ныне великое возрождение их от языческой смерти. Каждый из них видимо сознавал, что он, со вступлением в лоно св. Православной церкви вступил в одну семью русского народа, обрёл тот мир и покой душе своей, которых он вне церкви нигде не находил, что молитвами Христовой церкви о спасении всех он дожил до того благодатного времени, когда всё изменилось к лучшему». Чтобы усугубить торжественность праздника в г. Бийске местопребывании Начальника миссий, ко дню столетнего юбилея архимандрита Макария приурочено было освящение новой, каменной, весьма просторной и благолепной Архиерейской церкви, сооружённой отдельно от Архиерейского дома. Заблаговременно были оповещены бийцы, а так же жители ближайших окрестных русских селений об имеющем быть 8 ноября освящении храма и празднике столетнем юбилее со дня рождения архимандрита Макария. За две недели до праздника, на воскресных беседах, кои охотно посещаются бийцами, Начальник миссий в устном и печатном слове выяснял высокоблагодетельную и потому незабвенную для здешнего края личность о. Макария. На богослужении 8 ноября были тысячи народа, съехавшиеся не только из самого города, но из окрестных селений. После богослужения Начальником миссий в его покоях было предложено гражданам г. Бийска, а раньше сего Городской Думе, не почтут ли они благовременным и достойным ознаменованием этот день каким-либо добрым общественно-христианским делом, в благодарную память об о. Архимандрите Макарии, который основанием миссии, по благословению Божию, возжёг светильник православной Христианской веры, в горах алтайских, благодатный свет которого, личною самоотверженною Апостольскою деятельностью сего первого миссионера и деятельностью его преемников и сотрудников, широко распространяясь между язычниками Алтая, благотворно отразился и на Бийске, откуда о.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

189 На обязанность полиции возлагается, – в случае происшедшего пожара, производить дознание, от какой причины пожар произошел, случайно ли, от неосторожности, или с умысла, и о всем случившемся доносить начальнику губернии, с подробным обозначением, сколько чего сгорело (т. XIV Уст. о пред. и прес. прест. ст. 324, по изд. 1876 г.) 190 Церкви, часовни и т. п. здания не могут быть привлекаемы к обязательному земскому страхованию; прием же оных на страх в земство по добровольному страхованию зависит от взаимного соглашения духовного ведомства с подлежащим ведомством (Син. ук. 1881 г. 13 февр, – 12 март. 456). 191 Епарх. власти не иначе могут приступать к поправкам, переделкам и уничтожению памятников старины, как по соглашению с одним из ближайших истор. или археолог. обществ – Сп., Моск. и Одесск. (Опр. Св. Син. от 20 дек. 1878 г. – 9 янв. 1879 г. 2236). 192 Великое освящение церкви совершается и в случае осквернения храма от насилия языческого или еретического (Учит. Извест.). Об освящении новосозданного или обновленного храма должен быть составлен акт в двух экземплярах, из которых один представляется в Консисторию при рапорте благоч. Об освящении церкви, а другой оставляется для хранения в церковном архиве или в самой церкви. Акты эти могут быть составлены следующим образом: «188... года месяца такого дня. По благословению преосвящ. NN новосозданный или обновленный тщанием прихожан или таких-то лиц храм, или придел во имя такого-то святого в селе таком-то (или городе таком-то) такого-то уезда освящен по чиноположению Церкви благочин. (или протоиер.) священником таким-то с нижеподписавшимися священнослужителями. Затем следуют подписи участвовавших в освящении прот., свящ. и диак. Внизу прикладывается печать церкви. (Расп. Пенз. Преосв. в Пенз. Еп. Вед. 1881 г. 21). 193 При прошениях или на прошениях о починках или покупках церковной утвари на сумму свыше 50 руб. должны быть удостоверения благочинных в действительной необходимости того или другого расхода, и в возможности употребить известную часть церковной суммы без ущерба для других существенных нужд церкви и без ослабления средств ее до невозможности установленных % взносов со свечной и кошельковой сумм (Опр. Кавк. Кон. в Кавк. Еп. Вед. 1878 г. 4, Опред. Киевск. Конс. 1879 г. июл. 6–9 дня).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

От лица главы Чеченской республики Рамзана Кадырова епископу был передан в дар ковчег с частицей мощей святой великомученицы 25 апреля. ПРАВМИР. Епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил молебное пение с чином освящения закладного камня в основание храма в честь св. вмц. Варвары в станице Шелковская Чеченской республики. «Открытие нового храма — это великое знамение для всех нас. Мы знаем, что на чеченской земле строятся и мечети, и храмы, и все люди могут свободно молиться Отцу своему Небесному», — сказал в слове после молебного пения епископ Варлаам. От лица главы Чеченской республики Рамзана Кадырова епископу был передан в дар ковчег с частицей мощей святой великомученицы Варвары. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 апреля, 2016 19 октября, 2016 3 марта, 2017 21 августа, 2021 2 августа, 2021 8 февраля, 2021 18 мая, 2020 13 мая, 2020 30 декабря, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-chechne-zalozhen-hra...

И меня не забыли среди этого торжества, и я почтен великою, необыкновенною в моем положении наградою. Дай Бог здравствовать и долгоденствовать Царю и всем, иже во власти суть, за их великое внимание к стоящим вдали и на низших ступенях иерархической лествицы! От трудов при коронации Вы, конечно, отправитесь для новых трудов в Синод. И в Питере желаю Вам счастливых успехов по делам Синода и вне его. —890— 1883 г. На Вас Муром взирает с особенною надеждою. Уже четыре года написан известным А.Ф. Ковалевским акафист Муром. Угодникам Петру и Феврония, исправлен другими, нужна только санкция Св. Синода. Вам, как служившему, при Муром. соборе, предстоит особая честь содействовать утверждению или разрешению этого акафиста для употребления. Прошу Вас от лица всех Муром. граждан и чтителей Чудотворцев пересмотреть акафист, ввесть его в Св. Синод прямо от себя или чрез тамошнюю цензуру и утешить нас резолюцией. Время летнего заседания в Синоде самое благоприятное для проведения акафиста. Представляю при сем этот акафист в распоряжение Вашего Высокопреосвященства; посылаю остальные письма владык к преосв. Евсевию... Есть, впрочем, много писем. к преосв. Евсевию, которые я и сам не читал и оставил у брата, Троице-Вишняковского протоиерея Феофилакта Ив. Кроткова 717 . Если угодно перелистовать их (б. ч. официальные), потрудитесь послать к нему своего келейника и моим именем истребовать от него. Один из Могилевских хотел бы напечатать все письма архиереев к преосв. Евсевию 718 и просить меня прислать их, но я не решусь передавать того, что обещано мною Моск. Обществу Любителей Дух. Просвещения, некоторые же письма и опубликовать нельзя, как Вы сами изволили заметить. Время не пришло. Празднуя настоящую коронацию, Вы, вероятно, записали все примечательное и внесете в свою хронику. Это будет прекрасным дополнением к описанию прежней коронации. Вами изданному. Испрашивая себе ваших св. молитв, имею честь быть“... В 3 часа обедал у старого знакомого купца Н.А. Молодцова. От него проехал на Арбат к Николоявленскому протоберею С.П. Зернову. Пил у него чай и слышал, между прочим, рассказ его о взаимных неприятных сношениях митр. Иоанникия и Харьковского еп. Амвросия, накануне освящения храма Христа Спасителя, по поводу речи

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом труде нам содействует благодать Христа. Дурное общество. Помещик засеял горохом поле, но вороны сильно вредили посеву. В набегах на посев принимал участие и попугай помещика, живший у него на свободе, очень любимый семейством и общительный. Однажды помещик, увидев стаю ворон на горохе, схватил ружье, побежал и выстрелил. На поле осталось несколько убитых и раненых птиц. Пересматривая их, помещик заметил и своего попугая с раной в крыле и перешибленной ногой. – Глупая птица! сказал помещик: оттого ты и попала в беду, что выбрала дурное общество. Выбежавшия на выстрел из дома дети помещика увидали в руках отца раненого попугая и со слезами спросили: – Как это ты, папа, ранил нашего милого попочку? – Дурное общество! – крикнул сам попугай прежде, чем отец собрался ответить. При тщательном уходе попугай поправился, но не забыл беды до смерти. Как только заходила речь об этом случае, попугай торжественно и настави-тельно произносил: – Дурное общество! дурное общество! Да! великое дело общество. Один нравоучитель сказал, что лучше он будет жить в обществе свиньи, чем в обществе пьяницы. От первой он потерпит только внешния неудобства, а второй наложит гибельный отпечаток на душу. Если стекаются вместе два ручья, один с чистой водой, другой с мутной, то некоторое время они текут, не смешиваясь, но вскоре образуется один мутный поток. Отпадение. Священник спросил образованную девицу: „вы – православ-ная?» Смутившись и покраснев, она ответила: „да бывшая». О, сколько у нас таких несчастных „бывших» православных обоего пола! Но не все из них стыдятся своего отпадения, как эта девица. Иные держат высоко и гордо голову. Один из народных учителей, человек малого образования и поющий с чужого голоса, на вопрос, почему сомневающиеся не идут за разрешением своих сомнений к священникам ответил: „потому, что счиают их не искренними»... Другой питомец среднеучебного заведения в большом обществе безапелляционно заявил: в Библии много лжи». На трапезе, после освящения храма, совсем необразованный дворянин, весьма дурной жизни, громогласно сделал открытие, что Бога совсем нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Исцеление от болезни, как евангельское чудо, сопровождает проповедь Евангелия, и хотя написано, что Христос исцелял всех, кто ходил за ним, прося об исцелении. Совершал Он это по-разному. Некоторые исцеления Он делал явно, на глазах у всех, чтобы люди изумились, как было, например, с немым бесноватым. Другие болезни исцелялись так, чтобы люди не видели этого; например, когда у человека был какой-то скрытый недуг, скажем, как кровотечение у женщины. Никто бы не узнал, что одна кровоточивая женщина исцелилась, но Господь Сам обратил на нее внимание, как говорится в евангельском рассказе (см.: Мф. 9:20–22 ). Часто человек даже не осознает, как случилось, что он исцелился от какого-то недуга. Мы не отмечаем, что здесь проявилась Божья воля и нас исцелил Бог, а воспринимаем все как должное. Редко, когда задумываемся, мы понимаем, что в нашей жизни любое исцеление от болезни есть очень серьезное свидетельство Христовой силы и славы Его Царства, и дается оно для укрепления веры. Если болезнь посылается для испытания веры, то исцеление дается Богом для ее укрепления. Приходится слышать, что в первохристианские времена была необходимость многих чудесных дел, чтобы убедить людей поверить. Для распространения веры действительно в изобилии совершались явные чудеса, которых было даже больше, чем при земной жизни Христа (см.: Ин. 14:12 ). Апостольская проповедь сопровождалась видимыми событиями, которые потрясали людей и буквально «повергали» их в состояние веры, потому что с очевидными вещами трудно было поспорить. Сейчас, как кажется, явных чудес мало, но вернее было бы сказать, что мы перестали их замечать. Приведем в пример великое и всеобъемлющее чудо освящения воды, которое совершается повсеместно. Происходит действительно что- то необъяснимое с точки зрения науки, – вода не утрачивает свою свежесть и свойства в течение года или даже многих лет. Другое чудо – благодатный огонь, который загорается самопроизвольно и поначалу совсем не обжигает лицо и руки, что засвидетельствовано многими людьми. Есть много иных чудес, более локального характера, но тоже доныне явных для десятков и сотен людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

135 См. преосв. Феофана, Мысли на каждый день года по церковн. чтениям из слова Божия, стр. 441–442. Москва, 1881. 136 Подробности о Тамбовском периоде служения преосв. Феофана см. в нашем о нем исследовании в Чтениях в Общ. люб. д. просв. 1894, 8, стр. 527 и дал. 137 Подробнее см. там же, стр. 532 и дал. Но этому-то напр. прощаясь с Тамбовской паствой в 1863 году, преосв. Феофан и говорил ей, что единственной заботой его было «необинуяся сказать ей всю волю Божию» (Слова к Тамб. пастве, вып. 2, стр. 214. Москва, 1867), а прощаясь с Владимирской паствой, обещал молиться «паче» всего о том, чтоб Господь «устроял спасение» ее. Слова к Владимир. пастве, стр. 683. Владимир, 1869). 139 См. о сем воспоминание племянника преосв. Феофана А. Г. Говорова в Душеп. Чтении 1894 г., 5–6, стр. 63. 140 Таковы напр. страшные пожары в Тамбове и Тамбовской епархии в 1860 году, по случаю которых преосв. Феофан говорил нарочитые проповеди (см. Слова к Тамб. пастве, вып. 1, стр. 218 и дал.). 142 Конечно, истинные. Оттого-то Саров, где подвизался и оставил много добрых иноческих порядков и преданий известный старец Серафим, и произвел такое отрадное впечатление на душу преосв. Феофана. 144 Преосв. Феофан так и начал свое письмо: «Указ Е. И. В. из Тамб. Д. Консистории. Тамб. Дух. Ко. – слушали донесение кн. Лукомской – о неудовольствии генерала Бурачка на преосв. Еп. Ф. – за то, что сей последний не свидетельствует первому письменного высокопочитания, – с резолюцией Е. Пр.» и проч. Письмо от 17 октября 1859 года, не изданное. 148 Только однажды, именно в 1871 году преосв. Феофан был приглашен на освящение одного храма и говорил при сем проповедь, напечатанную в Тамбов. Епарх. Ведомостях за 1871 г., 11. 149 Этих писем, за 28-летний период 1866–1894 годов вышло из-под пера преосв. Феофана великое множество. 152 Письмо преосв. Феофана к И. А. Крутикову, бывшему питомцу Моск. Дух. Академии (выпуска 1872 г.) от 22 окт. 1884 г., доселе бывшее неизвестным в печати и обязательно сообщенное нам, в числе других писем преосв. Феофана, И. А. Крутиковым.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как показало дальнейшее, «издевались» совсем не напрасно. Еще с юности Артынов отличался неумеренной, буйной фантазией. «Отыскал», к примеру, своего прямого «фамильного» предка аж в XI b. Был это, по его разумению, не кто иной, как Торопка Голован, слуга князя Бориса, сына Владимира Крестителя, убиенного близ Переславля Южного, на речке Альта (и ставшего первым русским святым!). Этот самый Торопка, сочиняет далее Артынов, уцелев в побоище, поехал сообщать о скорбном событии за две тысячи верст в Ростов и принял в честь оной реки прозвище Альтин. А лет через 500, когда Иван Васильевич Грозный посещал село Угодичи, потомок этого самого Альтина, по имени Сидорка, подносил царю стопу мальвазии; и так царю эта мальвазия понравилась, что повелел он именовать тот конец деревни, где Сидорка жил, «Сидоркин конец». А еше через 50 лет потомок этого Сидорки поймал на реке Яике атамана-изменника И. М. Заруцкого, и от отчества атамана образовал свою новую фамилию: Мартынов. Потом начальное м куда-то ушло: остались Артыновы… Не нужно быть специалистом по ономастике, чтобы увидеть в этих рассуждениях массу наивностей и несоответствий. Такого рода «исторических сказаний» в народе существует великое множество — особенно на темы топонимики. Ехала Екатерина Вторая, увидела: на земле валяется череп овцы; повелела: это место будет называться Череповец. Увидела какую-то деревню и воскликнула: «То тьма!» — так появилось название Тотьма… «Старожилам», которые охотно рассказывают эти байки, и невдомек, например, что город Тотьма (а соответственно и его название) возник за 600 лет до царствования Екатерины Второй. Но любой вздор кажется весомее, если «освящен» высоким, всем известным именем. Артынов даже пробовал по-своему «конструировать» историю. Например, наслушавшись деревенских рассказов, он решил, что неудачливый «усмиритель» пугачевского восстания генерал В. А. Кар был убит своими крестьянами и похоронен в селе Угодичи. Вступив в марте 1851 г. на пост церковного старосты угодичского храма Богоявления, Артынов возглавил работы по его реконструкции и «заодно» восстановил могилу генерала, поставив в церкви каменную плиту с соответствующей надписью (хотя, как выяснилось, генерал Кар умер в другое время и в другом месте). А в воспоминаниях изобразил вымышленное им «событие» в духе излюбленного в фольклоре крепостной деревни сюжета — расправы взбунтовавшихся крестьян с помещиком-тираном. Историк Р. В. Овчинников подробно рассказывает, с какими трудностями он столкнулся, «распутывая» этот сюжет .

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Корысть и гордость сделались единственными пружинами жизни общественной и частной, а ужас и страх — самовластными распорядителями всего; но сей образ правления духов отверженных, столь постоянный во аде, между людьми никак не мог иметь прочного существования. Тщетно мудрость стихийная истощала все средства к поддержанию уже не благоденствия, а, по крайней мере, бытия общественного; тщетно дерзость покушалась на все отчаянные меры: ничто не могло заменить расторгнутого союза с небом.    Наконец, принужденные необходимостью, те же люди, кои, разрушая алтари, вопияли: «истощайте, истощайте до основания» (Пс. 136:7), начали на стогнах и торжищах проповедовать, что есть Существо высочайшее, есть другая жизнь, закон и правда, есть вечная награда и вечная казнь. Обратиться прямо к отверженному христианству казалось еще крайностью постыдной; и лжеименная мудрость взялась было сама составить новую веру, которая доставляла бы спасение без Спасителя, в коей стояло бы имя Иисуса, и не было бы Божества и Креста Его. Но без сего, утвержденного в глубине природы Божеской и человеческой, якоря, не могла, среди волнений умов и сердец, страстей и заблуждений, устоять никакая вера; и храм, так называемой, любви к Богу и ближнему, не будучи освящен присутствием Господа храма, воплощенной любви к Богу и ближним, в продолжение трех лет сам собой остался совершенно пуст. Дознанная таким образом кровавыми опытами, необходимость христианства и для земного благоденствия обществ гражданских, была причиной, что, наконец, и тот, коему достался весь плод взаимных заблуждений и брани царей с народами, и который в упоении счастья ничего не хотел знать на земле выше себя, что, говорю, и сей исполин брани, известный каждому из нас без наименования, за первое дело своего царственного искусства почитал восстановление веры и богослужения, и, не довольствуясь всеми венцами, кои возлагала на главу его победа, искал венца у подножия алтарей. Уже великое в сии несчастные времена торжество для веры было видеть в числе почитателей своих того, перед кем все преклонялось на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3223...

В противоположность этому многие лучшие стороны личности Евсевия ярко раскрылись в его исторических сочинениях. Среди них особое место занимают два его панегирика царю Константину. Первый из них называется “О жизни блаженного василевса Константина”, которое, как предполагает один исследователь, должно правильно называться “К жизни Константина” (или: “Размышления о жизни Константина” – e„j тХп b…on toa Konstant…nou) 51 . И действительно, автор отнюдь не собирается описывать все грани жизни первого христианского императора, а своё намерение формулирует так: “Моя речь для описания великих событий, конечно, слабая, будет однако же украшаться даже и сухим рассказом о добрых делах, тем более что припоминание богоугодных подвигов на души хорошо настроенные производит не бесполезное, а весьма благотворное влияние. Итак, я думаю умолчать о весьма многих государственных распоряжениях блаженнейшего василевса, например, о его войнах и сражениях с врагами, о его мужестве, трофеях и торжествах над ними, о его постановлениях в пользу частных лиц, о его законодательстве ко благу общественной жизни подданных и о других бесчисленных его подвигах на поприще государственного управления, о которых все помнят. Сообразно с предположенной целью сего сочинения мы будем говорить и писать только то, что относится к жизни богоугодной. А поскольку и таких предметов представляется великое множество, то, из всех дошедших до нас выбрав наиболее приличные и достойные нашего воспоминания, я изложу сказание о них с возможной краткостью” 52 . Таким образом, нравоучительный и “душепопечительный” характер сочинения является главной задачей автора. Кстати сказать, хотя он и пытался быть кратким, но написал достаточно обширное сочинение в четырёх книгах. Второе аналогичное произведение называется “Слово василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствия” и состоит из двух частей: первая (гл. 1–10) является собственно панегириком, а вторая (гл. 11–18) представляет собою речь, произнесённую Евсевием перед императором по случаю освящения храма в 335 г. В первой части он стремится показать, что в “деянии василевса есть мудрость касательно вещей Божественных и человеческих” 53 , а вторая часть часто бывает похожа на богословский трактат 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010