364-365 365-366 366-367 367-368 368-369 ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ адм. термин, употреблявшийся в России в синодальное время (в большей степени со 2-й четв. XIX в.) ВЕДЫ корпус древнеинд. сакральных текстов, почитаемый как божественное откровение и называемый шрути 369-370 370-371 ВЕИС Никос (1883 - 1958), греч. византинист, историк Церкви, специалист по греч. палеографии и лит-ре 371-373 ВЕЙЛЬ Раймон (1874 - 1950), франц. археолог-египтолог, соучредитель Французского египтологического об-ва 373-374 «ВЕК» общественно-политический и религиозно-философский еженедельный журнал, издавался в С.-Петербурге с 12 нояб. 1906 по 9 июля 1907 г. 374-375 ВЕЛАНИДИАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», жен., действующий; принадлежит Мессинийской митрополии Элладской Православной Церкви 375-376 376-378 ВЕЛЕС [Волос], в слав. мифологии божество земледелия и богатства, покровитель домашних животных («скотий бог») 378-379 379-380 380-404 404-407 407-415 415-416 ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа 416-430 ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение 431-443 444-451 ВЕЛИКИЕ ПРОРОКИ название части Ветхого Завета, включающей Книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила 451-452 «ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН» в наст. время почетное именование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при возношении его имени за богослужением 453-454 454-463 ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК в православном церковном календаре праздник, имеющий более высокий статус по сравнению с др. 463-464 464-471 471-507 «ВЕЛИКОЕ ЗЕРЦАЛО» сб. религиозно-назидательных рассказов, дважды переведенный с польск. на рус. язык в посл. четв. XVII в. 507-510 ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, существовавшее в XIII - 1-й пол. XVI в. в Вост. Европе

http://pravenc.ru/vol/vii.html

Почти все из сообщенных нами рассказов и повестей Пролога, церковно-учительного содержания, заимствованы отчасти из житий святых, отчасти и главным образом из сборников рассказов о жизни и подвигах восточного монашества – из различных патериков или отечников. Так, из помещенных у нас в сентябре под 1 и 2 взяты из Духовного Луга Иоанна Мосха († 622 г.), 3 из Лавсаика Палладия Елеопольского (V в.), 4 из жития Иоанна Милостивого, составленного Леонтием Неапольским (VII в.), 5 из жития Феофана; в октябре 6 из Духовного Луга Иоанна Мосха , 7 и 8 из Старчества (Петров, Пролог, стр. 205 и 213); в ноябре 8 и 14 из жития Иоанна Златоуста , 12 из Собеседований Григория Двоеслова , 13 жития Иоанна Милостивого, 10, 15, 16 и 17 из Патерика и Старчества; в декабре 18 из Скитского Патерика, 19 из Духовного Луга Иоанна Мосха , 21 из жития Спиридона Тримифийского (см. Петрова, Пролог в пр., стр. 195 и след.). Все почти повести и рассказы этого рода, приводимые в Прологе, имеются уже в древнейших его списках (в рукописях библ. Типографской, Софийской, Синодальной и др.) и показывают, какой обширнейший назидательно-повествовательный материал существовал уже в славяно-русской переводной письменности еще до XIII в.; с течением времени материал этот восполнялся новыми и новыми переводами и к началу XVII в. представлял обширнейшую назидательно-повествовательную литературу, восточно-византийского происхождения, а в XVII в. эта литература была снова восполнена переводами отдельных повествований и целых сборников повествовательного содержания западного происхождения («Римские деяния», «Великое Зерцало» и другие подобные сборники). В Прологе за месяцы сентябрь – декабрь всех повествовательных чтений (включая сюда взятые из житий святых) около 150, хотя число их не во всех списках одинаково; мы приводим в своем издании только 22 повествования, наиболее характерных в отношении к целому собранию их, внесенному в Пролог. В числе их находятся замечательные и интересные в историко-литературном отношении. Чтобы показать это, мы остановимся на одном только рассказе из числа приведенных у нас – на рассказе «о судах Божиих неиспытаемых» (на 21 нояб.). См. у нас в отделе повестей и рассказов 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Да возсияет… свет… присносущный (то фос то аидион) – выражение из библейской книги Премудрости Соломоновой (7, 26): «Есть бо в ней дух разумен и свят, и сияние света присносущнаго, и зерцало непорочно Божия делания, и образ благостыни Его» (по слав. переводу Острожской Библии ). Якоже можааху – сколько они могли (вместить). Апостолы, как никто из людей, и даже из высших ангельских чинов, не были в состоянии вынести непостижимую и безмерно превосходящую всё сотворенное славу Божества. Поэтому в Своем преображении Господь позволил им видеть ее лишь в меру, данную им по благодати Его. Молитвами Богородицы (греч. презвиес тис Феотоку) – обычная литургическая формула, сопровождающая многие молитвословия в византийском обряде. Светодавче. – Податель света. В начале Евангелия от Иоанна Сын Божий называется " Светом истинным, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (1, 9). Св. Григорий Богослов комментирует эти слова так: «Если неведение и грех – тьма, то ведение и жизнь Божественная – свет» (О богословии слово 4-е). Образ света, символически обозначающий познание истины о Боге и том жизненном законе, который Он дает человеку, проходит сквозь все Священное Писание . Особенно ярко представлен этот образ в Псалмах и книгах пророков. Надо полагать, что в нашем тропаре Христос именуется Подателем света в этом же смысле. В «Слове на святое крещение» того же св. Григория мы находим яркое перечисление божественных светоявлений из истории Ветхого и Нового Заветов. Здесь в одном ряду приводятся знамения, так сказать, разного уровня: например, Преображение на Фаворе упоминается непосредственно после Вифлеемской звезды. «…Но и еще многими светами украсим наше слово. Свет было и явившееся Моисею во огне, когда видение сие опаляло, но не сожигало купину, – чтобы и естество показать, и силу явить. Свет – и путеводившее Израиля в столпе огненном (…) Свет – вознесшее Илию на огненной колеснице, и не опалившее восхищаемого. Свет – облиставшее пастырей, когда довременный свет соединился с временным. (Имеется в виду осияние Божией славы с одновременным явлением ангела, которого чуть выше Григорий называет «вторым светом», а здесь – «светом временным». Здесь и далее курсив мой – С. С.) . Свет – и та красота звезды, предшествовавшей в Вифлеем, чтобы и волхвам указать путь, и сопутствовать Свету, который превыше нас и соединился с нами. Свет – явленное на горе Божество, впрочем, нестерпимое для слабого зрения. Свет – облиставшее Павла видение и поражением очей уврачевавшее тьму душевную. Свет – и тамошняя светлость для очистившихся здесь, когда «праведницы просветятся, яко солнце» ( Мф 13, 43 ) , и станет Бог посреди их, богов и царей, распределяя и разделяя достоинство тамошнего блаженства. Сверх сего, свет, в собственном смысле, есть просвещение крещения, о котором у нас ныне слово, и в котором заключается великое и чудное таинство нашего спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Отдельную тематическую группу видений составляют тексты, посвященные «малой» эсхатологии, – так принято именовать систему представлений о посмертном пребывании души на том свете, о «частном» суде над умершим (в отличие от всеобщего Страшного суда) и об устройстве загробного мира. 1687 Такие видения представлены двумя жанровыми разновидностями: 1) визионеру является в видении душа умершего, ангел или святой и рассказывает ему о своих посмертных скитаниях; 2) визионер сам отправляется на тот свет и своим «духовным зрением», находясь «вне тела», познает его тайны. Именно вторая разновидность и является основной, «классической». Чрезвычайно богатая в своих конкретных проявлениях, инвариантная сюжетная схема этих видений такова: душа визионера, сопровождаемая, как правило, «душеводителем» (ангелом, святым, умершим родственником), путешествует по различным областям загробного мира, встречает там своих знакомых и близких, получает сокровенные знания, часть из которых после своего возвращения в тело передает изумленным слушателям. Видения потустороннего мира имеют давнюю традицию в восточной, западноевропейской, византийской и древнерусской литературах. 1688 Большой интерес у древнерусского читателя вызывали такие переводные и оригинальные произведения этого жанра, как видения из житий Василия Нового, Андрея Цареградского, Видение Козмы игумена, Видение Антония Галичанина, видения из Волоколамского патерика и многие другие. К видениям примыкают сказания о «хождении» в загробный мир: Хождение Богородицы по мукам, Сказание отца нашего Агапия и др. Поздние видения – XVIII–XX веков – в целом сохраняют жанровый канон и эсхатологическую топику древнерусских сочинений, однако добавляют к ним и ряд новых черт. В частности, здесь появляется «этнографический», бытовой план, происходит беллетризация жанра, глубина христианского содержания часто уступает место внешним натуралистическим эффектам. Заметное влияние на видения оказали также Пролог, Великое Зерцало и литературный Синодик. Авторы видений черпали из этих сборников отдельные образы и сюжеты, не обязательно эсхатологического характера. С Синодиком, кроме того, видения роднит тема поминовения усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На ней основана популярнейшая иконография Мужа Скорбей. У последней имеется и поздний греческий извод: κρα ταπενωσις. Широкую известность на латинском Западе получили и рассказ из Жития свт. Василия Великого о явлении Младенца и Его заклании (через посредство очень влиятельного трактата Пасхазия Радберта, где этот рассказ был приведен), а также апофтегма аввы Даниила в своем изначальном виде. Со временем появился ряд их западных переделок. В конечном счете рассказ о явлении евхаристического Хлеба в виде реалистичной плоти в его различных изложениях стал настолько широко известен в латинском мире, что соответствующая рубрика была включена в Rubricae Generales Missalis – инструкцию об общих параметрах совершения мессы и о решении затруднений, могущих возникнуть при ее служении. В этой рубрике священнику, если он заметил, что Тело Христово приобрело вкус мяса, а Кровь Христова – обычной крови, предписано молиться о своем недостоинстве, пока видение не прекратится. Аналогичная рубрика через посредство виленских и киевских изданий Служебника затем вошла и в русское «Учительное известие». В конце XVII – XVIII веках западные изложения историй о евхаристических чудесах, распространившись в русской и украинской среде благодаря сборнику «Великое зерцало», переведенному с польского языка в Москве в 1670-е годы, стали циркулировать наряду с рассказами византийского происхождения, что еще больше усугубило обилие версий. Возвращаясь к собственно греческому материалу, нельзя не обратить внимание на еще одну переделку развернутой (т. е. дополненной материалом из рассказа прп. Анастасия Синаита ) апофтегмы аввы Даниила – комментарий на Божественную литургию, приписываемый свт. Григорию Богослову 34 . В этом комментарии в том числе говорится: Когда иерей, совершая проскомидию, произносит: Господу помолимся, тогда я услышал с небес голос, взывающий и говорящий: «Кто совершил церковные приношения по расположению сердца?» И слетел вниз ангел с небес, и встал у внешних врат церковного нартекса…

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Особенно любопытны в этом отношении Сборники, в которых между благочестивыми рассказами из Патериков вдруг попадается какая- нибудь фантастическая сказка. Так, например, в одном Цветнике, XVI в., вслед за чудесами, совершившимися в Обители Печерской, именно после чуда об Исааке Печерском (л. 92–93), помещен фантастический рассказ из вымышленных похождений Александра Великого в Индии, и притом под наивным заглавием: А се иное чюдо Александра 128 . Еще страннее это смешение там, где в одном и том же рассказе соединяются вымышленные лица с известными личностями Истории Христианства; как например, в одной повести о Синагрипе и Акире, о лицах известной старинной сказки, является между прочим и Николай Угодник 129 . К повествованиям, выписанным из книг, переведенных с греческого – из Патериков, Палеи, из Хронографов 130 , в XVII в. присовокупилось в наших Сборниках множество рассказов из источников Западных. Зерцало Великое, Небо Новое, Звезда Пресветлая и другие книги, рукописные и старопечатные, содержат в себе множество легенд самого резкого Католического характера. Любопытные Западные рассказы о чудесах переводились у нас даже с отдельных листов, как например, рассказ о превращении одного немилостивого господина в страшного пса, в Чешском Королевстве, близ города Праги, в 1673 г 131 . Более и более расширяясь в своих пределах, духовное повествование обнимало собою все литературные интересы русского грамотного человека. Как на Западе уже в XII в. из духовной легенды развивались религиозные стихотворения повествовательного и драматического характера, так и у нас, только в эпоху гораздо позднейшую, из тех же источников произошло немало литературных произведений, в которых интерес поэтический берет верх перед всеми прочими. Не имея намерения говорить о русских силлабических стихотворениях XVI и XVII в., обращу внимание на некоторые старинные произведения, отличающиеся большей национальностью во внешнем выражении. Образец прекрасной новеллы, с оттенком известной Московской местности, предлагает Повесть о Достойне Пресвятой Богородицы 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В этом отношении более удовлетворительные сведения мы имеем о библиотеке царя Феодора Алексеевича. В ней кроме книг московской, киевской, острожской и др. печати были след. рукописи русские: беседы Иоанна Златоустог о на евангелие Иоанна и Матфея, псалтырь в лицах, степенная царского родословия, ратного строя, лечебники и лекарственные, переписные книги церквам и церковным землям Кремля, Китая, Белого и Земляного городов, церковной утвари дворцовых церквей в московском Кремле, евангелие, житие Антония великого , Стоглав, ответы (?) прот. Лазарю расколоучителю, титлы правилом сочетания и главы, неделя св. отцов, служба канон преп. Паисию Углицкому, канон за единоумершего, 7 соборов правило, 3 книги певческих знаменем, хронограф, проскинитарий Арсения Суханова , евангелие на паргамине (Остромирово?), ирмологий, книга в лицах бытия и разные вещи, 2 акафиста на паргамине, глас последний царя Алексея Михаиловича, брачное приветство, вирши плачевные на смерть царя Алексея Михаиловича, «слово Юрья сербянина на царское венчанье», буквари, житие Анны Кашинской, канонники и другие т. п. – Из иноязычных книг, бывших в «его великого государя (Федора Алексеевича) комнате книгохранительнице», опись библиотеки сего царя, составленная вскоре после его смерти, указывает следующие: «книга латинская печатная, переплетена в коже, на ней наведен золотом орел двоеглавой», 2 книги латинския чертежные, латинские чертежи разных государств, 4 книги о Кресте печатные на польском языке, 2 книги печатные на латинском языке (одна с Печатного двора), 2 книги латинские, взятые из Посольского приказа, одна из них письменная «собрание многих вещей», латинская «книга восточных судов», взятая оттуда же, 4 Библии в лицах, зерцало великое, о луне и о всех планетах небесных, Матвея Стриковского, хронограф на латинском языке, персонник на латинском языке, описание града Амстердама в лицах на латинском языке, печатного палатного строю на латинском языке, 14 книг на латинском языке, описание града Рима(латинская) 490 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Всех легче умирать добрым подвижникам Христовым, или инокам святым. Смерть их – достожеланное для них упокоение у Христа Бога. Это превосходно изображает св. Ефрем в песнопениях на кончину подвижников. Вот например один из множества у него таких похоронных над братиями гимнов. «В день смерти радуются только праведные, которые в напутие себе приобрели дела праведные, и имеют брачные одежды. «Блажен – ты, отец наш! Труды твои ожидают тебя в нескончаемой жизни, в непреходящем мире, в обители радостей. «Обетование Твое, Господи, да утешит того, кто нося горькое иго смертных, искал облегчения в приятном иге Господа Своего. «В чертоге Твоем, Господи, возвесели того, кто в душе своей посеял мудрое бдение, и к молитве присоединял добровольный пост. «В чертоге Твоем, Господи, возвесели того, кто непрестанно плакал день и ночь, в уповании достигнуть сего чертога радостей. «Пред очами его было всегда зерцало истины, красота которой сокрыта, но, как знал он, при конце откроется ему среди Ангелов. «Пред очами своими всякий день имел он правду Твою, и осуждал сам себя, страшась Твоего суда. Оправдай его в день суда Твоего. «Душа его непрестанно изливалась в молитве; от всегдашних слез померкали глаза его. Да явится он во славе Твоей! «Ежедневно постился он сугубым постом, воздерживаясь от пищи и воздерживаясь от беззакония. Возвесели его в чертоге Твоем. (П.3. На кончину подвижника). Так многоутешительны надгробные песнопения Святого Ефрема. Грядущее воскресение мертвых он изображает столь оживленно, что как бы видел оное великое событие совершающимся. «Труба звучит, раздался призывный глас рога, пробуждаются мертвые, и восстают из гробов своих. «Праведники на облаках летят во сретение нашему Господу и с Ним входят в исполненный радостей чертог. «Хвала животворящему гласу, который возгремел в шеоле, и слышать его мертвые и восстают из гробов своих.» «Хвалу Тебе, Господи, возносить вся тварь, потому что отвсюду собираешь Ты прах Адамов (П.25. Исповедание надежды воскресения). «Как скоро повеет ветр воскресения, – во едино соберутся кости праведников, и по гласу трубы воскреснуть они силою воскрешающего их Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

по: 157, с. 66]. 89 Иоанн Коттон, по одной из версий монах, «Музыка» – нач. вв., Брюссель или Англия). Гвиберт Ножанский, аббат монастыря св. Марии в Ножане, «Три книги своей жизни» (конец XI – нач. XII вв., Франция). Пьер Абеляр, аббат, «История моих бедствий» (нач. XII в., Франция). Гуго Сен-Викторский, ученый каноник монастыря Сен-Виктор в Париже, «Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион» (нач. XII в.). Иоанн Солсберийский, монах, епископ, «Поликратик, или О забавах света и заботах философии» (втор. пол. XII в., Англия или Франция). Винсент из Бове, монах, учитель, «Великое зерцало», «О наставлении детей знатных граждан» (ок. 1246 г., Франция). Филипп Новарский, барон, «Четыре возраста человека» (XIII в., Франция). Эгидий Римский, монах, магистр Парижского университета, «О правлении государей» (1285 г.). «О школьной науке», трактат, написанный от имени Боэция (пер. пол. XIII в. Англия или Франция). «О похвале клиру», анонимный трактат (XIV в., немецкие земли). 91 Петр Альфонси «Учительная книга клирика» (сборник назидательных новелл, конец – нач. вв., Испания). Эберхард «Лабиринт» (повесть, XIII в., Германия). Витала» («Бейренские песни», неизвестные поэты, сборник поэзии вагантов, XIII в.). Архипиит Кельнский «Просьба по возвращении из Салерно», «Исповедь Архипиита Кельнского», «Послание к архиканцлеру Регинальду, архиепископу Кельнскому» (стихи, сер. XII в.). «Роман о семи мудрецах» (конец XII в., вероятно, Северная Франция) и др. 92 Первыми христианскими образовательными учреждениями были школы для катехуменов, для тех, кто готовился к принятию крещения. Катехуменат выработал широко распространенный в средние века метод обучения в форме вопроса-ответа. Долгое время в средневековой Европе единственными центрами обучения были церковные школы, в которых готовили грамотных людей для церкви и государства. Ранее всего возникли монастырские школы, а затем приходские (при отдельных церквах) и кафедральные (их еще называют соборными или епископскими). Появлению школ при монастырях способствовал Устав Бенедикта Нурсийского (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

В сентябре того же года эта последняя книга, заключающая в себе месяцы июнь, июль и август, была отпечатана в Киево–Печерской лавре. Так закончено было великое дело составления Миней–Четьих, потребовавшее от святителя более чем двадцатилетних напряженных трудов. Но святому Димитрию предлежал в Ростовской пастве другой важный подвиг. Там было в то время множество раскольников, главные учители которых, укрываясь в Брынских лесах, через потаенных своих проповедников всюду рассевали свое зловредное учение. Попечительный архипастырь написал для своей паствы рассуждение «Об образе Божии», которое впоследствии много раз было издаваемо для всей России. Он рассылал и другие наставления по своей пастве, как то: вопросы и ответы о вере, где говорил и о перстосложении для креста, «Зерцало православного исповедания», наставления для Евхаристии. В конце 1705 г. и в начале 1706 г. свт. Димитрий проживал в Москве, куда его, вероятно, вызывали для занятий церковными делами; в Москве он, как знаменитый проповедник, произносил церковные поучения. Для священников своей епархии святитель составил катехизические наставления «Вопросы и ответы о вере». В начале 1707 г. свт. Димитрий так был болен, что решился написать завещание. Но, оправившись от болезни, он, неустанно подвизаясь на пользу Церкви и государства, занялся составлением книги «Летопись», сказующую деяния от начала миробытия до Рождества Христова. Книгу сию святитель хотел составить как для собственного келейного чтения, так и по другим особенным обстоятельствам. Он хорошо знал, что не только в Малой, но и в Великой России редко у кого есть славянская Библия. Ее могли приобрести только люди богатые, бедняки же были совершенно лишены той духовной пользы, какую доставляет чтение сей богодухновенной книги. Многие лица даже в среде духовенства не знали порядка библейского повествования. Посему святитель и желал составить краткую библейскую историю, чтобы каждый мог приобрести ее за недорогую цену и познакомиться с содержанием Библии. Немедленно приступил святой Димитрий к делу и начал выбирать сведения из Священного Писания и различных хронографов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010