Сразу две заповеди прямо нарушил Давид – заповедь Десятословия «не прелюбы сотвори» ( Исх.20:14 ; Втор.5:18 ), не прелюбодействуй, и заповедь, данную еврейскому народу для соблюдения чистоты его богоизбранности: не брать " себе жен иноплеменных из народов земли» ( 1Ездр.10:2 ) 341 ( Неем.13:26 ). (надо полагать, что жена хетта Урии также была из хеттского народа). Нарушил он и еще одну заповедь Десятословия: «не убий» ( Исх.20:13 ; Втор.5:17 ), нарушил косвенно, приказав послать Урию на верную смерть, но мы-то уже знаем, что Бог желания в деяния вменяет. Поэтому блудное поползновение Давида стало для него источником осквернения – а под осквернением Ветхий Завет понимает прежде всего нечистоту сакральную, негодность для пребывания в общении Дома Божия 342 ( Лев.15:31 ), – «не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь обитаю среди сынов Израилевых» ( Числ.35:34 ). О грехе же Давидовом сказано так: «С женою ближнего твоего не ложись, чтобы ... оскверниться с нею» ( Лев.18:20 ).. Но слезами Давида, которые он проливал об этом согрешении своем, до сих пор плачет весь мир, вспоминая свои грехи, – эти слезы слились в 50-й псалом, который нам положен и для ежедневного чтения 343 , и для чтения в случаях особых, когда власть греха обуревает нас особенно сильно. Но кто видел мои слезы? кто слышал мой плач о грехах? Откуда это окамененное нечувствие 344 ? А ведь оно есть – не лгу же я себе, когда ежевечерне прошу Господа избавить меня от него... Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Преступи среде. Чти вторнику. Очисти, якоже мытарь, вопию Ти, Спасе, очисти мя: никтоже бо сущих из Адама, якоже аз, согреших Тебе. Рече Господь притчу сию: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Ст. 1. Когда наступил седьмой месяц (т. е. месяц Тисри, седьмой в году священном и первый в гражданском году), и сыны Израилевы жили по городам своим; тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами… , т. е. пред восточными воротами храма, от которых шла дорога к потоку Кедрскому. Этим примечанием священный писатель хочет поставить на вид необычайную ревность и единодушие народа еврейского к изучению закона Божия. Несмотря на то, что народ был уже в рассеянии по городам и уже устроился в них хозяйственным образом, и, следовательно, путешествие кстолице было сопряжено для многих с немалыми затруднениями, – несмотря на все это, не только мужчины, но и женщины, словом, весь народ, как один человек, устремляется к столице, и, притом, на весьма продолжительное время, чтобы поучаться там закону Божию. В этом отрадном движении народном нельзя не видеть влияния великого учителя и вдохновенного священника Ездры. Прискорбное дело о браках с иноплеменницами показало ему полное неведение и забвение закона Божия не только в простом народе, но и в среде его учителей; а послушание и готовность, с какими народ поспешил расторгнуть свои незаконные браки, дабы восстановлен был нарушенный закон Божий, внушили Ездре надежду, что можно будет с успехом преклонить сердца народные к изучению всего закона Божия, вообще. Он дал, вероятно, почувствовать народу его крайнее неведение заветов Божиих и обещался помочь ему в сей нужде, назначив для публичного чтения и объяснения забытой книги закона, священные и праздничные дни месяца Тисри. Сердце народа, очищенное бедствиями плена, с радостью отозвалось на призыв Ездры, – и вот, когда наступил первый день месяца Тисри 908 , т. е. праздник нового лета (он же и праздник труб), собравшиеся, как один человек, Израильтяне на храмовой площади у восточных ворот, сказали книжнику Ездре, чтоб он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю . Относительно самого чтения закона Божия и поучения в нем народа Израильского, в данном случае, достопримечательны следующие обстоятельства:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Цикл роликов протоиерея Дмитрия Сизоненко, где он комментирует евангельские чтения великопостных воскресений Группа Вконтакте Facebook группа Шесть воскресений для Бога Цикл роликов протоиерея Дмитрия Сизоненко, где он комментирует евангельские чтения великопостных воскресений. Торжество Православия Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня мы начинаем цикл встреч «Шесть воскресений для Бога». Наши встречи будут посвящены евангельским чтениям, которые читаются за воскресным богослужением. В первое воскресенье Великого поста мы слышим историю, которую рассказывает евангелист Иоанн в конце первой главы Евангелия от Иоанна о встрече Христа с Нафанаилом. Давайте сначала прочитаем сам текст: На следующий день Иисус решил идти в Галилею. Он нашел Филиппа и сказал ему: следуй за Мной. Филипп был из Вифсаиды, из того же города, что и Андрей с Петром. Он нашел Нафанаила и сказал ему: мы встретили Того, о Ком написано в Законе Моисея и о Ком писали пророки. Это Иисус, сын Иосифа из Назарета. Нафанаил ответил: разве из Назарета может быть что-нибудь доброе? Филипп сказал: пойди и посмотри. Тогда Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила, Он сказал: «Вот истинный израильтянин, в котором нет никакого лукавства». Нафанаил удивился: откуда ты меня знаешь? Иисус ответил: еще до того, как Филипп позвал тебя, я видел тебя под смоковницей. Тогда Нафанаил сказал: «Рабби, ты Сын Божий, ты Царь Израилев». Иисус ответил ему: «Ты говоришь это, потому что я сказал, что видел тебя под смоковницей, ты увидишь еще больше того». И добавил: «Аминь, аминь говорю вам, вы увидите открытые небеса и ангелов Божиих поднимающихся и спускающихся на Сына Человеческого». В этом евангельском эпизоде много удивительных деталей, которые очень близки и которые отличают авторский стиль евангелиста Иоанна. Во-первых, это всегда встречи, в результате которых происходит узнавание. И всегда узнавание происходит на каком-то новом уровне, потому что то, что ты видишь при первом свидании, при первой встрече, при первом взгляде, никогда не соответствует тому, что тебе откроется в какой-то момент в глубине, когда вдруг нечто приоткрывается и персонажи друг друга узнают. И мы узнаем все эти прекрасные места — Вифсаиду, откуда родом первые ученики Иисуса Христа, и мы видим, как весть о том, что пришел Тот, кого ждали пророки и весь народ, распространяется из уст в уста. И точно так же увеличивается количество учеников рядом со Христом.

http://predanie.ru/book/220739-shiest-vo...

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего». Апостол опять обращает слово к великому Первосвященнику Иисусу Сыну Божию, начав говорить о Нем выше (гл. 3, 1–6). Он говорит о величии первосвященнического служения Иисуса Христа и о Его превосходстве перед первосвященником ветхозаветным для того, чтобы утвердить в читателях христианах из Евреев живую веру в Иисуса Христа и одушевить их постоянною ревностию к соблюдению заповедей Христовых. «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Христа, Сына Божия». Говоря так, св. Павел указывает на несравненное превосходство «первосвященника исповедания нашего Иисуса Христа» ( Евр.3:1 ). Это превосходство выражает он словами: «прошедшего небеса». Ветхозаветный первосвященник имел то превосходство пред священниками, что как образ великого Первосвященника Иисуса Христа, он однажды в год входил «во святое святых». А Иисус Христос, как Первообраз, которого предызображали все ветхозаветные первосвященники, вошел не во святое святых, чтобы там, подобно первосвященнику по чину Аарона, принесть кровавую жертву пред ковчегом завета, как пред лицем Божиим, но как Агнец, предвечно закланный ( Откр.13:8 ), Самого Себя принесший на кресте в жертву за грехи мира; Он прошел небеса, т. е; вознесся превыше всего сотворенного, и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ), т.-е. воспринял и по человеческому естеству Божескую славу, стал вечным Ходатаем Бога и человеков, как единородный Сын Божий, истинный Бог, возвеличивший Божескою славою и наше человеческое естество, воспринятое Им в нераздельное единение с Своим Божеским лицем. «Имея Первосвященника великого». Ветхозаветные праведники желали видеть сего первосвященника, и не видели ( Мф.13:17 ); а нам Отец небесный даровал это счастие ( Ин.3:16 ; Рим.8:32 ); мы верою имеем общение с Господом Иисусом, и в Нем получаем жизнь вечную ( 1Ин.5:11–13 ). «Будем твердо держаться исповедания нашего». Помышляя о таком величии нашего первосвященника, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться нашей православной веры, той веры, которой научил нас Сам великий первосвященник Иисус Христос, которую приняли от Него избранные ученики Его и Апостолы и все слушавшие Его и уверовавшие в Него, а от сих и все принявшие Христово учение, и последующие учению и руководству православной Церкви. Будем постоянны и непоколебимы в исповедании нашей веры среди всяких скорбей, гонений, соблазнов и обольщений, с твердою надеждою на Господа Иисуса, Спасителя нашего. Блаженный Феодорит говорит: «Исповеданием наименовал нашу веру; ибо исповедуем, что мы веруем, не только в Отца и Сына и Святого Духа, но и в воскресение мертвых, и в жизнь вечную, и в царство небесное» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Слышанное ныне чтение из послания апостола Павла к Ефесянам напоминает о великих благодеяниях Божеских, явленных нам в Иисусе Христе, и также о наших христианских обязанностях. Повторим апостольское учение с внимательным размышлением для общего назидания. «Бог богатый милостию, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – (благодатию вы спасены): и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». «Бог богатый милостию, по Своей великой любви, которою возлюбил нас». Источник богатых милостей, какие род человеческий, от начала мира и доныне, всегда получал и получает, есть Божеская любовь к человекам, или вечная, беспредельная благость Божия. Сия благость Божия есть источник или начало всех благ, какие только есть в мире. Един Бог благ или беспредельная полнота всех благ; Он есть Податель всех благ, которыми пользуются все существа мира видимого и невидимого. Не по нужде какой, а по единой благости своей Бог создал весь мир, Ангелов и человека; по благости своей Бог украсил человека своим образом, поставил его владыкою над всеми окружающими его тварями, в начале приготовил ему земной рай, и предназначил его к вечной блаженной жизни. По этой благости Божией имеем мы бытие и все, что служит к продолжению нашей жизни и к удобствам ее. Пища и питие, свет, теплота, воздух, и все дары природы – все это дары благости Божией, или дары великой любви, какою Бог возлюбил нас человеков. «По сей великой любви Своей – и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, учит Апостол (благодатию вы спасены): и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». В кратких словах Апостол напоминает нам о величайших благодеяниях Божеской любви: о нашем искуплении чрез Иисуса Христа, о нашем благодатном возрождении, о будущем воскресении и прославлении. Все это совершает Бог, говорит Апостол, за премногую любовь свою, еюже возлюби нас. Великая и беспредельная любовь Божия была первою причиною того, что Бог Отец послал в мир единородного Сына Своего, для спасения человеков. Спаситель мира говорит: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

3-я и последняя часть великого повечерия представляет собою повечерие малое, то самое, которое совершается отдельно в дни не постовые. Только на малом повечерии прибавляется еще из первой части великого повечерия – символ веры , а из второй его части– псалом 50-й покаянный. Если 2-я часть великого повечерия, как видели мы, заключает в себе чтения и песнопения покаянного характера, то третья часть – иного свойства: она состоит главным образом из славословий и хвалений Господу и святым угодникам Божьим. Потому она подобна той части утрени, которая начинается пением канона. Начинается она, как и вторая часть воззванием: ,,Придите, поклонимся”. Затем читаются псалмы – 69-й: Боже , в помощь мою вонми и 142-й: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей. Эти псалмы содержанием своим представляют как-бы переход от службы покаянной к службе более торжественной. Так, в первом из этих псалмов св. Церковь , словами, псалмопевца Давида, призывает к радости духовной всех верных рабов Божьих, ищущих Господа и творящих святую волю Его: „Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя и любящие спасение Твое; да говорят непрестанно: велик Бог!” А во втором псалме, указывая на множество врагов нашего спасения мы просим Господа, чтобы Он, изведший из темницы, ада души праведников, и нас не оставил в напастях наших; „Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших... Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою. Укрепив молитвою св. Псалмопевца надежду на Господа, мы затем восхваляем его величие и неизреченное к нам милосердие в славословии: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Чтение славословия начинается тою песнью, которую воспели св. ангелы при рождении Спасителя. Мы прославляем здесь Господа, пославшего в Мир, Единородного Сына Своего; прославляем Сына Божия, как Агнца Божия взявшего на Себя грехи мира. Но не можем мы только славословить Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Ветхом Завете описаны события от начала сотворения мира до I века до Рождества Христова. На каком основании мы называем Завет «Ветхим»? Выражение «Ветхий Завет» имеет основания в Священном Писании. Оно встречается в Послании апостола Павла к Коринфянам ( 2Кор.3:14 ), где связывается с Моисеевым Законом. В аллегорическом сопоставлении Сарры и Агари ( Гал.4:22-26 ) апостол Павел противопоставляет Синайский Завет Новому Завету, подразумевающему свободное и осознанное стремление человека к единению с Богом. Касательно раннехристианской литературы можно отметить, что, например, во II в. понятие «Ветхий Завет» (др.-греч. Παλαι Διαθκη), в отличие от Нового Завета (Καιν Διαθκη), использовали Мелитон Сардийский и Ориген (См. по этому поводу: «Эклоги» ). Что касается выражения «Новый Завет», то основанием для его употребления является, в частности, пророчество Иеремии о заключении Нового Завета: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31-32 ). Используется ли Ветхий Завет в церковном богослужении? Ветхий Завет широко используется в православном богослужении. Например, псалмы употребляются как постоянная основа ежедневных служб: «вечерний псалом» ( Пс.103 ) за вечерней; шестопсалмие ( Пс.3, 37, 62, 87, 102, 142 ) и хвалитные псалмы ( Пс.148, 149, 150 ) во время утрени; по три псалма на каждом часе; «благодарственным псалмом» ( Пс.33 ) заканчивается Литургия, в начале же Литургии слова мы слышим «Изобразительные» антифоны ( Пс.102, 145 ) и так далее. Кроме того, вся Псалтирь разделена на двадцать частей – кафизм, которые читаются еженедельно за вечерней и утреней. Во время Великого Поста вся Псалтирь прочитывается два раза каждую неделю. Опять же, во время Великого поста практикуется чтение других ветхозаветных Книг. Еще одной составляющей православного богослужения, связанной с использованием Писания Ветхого Завета, является чтение паремий – фрагментов Библии, предназначенных для чтения в особых случаях. Паремии читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб. Не будем забывать и о Великом покаянном каноне, автор которого, св. Андрей Критский , для обзора перечисляемых грехов рассматривает Библейскую историю, при этом в первых восьми песнях канона он обращается преимущественно к Ветхому Завету. Для удобства изучения можно ли разделить Ветхий Завет на своего рода блоки по содержанию?

http://azbyka.ru/vetxij-zavet

И здесь библейское учение очень ясно нам говорит, что каждый из нас распял Христа, потому что все мы грешники. Все мы без исключения. Мы не можем обвинить во всем Адама, в этом смысле мы все составляем Адама. Святой Симеон Новый Богослов сказал, что мы хуже, чем Адам. Он был создан из земли, ничего о себе не знал, у него была жена, и какая-то хитрая змея сказала ему что-то, и он все испортил. Святой Иреней говорит, что мы должны пожалеть его, не судить его. Но они оба, и Св. Иреней и Св. Симеон, говорят: мы, христиане, утверждаем, что мы все знаем, и как мы себя ведем? Что мы делаем? Они говорили, что мы в тысячу раз виноватей! На протяжении всего Великого Поста читается Послание к Евреям, которое, кстати, является новозаветным посланием … Бывает люди спрашивают: «Отец, какую хорошую книгу прочитать во время Великого Поста?» Послание к Евреям – это очень хорошая книга для чтения во время Великого Поста. Прочитайте ее хотя бы трижды, потому как все, о чем я сейчас говорю, есть в этой книге. Не нужно больше приносить в жертву овец, волов, коров, кровь и так далее; Господь отдает свою собственную Кровь, которая стоит Ему жизни, в полной и совершенной любви к Богу и к каждому последнему грешнику, то есть к каждому когда-либо жившему человеку, повинному в Его распятии. Но распятие нас спасает. Почему? Потому что Он любит нас, Бог есть Любовь , Любовь – это исполнение закона. В этом и есть смысл слов «Он заплатил цену выкупа». Когда говорится, что Он «заплатил цену выкупа» на кресте, речь идет не о цене наказания, а о цене любви. Апостол Павел пишет: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви». В молитве Господней, которой Иисус учил своих учеников, говорится: «И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим». Другими словами: «Прости нас за то, что мы не любим Тебя, так же, как и мы, подражая Христу и вместе с ним, прощаем тех, кто убивает нас». Если ты христианин, ты не убиваешь людей; если ты христианин, убивают тебя. Тебя убивают, а ты прощаешь человека, который тебя убивает. Таково Евангельское учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

" Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино " Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея. В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях. Вечерня Великой пятницы ( " Вынос Плащаницы " ) посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение - " гроб " , украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения " Свете тихий " читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги " пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и " Аллилуйи " заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси (Пс. 21, 1). Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. 87, 6). После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на престоле. Затем после " Отче наш " , во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб. " Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи (Тропарь Великой субботы). В некоторых церквях после Вечерни поется Повечерие или так называемый " Плач Пресвятыя Богородицы " (см. в нашем издании). О Великой субботе

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2118...

21:20). Здесь и окончим настоящее наше слово. Итак будем, умоляю вас, презирать настоящее, а стремиться духом к будущему, благоволение Божие почитать выше всего и жизнью добродетельною приобретать себе твердость упования, чтобы и настоящую жизнь провести беспечально, и будущих благ достигнуть, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 47 « И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама » (Быт. 22:1).   Божественное повеление о принесении Исаака в жертву и несокрушимая твердость веры и послушания Авраама божественной воле. — Прообразовательное значение этого жертвоприношения. — Клятвенное подтверждение Богом данных прежде обетований и увещание слушателей к исполнению божественных заповедей.   1. Много полезного для нас заключается в сегодняшнем чтении из Писания и неизреченное сокровище сокрыто в этих кратких словах. Таковы божественные изречения: не во множестве слов, но в кратких выражениях содержат великое богатство. Итак, исследуем указанные слова Писания и тщательно изучим смысл нынешнего чтения. Здесь мы увидим новые примеры и великой добродетели праотца и дивного человеколюбия Божия. « И было , — говорит Писание, — после сих происшествий Бог искушал Авраама ». Что означают эти слова: « И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама »? Посмотри, как божественное Писание уже в этих самых словах хочет открыть нам добродетель праведника. Намереваясь поведать нам об искушении, наведенном от Бога на Авраама, Писание предварительно хочет указать нам самое время, в которое праотцу дано было повеление принести (в жертву) Исаака, чтобы ты (полнее) знал великое послушание праотца, и то, как он ничего не позволял себе почитать выше угождения Богу. Что же значит: « И было, после сих происшествий »? После рождения Исаака, Сарра, видя близкое обращение Измаила с Исааком, как мы вчера об этом беседовали с вами, вознегодовала на это и сказала Аврааму: « Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком », — а праотцу показалось это жестоко.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010