И, выйдя оттуда, обходит все соборные церкви и монастыри, повсюду молебны совершая и милостыни обильные подавая. После этого приходит к отцу своему Филиппу, митрополиту всея Руси, прося благословения и отпущения грехов. Святитель же ограждает его крестом, и молитвой вооружает его, и благословляет его и всех его воинов на врагов, как Самуил Давида на Голиафа. Князь же великий Иван Васильевич, приняв благословение отца своего митрополита Филиппа и всех епископов державы своей и всех священников, выходит из Москвы того же месяца июня двадцатого, в четверг, в день памяти святого отца Мефодия, епископа патарского, и с ним царевич Даньяр и прочие воины великого князя, князья его многие и все воеводы, с большими силами собравшиеся на противников, – подобно тому, как прежде прадед его, благоверный великий князь Дмитрий Иванович, на безбожного Мамая и на богомерзкое его воинство татарское, так же и этот благоверный и великий князь Иван на этих отступников. Ибо хотя и христианами назывались они, по делам своим были хуже неверных; всегда изменяли они крестному целованию, преступая его, но и хуже того стали сходить с ума, как уже прежде написал: ибо пятьсот лет и четыре года после крещения были под властью великих князей русских православных, теперь же, в последнее время, за двадцать лет до окончания седьмой тысячи лет, захотели отойти к католическому королю, и архиепископа своего поставить от его митрополита Григория, католика, хотя князь великий посылал к ним, чтобы отказались от такого замысла. Также и митрополит Филипп не раз предостерегал их, поучая, будто отец детей своих, по Господню слову, как сказано в Евангелии: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; и если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою двух или трех, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое твое слово. Если же и тех не послушает, скажи церкви; если же и церкви слушать не станет, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Но нет, люди новгородские всему тому не внимали, но свое зломыслие учиняли; так не хуже ли они иноверных? Ведь неверные никогда не знали Бога, не получили ни от кого правой веры, прежних своих обычаев идолопоклонства держась, эти же долгие годы пребывали в христианстве и под конец стали отступать в католичество. Вот и пошел на них князь великий не как на христиан, но как на язычников и на отступников от правой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды. Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело мое . И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов . ( Мф.26:26-28 ). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще «Чистым» – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней. В Великий Четверток вечером в храме совершается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений. В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. (В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.) Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Во-вторых, следующие два места того же Евангелия святого Иоанна, по своей трудности, несравненно более важные. Первое: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин. 18:28 ); второе: «Так как тогда была пятница, то иудеи (то есть первосвященники и старейшины), дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была великий день, просили Пилата, чтобы перебить у них голени, и снять их» ( Ин. 19:31 ). Здесь прямо говорится, что иудеи в этот год праздновали Пасху, то есть ели агнца пасхального, вечером в пятницу. Чтобы устранить затруднение в первом из этих мест, говорит, что под пасхою, которую гонители Иисуса готовились есть в пятницу, разумеется не агнец пасхальный (уже съеденный в четверг), но то мясо, которое оставалось от жертв, принесенных во время празднества в храме. Правда, в Священном Писании эти приношения также называются пасхою, но едва ли можно согласиться, что первосвященники и старейшины для того, чтобы можно было есть именно остатки от принесенных жертв, не захотели войти в преторию из опасения оскверниться, если бы только самое празднование Пасхи дозволяло им это. Без твердых доказательства нельзя придавать такую важность этим остаткам от жертвоприношений, о которых мы сейчас сказали. Во втором месте день смерти Иисуса Христа назван пятницею пред Пасхою (слич. Ин. 19:14 ), то есть кануном субботы или днем приготовления (παρασκευ). Говорят, что каждая пятница называлась днем приготовления (παρασκευ) по отношению к следующей субботе. Может быть, хотя мы нигде не находим на это доказательств. Но пусть было так. Все же мы не можем поверить, чтобы днем приготовления назывался первый день праздника Пасхи, когда он приходился в пятницу. Ибо первый день великого праздника должен был считаться самым торжественным днем целого года. Но эта пятница, в приведенном месте, очевидно, стоит в тени – о ней упоминается как о дне приготовления, а о следующей субботе сказано: та суббота была великий день. Почему она была выше, торжественнее, чем другие субботы? Потому что эта суббота была неделя Пасхи. Но если эта суббота получила свою торжественность от праздника, то первый день праздника, конечно, был еще торжественнее, еще важнее этой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима " и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо " . (Лк, 24; 51). " И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1; 9II). ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие. ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается " вход с кадилом " перед каждением алтаря и пением " Свете тихий " . На литургии совершается " малый вход " , или " вход с Евангелием " (после пения антифонов), и " великий вход " , или " вход с дарами " (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое. Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: " Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: " после трех дней воскресну " . Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не, сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого " . Пилат сказал им: " у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете " . Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу. Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Матфея, гл. 27, 57-66; от Марка, гл. 15, 42-47; от Луки, гл. 23, 50-56; от Иоан., гл. 19, 38-42. Страдания Христовы вспоминаются Св. Православною Церковью на неделе перед Пасхою. Неделя эта называется Страстною. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. В Великую среду Страстной недели вспоминается предательство Иисуса Христа Иудою Искариотским. В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей евангелия о страданиях Иисуса Христа. В Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т. е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Преподобный Антоний Великий – один из величайших наших учителей. Немало поучений и изречений святого было записано его учениками, и все их сохранил для нас Господь. Многое надо вам знать из того, о чем учил прп. Антоний Великий , только бы было у вас желание слушать истины, которые настолько выше всех поучений человеческих, насколько небо выше земли. Главную борьбу уверовавшим во Христа и возлюбившим Его придется вести с бесами похоти, со страстями плоти своей. На этом пути вы будете много раз падать и разбиваться, вставать и вновь продолжать борьбу, ибо плоть противится духу, ненавидит его и стремится возобладать над ним. С плотью боролся и святой апостол Павел. Об искушениях и своей борьбе с бесами он поведал в Послании к римлянам: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе: потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю. Бедный я человек! Кто избавит меня от тела смерти» ( Рим. 7:15, 18–19, 24 )? Бедным человеком считает себя даже великий апостол, этот Богом избранный сосуд благодати. Нам ли, несчастным и убогим, не считать себя бедными и не вопрошать вместе с апостолом: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» – Бог избавит! Это запомните. Когда одолевают вас козни бесовские, когда возобладает над вами плоть ваша с ее страстями и похотями, обратите очи к Богу и возопите: «Господи, помоги мне, бедному и несчастному, которого борет диавол!» – и тотчас же получите помощь от Того, Кому служил святой апостол Павел. Аминь. 1948 год Помни о конце твоем Слово в четверг Недели о Страшном Суде на Евангелие от Марка, гл. 13, стихи 33–37 Блаженны те, которых Сын Божий, придя на землю во второй раз, найдет бодрствующими, ибо предупреждал Он: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит то время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете», «когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» ( Мк. 13:33–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися: но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ Великий четверг — день установления Евхаристии, день Тайной Вечери. В тропаре четверга поется: Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша, Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий. Господи, слава Тебе. Ночь над Иерусалимом. Город спит. В сионской горнице зажжены светильники. В печальном молчании сидят Двенадцать. «Один из вас предаст меня». Шепот, испуганные возгласы: «Не я ли?» Стремительно встает Иуда и ускользает в ночную тьму. Не спят и члены Синедриона. Архиереи отдают тайный приказ воинам… Апостолы разделили священную Чашу и Хлеб. Господь говорит о страданиях, которые ждут Его. Петр с горячностью обещает идти с Ним на смерть. Он не подозревает, как она близка. «Да не смущается сердце ваше… — говорит Учитель. — Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Тихо напевая пасхальный псалом, один за другим покидают дом; при бледном свете луны выходят за ворота и углубляются в масличный сад Гефсимании. Там царит мрак. Каждый звук отдается в тишине. Апостолы расположились на ночлег. Только трое следуют за Иисусом, но и у них глаза слипаются, слабость парализует тело. Сквозь, забытье они слышат Его голос: «Авва, Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня, но не чего Я хочу, а чего Ты…» Между тем стража уже пересекает по тропинке овраг. Впереди — Иуда. «Кого я поцелую. Того и берите». Воины идут между деревьями. Фонари и факелы мелькают среди стволов сада… «Симон! ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час!…» Кончено. Они уже здесь. Отблески огня на злых, возбужденных лицах. Иуда бросается к Иисусу и целует Его. — Здравствуй, Равви! — Друг, вот для чего ты пришел!..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

В последний раз Иисус Христос явился всем ученикам Своим в городе Иерусалиме на 40-й день после воскресения Своего. Он дал им повеление идти по всем странам мира, всех учить вере христианской и тех, кто уверует в Него, крестить в воде во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. «Кто уверует, – сказал Он, – и примет крещение, тот будет спасен (получит царство небесное); а кто не уверует, тот будет осужден Богом.» Со всеми уверовавшими Он обещал невидимо пребывать до конца века. Потом сказал ученикам, что Он скоро пошлет на них с неба Св. Духа – Утешителя, и велел им ожидать такого дивного дара, а до того времени не расходиться из Иерусалима. Беседуя с ними таким образом, Спаситель повел их всех из города на Масличную гору и здесь, на вершине ее, поднял руки Свои, благословляя учеников. Они поклонились Ему до земли, Спаситель же стал отступать от них и возноситься (подниматься) на небо. Светлое облако скрыло Его из виду их, а они долго еще смотрели с горестью вслед вознесшегося Господа. Тогда явились перед ними два человека в белых одеяниях, – это были Ангелы, – и сказали им: «Мужи! Что вы смотрите на небо? Этот Иисус, Который вознесся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (то есть придет второй раз судить всех людей). Ученики воротились с горы в Иерусалим с великою радостью, все вместе жили там, славя и благодаря Бога и ждали, когда сойдет на них Св. Дух, по обещанию Христову. День вознесения Господня на небо почитается у нас как великий праздник; приходится он всегда в четверг на 6-й неделе после Пасхи (40-й день спустя после нее). XXXV. Сошествие Св. Духа на Апостолов, чудеса, совершавшиеся ими, и увеличение числа верующих в Иисуса Христа После вознесения Господня на небо Апостолы выбрали, по жребию, из других учеников Христовых 12-го Апостола, на место погибшего Иуды предателя. Имя этого нового Апостола было Матфий. В 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо исполнилось Его обещание насчет послания на Апостолов Св. Духа. У иудеев тогда был великий праздник, называемый пятидесятницею. 46 Апостолы с прочими учениками Христовыми, по обыкновению, молились тогда все вместе в одной горнице. В 3-й час дня, по иудейскому счету, а по-нашему – в 9-й час утра, вдруг сделался шум, как будто пронесся сильный ветер, и Апостолы увидели огненные языки, которые спускались с неба на каждого из них: это было знаком того, что на них сошел Св. Дух (в виде огненных языков) и что Он даст им способность, силу, проповедовать Христово учение разным народам. Этот дар Его сейчас же почувствовали в себе, в радости начали говорить и прославлять Господа на разных языках, как вразумлял их Св. Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Все это происходило с ними образно, а написано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:9–11 ). Апостол Павел, в послании к Евреям, приводя древних святых мужей, повествуя о вере их, в конце всего заключает, что начальник и совершитель веры их и нашей есть Христос ( Евр.12:2 ). В 1-м послании к Коринфянам ( 1Кор.10:4 ) говорит, что основанием Моисеева закона и пророков, и всех тех, которые жили под этим законом, был Христос: «И все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовнаго последующего камня, камень же был Христос». Также Церковь в Великий Четверг поёт следующий тропарь: «Сие глаголет Господь Иудеом: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздаете? За манну, желчь: за воду, оцет: за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте. К тому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот Вечный» 23 . И в Святую и Великую Пятницу на последовании часов: «Егда Тя на кресте пригвоздиша беззаконнии, Господь славы, (Господь же славы был Иехова) вопияше к ним: чим вас оскорбих, или о чем прогневах? Прежде Мене кто вас избави от скорби? И ныне что Мне воздаете? Злая за благая: за столп огненный на Крест Мя пригвоздисте: за облак гроб Мне ископаете! За манну желчь Мне принесосте: за воду оцтом Мя напоисте. Прочее призову языки, и тии Мя прославят со Отцем и со Святым Духом». Из всего до сих пор сказанного мы уразумеваем, что определенно доказано, что открывшийся в Ветхом Завете Бог под именем Иехова, сый, сущий, был второе лицо Святой Троицы, Сын и Слово Бога Отца, ради нас и нашего спасения вочеловечившийся Господь Иисус Христос, милостью которого все спасемся. Аминь. Великий Афанасий, Архиепископ Александрийский в исповедании Веры говорит: «Сей бо есть, которому сказал Отец, что, сотворим человека по образу нашему и по подобию, и Патриархам самолично явившийся, дав закон, и звавший через пророков, и в последние времена вочеловечшийся, и царствующий в бесконечные веки: ибо Христос не воспринял некое недавнее достоинство, но мы уверовали в Него, свыше совершенного и Отцу по всему подобного».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Говорит апостол Петр: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15-16).    Поклоняясь Кресту Господню будем стараться иметь те же чувства.    В Его великом Царстве, будем вечно славословить Его и наслаждаться ни с чем не сравнимой Его красотой и добротой, ибо Он есть Царь Славы и Господь всего мира. Аминь. Страстная седмица (Благовещение совпадает с Входом Господним в Иерусалим)    Благовещение есть радостная весть о воплощении Сына Божия, Его сошествии на землю для спасения мира. Дух Святый сошел тогда на Пречистую Деву, и Она зачала Господа. То было начало Нового Завета, начало спасения рода человеческого, пришествие на землю Сына Божия. А торжественный Вход Господень в Иерусалим — начало Его страданий. При радостных восклицаниях народа шествовал Христос на смерть, на которую предал Его народ, так восторженно Его встретивший. И Церковь Православная тем днем начинает, как бы следуя за Ним, ежедневно вспоминать события последующих дней. Вот в Великий Понедельник Господь на горе Елеонской, предварительно Своим словом иссушивший смоковницу, открывает Своим ученикам будущее Иерусалима, обличает фарисеев и книжников за лишь внешнее исполнение предписаний Закона Моисеева. Продолжая поучения Свои, Господь сначала в притчах, а затем и ясно изображает кончину мира и Страшный Суд. В среду в доме Симона прокаженного женщина возливает миро на Его ноги, а Иуда обещает архиереям предать Учителя. В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа. За Тайною Вечерею следует Христова молитва в Гефсимании, Христа схватывают и отводят к первосвященникам, где ночью совершается над Ним суд, а утром отводят Его к Пилату.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010