Итак, для чего же ты, человек, стараешься быть богатым, когда Господь предвещает таким людям вечное горе. Почто не веришь Богу? почто не слушаешь слов Его? Он велит тебе собирать сокровище на небесах, а ты собираешь только на земле. За что же тебя Бот помилует, когда ты делаешь напротив повелению Господню? Страшная угроза Господня всем противникам Его, и горе, предвозвещенное богатым, ужасно; но эти люди, – маловерные и безрассудные, – нисколь не боятся грозных им определений. Они еще смеются и шутят, или говорят с презрением, когда слышат, что будет им горе. О, надеющиеся на самих себя и хвалящиеся множеством богатства своего! Никто из вас не даст Богу выкупа за душу свою; ибо дорога цена искупления и не будет его вовеки. При всеобщем откровении Господнем, при великом Его вразумлении, несмысленный человек все еще не знает и невежда не разумеет того, что нечестивые благоденствуют в веке сем и цветут, как краса лугов, чтобы на веки исчезнуть. В мыслях у них, что домы их вечны и имения их в роды род; но это мнение их есть одно безумие, хотя последующие им и одобряют путь их. Будет время, и Господь покажет им страшную силу слов Своих; и тогда, как сновидение по пробуждении, уничтожит все земные мечты их. Участь всех таких, которые помышляют о земном, одна – самая горестная и безотрадная, как и Писание говорит: скончаша во благих житие свое, в покои же адов успоша ( Иов.21:13 ). Там вопиют они: увы, увы! горе нам! Стоило ли благоденствие наше на земле, чтобы затем попасть нам сюда, в такую страшную бездну мучений? Что нам пользова гордыня и богатство с величанием, что воздаде нам? преидоша вся она, яко сень и весть протекающая ( Прем.5:9 ). Подлинно совершенная суета вся жизнь человека, который, собирая себе сокровища на земле, никогда и не подумает о том, что ожидает его в будущем веке. Такой человек появляется в мире сем подобно призраку: напрасно он суетится и собирает, и кому достанется имение его, того не знает. Смотря на дом владельца именитого, на его громадное имение, которое еще величается его именем, как не воздохнешь, когда подумаешь, – сколько он трудов приложил, сколько грехов совершил в жизни своей, а теперь достоянием его пользуются другие, даже и чужие ему, тогда как сам терпит величайшее наказание и не находит малейшей отрады.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Между тем Маврикий, одумавшись и зная, что от Бога ничто не укроется, но всякому воздает он по делам его, и взвешивая преступление свое против пленных которых не выкупил, почел лучшим в этой жизни получить воздаяние за грехи свои, а не в будущей: и так написавши свои моления, отправил их по всем патриаршеским престолам, ко всем церквам в царстве своем, в монастыри по пустыням и в Иерусалиме и в Лавры, послал при том деньги, свечи и ладан, чтобы за него помолились, и он получил бы возмездие в здешнем, а не в будущем веке. Ненавидел он и зятя своего Филиппика, потому что имя его начиналось буквою Ф. Филиппик всячески каялся царю, что он чисто служит ему и не имеет против его ни расчета ни хитрости. Когда Маврикий молился Богу, чтоб он помиловал душу его, то в одну ночь, возлежа видел видение, что он стоит перед образом Спасителя при медных вратах дворца, и весь народ с ним предстоит; и вот глас от изображения великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, говорящий: подайте Маврикия; и служители правосудия схвативши его, поставляют на багряном амвоне; божественный глас говорит ему: где ты хочешь, чтоб я воздал тебе? здесь или в будущем веке? он, услышав это, отвечает: Человеколюбче Господи праведный судья! лучше здесь нежели в будущем веке, и божественный глас повелел предать воину Фоке и Маврикия, и жену его, и детей, и все родство его. Проснувшись Маврикий призвал спальничнего своего, послал его к Филиппику, зятю своему, чтобы со всею поспешностью привести его к царю. Филиппик пробужденный призвал жену свою и прощался с ней так: прощай жена, ты более не увидишь меня. Она зарыдала и громким голосом спрашивала спальничего: заклинаю тебя Богом, скажи, для чего царь призывает его в такое время? тот божился, что не знает, и что царь вдруг восставши от сна послал его. Филиппик попросил приобщиться, и приобщившись пошел к царю; жена его Гордия, простершись на полу, плакала, рыдала и молилась Богу. Филиппик вошедши в царскую опочивальню, пал к ногам царя; но царь говорил к нему: прости мне ради Бога, в чем я согрешил пред тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Мф.24:29.   И силы небесныя подвигнутся» . и силы небесные поколеблются; И Небесные Воинства ужаснутся, видя такую перемену твари, Бога сходящего на землю, всех бывших от века людей восстающими из мертвых и дающими отчет во всех делах своей жизни. Мф.24:30.   И тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси … тогда явится знамение Сына Человеческого на небе Знамением называет Крест, который тогда будет блистать светлее солнца; оно померкнет, а Крест будет видим. Но зачем он явится? Чтобы устрашить прежде всего иудеев, а затем и язычников, которые порицали Крест Христов, и чтобы они знали, что это именно Он сходит, как Бог. Мф.24:30.   И тогда восплачутся вся колена земная» … и тогда восплачутся все племена земные Тогда будет плакать всякое племя, т.е. неверующих: одни потому, что распяли Господа, другие потому, что наказывали христиан, а иные потому, что не уверовали. Им и не нужно будет другого обвинения кроме Креста; но плач их будет тогда бесполезен. Мф.24:30.   И узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою» . и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; Предшествует Ему Крест, как обличение распявших; а сходит Он на облаках, как и воззнесся. Мф.24:31.   И послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их . и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. Пошлет их прежде, чем появится Крест. Здесь не соблюдает последовательности в рассказе, а просто говорит о том, что будет. Четырьмя ветрами обозначил четыре страны вселенной: восток, запад, север и юг. Из каждой страны дует свой особенный ветер, и эти четыре страны суть собственно ветры. Словами «от конец небес до конец их» присоединено объяснение слов — «от четырех ветр» . Марк (13, 27) говорит: «от конца земли до конца неба» , показывая, что пределы неба и земли одни и те же. Заметь, что пробудит мертвых труба, пробужденных соберут Ангелы, а собранных восхитят облака. Как сказал Павел: «в сретение Господне на воздусе» (1 Сол. 4:17). А что Ангелы соберут также и грешников, это сказал Христос, изъясняя одну притчу в тринадцатой главе (ст. 41): «послет Сын Человеческий Ангелы Своя, и соберут от Царствия Его вся соблазны и творящих беззаконие» . пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мы выше уже говорили, что стих 6 главы IIÏ »кто эта восходящая от пустыни« по мнению доктора богословия Олесницкого, на основании высказанного Самуилом Тейяром объяснения, вполне признаваемого профессором, – никак не должен относиться к возлюбленной невесте, а относится ко солнцу, которое в древне-еврейском языке было женского рода 656 . Стих 6-й главы III Песни несомненно представляет восход солнца: «Кто эта восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?» Это солнце благодати, освещающее душу своим появлением. Следующий стих есть явно продолжение той же мысли: «вот одр его – Соломона», т.е. появляющегося в столбах фимиама солнца. Далее идет описание великолепия Соломона, несомого на одре, окруженного сильными, одетого в золото и серебро и пурпур, с венцом на голове, которым увенчала его мать 657 , в день бракосочетания его 658 . По-видимому в Песни Песней намеренно делается смешение понятий, о красном солнышке Евреев – Соломоне с солнцем. Соломон представляет для Израиля живительное солнце счастья, мира, благоденствия; это было время создания храма Богу завета и религиозного торжества. В храме этом молился Израиль, ожидая Мессию, которого прообразованием был красное солнышко Соломон в первые годы своей жизни, и царство его уподоблялось браку солнца с землей, ибо и он вступал в брак с народом, отдавая свою жизнь на служение Богу и народу своему 659 . Поэтому к символистке солнца примешивается понятие о царе с носильным одром его и седалищем его; «внутренность его убрана с любовью дщерями Иерусалимскими» (III, 10) 660 . «Соединение двух образов, восхождения солнца и вступления на престол великого царя, – говорить Олесницкий (Op. cit. 372 – 373), должно было приводить в сознание высший образ Мессии Царя, которого имя Восток и Солнце праведное " 661 . Восход Солнца правды, пробуждение духовного Израиля, оживленного и вызванного от смерти к жизни и от земли к небеси, – вот таинственное религиозное значение третьей главы Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия (28 ст.). И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения (29 ст.). Мы видели в предыдущем 25 стихе, что Господь говорил о воскресении мертвых, при чем указывал, что час сей не только грядет, но и ныне есть, указывая, что Он есть «воскресение и жизнь» ( Uoah. XI:28 ), и что «слова, которые Он говорит, суть дух и жизнь» ( Uoah. VI:63 ). Самое появление Его среди народа будило мертвых, вдыхало в них дыхание жизни. В стихах 28–29 раскрывается дальнейшее будущее: Господь глаголет уже о всеобщем воскресении мертвых и о суде над сотворившими злая и сотворившими благая. Сопоставляя стих 25 и стихи 28–29, говорящие о воскресении из мертвых, мы разумеваем, что это есть действие единой живительной силы Божией, но в ней различаются разные моменты пробуждения мертвых. Первый из этих моментов есть появление на земле Бога воплощенного и проповедь Его, воскрешающая людей к новой жизни, далее воскрешение к земной жизни телес многих усопших святых в великую минуту искупления ( Мф.27:52 ), духовное воскрешение находящихся «в темнице духов» ( I Nemp.3:19 ), возрождение к духовной жизни членов христианской церкви, жизнь души за гробом после смерти тела и наконец востание от мертвых людей всех веков и стран в телесех, чтобы предстать на великое и страшное судилище Христово ( Мф.25:31 ; Деян.17:31 ; Римл. 16 и мн. др.). Но все эти разные виды воскресения объемлются в словах Господа и суть исполнение того, что Господь древле повелевал глаголать пророку Исаии: «востань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою!.. и народы приидут из мрака к свету твоему» ( Ис.60:1–3 ). Это же величественно выражено апостолом восклицающим: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Ефес.5:14 ). Вникая еще в слова Господа: «изыдут сотворшии благая в воскрешение суда», мы видим, что суд будет лишь для злых сердец и неверующих. Сопоставляя это место с словами: «слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» (выше ст. 24), и еще ( Uoah. III:18–20 ): «веруяй в Он не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть... всяк бо делаяй злая ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть», мы видим что единая вера в Сына Божия спасает, ибо человек, переродившийся только сею верою, может творить дела, угодные Богу, дела не лицемерия, а дела истинной любви. Готовый к вечной жизни, он идёт «в воскрешение живота», и «на суд не приидет».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Но еще более пробуждает нас от этих грез учение Иисуса Христа. « Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие .» (Лук.18:25). « Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? » (Матф.16:26) и т.д. в) Мы вступаем в дни поста и покаяния. Пробудимся от сонных мечтаний и подумаем о действительном нашем состоянии. 2. Иные спят и грезят тщеславием. а) Думают с самодовольством о своих нарядах, о телесной силе и красоте, о почете и влиянии, о талантах своего ума и его совершенствах. Все это одни грезы! б) Иисус Христос и своим примером, и своим учением пробуждает нас от таких грез: « И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Матф.5:40). « И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Матф.20:27). Блаженны нищие духом (Матф.5:3)» и т.п. в) Наступающая Четыредесятница есть время покаяния и сокрушения о грехах. Оставим суетные мечтания. Сами по себе мы ничто. Мы нуждаемся в спасении и искуплении. Через одного Иисуса Христа мы можем быть не тем, что мы не есть, но чем должны быть. 3. Многие, очень многие грезят удовольствиями. а) Ищут своего счастья в пиршествах и кутежах, в играх и опьянении грубой похоти. Но эти удовольствия проходят, как сон, и не оставляют после себя ничего, кроме неприятного воспоминания. Что бывает с такими людьми на другой день, по пробуждении? Не чувствуют ли они себя дурно, не бывают ли расстроены, даже часто больны душой и телом? Только духовные удовольствия, проистекающие из молитвы, благодарности и сознания верно исполненных обязанностей, прочны и приятны. б) Апостол Павел хочет пробудить нас от нашей дремоты и грез. « Наступил уже час пробудиться нам от сна », взывает он; « ибо ныне ближе к нам спасение » (ст.11). Детям было бы еще позволительно спать, но в старости и зрелых годах, когда настало для нас ближайшее время спасения, было бы неестественно и преступно предаваться сну и грезам. От юного ли дерева ожидают плодов, a не от окрепшего? « Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы » (ст.12)! Греховные удовольствия достойны осуждении потому уже, что они совершаются в ночной тьме.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Но как скоро коснется ее луч всеоживляющей благодати, душа приходить в ужас, припоминает что ею сделано, и возвращается с опасной стези, от злых дел своих … с великой скорбью воздыхает она, жалобно сетует, проливая потоки слез, и умоляет, чтобы можно было ей добрыми делами возвратиться в прежнее достояние свое… Льются слезы из очей ее об утраченной красоте; многочисленны гнойные струпы ее, и, поскольку видит она великую гнусность свою, то бежит от нее и ищет защиты у всещедрой благодати» 456 . Таким образом, обращение к благодати предполагает целый сложный путь пробуждения от греховной жизни, возненавидения ее, попытки, или по крайней мере, желания возвратиться к жизни добродетельной. „Никто не может придти ко мне, говорит Господь, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Иоан. YI, 44). Как же происходит это привлечение? „Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слыхали, ни лица Его не видели, и не имеете слова его пребывающего в вас, потому что (как это видно из того, что) вы не веруете Тому, Которого Он послал». Почему слово Божие оказывается бездейственным по отношению к этим людям? „Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Не хотят же они потому, что эта жизнь Христова противна им. „Знаю вас, вы не имеете в себе любви к Богу». Все внимание человека устремлено на здешнюю жизнь, в частности, на свое личное благополучие и славу, имеет ли для себя утешение в сознании своей верности этому закону? „Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной прийдет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете»? (Иоан. У, 37 – 44). Таким образом, уверовать во Христа – дело весьма сложное, обнимающее собою всю душевную жизнь человека, требующее не только внимательности к проповеди , но и отречения от себя, или по крайней мере, отвлечения внимания от себя. Несомненно, что и благодать Божия содействует этому привлечению человека. „Веровать во Христа, говорит св. Тихон Задонский , не иное что есть, как из закона узнавши и сердечно признавши свою бедность и окаянство, которое от греха и греху последующего праведного гнева Божия бывает, из Евангелия же познавши благодать Божью, всем открытую, к Нему Единому под защищение прибегнуть, – Его единого за Избавителя и Спасителя от того бедствия признать и иметь, на Него единого всю спасения вечного, такожде в подвиге противу дьявола, плоти, мира и греха, во время живота, при смерти и по смерти надежду неуклонно и неотступно утверждать, яко на несомненное и непоколебимое спасения основание» 457 . „Истинно уверовать, следовательно, свойственно душе мужественной 458 , „искренно расположенной к Богу» 459 , и Его святому закону и царству.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Но это исцеление служанки возбудило крайнее негодование в ее господах, так как они лишились хорошего дохода. И вот они с яростью обрушились на апостолов, повлекли их на пло­щадь к начальникам и обвиняли их в том, что они, будучи иудеями, возмущают город и проповедуют обычаи, которых римлянам не следует ни принимать, ни исполнять. Городская чернь стала на их сторону, а за нею, не расследовав дела, пошли и городские воеводы, которые «сорвав с них одежды, велели бить их палками. И дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их». Заключив из такого приказания, что узники виновны в каком нибудь особенно тяжелом преступлении, тюремщик ввергнул их в наиболее крепкое внутреннее помещение темницы и велел кроме того забить им ноги в колоду, т. е. в брус, имевший пять отверстий, в которые забивались руки, ноги и шея преступников. Тюремщик на этот раз забил апостолам в колоду только ноги, но и такое положение после перенесенных на площади побоев было мучительно тяжелым. Но великие благовестники не пали духом и в течение ночи оглашали мрач­ные стены темницы сладостными песнопениями, к которым невольно прислушивались все узники. И вот в самую полночь вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы. От страшного сотрясения двери темницы открылись; цепи узников сорвались с колец в стене ( Деян. 16:26 ). Пробужденный от сна и увидев двери темницы откры­тыми, начальник тюрьмы тотчас же извлек свой меч и хотел убить себя, думая, что его узники бежали, а в таком случае он сам должен был отвечать за них своею жизнью. Самоубийство в то время было обычным убежищем от бедствия, и в Филиппках быть может сочтено было бы не только естественным, но и героическим поступком. Ап. Павел однако же тотчас заметил его намерение, и всегда в совершенстве владея собою даже среди опасности, закричал ему громким голосом: «не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь». Все эти обстоятельства – землетрясение, приступ внезапного ужаса, порыв радости, отвратившей его от самоубийства, скромная терпеливость и спокойное прощение со стороны узников – расплавили сердце этого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

О Пс 72 можно сказать нечто более определенное 444 . Это одно из классических библейских сетований на жизненную несправедливость (нечестивым и надменным все сходит с рук), из–за чего этот псалом стоит в одном ряду с Книгой Иов. Однако он предлагает иной ответ. Когда псалмопевец входит в Божье святилище, он понимает, что нечестивого постигнет осуждение, хотя как и когда это произойдет, остается неясным: Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение по пробуждении, так Ты, пробудив их, уничтожишь мечты их 445 . Но это еще не все. Псалмопевец обнаруживает, что сам он охвачен любовью, которая не даст ему исчезнуть, силой, которую не могут пресечь даже смерть и разложение тела: Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек… А мне благо приближаться к Богу! На ГОСПОДА я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои 446 . Очевидно, что «и потом» (w " achar) относится не к событию, которое произойдет позже в течение этой жизни, но к состоянию, которое будет достигнуто после руководства заповедями Божьими в этой жизни. Это подтверждается стихом 26, где, с отголосками из Ис 40:6–8 , сказано, что могущество Божье торжествует над смертью. К сожалению, ключевое слово «kaboi» (без которого не совсем понять, о чем речь), переведенное здесь как «слова», вполне может означать и «честь» (так NRSV). Перед нашими глазами как бы на миг промелькнула удивительная картина жизни по ту сторону гроба, жизни, где (как требует того логика псалма) зло будет исправлено и воцарится Божья справедливость; жизни, где познавшие любовь Бога в настоящем откроют, что эта любовь сильнее самой смерти и она «примет» их в честь или славу 447 . То же самое слово «принять» стоит и в Пс 48:16 448 . Весь этот псалом – трезвое размышление о человеческой смертности: все люди, подобно животным, в конце концов сойдут в могилу, и все их нынешнее великолепие и показная пышность ни на что не будут годны:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Постараемся, братья и сестры, всячески избегать греха, бороться с ним, а если и подпадем под его влияние, не будем отчаиваться, но поспешим снова восстать от падения и принести истинное раскаяние пред священнослужителем. И это искреннее раскаяние поможет восстановить в нашей душе мир, спокойствие и единение с Богом. Аминь. Поучение в Неделю мясопустную Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святая Церковь постепенно, в течение нескольких седмиц, приготовляет нас к предстоящим подвигам Великого поста. Из сегодняшнего Евангельского чтения о Страшном суде мы видим, что Господь сколь милосерд, столь же и правосуден. Это напоминание о Страшном суде Божием, по учению Святой Церкви, является одним из самых действенных средств к пробуждению нас от сна греховного. Памятование о великом дне Суда Христова всегда служило утешением и укреплением для истинных последователей Христовых на тернистом пути, ведущем в Царствие Божие, укрепляло святых мучеников в неимоверных страданиях за имя Христово, вдохновляло пустынников на тяжелую и мужественную борьбу с собственными страстями, услаждало труды великих пастырей Церкви. Мысль о Страшном суде побуждала грешников к искреннему покаянию, соделывала разбойников и мытарей избранными сосудами благодати Божией. И вот ныне Святая Церковь перед наступлением дней поста и покаяния снова представляет перед нашим духовным взором образ Страшного суда Божия. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25, 31 ). Если Сын Божий приходил однажды на землю в смиренном образе раба для спасения падшего человека, то в день Судный Он придет во славе, которую Он имел прежде сложения мира. И придет Он для того, чтобы произвести Свой Страшный суд над родом человеческим. Мы знаем из Священного Писания, что Господь, придя на землю, много пострадал и не имел места, где главу приклонить, был гонимым, страждущим, распятым; но во второе и славное пришествие Христово мир увидит Его окруженным тьмами тем ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Мы увидим Законодателя, заповеди Которого мы многократно нарушаем; узрим Сердцеведца, Которому известны не только все наши дела, но и мысли, все наши желания; увидим нелицеприятного Судию, Который воздаст каждому по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010