«Во источнике пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся», — поет сегодня Святая Церковь. Да радуются ныне святые отцы и все праведники ветхозаветной Церкви и ликуют в Царстве своего Мессии. О причине радости святых отцов, дорогие братия и сестры, мы вчера вечером слышали в каноне, где говорится: «Потому что из их семени воссиял Христос». С какой же великой верой они ждали этой великой радости! Эту веру, это чаяние их святой апостол Павел поставил в пример всем членам земной воинствующей Церкви. Этому он и посвятил часть своего послания к Евреям. Чтение этого фрагмента мы слышали сегодня в литургийном апостольском чтении. Оно является как бы продолжением сегодняшнего евангельского чтения, его дополнением и объяснением. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Верою Енох и великий пророк Божий Илия взяты живыми на небо. А о глубине веры патриарха Авраама свидетельствует то, что он готов был принести в жертву Богу единственного сына, «ибо… думал, что Бог силен и из мертвых воскресить», — уже возложил Исаака на жертвенник и вознес нож, но ангел Господень остановил его. Это было достаточно, чтобы испытать глубокую веру праведника. Верой все великие дела творили и другие ветхозаветные праведники. Они силой своей веры в грядущего Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, побеждали царства… заграждали уста львов… угашали силу огня, воскрешали умерших. Своей твердой верой они сделались праведниками. Многие из них за веру в Бога были замучены, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. В заключение святой апостол Павел, сравнивая их преданность, и веру, и страдания с неверием остального мира, говорит, что те, которых весь мир не был достоин, чтобы сохранить истинную веру в Бога и грядущего Спасителя, в особо тяжелые времена удалялись от отступивших от Бога и упорных в этом отступлении людей, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Вот сегодняшнее чтение из Апостола. Апостол говорит о благодати или милости и силе Божией, т.е. Христовой, спасительной для всех человеков, не исключая никого, кто бы только ни принял эту благодать. Если бы не явилась эта спасительная благодать чрез Иисуса Христа и только в Нем, — то не спасся бы никто, ни один человек, и все погибли бы на веки во грехах, ибо грех естественно рождает смерть — временную и вечную. Но теперь явилась спасительная благодать всем человекам, — и все верующие и покорные ей могут спастись; никто не может отговариваться невозможностью или неспособностью. Эта спасительная благодать находится в Церкви Христовой; держись ее, исполняй ее предписания и заповеди, участвуй в ее таинствах и Богослужении, — и ты непременно спасешься. Итак, спасительная благодать Божия требует от нас, чтобы мы отвергнув нечестие, т.е. холодность и отчужденность от Бога, самолюбие и всякие мирсие и плотские похоти, старались жить праведно, целомудренно и благочестиво в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Говоря о нынешнем веке, апостол имеет в виду другой век, будущий, конца не имеющий, как видно это в конце нынешнего чтения, да и в слудующих сейчас словах; ибо далее он говорит, что мы все должны ожидать блаженного упования, т.е. воскресения мертвых, всеобщего суда, жизни будущего века и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, разумея под явлением славы Христовой второе Его пришествие в страшной славе Отца небесного, когда вечную славу Его увидят все народы и племена земные и не могут не признать Его Богом, хотя тогда Он будет для многих только Богом Мстителем и грозным Судиею. Апостол далее говорит, что Иисус Христос отдал Себя за нас, т.е. явившись в мир в образе человека, исполнил за нас всякую правду Божию, научил нас благочестию, пострадал, умер и воскрес для нас и дал нам все силы к жизни праведной для того, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Все это ясно показывает нам, как Апостолы Христовы, по вознесении Господа Иисуса, могли возвратиться в Иерусалим с великою радостью. Они постепенно более уразумевали тайны царствия Божия; видели, как дивно исполняются древние пророчества о жизни, делах, страданиях, смерти и воскресении Господа Иисуса; видели славу вознесения Христова, не могли теперь сомневаться и в том, что предсказал им Господь как прежде своих страданий, так и пред самым вознесением своим на небо. Небесные Ангелы показали им, что Он есть Царь неба и земли, что Ему служат и силы небесные, что Он опять приидет на землю как Богочеловек, с небесною славою. Ученики Господа видели теперь, что царство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ), что Господь приготовит им место в обителях небесных ( Ин.14:2.3 ), и что там они будут блаженствовать вместе с Ним, по обетованью Господа: идеже есм Аз, ту и слуга Мой будет ( Ин.12:26 ). Живая вера одушевляла их, надежда окрыляла души их и от земли возносила к небу. Хотя видимо Господь перестал быть с ними; но они чувствовали невидимое присутствие Господа среди себя, по обещанью Его: се Аз с вами есмь во вся дни (Мат.28:20). Теперь они понимали слова Господа: истину вам глаголю: уне есть вам, да Аз иду ( Ин.16:7 );– «лучше для вас, чтобы Я пошел». Все это исполняло Апостолов великою радостью, в ожидании скорого сошествия Святого Духа, Утешителя. Братия! Радость Апостолов есть и наша радость: чему они радовались, тому и мы можем и должны радоваться, прославляя Господа Иисуса Христа, ныне вознесшегося на небо. И для нас Господь пребывал па этой земле и совершил великие подвиги, чтобы умилостивить Отца небесного; и для нашего спасения Он пострадал, умер и воскрес; и для нас вознесся Он на небо, чтобы ниспослать от Отца Всесвятого Духа, который пребывает в Церкви и осеняет всех верующих в Господа Иисуса. И для нас вознесшийся на небо и сидящий одесную Бога Отца, Господь Иисус есть Ходатай пред Отцем небесным. Всегда мы должны заботиться о том, чтобы жить праведно и не грешить; а если согрешит кто, по немощи человеческой, не должен унывать и отчаиваться: мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( Ин.2:1.2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Приготовительные недели к святому Великому Посту Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Весна души христианской — Великий пост , ведущий к Святой Пасхе . Вот и в Церкви Христовой уже предчувствие Великого Поста и Пасхи : начинаются подготовительные седмицы к посту, читаются особые Евангельские чтения, поются дивные песнопения. Не оставляет вниманием Церковь и телесную жизнь своих чад и премудро устрояет постепенное вхождение в поприще Великого Поста . Четыре подготовительных воскресных дня и три седмицы между ними: сплошная седмица мытаря и фарисея, когда нет постных дней, за ней следует неделя о блудном сыне и «пестрая»седмица, когда постимся в среду и пятницу, а в субботу вместе со всеми православными празднуем Вселенскую родительскую (поминальную) субботу ; последняя неделя перед постом особенная мясопустная, сырная или Масленица . Неделя мытаря и фарисея Фарисейски кто живет, (от) церкви далече бывает. (из Богослужения Недели о мытаре и фарисее) Лук.18:10-14 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

http://pravmir.ru/gotovimsya-k-velikomu-...

Душа, оказываясь вне восприятия чувственных вещей, с помощью входа святых тайн «возводится к делающемуся явным, нематериальному, простому, неизменному, богоподобному, свободному от всякого образа и вида знанию вещей духовных». Через это знание человеческая душа, собрав свои силы, «приближается к Слову и соединяет умным лобзанием совершеннейшее и таинственнейшее новое учение и ведение о домостроительстве Божием нашего спасения». В этом обряде показывается преходящность чувственного и обнаружение умопостигаемого, «новое учение божественного о нас таинства, тождество единомыслия, единодушия и любви, в котором все будут находиться между собой и с Богом» . Говоря об общем смысле обряда Великого входа, преподобный Максим замечает, что этот вход «есть начало и прелюдия к новому обучению, которое совершится на небесах, о домостроительстве Божием касательно нас и откровением тайны спасения нашего, сущей в святилищах божественной сокровенности» . В качестве свидетельства и подтверждения этого святой приводит слова Господа Иисуса Христа: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26: 29). Великий вход у преподобного Максима имеет возвышенное духовно-­символическое значение, которое заключается в возведении души к Богу и созерцании умопостигаемых истин. Вход святых даров расположен после евангельского чтения, которое в общем плане прообразует «скончание мира сего» и Страшный суд. Поэтому вход символизирует то, что совершится после суда в Царстве Божием, – некое «новое обучение», познание истинного Бога, в котором будут совершенствоваться все, удостоившиеся Небесного Царства Его, как сказано у апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). 2.3. Святитель Герман Константинопольский Святой Герман родился между 630 и 650 годами, скорее всего, в середине 640-х годов. Он был византийцем из знатной семьи, его отец приходился родственником императору Ираклию и занимал во время его правления высокий пост.

http://pravoslavie.ru/32083.html

Затем Апостол доказывает свое право пользоваться от коринфян всем необходимым для своего содержания, как и прочие апостолы. Таковое право он доказывает сперва общечеловеческими обычаями, а потом божественным установлением. Какой воин, говорит он, служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноградник, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? ( 1Кор.9:7 ). Это означает, что апостолы были и воины, и земледельцы, и пастыри. Воевали они не с чувственными врагами, а с разумными душами и с бесовскими ополчениями. Пахали не на земле, а на душах человеческих, возделывая их и сея на них слово Божие. Пасли они не животных, а души человеческие. Продолжая речь свою, Апостол говорит: потому ли только я так говорю, что так введено человеческими обычаями? Не то же ли говорит и закон Божий, данный через Моисея ( 1Кор.9:8–9 )? Разъяснив этот закон, святой Апостол делает из сказанного такое заключение: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? ( 1Кор.9:11 ). Этими словами он как бы так говорит: если мы посеяли в вас семена слова Божия, которыми питаются души ваши и от которых рождается спасение душ, приводящее в жизнь вечную, – то велико ли то, если мы получим от вас только то, что нужно для временной, телесной жизни? Если другие, производящие среди вас смуту, как выдающие себя за учителей, показывают власть над вами, получают от вас все необходимое и требуют этого от вас с дерзостью, то не более ли права на это имеем мы? Однако мы не пользовались этой властью, но все переносили, дабы не поставить преград благовествованию. Мы старались приобретать необходимое для себя своими трудами; мы иногда получали это от других Церквей, но не от вас. Потому ли мы так поступали, что не имели права или что менее любили вас? Нет, но для того, чтобы не поставить преграды нашей проповеди о Христе, чтобы кто не подумал, что мы проповедуем вам Евангелие ради гнусного прибытка. Да извлекут урок для себя из настоящего апостольского чтения и пастыри, и пасомые! Если такой великий муж, как святой апостол Павел, более других потрудившийся в деле благовествования и пастырства, подвергался нареканиям от своих врагов, то да не смущаются и в наши времена пастыри Церкви, если их всячески злословят, клевещут, обижают, стараются возбудить против них тех же пасомых, для которых они трудятся!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

И Ветхозаветное богослужение вводило народ в тайну искупления. Слова: «священник», «жертва», – были привычными и понятными. Ветхий Завет пронизан потоками крови жертвенных животных. Но, вместе с тем, он пронизан и ощущением недостаточности этой крови для очищения человеческих грехов. «Рукотворенное святилище» было устроено только «по образу истинного», в которое вошел уже Сам «Христос». И Он уже не как ветхозаветный «первосвященник входит во святилище». Тот входил «с чужою кровью». А Христос «явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». А заповедь о субботе должна была возводить души ко дню вечного покоя и блаженства. Она была знамением между Богом «и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» ( Исх.31:17 ). И только сквозь Ветхий Завет и могло прозвучать свидетельство, сказанное Иоанном Крестителем своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». И те ученики, которые усвоили дух Ветхого завета и чаяли того, к чему была устремлена вся ветхозаветная история, молча «пошли за Иисусом» ( Ин.1:37 ), как за агнцем, назначенным в жертву. Пошли, чтобы и за них пролилась Его жертвенная кровь. И мы, просвещенные Божественным писанием, тоже должны со страхом Божиим и верой идти за Ним, к Его страстной седмице. Чтобы Его жертвенная кровь очистила и наши кающиеся души, и не пролилась бы мимо, на землю, на попрание людям и на посмеяние диаволу. О подведении итогов. Неделя пятая Великого поста, Марии Египетской Евр.9:11–14 . Преподобной:  Гал.3:23–29 Мк.10:32–45 . Преподобной:  Лк.7:36–50 Сегодня – последние новозаветные чтения перед Лазаревой субботой, с которой пойдет уже точный отсчет последних дней земной жизни Господа Иисуса. Подведем некоторые итоги того, что мы за это время услышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас для совершенной уверенности в надежде оказывал такую ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. Время сокращается, ожидание становится более напряженным, уверенность — более радостной. Это звучит в чтении послания (Евр. 9,28) пятой субботы: Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится, ждущим его во спасение. Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих его во спасение. Это последнее чтение перед Лазаревой Субботой, когда от времени ожидания мы переходим ко времени исполнения ожидаемого. Чтения Евангелия для великопостных суббот выбраны из Евангелия от Марка и тоже имеют свою последовательность. Евангелие первой субботы объясняет нам смысл и значение этой последовательности. Христос опровергает лицемерные запреты еврейских суббот и говорит (Марк. 2,27-28) : … Суббота человека ради бысть, а не человек для Субботы. Тем же Господь есть Сын Человеческий и Субботы. … Суббота для человека, а не человек для Субботы: посему Сын Человеческий есть господин и Субботы. Наступила новая жизнь, началось воссоздание человека. В субботу 2-й недели Поста мы слышим, как прокаженный говорит Христу: «Если хочешь, можешь меня очистить… (Христос) сказал ему: хочу, очистись» (Марк. 1,40-41). В 3-ю субботу мы видим, что вопреки всем запретам Христос «… ест с мытарями и грешниками…» (Марк. 2,14-17). В 4-ю субботу в ответ на «добро зело» творения мира (Бытия, 1) Евангелие радостно восклицает: «… все хорошо делает: и глухих делает слышащими и немых — говорящими» (Марк. 2,14-17). Наконец, в 5-ю субботу все завершается решительным исповеданием Петра: «Ты — Христос…» (Марк. 8,29). Это принятие человеком тайны Христа, тайны Нового Творения. Великопостные субботы, как мы уже сказали выше, заключают в себе вторую тему или измерение: тему смерти .

http://pravmir.ru/velikopostnye-subboty/

Ибо такое изображение для нас – вместо всегдашней памяти и очевидной истории, а для не умеющих читать – вместо всегдашнего чтения, и так, что в священной истории читаем, или из нее слышим, то изображенным на иконе ясно видим. 3) Благодарным хвалением, пением и славословием, когда чудесные и спасительные дела Его поминаем и воспеваем благость Его. Потому святое Божие слово повелевает нам воспевать великое сие дело: Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5:18-19). И еще: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3:16). И песнь новую петь повелевает: Воспойте Господу новую песнь, ибо дивное сотворил Господь (Пс. 97:1). Новому чуду новая песнь прилична. Новое чудо соделалось в нас, какого в древние годы не видели. Новое чудо, что Бог во плоти явился, и Господь славы пострадал за непотребного раба Своего. Нас ради, грешных, то новое чудо сотворилось: нам новую песнь петь Господу подобает, петь же в обновлении сердца и духа, то есть в отложении ветхого человека и облечении в нового. Нашему благополучию сорадуясь, Ангелы святые воспели Богу, помиловавшему нас: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14). Предвидели это великое чудо пророки святые и воспели с удивлением. Один воспел: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7:14). Другой, ужаснувшись о сем, возопил: Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! узнал о делах Твоих, и ужаснулся (Авв. 3:1-2 и след.). Авраам увидел и возрадовался (Ин. 8:56). Они предвидели то, что мы уже видим. Они видели будущее, мы видим совершившееся. Они ожидали, мы дождались. Они – под мраком и тенью покрытое, мы откровенное видим. Посему праведно и прилично нам петь новую песнь: Приидите, радостно воспоем Господу, воскликнем Богу Спасителю нашему; предстанем пред лицем Его со славословием и во псалмах воскликнем Ему (Пс. 94:1-2). К сему ликованию созывает нас матерь наша, Святая Церковь: «Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе», и прочее (На вечерни праздника Рождества Христова). Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему (Лк. 1:68). Помощник и покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его (Исх. 15:2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Итак, чтобы нам получить это удовольствие и здесь, и в будущей жизни, обратимся к добрым делам; таким образом сподобимся мы и будущих венцов, которых и да удостоимся все благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу, со Святым Духом, слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Беседа 41   " Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь " (Ин.5:39,40).   1. Не должно читать Священного Писания урывками и легкомысленно. - 2. Иудеи будут иметь своим обвинителем самого Моисея. - 3. Опровержение предлогов и пустых извинений иудеев. - Их злоба и жестоковыйность. - Добродетель мать благоразумия. - Грех рождается от глупости. - Мудрость того кто боится Бога, и неразумность того, кто не боится Его.   1. Много надлежит нам, возлюбленные, иметь попечения о делах духовных; и не будем думать, что для спасения достаточно заниматься ими как-нибудь. Если в делах житейских ничего великого достигнуть не может тот, кто исполняет их небрежно, и как случилось, то тем более так должно быть в делах духовных, потому что они и требуют наибольшей тщательности. Поэтому и Христос, отсылая иудеев к Писаниям, отсылал не для простого чтения, а для точного и обдуманного испытания их. Он не сказал: " читайте Писания " , но: " исследуйте Писания " , потому что сказанное о Нем в Писаниях требовало много внимания (как прикровенно сказанное для пользы людей того времени). Итак, Он повелевает им теперь со тщанием углубляться в Писания, чтобы они могли найти сокровенное в глубине их. Сказанное о Христе не поверхностно сказано и не на виду положено; но, как сокровище некое, положено в великой глубине. А кто, отыскивая положенное в глубине, с усердием и трудом не станет искать, тот и никогда не найдет искомого. Поэтому, сказав: " исследуйте Писания " , Христос присовокупил: " ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную " . Не сказал: " имеете " , но: " думаете иметь " , показывая, что надеющиеся спастись одним чтением, без веры, не могут приобрести никакого великого и важного плода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010