Слово, сказанное в Свято-Николаевской церкви, что в Хамовниках в Москве, в день празднования в честь чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных». Все мы знаем, мои дорогие, что скоро придет весна. Еще она борется с зимой, но ни у кого нет сомнений в том, что весна ее победит. Под дыханием теплого весеннего воздуха растопятся снега и льды, обнажится земля, покроется зеленью, появятся листочки на деревьях, зацветут весенние цветы и птицы запоют свои песни. Со временем весны в природе у нас, православных людей, совпадает особое время церковного года, называемое Великим постом. Еще отцы и учители первых веков христианства назвали это священное поприще Святой Четыредесятницы духовной весной. Посмотрите, дорогие, как много общего между весной в природе и нашей православной духовной весной. Весна в природе – это время пробуждения природы от зимнего сна, время обновления природы и украшения ее сверкающей, присущей только весне красотой. Время Великого поста, эти дни духовной весны, – время нашего пробуждения от греховного сна, нашего духовного обновления и украшения души христианскими добродетелями. У весны в природе есть свои предвестники: длиннее становится день, теплее солнечные лучи, временами вода течет с крыш и оттаивает земля. У нашей духовной весны есть свои предвестники. Уже за четыре недели до Великого поста Святая Церковь начинает нас к нему готовить. Своими евангельскими чтениями и связанными с ними песнопениями она хочет возбудить в нас дух покаяния и научить нас на евангельских примерах тому, каким должно быть наше покаяние. За четыре воскресенья до Великого поста вы все слышали евангельское сказание о Закхее, сребролюбивом и жестокосердом к слезам и горю людей начальнике сборщиков податей. Вы знаете, как он, этот Закхей, под влиянием обращенного на него взора Господа Иисуса Христа и посещения его дома Спасителем, внезапно переродился, восклицая: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо ( Лк. 19, 8 ). Вы слышите: Закхей, сознав свои вины перед Богом и людьми, хочет искупить свои грехи. Жестокий сердцем становится милосердным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

     Продолжается Великий пост, но время его день ото дня всё больше сокращается, и всё ближе становится праздник Воскресения Христова. Между тем, многих христиан охватывает грусть оттого, что за прошедшие недели опять не получилось исправить как должно свою жизнь, справиться хотя бы с одной из терзающих душу страстей. Снова суета как паук опутала своей паутиной нашу жизнь, и мы, так пламенно вступившие в первую седмицу поста, уже угасли в своих стремлениях и можно сказать, вернулись в состояния покоя и сна. Но Церковь вновь и вновь призывает нас, как некогда Христос своих учеников, пробудиться от сна, и потрудиться для спасения своей души. Об этом нам напоминает книга, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Вольный Странник» и называется – «Духовное пробуждение» . 1. Автор этой книги - иеромонах Игнатий (Шестаков) , насельник Московского Сретенского монастыря. Родился в Москве в 1974 году, окончил исторический факультет МГУ, где специализировался на балканистике и истории Сербской Церкви. Постоянный автор церковно-научного центра «Православная энциклопедия», член Союза писателей России, редактор сербской версии портала Православие.ру. Автор множества публикаций по истории Сербской Православной Церкви в церковных и светских изданиях. В основе этой книги — проповеди отца Игнатия, произнесенные им в 2009–2020 годах на богослужениях в Московской Сретенской обители. 2. Охватывая весь годичный круг: службы Великого поста, Пятидесятницы, двунадесятых праздников, дней памяти святых, — эти проповеди затрагивают многие насущные вопросы жизни христианина. Раскрывая смыслы апостольских и евангельских чтений, объясняя значения церковных праздников, знакомя с жизнью и служением святых, автор доступным языком, очень метко и живо, порой строго, а иногда с добрым юмором, но всегда с любовью и болью о современном человеке, - объясняет важнейшие аспекты духовной жизни. Открывают книгу проповеди, которые возвращают нас к уже минувшим подготовительным неделям Великого поста, где автор размышляет о том, как в нашей жизни отражаются такие евангельские персонажи, как мытарь и фарисей, блудный сын и его старший брат, что нас ждёт в день Страшного суда и почему нам нужно всех прощать.

http://pravoslavie.ru/145676.html

Евангелие Воскресения 872 Впервые (на англ. яз.): The Gospel of Resurrecmion (1. Cor. 15)//Paulus-Hellas Oikoumene (An Ecumenical Symposium. Athenas: The Student Christian Association of Greece, 1951. P. 3–8. На рус. яз.: Церковный Вестник Русского Западно-Европейского Православного Экзархата. 1953. 27. Март-апрель. С. 5–10. Печатается по первому русскому изданию. Смерть для человека является катастрофой; это основной принцип всей христианской антропологии. Человек подобен амфибии: он одновременно духовен и телесен, таким он был создан Богом. Тело органически принадлежит единству человеческого бытия. И, вероятно, утверждение этого факта и явилось самой поразительной новизной в первоначальном христианском благовестии. Проповедь Воскресения вместе с проповедью Креста была безумием и камнем преткновения для язычников. Уже афинские философы назвали апостола Павла «суесловом», «потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение» ( Деян.17:18–32 ). Греческая мысль всегда испытывала некоторое отвращение к телу. В эпоху раннего христианства, благодаря влиянию идей Платона и орфиков, отношение к телу как к «темнице», в которую заключен падший дух, было широко распространено среди греков. Они стремились к полному и окончательному развоплощению. И потому христианская вера в грядущее Воскресение смущала и пугала души язычников. Для них оно означало бы возобновление тюремного заключения и продолжение его на веки. Ожидание воскресения в теле, по мнению Цельса, годится только для земляного червя, и он осмеивал веру в воскресение во имя здравого смысла. Христианам он дал кличку «philosomaton genos – телолюбивое племя» (апология Оригена «Против Цельса», V:14 и VII:36). Таково же было мнение великого Плотина: «Подлинное пробуждение есть воскресение из тела, а не с телом. Потому что воскресение с телом было бы простым переходом из одного сна в другой, в некое иное обиталище. Единственное подлинное пробуждение – это освобождение от всех телесных оболочек, поскольку они по самому существу противоположны природе духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Двадцать четвертый день. Поучение 4-ое. Св. великомученица Екатерина. (Уроки из ее жизни: а) молитва к Царице небесной о нашей верности И. Христу; б) необходимость самоотвержения христианина; в) путь в рай есть путь скорбный и другого пути в него нет). I. Ныне ублажаемая св. великомученица Екатерина была девица царского рода, из города Александрии, дочь царя Консты. Отец ее был язычник, а мать – тайная христианка. Ея поразительная красота, блестящее образование, богатство и знатность рода, сделали ее предметом общего внимания, и молодые люди спешили к ней с предложением брачного союза, но Екатерина, несмотря на все доводы родных, отвергла брак. Мать, после долгих убеждений, решилась отправиться с нею к своему духовному отцу, надеясь, что он уговорит ее подчиниться советам матери, но старец, пораженный разумными ответами девицы – язычницы, одобрил ее намерения и долго беседовал с нею о Боге истинном и о спасении грешного мира кровию Богочеловека. Прощаясь, он вручил ей икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, и при этом сказал: «возьми эту священную икону и горячо молись пред ней. Это изображение Матери Того Божественного Младенца, о Котором я тебе говорил, зовут Ее Девою Марией. Если ты помолишься Ей с верою, то я уверен, что Она исполнит желание твое, и ты увидишь лице Сына Ея». Екатерина всю ночь, вся в слезах, молилась, наконец изнемогла и заснула. И видит она во сне Царицу небесную, держащую Предвечного Младенца, Который отвращает лицо Свое от нея, как недостойной смотреть на него, и слышит повеление идти к тому старцу, от которого получила икону. С радостию она поспешила к своему наставнику; он раскрыл ей истины евангельского учения и, видя ее пламенную веру, крестил. После принятия крещения, св. Екатерина еще усерднее молилась пред священным изображением, и вторично удостоилась видеть во сне Божию Матерь и Предвечного Сына Ея, с любовию теперь на нее смотревшего и вручившего благоговейной молитвеннице чудный перстень, который остался на ее руке и после пробуждения. С этой минуты она все силы своей души посвятила самоотверженной христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Часть 3. Антропологический и космологический контекст единения с Богом на примере текстов службы великого канона 1. Космологический контекст В четверток пятыя недели святых постов, клеплет в четвертый час нощи. И собравшымся нам в церковь бывает начало от иерея, по обычаю. И глаголем шестопсалмие, и поем Аллилуиа, и Троичны гласа... И чтем житие преподобныя Марии... Таже псалом 50... и абие начинаем Великий канон косно, с сокрушенным сердцем и гласом, творяще на кийждо тропарь метания три... припевая: помилуй мя, Боже, помилуй мя. В четверг пятой недели святого поста в четвертом часу ночи звонит колокол. И когда соберемся в храм, священник начинает утреню как обычно. И по шестопсалмии, пропев Аллилуйя и Троичны. И читаем житие преподобной Марии... Затем псалом 50... И сразу начинаем Великий канон – неспешно, с сокрушением сердца, на каждом тропаре делая по три земных поклона... произнося: помилуй меня, Боже, помилуй меня. Указания Триоди описывают не только чинопоследование, но и общую атмосферу службы Великого канона 415 . Определяются самые условия, при которых молитва бывает подлинна, действенна и плодоносна, то есть те рамки, которые могут помочь человеку сосредоточить все силы своего существа – ум, волю, сознание, душевные и телесные чувства, самое тело – на Боге, возводя их через это «притрудное припадание» к Нему к очищению, собранию воедино и просвещению, а тем самым и к полной отдаче Ему и единению с Ним. Пробуждение в «четвертом часу» (около полуночи), собрание в церковь , благословение священника, шестопсалмие (время чтения шестопсалмия прообразует ожидание Страшного суда, в храме гасится свет, и царит полная тишина), сразу за ним радостное ликование от присутствия Триединого Бога твари (Аллилуйя с троичными песнями) и, наконец, чтение Псалтири, подобно трубному звуку призывающей верных к великой всенощной битве 416 , – все это перестраивает наше обычное восприятие времени и пространства, и создает другие, не менее реальные условия, наиболее подходящие для деятельности по преимуществу человеческой – молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

  разделы   рассылка  распечатать Послание Синода Белорусской Православной Церкви к 1020-летию Крещения Руси Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры – клир, монашествующие и паства Белорусской Православной Церкви, дорогие соотечественники! Два десятилетия назад произошло событие, положившее начало возрождению Православной Церкви на исторических землях Святой Руси и послужившее духовному преображению народов Руси Великой, Белой и Малой. В 1988 году весь христианский мир пытался понять, чем станет 1000-летняя годовщина Крещения русичей в водах Днепра святым равноапостольным князем Владимиром? Будет ли празднование этой даты значимым лишь для узкого в те времена круга верующих людей, или же оно найдет более широкий отклик в обществе? Жива ли память народа о своих православных корнях и великой истории и ждёт ли она часа своего пробуждения? Сама история ответила на эти вопросы в год 1000-летия Крещения Руси. Семьдесят лет, которые предшествовали этой величественной дате, стали исполнением Библейского образа, явленного пророку Илие на горе Хорив (3 Цар. 19:8-14). Так и революция была подобна большому и сильному вихрю, " раздирающему горы и сокрушающему скалы " . Вслед за ней последовало коренное преобразование уклада жизни, сравнимое с землетрясением. А затем был огонь нескончаемой войны – войны друг с другом, с внешним врагом, с самими собой. Святая Церковь на нашей земле выживала, буквально следуя словам Божественной книги Псалтири и повторяя их вслед за страждущим Псалмопевцем: " Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась " . Но вот, в юбилейном году Крещения Руси с прореченной точностью стали сбываться и следующие строки тридцать восьмого псалма Давидова: " Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим " (Пс. 38:2-4). В дни торжеств Православная Церковь впервые за семьдесят лет получила возможность во весь голос, во всеуслышание обратиться ко всем и к каждому и говорить к сердцам соотечественников своим языком – языком Евангелия и милосердия, языком примирения и любви, языком исторического единомыслия и общенародного единодушия.

http://religare.ru/2_57962.html

Бобруйська 7 березня 2013 р. 17:38 Епархия сегодня Первые летописные упоминания История Православия в Бобруйске начинается с появлением первых летописных свидетельств. В 1387 году правитель Великого княжества Литовского Ягайло, в числе других селений, передаваемых в управление своему брату Скиргайло, упоминает и Бобруйск. В конце XV века в городе было три церкви: Николаевская, Ильинская и Успенская. С середины XVI века уже достоверно известно о существовании в городе братства в честь святителя Николая, православного казачества, при кафедральном соборе г. Бобруйска. Борьба с унией После Брестской унии 1596 года и последовавшего насильственного окатоличивания Великого княжества Литовского православное казачество встало на защиту интересов православного населения. За свою верность Православию в 1649 году Бобруйск был подвергнут разгрому войсками короля Яна Казимира. Подлинное духовное пробуждение начинается в XIX веке, после того, как город входит в состав Российской империи (1792 г.). В городе создается поветовая школа, в программу преподавания которой входят такие предметы как риторика, история, катехизис. Со строительством в 1812 году Бобруйской крепости в ее пределах устраивается еще семь храмов (включая домовые), среди них — Петропавловский, в честь Казанской иконы Божией Матери и собор святого Александра Невского. В 1829 году на городском кладбище, по особому ходатайству церковным властям полковника Розенмарка и на его средства, строится храм в честь святой мученицы Софии. Всего к началу XX века в городе уже было 10 православных храмов, среди них три собора: Никольский, Александро-Невский и Георгиевский. Работало пять церковно-приходских школ. Советские годы Гонения, воздвигнутые на Церковь советской властью, в короткие сроки перечеркнули былое благолепие. К 1925 году в городе осталось лишь два православных храма: Свято-Никольский собор и Свято-Софийская церковь на Минских кладбищах. Духовенство и прихожане подвергаются гонениям. Тем не менее, духовная жизнь в городе не угасает. Преосвященный Филарет (Раменский), епископ Бобруйский, викарий Минской епархии , служил в минских и бобруйских храмах в нелегкие времена гонений на Церковь. 28 июля 1937 года епископ Филарет, ряд священников и прихожан были арестованы и 1 ноября 1937 года расстреляны.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3150666...

Двенадцатый день. Св. священномучен. Автоном. (О том, что между сном и смертию существует великое сходство). I. Св. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклитиане, ревностно проповедывал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313г.) в то время как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в VI в., говорит: – «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святыя мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славного мужа: волосы его густы, лице его цело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты, и проч.» В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе... II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщего суда Божия. Впрочем, смерть каждого человека может назваться сном, хотя бы тело его и предалось истлению. Это не наша только мысль, это внушал Сам Иисус Христос, когда говорил, что Лазарь и дщерь Иаирова не умерли, а только уснули ( Иоан. 11, 14 . Марк. 5, 35–39 ); сему верует наша церковь , называя умерших усопшими. Но почему смерть называется сном? Потому что между сном и смертию действительно находится великое сходство. а) Сон для всех людей естествен и неизбежен. Так точно и смерть для всех неизбежна. Как ни сохраняйте свою жизнь, как ни остерегайтесь всего вредного для здоровья, чрез это вы можете продлить свою жизнь, но никак не избегнете смерти, потому что над каждым потомком перстного Адама должно исполниться определение Божие: земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3, 19 ). б) Сон, сжимая наши очи, закрывая слух наш и приводя все тело в безчувственность и некое разобщение с душею, не прекращает в нас дыхания, не лишает нас жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кругосветное путешествие, совершённое Николаем II в бытность его цесаревичем, и посещение им Сибири и стран Востока, оказало на будущего Государя большое впечатление. Огромная восточная цивилизация, с её сакральным отношением к царской власти и твёрдой религиозной основой – казалась Цесаревичу гораздо ближе для восприятия русских ценностей, чем расчётливая, прагматическая и обуржуазившаяся европейская цивилизация. На Востоке не видели в России врага. Ее веру не считали, как это было в Европе, чем-то диким и варварским. Русский Царь воспринимался на Востоке, не как «тиран и деспот», а как Ак-Падишах, для мусульман, Белый Царь, для буддистов. Идея «Белого Царя» была одинаково близка всем восточным народам населявшим Российскую Империю. Столица нынешней республики Тувы, которая сегодня носит название Кызыл, до 1918 года называлась Белоцарск. Восточные народы были гораздо больше расположены к православной миссии, чем народы Западной Европы. Кроме того, восточный регион, виделся Николаю II важнейшим геополитическим направлением. Фраза царя, что «Россия должна прирастать Азией», отражали его глубочайшее убеждение в необходимости распространения русского влияния на Восток. В поездке будущего Царя сопровождали такие горячие сторонники распространения России на Восток, как князь Э. Э. Ухтомский и сын великого русского учёного Д. И. Менделеева – В. Д. Менделеев. К слову сказать, сам Д. И. Менделеев всегда горячо поддерживал планы Николая II относительно Азии. «Только неразумное резонерство, – писал Д. И. Менделеев, – спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые люди видели в ней великое и чисто русское дело – путь к океану – Тихому и Великому, к равновесию центробежной нашей силы с центростремительной, к будущей истории, которая неизбежно станет свершаться на берегах и водах Великого океана». Его поддерживал князь Э. Э. Ухтомский: «Иные говорят: «К чему нам это? У нас и так земли много», – но для Всероссийской державы нет другого исхода, – или стать тем, чем она от века призвана быть (мировой силой, сочетающей Запад с Востоком), или бесславно и незаметно пойти по пути падения, потому что Европа сама по себе нас, в конце концов, подавит внешним превосходством своим, а не нами пробужденные азиатские народы будут еще опаснее, чем западные иноплеменники».

http://pravoslavie.ru/37971.html

памятник героям Великой Отечественной войны в Калининградской области 9 мая 2009 г. Церковь и война. 1941-1945 В годы Великой Отечественной войны глубокая и прочная связь русского народа и Православной Церкви раскрылась со всей убедительностью и полнотой. На фронте и в тылу, на оккупированных территориях и в концлагерях вера укрепляла русского человека. Открывались закрытые храмы, священники учили и проповедовали, хотя отношение советской власти к Церкви оставалось противоречивым. Скупые факты нуждаются в комментариях, но если соединить с ними живые свидетельства ветеранов, перед нами раскроется грандиозная панорама пробуждения народной души. И это духовное пробуждение не смогла игнорировать даже богоборческая власть.    1941 22 июня — в день Всех святых, в земле Российской просиявших, нацистская Германия напала на Советский Союз. В тот же день Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания. С Божией помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может». Советские власти разрешили огласить это послание в храмах лишь 6 июля. Обращение митрополита Сергия стало началом широкой патриотической деятельности всей Русской Православной Церкви. Всего за время войны митрополит Сергий (Страгородский) выпустил 23 послания. 26 июня — в Богоявленском кафедральном соборе состоялся молебен о даровании победы Красной армии. Июль — немецкими оккупационными властями закрыты антирелигиозные музеи, находившиеся в кафедральном Успенском соборе Смоленска и Троицком соборе Псковского кремля. Эти древние храмы были переданы Русской Православной Церкви, и в них возобновились регулярные богослужения.

http://e-vestnik.ru/society/tserkov_i_vo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010