Еще Господь упоминает об одном безрассудном слушателе слов Его. Кто, – говорит, – слушает слова Мои и не исполняет их, тот уподобится человеку безумному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, подули ветры, и налегли на дом тот; он упал, и было падение его великое ( Мф.7:27 ). Кто читает и не старается, сколь есть сил, исполнить, тот строит дом спасения как ему думается, – но на песке, утверждает его на лукавых помышлениях. Когда настанет день его кончины и найдет на душу его дождь смертных печалей, разольются в уме его реки уныния, подуют от противных сил ветры отчаяния, и все это устремится на веру, не утвержденную на камне (Спасителе), Который один только непоколебим, как гора Сион; тогда рассыплются, как песок, все мечты спасения, и погибель души будет неизбежная, неверие в спасение Господне будет великое. Итак, будемте, братие, как пишет апостол Иаков, исполнителями слова, а не слушателями, обманывающими самих себя ( Иак.1:22 ). Кто слушает, а не исполняет, тот похож на того, кто рассматривает черты лица своего в зеркале: посмотрев, отошел и забыл, каков он есть. Но кто весь свой разум предаст слову Господню, постоянно о нем только и будет размышлять; тот не будет простым слушателем, но исполнителем дела (богоугодного), – и блажен он будет в своем деянии (Ср. Иак.1:26 ). Блажен, кто все достояние свое земное променяет на то поле, в котором сокрыто небесное сокровище ( Мф.13:44 ), или сказать иначе, сокрыты семена вечной жизни – вера и упование на Бога, которые, если будут приняты сердцем, дадут блаженную, вечную жизнь. Писание говорит: обличаяй человечи пути благодать имать паче ласкающаго языком ( Прит.28:23 ). Так думаю, сказанное для обличения послужит мудрым во спасение, и они уразумеют, что чтение Писаний немалую пользу душе приносит даже и в сей жизни. Прискорбен ли кто от неминуемых зол века сего? Возмущается ли душа от непостоянства в добре и благополучии? Возьмись за книгу и запой с Давидом: вскую прискорбна если душе моя? Вскую смущавши мя? Уповай на Бога; ибо я буду еще славословить Его, Спасителя моего ( Пс.41:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Христу удалось заботливым поведением по отношению к сыну и матери устранить боязнь злых духов и волшебства, но потому-то страх все-таки остался. Однако сие был благой страх. Ибо сие был страх Божий, вызвавший благодарения и славословия Богу. Народ говорит о Христе как о великом пророке. Народ ожидал великого пророка, которого Бог еще Моисею обещал послать к народу израильскому (Втор.18:18). Народ этот пока не мог возвыситься до понятия о Христе как Сыне Божием. Но дух его, дух, столь помраченный и угнетенный народными старейшинами, прекрасно мог возвыситься до осознания Господа нашего Иисуса Христа как великого пророка. Если бы иерусалимские старейшины, которые точно так же видели чудеса Христовы, многочисленные чудеса, смогли подняться хотя бы до сего понимания простого народа, они не совершили бы страшного злодеяния осуждения и убийства Сына Божия. Но каждый совершал чудеса своего рода, соответственно своему духу и сердцу: Христос мертвым возвращал жизнь, а старейшины иудейские и у живых ее отнимали. Он был Человеколюбец, а те - человекоубийцы и богоубийцы. Он был Чудотворец добра, а те - чудотворцы зла. Но в конце концов эти злые старейшины не могли отнять жизнь ни у кого, кроме себя самих. И все убитые ими пророки остались живы навеки и у Бога, и у людей, в то время как сами они - сокрыты, словно змеи, в тени сих пророков, чтобы, скитаясь из поколения в поколение, от каждого поколения принимать осуждения и проклятия. Точно так же, убив Христа, они убили не Его, но себя. Он, с легкостью воскрешавший других, воскресил и Самого Себя, и явил Себя на земле и на небесах как величайший Свет, Который тем сильнее разгорается и тем ярче светит, чем больше Его гасят. Этим Светом все мы живем, и дышим, и радуемся. И этот Свет светов еще раз, и скоро, явится земле и всем живым и мертвым. Сие произойдет, когда Господь наш Иисус Христос придет, чтобы завершить человеческую историю, воскресить сущих во гробах и судить всем человеческим существам, жившим на земле, начиная с Адама и до конца времен. Тогда еще раз - и на этот раз в полной мере - сбудутся слова Спасителя: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Чудо воскресения сына вдовы из Наина и было сотворено сколь по милосердию к скорбящей матери, столь и для того, чтобы помочь нашей вере в последнее и всеобщее воскресение, чудо из чудес, правду превыше всякой правды и радость превыше всякой радости. Господу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.k/1132/addpart Неделя двадцать первая по Пятидесятнице. Евангелие о Господе Сеятеле

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

47 . Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Хвалим Тебя, поём Тебе, благословим Тебя, славословим Тебя, кланяемся Тебе, как Великому Архиерею, Тебе, Истинному Богу, Единому Нерожденному, Единому Неприступному, великой ради славы Твоей. ЯХВЕ, Царь небесный, Бог, Вседержитель, Господь, Отец Христа, Агнца непорочного, взявшего грех мира. Прими моление наше, Седящий на Херувах. Ибо Ты один свят, Ты один ЯХВЕ, Иисус Христос, Бог всякой сотворенной твари, Царь наш: Тебе слава, честь и почитание. 48 . Хвалите, отроки, ЯХВЕ, хвалите имя ЯХВЕ. Хвалим Тебя, поём Тебе, благословим Тебя великой ради славы Твоей; ЯХВЕ, Царь, Отец Христа, Агнца непорочного, взявшего грех мира. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Богу и Отцу чрез Сына во Всесвятом Духе во веки веков. Аминь. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовил пред лицом всех людей, свет для откровения народам, и славы народа Твоего, Израиля. 49 . Благословен Ты, ЯХВЕ, питающий меня от юности моей, дающий пишу всякой плоти: исполни радости и веселия сердца наши, да всегда всякий достаток имея, будем преизобиловать для всякого дела благого, во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором Тебе слава, честь и власть во веки. Аминь. Книга восьмая 1 . Бог и Спаситель наш Иисус Христос, передавая нам великую тайну благочестия и призывая иудеев и еллинов к познанию одного и единого истинного Бога, Отца Своего, как Сам говорит в одном месте, благодаря за спасение уверовавших: «Я открыл имя Твоё человекам, дело, которое Ты поручил Мне, совершил»; и о нас говорит Отцу: «Отец святой! Если и мир Тебя не познал, но Я познал Тебя и сии познали Тебя»; справедливо говорит всем нам вместе, как совершенным, о дарованиях, подаваемых Им чрез Духа: «уверовавших же будут сопровождать такие знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и они будут здоровы».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

Неоднократно во время земной жизни своей говорит Иисус Христос о Духе Святом ( Ин. 3:5; 4:14; 7:39 ). С особенною же ясностью Он возвестил о Нем ученикам Своим в то время, когда готовился разлучиться с ними, – пред Своими страданиями и вознесением на небо. Ныне иду к Пославшему Мя, так говорил Господь Апостолам. Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16:5–14 ). По воскресении Своем, Иисус Христос снова подтвердил великое обетование о ниспослании Утешителя, Духа Святого, на Апостолов: оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. ( Лук. 24:49 ); через несколько дней будете крещены Духом Святым ( Деян. 1:5 ). Уже Апостолы и прежде имели в некоторой степени благодать Святого Духа; ибо силою Его творили чудеса, проповедовали Евангелие в Иудее. Еще в большей степени получили они дары Святого Духа по воскресении Христовом, когда Господь, дунув на них, сказал: примите Духа Святого ( Ин. 20:22 ). Но теперь, пред вознесением Своим, Он обещал им всю возможную для них полноту благодати, все обилие даров Духа Святого; они облекутся в силу Его, как в одежду; будут погружены в благодать, как в воду. Сие-то великое обетование не только утешило Апостолов по вознесении Господа, но еще исполнило сердца их радостью. И они возвратились в Иерусалим с великой радостью. ( Лук. 24:52 ). Готовясь сподобиться наития Святого Духа, все ученики Иисуса Христа вкупе с пречистою Его Матерью собрались вместе в одной горнице на Сионе, – и здесь пребывали в непрестанной и единодушной молитве и славословии Бога ( Лук. 24:53 ; Деян. 2:1 ). Пример святых Апостолов научает нас, братья, что дары Святого Духа приемлются и сохраняются молитвою, – и особенно молитвою общественною, церковною. Итак не будет произвольно отлучаться от нашего благодатного Иерусалима, нашего нового духовного Сиона, – святой православной Церкви; ибо здесь, преимущественно в православной Церкви и святых ее храмах, – Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется. Будем молить Господа, да облечет Он и нас силою свыше, да укрепит на подвиги добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Таково толкование события, данное святым Златоустом. Новая Церковь, включившая в себя молодые языческие народы, получала права гражданства в Царстве Божием. До этих пор Господь держался того взгляда, что надо прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам(Мк. VII, 27). Так как в семью языческих народов, составивших Новозаветную Церковь, входил и русский народ, позднее других принявший христианство, то ясно, какое великое значение имеет вход Господень в Иерусалим и для нас, русских. Но оставляя в стороне символику события, надо сказать, что в простом своем историческом смысле оно имеет великое значение. Это высшая точка славы, до которой поднялась жизнь Спасителя, чтобы сейчас же после этого закончиться кровавой развязкой. Никогда еще звезда земного величия скромного Галилейского Пророка не сияла так ярко! Никогда еще Его имя не произносилось с таким восторгом и надеждой тысячами уст. Никогда еще не окружала Его столь многочисленная толпа, готовая склониться перед Ним и идти по первому Его призыву, куда Ему угодно... Весь Иерусалим пришел в движение (Мф. XXI, 10). Господь не уклоняется на этот раз от славы и от бурных выражений восторга и почтения. Обыкновенно Он избегал шума и людской молвы и никогда не искал почестей и преклонения народа, так как это было совершенно не нужно для Его дела. Но в этот раз Он не останавливает ликующих восклицаний и, когда взбешенные фарисеи требуют от Него, чтобы Он запретил ученикам песнь славословия, Господь отвечает:  сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. XIX, 40). Ясно, что у Него имеется какая-то Своя особая цель, почему Он допускает это триумфальное шествие, и в последнем нельзя видеть лишь случайное проявление накопившегося и рвущегося наружу народного чувства. Мы можем догадываться об этой цели по тем словам Спасителя, которые в этот момент были обращены Им к Иерусалиму и которые сохранены у евангелиста Луки. Смотря на город, Он заплакал о нем и сказал:  о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твое му! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. XIX, 42-44).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

После пения галлеля пили вино с опресноками. Затем глава семьи разделял пасхального агнца и раздавал всем участникам трапезы. После того как агнец был съеден, приносилась третья чаша вина и совершалась благодарственная молитва , в которой участвовал глава семьи и все присутствующие. Глава семьи говорил: «Благословим Бога нашего». Все отвечали: «Благословен Господь Бог наш, Бог Израиля, Бог Саваоф, Восседающий среди херувимов, за пищу, которую мы приняли». Глава: «Благословим Того, Чью благодать мы вкушали». Все: «Благословен Ты, Чью благодать мы вкушали и Чьей благостью мы живем». Глава: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, питающий весь мир по благости Своей». Все: «Он дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его». Глава: «По великой благости Его не было никогда у нас недостатка в пище». Все: «Да не будет у нас недостатка и впредь ради Его великого имени». Глава: «Он питает всех, заботится о всех, благотворит всем и уготовляет пищу для всех тварей, Им созданных». Все: «Благословен Ты, Господи, питающий всех». Заклание агнца и помазание дверей кровью. Фрагмент Брюссельского креста. XII в. (Британский музей, Лондон) Далее глава семьи произносил ту часть благодарения, в которой вспоминался исход Израиля из Египта: Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты дал предкам нашим землю вожделенную, хорошую и пространную и что вывел нас из земли Египетской и освободил нас из дома рабства. Благодарим за Твой завет, запечатленный на теле нашем 31 , за Твою тору, которую преподал нам, за Твои законы, которые сообщил нам, за жизнь и благоволение, которые даровал нам, за пищу, которой Ты заботливо питаешь нас постоянно, ежедневно, во всякое время и всякий час. За всё это, Господи Боже наш, мы благодарим и славословим Тебя… По окончании благодарения все участники трапезы произносили: «Аминь». Затем выпивалась третья чаша, пели вторую половину галлеля (псалмы 114–118). Могла быть предложена еще одна или две чаши. С последней чашей пели великий галлель (псалом 135). Данная реконструкция дает приблизительное представление о ритуале пасхальной трапезы 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Славословие великое. По трисвятом тропарь праздника. Ектении, и отпуст. И знаменает игумен святым елеем братию, от кандила, еже пред праздничною иконою. Поющим нам стихиру самогласну праздника. И час 1. На 1-м часе тропарь праздника. По Трисвятом кондак праздника. И прочая. И совершенный отпуст. В сий день бывает литургиа порану, труда ради бденнаго. Литургия На Литургии, Антифоны праздника. Антифон 1-й, глас 2 (Пс. 110). Исповемся Тебе Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Исповедаюсь Тебе (прославлю Тебя), Господи, всем сердцем моим, поведаю все чудеса Твои. Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас. Молитвами Богородицы, Спаситель, спаси нас. В совете правых и сонме, велия дела Господня. Припев: В совете и сонме праведных, велики дела Господня. Изыскана во всех волях Его. Припев: Изысканны во всех желаниях Его. Исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века. Припев: Хвала и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века. Слава, и ныне: Припев: Антифон 2-й, глас 2 (Пс. 111). Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит. Припев: Спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа. Спаси нас, Сын Божий, родившийся от Девы, поющих Тебе: аллилуиа. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. Припев: Мощно на земле будет семя его, род правых благословится. Слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Припев: Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает в век века. Возсия во тме свет правым, милостив и щедр и праведен. Припев: Воссиял во тьме свет правым: он милостив, сострадателен и праведен. Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня. Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Тропарь: Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господьствуй посреде врагов Твоих. Тропарь: Жезл силы пошлет Тебе Господь с Сиона, и господствуй среди врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих. Тропарь:

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-ch...

Потому и Павел вменяет это в великое достоинство, когда говорит: « те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями » (Гал. 5:24). Διαψαλμα — перемена тона (в славянском нет этого слова). Другой (Акила): постоянно . В еврейском: сел . « Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь, Боже, с силами нашими » (ст. 10). Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): хотя ты отринул . Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): и однако ты отринул . Четвертый (неизвестный, см. Ориг. Экз.): но при том ты отвергнул . « И не выходишь, Боже, с силами нашими ». Другой (Симмах): и не ходишь в войсках наших . За отвержением тотчас следует посрамление и опасность — терпеть от всех бедствия. « Силами » пророк называет свои войска, так как в них заключается сила царя, по премудрому устроению Божию, чтобы был союз между начальником и подчиненными. Царь имеет нужду в подданных, а они — в начальнике, так что они много содействуют друг другу. Чтобы не было гордости, Бог устроил так, что великое часто имеет нужду в малом. Это сделал Он и с неодушевленными предметами. Так иногда колеблющийся столп поддерживается подложенным под него камушком и тяжело нагруженный корабль управляется малым рулем и избавляется от опасностей. Что значит: « ныне Ты отринул нас »? То, что мы, говорит, и при таких страданиях не отступаем от Тебя, славословим, воспеваем, хвалимся Тобою. « Обратил нас вспять пред врагами нашими, и ненавидящие нас расхищали себе » (ст. 11) Другой переводчик (Симмах) говорит: ты поставил нас ниже всякого врага . Смотри, как говорит он о тяжелых бедствиях и как прискорбными чертами изображает несчастья, показывая, что и враги, хотя были великими грешниками, однако потерпели достаточное наказание. 7. То же с преизбытком сделали и отроки в печи, которые воспевали тогда и говорили: « предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле » (Дан. 3:32); и еще: « мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши » (ст. 37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Потому и Павел вменяет это в великое до­стоинство, когда говорит: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). » Διαψαλμα« – перемена тона (в славянском нет этого слова). Другой (Акила): «постоянно». В еврейском: «сел». «Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь, Боже, с силами нашими» ( Пс.43:10 ). Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «хотя ты от­ринул». Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «и однако ты отринул». Четвертый (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «но при том ты отвергнул». «И не выходишь, Боже, с силами нашими». Другой (Симмах): «и не ходишь в войсках наших». За отвержением тотчас следует посрамление и опасность – терпеть от всех бедствия. «Силами» пророк называет свои войска, так как в них за­ключается сила царя, по премудрому устроению Божию, чтобы был союз между начальником и подчиненными. Царь имеет нужду в подданных, а они – в начальнике, так что они много содействуют друг другу. Чтобы не было гордости, Бог устроил так, что великое часто имеет нужду в малом. Это сделал Он и с неодушевленными предметами. Так иногда колеблю­щийся столп поддерживается подложенным под него камуш­ком и тяжело нагруженный корабль управляется малым рулем и избавляется от опасностей. Что значит: «ныне Ты отринул... нас»? То, что мы, говорит, и при таких страданиях не отсту­паем от Тебя, славословим, воспеваем, хвалимся Тобою. «Обратил нас вспять пред врагами нашими, и ненавидящие нас расхищали себе» ( Пс.43:11 ). Другой переводчик (Симмах) говорит: «ты поставил нас ниже всякого врага». Смотри, как говорит он о тяжелых бедствиях и как прискорбными чертами изображает несчастья, показывая, что и враги, хотя были великими грешниками, однако потерпели достаточное наказание. 7. То же с преизбытком сделали и отроки в печи, ко­торые воспевали тогда и говорили: «предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле» ( Дан.3:32 ); и еще: «мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши» ( Дан.3:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Итак, все эти бесчисленные люди, одетые в белые сияющие одежды, были на той прекраснейшей равнине и все вместе громко с некоей чудной сладостью пели: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа 166 . Брат, изумляясь бесчисленным количеством тех почтенных людей и чудной мелодией, спросил одного из них о том, кто они такие, какую добродетель соделали они, носящие столь блистающие белые одежды, и почему они поют эти стихи. Тот же, отвечая брату, сказал: «Мы, которых ты видишь и при виде которых изумляешься, когда были в преходящей жизни суетного мира, ради любви Христовой перешли реку искушений и скорбей. Потому так светлы и белы наши одежды. Или ты не слышишь, как Наперсник и Богослов говорит о нас следующим образом: Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили их Кровию Агнца 167 ? Та великая скорбь, которую мы претерпевали в мире, теперь стала для нас великой радостью, и, возвещая о том, что мы ради Христа претерпели скорбь и искушение, мы поем теперь: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа. Потому что христианин, живя в мире, облекается во Христа благодаря скорби мира, а не его радости. Ведь Христос сказал: В мире будете иметь скорбь, а мир возрадуется, но печаль ваша в радость будет 168 . Христианин, имеющий дерзновение и надежду на Христа, пусть дерзает и пусть надеется на Христа, когда пребывает в скорби и страдает за Него, когда его будут презирать и поносить за Него, когда за Него его возненавидят и изгонят, потому что Христос говорит: Блаженны вы, когда будут поносить вас люди, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня 169 . Потому если христианин не претерпит таких скорбей за Христа, то не облекается в Него и не входит в Его радость». Когда он сказал это брату, брат пришел в себя и впоследствии стал более ревностным, чем прежде, в терпении любой скорби, борьбы и искушения ради имени Христова, дабы после этой жизни Христос сопричел его к тем облаченным в сияющие белые одежды людям, которые стоят у Престола Христа и всегда радостно славословят Его».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/trezve...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010