Глава 51 (1) Приклоните слух ко Мне, Стремящиеся к правде, Ищущие Иегову! Воззрите на скалу, из которой вы иссечены, И на изрытый ров, Из которого извлечены 356 . (2) Посмотрите на Авраама, отца вашего, И на Сарру, родившую вас 357 , – Как одного Я призвал его, И благословил его 358 , и умножил его. (3) Так утешит Иегова Сион, Утешит все развалины его, И сделает пустыню его как эдем 359 , И одичавшее пространство его – как прекраснейший сад 360 ; Веселие и радость будут в нём, Славословие и звуки песней 361 . (4) Внимайте Мне, народ Мой, И племя Мое... ко Мне приклоните слухе: Ибо закон от Меня произойдёт, И суд Мой во свет народам Я поставлю. (5) Приближается правда Моя, Восходит 362 спасение Мое, И мышцы Мои произведут суд над народами, На Меня острова надеяться будут, И на силу Мою станут полагаться. (6) Подымите к небу глаза ваши, И посмотрите на землю долу: Вот небеса, как дым, исчезнут, И земля, как одежда, расползется, И живущие на ней, как мошка 363 , изомрут; А спасение Мое на веки будет, И правда Моя не престанет. 364 (7) Послушайте Меня, познавшие правду, Народ, у которого закон Мой в сердце его: Не бойтесь поношения людей, И злословия их не страшитесь. (8) Ибо, как одежду, съест их моль, И, как волну, съест их червь; А правда Моя во веки будет, И спасение Мое – в роды родов. (9) Возстань, возстань, Облекись силою 365 , мышца Иеговы! Восстань, как в дни прежние, Во времена древние! Разве не ты та, что сразила Египет 366 , Пронзила крокодила 367 ? (10) Разве не ты та, что иссушила море, Воды бездны великой 368 , Превратила глубины моря В дорогу, чтобы прошли избавленные? (11) И спасаемые ныне Иеговою возвратятся И придут на Сион с песнею; – И веселие вечное на главе их; Радость и веселие пойдут вслед за ними, Удалятся печаль и вздохи 369 . (12) Я, Я – сам утешитель ваш! Кто ты, что боишься Человека, который умирает, И сына человеческого, Который как трава исчезает? (13) – Что забываешь Иегову, сотворившего тебя, Распростёршего небо И основавшего землю? – Что страшишься постоянно,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 116. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века». В Великую Субботу (по Евангельскому чтению) И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. ( Мф.28:18-19 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Великую Субботу, когда все полны ожидания благословенного события – преславного воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Евангельское чтение за Божественной Литургией повествует нам о тех незабываемых моментах, когда люди узнали о воскресении Господа (см. Мф.28:1-20 ). Мы внимаем словам Святого Евангелия, и сердца наши все больше и больше начинают преисполняться ликующей пасхальной радостью, которая вот уже совсем близко, на пороге. Еще немного, и все мы с вами будем иметь возможность приветствовать друг друга с наступлением великой радости. Наберемся же терпения и духовных сил, чтобы дождаться этого светозарного мига. Будем молиться, будем славословить Бога за то, что Он дает нам возможность еще раз пережить это незабываемое событие. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб – так пишет евангелист Матфей о тех незабываемых часах и минутах. Только забрезжил рассвет. Женщины с благоговением подошли к гробу Божественного Учителя. По случаю субботнего дня они оставались дома и не ходили ранее ко гробу, куда рвалось их сердце, чтобы отдать последний долг любимому Господу. Обычно у иудейского народа родственники и друзья посещали гробницу покойного именно на третий день после его смерти, чтобы удостовериться, что усопший действительно мертв. Женщины шли, еще не зная, что гроб запечатан большим камнем и к нему приставлена стража. Впрочем, если бы они даже знали это, ничто не могло остановить их любящие и тоскующие по усопшему Спасителю сердца. Апостол Матфей подробно описывает нам последующие события: и вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем . При этом стража, охраняющая гроб, сделалась неподвижной – стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Вид небесного посланника был столь лучезарным и ослепляющим, что поразил людей до глубины души. Именно он, этот светозарный Ангел, сказал потрясенным ученицам Христовым: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь; Он воскрес, как сказал; подойдите посмотрите место, где лежал Господь. Это была первая весть о воскресшем Господе, переданная преданным и верным Христу женщинам, которые, быть может, гораздо более мужчин могли прочувствовать всю глубину этого момента, ярче сострадать и полнее сопереживать.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Огласительное поучение шестое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о единовластительстве Божием, на слова: Верую во единого Бога, и о ересях; также на слова Исаии: Умолкните предо Мною, острова; Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков и проч. ( Ис.41:1; 45:16–17 ).] 1 . Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор.1:3 ), благословен и Единородный Сын Его. Ибо тогда, когда мы представляем в уме Бога, должны представлять и Отца, чтобы не отдельно совершаемо было славословие Отца и Сына со Святым Духом. Ибо не иную славу имеет Отец, не иную и Сын, но одну и ту же, равно как и Святой Дух. Поскольку Сын у Отца есть Единородный, и, когда прославляется Отец, то принимает вместе славу и Сын. Поскольку слава Сына происходит из чести, воздаваемой Его Отцу, и взаимно когда прославляется Сын, то величественно почитаем бывает Отец только благого Сына. 2 . Разум весьма быстро представляет, но язык имеет нужду в словах и в продолжительном изъяснении посредствующих понятий. Глаз мгновенно объемлет многочисленный сонм звезд, но если кто захочет объяснить порознь, что такое денница, что зарница и что каждая звезда, тот будет иметь нужду во многих словах. Равным образом разум в одно мгновение объемлет землю и море и все пределы мира, но то, что мгновенно представляет он, многими изъясняет словами. Важен, правда, и этот пример, но все еще слаб и недостаточен. Потому что мы говорим не все, сколько бы надлежало говорить о Боге (ибо это Ему только одному известно), но сколько возможно для естества человеческого и сколько слабость наша снести может. Ибо мы не изъясняем, что такое есть Бог, но искренно признаемся, что мы не имеем совершенного ведения о Нем. Ибо в вещах Божественных великое есть знание сознавать свое незнание. Итак, Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе ( Пс.33:4 ), общими силами все (ибо одному невозможно); да если и все соединимся, то и тогда не сделаем этого так, как должно. Я не говорю о вас одних, здесь находящихся, но даже если бы собрались все овцы всей Вселенской Церкви, теперь существующей и будущей, то и тогда не могли бы они достойно воспеть Пастыря своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Псалом 148 Аллилуиа, Аггеа и Захарии. Последних слов: Аггеа и Захарии – нет в Еврейском тексте, но есть в Греческом Римского издания и в некоторых древних Псалтирях, также у Августина и Иеронима 708 . Певец, пламенея ревностию к песнословию, всю вселенную, все твари призывает славословить Господа. 1 . Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Здесь, по мнению бл. Феод., пророк разумеет два неба, – небо, сотворенное вместе с землею, и другое посреде вод и названное твердию. Пророк приглашает петь Ангелов, обитающих в том и другом небе. «Он разумеет здесь, – говорит св. Злат., – Херувимов, Серафимов, Господства, Начала, Власти». 2 . С Евр.: «Хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все воинства Его». 3 . С Евр.: «Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его все звезды света». 4 . Хвалите Его небеса небес. «Пророк, – говорит св. Злат., – не означает здесь множество небес, но выражает одно и то же небо небесе ( Пс. 113:24 ). На Еврейском языке небо обыкновенно называется небесами. Бессловесная тварь прославляет Бога своею красотою, расположением, величием, свойствами, употреблением, служением, постоянством, пользою». 5 . С Евр.: «Да хвалят имя Господа, ибо Он (сказал, и они сделались), повелел, и сотворились». 6 . Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. С Евр.: «Поставил их на веки и веки, дал устав, который не прейдет». «Этим пророк показывает, что Бог и поддерживает сотворенное» (Злат.). «Не только создал, но не перестает и промышлять о сем; потому и продолжают твари бытие, сколько Ему угодно». Под повелением разумеются непреложные законы, коим неуклонно повинуются твари (Бл. Феод.). 7 . Змиеве и вся бездны, т.е. киты и водные бездны ( Пс. 103:26 . Злат. и бл. Феод.). С Евр.: «Хвалите Господа от земли великие рыбы и все бездны». 8 . Дух бурен – сильный ветер (Бл. Феод.). Творящая слово Его. Т.е. «приводит Божие повеление в исполнение с великою покорностию» (Злат.). «Покорствуют Божию мановению, последуя Его изволению» (Бл. Феод.). С Евр.: «Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Природа (книга природы) Великая книга природы запечатлена для читателей нечистых, омраченных грехом, порабощенных греху, погруженных в наслаждения плотские, закруженных, отуманенных суетным развлечением. Напрасно по гордости своей мнят они о себе, что и они – читатели ее! Читают они в ней мертвую, вещественную букву, не прочитывают Бога. Содержание книги природы: Бог неописанно описан, воспет громкими песнопениями Духа, неслышимыми ухом плотским, изящными, священными, поражающими и пленяющими слух души возрожденной. Перед этой книгой встанут на суд, по учению великого апостола языков – в день Страшного суда Божия, племена и языки всех веков жизни мира, пребывшие в жалостном смешном идолопоклонстве, в бедственном неведении Бога, и она осудит их. Невидимое по отношению к Богу плотскими очами, когда рассматривается в создании Его – природе, зрится, и «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим. 1, 20 ). Есть книга еще выше и Божественнее, блаженнее и страшнее, нежели книга природы: Евангелие. Евангелие приводит понятливого и благоразумного читателя, читающего эту книгу жизни, жизнью к Самому Богу, соединяет человека с Богом; книга природы становит своего читателя в лике Ангелов и делает его зрителем и проповедником величия Божия. Ангелы, когда увидели книгу видимой природы, новоизданное созданием, – воспели песнь хвалы Создателю; подобно им воспевает, славословит Бога человек, очищенным оком смотрящий на природу. Евангелие строже осуждает непонятливость читателя, нежели природа. «Сколь тягчайшему, думаете,» – говорит апостол, – «наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?.. У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Евр. 10, 29–30 ). Христианин будет судим по Евангелию, это возвестил Господь: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин. 12, 48 ). В книге природы хотя читается Бог, всемогущий, премудрый, всеблагой, бесконечно высший всякой твари, достойный поклонения от твари разумной, как Творец и Благодетель, но читается Бог, по существу Своему недоступный для постижения, для составления о Нем какого бы то ни было определенного понятия, как превысший всякого постижения и понятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 5 января 2007 г. 15:30 Простре земля плещи своя, и приемлет приемлющаго Зиждителя, славу от ангел, от небес же звезду; от пастырей хваление, от волхвов же дары, и от всего мира познание. Тропарь 3-й песни канона на повечерии предпразднства Рождества Христова Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, боголюбивые пресвитеры и диаконы, честные иноки и инокини, подвигом добрым подвизающиеся (2 Тим. 4:7), и все в ограде церковной пребывающие православные христиане! «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1:2). С сердечной радостью поздравляю всех вас с великим праздником — Рождеством по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! В эти святые дни мы вновь молитвенно переживаем величайшее событие человеческой истории. В великом смирении Своем Господь пожелал прийти на землю в образе человеческом, и родился Он не в богатом дворце, не в жилище сильных мира сего, но в убогом вертепе посреди пустыни. Первыми узнали о Рождестве Христовом не цари и вельможи, но простые пастухи, которые пасли стада неподалеку от Вифлеемской пещеры. Именно к ним, простецам, были обращены ангельские слова, возвестившие миру о начале новой, христианской эры: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). Дорогие мои! Вслушаемся в ангельское благовестие: «Я возвещаю вам великую радость!». Мы часто забываем об этой вечной, нетленной радости, ибо живем в мире, пораженном грехом и смертью, в котором мы страдаем от болезней и немощей, подчас переживаем разлуку и горе, сталкиваемся с насилием и жестокостью. Но вера наша научает нас даже посреди житейской скорби хранить в сердцах своих и возвещать всем людям ту радость, которая пришла к нам Свыше и о которой в Евангелии сказано, что никто ее не отнимет у нас (Ин. 16:22). Бог, пришедший к нам в образе младенца, желает, чтобы сердце наше стало пещерой и яслями, где Он почивает, а в душе вечно раздавалось ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Чудо и сила христианской веры в том, что эта «радость великая» даруется нам сегодня во всей своей полноте, так же, как и две тысячи лет тому назад. Мы не вспоминаем — мы празднуем Рождество Христово, потому что оно, совершившись однажды, вечно наполняет людей миром и радостью!

http://patriarchia.ru/db/text/170915.htm...

3 . И в радости будете почерпать воду из источников спасения, Если мы вспомним угрозы пророка Ис. 3:1 : „У Израиля отнято будет.... всякое подкрепление водою“; и Ис. 8обличение: „что народ пренебрегал водами Силоама“, т. е. вечно живым источником слова Божия, – то для нас яснее раскрывается смысл настоящего пророчества. Когда народ воскликнет: Господь Бог спасение мое и упование мое,-тогда для него откроется тот животворный источник, который утолит жажду души его и обратить печаль в радость. Это исцеление сердца, о котором позже говорит Иеремия XXXI, 33–34; это крещение Духом Святым, о котором говорил и Иоиль ( Иоил. 2:26–32 ) и Креститель Иоанн ( Мф. 3:11 ) и рождение от Духа, о котором говорил Сам Господь ( Ин. 3:5 ) и вечный источник, напояющий живущих, на что указал опять Сам Господь, „говоря о Духе, которого имели принять верующие в Него“ 668 . Воды Силоама, тихие воды, воды Господни, – противополагались бурным водам языческим 669 . Они были символом ветхого завета, дарующего человеку тихое спокойствие, но не дарующие еще ему вечного счастья. Только источник воды живой, текущий в жизнь вечную, напояет вполне душу человеческую; а источник этот дарован лишь Иисусом Христом, принесшим в мир истину и благодать ( Ин. 1:18 ) и прощение, и освящающий человека и человечество Духом Святым и творящий нового человека. См. Ин. 2:14, 6:35, 15:26 ; 2Кор. 5:17 ; Гал. 6и мн. др. 4. и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. 5. Пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле. В главе XI, как мы видели, говорилось о собрании вкупе Израиля и язычников, т. е. всех народов, для участия в царстве Божием, под главенством „Отрасли от корня Иессеева, на Котором Дух Господень“. Глава XII есть пророческий возглас хваления совершившагося; радостный гимн, раздающийся уже не в одной Палестине, а по всей земле. Заметим, что призывание к славословию Иеговы всех народов земли встречается не только во Второзаконии 670 , но еще в книгах Паралипоменон, где записан Псалом „данный Давидом чрез Асафа и братьев его“ по случаю перенесения ковчега во град Давидов 671 . „Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела его“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Так соединилось два множества народа: одно шло от Вифании со Христом, другое из Иерусалима, навстречу Ему. Вид Иерусалима, представшего с горы во всей своей красе, вызвал восторг всей народной массы, который вылился в радостных и громогласных криках: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев». «Осанна» в буквальном переводе с древнееврейского языка значит «спаси же», «даруй спасение». Это восклицание употреблялось как выражение радости и благоговения наподобие нынешнего «да здравствует». Слова «осанна в вышних» означают высокую степень этой радости и указывают, что ожидаемое спасение – это не просто земное избавление, но нечто большее, исходящее от Бога. «Благословен грядущий во имя Господне» значит «достоин благословения или прославления Тот, Кто приходит от Господа с Его повелениями, с Его властью, как приходят от земного царя посланники и правители с полномочиями заменять его» (ср. Ин. 5.43 ). Евангелист Марк присоединяет к этому еще восклицание: «Благословенно грядущее царство во имя Господа, отца нашего Давида». Царство Давида должен был восстановить Мессия, престол Которого должен был пребывать вечно и власть должна была распространиться на все народы. В этих словах сыны Израилевы и прославляют Христа, грядущего восстановить это царство Давидово, хотя они и не понимают еще, что это Царство будет не земным, а духовным. Святой Лука передает еще одно восклицание: «Мир на небесах», то есть «с небес снисходят все истинные духовные блага и вечное спасение». Евангелист Иоанн называет причиной этой радостной встречи Господа великое чудо воскрешения Лазаря, только что Им совершенное, а Лука – все вообще чудеса Его. Видя торжество, фарисеи обращатились к Иисусу с лукавой просьбой: «Учитель, запрети ученикам Твоим(ибо Ты, как и мы, понимаешь, насколько все это неприлично и опасно для Тебя)». Господь ответил им: «Если они умолкнут, то камни возопиют» ( Лк. 19:39–40 ); т.е. это славословие Христу Мессии устрояется в сердцах и устах народа Самим Богом, и если бы люди воспротивились этому Божиему повелению, тогда бездушные камни заменили бы людей в прославлении Господа. В этих словах Церковь видит также иносказательное указание на язычников, имевших прежде как бы каменные сердца, но потом заменивших собой тех членов ветхозаветной общины, кто отверг Христа. Тот же смысл имеет и приводимый апостолом Матфеем ответ Господа фарисеям, негодовавшим на то, что дети в храме восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» – «Разве вы никогда не читали: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»; то есть Бог Сам устроил Себе хвалу в устах младенцев и грудных детей ( Пс. 8:3 ; Мф. 21:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9 «Там искушали Меня отцы ваши, искушали Меня и видели деяния Мои. 10 Сорок лет негодовал Я на этот народ и сказал: непрестанно заблуждаются они сердцем, и не познали путей Моих; 11 Посему поклялся Я в гневе Моем, что не войдут они в покой Мой». Хвалебная песнь Давида, когда созидался дом после плена, не надписан у евреев, 95. 508 1 Воспойте Господу песнь новую! Воспой Господу, вся земля! 2 Воспойте Господу, благословляйте имя Его, возглашайте всяк день, что в Нем спасение наше! 3 Возвещайте племенам славу Его, всем народам чудеса Его! 4 Ибо велик Господь и прославлен Он, грозен для всех богов. 5 Ибо все боги язычников бесы; а Господь небеса сотворил. 6 Славословие и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его. 7 509 Принесите Господу дары, отцы племен, воздайте Господу славу и честь! 8 510 Воздайте славу имени Господа! Возьмите жертвы и входите во дворы Его! 9 Поклоняйтесь Господу во дворе святом Его! Да поколеблется пред лицом Его вся земля! 10 511 Скажите народам, что Господь воцарился; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она; судить будет Он народы по правде Своей. 11 512 Да возвеселятся небеса, и да радуется земля! Да поколеблется море и все сущее в нем! 12 513 Возрадуются поля и все живущие на них; тогда возрадуются все деревья дубравные пред лицом Господним; 13 Ибо Он идет, идет судить землю, судить вселенную праведно и народы – по истине Своей. Псалом Давида, когда земля его устраивалась, не надписан у евреев, 96. 514 1 515 Господь воцарился, да радуется земля, да веселятся острова многие! 2 516 Облако и мрак окрест Него; правда и закон – основание Престола Его. 3 Огонь пред Ним воспылает, истребит всех врагов Его. 4 Осветили Его молнии вселенную; увидела и содрогнулась земля. 5 517 Горы, как воск, растаяли пред лицом Господним, пред лицом Господа всей земли. 6 Возвестили Небеса правду Его, и увидели все народы славу Его. 7 518 Да посрамятся все, кто кланяется истуканам и похваляется идолами своими! Поклонитесь Богу, все Ангелы Его! 8 519 Услышал и возвеселился Сион, и возрадовались дочери Иудейские о праведных судах Твоих, Господи;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Говорит Господь и о великой пользе того, что мы вместе, в Единой Церкви. Он говорит: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле; то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». Некоторые по лукавству или по недомыслию пытаются эти слова, обращенные к Церкви, использовать против нее. Они считают, что достаточно двум или трем собраться во имя Христово – и ничего больше не надо. Но что значит «во имя Христово»? Это значит – не только помня звучание Его имени, или – выборочно – то, что нам подходит в Его учении; нет, собраться во имя Христово, это значит – собраться, принимая все, что Он творил и чему учил. А Он как раз и пришел, чтобы было «одно стадо и Один Пастырь» ( Ин. 10:16 ). И когда говорят, что, чего бы мы ни просили – будет нам, то это, конечно, не значит, что мы можем просить чего-либо греховного. Об этом у Апостола Иакова сказано: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для вожделений ваших» ( Иак. 4:3 ). Итак, прежде всего «испытывайте, что благоугодно Богу»; «смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, не познавайте, что есть воля Божия; и не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». О блаженствах Вторник Мф. 4:25–5:13 Сегодня в церкви читается начало Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, так называемые «заповеди блаженств». Увидев народ, Господь «взошел на гору; и когда сел, приступили к нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их…». Но учение Его построено как-то странно. Вот на Синайской горе даны были заповеди, как прилично Богу: в огне, в дыме, в трубном звуке! А здесь Господь не повелевает, Он даже как бы и не учит; Он даже как бы и не обращается к присутствующим, а говорит о ком-то третьем: о каких-то «нищих духом», о каких-то «плачущих», которые «блаженны». Только в конце Он обращается прямо к слушающим, обещая им блаженство; но обещает в тех обстоятельствах, где блаженства как раз невозможно ожидать: «Блаженны вы», – говорит Он, – когда будут поносить вас и гнать, и всячески несправедливо злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь…», – и далее – снова обращаться прямо к слушателям, причем, обращается уже как к совершенным, говоря им: «Вы соль земли…». И это «вы» никак не перетолкуешь: вы и есть – вы, здесь стоящие, видящие Господа и слушающие Его слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010