Оно протянулось длинной полосой вдоль верхнего течения Волги с ее притоками Тверцой, Шошей, Медведицей, Дубной и др. Этот лесной и болотистый край благодаря удобному расположению сухопутных и речных путей стал центром развитой торговли, преимущественно транзитной. Тверь связывала Новгород с Югом, Смоленск и Литву — с русским Центром и Востоком. С севера и северо-запада Тверь соседствовала с Новгородом и его волостями (Торжком и Бежецким Верхом), на юго-западе граничила с Великим княжеством Литовским, на юге — с новгородской волостью Волоком на Ламе, Рузой и Дмитровом, а на востоке — с Великим княжеством Московским и Угличем. Находясь в окружении могущественных соседей, Тверь давно уже была лишена возможности расширять свои пределы и даже сферы своего влияния, а потому была крайне заинтересована как в сохранении с ними добрых отношений, так и в равновесии противоборствовавших сил. Балансируя между сильными соперниками, она могла еще надеяться на сохранение своей независимости. Отдаленность от Орды способствовала налаживанию в Тверском княжестве мирной жизни. «Дорогой жизни» для Твери была Волга, которая манила тверских купцов в сказочно богатые, по их представлениям, страны Востока. «Хожению за три моря» Афанасия Никитина (1466—1472 гг.), начавшемуся путешествием по Волге, должны были предшествовать поездки торговых караванов тверских гостей по Волге на Ближний Восток. Тверская земля — край с развитой городской жизнью. В Великом княжестве Тверском было несколько крупных городов. В первую очередь это сама Тверь, построенная на мысу у реки Тмаки. Ее центром был Спасский собор с расположенным рядом княжеским дворцом и епископскими палатами. Город был укреплен прочными дубовыми стенами, а также валами и рвами. Масса посадского люда жила в Затмачье и Заволжье. В этом богатом городе находились «многы домы с товаром». О развитии ремесла в Твери говорит и то, что она славилась своими пушками. Польский хронист начала XVI в. Матвей Меховский писал, что в Твери было 160 деревянных церквей.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

После жестокого поражения под Грюнвальдом в 1410 году Тевтонский орден постигла демографическая катастрофа. Немногие желали пополнить ряды столь специфической монашеской организации, смысл существования которой пропал. Орден создавался для борьбы с язычниками, а они крестились. В рядах ордена падали дисциплина и нравственность. Обострились конфликты с жителями возникших в Пруссии городов, с купцами и ремесленниками. Все они считали Тевтонский орден отжившей свой век организацией, никому уже не нужной. В 1511 году великим магистром ордена был избран Альбрехт. И было великому магистру всего двадцать один год! Молодой великий магистр явно тяготился монашескими обетами. Трепетного отношения к миссии Тевтонского ордена он не испытывал. Поэтому, познакомившись с учением Лютера, он легко решился на преобразования. В 1525 году орденское государство Пруссия было преобразовано в светское герцогство. В Пруссии была проведена реформация, монашество упразднено, католические священники покинули страну. Государственной религией стало лютеранство. Герцог Альбрехт известен основанием Кёнигсбергского университета. Университет был нужен ему для воспитания подданных в лютеранском духе, а также для распространения идей Реформации в сопредельных странах. Уже в 1545 году в Кёнигсбергском университете появились первые русские студенты русского происхождения. Они приезжали с земель Великого княжества Литовского. Герцог Альбрехт активно привлекал в Пруссию иностранных купцов и вообще всяких переселенцев, спасающихся от религиозных гонений у себя на родине. С этим оказалось связано освоение Вильдниса. Альбрехт разрешил селиться в пограничных районах выходцам из Великого княжества Литовского с единственным условием — принять лютеранскую  веру. Переселенцам обещались налоговые льготы. Край переселенцев. Жертвенник у реки Началось освоение Вильдниса переселенцами из Литвы. В 1539 году на берегу ручья Шталлупе была основана деревня, получившая название Шталлупенен. Из этой деревни и вырос нынешний город Нестеров. Любопытно изначальное название населенного пункта. «Упе» переводится с литовского языка как «река». «Шталл» переводится с прусского как «стол», «престол», «жертвенник». Таким образом, название можно перевести как «Столорецк» или «Престолорецк».

http://foma.ru/nesterov.html

В окончательном составе Литовский Статут был издан (на русском языке) при Сигизмунде III в 1588 г. По второму Статуту, утвержденному на Виленском сейме в 1566 году, в Литовском княжестве вводились подобные польским поветовые шляхетские сеймики, которые собирались в каждом повете (уезде) для выбора местных земских судей, а также и земских послов, т. е. представителей шляхты на общем или вальном сейме, по два от каждого повета. Литовский сейм, установленный Городельским договором, первоначально состоял только из литовских князей и бояр. Привилегированное положение, в какое этот договор ставил литовскую знать, большею частью окатоличившуюся, перед русской православной, побудило присоединенные к Литве русския области подняться против нея, когда по смерти Витовта произошла новая усобица между Гедиминовичами. В этой борьбе русские князья и бояре завоевали себе права литовских вельмож и около половины Х в. получили доступ на сейм, который таким образом стал общим или «вальным». Усиление дворянства в Литовском княжестве сопровождалось упадком старинных городов западной Руси. В старой Киевской Руси область со своим волостным городом составляла цельную землю, которая подчинялась решению веча старшего города. Теперь со введением господарских урядов областной город оторвался от своей области: место веча заступил назначаемый великим князем воевода с подчиненными ему старостами, каштелянами и пр. Подгородные земли, находившияся в общинном пользовании этих городов, розданы были великими князьями в частное владение с обязательством ратной службы. Служилые землевладельцы, бояре и земяне, прежде входившие в состав городских обществ, теперь шляхетскими своими привилегиями обособившись от мещан, торгово-промышленного городского населения, начали покидать города, селясь в своих вотчинах и выслугах, пожалованных имениях. Великокняжеские урядники, воеводы, каштеляны и старосты притесняли горожан. Чтобы вывести города западной Руси из упадка, литовско-польские государи давали им немецкое городовое самоуправление, или магдебургское право, которое в XIII и XIV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

По свидетельству летописи, день смерти Б. Хмельницкого — 15 августа. Ссылаясь на документы, Н. Аркас пишет, что, чувствуя приближение смерти, Б. Хмельницкий созвал старшину, полковников, сотников и выборных казаков для избрания нового гетмана на раду в Чигирин, которая состоялась 6 августа 1657 г. (Аркас М. Icmopiя Ykpa¿hu—Pyci. К., 1990. С. 210). Только на раде в Корсуне, которая была созвана 25 сентября 1657 г., Иван Выговский был избран гетманом. Именно здесь оформились антимосковские настроения старшины, к этой антимосковской партии присоединился и И. Выговский. При его участии 6 сентября 1658 г. было подписано Гадячское соглашение, по которому Украина (Черниговское, Киевское и Брацлавское воеводства) в качестве свободного и независимого государства вновь объединяется с Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Суть конфликта между Пушкарем и Выговским заключалась в том, что они выражали интересы различных социальных слоев в среде казачества — голытьбы и старшины. Душой партии И. Выговского стал Юрий Немирич. Он получил хорошее образование в Голландии. Под его влиянием партия Выговского хотела сделать Украину автономным государством с выборным самостоятельным правлением (сейм и трибунал) во главе с гетманом, избранным войском и украинским «людом» (Аркас. Icmopiя Ykpa¿hu—Pyci. К., 1990. С. 216). В июне М. Пушкарь, собравший вокруг себя около 20 тыс. человек, в основном голытьбу, был разбит под Полтавой И. Выговским, который призвал на помощь наемников и татар. Митр. Макарий подробно рассматривает разные редакции Гадячского договора в тех пунктах, которые касались церковных вопросов, но это было лишь частью общеполитических условий объединения. Основное состояло в том, что Украина (Черниговское, Киевское и Брацлавское воеводства) в качестве свободного и независимого государства — Великого княжества Русского объединяется с Королевством Польским и Великим княжеством Литовским под властью польского короля, которого избирают представители земель, входящие в его состав.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Но в то время, как в Московском княжестве происходила эта знаменитая усобица между правнуками Калиты, усобица первая и последняя, ясно показавшая, что Московское княжество основалось на новых началах, не допускающих родовых счетов и родовых усобиц между князьями, - в это время что же делали великие князья, давние соперники московских, - князь рязанский и тверской? Отчего они не воспользовались усобицею и не постарались усилиться на счет Москвы? Как видно, они были так слабы, что им не приходило и на мысль подобное предприятие. Этим князьям давно уже оставалось на выбор - подчиниться московским или литовским великим князьям, смотря по тому, которые из них возьмут верх. Когда усиление Московского княжества было приостановлено усобицею между потомками Калиты, рязанский князь Иван Федорович почел нужным примкнуть к Литве и заключил с Витовтом следующий договор: " Я, князь великий Иван Федорович рязанский, добил челом господину господарю моему, великому князю Витовту, отдался ему на службу: служить мне ему верно, без хитрости и быть с ним всегда заодно, а великому князю Витовту оборонять меня от всякого. Если будет от кого притеснение внуку его, великому князю Василию Васильевичу, и если велит мне великий князь Витовт, то по его приказанию я буду пособлять великому князю Василию на всякого и буду жить с ним по старине. Но если начнется ссора между великим князем Витовтом и внуком его, великим князем Василием, или родственниками последнего, то мне помогать на них великому князю Витовту без всякой хитрости. А великому князю Витовту не вступаться в мою отчину, ни в землю, ни в воду, суд и исправу давать ему мне во всех делах чисто, без переводу: судьи его съезжаются с моими судьями и судят, целовав крест, безо всякой хитрости, а если в чем не согласятся, то решает дела великий князь Витовт " . Временем этого подданства и договора можно положить 1427 год: от 15 августа этого года Витовт писал к великому магистру Ордена, что во время поездки его по русским областям явились к нему князья рязанские - переяславский и пронский, также князья новосильский, одоевский и воротынский и все поддались ему; что потом приехала к нему дочь, великая княгиня московская, которая с сыном и великим княжеством своим, с землями и людьми отдалась в его опеку и оберегание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В XIV–XV вв. Н. р. оказалась между 2 великими державами Вост. Европы того времени: Великим княжеством Литовским (ВКЛ) и Московским великим княжеством. Противостояние между ними в конечном счете и предопределило судьбу Н. р. Существенную роль для Новгорода играли также отношения с Тевтонским орденом. Из рус. земель наибольшее значение для Новгорода имели контакты с Тверью и Псковом. Последний, хотя и продолжал считаться формально «молодшим братом» Новгорода, в этот период стал самостоятельной республикой и проводил фактически независимую внутреннюю и внешнюю политику. Тем не менее Псков оставался в церковной юрисдикции Новгородской кафедры: в Пскове не было своего архиерея (попытки добиться от митрополита поставления в свой город епископа в 1331 и 1464 закончились для псковичей неудачно). Новгородским элитам достаточно длительное время удавалось балансировать между Москвой и Литвой. Одним из проявлений этой политики было предоставление служилым князьям из ВКЛ или земель, находившихся под властью или контролем Москвы, кормлений в «пригородах» для усиления военного потенциала Новгорода. При этом служилые князья должны были выполнять условия, которые перед ними ставил Новгород, в противном случае они лишались своих кормлений (Krupa K. Ksita litewscyw Nowgorodzie Wielkim do 1430 r.//Kwartalnik Historyczny. Warsz., 1993. N 1. S. 29–46; Янин. 1998. С. 90–101). Тем не менее оба государства вынашивали планы закрепления республики в своей сфере влияния. Так, в 1398 г. между ВКЛ и Тевтонским орденом был заключен Салинский договор, в соответствии с которым орден обязывался помочь вел. кн. Литовскому Витовту овладеть Новгородом, а за это Витовт обещал в свою очередь ордену захватить Псков (Kolankowski L. Dzieje Wielkiego ksi_stwa Litewskiego za Jagiellonów. Warsz., 1930. T. 1: 1377–1499. S. 63–64; Kubon S. Die Auenpolitik des Deutschen Ordens unter Hochmeister Konrad von Jungingen (1393–1407). 2016. S. 110–113). Этим планам не суждено было сбыться (из-за поражения Витовта в 1399 в битве на Ворскле и испортившихся в результате восстания в Жемайтии отношений между Литвой и орденом).

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Ягайло Цивилизационная ситуация в Литве начала меняться с заключением между Великим княжеством Литовским и Польшей Кревской унии в 1385 г . Уния была необходима политикам обоих государств для решения как общих внешнеполитических, так и своих внутренних проблем. Она была заключена в виде брачного союза между великим князем Литвы Ягайло и польской принцессой Ядвигой. Однако, надо сказать, что поляки и литовцы ставили перед своим союзом разные цели. В представлении литовских патриотов «династическая уния была лишь союзом двух самостоятельных государств, которые обязаны были жить между собою в мире и согласии, оказывать взаимную помощь в войне с врагами, содействовать в деле развития благоустройства и мощи обоих государств». Поляки же «стремились использовать династическую унию для присоединения Великого Княжества Литовского к Польше, полной колонизации его земель и введения католической веры среди православного населения». Поэтому Кревская уния несла в себе не только политические – Великий Князь Литовский становился королем Польши и обязался навсегда присоединить к ней свои владения – но и цивилизационные аспекты: Ягайло и другие князья обязались принять католичество со всеми своими подданными. После заключения унии и возведения на польский трон Ягайло, получивший в латинском крещении имя Владислав, последовательно проводил в жизнь и политические и цивилизационные положения Польско-Литовского союза. В 1387 и 1400 гг. он издал привилеи, согласно которым вся знать, исповедающая православную веру, ставилась в ущербное правовое и экономическое положение по сравнению с феодалами-католиками. При этом Великий Князь ВКЛ Витовт, который неоднократно выступал как политический оппонент Ягайло в цивилизационных вопросах поддерживал своего двоюродного брата польского короля. Ему было важно разорвать цивилизационное единство русского населения ВКЛ и объединяющейся вокруг Московского княжества Северо-Восточной Руси. Первоначально дискриминирующие православных законодательные акты распространялись в основном на литовских бояр.

http://pravoslavie.ru/5276.html

Отголоски такой политики можно проследить и на территории Великого княжества Литовского, где Витовт также запретил строить новые православные храмы и предписал разрушить те, которые будут построены вопреки запрету . Правда, следует учитывать, что запрет не распространялся на те «земли» в составе государства, где власть великого князя осуществлялась по соглашению с местными феодалами (как, например, на Волыни или в Полоцкой земле), предусматривавшему сохранение имуществ и прав православной Церкви . Нет сомнения, однако, что и здесь следили внимательно за тем, что происходило на территории Галицкой земли, а реакция на происходившее должна была быть наиболее острой на соседних территориях. Из их числа первой должна быть названа Волынь, исторически тесно связанная с Галичиной, где энергичные попытки распространения католицизма наталкивались на противодействие местной сильной православной традиции. Когда в 1431 г. военные действия между Польшей и Великим княжеством Литовским охватили пограничную территорию Волыни, столкновения приобрели черты межконфессионального конфликта. Судя по сообщениям польского хрониста Яна Длугоша, польские войска, двигавшиеся к Луцку, жгли по дороге церкви , а после их ухода из города православные жители Волыни сожгли все находившиеся в этом районе деревянные костелы . Правда, следует иметь в виду, что Длугош как человек близкий к Збигневу Олесницкому и к политикам его круга был заинтересован в том, чтобы представлять войну Польского королевства с Великим княжеством Литовским как борьбу католического мира со «схизматиками», и потому к его сообщениям следует относиться с осторожностью. Однако в пользу их достоверности говорит ряд конкретных деталей повествования. Так, хронист упоминает, что католический епископ Луцка, направившийся в польский лагерь, был по дороге ограблен «русскими»; знает он и об убийстве жителями Луцка нескольких доминиканских монахов . И самое главное: сообщения Длугоша находят косвенное, но убедительное подтверждение в привилее Ягайла жителям Луцкой земли, выданном в 1432 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/443003/

Однако русская знать не сразу смирилась со своей участью. В 1430 году умер, не оставив наследников, князь Витовт, правивший ВКЛ 38 лет. Единственная дочь Витовта, Софья, была замужем за великим князем московским, следовательно Литву мог возглавить её сын - Василий II Тёмный. Но он был православным и не желал переходить в католичество, что являлось обязательным требованием для великого князя литовского. Знать ВКЛ, в нарушение Городельской унии (без дозволения короля польского), провозгласила своим великим князем Свидригайло Ольгердовича. Тот начал проводить решительный курс на самостоятельность Литвы от Польши, предоставил равные права католикам и православным и потребовал себе королевскую корону, которую хотел получить ещё Витовт (незадолго до смерти её перехватили поляки, не желавшие усиления литовского монарха). В 1432 году католическая знать попыталась устроить государственный переворот, напав на Свидригайло и его свиту в Ошмянах. Однако Свидригайло удалось бежать в Полоцк, оплот западнорусской православной партии. Провозглашённый великим князем Сигизмунд Кейстутович подписал с Короной Польской кабальные договорённости, передал полякам Подляшье и Волынь, а также согласился на инкорпорацию ВКЛ в состав Польши после своей смерти. В развернувшейся кровопролитной Гражданской войне, которая продлилась до 1438 года, сторону Сигизмунда Кейстутовича приняли в основном литовские этнические области (Аукштайтия и Жемайтия), сторону Свидригайло Ольгердовича - Русь (в том числе земли современной Белоруссии). И хотя победа в этом конфликте досталась Сигизмунду, сопротивление русской православной знати стало важной вехой в борьбе Западной Руси за свои права. Состоявшееся в 1569 году подписание Люблинской унии, предполагавшей объединение Великого княжества Литовского и Польского королевства в единое государство - Речь Посполитую, стало логичным завершением курса, который политическая элита ВКЛ приняла в 1385 году в Крево. С конца XIV века обозначился устойчивый дрейф в сторону формирования польско-литовского государства на польско-католической культурной основе, а не на русской православной. Русское православное население ВКЛ, не смирившись со своим второразрядным положением в государстве, в котором оно составляло подавляющее большинство, вело упорную борьбу за свои права, за свою этнокультурную особость. И эта борьба не закончилась с поражением Свидригайло в 1438 году, она продолжилась в последующие столетия.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/28/...

Сии гости тогда же при Великом Князе во Псков и прибыли, 3) для стражи города 500 человек Новгородских пищальников (ружейникав) и воротников (караульных по заставам), 4) монетных мастеров. Ибо Великий Князь отменил прежнее Псковское клеймо и у ставил свое, о котором выше уже сказано. Всем им дома отведены были в среднем город, в коем тогда считалось до 1,500 дворов, а Псковская Летопись по Архиепископскому списку полагает до 6,500. Но сей счет может быть включает число всех городских домов. Распорядившись таким образом новый образ правления во Пскове, и прожив там целый месяц, Великий Князь отправился обратно в Новгород и оттуда в Москву. При отъезде взял он с собой и другой любимый Псковичами колокол, называвшийся Корсунским; а в замену оного уже в 1518 году прислал им к Соборной Троицкой Церкви большой колокол. Определенные Великим Князем Васильем Ивановичем во Пскове Наместники и по Пригородам Городничие и Московские Старосты и Судьи не только не уделяли в судах своих никакой власти посаженных с ними Псковским Старостам, но и не внимали их представлениям. Из дошедших до нас Грамот Царя Ивана Васильевича видно, что не только Наместники сильны были во Пскове, но и Царские при них Дьяки имели власть раздавать и отводить общественные угодья и даже деревни на оброк, по крайней мере впредь до Указа Государева. Простой народ, издревле привыкший к Республиканской свободе, везде также чувствовал ограничения, притеснения, необыкновенные налоги, от ябедников подметы и поклепы; а за выпуск на поруки платил по 5, по 7, и по 10 рублей, и если кто осмеливался ссылаться на уставленные Государевой Грамотой пошлины умеренные за поручительство, того убивали. От таких насильств, как говорит Летопись, многие, оставив жен и детей, разбежались по чужим городам, и все Пригороды опустели; а иноземцы, жившие во Пскове, выехали в свои земли. С другой стороны Великий Князь при всех своих походах на войну начал требовать от Пскова посошного 24 набора войск. Таким образом в 1512 году при походе под Смоленск взял он от Псковичей 1000 человек пищальников т. е. ружейных стрельцов из земцов, из коих многие там и побиты. В том же году и тогда же был и другой наряд Псковского войска с Князем Миахайлом Кислицею. Все то, говорит Псковский Летописец, было Псковичам не легость, тех людей поднимая. В 1515 году они ходили еще с Наместником своим Андреем Васильевичем Сабуровым в Литву под Брацлав, а в 1517 города Псковские Опочка, Вороничь и Велье взаимно выдержали сильное нашествие и опустошение от Литовских воиск, соединенных со многими другими под предводительством Константина Князя Острожского, и потом в 1619 году опять Псковские войска ходили в Литву даже до Вильны. К счастью еще, тогда не было опасности от Лифляндцев, ослабленных внутренними своими несогласиями и хранивших заключенный с Россией мир ненарушимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010