Благословляй, душа моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма, славословием и благолепием облекся Ты, одеваясь светом, как одеждою, простирая небо, как покров из кожи. Ты скрываешь в водах горние чертоги Свои, назначаешь облака для восхождения Своего, шествуешь на крыльях ветров, творишь Ангелов Своих духами, и служителей Своих — пламенем огня, Ты утвердил землю на основании её, — не наклонится она во век века. Бездна, как одежда — покрывало её, на горах встанут воды; от угрозы Твоей они побегут, от звука грома Твоего убоятся. Восходят на горы и сходят на равнины, на место, которое Ты назначил для них, — предел положил, которого не перейдут, и не обратятся, чтобы покрыть землю. Ты посылаешь источники в ущельях, посреди гор пройдут воды , напоят всех зверей полевых, дикие ослы утолят жажду свою, при них птицы небесные поселятся, из среды скал издадут голос. Ты орошаешь горы с высот Своих, — от плода дел Твоих насытится земля, — произращаешь траву скоту и зелень на службу людям, чтобы извести хлеб из земли, и вино, веселящее сердце человека, чтобы лицо его сияло от елея, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся деревья на равнине, кедры ливанские, которые Ты насадил, — там птички совьют гнёзда, жилище аиста возвышается над ними. Горы высокие — оленям, скала — убежище зайцам. Сотворил Он луну для указания времён, солнце познало закат свой. Ты простёр тьму, и настала ночь; в ней будут бродить все звери лесные, молодые львы, рыча в надежде добыть и разыскать от Бога пищу себе. Взошло солнце, и они собрались, и в логовах своих улягутся, — выйдет человек на дело своё и на работу свою до вечера. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил; исполнилась земля творений Твоих. Это море великое и обширное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там проплывают корабли, там этот дракон, которого Ты сотворил, чтобы насмехаться над ним. Все от Тебя ожидают, что Ты дашь им пищу в своё время. Когда Ты дашь им, они её соберут, отверзешь руку Твою — всё насытится благом. А отвратишь лицо Твоё — смятутся, отнимешь дыхание их — и исчезнут, и в прах свой возвратятся. Пошлёшь Духа Твоего — и будут созданы, и обновишь Ты лицо земли. Да будет Господу слава вовеки, возвеселится Господь о делах Своих. Он взирает на землю и приводит её в трепет, касается гор — и они дымятся. Буду петь Господу всю жизнь мою, воспевать Бога моего, пока существую. Да будет сладостна Ему беседа моя, а я возвеселюсь о Господе. Да исчезнут грешники с земли и беззаконники — так, чтобы не было их. Благословляй, душа моя, Господа! Солнце познало закат свой. Ты простер тьму, и настала ночь. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Пс.41:5 .  Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма. «Быша слезы моя хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день, где есть Бог твой? Сия помянух, и излиях на мя душу мою». День и ночь сетуя, говорит Пророк, не мог я насытиться плачем, но как бы в некую пищу обращаю слезы, слыша делаемыя Тебе укоризны, потому что неприязненные мне издеваются надо мною, представляя попечение Твое о мне столько слабым, что не может преодолеть силы их. Посему, размышляя о сем непрестанно, не прекращаю я плача. Сие значат слова: «излиях на мя душу мою», то есть, истек я слезами и подвигся к рыданию. «Яко пройду в место селения дивна, даже до дома Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго». Селением называет Пророк Божие покровительство. Посему возвещает после скорбнаго приятное, и наперед дает знать, что вскоре будут воззваны, путеводимые Божественною благодатию возвратятся в вожделенную для них землю, возсозиждут дом Божий и будут совершать обычныя торжества, и слух их огласится празднественным шумом и духовным сладкопением. Предвещает же и блаженный Исаия, что возвратятся с великою честию, что повезут их мски в колесницах, и сверху будут они прикрыты сенями, не обезпокоиваемые лучами солнечными ( Ис. 66, 20 ). Сию мысль выражает и Акила: «войду в осененное место, изводя их до дому Божия, со гласом хваления и благодарения празднующаго народа»; то есть, ликуя, песнословля Бога Спасителя, и наслаждаясь тению во время шествия, дойдем мы до дому Божия, возвращаясь как бы торжественным каким ходом. Услышав сие предречение, будут сами себя утешать, говоря: Пс.41:6 .  Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. «Вскую прискорбна еси, душе моя? И Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой». Вняв сим обетованиям, перестань душа смущаться и скорбеть, но, подкрепляемая упованием, ожидай исполнения предречению, в котором увидев совершившееся спасение, возгласишь песнопения спасшему Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

крещение, потому что боялся магометан, которые снова восстали на Нерсеса и принудили его удалиться из Карталинии. Господь, однако, сохранил эристава от руки врагов. Он благополучно прошел врата Осетии, называемые Дарьели (Дариали – Б.С.), с тремястами человек, в числе которых был и блаженный раб Христов Або. Но, боясь преследования, Нерсес не остался в земле осетинской, а направился в страну Северную, где жили хазары – народ дикий и свирепый, употреблявший в пищу кровь и не имевший никакой религии, хотя они признавали бытие одного Бога. Царь хазарский принял эристава как странника и преследуемого врагами: накормил его вместе с его спутниками и снабдил их одеждой. Блаженный Або, увидев, что он в безопасности от преследований магометан, поспешил соединиться со Христом и принял Крещение во имя Пресвятой Троицы от благочестивого иерея. В этой стране были города, в которых не преследовалось служение Христу, потому и св. Або мог безбоязненно исповедовать веру Христову, и благодать Святого Духа осеняла его. По прошествии некоторого времени Нерсес просил хазарского царя отпустить его в Абхазию, куда он уже отправил мать, жену и детей своих, равно как и все свое имущество, так как там его близкие могли не опасаться магометан. По благоизволению Божию царь отпустил его с богатыми дарами. Эристав со спутниками своими отправился в путь с радостью о Господе, беспрепятственно совершил оный, проходя языческие страны без всякого вреда, и через три месяца вступил во владения абхазского правителя, который благосклонно принял его со всей находящейся при нем свитой. Увидев мать свою, жену и детей, Нерсес исполнился неописуемой радости, славословя Господа за мирное свидание с ними и за то, что сохранил их в здравии. Все время путешествия блаженный Або провел в посте и молитве. О его благочестии и строгой подвижнической жизни доложили властителю Абхазии, который был очень рад иметь у себя столь великого подвижника, так же как и весь народ. Благочестивый правитель Абхазии и епископ той страны часто призывали к себе святого и беседовали с ним о спасении верой во Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 . Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне (в неразумие мне). «Должно читать, – говорит св. Афанасий, – с знаком препинания. Показывает же (т.е. Спаситель) нам, что плод молитвы не бесполезен; ибо сказано: не в безумие мне, т.е. знаю, что как скоро воззову, Он услышит». «День и нощь взывал Я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: и не в безумие мне. Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения» 153 . 4 . Ты же во святем живеши, хвало Израилево. «Т.е. – во святом теле. Всего же необычайнее то, что совершается страдание, тогда как Ты обитаешь во святом теле сем. Хвалою же Израилевою именует Его пророк, как восхваляемого и песнословимого собственными Своими служителями» (Бл. Феод.). «Обитая во святых, которых ум к Тебе устремлен, соделываешься их похвалою и славою» (Св. Афан.). С Евр.: «Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля». 5 . С Евр.: «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их». 6 . С Евр.: «К Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде». 7 . Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей. Т.е. я уничижен, как червь. Св. Афанасий и бл. Феодорит относят это к Спасителю. «Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Св. Афанасий видит поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте. 8 . Вси видящии Мя поругашамися и проч. Все это исполнилось на Иисусе Христе при распятии. См. Мф. 27:39–47 . (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою». 9 . С Евр.: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». 10 . Исторгий мя из чрева – т.е. чудесно, ибо сказано, что Сам Бог извел, а не по закону естества родился. «Ты создал меня в утробе и потом извлек из нее, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды мои возвергал я на Твою попечительность» (Бл. Феод.). «Единого Христа исторг Бог из Марии, прочие же люди не исторгаются, а исходят» (Св. Афан.). С Евр.: «Но Ты извел меня из чрева; вложил в меня упование у грудей матери моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В своем месте мы обратим еще раз внимание на указанное деление. Обращаясь затем к предлежащей главе 40-й, мы видим, что, продолжая мысль главы XXXV настоящая глава раскрывает, как совершится обещанное в главе XXXV. Когда правда Божия получит удовлетворение за неправды Израиля, тогда наступит время появления Пастыря. ( Ис. 40:2,9–11,22–31 ). 1 . Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; 2 . говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Слова эти: утешайте! как указывают комментаторы, обращены не к одному пророку Исаии, а ко всем последующим пророкам. В греческом и славянском текстах второй стих, обращенный к тем же лицам, к которым обращен и первый стих, называет их Иереи или Священники. В таргумах, (по указанию Sp. Comment.) воззвание обращено ко многим пророкам. Очевидно, что в ближайшем смысле пророчество первых двух стихов может быть объяснено обещанием возврата из плена Вавилонского, о котором объявлено Езекии. Но мы уже не раз видели, как пророчества об исторических событиях, ближайших к пророчеству, предсказывают вместе с тем более далекие и более важные, – по священному характеру своему, – исторические события, точно также, как и ближайшие события служат преобразованием величайшего события искупления человеческого рода кровию Богочеловека. Возврат из плена с его радостью избавления от гнета инородцев прообразовал избавление человека от власти сатаны и радость свободы славы чад Божиих. Слова „утешайте“ связуются в книге Исаии с пророчеством Ис. 12в котором сказано: „Славлю Тебя Господи!... Ты утешил меня“. Напомним, что великое славословие XII главы заканчивается словами: „веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев!“ И в XL главе утешение несет Сам Господь (ст. 10–11): „Вот Господь Бог грядет с силою.... как Пастырь Он будет пасти стадо Свое“. Во втором стихе милосердые слова Господа, долженствовавшие тронуть сердца жителей Иерусалима, несут мир и будущим поколениям: тот мир, о котором вещали Ангелы Божии при Рождестве Христа Спасителя нашего. Время борьбы, в обширном смысле, объемлет и обозначает весь ветхозаветный период, когда Израиль обуреваем был не только внешними нападениями, но еще внутренними язвами, растлением сердца, колебавшагося между верою в откровение и постыдным идолопоклонством, между Богом завета и любви и князем мира языческого. Много грехов и неправды было среди Израиля, но Господь видит и его страдания и страдания всего человечества и зачитает не только народу избранному, но и всему человечеству его тоску и страдания за грехи его, взыскивая их не с человека, а с Богочеловека. ( Ис. 53:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

У юной Девушки были, кажется, все основания ожидать, что Ей уготована завидная судьба. Сам Бог послал Ей откровение через Ангела, Сам Бог избрал Ее Матерью Мессии, великого и славного Царя, Царству Которого не будет конца! И уж наверное, отблески Сыновней славы должны будут коснуться и Ее. Обручение Девы Марии (фрагмент). Пьетро Перуджино Так оно отчасти и произошло. Уже две тысячи лет Богородица пользуется огромным почитанием и любовью у всех христиан, Ее действительно ублажают все роды. Но вот безбедной жизни Она не увидела. Ведь Ее Сын пришел в мир совсем не для того, чтобы Ему служили. Он пришел Сам послужить и отдать душу Свою для искупления многих  (Мф 20:28). Жизненные испытания тоже были предсказаны Марии: это произошло вскоре после рождения Спасителя, и прозвучало пророчество из уст праведного старца Симеона , которого в церковной традиции принято называть Богоприимцем. Когда Мать и Иосиф Обручник пришли с Младенцем в Иерусалимский храм, чтобы по обычаю принести Богу жертву за первенца, Симеон, находившийся там, принял Иисуса на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля . А затем обратился к Марии: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец  (Лк 2:28–32, 34–35) . Тебе Самой оружие пройдет душу,  «то есть Ты будешь подлежать напастям и скорбям» — так объяснял эти слова святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800–1857). И действительно, жизнь Пресвятой Богородицы оказалась вся усеяна напастями и скорбями. Тезис 2. Земная жизнь Богородицы оказалась чередой страданий Когда мы думаем о Божией Матери, то как-то упускаем этот факт из виду. Мы привыкли к славословиям в Ее честь, привыкли называть Ее «Заступницей Усердной», «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть Той, Кто превосходит по чести и славе даже высшие ангельские чины. Но мы решительно не помним о тех страданиях — в первую очередь душевных, но и физических тоже, — через которые пришлось пройти этой девушке, чтобы стать Той, к Которой можно обратиться с мольбой: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

http://foma.ru/chto-prishlos-perezhit-ma...

Когда же кончишь славословие, по мере сил твоих заимствованное из Писаний, и восшлешь хвалу Богу, тогда начни со смиренномудрием и говори: «Я недостоин, Господи, говорить пред Тобою, потому что весьма грешен». – Так надобно говорить тебе, хотя бы ты и не сознавал за собой ничего худого. Ибо никто не безгрешен, кроме единого Бога. А мы, согрешая во многом, большей части грехов за собой не замечаем. Потому апостол говорит: хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь ( 1Кор. 4:4 ), – то есть грешу много и не примечаю. Поэтому и пророк говорит: грехопадения кто уразумеет? ( Пс. 18:13 ). Таким образом, и ты не лжешь, называя себя грешником. Если же разумеешь свои грехопадения, то согрешаешь тем самым, что говоришь: «Я не грешен». Напротив, говори лучше: «Более всех грешников грешен я, преступая Божию заповедь, которая повелевает: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк. 17:10 ). Так всегда должно рассуждать тебе: «Я ничего не стою», – и еще: по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя ( Флп. 2:3 ). Итак, молись Богу со страхом и смиренномудрием. Когда же прострешь слово смиренномудрия и скажешь: «Благодарю Тебя, Господи, что долготерпел Ты моим грехопадениям и доныне оставлял меня ненаказанным, ибо давно достоин я был претерпеть тысячи бедствий и быть отринутым от лица Твоего, но незлобивое Твое человеколюбие было ко мне долготерпеливо; благодарю Тебя, хотя и нет у меня достаточных сил к благодарению за незлобие Твое», – и когда совершишь обе части – славословия и смиренномудрия, – тогда уже проси, чего должен ты просить, то есть... не Богатства, не славы земной, не здоровья телесного, потому что Сам Он создал тебя, и печется о твоем спасении, и знает, что полезно каждому, здоровым ли быть или больным, – но, как велено тебе, проси только Царствия Божия, ибо о потребностях тела твоего... Он заботится Сам. Царь наш преславен и негодует, если кто попросит у Него какой малости, если кто из нас просит у Него недостойного. Поэтому молитвой своей не наведи на себя негодования, но проси себе того, что достойно Царя Бога (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Пс.144:8 .   Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». В том же опять положении остается Пророк и здесь. Представив в уме, как создал Бог естество человеческое, какой чести и какого промышления удостоил оное, и законоположил, чтобы вся видимая тварь приносила потребное человеку, и каждый день терпит прегрешающих, «сияет солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя» ( Матф. 5, 45 ), – называет Его не только «щедрым " , но и «милостивым», и «долготерпеливым», и «многомилостивым». Ибо, водясь безмерною благостию, «удалил есть от нас беззакония наша, елико отстоят востоцы от запад» ( Псал. 102, 12 ); и «тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть» за него ( Иоан. 3, 16 ). Пс.144:9 .   Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. «Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его». Не об Иудеях только промышлял, но и на всех человеков излиял человеколюбие. Даже не о людях только, но и о безсловесных, прилагает попечение, и всем доставляет полезное. Пс.144:10 .   Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои. «Да исповедятся Тебе, Господи, вся дела Твоя, и преподобнии Твои да благословят Тя». Не твари неодушевленныя песнословят Бога, и не безсловесныя издают словесный глас, но ради них слагают песнопение словесные и Боголюбивые; потому что, взирая на каждую тварь, приведенную в бытие Богом и усматривая величие премудрости, движут уста свои к славословию. Пс.144:11 .   Да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем. Пс.144:12 .   Чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего. «Славу царствия Твоего рекут, и силу Твою возглаголют» : «Сказати сыновом человеческим силу Твою, и славу великолепия царствия Твоего». Сии преподобные, и Пророки, и Апостолы, и после них приявшие на себя служение проповеди, научат всех людей познать вечное царство и неизреченную силу; не Иудеям только, но всему человеческому роду преподадут сие учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010