Над напряженностью между стыдливостью и цинизмом простирается недоступная одной лишь естественной силе гармония чад свободы и благодати, которым нечего скрывать. Когда ангел Апокалипсиса провозглашает: “Времени уже не будет”, – он провозглашает также и “упразднение одеяния стыда” (кожаных риз грехопадения) и знаменует переход к девственному восстановлению человеческого бытия. В истории, если мы не святы, брак является лишь социальной ячейкой и мирным совокуплением бесчисленных мещан, законченным и пугающим самодовольством. Ослепляющее достоинство супружеской полноты – не существ, но существа в своей целокупности – является, по словам Господа, лишь в конце времен, в момент Перехода-Пасхи будущего века.     Ars amandi (искусство любви) целиком заключено в плодах вечной новизны Маранафа (Ей, гряди, Господи!). Любящие смотрят вместе в одном и том же направлении, на Восток, и произносят: “Сделай так, Господи, чтобы любя друг друга, мы любили бы Тебя самого”. 9. Елеосвящение (таинство помазания больных)    “Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак.1:14–18, ср.: Мк.1:13). Молитва, исходящая из веры Церкви, представленной пресвитерами, являет вмешательство тела Церкви в ее единстве. Момент смерти – а каждая болезнь смертельна, – казалось бы, является моментом абсолютного одиночества. Именно в этот момент Церковь приходит, чтобы образовать вокруг страдающего члена священный круг единства. В России это таинство носит название “соборование”, т. к. оно должно совершаться собором семи священников. Оно включает чтение семи отрывков Евангелия, и священники семь раз произносят молитву: Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего от обдержащей его телесной и душевной немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего.   К духовному исцелению души добавляется моление о физическом излечении. Каждый человек потенциально является больным и умирающим, и вот почему в Греции таинство елеосвящения часто преподается причастникам. В России его совершают над всеми верными в Великий четверг. Таинство может быть повторено и, таким образом, не имеет латинского значения “последнего” помазания только для одних умирающих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  «Остановитесь, – сказал Он ученикам, готовым поддержать Петра. – Вложи меч твой в ножны, – продолжал Господь, обратясь к Петру, – все, поднявшие меч (против законной власти, какова бы она ни была), мечом погибнут. «Или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца Моего, и представит Ми вящше, нежели дванадесяте легиона ангел? Но» (в таком случае) «како сбудутся писания, яко тако подобает быти?» (Мф.26:53.) « Чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити?» (Ин.18:11.)   Обличая таким образом безвременное усердие учеников, Иисус в то же время изгладил следы его. Прежде чем слуги связали Ему руки, Он прикоснулся к уху Малха (так назывался слуга, раненный Петром) и исцелил его. Такое соединение величия и кротости, силы и беззащитности еще на несколько мгновений остановило буйную толпу. Между тем, ученики, пользуясь ее смятением и нерешительностью, один за другим начали удаляться с такой поспешностью и таким невниманием к положению своего Учителя, что один из них, впоследствии описывая это обстоятельство, почел за долг сказать: «тогда вси оставльше Его бежаша» (Мф.26:56). Ибо после того, как увидели, что Богочеловек не хочет защитить Себя ни сверхъестественными, ни естественными средствами, страх тотчас подавил все прочие чувства и заставил их думать только о своем спасении, которое было возможно лишь путем немедленного бегства.   Последние слова, которые слышали ученики из уст своего Учителя, были сказаны в упрек начальникам стражи и фарисеям. «Как будто на разбойника пришли вы с мечами и дреколием, чтобы взять Меня, – говорил им Господь с прежней, Ему свойственной властью. – Не всякий ли день бывал Я с вами в храме, сидел там и учил, и вы не брали Меня? Но се есть ваша година и область темная!.. Да сбудется писание» (Мк.14:49)... Упрек этот был не только совершенно справедлив, но и весьма нужен. Начальники стражи, а особенно члены синедриона (Лк.22:52) должны были понять из этих слов, что они сами стали причиной неприятного поступка одного из учеников Иисусовых, дозволив себе обращаться с беззащитным и всеми уважаемым человеком, как с грабителями и злодеями.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=600

  «Твои беша, и Мне их дал еси: и слово Твое сохраниша. Ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть. Яко глаголы, ихже дал еси Мне дах им: и тии прияша и разумеша воистину, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси. Аз о сих» (наипаче) «молю, не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть. И Моя вся Твоя суть и Твоя Моя: и прославихся в них. И ктому несмь в мире, и сии в мире суть, и Аз к Тебе гряду. Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы. Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется писание. Ныне же к Тебе гряду, и сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе. Аз дах им слово Твое, и мир возненавиде их, яко не суть от мира, якоже и Аз от мира несмь. Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни. От мира не суть, якоже и Аз от мира несмь. Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть.   Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир: и за них Аз свящу Себе, да и тии будут священы воистину. Не о сих же молю токмо, но и о» (всех) «верующих словесе их ради в Мя. Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут. Да и мир веру имет яко Ты Мя послал еси. И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы. Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени воедино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси, и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси. Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира. Отче праведный, и мир Тебе не позна, Аз же Тя познах, и сии познаша, яко Ты Мя послал еси. И сказах им имя Твое, и скажу: да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них!»     Перед входом в Гефсиманию Господь почел за нужное еще раз предупредить учеников о предстоящих искушениях (Мф.26:31). «Когда Я посылал вас» (на проповедь) «без влагалища, без меха и без сапог», – спросил Он, – «еда в чесом лишены бысте?» – «Ни в чем», – отвечали ученики.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=600

  Учитель, прервав опять общее молчание. – Вижу, что сердце ваше слишком наполнилось от того, что вы слышали от Меня. Но Я истину говорю, что гораздо лучше вам, «да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам. И пришед Он обличит мир о гресе, о правде же и о суде. О гресе убо яко не веруют в Мя; о правде же» (Моего лица и служения), «яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене» (в нынешнем состоянии уничижения). «О суде же, яко князь мира сего» (коим наущенные враги Мои осудят Меня) «осужден бысть» (Моим учением, Моей жизнью и смертью).   «Еще много имам глаголати вам», – продолжал Господь, – «но не можете носити» (вместить) «ныне. Егдаже приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину; не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам.   Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет и возвестит вам. Вмале, и ктому не видите Мене; и паки вмале и узрите Мя: яко Аз иду ко Отцу». Ученики, следуя за Учителем на некотором расстоянии, пользуясь безмолвием Его и помня вызов: «ничесоже вопрошаете», – начали вполголоса рассуждать между собой: что бы это значило, что Учитель говорит: «Вскоре не увидите Меня, и опять вскоре, увидите Меня; и: Я иду ко Отцу?»- что это говорит Он, «вскоре»?- Несмотря на общее усилие разрешить загадку, она оставалась неразрешенной (по причине всеобщего предрассудка о том, что Мессии, яко Царю, хоть земному, но вечному, нельзя умереть); всякий за себя и за других признавался: «не вемы, еже глаголет!»   Уразумев, что ученики хотят спросить Его о смысле употребленных Им выражений, Господь остановился и сказал: «О сем ли стязаетеся между собою, яко рех: вмале и не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя?» (Если бы открылось перед вами будущее, не такие вопросы (о словах) заняли бы вас.) «Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печальни будете, несмотря на сие будьте мужественны; ибо печаль ваша в радость будет. Жена егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит Отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир. И вы печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас. И в той день Мене не вопросите ничесоже.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=600

  Церковь Пить Чашу Господню Протоиерей Александр Шаргунов   В издательстве «Даниловский благовестник» вышла книга прот. Александра Шаргунова «Великая тайна причащения». Предлагаем вступительную статью и предисловие автора к этой книге. Два ученика идут по дороге в Эммаус после распятия на Кресте Христа. Они очень опечалены. Тот, в Кого они верили как в Избавителя и Спасителя Израиля, умер. Они идут, отягченные скорбью. Внезапно незнакомый Путник присоединяется к ним — воскресший Христос, но они не узнают Его. Но постепенно начинают ощущать просветление от этого Божественного Присутствия, когда Путник объясняет им все, что касается Мессии Христа в Писаниях. Слушая Его, они приблизились к Эммаусу, их сердце горело. Путник хотел идти дальше, но они сказали Ему: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру». Их ум стал открываться, они ни за что не желали разлучиться с этим чудным Путником. При преломлении хлеба они узнали воскресшего Христа. Источник, текущий в жизнь вечную, был перед ними. После этого Он стал невидим для их внешнего зрения. Все человечество совершает свой путь по образу этих двух учеников. Люди несут в своих сердцах неизбывную печаль — так нуждаются они в общении с Богом, не мимолетном, не ложном, — с Тем, Кто наполнит Собой их одиночество, встретит их на долгом пути жизни. Приближается вечер, и никто не знает своего часа. Время движется неумолимо, для каждого из нас положен предел на земле, история мира близится к завершению. На Тайной Вечери в Великий Четверг Христос установил таинство Евхаристии. С этого дня Своим Пречистым Телом и Кровью и Своим Божеством Он присутствует на всех престолах Церкви. И мы тоже узнаем Его, если наши глаза откроются. Каждый день приносится священная жертва Евхаристии руками священников, и Христос с нами до скончания века. Не существует большего чуда на земле, чем это живое присутствие нашего Бога, предлагающего Себя под видом хлеба и вина, и дающего возможность нам, убогим и недостойным, приобщаться Его Божественной жизни.

http://moral.ru/mistery.html

«А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось» (Иез. 11:19). Дерево – в хлеб… На Тайной Вечери Христос преломил Хлеб – Тело Свое, а потом на Древе Крестном преломил Себя за всех. И этот отрывок из пророка Иеремии читается в Великий Четверг… Всю пустыню богооставленности рода людского с безводным зноем и жаждой взял на Себя Сын Человеческий… «Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23, 31). И потекли реки воды живой от ребра Его. И родилась Церковь – народ Божий. Он выносил народ этот, Он, как нянька, выпестовал его. «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою… не наведу на тебя ни одной из болезней» (Исх.15:25–26). И реки текут по пустыне, и она цветет, словно крин, и фигуры апостолов – в алых и синих ризах – словно очертания потоков, бьющих из сухой земли, где они расположились станом, как древний Израиль, вышедший с Моисеем из рабства на свободу. «Там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах» (Исх.15:27). И растут из земли сухой финиковые деревья. Чему уподоблю Его? Ветви Вверх, выше – никто не сломит. Лоза, вознесенная в силе кедра, Живого и мертвого древа доля. Чему уподоблю? Вышние гнезда Орлов с очами круга созвездий, А корни – глубже магмы. И ветер Присно шумит, в парусах бьется. Чему? О, древо сухое Ноя! О, радости Ноя лоза живая! О, тайна спасения мира – боли Вечной Его – и пути без края… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме

http://pravmir.ru/pustyinya-avgusta-i-dr...

Аминь. Беседа вторая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святая Церковь ныне вводит нас в общение с тем страшным часом, когда мы все предстанем перед страшным Престолом Господа славы, когда Судия живых и мёртвых, Господь Иисус Христос приидет во славе и каждому воздаст по его делам. Святая Церковь этим воспоминанием заканчивает приготовление наше ко входу в Великий пост. Если мы только что, в Неделю о блудном сыне, видели всю любовь к нам Отца Небесного, Который не только принимает раскаявшегося блудного сына, но Сам идёт к нему навстречу, Сам падает к нему на шею, Сам облекает его в одежду первую, ризу нетления, которую раздрал сам этот падший сын, и даёт перстень на его десницу и закалывает тельца упитанного (см.: Лк. 15:11–32 ), то перед нами встаёт вопрос, как же может этот любящий, всепрощающий Отец наш прийти снова на землю и судить живых и мёртвых. Вот Святая Церковь не смущается тем, что смущает многих из нас; не смущается тем, как это может быть совмещена любовь Божия, проявившаяся в том, что Он Сына Своего послал в мир «нас ради человек, и нашего ради спасения», с представлением о Нём, как о грозном Судии, Который поставит одних по левую, других по правую сторону Своего Престола. Если бы мы внимательно отнеслись к богослужению, если бы мы воспринимали то, что ежедневно даёт нам в нем Святая Церковь в дни подготовительные к Великому посту, тогда исчезло бы из нашей души это внутреннее противоречие. Во дни седмичные Церковь переносит всё наше внимание на евангельское и апостольское чтения. Чтение апостольское избирается из послания апостола Иоанна Богослова, и всю эту седмицу мы слышим здесь, в храме, от апостола любви о любви Христовой: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев ( 1Ин. 3:16 ). Дети мои! станем любить не словом или языком но, делом и истиною ( 1Ин. 3:18 ), – слышим мы, и, раскрывая нам в этих чтениях [слова] апостола о любви, Святая Церковь показует нам эту любовь уже как делание на евангельских чтениях. Те из вас, которые имеют прекрасный обычай читать ежедневно Евангелие дня или были в течение этой седмицы в храме, знают, что в понедельник читалось Евангелие о входе Господа в Иерусалим, во вторник – о соглашении иудеев с Иудой на предательство Спасителя и о Тайной вечере, в среду – о взятии Господа в саду Гефсиманском, о предстоянии Его у священника и об отречении Петра, в четверг – об обвинении Его у Пилата, в пятницу – о распятии и смерти Спасителя на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Бог дал людям право выбора, вложил в разум понимание того, что хорошо и что плохо. Да, все мы падаем и грешим, но имеем возможность исправить себя покаянием, исповедовать Господу свои грехи и светом дальнейшей праведной жизни умилостивить Вселюбящего Бога. Только должно всегда помнить о том, что земная жизнь наша временна и нужно успеть покаянием очистить душу. Ведь никто из нас не ведает своего смертного часа. Так страшно предстать пред судом Божиим в греховной скверне нераскаянных злодеяний! Святитель Иоанн Златоуст поучает: «Настоящее время есть время покаяния, будущее – время суда; это – время подвигов, то – время венцов; это – время труда, то – время упокоения; теперь – изнурительная деятельность, тогда – вознаграждение». Сподобимся же, по милости и милосердию Божиему, в таинстве исповеди решительно очистить все совершённые нами грехи, помня о том, что, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «ничто так не помогает исцелению от раны, нанесенной смертным грехом, как частая исповедь». Аминь. Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. ( Ин.6:53 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Накануне иудейской пасхи Спаситель собрал учеников в простой, чисто убранной горнице для совместной трапезы, исполненной величия и печали. Простая пища, простое питье на столе – хлеб и красное виноградное вино. Но этот скромный стол словно бы распространился на всю вселенную, и на нем распростерся закалаемый за грехи человечества Агнец Божий. Тайной вечерей Господней началась непрекращающаяся с той поры таинственная Трапеза рода христианского – Божественная Евхаристия. Ветхозаветные люди насыщали тела свои земной пищей, а души их, лишенные общения с Богом, оставались вечно голодными. На выжженных песках пустыни растет только саксаул да мечется бесприютное перекати-поле – вот на такую же духовную ущербность обрек себя падший род человеческий в безблагодатном мире. Силы и крепость для духовного роста и расцвета даровал обездоленным людям только Христос Искупитель, в Самом Себе заключающий небесную пищу, по слову Его: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин.6:35 ). Первыми таинственного этого Хлеба вкусили апостолы на Тайной вечере.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Божественный страдалец, вися между небом и землей на позор Ангелов и человеков, был погружен в бездну истощания и с каждой минутой приближался к смерти. Не было в нем целости от ног до главы: весь в ранах и язвах, измучен и окровавлен, осмеян, поруган и, по пророческому слову, ни во что вменен ( Ис. 53, 2–3 ). К ужасным страданиям присоединилось новое нестерпимое мучение – жажда. Богочеловек дошел до крайней степени изнеможения: крепость Его, как предсказывал царственный пророк, изсше, яко скудель, и язык прильпе гортани ( Пс. 21, 16 ); жгучая боль разливалась по всем членам, и появилась томительная жажда, как предвестница близкой смерти. Доселе долготерпеливый Господь с незлобием и кротостью агнца, ведомого на заклание, все допускал и переносил, что ни делали с ним. Он не отверзал уст своих для мольбы о пощаде и снисхождении к себе ( Ис. 53, 7 ); среди жестоких истязаний никому не угрожал ( 1Пет. 2, 23 ) и не напоминал о долге человеколюбия. Всецело преданный делу искупления, он как бы забывал человеческие потребности. и вот, теперь, готовясь положить жизнь свою за падшего человека ( Ин. 10, 15 ), он в первый и последний раз с креста своего просит у этого человека малого возмездия – глоток кислого питья: жажду! Болезненный вопль тронул окружавших распятого, и они поспешили исполнить то, что задолго до события было предвозвещено Давидом: даша в снедь Мою желчь и в жажду Мою напоиша Мя оцта ( Пс. 68, 22 ). Вблизи стоял сосуд, полный уксуса. Один из воинов побежал, напоил губку уксусом и, наложив ее на трость иссопа, поднес к устам Его и давал Ему пить. и в то время, как воин совершал великое дело милосердия к Умирающему, злобные враги Господа удерживали его и говорили: остави, да видим, аще приидет Илия спасти Его – и сняти Его. они не только не хотели доставить страждущему хотя малую отраду, хотя немного облегчить последние минуты Его, а напротив, желали скорейшей смерти Его. Яко лев, восхищаяй и рыкаяй, по изображению пророка-псалмопевца, враги раскрыли на него уста своя ( Пс. 21, 14 ) и с нетерпением ждали, когда умрет и погибнет имя Его (40, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Была же и надпись над Ним письменами греческими, римскими и еврейскими: Это – Царь Иудейский. И один из повешенных злодеев хулил Его: разве Ты не Христос? Спаси Себя Самого и нас. Другой же, укоряя, сказал ему в ответ: не боишься ты Бога, ведь сам ты приговорен к тому же. И мы-то – справедливо, ибо достойное по делам нашим получаем. Он же ничего дурного не сделал. И говорил он: Иисус, вспомни обо мне, когда Ты придешь как Царь. И сказал ему Иисус: Истинно говорю тебе: сегодня со Мною будешь в раю. И было уже около шестого часа, и тьма наступила по всей земле до часа девятого, так как не стало солнца. И разорвалась завеса храма посредине. И возгласив громким голосом, Иисус сказал: Отче, в руки Твои предаю дух Мой. И сказав это, испустил последний вздох. Увидев же происшедшее, сотник прославлял Бога, говоря: действительно, Человек Этот праведен был. И весь народ, собравшийся на это зрелище, увидев происшедшее, возвращался, бия себя в грудь. Стояли же поодаль все знавшие Его, и женщины, последовавшие за Ним из Галилеи, видели это.    Лк 23:32–49 И по окончании чтения поем: Слава долготерпению Твоему, Господи! И абие поем трипеснец, Трипеснец Творение господина Космы: ирмосы по дважды, тропари на 12. Последи же ирмос оба лика вкупе. Акростихис, или краегранесие трипеснца есть: Просавватон те:  еже есть, Предсубботие же.  Глас 6. Св. Космы Маиумского, глас 6, ирмосы дважды, тропари на 12. В конце песни оба хора вместе исполняют ирмос. Песнь 5 Ирмос: К Тебе утренюю,/милосердия ради Себе истощившему непреложно/и до страстей безстрастно преклоншемуся,/Слове Божий,/мир подаждь ми падшему, Человеколюбче. Песнь 5 Ирмос: С раннего утра я стремлюсь к Тебе, Слово Божие,/по милосердию без изменения Самого Себя уничижившему/и до страданий бесстрастно преклонившемуся;/мир даруй мне, падшему, Человеколюбец. ноги, и предочистившеся/таинства причащением Божественнаго ныне, Христе, Твоего,/служителие от Сиона на Елеонскую гору великую с Тобою взыдоша,/поюще Тя, Человеколюбче. Ныне с омытыми ногами и уже очищенные/причащением божественного таинства,/служители Твои, Христе, взошли с Тобою/с Сиона на великую гору Елеонскую,/воспевая Тебя, Человеколюбец.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010