(Муз-9265. Л. 298–298 об.) (С. 124–125) Этот назидательный пример восходит к латинской коллекции «Magnum speculum exemplorum», которая упоминается в качестве источника, в частности, в составленных 1840 г. в «Четырех книгах о молитве» («Magnum Speculum (Великое зерцало)»//Кол-177/3. Л. 174) и в составленном в 1841 г. письме «Эмблематическое изображение внутренней молитвы» (Мух-294. Л. 6), а также в начальной части VI рассказа странника 27 . 6.8. Из указанного собрания чудес был заимствован и сюжет для рассказа слепого нищего об обстоятельствах научения Иисусовой молитве 9): «Чудеса, производимые внутреннею молитвою» «Чудеса, производимые внутреннею молитвою» «Искатель непрестанной молитвы» Крестьянин портной ходил по разным сторонам для промысла своим художеством. В одной деревне случилось ему в праздничный день прочесть из Отеческой книги статью о простом творении Иисусовой молитвы: возбудилось желание, и он принялся тихо говорить молитву беспрестанно. И как не хотелось ему, чтобы живущии с ним примечали движение уст его, он стал выговаривать молитву одним только языком без движения губ. Чрез несколько времени язык сам, без побуждения начал выражать молитву, но не гласно. Молитва сама стала действовать – услаждать; и он учинился особенно кротким и благоговейным так, что оставил внешнюю (супружескую) жизнь, ощутя сладость внутренней жизни. Вот видишь, я здешний цеховой, промышлял себе хлеб портняжной работой, ходил и по другим губерниям по деревням, да шил крестьянскую одёжу. В одной деревне случилось мне долго прожить у мужика для обшивки его семьи. В какой-то праздничный день я увидел на божнице три книги да и спрашиваю: «Кто у вас читает?». «Никто, – ответили мне. – Эти книги после нашего дяди. Он был грамотей». Я, взявши одну книгу, разогнул где попало да и прочел, как теперь помню, таковые слова: «Молитва непрестанная есть еже призывати Имя Божие всегда. Беседует ли кто, или сидит, или ходит, или делает, или ест, или ино что творит, на всяком месте и на всякое время подобает призывать Имя Божие». Прочитавши это, я стал думать, что мне сие весьма удобно, да и стал за швейной моей работой творить молитву шепотом, и мне это понравилось. Вот жившие со мной в избе заметили это да и начали надо мною смеяться: «Колдун, что ли, ты, что все беспрестанно шепчешь? Или что наговариваешь?» Я, чтобы сокрыть это, перестал шевелить губами, а стал только творить молитву одним языком. Наконец так привык к молитве, что уже сам язык и день, и ночь ее выговаривает, и это мне приятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Денисов 1908 – Православные монастыри Российской империи/Сост. Л. И. Денисов. М., 1908. Державина 1965 – Державина О. А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М., 1965. Десятников 1997 – Патриарх Никон и протопоп Аввакум/Сост. В. А. Десятников. М., 1997. Дианова 1993 – Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы из фонда ГИМ. Каталог/Сост. Т. В. Дианова. М., 1993. Дианова 1997 – Дианова Т. В. Филиграни XVII – XVIII вв. «Голова шута». Каталог//Труды ГИМ. М., 1997. Вып. 94. Дианова 1998 –Дианова Т. В. Филиграни XVII – XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. Дианова, Костюхина 1980 – Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII в.: По материа- лам Отдела рукописей ГИМ/отв. ред. В. И. Буганов. М., 1980. Дианова, Костюхина 1988 – Дианова Т. В.. Костюхина Л. М Филиграни XVII века. По рукописным источникам ГИМ. Каталог. М., 1988. Дионисий Ареопагит 1994 – Дионисий Ареопагит . О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. Дмитриев 1989 – Дмитриев Л. А. Сказание о битве новгородцев с суздальцами//Словарь книжников и книжности 212. С. 347 – 351. Дмитриева 1961 –Дмитриева Р. П. К истории создания «Сказания о князьях владимирских»//ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 342 – 347. дмитриевский 1894 – Дмитриевский А. Чин пещного действа. Историко-археологический этюд//ВВ. 1894. Т. 1. Вып. 3–4. С. 553 – 600. Дн. записки – Дневальные записки Приказа Тайных дел//ЧОИДР. М., 1908. Кн. 1. Отд. 1. Домострой – Домострой/Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова; Подг. текстов В. В. Рождественской , В. В. Колесова и М. В. Пименовой. М., 1990. ДР 1, 3, 4 – Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные Il-м отделением Собственной его императорского величества канцелярии. СПб., 1850 – 1855. Т. 1 – 4. Дробленкова 1960 – Дробленкова Н. Ф. «Новая повесть о преславном Российском царстве» и современная ей агитационная патриотическая письменность. М.; Л., 1960. Дробленкова, Прохоров 1988 – Дробленкова Н. Ф. (библиография), Прохоров Г. М. Киприан//Словарь книжников 2/1. С. 464 – 475.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.И. Уколова 1. Жизнь и историографическая оценка Исидора Севильского (ок. 570–636) называют «первым энциклопедистом средневековья» 1 . Он являлся таковым не только по времени, но и по масштабам своего труда. С всеохватывающими «Этимологиями» Севильца могло бы, пожалуй, поспорить только «Великое зерцало» Винсента из Бове, созданное в зените средневековья. Однако Винсент шел по уже проторенному пути. Энциклопедическая традиция, сложившаяся в эпоху эллинизма и особенно расцветшая в Риме, в дальнейшем приобрела особую значимость в западноевропейской культуре, в которой каждый более или менее заметный этап ознаменовывался появлением сочинений энциклопедического характера, созданных одним автором или целым коллективом. Это показательно не только для средневековья с его популярностью разного рода «сумм», но и для нового времени. Средневековый взгляд на мир, энциклопедически обоснованный усилиями эрудитов того времени, был разрушен также с помощью Энциклопедии – великого творения Французских просветителей. В свою очередь, пронизывающий великую Энциклопедию дух механистического рационализма был поколеблен диалектикой Гегеля, развитой в «Энциклопедии философских наук». Деятельность Исидора была по достоинству оценена уже его современниками, которые видели в нем выразителя патриотических чувств, идейного наставника, глубокого ученого-систематизатора, которому удалось не только сохранить знания древних, но и сделать их доступными более широкому кругу людей. Однако произведения Севильца, итоги его труда имели огромное значение не только для Испании. В течение многих веков они питали культурную жизнь феодальной Европы, являясь источниками образованности, связующими звеньями между духовным миром поздней античности и средневековья. Исидор Севильский , происходивший из семьи знатного испано-римлянина и дочери вестготского короля, в юности получил блестящее риторическое образование. В 30 лет, после смерти старшего брата Леандра, он наследует епископскую кафедру в Севилье, городе, со времен римского господства славившемся своими культурными традициями. И при вестготах, завоевавших Испанию в первой половине VI в., этот город на берегу Гвадалквивира сохранил значение общеиспанского центра образования и культуры, чему был в немалой степени обязан деятельности Исидора. Севилец поддерживал централизаторские усилия вестготских правителей и выступал как защитник интересов толедского престола на центральных и провинциальных церковных соборах, стремившихся подчас к ограничению королевской власти, был советником и наставником королей. Но его главная заслуга в том, что он предпринял подвижнический труд по идеологической и духовной консолидации испанского общества, требовавшей систематизации интеллектуальных достижений предшествующей и современной Исидору эпох и определения содержания системы образования, адекватной требованиям времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Нрав его был слишком пылок, чтобы раздумывать над тем, достаточно ли быстро он бежит, хотя, конечно, он каялся в том, что не бежит ещё быстрее. Однако подозревают, что, когда он боролся с дьяволом, как борется всякий человек, достойный называться человеком, тот искушал его здоровыми желаниями, которые Франциск похвалил бы в ком угодно; желаниями, нимало не похожими на гнусно размалеванное язычество, засылавшее своих нечистых посланцев в пустыню святого Антония. Если бы св. Франциск что-нибудь себе разрешил, это были бы очень простые радости. Он стремился к любви, а не к разврату, и не мыслил ни о чем более греховном, чем свадебные колокола. По странному преданию, борясь с бесом, он лепил снежных баб и кричал: " Вот моя жена, вот мои дети! " . По тому же преданию, рассказывая, что и он не огражден от греха, он сказал: " У меня ещё могли бы быть дети " , как будто о детях, а не о женщине он мечтал. И если это правда, это кладет последний мазок на его портрет. В нем было так много утреннего, так много детского и чистого, что даже его зло было добром. О других, не о нем сказано, что сам свет, который в них,— тьма; об этой сияющей душе можно сказать, что сами тени её из света. Зло являлось к нему только запрещенным благом и только таинство могло искушать его.  Глава 8. Зерцало Христа Ни один человек, обретший свободу, которую дает вера, не впадет в те безысходные крайности, в какие впали поздние францисканцы, когда попытались сделать из св. Франциска второго Христа, давшего новейший завет. Если они правы, теряет смысл все, что он делал, ибо никто не станет благоговейно чтить соперника или изо всех сил подражать тому, кого задумал свергнуть. Позднее я покажу и подчеркну, что только прозорливость первосвященников спасла великое движение для мира и Вселенской Церкви и не дала ему выродиться в одну из узких сект, которые зовутся новой религией. Я ни в коей мере не собираюсь обоготворять францисканцев. Христос и св. Франциск отличались друг от друга, как отличаются Создатель и создание; и непомерности этого различия ни одно создание не чувствовало лучше, чем сам св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1977...

Но чтоб и еще больше познать нам благородство естества своего, а из того яснее усмотреть обязательства наши, то не безнужно есть узнать и тот способ или образ, каковым мы бытие свое получили от оного Божественного начала. Ибо впрочем и все твари, сколько б они пред очами нашими низки и презренны ни казались, и все твари бытие свое восприяли не от инуды, разве из неистощимой бездны бесконечного существа: и хотя б легко рассуждающему показалось, что все твари, а с ними вкупе и мы не отличным каковым, но все единым образом произведены от всемогущей силы и власти: но вопреки Дух святый в писании своем открыл совсем отменный образ сотворения нашего. Он уверяет нас, что сотворил человека Бог по образу Своему и но подобию, 195 чего о прочих тварях объявить не благоволил; а из сего паки открывается особливое Создателево о человеке благоволение, а в том же самом заключаются и особливые с стороны человека обязательства. Сотворены мы по образу и по подобию Божиему. О преимущество великое, с одной стороны нас возвышающее, с другой приводящее в страх; чтоб не учинить нам каковую трату сего бесценного сокровища! Сотворен ты человек по образу Божию и по подобию; так неси ли ты возлюбленное чадо Божие тем милейшее, что точные черты предвечного Родителя твоего на себе изображаеши? Создан ты по образу Божию и по подобию; так се чистейшее зерцало твое, в котором созерцаеши, каковым тебе всегда быть надобно; се твой камень Лидийский, на котором можешь искушать действия свои, злато ли они суть и сребро, или медь и другое каковое непотребное вещество; се правило жизни твоей, которому если принаравлять будешь все дела свои; ничто же в них будет стропотно, или развращенно. Почему хотя б ты до дальнего и не достиг просвещения, хотя б и не снабден был различными наставлениями, впрочем для управления жизни и не бесполезными: едино токмо сие довольно, чтоб шествовать тебе по стези Господней прямо и непреткновенно; если в совести твоей не заглажаемо всегда останется оное уверение с действительным чувствованием, что ты создан по образу Божию и по подобию.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Я вчера был властелином… — стихи из старинного романса о последнем готском короле Родриго, при котором на Пиренейский полуостров вторглись арабские племена. На сюжет этого романса Пушкин написал стихотворение «На Испанию родную». …из берберийского плена… — то есть из плена у мавров. Берберией в то время называлась Северная Африка. …сложили бы трофей. — Трофей — памятник победы, у греков воздвигался на месте победы и украшался захваченными доспехами. Крестное знамение (лат.) Великое (безбрежное) море (лат.) Рифейские горы — различные авторы древности по-разному представляли себе, где находятся эти горы. Большинство считало, что они расположены на далеком севере. Астролябия — угломерный прибор, употреблявшийся для определения положения небесных светил. Дуэнья — обычно пожилая женщина, чаще всего вдова из обедневшей дворянской семьи, поступавшая в услужение к богатой и родовитой женщине. Паррасий — греческий живописец (вторая половина V в. до н.э.). Тимант — греческий живописец (IV в. до н.э.). Апеллес — выдающийся греческий живописец (вторая половина IV в. до н.э.). Лисипп — греческий скульптор и литейщик (вторая половина IV в. до н.э.). …кресло… Сида Руй Диаса Воителя — мраморное кресло, которое, согласно преданию, Руй Диас (см. примеч. к гл. XIX первой части «Дон Кихота») захватил в числе других трофеев при отвоевании Валенсии у мавров. …крестьянина Вамбу оторвали от волов. — Имеется в виду один из последних готских королей Вамба (672—680), которому народное предание приписывало крестьянское происхождение, хотя он был из высшей знати. Умершего во цвете лет (лат.) (цитата из стихотворения итальянского поэта Анджелло Полипиано на безвременную кончину другого итальянского поэта, Микаэле Веррино). Командор Греческий — Имеется в виду командор ордена Сантьяго Фернан Нуньес де Гусман, составитель сборника пословиц, преподаватель греческого языка в университетах, прозванный за это Греческим командором. Лиргандей — наставник Рыцаря Феба и летописец его деяний, персонаж из рыцарского романа «Зерцало князей и рыцарей».

http://azbyka.ru/fiction/hitroumnyj-idal...

Лит.: Гевонд Алишан. Полит. география. Венеция, 1853. (Арм. малые произведения; 8) (на арм. яз.); он же. Айрарат. Венеция, 1890 (на арм. яз.); Марр Н. Я. Хитон Господень в книжных легендах армян, грузин и сирийцев// al-Muz affar hyah [Трофей]: Сб. ст. учеников проф. барона В. В. Розена. СПб., 1897. С. 67-96; Аматуни С. Неканонические шараканы (тропари). Тифлис, 1912 (на арм. яз.); Акобян О. Путевые записки. Ереван, 1934. Т. 2 (на арм. яз.); Esbroeck M., van. Le roi Sanatrouk et l " apotre Thaddee//REArm. N. S. 1972. Vol. 9. P. 241-284; idem. Invention des reliques comme attribut imperial: La tunique du Christ а Moscou et son symbolisme//Roma fuori di Roma: Istituzioni e imagini: Atti. R., P. 225-243; Chookaszian L. The Crucifiction in the art of T " oros Roslin//Handes Amsorya. W., 1988. N 1-12. P. 119-218 (на арм. яз.); Великое зерцало/Под ред. К. Тер-Давтян. Ереван, 1994 (на арм. яз.); Гарибян И. Чудотворное св. Копьё. Эчмиадзин, 2003. C. 102-125 (на арм. яз.); он же. Чудотворное св. Копьё//Библейская Армения. Ереван, 2005. C. 211-233 (на арм. яз.); Shirinian M. E. «The Letter of Love and Concord» Between Rome and Armenia: A Case of Forgery from the Period of Crusaders//East and West in the Crusader States: Context-Contacts-Confrontations/Ed. K. Ciggaar, H. Teule. Leuven; P., 2003. P. 79-99; она же (Ширинян М.-Э.). Житие Сильвестра и Письмо дружбы и согласия//Вестник Матенадарана. Ереван, 2006. T. 17. C. 53-77 (на арм. яз.); The «Letter of Love and Concord»: A Revised Diplomatic Edimion with Hist. and Text. Comments and English Transl./Z. Pogossian. Leiden; Boston, 2010. В. Деврикян, М. Э. Ширинян Почитание Л. С. на Востоке Распятие. Миниатюра из Евангелия Равуллы. 586 г. (Laurent. Plut. I, 560. Fol. 13) Распятие. Миниатюра из Евангелия Равуллы. 586 г. (Laurent. Plut. I, 560. Fol. 13) В сборнике библейских и апокрифических преданий «Книга пчелы», составленном в XIII в. восточносир. писателем Соломоном, митр. Басрским, говорится о воине Лонгине, оплевавшем лицо Спасителя, ударившем Его по щеке и пронзившем копьем. Он отождествляется с человеком, к-рый 38 лет пребывал в болезни, был исцелен Христом у купели Вифезда и предупрежден Им: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5. 14) ( Solomon of Basra. The Book of Bee/Ed. E. A. W. Budge. Oxf., 1886. P. 94).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Поэтому эти конфликты нарастают и усиливаются и грозят с помощью политических резонансных волн захватить все новые и новые страны и регионы. На очереди агрессоров Евразия, Китай, Индия, страны Исламского мира и Африки. Дядя Сэм стремится расколоть орехи теллурократии, ударяя по самым слабым звеньям. При этом американская мондиальная политика и геополитика становится все более и более жесткой, бесчеловечной, разнузданной, не щадящей ни стариков, ни детей, ни женщин, если только их можно объявить " террористами " . Обновляются и методы агрессии бесчеловечными приемами применения преступного оружия без объявления войны и с грубыми нарушениями международных договоров и обязательств. Бессильная ООН и руководители Российской Федерации сегодня идут на поводу у глобалистов и потакают им во всем. Они более не скрывают своей антинародной сущности и ведут во внутренней политике жесткое наступление на жизненные права Русского народа и всех других народов Российской Федерации. Это сионо-фашизм в действии, который стал возможным на российской почве благодаря известным предателям Горбачеву, Яковлеву, Гайдару, Чубайсу, Ельцину и т.н. олигархам. Сионо-фашизм в России является закономерным следствием социал-предательства власть предержащих и действия всемирных тайных сил. Основы сионо-фашизма были разработаны в недрах мирового еврейства, вопреки интересам простого еврейского народа, который не хочет быть жертвой безнравственных политиканов. Со времен Авраама и Моисея сионизм превратился в грозное оружие против человечества (см. " Библию " , " Тору " , " Талмуд " , " Шулхан-Арух " ; " Великое зерцало " , " Протоколы Сионских Мудрецов " , " Катехизис еврея " и мн. др.). С его помощью сионисты старались всегда овладеть властью и богатствами на земле. Для этого и устраивались войны и революции. Отсюда вывод: политический сионизм подобен по своему действию мондиализму и глобализму. В этом случае мондиализм и сионизм совпадают. Условие совпадения - подобие элит. Это произошло после победы западной демократии и советского тоталитаризма над германским фашизмом во II-й Мировой войне. В течение 40-45 лет после этого вся мощь Западного мира была нацелена на три сосредоточения, а именно: (I) сосредоточение власти над миром в одних руках после падения СССР (1991), (2) сосредоточение финансов мира в одних руках, т.е. в руках двух-трех десятков банков, включая систему " федераль-резерв " , (3) сосредоточения информации всего мира в руках нескольких компаний СМИ Запада, точнее, транснациональных монополий, зависящих от Сиона и Всемирного Тайного Правительства.

http://ruskline.ru/analitika/2002/01/27/...

Римские Деяния (Gesta Romanorum) являются у нас в XVII в. одним из популярнейших произведений этого рода. Великое Зерцало перешло к нам из немецкой литературы, посредством польского пересказа; перевод сделан в 1667 г. по желанию и повелению Алексея Михайловича. Зрелище жития человеческого переведено с немецкого, в 1674 г., переводчиком посольского приказа Андреем Виниусом. Сборник представляет собрание басней и апологов самого разнообразного содержания; басни и апологи разбиты не по рубрикам, как в «Великом Зерцале», а являются как бы самостоятельными частями, при чем мораль выводится из каждой повести отдельно. Сборник Апофегмат, мудрых изречений, острых слов – был переведен с польского; изречения приписываются различным знаменитым лицам, философам, царям, «честным женам» и т. д.; соответственно званию авторов и самый сборник распадается на отдельные книги. Изложение анекдотическое; каждое изречение передается в виде коротенького рассказа, анекдота. Одновременно с этим и переходивший к нам из Польши новый ряд сборников Фражк польских, Фацеций, Новелл – уже окончательно ставил нашу литературу на светскую почву, исключительно выдвигал на первый план элемент повествовательный, нередко с явной наклонностью к фривольному, скабрезному. Все эти переходившие теперь к нам с Запада сборники заключали в себе такую массу совершенно нового литературного материала, о которой наша старая, более ранняя письменность и не могла мечтать. О средневековых сборниках, переходивших в XVI – XVII в. к нам, см. Пыпина: «Очерк литературы старинных повестей и сказок русских» (СПб., 1857); А. Веселовский в «Ист. русской словесности Галахова» (2 изд., стр. 394). Остается еще отметить Цветники. Эти сборники вполне оригинальные, туземные, и на них как нельзя лучше можно видеть совершавшееся у нас изменение литературных вкусов, их большую свободу, разнообразие, и вместе с тем переходность литературной эпохи, хаотическое смешение литературных материалов и воззрений. Наши «Цветники» наглядно представляют нам умственные интересы времени, стремления и вкусы читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

Блаженне отче Анатолие,/смиренный и кроткий подвижниче,/зерцало послушания,/заветы старцев свято соблюдая,/невидимаго врага победил еси/и ангельския высоты достигл еси./Темже, божественною благодатию облистаемь,/присно моли Христа Бога нашего,//даровати душам нашим велию милость. Преподобне отче Анатолие,/чад духовных мудрый наставниче,/ихже отеческою любовию согревая,/греховныя страсти искоренял еси/и, добродетельми сердца их укрепляя,/воистину пастырь добрый явился еси./Темже ныне, во Царствии Небеснем ликовствуя,/молися ко Христу Богу нашему,//даровати нам мир и велию милость. Слава, глас тойже: Вертоград скита Предтечева/прозябе цвет краснейший,/добродетельми благоухающий,/преподобнаго старца Анатолия,/егоже вернии благочестно почитаем,/Господа нашего славяще и радостно взывающе:/о мудрый наставниче и теплый молитвенниче,/Церкве Русския благое украшение,/молися Пресвятей Троице вкупе со всеми старцы Оптинскими//спастися душам нашим. И ныне, Богородичен: В ладычице, приими молитвы раб Твоих: Славословие великое, и отпуст. На Литургии служба вся преподобническая. Молитва О преподобне отче Анатолие, дивный старче Оптинский! Предстояще раце мощей твоих (или: пред образом твоим святым) , воспоминаем дивное твое житие и подвиги, во славу Господа нашего Иисуса Христа подъятыя. Ты, от юности красоту мира сего презрев, возжелал еси Богу усердно послужити и, от родителей телесную доброту унаследовав, паче украшался еси души благолепием, еже в терпении стяжати подобает. Ты, от двоих старцев, блаженнаго Макария и пречуднаго Амвросия, воспитанный, старец духоносный соделался еси, яко и богомудрый святитель Игнатий о тебе удивляшеся. О старче дивный! Ты, молитвою непрестанною выну со Христом пребывая, великую благодать стяжал еси, темже и многая чада, путь узкий и прискорбный избравше, радостно вслед тебе течаху, к Востоку востоков приближающеся. Мы же, словесы твоими наставляеми и молитвами твоими ограждаеми, со умилением зовем ти: не остави нас, скорбьми обуреваемых, грехи многими обремененных, от лукаваго врага смущаемых, но помози подвигом добрым подвизатися, веру соблюсти и Света Небеснаго достигнути, да достойно восприимем вся от Господа уготованная и, зерцалом разрешшимся, вкупе с тобою чисте узрим Бога нашего в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во Царствии Его. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010