Братие! молитвы праведных Господь послушает ( Притч.15:29 ), очи Господни на праведные и уши Его в молитву их ( Пс.33:16 ); близь Господь призывающих Его во истине. Волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит ( Пс.144:18–19 ). Как же после сего счастливы мы, православные христиане, что имеем, помимо земных наших молитвенников пред Богом, еще и ходатаев небесных – бесчисленный сонм святых угодников Божиих! Да, благодарение Всеблагому Промыслителю нашему, мы не одиноки и не бессильны в наших немощах: есть кому предстательствовать за нас пред Спасителем нашим Богом в наших нуждах и обстояниях, – и только бы мы не забывали своих высоких помощников и не оскудевали в молитвах к ним, а небесные ходатаи никогда не забудут и не охладеют в своих милостях к нам. Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матери и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь. Ко дню коронации Высокое значение священного венчания и помазания на Царство православных Русских Государей//Миссионерское обозрение. 1896. 5. С. 58–67 Положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людей Моих, елеем святым (св. миром) Моим помазах его ( Пс.88:20–21 ). Так глаголал Господь в видении сыновом Своим – Пророкам о Божественном промышлении Своём в избрании и помазании на царство первого из Боголюбезнейших Царей народа Божия, мужа по сердцу Божию, Давида. Что совершилось некогда над Давидом, тоже самое совершается и над каждым из благочестивейших Царей в царстве православном. Ибо, как первый Царь Давид Богоизбранный был прообразом, так последние суть образ единого Царя царствующих, Господа нашего Иисуса Христа, помазанного елеем радости паче причастник Своих и от исполнения Его приемлют они благодать возблагодать. Потому, при каждом преемстве престола царственного, среди народа истинно верующего православного обновляются снова в видимых образах невидимые действия сего Божественного промышления. Дни настоящего торжества нашего, возл. соотечественники, православные сыны и дщери русского царства, – дни торжества священного Помазания и Венчания на царство Благочестивейшего Великого Государя нашего Императора Николая Александровича, побуждают нас обратить всё внимание на это священно-таинственное действие Духа Божия, освящаются коим избранники Божии и поставляются видимыми орудиями вседержавной власти Божией над народами. Нам не дано быть очевидцами самого священнодействия Венчания на царство Богоизбранного Монарха России: но ничто не препятствует нам созерцать мысленно это великое священнодействие, видеть его живыми очами сердца, молитвенно участвовать в нём вместе с очевидцами. Последуем внутреннему влечению сердца нашего, перенесемся мыслью в древний первопрестольный град наш Москву, станем в среду совершающихся там ныне событий, и будем созерцать, сквозь зерцало слова Божия о Давиде, тайну благодатных действий Божиих, совершающихся теперь над Боголюбезнейшим Царем нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

376 Не дивися сему, яко Бог угодников своих такими дарами почте. Вся 6о бедствия привнидоша в мир по падении Адама в грех, а до того Адама бяше нетленен, безсмертен, повелитель всемирный, зерцало Божиих совершенств, премудрый и пресвободный. 377 Убо аще кто клятвы Адамли избегнет, аще в такое состояние приидет, в каком бе Адам, аще совершенно образ Божий и подобие возставит в себе, аще облекшися в правду, преподобие и истину, достигнет в меру возраста исполнения Христова, таковый уподобляется Богу. Над ним не царствует смерть, ему покаряются звери, его не смущают страсти, в нем вселяется Бог, и выну разглаголствует с ним, он бывает радостию аггелов и ужасом бесов, покровителем мира и ходатаем к Богу. И сего ради смерть праведных именуется успением, упокоением, преселеннем, возрождением и приятным разлучением от плотских оков, еже святому Павлу всегдашним бе увеселением. 378 Сие состояние святых сравнив с состоянием беззаконных людей, удобно возможеши вообразити горестную их пагубу и тщету, на них и воздух воюет, и звери стремятся, и свирепеет огнь, вода и земля, диавол, ад и вся тварь. Горе им, окаянным, горе беззаконной их жизни, состоящей в присносущней смерти, горе, яко лишишася Бога и в бесовский пременишася образ! 104 . По неколицех днех, яже тферския послы препроводиша в посте и молитвах, взяша святаго страстотерпца мощи и, якоже подобает, благоговейно с кадилы и пениями возложиша на приуготованную колесницу и везяху их славно и великолепно. Егда же достигоша до Волги реки, ту изъемше мощи из колесницы, преложиша в присланное им на то великое судно и, седше, поплыша ко граду, еже слышавше людие, абие собрашася от всех стран в великом множестве и, вземше честныя кресты и святыя иконы с кадилы и свещи, изыдоша во сретение святому. Последова же и благоверная великая княгиня Анна с чады своими и преосвященный Варсонофий епископ со всем освященным собором. Бывше же у монастыря святаго архаггела Михаила, 379 ту ста судно, и изнесоша мощи святаго на брег, обаче от великаго стеснения народа, рыдания же и вопля не возмогоша раку святаго в церковь внести, но поставиша ю пред церковными враты, яко да вси приступают к ней благословения ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собрание рукописей Площанской пустыни невелико: оно состоит из 33 рукописей, не считая выделенных в разное время в рукописное собрание нашего музея 13 номеров. По составу Площанское собрание очень однообразно – почти целиком содержит творения отцов аскетов, переведенных в период возрождения монашества, в конце 18 в., в школе Паисия Величковского . Характеристика этой письменности дана нами в 11 выпуске. К литературной истории паисеевской школы Площанское собрание дает много интересных добавлений. Антоний Великий и Федор Едесский. Рукоп. 4, 1798 г., 30+35 л., полууставом паисевской школы. л. 1. Иже во святых отца нашего Антония Великого советования о праве человеческом благожительстве во сто семидесяти главах. л. 1–35. (второй нумерации). Преподобного и богоносного отца нашего Федора Великого постника и епискова едесскаго главы зело душеполезны 100. В конце ркп. запись: переписана монахами Иоанникием и Платоном 1798 года в монастыре Нямце. Зрительное же сие слово из второго достовернейшего перевода переписал М. Платон. В начале на л. вне счета записано: Благословил Схимонах Афанасий рясофорного монаха Игнатия. Кончина его жизни 1825 года октября 17. Лицевое житие Василия Нового. Рукопись 18 в., в лист, 377 л., кожаный переплет. Дана была в 1782 г. вкладом на поминовение смотрителю Площанской обители Серапиону московским купцом Иваном Ивановичем. Кроме жития Василия Нового, рукопись содержит следующие лицевые книги и статьи. 1) Синодик (л. 258–266), 2) Евангелие от Матфея (лл. 267–269), 3) Евангелие от Луки (лл. 270–272) – притча о богаче и Лазаре, 4) Зерцало великое (лл. 273–282), Старчество (лл. 283–291), Слово о Созомоне, 31 августа (лл.292–296), Слово о игумене (лл. 297–301), Слово Палладия мниха о втором пришествии Христовом (лл. 302–243), Слово о отвержении мира (лл. 345–350), Повесть о Иосафе царевиче (лл. 351–377). Святаго и Блаженнейшего Архиепископа Оссалонитского Григория Паламы Десятисловие Христова законоположения, сиреч Нового завета. Ркп. 4, 88 л. 19 в. Письмо школы Паисия Величковского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Если после молитвы и не непременно прекратятся наши скорби и печали, то во всяком случае в нашей душе явится покорность воле Божей, мир и силы к перенесению их. Так, братие, велико для нас значение молитвы. Вот почему и св. отцы и подвижники, когда говорят нам о значении молитвы, не находят, можно сказать, слов, чтобы оценить ее по достоинству. «Молитва», говорит напр., преп. Иоанн Лествичник , «по качеству своему есть общение и единение человека с Богом, а по действенности своей, – утверждение миру, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, очищение грехов, мост проводящий чрез искушения, средостение против скорбей, сокрушение браний, ангельское дело, пища всех бесплотных, будущее веселие, безпредельное делание, источник добродетелей, снабдительница дарований, невидимое преспеяние, пища душе, просвещение ума, секира на отчаяние, доказательство надежды, прекращение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, уменьшение раздражительности, зерцало преспеяния, показание меры, обнаружение состояния, указание будущего и назнаменование славы. Молитва истинно молящемуся – судилище, суд и престол Господень еще прежде будущего суда» (Лествица, 344–345 стр.). Подобным образом восхваляют значение молитвы св. Иоанн Златоуст и преп. Ефрем Сирин . Будем же, братие, возгревать в себе дух молитвенный, будем усердно прилежать молитве, и когда, братие, будем приступать к ней, то, как учит нас и св. Иоанн Златоуст , будем заботиться «не о том только, чтобы получить просимое, но, чтобы и, душу свою сделать лучшею посредством самой молитвы» (Святоот. паст. 91 стр.) Аминь. Беседа IV. О чем и как должен молиться христианин Богу? В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что молиться нам необходимо и что молитва имеет для нас великое значение, как в нашей религиозно-нравственно жизни, так и потому, что чрез нее мы можем получить от Господа все необходимое для нас. Но иногда, брат и молитвы наши остаются неуслышанными Богом. Почему же это? спросите вы. Это потому, братие, что, как учит слово Божие, мы зле просим ( Иак.4:3 ), или, как учат св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

СПб., 1871. С. 15. Это событие произошло в июне 1697 г., так как именно тогда Иларион совершил «архиерейский поход» во Владимир (Описание актов собрания графа А. С. Уварова. 399. С. 275). О Евфросинии Суздальской см.: Басова М. В., Клосс Б. М., Маштафаров А. В. Евфросиния//Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 517–526. Формально инициатива прославления исходила от царя и патриарха (См.: Федоров А. Указ. соч. С. 186–187). Об авторитете Илариона среди церковных иерархов свидетельствует его привлечение в качестве одного из экспертов при рассмотрении вопроса о хиротонии номинированному в епископы Луцкие Дионисия Жабокрицкого. Об этом см.: Живов В.Из церковной истории времен Петра Великого: Исследования и материалы. М., 2004. С.230 – 244. Есипов Г.В.Раскольничьи дела XVIII столетия. Т.1. СПб., 1861. С.64. См. также: Введенский С.Н. Тамбовский епископ Игнатий. (Очерк из истории русской церкви в период Петровской реформы)//Исторический вестник, 1902. Факт приобретения Иларионом «Великого Зерцала» - сборника назидательных повестей, еще раз подтверждает интерес митрополита к новинкам литературы. Об этом сочинении см.: Владимиров П.В. Великое зерцало. (Из истории русской переводной литературы XVIIbeka). М., 1884. РГАДА Ф.237. Оп.1. 1214. Л.1 -1 об. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. T.XVIII. Петроград, 1915. Приложение II. С. 939. Приложение XVI. С. 1839–1840. ОПИ ГИМ, ф. 17, картон 14, 13, л. 2. Там же, 14, л. 1; картон 15, л. 1. РГАЛИ, ф. 46, оп. 2, 17, л. 1–1 об. ОР ГИМ, Увар. собр., 98-8, л. 2. Толстой М. Письма из древней Суздальской области//Душеполезное чтение. 1869. 5. С. 7; Тихонравов К. Суздальский соборный храм Рождества Богоматери в конце XVII века//Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. Вып. 1. Владимир, 1875. С. 195. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/10120825/

Но надобно будет выдержать великое борение, если окончатся годы пасхалии, а Бог еще продлит жизнь мира. Ведь это прибавит дерзости еретикам, мудрствующим по-иудейски, а для христиан будет великая тягость. А тот, кто написал «Зерцало», то как бы по догадке поставил семь тысяч лет, говоря так: «По домыслу ведь решили многие, говорящие: шестой тысячи лет должен наступить и конец мира; но они солгали, говорит. Утверждают же, в свою очередь, другие, что если настоящий сей век семиричен, следует пребыть миру до тех пор, пока и седьмая тысяча окончится; как сказал Соломон: отдай часть седьмым, а потом и восьмому, семь веков человеческой деятельности, восьмой же носит образ будущего века. Но и это рассуждение не кажется мне достаточно основательным. Следую же я, говорит, Григорию Богослову , заявляющему: когда высший мир достигнет совершенства, тогда ожидай конца». А что иудеи, изучив Шестокрыл, прельщают им христиан, представляясь, что добывают знамение с небес, – так ведь это не ими составлено! Ибо Шестокрыл взят от астрономии, как капля из моря, а это звездозаконие было открыто Сифу, третьему сыну Адама. Потом Енох записал священные дни, и часы, и годы, а Ной затем передал последующим родам. Авраам ходил в Египет, учил египтян землемерию и измерению земли. А потом и евреи от них этому научились. Когда же Птолемей Филадельф, после Александра Македонского, царствовал над Египтом, он послал к Азарии, бывшему тогда первосвященником в Иудейской стране, чтобы тот избрал наиболее острых умом людей, способных истолковать божественный закон. Архиерей же выбрал наиболее искуснейших из евреев, изучивших и отеческий и эллинский закон, и, избрав от каждого племени по семьдесят два мужа, с радостью посылает к Птоломею. Они ж, разделенные в Фаре, Александрийском острове, в разных помещениях по одному или два человека, все божественное Писание и эти псалмы, то есть Псалтырь, перевели, и перевод у всех у них оказался сходным, и дивился этому Птоломей. Был же этот перевод семидесяти двух толковников за триста один год до Спасова пришествия. И оттуда распространился этот перевод среди эллинов, а с эллинского языка был переведен на латинский язык, за триста лет до Христова пришествия. А евреи, как распяли Христа, так их в пленение и предал Бог, и книги их были истреблены. Потом, во время Адриана, греческого самодержца, Акила из Синопии, перешедший из эллинства в христианство, а затем уклонившийся в иудейство, сделал перевод, благоприятный для евреев. После него при Севере житель Самарии Симмах, вступив в общение с еретиком Маркионом и излагая Писание самаритянам, избрал для этого иудейские источники, поэтому и смысл Писаний, испорченный им в изложении, оказался для них благоприятным. А после них, при царе Коммоде, Феодотион, житель Эфеса, изложил священные книги дурно и вредоносно. Нам же святой мученик Лукиан, при мучителе Диоклетиане, еврейские книги перелагает на наш язык, лучше и правильнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   А с утра до девятого часа, то есть почти до вечера, мое занятие такое. Я принуждаю свою душу сострадать тем Страстям и скорбям, которые претерпел благоутробный Господь ради общего спасения всех людей, и особенно меня, неблагодарного, — а ведь я столько раз попирал Его страдания моими беззакониями! Я нахожу очень много поводов рыдать и чувствовать безпредельную боль и вину за Господние Страсти, Творца и Создателя. Мне надо было бы проливать не только ручьи слез, но и саму кровь, и мученически закончить жизнь по любви к страдающему Владыке моему.    Третья книга золотая и очень светлая. С ней я размышляю о величии человеческого естества, освященного божественной силой: какую неизглаголанную красоту, безмерную славу, неизреченное наслаждение и прочее неизмысленное прекрасное получают святые в раю, — и радуюсь душой. И здесь я чувствую великое утешение, еще более подвигаясь к послушанию и служению Господу. Ибо мыслю, что за малый труд, который временно претерпеваю в жизни, великий дарами Бог ущедрит меня богатыми и нескончаемыми благами. Эту книгу я читаю с девятого часа до вечера. Так я трачу время и побеждаю посильно бесовское уныние. Так делайте и вы, братья, если хотите быть искуплены от той скорби, которая вас искушает». От таких полезных душе слов два других старца умилились и, пожив в мире, скончались вместе в монастыре.    Так что, брат, и у тебя пусть будет терпение, старайся всякий раз и держи это зерцало перед глазами, чтобы размышлять над их примером.    Самым последним лекарством против уныния пусть будет следующее. Считай, что сегодня последний день твоей жизни, а завтра ты обязательно умрешь. Так может случиться, без сомнения, ибо многие другие это и претерпели: сегодня они ели и радовались, а завтра не проснулись. Верь, что от сегодняшнего делания и служения зависит: спасешься ты или погибнешь. Спеши делать благо, принуждай себя к борению и говори в уме: «Все труды мои они только сегодня. Если я немного и устану, и измучаюсь, когда я умру, для меня не будет иметь значения мой труд и усталость. Ведь я приму совсем другую полезную мне участь». Такое размышление, я надеюсь, тебе очень полезно. Прочти и следующий записанный пример.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4. Память тому же дьяку с присылкой Напрестольных Евангелий и Часовников 5. Память тому же дьяку с присылкой 160 Миней месяца июля 6. Грамота Михаила Феодоровича Устюжскому воеводе Обросиму Ивановичу Ла-дыжескому да подъячему Василию Архипову с присылкой Миней того же месяца 7. Память из Печатного книжного Приказа дьяку Устюжской Четверти Пантелею Чирикову с присылкой 120 Миней месяца декабря, 100 Канонников и 30 Церковных Уставов 8. Челобитная крестьян Чаронской округи Царю Михаилу Федоровичу о том, что-бы не править с них денег за присланные печатные книги II. Акты, относящиеся к Лопарям и Самоедам. Из рукописей Е.В. Барсова 1. Жалованная грамота Царя Федора Иоанновича, данные Лопарям в 1585 г. об освобождении их от въезда данников 2. Челобитная патриарха Питирима Царю Алексею Михайловичу об избавлении Лопарей от наезда кречатных помощников 3. Имена Архангельской Самояди XVII века. Из рукописей Е.В. Барсова III. Меры Московского Правительства против морового поветрия в 1655 году. Из рукописей Е.В. Барсова IV. Акты, относящиеся к Истории Белозерского края. Из рукописей Е.В. Барсова 1. Удельные князья Шелешпанские и Ухтомские в XVI в 2. Губный староста вымогатель поминков XVI века 3. Крестьянский приговор на учинение и ведение судебного процесса XVI века 4. Цены на хлеб в Белозерском крае XVI века 5. Кирилло-Белозерский двор в Новгороде в XVI веке V. Педагогическая мера Св. Дмитрия Ростовского VI. Александровская Слобода Н.С. Стромилова Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1883. Июль-Сентябрь. Книга третья I. Материалы исторические Памятники к Истории Протестантства в России, собранные Дм. В. Цветаевым. Часть первая. С предисловием I-XXI II. Материалы историко-литературные 1. Опыт объяснения имен Князей Литовских. В.Н. Юргевича III. Материалы иностранные Путешествие в Московию Датского посланника Иакова Ульфельда в 1575 году. Перевод с Латинского XVIII века. С предисловием Е.В. Барсова IV. Исследования Великое Зерцало. Из истории русской переводной литературы XVII века. Исследо-вание П.В. Владимирова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

V. Смесь I. Город Звенигород. Исторический очерк. В. и Г.И. Холмогоровых II. К истории Медицинской науки в России Е.В. Барсова . По поводу сочинения: История первых Медицинских школ в России. Я.А. Чистовича. СПб. 1883 III. Воспоминание об А.Е. Викторове . Е.В. Барсова Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1883. Октябрь-Декабрь. Книга четвертая I. Материалы исторические 1. Дополнения к Дворцовым Разрядам, по поручению графа Д.Н. Блудова, собран-ные из книг и столбцов прежде бывших Дворцовых приказов Архива Оружейной Палаты Ив. Забелиным, часть первая с предисловием II. Материалы историко-литературные 2. Сведения о Славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в библиотеку Троицкой Духовной Семинарии в 1747 г. Д.Ч. О. Архимандрита Леонида III. Материалы иностранные Путешествие в Московию Датского посланника Иакова Ульфельда в 1575 году. Перевод с Латинского XVIII века. С предисловием Е.В. Барсова (Окончание) IV. Исследования Великое Зерцало. Из истории русской переводной литературы XVII века. Исследо-вание П.В. Владимирова. (Приложения) V. Смесь Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта. С предисловием Е.В. Барсова 1. Дело по отпискам Ивана Мещеринова о Соловецких выходцах с запросом о том, как с ними поступать 2. Дело о перемене начальных людей над стрельцами, осаждавшими Соловецкий монастырь 3. Дело по челобитью стрельца Ивашки Мурзина 4. Дело стрельца Ивашки Горлова 5. Дело о смене стрельцов, осаждавших Моловецкий монастырь 6. Дело по челобитью Рейторского строю майора Келера 6. Дело по челобитью ротмистра Буша 7. Дело по челобитью рейтарского строю поручиков Гутковского и Стахорского 8. Отписка Ивана Мещеринова с извещением, что многие заводчики мятежа при-шли в познание своей вины и поссорились церкви 9. Отписка Государю Ив. Мещеринова, с извещением о том, что он научил началь-ных людей и стрельцов делать фитиль и с запросом о том, откуда брать лен для фитиля 10. Отписка Государю Ив. Мещерякова о недостатке пушкарей и пушках Крестно-го монастря, которых не дает строитель без указа и грамоты

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Брате, брате! Дорогое дело, что в огонь посадят! Помнишь ли, в Нижегородских-тех пределах, где я родяся живал, тысящи с две и сами миленькие от лукавых-тех духов забежали в огонь? Да разумно они сделали, тепло себе обрели: сим искушением тамошнего искушения утекли. Да не всем же то так. Званный на пир ходит. А ты, любезный мой, поплачь преже, ныне живучи, да и меня поминай в молитвах своих, да нарядяся хорошенько в одежду брачную, яко мученик Филипп, медведю в глаза, зашедши, плюнь, да изгрызет, яко мяконький пирожок. Ну, а то – слава страстем твоим, Господи! Григорию Неронову писал: лучше во огни сгори, или в воде утони, неже по новым Служебником причащайся, служа, и прочая. Святая мученица Соломия 19 , после мучения детей своих, не дождавшися рук человеческих нападения, помолившися Богу, и в разжегшуюся сковраду себе вверже, и тако Богу дух свой предаде. В книге Максима Грека писано. И седьмый сын меньший во огнь себя рину. Мар. 22 . При Трояне царе, виде дщи царева, яко кождо от христиан, веры ради и любве Христовы, вревают сами в себя в пещь. Окт. 4. О Домнине мученице со дщерьми ее: утаишася от воин, ядущим им хлеб, и, молитвы сотворше, наскоре внидоша в реку; тамо и оставиша себе, вдашася струям водным, и тако скончашася, рассудивше же, яко любве ради Христовы лучше есть водою утопитися, нежели беззаконным в руце вдатся. Зерцало Великое, глава 21. О жене, яже не восхоте ложа осквернити, сама ся зареза, при царе Максентии; имя ей Софрония, старосты римского жена. Рязанская княгиня со младенцем с высокой храмины бросилася, тако и скончася, не восхоте нечестивому царю Батыю предатися. Ноябрь 13. Святыя мученицы Манефы девицы: мучена же бысть, и по многих муках освобождена бысть; последи же в разженную пещь сама вниде в ню, тако и скончася. В житии Арефы мученика пишет: жену некую мучаше нечестивый царь, а младенца ее вдаде болярину на воспитание; и ведяше его за руку болярин, и узре на пути матерь мучиму, отторжеся из рук, и убежа к матери во огнь; тако и скончася мученик Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010