3 . Великая среда. Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного. Здесь некая жена-грешница омыла слезами и помазала принесенным с собою драгоценным миром ноги Спасителя. Сам Господь сказал в ответ на возмущение Иуды из-за «напрасной» траты ценного состава, что женщина тем самым приготовила Его Тело к погребению. Иуда же, вынашивающий преступное намерение предать Учителя и Господа в руки синедриона, укрепился в своем намерении и вечером предал Христа иудейским старейшинам, получив за это 30 сребреников ( Мф. 26; 6–16 ). В первые три дня Страстной седмицы на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется особый тропарь 8-го гласа: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». После канона поется особый ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». В понедельник Страстной седмицы начинается чин мироварения. После того как Патриархом прочитываются молитвы на начало чина, миро доводят до кипения и варят его, постоянно перемешивая, в течение трех дней – до утра Великой среды. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом за Божественной литургией Великого Четверга. Великий Четверг Великий Четверг (Четверток) – день, когда Христом на Тайной Вечере было установлено важнейшее христианское Таинство Евхаристии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26; 26–29 ). В этот день вспоминается также, как Христос омыл ноги Своим ученикам, как Он молился о Чаше в Гефсиманском саду (Гефсиманское моление) и был предан Иудой в руки первосвященников, был судим ими и прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Эти воспоминания составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В Великий Четверг мы уже у подножия Голгофы. Всего через сутки на ней совершится одновременно спасение и суд. Господь Иисус Христос уже готов отделиться от Своих апостолов, чтобы взойти на Крест, который, как обоюдоострый меч, отделит добро от зла, разбойника благоразумного от разбойника безумного, покаявшуюся блудницу от отчаявшегося Иуды. Перед страданиями и Крестом Богочеловек зовет Своих апостолов на прощальный пасхальный ужин, Тайную Вечерю. Эта брачная Вечеря Жениха-Христа и Его Невесты-Церкви (и каждой христианской души) – событие, принадлежащее уже будущему Царству Небесному. На Тайной Вечере Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26-28 ). Прошло два тысячелетия, но и сейчас в православных храмах звучат на разных языках эти слова Христа. Произносит их священник, но его устами говорит Сам Богочеловек. Христос Спаситель сказал Своим ученикам: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:56 ). В причащающихся Тела и Крови Христовых воплощается Сам Христос. Тела ваши суть члены Христовы ( 1Кор.6:15 ), – говорит апостол Павел. Обоженная через соединение со Христом плоть делается храмом Святого Духа (см. 1Кор.6:19 ). В не причащающегося на Евхаристии не воплощается Христос. Поэтому он остается вне спасения, вне жизни, вне обожения, которые только во Христе и через Христа. Святитель Иннокентий Таврический говорит: «Спаситель и Господь наш приобщился плоти и крови всего человечества принятием на Себя естества нашего». В Великий Четверг с особой ясностью и неоднократно звучат на литургии слова молитвы: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. (Твоей Тайной Вечери, Сын Божий, сегодня приими меня, причастника; ибо я не скажу Твоей тайны врагам и не дам Тебе лобзаний, как Иуда, но, как разбойник, исповедую Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем .) На литургии земное время пересекается с вечностью. Причащающийся Тела и Крови Христовых на литургии и в третьем тысячелетии участвует в самой Тайной Вечере и через руки священника от Самого Христа принимает Причастие.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

В наше сердце, в нашу душу входит Сам Бог. И через это соединения божественного и человеческого, как это сделал Христос при своем рождестве, человек становится обоженным, поднимается к Богу своей душой. Очень страшно видеть, когда человек сам себя отлучает от божественного причащения. Если ты не впустил Христа в свое сердце, то грехи твои не смылись с тебя, то тебе не стало легче. Ты телом был в храме, а душа твоя далеко отстояла от Бога. С сокрушенным сердцем, мы просим, чтобы Господь не отлучил нас от своей божественной любви и через свои тело и кровь соединился с нашей природой, дабы через это соединения мы могли бороться со своим грехом, своими страстями, немощью. Господь промыслительно в хлебе и вине оставил себя людям, дабы человек имел возможность обращаться к Богу во всякое время. Мы не должны пренебрегать любовью Господа, не должны вычеркивать Его из своей жизни. Нужно чаще причащаться Святых Христовых Таин, стремясь на встречу Господу Спасителю " , - сказал в своем слове владыка Игнатий. В ответном слове настоятель кафедрального собора Приозерска, протоиерей Димитрий Звездилин поблагодарил Владыку Игнатия за молитвенный труд о прихожанах и духовенстве Приозерского благочиния, сказал теплые слова благодарности за неустанное попечение о боголюбивой пастве. Великий Четверг приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Это своего рода кульминация Страстей Христовых. Суть Великого четверга, прежде всего, заключается в воспоминании Тайной Вечери, во время которой Христос установил главное Таинство Церкви - Евхаристию (Святое Причастие), то есть Господь даровал людям Свои Тело и Кровь. Это событие подробно описывается в Евангелии от Матфея: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26-28). Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Далее в Евангелии содержатся слова: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; в этот момент Патриарх поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается. Когда же Патриарх доходит до старшего из священников, диакон читает следующий отрывок: «прииде же к Симону Петру и глагола ему той», после чего старший священник говорит Патриарху слова апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что Патриарх отвечает ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих». Старший священник отвечает: «Не умыеши ноги моей во век» и получает ответ от Патриарха: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». В ответ на эти слова священник указует на свои руки и голову, говоря: «Господи, не нозе мой токмо, но и руце и главу», после чего Патриарх говорит: «измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси» и умывает ноги старшему священнику. После омовения Патриарх и священники садятся на свои места, Предстоятель облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения. Затем Патриарх читает заключительную молитву, после чего совершается отпуст Литургии. Чин умовения ног — справка Евангельским основанием чина умовения ног, совершаемого в Великий четверг, служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20).

http://patriarchia.ru/db/text/616945.htm...

Здесь Спаситель наш совершил Сам величайшее таинство, которое по Его повелению с тех пор совершается доныне за обедней, святое причащение. Накануне Своих страданий, в великий четверг вечером, Иисус Христос пошел с 12-ю учениками Своими в один дом на г. Сионе. В то время весь Сион находился внутри города. Здесь Он хотел в последний раз отпраздновать с ними праздник пасхи за день до наступления ее. Горница для Него заранее была приготовлена и украшена. В этой горнице Христос разделил с учениками Своими праздничную пасхальную трапезу, как указано было еврейским законом. После трапезы Иисус Христос показал ученикам Своим, как Он любил их, что готов Сам служить им, да вместе с тем и научил их, как они должны любить друг друга и всем служить. Он встал из-за стола, подпоясался полотенцем, взял воду в умывальнике и, подходя к каждому ученику, начал умывать им ноги и оттирать полотенцем. У евреев велся обычай – принимая гостей – умывать им ноги; но это было делом слуг, если делал это сам хозяин, значит, он показывал свое великое смирение перед гостем и уважение к нему, – сам становился слугой перед ним. Подошел Иисус Христос к одному ученику Своему Петру, чтоб умыть его ноги. Тот с удивлением сказал Спасителю: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» – Христос сказал ему: «Что Я делаю, ты пока не понимаешь, а сейчас поймешь». Когда кончилось умовение ног, Спаситель опять сел за стол и сказал ученикам: «Знаете ли вы, что Я сделал вам? Вы зовете Меня Учителем и Господом и справедливо. Если же Я, Господь и Учитель ваш, умыл вам ноги, та и вы должны делать по Моему примеру». Это значит: никто не считай для себя унижением служить кому бы то ни было, хоть бы и низшему себя человеку. (Этот пример Христа изображается у нас в соборных церквах в великий четверг после обедни архиереем, который умывает ноги служащим с ним священникам). Потом Спаситель со скорбью сказал ученикам: «Один из вас предаст Меня». Спаситель хотел показать Иуде, что его замысел известен Ему, и этим привести Иуду к раскаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

И пойдут одни в муку вечную, другие же – в жизнь вечную. Притчей о Страшном Суде Христос напоминает, какие значение в спасении человека имеют добрые дела, совершаемые людьми из любви друг к другу. Великая Среда. Предательство Иуды (Мф.26:3–5;14–16; Мк.14:1–2, 10–11; Лк.22:1–6) После беседы о кончине мира и Страшном Суде Христос вновь обращает внимание Своих учеников на ближайшие события: « Вы знаете, что через два дня будет Пасха и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф.26:2) . Сказав это, Господь поднялся и вместе с учениками направился в Вифанию. В Иерусалиме в это время члены Синедриона собрались, чтобы вновь посовещаться о способах избавиться от Иисуса Христа. Чтобы взять Христа не при народе, нужен был предатель, знающий, где и когда Христос будет Один или только в окружении учеников. Таким предателем стал один из двенадцати апостолов Иуда Искариот. Он пришел к первосвященникам, предлагая им за деньги предать Христа: « Что вы дадите мне, и я вам предам Его ?» (Мф.26:15). Члены Синедриона предложили ему тридцать сребреников. Иуда взял деньги и с этого времени стал искать удобного случая, чтобы выдать Синедриону своего Учителя. Евангелия сообщают, что Иуда хотел предать Христа из-за денег – он был сребролюбцем; но любовь к наживе открыла сердце Иуды и другим страстям, так что он стал орудием диавола в его ненависти и желании погубить Христа. Великий Четверг Тайная вечеря (Мф.26:17–35; Мк.14:12–25; Лк.22:7–38; Ин.13:1–38) Наступил Великий Четверг, канун еврейской Пасхи. Вечером этого дня иудеи должны были приготовить пасхального агнца с горькими травами и съесть его с пресным хлебом, в память Пасхи, впервые совершенной их предками во время бегства из Египта. Праздничную вечерю Спаситель вместе с апостолами совершил в Сионской горнице в Иерусалиме, где Петр и Иоанн заранее все приготовили для трапезы. В начале вечери между учениками возник спор о первенстве: каждый считал себя лучше и достойнее другого. Тогда Христос показал им пример смирения: Он встал, снял с Себя верхнюю одежду и, препоясавшись полотенцем, начал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем. Апостолы были смущены поведением Учителя, поскольку умовение ног гостям это обычная обязанность слуги, но тут Сам Господь унизил Себя до такой крайности. Когда омовение закончилось, Христос объяснил апостолам, что тот, кто хочет быть большим среди них, пусть станет всем слугой; законы духовной жизни ставят смиренного человека выше гордеца.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Изначала все злое роду человеческому было от женщины: Адам из-за жены был изгнан из рая, и поэтому весь род человеческий был осужден на тление и смерть; премудрый Соломон из-за жен отстранился от Бога; также и великий Самсон, освященный в чреве матери, женою был предан иноземцам, и ослеплен, и удалился от Бога. Не только в Ветхом, но и в Новом завете, не только миряне, но и монахи, и те, кто возлюбил пустынное житие, из-за женщин погибли и иноческий свой труд погубили. Сначала и доныне дьявол женщинами прельщает род человеческий. Таких, победивших этот искус, — как прекрасный Иосиф, которому за это из века в век творят похвалу, хотя он потом и имел жену, — и девство сохранивших, в Ветхом завете было очень мало. А с тех пор, как от Девы произрос цвет жизни, Господь наш Иисус Христос, бесчисленное множество людей сохранило девственность и совершает этот подвиг; их больше песка морского, не только монахов, но и мирян, которые брак презирают и в подвиге девственности подвизаются, и творят его до конца жизни во славу Бога, ему же слава ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.    Поведал нам некий отец: «В некотором селе к одному пресвитеру пришли сельские жители в святую Великую среду, чтобы по христианскому обычаю в святой Великий четверг причаститься пречистого тела и честной крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И вечером в среду после окончания обычного правила священник исповедовал всех. В четверг же ночью некий человек, прельщенный дьяволом и побежденный похотью, пришел к своей жене, чтобы совокупиться с нею. Она же долго его поучала, указывая ему на то, что скоро кончится время поста, и напоминая о постнических трудах, которые он претерпел, и о том, что из-за малой похоти приходится им лишиться животворящего тела и честной крови Господа нашего Иисуса Христа. И долго она поучала его, и не повиновалась ему. Он же, устыдившись ее речей, ушел. Но, распаляем дьявольским желанием, не мог удержаться, и, стремясь к своей погибели, вошел в конюшню, и начал совершать грех со скотиною, и внезапно упал, умерев смертью, достойной рыдания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4133...

Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать т к же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам " . Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы низшему себя человеку. После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она " тайною вечерею " . Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов " , (т.. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: " пейте из нее все, это Моя Кровь Новаго Завета, за вас Проливаемая во оставление грехов " . Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: " сие творите в Мое воспоминание " . Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией или Обедней. Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга в страхе стали спрашивать один за другим: " не я ли Господи? " Спросил и Иуда: " не я ли, Равви? " Спаситель ихо сказал ему: " ты " ; но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем, Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: " Господи! кто это? " Иисус Христос так же тихо ответи : " тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам " .

http://zavet.ru/ssedm-sl02.htm

Казалось бы, это омовение было ни к чему: им уже достаточно было преподано самых возвышенных уроков и показано великих чудес. Господь воскресил праведного Лазаря, Господь вошел в Иерусалим, и ученики, как и весь народ, слышали голос Небесного Бога Отца, подобный грому, сказавший о Сыне: И прославил и еще прославлю ( Ин. 12, 28 ). Но, оказывается, нужен был еще и такой урок, в виде странного поступка – омовения ног Своим ученикам. Спаситель хотел не только учить апостолов смирению, но и показать им пример истинного смирения, чтобы этот пример жил в их сердцах, чтобы они всегда помнили, как Сын Божий – их Творец – умыл ноги своему падшему творению. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то (по-славянски: есмь бо. – Схиигум. А.). Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин. 13, 12–15 ). Обряд омовения ног, о котором здесь идет речь, у древних христиан был очень распространен. Он совершался также и в некоторых древних монастырях, например в палестинских обителях. Иоанн Кассиан Римлянин рассказывает, что в этих обителях братия делилась на две «чреды»: одни несли послушания, а другие пребывали в молитве. Когда заканчивалась седмица, те братья, которые несли послушания, умывали ноги тем, которые молились, после чего они менялись местами: молившиеся вступали в свою череду служения, а остальные пребывали в молитве. И так братья смирялись друг перед другом. Вам, конечно, известно, что обряд омовения ног совершается и сейчас: в Иерусалиме в Великий четверг патриарх умывает ноги митрополитам, епископам и архимандритам в воспоминание омовения Спасителем ног ученикам. После этого воспоминаются молитва Господа в Гефсиманском саду, сон учеников и предательство Иуды. Иногда этот обряд в Великий четверг в сокращенном виде совершается и некоторыми русскими православными архиереями.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

когда заканчивалась седмица, то те, кто (если не ошибаюсь) нес послушания, умывали ноги тем, кто молился, после чего братья менялись местами: молившиеся вступали в свою череду служения, а остальные пребывали в молитве. И так братья смирялись друг перед другом. Вам, конечно, известно, что обряд омовения ног совершается сейчас в Иерусалиме в Великий Четверг, когда Патриарх умывает ноги митрополитам, епископам и архимандритам в воспоминание омовения Спасителем ног ученикам. После этого воспоминаются молитва Господа в Гефсиманскому саду, сон учеников и предательство Иуды. Иногда этот обряд в более сокращенном виде совершается в Великий Четверг и некоторыми нашими русскими православными архиереями. У многих верующих людей в прошлом был обычай: когда к ним приходили какие-либо гости или странники, они умывали пришедшим ноги и так смирялись перед ними. Но главное заключено не в самом этом обряде, пусть даже и необычайно возвышенном, душеполезном и назидательном (кто знает, может быть, имеет смысл возродить его в повседневной жизни), главное - внутренне смиряться перед своими братьями и сестрами, будто умывая им ноги. Подобно тому, как с ног омывают грязь, мы должны, смиряясь друг перед другом, пренебрегать всеми немощами и погрешностями, которые видим в своем ближнем, потому что как человек, ступающий по земле, не может не замарать своих ног, так и все мы, живущие здесь, соприкасаясь с различными земными обстоятельствами, не можем не прегрешить. Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин.13:13-17). Блаженны мы не тогда, когда только знаем о необходимости смирения (впрочем, и то хорошо, что мы хотя бы знаем), но когда исполняем данную Господом заповедь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010