Е. Богданов Пособие к церковному чтению, положенное для вразумительности чтения на ноты на основании обычного древне-церковного чтения Источник На основании обычного древне-церковного чтения, а частью на основании письменных памятников древне-церковного чтения Преподавателем церковного пения в Подольской Духовной Семинарии псаломщиком Евфимием Богдановым. При содействии и участии законоучителя Подольского женского училища духовного ведомства священника Ильи Лебедева Содержание От составителей 1. О Церковном чтении 2. Виды церковного чтения 3. Чтение молитв и псалмов 4. Чтение стихир и тропарей и кондаков 5. Чтение разного рода канонов 6. Чтение Наречий 7. Чтение Апостола 8. Произношение прокименов перед чтением Апостола 9. Произношения наименования священных книг перед чтениями разного рода паремий 10. Чтение Евангелия диаконом 11. Правила для чтения двух апостолов, двух евангелий и трех паремий вместе с советами для чтецов названых чтений 12. Чтение Евангелия священником, вместе с пояснениями 13. Чтение священником, разного рода молитв 14. Чтение Великого канона Андрея Критского 15. Произношение диаконом и священником разного рода ектений с присоединением тех возгласов, которые произносятся во время Богослужения как диаконом так и священником вместе, с пояснениями к ним 16. Возгласы, произносимые только священником на литургии, всенощном бдении и вообще на торжественных Богослужениях, вместе с пояснениями к ним и историческими заметками 17. Произношение священником возгласов на часах, на вседневной вечери и вообще на Богослужениях менее торжественных 18. Чтение акафистов     От составителей Предлагаемое «Пособие к церковному чтению» составлено главным образом на основании церковного чтения, слышанного составителями в следующих епархиях и следующих годах: Новгородской, напр., в Софийском соборе в Новгороде, в первоклассном Юрьевом монастыре, Тихвинском монастыре и других церквах в 70-х годах; Петербургской – в Александро-Невской лавре. Троице-Сергиевой пустыни и других церквах–в 80-хъ годах; Владимирской – в Рождественском архиерейском монастыре и Успенском кафедральном соборе в г. Владимире и в других городах и благоустроенных церквах в 60-х. 70-х и 80-х годах; Киевской – преимущественно в Киево-Печерской лавре в 80-х годах: Волынской – преимущественно в Почаевской лавре в 85 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пятые детско-юношеские Елизаветинские чтения прошли в Смоленске (интервью) 2 ноября, 2011. Новостная служба В центре внимания исследовательской и творческой деятельности детей традиционно остаётся образ Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Однако тематика чтений постепенно расширяется. Многие доклады, включённые в программу, были посвящены вопросам милосердия, доброты, нравственной чистоты… 31 октября 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Смоленской областной детской библиотеке им. И.С. Соколова-Микитова при поддержке Департамента Смоленской области по культуре и отдела катехизации Смоленской епархии прошли Пятые детско-юношеские Свято-Елизаветинские чтения «Белый Ангел России». Они стали подарком для юных почитателей Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой к 147-летию со дня ее рождения, которое отмечается 1 ноября. Впервые за пять лет ежегодные чтения вышли за рамки Смоленщины. Скоро выйдет из печати сборник детских творческих работ по итогам I-IV детско-юношеских Елизаветинских чтений. В него вошли лучшие сочинения, стихи, рефераты, исследования, рисунки и фотографии, а также отзывы детей о фотовыставке «От милосердия к святости», которую Фонд Андрея Первозванного привозил в Смоленск в ноябре 2007 года. Об этом рассказала главный библиотекарь Смоленской областной детской библиотеки имени И.С. Соколова-Микитова Е.В. Малер. – Елена Владимировна, поздравляю Вас, директора библиотеки Светлану Александровну Петрищенкову и весь коллектив библиотеки с небольшим юбилеем – пятилетием Чтений. Какова цель их проведения? – Цель чтений – привлечение внимания подрастающего поколения к истории России и Русской Православной Церкви, к ее духовным ценностям, сохранение и развитие традиций благотворительности и служения идеалам добра на примере жизни и деятельности святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, а также развитие литературного и художественного творчества детей. – Как родилась идея проведения Чтений? – В нашей библиотеке несколько лет подряд проходили детские Достоевские чтения, и однажды сотрудник Фонда Андрея Первозванного (ФАП), услышав доклады наших ребят на детской секции взрослых Достоевских чтений, предложила Лидии Павловне Рябченко, которая была тогда директором библиотеки, провести детские Елизаветинские чтения. Спустя год, 2 ноября 2007 года, состоялись Первые детско-юношеские Елизаветинские чтения, посвященные 143-летию со дня рождения святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Они были организованы нашей библиотекой благодаря поддержке Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Департамента Смоленской области по культуре и отдела катехизации Смоленской епархии. Начинание Лидии Павловны поддержала нынешний директор библиотеки Светлана Александровна Петрищенкова.

http://pravmir.ru/pyatye-detsko-yunoshes...

В Вятской епархии прошли XXIV Свято-Трифоновские чтения «Великая Победа: наследие и наследники» 23 октября 2019 г. 11:08 С 14 по 21 октября 2019 года в городе Кирове прошли XXIV Свято-Трифоновские образовательные чтения на тему: «Великая Победа: наследие и наследники». Свято-Трифоновские образовательные чтения являются региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений и имеют созвучную с ними тему. Свято-Трифоновские образовательные чтения — совместный образовательный проект Вятской епархии , Правительства Кировской области и Администрации города Кирова. Мероприятия чтений проходили на епархиальных, приходских, областных и городских площадках. В них принимали участие священнослужители, представители администрации, педагоги, военнослужащие, представители казачества, учреждений культуры, социальной защиты населения, общественных организаций. Открылись чтения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Вятской государственной сельскохозяйственной академии (ВятГСХА) презентацией выставки «Небесные воины» , организованной епархиальным отделом по делам молодежи. Экспозиция повествует о судьбах священнослужителей и патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. В ВятГСХА также был организован живой диалог с молодежью « Непотерянное поколение: современные молодежные инициативы» . Речь шла о различных молодежных инициативах на приходском, епархиальном и общецерковном уровне. Одной из них стала  интеллектуальная игра «ПравоСлово» , которая прошла в областной научной библиотеке им. А.И. Герцена. Рисунки и сочинения юных участников чтений были представлены на выставке работ победителей епархиального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» . Выставка была организована епархиальным отделом религиозного образования и катехизации в областном дворце детского творчества «Мемориал». Этот дворец построен как памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны воинам-кировчанам. Традиционно в Вятской православной гимназии состоялись малые Свято-Трифоновские чтения . В них приняли участие учащиеся городских и областных школ, а также гости из православных гимназий Нижегородской митрополии .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Разделы портала «Азбука веры» Перевод В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии ) до его погребения и в память его погребения . Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в древности. Оно приносит великое утешение усопшим и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Чтение Псалтири начинается по окончании «Последования по исходе души» . Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири родственниками усопшего: оно свидетельствует о большой любви и усердии к поминаемым их ближним. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертвы за других, трудящихся в чтении. Читающему Псалтирь приличнее стоять, если состояние здоровья не заставляет его сесть. В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день 3й, 9й и 40й. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим 3 дня или 40 дней, включая день кончины. Псалтирь состоит из 20 разделов — кафизм , каждый из которых делится на три «Славы» . Перед чтением первой кафизмы произносятся молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири. Молитвы перед началом чтения Псалтири Примечание: Если чтение совершается после утреннего или вечернего правила, то можно начинать сразу с “Приидете поклонимся…”. Глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Перевод: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

http://azbyka.ru/poryadok-chteniya-psalt...

XIX Рождественские региональные образовательные чтения прошли в СПбДА декабря 2015 XIX Рождественские региональные образовательные чтения " Традиция и новации: культура, общество, личность " прошли 17 декабря в Санкт-Петербургской духовной академии . Чтения организованы Санкт-Петербургской епархией совместно с СПбДА, комитетом по образованию Санкт-Петербурга, отделом по взаимодействию с религиозными организациями администрации губернатора Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. Сопредседателями форума стали архиепископ Петергофский Амвросий и вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов. В чтениях приняли участие также наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадский Назарий , руководитель отдела по связям с религиозными объединения администрации Санкт-Петербурга Владимир Иванов, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга заслуженная артистка РФ Анастасия Мельникова, настоятель Софийского собора Царского села протоиерей Геннадий Зверев , педагоги общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, священнослужители, студенты духовных учебных заведений, научные работники, деятели культуры и искусства, представители органов власти, студенты санкт-петербургских вузов. Ведущим форума выступил заместитель председателя епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Илия Макаров . Рождественские образовательные чтения по обычаю проводятся в декабре, чтобы подвести итоги уходящего года и наметить планы на ближайшее будущее. Чтения стали завершающим форумом в год празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и открыли год 1000-летия русского присутствия на Святой горе Афон и 160-летия со дня рождения священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского. Форум был открыт постановкой " Святой Владимир " об обращении князя Владимира в христианство, исполненной театральной студенческой студией колледжа " Академия индустрии моды и красоты " Локон " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=900...

Завершились очередные Всероссийские Иринарховские чтения Борисоглебский, 2 марта 2005 г . Борисо-Глебский монастырь. В поселке Борисоглебский, в Ярославле и Ростове Великом с 27 февраля по 1 марта проходили Всероссийские Иринарховские чтения, посвященные памяти преподобного Иринарха-затворника Ростовского, Борисо-Глебского, чей духовный подвиг послужил делу освобождения Отечества от польско-литовского нашествия в 1612 году. Это уже восьмые по счету Чтения. Проводимые по благословению Патриарха Алексия, силами Борисо-Глебского монастыря и Отделением международного фонда славянской письменности и культуры, они стали ежегодными, передают наши корреспонденты Л.Данилова и А.Волгина. " Правда – венец всему " – эти слова стали девизом нынешних Чтений, собравших на этот раз ученых-демографов, медиков, психологов, священнослужителей, военачальников, журналистов и писателей из Москвы, Владимира, Иркутска, Новосибирска, Углича, Рыбинска, Ярославля. Как всякое на Руси доброе дело Чтения начались с молитвы. Божественную литургию в Борисо-Глебском монастыре служили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и епископ Бакинский и Каспийский Александр в сослужении игумена Борисо-Глебского монастыря Иоанна (Титова) и священников Ярославской епархии. Знаменательно, что Чтения открылись в неделю о блудном сыне, когда Святая Церковь начинает предуготавливать своих верных чад к поприщу Великого поста молитвой " Покаяния отверзи ми двери… " и в день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Это особо подчеркнуло дух Чтений, направленный на возвращение в жизнь нашего общества духовно-нравственных традиций русского народа и просветительство. Предметом разговора на этом представительном форуме (среди выступающих – один академик, четыре доктора и пять кандидатов наук) стала демографическая ситуация в нашей стране, которую сегодня иначе, как катастрофической, не назовешь. Директор медико-просветительского Центра " Жизнь " Н.Н. Бойко, проанализировав данные за последние десять лет (с момента принятия решения Каирской конференцией по народонаселению), рассказала о губительной для России деятельности Ассоциации планирования семьи, назвав страшные цифры: по данным официальной статистики в России ежегодно совершается до двух миллионов абортов, а по статистике Центра " Жизнь " – российскими матерями убиваются во чреве до четырех миллионов младенцев.

http://pravoslavie.ru/12856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Малый вход литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных благодаря наличию лекционарного аппарата для чтения за богослужением. Священный текст может быть представлен в Е. с. как в виде отдельных литургических чтений, расположенных в соответствии с устройством года церковного (см. ст. Лекционарий ; в слав. традиции этот тип Е. с. именуется апракосом ), так и в непрерывном виде, т. е. так же как в полной Библии (см. Четвероевангелие ). Е. с. хранится на св. престоле как одна из главных святынь в храме (отсюда иное название Е. с.- напрестольное Евангелие), символизирующих живое присутствие Христа в общине. В правосл. традиции чтения Евангелия за богослужением, составляющие центральную часть литургии оглашенных, а также праздничной и воскресной утрени и ряда особых служб (различных богослужений Страстной седмицы, царских часов и др.), совершаются диаконом, священником или епископом по Е. с. Для чтения книга обычно износится из алтаря и полагается на аналой , стоящий на амвоне (во всех случаях чтения Евангелия диаконом, а также во время царских часов, часов Страстной седмицы, за утреней Великой пятницы, в 1-й день Пасхи), или читается предстоятелем, к-рый держит Е. с. в руках (этот обычай широко распространен в совр. греч. традиции, но малоупотребителен в русской), или же диакон держит перед ним книгу. В нек-рых случаях (в воскресные дни, за утреней Великой пятницы, в 1-й день Пасхи) устав предписывает читать Евангелие из алтаря, но на практике это предписание часто не соблюдается. При совершении треб, чинопоследование к-рых включает чтение Евангелия, обычно используется Е. с. небольшого размера - т. н. требное Евангелие (как правило, оно не износится из алтаря специально для чтения, а просто помещается на требный аналой). Е. с. также износится из алтаря во время торжественных процессий: за Божественной литургией - на малом входе ; на вечерне - на входе в те дни, когда вечерня соединена с полной литургией или когда за вечерней или за литургией Преждеосвященных Даров устав предписывает читать Евангелие; на утрене - в Великую субботу (а по нек-рым древним уставам - и в др. дни; вход с Евангелием на утрене Великой субботы дал начало священнодействиям с плащаницей ); при совершении крестного хода . Изнесение Е. с. из алтаря и целование его верующими составляют одно из центральных священнодействий воскресной утрени (см. ст. Воскресенье ) и символизируют явление Христа по Его воскресении и поклонение Ему.

http://pravenc.ru/text/180916.html

Никитские чтения 2009 года Святитель Никита Новгородский В Великом Новгороде 10–13 мая 2009 года проходила IX Международная научная конференция «Духовные начала русского искусства и просвещения». Эта ежегодная конференция изначально посвящена памяти святителя Никиты Новгородского, которого Церковь чтит 30 апреля/13 мая, и поэтому называется еще Никитскими чтениями. Нынешние чтения были также посвящены и 1150-летию Великого Новгорода (первое упоминание города в летописи относится к 859 году). Как обычно, работа проходила при поддержке Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, Новгородской епархии Русской Православной Церкви, администраций Новгородской области и Великого Новгорода, Международной академии наук педагогического образования (Москва). В конференции приняли участие более 70 докладчиков. Зарубежную науку представляли гости из Италии, Хорватии, Украины, Белоруссии, Литвы, а Россию – посланцы Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Калининграда, Омска, Орла, Твери, Кемерово, Казани, Пскова, Уфы, Рязани, Шуи, Тольятти, Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода. Среди участников были священники, педагоги, филологи, искусствоведы, библиотекари, преподаватели вузов, аспиранты, студенты, школьные учителя и ученики. Никитские чтения начались с молебна в Софийском соборе, а затем участники отправились в Юрьев монастырь, где в епархиальном духовном училище проходила основная работа. Пленарное заседание Никитских чтений открыл архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, который отметил значимость того, что конференция проходит в стенах монастыря, поскольку монастыри изначально были центрами русского просвещения. Архиепископ Лев поблагодарил участников конференции за то, что они сохраняют традиционные ценности, назвал путь, который они избрали, путем служения алтарю Отечества. После приветственных слов состоялось вручение свидетельств об окончании двухлетних курсов повышения квалификации «Духовное образование и воспитание детей и молодежи», которые проводили для педагогов Великого Новгорода совместно Новгородская епархия и Новгородский университет. Свидетельства получили преподаватели самых разных дисциплин, поскольку целью курсов было приобщение специалистов к духовным ценностям отечественной традиционной культуры.

http://pravoslavie.ru/30566.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРЕМИЯ [Греч. παροιμα - притча], в православной литургической терминологии обозначение отрывка ВЗ, звучащего за богослужением в качестве библейского чтения. Наименование связано с тем, что в LXX заглавие Книга Притчей Соломоновых, отрывки которой особенно часто используются в качестве П., передано как Παροιμαι (встречается и иное толкование термина, в котором слово παροιμα осмысляется как «прообраз», т. е. П. из ВЗ содержат прообразы событий НЗ). П., как правило, группируются в циклы из 3 чтений. Вне великопостного периода П. звучат только на вечернях накануне праздников, по 3 чтения, специально подобранные по содержанию праздника. Особые случаи - навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления , когда П. также включаются в службы царских часов (по 1 П. на каждом часе), а на вечерне вместо 3 П. звучат 8 (3+3+2) и 13 (3+3+7) П. соответственно; в навечерие Богоявления 3 П. также читаются в конце вечерни (и литургии, если она не переносится), в составе чина великого водоосвящения. Великим постом П. читаются с понедельника по пятницу ежедневно: 1 чтение - на 6-м часе, 2 - на вечерне; такой порядок, во-первых, связан с отсутствием полной литургии в будние дни поста (и, следов., с отсутствием ежедневных чтений из НЗ); во-вторых, отражает древнюю практику предкрещального оглашения , совершавшегося Великим постом (в частности, в К-поле наставления должны были произноситься между дневной службой тритекти - «третье-шестого [часа]» - и вечерней; т. о., цикл из 1 чтения на 6-м часе и 2 на вечерне в действительности представляет собой единый цикл из 3 чтений). Великопостные П. заимствуются из Книги прор. Исаии (на 6-м часе), Бытия и Книги Притчей Соломоновых (на вечерне). На Страстной седмице с понедельника по пятницу воспроизводится великопостный порядок чтения П., но тексты берутся уже из Книги прор. Иезекииля, Исхода и Книги Иова, причем в Великий четверг вместо 6-го часа П. читается на 1-м часе (и заимствуется из Книги прор. Иеремии, а не Иезекииля), в Великую пятницу П. (из разных пророческих книг) читаются на каждом из часов, к-рые образуют последование царских часов (именно этому последованию подражают царские часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления). Последовательное чтение в период Великого поста и Страстной седмицы П. из 3 основных разделов ВЗ - Закона (книг Бытие и Исход), Пророков (Книг прор. Исаии и прор. Иезекииля) и Писаний (Книги Притчей Соломоновых и Книги Иова) - подчеркивает характер этого времени углубленного изучения Библии.

http://pravenc.ru/text/2579024.html

V Меневские чтения. “Протоиерей Александр Мень и его время” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 22 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 : V Меневские чтения. “Протоиерей Александр Мень и его время”. Сергиев Посад, 9–10 сентября 2010 г. 9–10 сентября 2010 г. в Сергиевом Посаде прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 20-й годовщине со дня убиения протоиерея Александра Меня. 9 сентября Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Сергиевского храма в микрорайоне Семхоз города Сергиева Посада, построенного на месте трагической кончины священника. По прибытии в храм Его Высокопреосвященство проследовал на место убиения протоиерея Александра Меня, где совершил краткую заупокойную молитву. Затем были совершены чин архиерейского освящения храма и Божественная Литургия, в которых Владыке сослужили председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель Сретенского храма города Пушкина протоиерей Иоанн Пеньтковский, благочинный церквей Сергиево-Посадского округа священник Александр Колесников, духовенство Московской епархии. По совершении Божественной Литургии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возложил церковные награды на особо потрудившихся над сооружением храма: на настоятеля храма священника Виктора Григоренко — орден Сергия Радонежского III степени и на М. А. Меня — орден святого благоверного князя Даниила III степени. Высшей епархиальной награды — медали “За жертвенные труды” I степени — удостоилась матушка отца Александра Наталия Фёдоровна. Нескольким прихожанам, оказавшим помощь в строительстве храма, были вручены благословенные грамоты. Затем состоялось открытие ежегодной научной конференции “V Меневские чтения”, которая проходит с 2006 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Культурно-просветительском центре им. протоиерея Александра Меня, расположенном недалеко от церковного комплекса на месте гибели священника. Владыка Ювеналий зачитал приветствие Святейшего Патриарха Кирилла организаторам, участникам и гостям конференции. В приветствии Святейший Патриарх выразил надежду на то, что Меневские чтения, так же, как и другие памятные мероприятия, внесут свой вклад в сохранение памяти о протоиерее Александре Мене. В своем выступлении Владыка говорил о трудностях времени, в которое служил отец Александр, о его самоотверженности и стараниях, направленных на то, чтобы Евангельская весть достигла человеческих сердец. С приветственным словом к гостям обратился также М. А. Мень, сын отца Александра, губернатор Ивановской области.

http://pravmir.ru/v-menevskie-chteniya-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010