Глубоким значением проникнуто читаемое в это время пророчество Иезекииля: И видех, и се, рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный… и вписано в нем рыдание и жалость и горе. И рече ко мне (Господь): Сыне человеч, снеждь (съешь) свиток сей… И отверзох уста моя, и напита мя свитком сим… и снедох его, и бысть в устех моих яко мед сладок. В этом пророчестве сосредоточен как бы весь смысл страстного пути Спасителя, и для того, чтобы пережить и ощутить его, нужно пройти с Ним этот крестный путь (каждый — свой путь, который есть и Его путь, ибо Он взял наши немощи и понес наши болезни, и ранами Его мы исцелились), сораспяться Ему, умереть с Ним и быть погребенными с Ним, чтобы с Ним и воскреснуть во славе. С особой силой звучит на вечерне в последний раз поемое Да исправится молитва моя, после которого идет, тоже последнее в Великом Посту последование Преждеосвященной Литургии. Евангельское чтение на Литургии ( Мф.26:7—16 ) вновь прославляет поступок грешницы и заканчивается словами о том, как Иуда пошел к первосвященникам и сказал: Что дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников, и с того времени он искал удобного случая предать Его. В последний раз поется дивная песнь: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, и трипеснец Андрея Критского вводит нас на малом повечерии в горницу постланную, где Спаситель с учениками Своими совершает Пасху Святой и Великий Четверг То, что свершилось некогда в Вифлееме, когда Господь и Бог наш облекся в младенческую плоть человека, здесь, на Тайной Вечере, приобретает новый сокровенный смысл. Великое таинство вочеловечения раскрывается во всей своей глубине. Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их ( Ин.13:1 ). Свершается то, о чем ранее говорил Он и предсказывал Своим ученикам: Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин.6:51 ). Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.5:55 ).

http://azbyka.ru/obyasnenie-sluzhb-stras...

Говорит им Пилат: что же мне делать с Иисусом, называемым Христом? Говорят все: да будет распят! Он сказал: какое же зло Он сделал? Но они еще сильнее кричали: да будет распят! Увидев же, что ничто не помогает, но даже начинается возмущение, Пилат взял воды, умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в крови Праведника Этого, смотрите сами. И весь народ ответил: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда он отпустил им Варавву, Иисуса же по бичевании предал на распятие. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали вокруг Него всю когорту и, раздев Его, надели на Него плащ алый; и сплетя венец из терния, возложили на голову Его и вложили трость в правую руку Его и, преклонив перед Ним колени, надругались над Ним, говоря: да здравствует Царь Иудейский! И оплевав Его, взяли трость и били Его по голове. И когда надругались над Ним, сняли с Него плащ, и одели Его в одежды Его, и отвели Его на распятие. Выходя же встретили они Киринеянина, по имени Симона; его и заставили взять крест Его.    Мф 27:3–32 И по окончании чтения поем: Слава долготерпению Твоему, Господи! Антифон 13. Глас 6: Собрание иудейское у Пилата/испросиша распяти Тя, Господи:/вины бо в Тебе не обретше,/повиннаго Варавву свободиша,/и Тебе, Праведнаго, осудиша,/сквернаго убийства грех наследовавше./Но даждь им, Господи, воздаяние их,/яко тщетным на Тя поучишася. Антифон 13, глас 6 Скопище Иудеев/потребовало от Пилата распять Тебя, Господи./И вот, не найдя в Тебе вины,/виновного Варавву освободили,/а Тебя, Праведника, осудили,/обвинение в убийстве получив в удел./Но воздай им, Господи, воздаяние их,/ибо тщетное против Тебя замыслили.  (2) Егоже вся ужасаются и трепещут,/и всяк язык поет, Христа,/Божию Силу и Божию Премудрость,/священницы за ланиту удариша,/и даша Ему желчь:/и вся пострадати изволи,/спасти ны хотя от беззаконий наших Своею Кровию,/яко Человеколюбец. Того, пред Кем все содрогается и трепещет,/и Кого воспевает всякий язык,/Христа, Божию Силу и Божию Премудрость,/священники били по лицу и желчи Ему дали;/и все претерпеть Он благоволил,/желая нас спасти от беззаконий наших Своею кровию,/как Человеколюбец.  (2) Слава, Богородичен:  Богородице, рождшая словом паче слова,/Создателя Своего,/Того моли спасти души наша.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Господи Сил, Судящий праведно, испытывающий внутренности и сердца! Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе открыл я оправдание моё. Потому так говорит Господь о мужах Анафофа, ищущих души моей, говорящих: “Не пророчествуй во имя Господа, а если не так, умрешь от рук наших”, – (потому так говорит Господь Сил:) вот Я посещу их: юноши их от меча умрут; и сыновья их и дочери их скончаются от голода. И остатка не будет от них; ибо Я наведу бедствия на обитающих в Анафофе в год посещения их. Праведен Ты, Господи в том, что смогу оправдываться пред Тобою; и однако о судах буду говорить с Тобою: почему это путь нечестивых успешен? Процветают все, поступающие вероломно! Ты насадил их, и они укоренились, детей родили и принесли плод. Близок Ты к устам их, но далёк от сердец их. И Ты, Господи, знаешь меня; познал меня и испытал сердце моё пред Тобою. Собери их, как овец на заклание, (и) очисти их на день заклания их! Доколе будет горевать земля, и вся трава полевая сохнуть от злобы обитающих на ней ? Исчезли скот и птицы, ибо они сказали: “Не увидит Бог путей наших”. – Твои ноги бегут, и расслабляют тебя. (Придите), соберите всех зверей полевых, и пусть придут пожрать ее! Пастухи многочисленные испортили виноградник Мой, осквернили удел Мой, превратили удел вожделенный Мой в пустыню непроходимую, обрекли на истребление пагубное. Ибо так говорит Господь обо всех соседях злых, прикасающихся к наследию Моему, которое Я разделил народу Моему, Израилю: “Вот, Я исторгну их из земли их, и (дом) Иудин изгоню из среды их. И будет после изгнания Мною их, возвращу и помилую их, и поселю их: каждого в удел его и каждого в землю его”.    Иер 11:18–23; 12:1–11, 14–15 Прокимен, глас 8: Помолитеся и воздадите/Господеви Богу нашему.  Стих: Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его. Прокимен, глас 8 Помолитесь и воздайте/обеты Господу, Богу нашему.  Стих: Известен в Иудее Бог, велико в Израиле имя Его.    Пс 75:12А, 2 Подобает ведати, яко литии за упокой в притворе не бывает до Недели Фомины.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

д. Так как пасхальный агнец евреев закалался 14-го числа месяца нисана, и вечером того же дня съедался, следовательно тот четверг соответствовал, как почти всюду утверждается, 14-му нисана, следующий день – распятия было следовательно пятница 15 нисана, т. е. в первый день Пасхи евреев. Поразительное показание синоптиков» (первых трех Евангелистов), замечает автор, – „что Иисус Христос .заказал пасхального агнца в первый день опресночный, что резко противоречит тому обстоятельству, что евреи никогда не закалывали и не Ели пасхального агнца в первый день Пасхи, а всегда накануне этого дня, толкователи священного Писания объясняют тем, что под этим» (должно быть – под первым днем опресночным – первые три Евангелиста) „понимали именно 14-е, т. е. тот день, в который закалывали пасхального агнца. Но мы дальше докажем, что это объяснение совершенно ложно и положительно невозможно». Таким замечанием, снова затянув узел вопроса, говорит: „перейдем теперь к известиям Евангелия св. Иоанна. Там сначала говорится: гл. 13, ст. 1. 4: „Пред праздником пасхи (προ δ τς ορτς το πσχα), Иисус, зная», и прочее, – „встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и взяв полотенце, препоясался»... и т. д. – о умовении ног. Далее, тойже 13 главы стихи 21 – 29 содержат предсказание Спасителя (за тайною вечерию) о предательстве Иуды, с замечанием Евангелиста, что когда Иисус Христос сказал предателю: „что делаешь, делай скорее», – то некоторые думали, что Он говорит ему: купи, что нам нужно к празднику (ст. 29).» Гл. 18-я рассказывает о взятии Иисуса Христа (в ночь, после тайной вечери) и о Его суждении, потом 28-й стих гласит: „от Каиафы повели Иисуса в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Гл. 19, ст·. 13 – 14, гласит: „Пилат услышав эти слова, вывел вон Иисуса – сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: Се Царь ваш.» – Потом рассказывается о распятии и о смерти Иисуса Христа, и 31-й стих гласит: „Но как тогда была пятница; то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, (ибо та суббота была день великий), просили Пилата, чтобы перебить у них голени, и снять их».

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Дальнейшее течение речи спасителя, отрешаясь от ближайших образов, направляется к грозным событиям конца мира. «Кончив предсказание об Иерусалиме, – изъясняет святитель Иоанн Златоуст , – Христос переходит уже к своему пришествию и говорит ученикам о знамениях, полезных не только для них, но и для нас, и для всех, которые будут после нас». Тогда, – продолжал Господь откровение о будущих событиях, – аще кто речет вам: се зде, Христос, или: се онде, не имите веры. Востанут бо лжехристи и лжепророцы, и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. – Вы же блюдитеся; се прежде рек вам вся. Слово тогда, по объяснению того же святого отца, «указывает не на то, что было тотчас после сего, а на то, что будет в то время, когда должны совершиться события, о которых он хотел сказать: опустив весь промежуток времени от разрушения Иерусалима до начала кончины мира, Христос говорит о времени, имеющем быть незадолго перед кончиною мира». Аще убо рекут вам: се в пустыни есть, не изыдите; се в сокровищах, не имите веры. обольстители, которые явятся перед вторым Пришествием Христовым, будут отличаться от обманщиков, предшествовавших разорению Иерусалима, тем, что покажут великие, хотя и ложные знамения и чудеса. Это – антихрист с своими слугами, о котором святой апостол Павел говорит, что пришествие его, по действу сатанину, будет во всякой силе, и знамениих, и чудесех ложных, и во всякой лести неправды (2 Сол. 2, 9, 10). Пришествие сына Человеческого будет внезапно и по своей внезапности особенно поразительно: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына Человеческаго. Идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орли. Перед открытием вечного Царства Христова вся природа испытает необычайные изменения: будут знамения в солнце, и луне, и звездах, и на земли туга языком от нечаяния, шума морского и возмущения, издыхающим человеком от страха и чаяния бедствий, грядущих на вселенную. Абие же, в тыя дни, по скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы, яже на небесех, подвижутся. – Солнце померкнет, будучи не уничтожаемо, но побеждаемо светом пришествия Христова, – звезды спадут, ибо какая в них будет уже нужда, когда не будет уже ночи? – силы небесные подвижутся, видя такую перемену.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Духовная проблема фарисеев – в том, что они полагают себя праведниками или теми, кто более или менее оправдан своими жертвами. Они не хотят признать, что милосердная любовь Божия – это совсем другое. Мы должны сделать выбор – либо наша праведность, либо милосердная любовь. Святые мученики и все святые сделали этот выбор, отдав себя милосердной любви. Существует ложное понимание милосердной любви, согласно которому люди думают, что могут жить как угодно. На самом деле милосердие более требовательно, чем все наши представления о правде. Исполняя свой долг, мы отдаем часть себя, а милосердие требует, чтобы мы отдавали себя целиком. Оно предполагает, что каждый день мы будем учиться отвечать на зов Христов – молитвой, слушанием слова Божия, покаянием, любовью. Только так человек может предстоять перед правдой Божией, ибо Бог пришел не судить мир, но спасти его. Милосердие зовет к покаянию. Чем больше нам будет дано узнавать милосердие Божие, тем глубже будет наше покаяние. Когда мы предстоим перед Крестом Христовым, нам открывается, как велика наша ответственность. В конце концов Бог не занимается подсчетами. Он хочет показать нам Своей любовью, что единственная наша подлинная вина – в том, что мы не умеем любить. Но Бог идет дальше. Он дает нам Свою любовь, чтобы научить нас любить. Он пришел к людям, чтобы дать благодать прощения и дар любви. Неделя 20-я по Пятидесятнице Лк, 30 зач., 7, 11–16 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Мы слышим об исцелении сына Наинской вдовы. У врат города Наин, расположенного неподалеку от города Капернаума, Господь, идя со множеством народа, всегда сопровождающего Его, встречает другой людской поток – похоронную процессию. Он видит женщину, которая пребывает в страшном горе, потому что недавно она потеряла своего мужа, а теперь хоронит единственного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если бы, напротив, он решил оставить закон без исполнения и не подвергать женщину наказанию, то враги Его имели бы право привлечь Его к суду синедриона как презрителя и противника закона Моисеева и не преминули бы воспользоваться этим обстоятельством для подрыва в народе всякой веры в достоинство Его как Мессии. Всеведущий читал в сердцах своих искусителей. Низость, злоба, бессердечная жестокость, наглое бесстыдство их поразили сердце Господа: он не столько устыдился глубокого падения жалкой грешницы, сколько ужасного нравственного растления обвинителей ее. Ничего не отвечая и даже как бы не желая слушать лукавых и лицемерных обвинителей, он склонил лице свое вниз и, нагнувшись, писал перстом на земле. Для людей менее испорченных было бы довольно этого намека на то, что и память о грехе, очищенном раскаянием и покрытом снисхождением, может быть также забыта и затерта, как и написанное на пыли и прахе. Но бесстыдные обвинители, как бы ничего не видя и не понимая, настоятельно требовали ответа. Тогда Иисус Христос восклонился, посмотрел на них взглядом, проникавшим в души их, и кротко сказал: иже есть без греха в вас против заповеди о целомудрии, прежде верзи камень на ню. По закону при побиении камнями рука свидетелей да будет в первых ( Втор. 17, 7 ), т. е. первые камни должны быть брошены непосредственными свидетелями преступления. Таким образом Господь предоставил решение этого дела самим искусителям, т. е. Суду собственной их совести, указав им при этом на дух и смысл закона, при всей строгости не исключающего взаимного снисхождения и любви к грешникам ( Мф. 5, 17; 7, 1–5 ), и опять, наклонившись низко, писал на земле. Господь говорил, что он пришел не судить мир, но чтобы мир спасен был чрез него ( Ин. 3, 17 ), пришел призвать грешников к покаянию ( Мф. 9, 13 ; Мк. 2, 17 ; Лк. 5, 32 ). Как говорится о кротости Иисуса Христа, что он трости надломленной не переломит, – она уже надломлена, только чуть согнуть ее, и сломается, но не переламывал ее, – и льна курящегося не угасит ( Мф. 12, 20 ; Ис. 42, 1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Если мы верим… Пронзительный крик “Монах! На спорткаре! НА СПОРТКАРЕ! МОНАХ!”. Тут крик очень важен — чтобы не дать Вам задуматься — ну монах-то большой грешник, но как от этого слова Господа делаются ложными? Как грех этого монаха — за который он понесет осуждение, если не раскается — спасет Вас от Ваших грехов? 2 мая, 2013 Пронзительный крик “Монах! На спорткаре! НА СПОРТКАРЕ! МОНАХ!”. Тут крик очень важен — чтобы не дать Вам задуматься — ну монах-то большой грешник, но как от этого слова Господа делаются ложными? Как грех этого монаха — за который он понесет осуждение, если не раскается — спасет Вас от Ваших грехов? Великий Четверг — это тот день, который обозначает разницу между  теоретическим согласием и  спасительной верой. В самом деле, мы можем соглашаться  потому, что нам лень спорить. Вы говорите, что компас изобрели китайцы, а не португальцы? Ну, может быть, мне-то какое дело? Что изменится  в моей жизни в зависимости  от того или другого ответа на этот вопрос? Ничего. Это слишком маловажный вопрос, чтобы тратить время на споры. Вы говорите, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых? Ну да, воскрес, если Вы так настаиваете, зачем я буду спорить? Что это  меняет? И в самом деле, чисто теоретическое согласие — ну да, воскрес — не меняет ничего. Разница между таким согласием и спасительной верой примерно такая же, как между согласием с тем, что автобус идет в город и решением ехать в этом автобусе. Я не окажусь в городе, просто согласившись с тем, что автобус существует; если я хочу туда попасть, я должен войти в дверь и занять свое место. Я не окажусь в раю, просто не возражая против того, что Христос воскрес; чтобы оказаться там, надо занять свое место в Ковчеге Спасения, который Он основал — в Церкви. А принадлежность к Церкви знаменуется Таинствами — мы входим в нее через Крещение и прибываем через Евхаристию. Таково установление нашего Господа. Как пишет Апостол Павел, “Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. (1Кор.11:23-26)” Апостол пишет это в 54-57 году новой эры, спустя 25-30 лет после евангельских событий, и у Церкви уже есть четкая идентичность — это община, которая “сие творит в Его воспоминание”.

http://pravmir.ru/esli-my-verim/

И даются свещи братии от екклисиарха. Затем малая ектения, [молитва 9, и возглас: Ибо свят Ты, Боже наш, и во святых почиваешь, и Тебе славу воссылаем:  ] И глаголет Священник: И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим. Священник: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие, Господа Бога молим. Хор: Господи, помилуй.  (трижды) Хор: Господи, помилуй.  (3) Священник: Премудрость, прости! Услышим Святаго Евангелия. Мир всем. Священник: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Мир всем. Хор: И духови твоему. Хор: И духу твоему. Священник: От Иоанна Святаго Евангелия чтение. Священник: От Иоанна святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Мя веруйте: В дому Отца Моего обители многи суть: аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз и вы будете. И аможе Аз иду, весте, и путь весте. Глагола Ему Фома: Господи, не вемы, камо идеши; и како можем путь ведети? Глагола ему Иисус: Аз есмь путь, и истина, и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною. Аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте убо: и отселе познасте Его, и видесте Его. Глагола Ему Филипп: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам. Глагола ему Иисус: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? Видевый Мене, виде Отца: и како ты глаголеши, покажи нам Отца? Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть? Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела. Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми. Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит, яко Аз ко Отцу Моему гряду. И еже аще что просите от Отца о имени Моем, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю. Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, Егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его: вы же знаете Его, яко в вас пребывает, и в вас будет.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

И оно священнодействуется не просто, но возлагается на жертвенник (престол) во время священнодействия во Святой и Великий Четверг, в конце которого совершаются священные молитвословия. И оно священносовершается Божественной печатью креста, как и Божественные Тайны. И как не могут быть Телом и Кровью Христовыми хлеб и чаша, если они не освящены молитвами иерея, так и миро, не освящённое молитвами божественных архиереев, не есть Великое Миро. Именно благодаря крещению и миру мы называемся христианами и являемся таковыми на самом деле, и особенно благодаря миру, которое называется ещё помазанием (хрисмой, χρισμα), так как Христос именуется Христом (Помазанником), потому что по плоти был помазан (χρισθηναι) Духом Святым. Об этом говорят и Пётр, как уже упоминалось, и Давид. Сего ради, – говорит псалмопевец, – помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих . Что означает: исполнил Он Тебя всеми дарованиями (ибо Ты принял исполнение Божества), а причастники Твои получают дарования от Тебя как от источника. Таким образом, Спаситель принял миро и в Крещении, когда низошёл на Него Дух, да и перед страданиями Своими был Он помазан миром, сказав, что это делается для погребения Его , и показал тем, что умирает за нас. Он пребывал живым Богом и имел нераздельными с Собою животворные действия Духа. 12. О том, что Сам Спаситель совершил литургию Что касается священнодействия все святого Его Тела и Крови, то очевидно, что Он Сам его совершил и заповедал и нам совершать. Сие, – говорит, – творите в Мое воспоминание . Он Сам есть священник вовек по чину Мелхиседека (приносящий хлеб и вино), никогда не перестающий быть иереем, или, лучше сказать, вечный иерей. Потому что Он добровольно принёс Себя на заклание в жертву на Кресте. И ныне закалает. Он принёс Себя в жертву Отцу – и ныне приносит, и предлагает в вечное заклание для вечного умилостивления Отца за нас. Его-то и имеем мы Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, и будем твердо держаться исповедания Его . И таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес , но смиривший Себя ради нас, грешных. 13. О том, что Спаситель по человечеству принял чин иерея и архиерея

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010