Указывая на такое единение, Господь сказал преданным Ему ученикам: в той день уразумеете, яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас ( Ин.14:20 ). А что сие изречение относится ко всем боголюбцам, видно из таких слов Господних: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Итак, удобнее и скорее достигается это великое благо, – Царствие Божие, которое внутри нас есть, Господь научает так: да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришедши во вторую или третью стражу (прежде и после полуночи), найдет не спящими, тогда блаженны будут рабы те ( Лк.12:38 ). Смотрите, бодрствуйте, молитесь ( Мк.13:33 ), – так еще вещает нам слово Божие, – сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа Иисуса Христа для вечной жизни ( Иуд.1:21 ). Сколь поспешествует достижению милости Божией ночная молитва, видно еще из таких слов пророка Давида: благо есть исповедатися Господеви, – возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь. Как туком и елеем насыщается душа моя, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи ( Пс.62:9, 7 ). Посему и говорит преп. Исаак Сирин : «молитва, совершаемая ночью, да будет для тебя предпочтеннее всех дневных занятий, так как озарение ума, действующее на душу днем, происходит от просвещения ночной молитвы». И другой некто возвещал о себе: «в ту ночь, которую провожу в молитве, засыпаю с псалмопением, и по пробуждении весь день бываю как не принадлежащим сему миру. И Сам Господь, научая Своим примером, часто проводил ночи в молитве, как сказано: и бе обнощь в молитве Божией ( Лк.6:12 ); и еще: в утро, нощи сущей зело, изыде в пусто место, и ту молитву деяше ( Мк.1:35 )». Вот видим, сколь полезна и необходима молитва всякому человеку и достигшему высокой степени святости; мы же, в неразумии сущии, почитаем ее делом праздности и пренебрегаем как занятием бесполезным, ничего не стоящим.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Что и царь, и простолюдин, грешник и праведный, сильный и немощный будут питаться одной верой, говорит пророк Исайя, а именно – по Пришествии Христовом: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок и молодой лев, и вол будут вместе ( Ис. 11:6 ). Также пророк говорит и о том, что людьми простодушными, младенцами на злое, людьми незлобивыми и блаженными из-за их деятельной, но свободной от житейских забот жизни и по причине непрестанной молитвы преодолеваются супротивные силы: И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда, на всей святой горе Моей ( Ис. 11:8–9 ). Под горой же следует понимать Церковь Христову по высоте веры. 24. Грамматику Асклепию Не стоит прежде добрых дел заниматься исследованием бесполезных и неразрешимых вопросов, подобно скудоумным, подвергающимся заблуждениям и дьявольским козням. Ибо время каждого коротко, и судят нас по делам, а не по знанию непознанного. Поэтому, не переставая, следует искать знаний о том, что должно делать, чтобы наследовать вечную жизнь. Если же мы употребим все дни настоящей жизни, занимаясь неразрешимыми и бесполезными вопросами, то, запутавшись в них, отойдём отсюда с пустыми руками – справедливо скажет о нас пророк: Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение при пробуждении ( Пс. 72:19–20 ). И прежде чем можно будет эту плачевную песнь приложить к тебе, оставь безумные вопросы, подобающие забавляющимся отрокам, послушай великого истинного Учителя, призывающего: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ( Мф. 6:33 ). Ибо всему своё время: здесь время – совершать праведные дела, а в будущей жизни – принять воздаяние за них. Поэтому, чтобы не запутаться в дьявольских кознях, будем исследовать и творить правду, чтобы, уподобившись путешественникам, неся с собой напутствие добрых дел, как в город войти нам в Царствие Божие. Не давай же себя обмануть, сделавшись чуждым вечной жизни и забыв Бога, Его заповеди и Суд, занимаясь маловажными вопросами и бесполезными речами, как чем-то великим и важным. 25. Филумению

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Это был Ной, сын Лемеха, «человек праведный и непорочный в роде своем». Он «ходил перед Богом», как и его предок Енох. И вот, когда земля «растлилась пред лицом Божиим и наполнилась … злодеянием», когда «всякая плоть извратила путь свой на земле», Господь сказал Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое,…Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами… Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:9–18). Бог назначил сто двадцать лет на раскаяние человеческому роду, и в это время Ной должен был вести свое необычайное строительство, которое могло вызвать у окружающих людей лишь насмешки и угрозы. Но вера Ноя была непоколебима. Получив откровение от Бога, он приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию — из дерева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина — 50 локтей и высота — 30 локтей. Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу в локоть шириной, для света и воздуха, а сбоку — дверь. Он должен был состоять из трех ярусов со множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог…» (Быт. 6:22). Разумеется, в продолжение всего строительства Ной не переставал проповедовать, призывать людей к покаянию. Но самой красноречивой его проповедью было, конечно, сооружение им громадного корабля на суше, вдали от воды. Долготерпение Божие все еще ожидало пробуждения чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, но все было напрасно. Издеваясь и кощунствуя над проповедью Ноя, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк. 17:27). Ко времени окончания Ноем ковчега ему было 600 лет, и тогда, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, Господь повелел Ною войти в ковчег со всем своим семейством и определенным количеством животных, как чистых, так и нечистых. Ной послушался Бога и вошел в ковчег. И вот «… разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7:11–12). После окончания вода все прибывала и прибывала на землю. Сто пятьдесят дней поднимался ее уровень, так что даже высокие горы покрылись водой. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле» (Быт. 7:21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Это уже пятое видение. Предшествующее говорило об Иерее великом, его значении в Ветхом Завете и, вместе, о Мессии. Пятое видение говорит нам о Зоровавеле, как строителе храма, и было оно пророку, конечно, с целью, утешить той вестью, что строящийся Иерусалимский храм непременно построится, не смотря на козни врагов, которых страшился Зоровавель. Надобно думать, что предыдущее видение о первосвященнике, сильно поразило св. Захарию, потому он находился, как бы, в неестественном состоянии духа, как бы, в забытьи от изумления, так, что Ангелу-истолкователю нужно было пробудить Захарию, как бы, спящего, от сна. Ст. 2, 3, 4, 5, 6. И рече ко мне: что ты видиши? И рех: видех, и се, свещник злат весь, и светилце верху его, и седмь светилник верху его, и седмь чашиц светилником верхним его, (ст. 3). и две маслины верху его, едина одесную светилца его и едина ошуюю. (ст. 4). И вопросих и рех ко ангелу глаголющему во мне глаголя: что суть сия, господи? (ст. 5) И отвеща ангел глаголяй во мне и рече ко мне глаголя: не разумееши ли, что суть сия? И рех: ни, господи. (ст. 6) И отвеща и рече ко мне глаголя: сие слово Господне к Зоровавелю глаголя: не в силе велицей, ни в крепости, но в Дусе Моем, глаголет Господь вседержитель. С евр.: И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; (ст. 3) и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. (ст. 4) И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? (ст. 5) И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. (ст. 6) Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Пророк, пробужденный, как бы, от сна, из своего неестественного состояния, успокоился, сделался способным видеть новое видение. Тогда Ангел истолкователь спрашивает его, возбуждая его внимание, что он видит теперь? Св. Захария отвечал, что он видит золотой светильник, на верху которого чашечка для елея и седмь лампад на нем, у каждой лампады по седми трубочек, конечно, для проведения елея; по сторонам светильника находились две маслины (два оливковых дерева), одна – по правую, а другая – по левую сторону, и доставляли елей для горения. Когда св. пророк спросил Ангела, что означает это видение, тогда Ангел, как бы, удивившись незнанию, сказал ему, возбуждая его внимание к виденному: разве ты не знаешь, что это, разве не понимаешь виденного? Это слово Иеговы к Зоровавелю, и оно означает, что не силою, т. е. не человеческим искусством устроен сей золотой светильник, но Духом Моим. Моею премудростью все это устроено, и горит он не огнем вещественным, а Всесвятым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И конечно, эти противоречия в рядах оппозиции еще более усугубляется правящими элитами, привычно разделяющими, чтобы властвовать. Поэтому мусульман натравливают на христиан, левых на правых, европейцев на русских или китайцев и т. д. Но «Великое Пробуждение» происходит не благодаря, а вопреки всему этому. Против либералов восстает само человечество, человек как эйдос, человек как общее, человек как коллективная идентичность, причем сразу во всех ее формах – органических и искусственных, исторических и новаторских, восточных и западных. «Великое Пробуждение» только начинается. Оно даже толком еще не началось. Но уже тот факт, что у него есть имя, и что это имя появилось в самом эпицентре идеологических и исторических трансформаций – в США, на фоне драматического разгрома Трампа, отчаянного захвата Капитолия и поднимающейся волны либеральных репрессий, когда глобалисты не скрывают более тоталитарной сути и своей теории, и своей практики, имеет огромное (может быть, решающее) значение. «Великое Пробуждение» против «Большой Перезагрузки» – это восстание человечества против правящих либеральных элит. Более того, это восстание Человека против своего извечного давнего врага, против врага самого рода человеческого. Если есть те, кто провозглашают «Великое Пробуждение», как бы наивно ни выглядели их формулы, уже значит, что не все потеряно, что в массах зреет ядро Сопротивления, что они начинают мобилизацию. С этого момента начинается история всемирного восстания – восстания против «Большой Перезагрузки» и ее адептов. «Великое Пробуждение» есть вспышка сознания на пороге Сингулярности. Последняя возможность принять альтернативное решение о содержании и направлении будущего. Полное замещение людей новыми сущностями, дивидуумами, не может быть просто навязано силой сверху. Элиты должны соблазнить человечество, получить от него – пусть смутное, но согласие. «Великое Пробуждение» призывает сказать решительное «нет!». Это еще не конец войны, даже не сама война. Более того, это еще и не ее начало. Но это возможность такого начала. Нового Начала истории Человека.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/08/manife...

V. Борьба за богословие 1. Пробуждение сердца, но не пробуждение мысли. Теократический утопизм Вся значительность Александровского времени в общей экономии нашего культурного развития еще не была опознана и оценена до сих пор... Это был момент очень взволнованный и патетический, период великого творческого напряжения, когда с такой смелой наивностью была испытана и пережита первая радость творчества... Иван Аксаков удачно говорит об этом своеобразном моменте русского развития, когда вдруг именно поэзия на время становится каким-то бесспорным историческим призванием, – «имеет вид какого-то священнодействия..». Во всем тогдашнем поэтическом творчестве чувствуется какая-то особая сила жизни и независимость, «торжество и радость художественного обладания…» Это было пробуждение сердца... Но сразу же приходится продолжить: еще не пробуждение мысли... И воображение еще не было обуздано, еще не было закалено в умном искусе, в интеллектуальной аскезе. Потому так легко и так часто люди того поколения впадают в прелесть, в мечтательность или визионерство. То была эпоха мечтаний вообще, эпоха грез и вздохов, видений, провидений и привидений... Для всей эпохи так характерно именно эти расторжение ума и сердца, мысли и воображения, – не столько даже безвольность, сколько именно эта безответственность сердца. «Эстетическая культура сердца, заменявшая нравственные правила тонкими чувствами» (слова Ключевского)... Именно в этом изъяне сердца вся слабость и немочь пиетизма. И русская душа проходит через этот искус или соблазн пиетизма в начале прошлого века... Это была вряд ли не самая высшая точка русского западничества. Екатерининская эпоха кажется совсем примитивной по сравнению с этим торжествующим ликом Александровского времени, когда и сама душа точно отходит в принадлежность Европе, – это случилось не раньше «Русского Путешественника», во всяком случае. Розанов удачно заметил однажды: «в Письмах русского путешественника впервые склонилась, плакала, любила и понимала русская душа чудный мир Западной Европы, тогда как раньше, в течение века, она смотрела на него тусклыми, ничего не фиксирующими глазами». А в следующих поколениях уже крепнет «славянофильская» оппозиция, не столько национально-психологическая, но и культурно-творческая... Западничество Александровского времени не было денационализацией в прямом смысле. Напротив, то был скорее период националистического подъема. И, однако, душа становится в это время точно Эоловой арфой 21 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment — чувство), течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма (см. Просвещение), объявил доминантой “человеческой природы” не разум, а чувство, и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании “естественных” чувств, отсюда большой демократизм сентиментализма и открытие им богатого духовного мира простолюдина. Близок предромантизму. Главные представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, О. Голдсмит, Т. Смоллетт (поздние произведения), Ж. Ж. Руссо и писатели “Бури и натиска” (наиболее радикальное выражение демократических тенденций сентиментализма). Вершина сентиментализма в России — повесть “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина.    КВИЕТИЗМ (от лат. quietus — спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному “спасению”. Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле — созерцательность, бездейственность. V. Борьба за богословие 1. Пробуждение сердца, но не пробуждение мысли. Теократический утопизм    Вся значительность Александровского времени в общей экономии нашего культурного развития еще не была опознана и оценена до сих пор...    Это был момент очень взволнованный и патетический, период великого творческого напряжения, когда с такой смелой наивностью была испытана и пережита первая радость творчества...    Иван Аксаков удачно говорит об этом своеобразном моменте русского развития, когда вдруг именно поэзия на время становится каким-то бесспорным историческим призванием, — “имеет вид какого-то священнодействия...”    Во всем тогдашнем поэтическом творчестве чувствуется какая-то особая сила жизни и независимость, “торжество и радость художественного обладания…”    Это было пробуждение сердца...    Но сразу же приходится продолжить: еще не пробуждение мысли...    И воображение еще не было обуздано, еще не было закалено в умном искусе, в интеллектуальной аскезе. Потому так легко и так часто люди того поколения впадают в прелесть, в мечтательность или визионерство. То была эпоха мечтаний вообще, эпоха грез и вздохов, видений, провидений и привидений...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поэтому не следует поспешно нагружать тезис о «Великом Пробуждении» идеологической детализацией – фундаментальным консерватизмом (в том числе религиозным), традиционализмом, марксистской критикой капитала или анархическим протестом ради протеста. «Великое Пробуждение» это нечто более органическое, более спонтанное и в то же время тектоническое. Так человечество внезапно озаряется осознанием близости своего неминуемого конца. И поэтому «Великое Пробуждение» столь серьезно. И поэтому оно исходит из США, той цивилизации, где сумерки либерализма гуще всего. Это вопль из центра самого ада, из той зоны, где черное будущее уже отчасти наступило. «Великое Пробуждение» есть спонтанный ответ человеческих масс на «Большую Перезагрузку». Конечно, можно отнестись к этому скептически. Либеральные элиты –особенно сегодня – держат в своих руках управление всеми основными цивилизационными процессами. Они управляют мировыми финансами и способны делать с ними все, что угодно – от безграничной эмиссии до любых махинаций с финансовыми инструментами и структурами. В их руках вся американская военная машина и управление союзниками по НАТО. Байден обещает снова укрепить влияние Вашингтона в этой структуре, почти распавшейся в последние годы. Либералам подчинены практически все гиганты High Tech – компьютеры, айфоны, сервера, телефоны и социальные сети строго контролируются несколькими монополистами, входящими в глобалистский клуб. А значит, у Big Data, то есть у всего объема сведений о практически всем населении земли, есть хозяин и владелец. Технологии, научные центры, мировое образование, культура, СМИ, медицина и социальные службы полностью в их руках. Либералы в правительствах и властных кругах страны есть органические компоненты планетарных сетей – все с тем же штабом. На глобалистов работают спецслужбы стран Запада и их агентура в других режимах, завербованная или подкупленная, принужденная к сотрудничеству или добровольно на него пошедшая. Казалось бы, как в такой ситуации сторонникам «Великого Пробуждения» осуществить восстание против глобализма? Как – не имея никаких ресурсов – эффективно противостоять мировой элите? Каким оружием пользоваться? Какой стратегии придерживаться? И более того – на какую идеологию опереться, ведь либералы и глобалисты всего мира едины и имеют общую идею, общую цель и единую линию, а их противники разрозненны не только в разных обществах, но и в рамках одного и того же.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/08/manife...

Духовные пастыри – представители антинародного и антиправославного элемента края, а народ – защитник народности и веры общерусской. По условиям своего образования духовные пастыри яснее, чем сознают всю опасность этой пропасти и потому стараются уменьшить пропасть, по крайней мере настолько, чтобы она не пугала своею глубиною и шириною. Они стараются увлечь за собою народ, но так, чтобы не отторгнуться от Рима. Вследствие чего и происходят эти постоянные компромиссы пастырей в отношениях к пасомым. Однако, если бы дело галицко-русского клира обстояло благополучно, тогда настоящее положение этой местной церкви стало бы вполне определенным. На самом же деле – совсем иное. Народ сам заметил пропасть между собою и клиром, понял некрасивую роль своего духовенства и решил самостоятельно добиться своего благобыта. Он уже проснулся и снова усыпить его немыслимо. Вот почему настоящее галицко-русской церкви мы называем загадкою, разрешение которой – дело будущего и, может быть, не минует общерусского церковного собора. Когда для просвещения народа работают только отдельные личности, а сам народ совершенно безучастно внимает этой работе, то этим только подготовляется пробуждение народа, которое может быть и не быть, смотря по обстоятельствам. Равным образом нельзя назвать пробуждением народа и тот момент, когда администрация возьмется за просвещение народа, но сам народ только слепо и апатично подчиняется административным мероприятиям и предписаниям. Пробуждение начинается не —312— прежде, как сам народ начинает ценить себя и свои народные силы, когда не стыдится своего имени народа и с сознанием своего достоинства работает для своего благобыта. Тогда только можно сказать о народе, что он проснулся. Такое пробуждение совершилось в галицкой руси. Галицко-русский народ проснулся и живо воспроизвел свое пережитое. Пережитое поразило галичанина, заставило оплакать ошибки прошлого и отыскивать сил и средств к новой жизни. Как страшно велико народное горе – это исповедали галицкие русины во время народного празднества по случаю 25-летнего юбилея общества имени М.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второй великий русский код — " Священный труд " . Русский народ — один из самых трудолюбивых народов мира, - не сомневается писатель. - Он трудится день и ночь, из века в век. Наша держава, состоящая из двенадцати часовых поясов, создавалась величайшими трудами. Выступление президента было призывом к труду. Нам предстоят гигантские, надрывные, колоссальные труды. Мы должны пройти вторую индустриализацию. Потому что нас лишили достижений первой — сталинской индустриализации. Послание президента дышало кодом " Священный труд " . Третий код — " Воскрешение " . Русское сознание, русская душа претерпевают ужасное поражение, когда исчезает государство, как это было во времена распада великой Киевско-Новгородской империи, как при распаде и уничтожении великого Московского царства, романовской трёхсотлетней России, как при распаде 70-летнего красного сталинского царства. Но эти исторические поражения не ломают нашего духа. Мы опять возрождаемся, воскресаем, потому что наша история имеет пасхальный смысл, пасхальное дыхание. И в послании говорилось, что целые отрасли должны быть воссозданы заново, целые направления нашей промышленности, нашего хозяйства должны воскреснуть после чудовищных поражений, нанесённых нам. Код " Русское чудо " . Русскую историю не объяснить ни экономическими тенденциями, ни созданием новой элиты. Она понимается только через категорию чуда. Постоянное русское воскрешение — чудесно. Его не нужно разгадывать, оно само по себе восхитительно. И то, что мы после 1991 года воскресли, — это пробуждение Русской Мечты, пробуждение русского народа, русского сознания. Это чудесное пробуждение — форма русского чуда. Возвращение Крыма — это дарованное нам божественное чудо. Мы не сражались за Крым, это не была Крымская война, не было сражения с крымскими ханами. Свершилось чудо, и Крым пришёл к нам как великий Божий дар. «Русская спецоперация на Украине - это удар по великому обнулению» Драгоценный код — " Общее дело " . Только сообща мы можем достичь мечты, только сообща построить своё великое царство, великое государство. И в послании президент постоянно говорил, что лишь все вместе, соединив наши усилия, всеми народами, из которых мы состоим, мы пройдём игольное ушко русской истории и выйдем по другую сторону этого ушка сильными, могучими и прекрасными.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/07/ru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010