Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «чрез силы его» ( δι). В еврейском: «вегевурофав». Смысл слов его следующий: хва­лите Его за силы Его, за могущество Его, за чудеса Его, за мо­гущество, которое Он являет во всем, горнем и дольнем, общем и частном, над каждым и непрестанно. «Хвалите Его по чрезмерному величию Его». Но возможно ли вознести хвалу соот­ветствующую множеству величия Его? Пророк не говорит: со­ответствующую, но такую, какую ты можешь возносить, представляя множество величия Его; возноси такую хвалу, какая возможна для тебя, какую человек должен возносить великому и без­мерно великому Богу; а хвалу достойную Его никто вознести не может. Видишь ли стремление души? Видишь ли душу пла­менную, стремящуюся и усиливающуюся преодолеть собственную немощь и возлететь наконец к самому небу, душу соединив­шуюся с Богом и преданную Ему с великою любовью? «Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях». Другой (Симмах): «звуком рога» ( ι ηχσυ κερατνης). «Хвалите Его на псалтири и гуслях». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «цевницею и лирою» ( δι νβλας κα λρας). «Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе». Дру­гой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «струнами и гуслями» ( δι χορδων κα κιθρας). «Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «в кимва­лах знамения» ( σημασας). «Всякое дыхание да хвалит Господа!». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «вздох» ( αναπνοη) ( Пс.150:3–6 ). Пророк приводит в движение все музы­кальные орудия и заповедует на всех их возносить стройную песнь, воспламеняя и возбуждая душу слушателей. Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музы­кальными орудиями, так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

– Принесите Господеви сынове Божии – сыны овни: представители народа, прежде всех начальники родов и начальники священников, как сыны Божии – как первенцы и посвященные Богу – с чувством сыновней любви должны принесть многочисленные жертвы, и – должны быть приносимы именно сыны овни или агнцы; так должно принесть Господу славу и честь или – в славу и честь, – принести во славу имени Его или – для прославления свойств и совершенств Его святого имени; вместе с тем, приносящие должны поклониться Господу во дворе святем Его, – во дворе вновь устроенной скинии, где теперь ковчег Божий. И действительно, по перенесении ковчега Завета Господня в новую скинию, Давид принес многие всесожжения и жертвы мирные. «В этот же день Давид в первый раз дал псалом для славословия Господу чрез Асафа и братьев его:» и в том самом псалме, как и здесь, он убеждает всех точно также воздать Богу славу и честь.– " Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его»... ( 1Пар.16:1–2,7,28,29 ). 3–4. Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости, гласа Господень в великолепии. Требуя от народа принесения жертв Богу во дворе святом Его – на новом месте Его видимого обитания – Давид внушает иметь благоговение пред Богом, как пред грозным Повелителем ( 1Пар.16:30–33 ). Глас Господень – гром – на водах, разумеется, гром, как глас Божий, раздается над водами грозовых облаков, – так гром свидетельствует о славе Божией; такой глас Господа в крепости или крепко глас, потому что он раздается с облаков и потрясает землю до крайних пределов её – на севере до Ливанских гор и на юге до пустыни Кадийской (ст. 5 и 8); такой глас Господа в великолепии – раздается среди великолепной картины природы, – когда сильным огнем молний озаряются темные тучи, скалистые вершины гор с зияющими в них ущельями. 5–6. Глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры Ливанские, и истнит я яко тельца Ливанска, и возлюбленный яко сын единорожь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

XII. Когда великое множество моавитян и аммонитян, соединясь вместе, пришли войною на Иосафата, он, не могши противиться силам врагов, обратился с величайшим упованием к Богу: сам весь предался молитвам ко Господу, объявил пост по всей Иудее и общенародное собрание перед лицом Господа для умилостивления Бога и для общего совета; и молитву свою заключил словами: «Боже наш! Ты суди их» (врагов). Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе обращаем очи наши!». И помощь Божия немедленно явилась: здесь же, в этом собрании, находился благочестивый муж Иозиил, на которого сошел Дух Господень, среди собрания, и он вещал: «Слушайте все иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо это война не ваша, но Божия... не вам сражаться на сей раз: вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам ( 2Пар.20:14–17 ). Ободренный этими словами Иосафат вывел свое войско против врагов, и чтобы оно не оробело вступить в брань со столь великим множеством противников, он, как храбрый и непобедимый полководец, ободряя сердца своих воинов упованием на Бога, сказал им: «Послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его – и будет успех вам». И тот же час сделал необыкновенное на поле брани распоряжение: он приказал поставить впереди войска церковных певцов, чтобы они, выступая впереди вооруженных, в благолепии святыни воспевали и славословили Господа, поя псалом: «Исповедайте Господа, ибо Он Благ, милость (помощь) Его вечна!» – Смотрите, дивная вещь: царь с войском вступает на брань (в сражение) подобно епископу, входящему в церковь со священнослужителями. Поистине явление необыкновенное, и в сражениях, по-видимому, достойное смеха – поставлять беспомощных, не вооруженных певцов впереди вооруженных воинов! Но Бог присутствовал при Иосафате, споспешествуя ему, вооружавшемуся таким непобедимым оружием упования на Бога. В то время, когда певцы начали петь славословие Всевышнему – Господь невидимо возбудил между аммонитянами и моавитянами междоусобие: враги рубили и резали друг друга до последнего своего воина. Войско же иосафатово вступило на возвышенное место и увидело одни трупы врагов, лежащие на земле, и не было ни одного из них, который избежал бы смерти. На месте вражьего междоусобного побоища Иосафат увидел множество богатой, разнообразной добычи: дорогой одежды и драгоценных сосудов, и велел народу своему забирать добычу; три дня собирали ее, так она была многочисленна. – Смотрите, как могущественно крепкое, истинное упование на Бога, во всех случаях жизни оно сильнее всех других средств, словом, оно непобедимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Стр. 188 (286). Будет ли противно смиренномудрию, когда учишь или обличаешь ближнего? Сказал авва Пимен: Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его. Стр. 336 (60). Велико ли то делание человека, когда он увидит себя худшим всякой твари? Браг сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу, велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари. Стр. 351 (4). Почему необходимо во всяком действии нашем обращать главное внимание на смирение? Возлюбленные братия! Во всяком действии вашем обращайте главное внимание на смирение, чтоб неопустительно исполнять требуемое им терпение бесчестий и отсечение воли падшего естества. Державшийся своей воли повреждает и погубляет этим все свои добродетели. ( Авва Исаия ). Стр. 215 (475). Должно ли наблюдать смирение во внешнем поведении? Во всем наблюдай смирение: в наружности своей, в одеждах твоих, в сидении, стоянии, хождении, лежании, в келлии и принадлежностях ее. Во всем жительстве твоем усвой себе обычай нищеты: не тщеславься ни в речах твоих, ни в славословии и песнопениях, приносимых Богу; когда случится тебе быть с ближним твоим, – слова твои да не будут растворены хитростию, коварством и обманом. ( Антоний Великий ). Стр. 28 (123). Приводится ли душа к смирению посредством воздержания в пище? Авва Пимен сказал: если не отъято будет насыщение хлебом, то душа никаким иным средством не может быть приведена к смирению. Стр. 337 (65). Если нет смирения душевного, то должно ли стяжать телесное? Если не имеешь смирения в душе, то стяжи телесное; от тела оно перейдет к душе. Стр. 444 (24). Примеры о том, что живущие в миру достигали в меру духовного совершенства путем смирения. Однажды блаженный Антоний молился в келлии своей, – и был к нему глас: Антоний! ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии. Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню. Кожевник отвечал: не знаю за собою, чтоб я сделал когда-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города от большого до малого войдут в царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем, прежде нежели лягу спать. Услышав это, блаженный Антоний отвечал: поистине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в доме твоем, стяжал царство Божие, я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь словами твоими. ( Антоний Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

г) Видение таинственного Вавилона под образом порфироносной и разводной блудницы, сидящей на водах многих и с золотой чашей в руке, наполненной мерзостями блудодейства, восседающей на звере багряном с 7-ю головами и 10-ю рогами. На челе ее написано имя «тайна», и сама она упоена кровью свидетелей Иисусовых. Головы и роги суть цари, а воды, где сидит блудница, суть народы и племена, имеющие вести брань с Агнцем ( Откр. 17 ). д) Падение и погибель Вавилона. Некий светоносный ангел возвестил громким голосом о предстоящем падении великой блудницы Вавилона, а другой голос небесный повелевал отделиться от нее народу Божию, и сильными чертами изобразил предстоящее ей разорение, бедствия и нищету. Наконец, еще один сильный ангел поверг в море камень, подобный жернову, говоря: «с таким стремлением повержен будет Вавилон – великий город, и уже не будет его» ( Откр. 18 ). е) Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последнего. После славословия Господу от многочисленного сонма людей, и от 24-х старцев, и от четырех животных по поводу осуждения великой любодейцы, и по поводу наступившего брака Агнца с женою Его, ангел ублажает званных на брачную вечерю Агнца. На белом коне появляется всадник, облеченный в одежду, обагренную кровью, с пламенными очами, со множеством диадим на голове и с острым мечем, исходящим из уст. Имя ему: «Слово Божие». На одежде же и бедре его написано: «Царь царей и Господь господствующих», а воинства небесные следуют за ним на конях белых. Ангел, стоящий на солнце, сзывает птиц на пожрание готовящихся бесчисленных трупов; а зверь с воинством своим тоже готовится сразиться с сидящим на коне. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, обольстивший принявших начертание зверя; оба они живые брошены в озеро огненное, а прочие убиты мечем сидящего на коне, исходящим из уст его (Отр. 19). VIII. Общее воскресение и страшный суд. Скованный диавол повергается на тысячу лет в бездну ангелом, имеющим ключи от бездны, а ожившие мученики воцарились со Христом на тысячу лет. Это первое воскресение. По окончании тысяч лет освобожденный сатана собирает многочисленное, как песок морской, воинство на брань против стана святых и города возлюбленного. Небесный огонь пожрал сатанинское воинство, а диавол ввержен в озеро огненное, где зверь и лжепророк. Затем последовало всеобщее воскресение мертвых, и пред сидящим на великом белом престоле судим был каждый при раскрытых книгах, по написанному в них, и сообразно с делами своими ( Откр. 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Что значит: «славу из рекут»? Т.е. совер­шенство, человеколюбие, попечение, неимение нужды в подвласт­ных Ему, столь великое промышление о них, неприступность света, неизреченность существа, непостижимость Его. «И о могуществе Твоем поведают», т.е. воспоют непобедимую и непреодолимую силу Твою – не потому, чтобы Ты нуждался в этих песнопе­ниях и хвалах, но как для блага самих воспевающих, так и для того, чтобы научить других и сделать их общ­никами славословия. Потому он и продолжает: «чтобы возвестить сынам человеческим о силе Твоей и великолепной славе царства Твоего» ( Пс.144:12 ). Этим он показывает, что Бог допускает славо­словия для того, чтобы другие познали могущество Его. Так, велика сила Его, велика слава, велико благолепие, велико и неизречен­но, превосходит всякое слово и побеждает всякий ум; но самая великость и неизреченность Его требует, чтобы кто-нибудь научал людей, по причине безумия многих. И солнце есть самая светлая звезда, – однако больные глазами не видят света его; так точно и промысл Божий яснее всякого солнца, – но люди с превратными мыслями и закрытым слухом имеют нужду в великом попечении, чтобы раскрылся ум их. 4. Итак, нужно постоянно повторять им и внушать учение об этом. Далее, так как пророк, сказав о славе царствия Божия и великолепии, оставил это без объяснения, он опять возвращается к тому же и по возможности объясняет, какова эта слава, и говорит: «царство Твое – царство всех веков и владычество Твое – во всех родах. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих» ( Пс.144:13 ), – не настоящих только, но и грядущих; оно бесконечно, беспре­дельно, и одно только вечно. «И владычество Твое – во всех родах». Смотри, как и здесь выражается бесконечность царства Божия; оно простирается на всю вселенную, на все века, на все времена. «Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих». Сказав о бесконечности царства Божия, об его крепости, твердости, непоколебимости, он говорит и о непреложности изречении Его. Слово: «верен» значит: тверд, истинен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Поэтому люби Его как высшее добро твое и блаженство, люби больше всякого создания, больше отца и матери, больше жены и детей, больше себя самого. К нему единственному прильни сердцем твоим, и больше всего единственно Его желай и ищи; потому что он – вечное твое добро и блаженство, без которого и в нынешнем веке нет, и в будущем не будет жизни и блаженства. Всякое создание Божие – добро, но Создатель несравненно лучший: люби и желай именно это добро как истинное, безначальное, бесконечное, вечное и постоянное, от которого все создания добрыми стали. О благодарении Бога Бог есть твой Создатель, Искупитель, высочайший Благодетель и благий Промыслитель. Он как создал тебя, так тебе всякое добро подает, так что без добра Его и минуты жить не можешь. Не видишь ты Благодетеля твоего своими глазами, но видишь благодеяния Его, данные тебе, видишь солнце, луну и звезды Его, которые светят тебе, видишь огонь, который согревает тебя и варит пищу тебе, видишь воду, которая утоляет жажду твою и омывает тебя, видишь пищу, которая насыщает тебя, видишь одежды, которыми покрывается нагое тело твое, видишь и прочие бесчисленные блага, которые Он дал тебе для удовлетворения нужды твоей и для утешения твоего. Видя это и получая благодеяния, везде и всегда с любовью невидимого Благодетеля твоего поминай, и за все Его благодеяния от чистого сердца благодари Его. Большее и высочайшее Его благодеяние, что благоволением Его пришел к нам Христос, единородный сын Его и честною своею кровью и страданием искупил нас от диавола, ада и смерти. Непостижимая в этом великом деле открылась к нам милость Божия. Должны и мы всегда на это великое и умом непостижимое дело Божие с верою смотреть и всегда помнить, и Бога, нас недостойных так возлюбившего, от всего сердца благодарить, поклоняться Ему, хвалить, петь и славословить сердцем и устами: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» ( Лк. 1:68, 69 ). Помни же и ты всегда великое дело Божие и восхищайся им и от сердца благодари Бога и живи так, как хочет Бог , пришедший в мир грешников спасти, и не оскорби Его своей неблагодарностью. Хочет Он тебя спасти, потому и в мир ради тебя пришел и пострадал, и принес в жертву святую плоть Свою; исполняй же и ты святое желание Его и с великим старанием заботься о спасении души твоей. Будь благодарен Ему и живи в мире смиренно, с любовью, кротостью и терпением, как Он сам жил и того хочет от тебя. О вспоминании Бога при всяком деле

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И многих животных вырвал у него тот муж, который направлял его. И когда он достиг логовища того льва, и видел я, и вот Ангел сошел с неба подобно огню и поразил копьем того дракона и прободал его, и он умер. И возвратился тот муж, который руководил им, в великой радости и дошел до того храма. И народ, который был в храме, вышел к нему навстречу с великою радостью, славословя Бога за смерть дракона. И видел я, что те голуби все вошли в гнезда свои». И старец, рассказывая нам об этом видении, плакал и говорил: «Знаю, сыны, что сатана готовится поднять великое гонение на Церковь . Но молитесь и просите Господа, чтобы Он удалил гнев того проклятого дракона от народа Своего». 27. Св. Мар Авген в царствование Юлиана Отступника Спустя немного времени почил победоносный царь Константин; и воцарился после него Констанций, брат его, (?) немалое время; но и он приложился к отцам своим; и после него воцарился нечестивый Юлиан, проклятый змей, и поднял он великое гонение на все церкви; и после этого верный Иовиан остановил и утишил его от гонения, бывшего против христиан, говоря ему: «Сперва надо нам идти и победить противников; а после того ты сделаешь все, что хочешь». И послушался тот его совета и взял войско и отправился в Персию. И когда он достиг города Нисибина, епископ и те, которые были с ним вместе, вместе с другими людьми вышли было от него и поселились в одной пещере. И много дней провели в Нисибина его войска, и взошел к нам верный Иовиан, и пришел он в ту расселину, в которой жил Мар Авген; и постучал в двери его келии и вошел к нему, и не было при святом никого кроме двух учеников его. Вся же братия были рассеяны под деревьями и скалами; и молились и служили и просили милостыни у Господа, чтобы Он устранил силу нечестивца от Своей святой Церкви. И после того как Иовиан приветствовал старца и присел ненадолго, он умолял старца выйти из этого своего жилища и укрыться от нечестивца в каком-нибудь месте, ибо тот беззаконник знал о св. Мар Авгене и слышал о чудесах, которые сотворил Господь рукою его; с давнего времени он грозил святому и говорил: «Как только дойду я дотуда, приведу его и назначу ему муки и заставлю его принять бедствия и жестоко умерщвлю его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Какую же, скажи мне, часть этой капли составляешь ты, испытующий Бога, перед Которым все народы, « как капля из ведра »? Но для чего говорить о небе, земле, море и природе человеческой? Взойдем мыслью на небо и обратимся к ангелам. Вы, конечно, знаете, что один только ангел равносилен этой видимой твари, или даже гораздо важнее ее. Если весь мир не достоин праведного человека, как говорит Павел: « те, которых весь мир не был достоин » (Евр. 11:38); то тем более он не может быть достойным ангела, потому что ангелы гораздо выше праведников. И, однако, существуют мириады мириад ангелов, существуют и тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала, власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их, и все эти силы (Бог) сотворил с такой легкостью, которой не может выразить никакое слово. Для всего этого Ему достаточно было только захотеть, и как для нас хотение не составляет труда, так для Него — создание столь многих и столь великих сил. Выражая это, пророк сказал: « Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле » (Пс. 134:6). Видишь ли, что не только для создания живущих на земле, но и для сотворения вышних сил Ему достаточно было одного хотения? Слыша это, скажи мне, как не оплакиваешь себя и не скрываешься в землю ты, дошедший до такой степени безумия, что Бога, Которому следовало бы только воздавать славословие и поклоняться, ты усиливаешься исследовать и испытывать, как что–нибудь из предметов самых маловажных? Посему и Павел, исполненный великой мудрости, созерцая несравненное превосходство Божье и немощь природы человеческой, негодует на испытующих дела домостроительства Его и, с великой силой укоряя их, говорит: « ты кто, человек, что споришь с Богом » (Римл. 9:20)? Кто ты? Вникни прежде в свою природу; невозможно найти названия, которое могло бы выразить твою немощь. 5. Но ты скажешь: я человек, почтенный свободой. Ты почтен не для того, чтобы употреблять свободу на прекословие, а для того, чтобы употреблять эту честь на послушание Почтившему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Прощайте. Святого Антония Великого ответы на некоторые вопросы, предложенные ему братией 1. Братия спросили некогда великого Авву Антония «чем может человек угодить Богу?» – Авва отвечал: исполнение закона и дела любви суть предметы самые Богоугодные. Исполняет же закон тот, кто непрестанно славословит Бога в чистых помыслах, возбуждающих воспоминание о Боге и тех благах, которые Он обещал нам, и даровал уже на самом деле, а также, приводящих на память и величие оных благ. Ибо из сего воспоминания рождается в душе человека постоянная любовь к Богу, по заповеди Писания: люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими ( Втор.6:5 ). В Писании сказано еще: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже ( Пс.41:2 )! Итак, мы непременно должны совершать и исполнять сей закон в отношении к Богу, дабы и над нами оправдалось оное изречение Апостола: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч ( Рим.8:35 )? 2. Однажды еще спросили братия святого Антония: «если кто-нибудь скажет: я ничего не приму от братии, и им также не дам ничего; для меня довольно своего собственного – то как нам, отец наш, принимать подобные мысли?» – Великий Авва отвечал им: дети мои! такой человек, о котором вы говорите, жестокосерд и имеет душу зверскую. Ибо, каким образом в настоящем мире он хочет провести всю свою жизнь без дела милосердия? Нет! о таком человеке должно думать, что он не имеет никаких благ. 3. На вопрос же: «как должен всякий служить своим братиям?» святой старец ответствовал: братия, желающие служить своим братиям, должны служить им так же, как рабы служат своим господам, и как послужил Господь Апостолу Петру. Хотя Он был Владыка и Творец его, однако, не возгнушался послужить ему. В сем случае, Господь показал, что столько же немилосерды те, кои отказываются от предлагаемой им услуги, и никому не позволяют, подобно Апостолу Петру, послужить себе, как и те, кои сами стыдятся служить своим братиям; почему они и не будут иметь части с Господом, как Он же сказал Петру ( Ин.13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010