Страданием Твоим, Христе,/от страстей мы освободились/и воскресением Твоим/от гибели избавились./Господи, слава Тебе! Преподобного Иоанна Дамаскина Глас 8 В сей день ад со стоном вопит: / «Лучше было бы мне/если бы я Родившегося от Марии не принял,/ибо Он, придя ко мне,/могущество мое уничтожил,/врата медные сокрушил,/ а души, которыми владел я прежде,/как Бог воскресил!»/Слава, Господи, Кресту Твоему и воскресению Твоему! (2) В сей день ад со стоном вопит:/«Ниспровергнута моя власть:/принял я Смертного, как одного из умерших,/но удерживать Его совсем не могу/и потеряю с Ним тех, над которыми царствовал;/я имел мертвых от века,/но вот, Он пробуждает всех!»/Слава, Господи, Кресту Твоему и воскресению Твоему! В сей день ад со стоном вопит: / «Погибло мое могущество;/Пастырь был распят и Адама воскресил; / тех, над которыми царствовал, я лишился/и всех изверг, кого, одолев, поглотил! / Опустошил могилы Распятый: / власть смерти не имеет силы!» / Слава, Господи, Кресту Твоему и воскресению Твоему! Слава, глас 6: Сей день таинственно/прообразовал великий Моисей, говоря:/«И благословил Бог день седьмой»,/ибо это – благословенная суббота./Она – упокоения день,/в который почил от всех дел Своих/Единородный Сын Божий./Через промыслительную смерть плотию упокоившись/и вновь вернувшись к тому, чем был через воскресение,/Он даровал нам вечную жизнь,/как единственно благой и Человеколюбец. И ныне, глас 1: Всемирно славную,/от людей происшедшую и Владыку родившую/воспоем, – Марию Деву,/небесную дверь, Бесплотных песнь и верных украшение./Ибо явилась Она небом и храмом Божества./Она, разрушив враждебную преграду,/мир водворила и отверзла Царство./Потому держась Её, опоры нашей веры,/имеем мы Защитником от Нее рожденного Господа./Дерзайте же, дерзайте, люди Божии,/ибо Он победит врагов, как Всемогущий. Вход с Евангелием. «Свет отрадный:» Прокимна не произносим, но сразу: Премудрость. И начинаем чтения. 1. Бытия чтение В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и разделил Бог между светом и тьмою. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Таким и был создан первый человек, создан способным выполнять свое назначение, притом свободно, добровольно, радостно, по влечению души, а не по принуждению. Так размышление о царственном положении человека на земле приводит Псалмопевца к восторженному славословию Творца: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!.. Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, – то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты умалил его пред ангелами; славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его... Господи, Господь наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» ( Пс. 8, 1–2,4–7,10 ). От величия творения – к несравненному величию Творца Апостол наставляет: «Невидимое Его, Вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы » ( Рим. 1:20 ). Во все времена жизни человечества, лучшие умы его, углубляясь в познание мира, с изумлением останавливались перед величием, гармонией, красотой, разумностью строения мира и возносились от него к благоговейной мысли о благости, величии и премудрости Создателя. Св. Василий Великий в своих Беседах на Шестоднев, рассмотрев начальные слова книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю,» призывает слушателей: «Прославим наилучшего художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем превосходящего всех красотою; из величия сих чувственных и ограниченных тел сделаем заключение о Бесконечном, превысшем всякого величия и по множеству Своей силы превосходящем всякое разумение.» И затем, переходя ко второй беседе, святитель, как бы останавливаясь в безнадежности дальнейшего проникновения в глубину творения, изрекает: «Если вход в Святая таков, и преддверие храма так досточестно и величественно,... то, каково же Святое Святых? И кто достоин смело войти в святилище? Кто прострет взор на таинственное?» Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Когда священник произносит эти последние слова, он поднимает Дары и возносит их кверху, ибо Христос вошёл не в рукотворенное святилище, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие… освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа… Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога… Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. ( Евр.9:24, 10:10–14 ) Ночь, вечеря, крест, гроб, воскресение, вознесение, грядущее Царство… – всё это соединяется в евхаристическом возношении Божественной Литургии. Небо и земля соединяются в одно и исполняются славой Божьей. Прошедшие и будущие века приводятся в единство. Все границы времени и пространства преодолены. Во Христе прощаются грехи человека, очищается его нечистота, излечивается его растление. Его смертная природа восстанавливается для бессмертия с Богом. Его тварное человечество наполняется нетварным Божеством Всесвятой Троицы. Далее священник молится о нисхождении Святого Духа на Дары и на всех людей, и «о претворении» (в Литургии св. Василия Великого  – «о явлении») хлеба и вина, принесённых в воспоминание Христово, – в Его честные Тело и Кровь. Православная Церковь верит, что Святой Дух  – «везде сый и вся исполняяй», что любое действие Божье в творении и спасении мира достигается Им же. Он обитал в Иисусе, делая Его Христом. Им Христос воплотился от Девы Марии. Он вёл Христа на крест как безвинную жертву, и воскресил Его из мёртвых как торжествующего победителя. И Им же Христос пребывает в причастии Церкви. Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия. И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. Аминь. А еже в чаше сей, честную Кровь Христа Твоего. Аминь. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь. «Сие творите в Моё воспоминание». Вспоминая Христа, и в Нём и через Него всё Богу принося, Церковь исполняется присутствия Святого Духа, и котором ничто не забывается, но всё помнится и всё оживляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Теперь же Он нарочито ожидает его смерти, и долго медлит, и с намерением откладывает Свое прибытие, чтобы показать победу над смертью прежде Своей [Собственной] борьбы со смертью; Он откладывает на три дня, для подтверждения действительности смерти; в присутствии иудеев открывает гроб, чтобы сделать вестниками чуда тех, которые гнали Его; молитвой и призыванием Отца пробуждает Лазаря, чтобы не показалось, будто Он восстает против законов Создателя. Посмотри и на эту особенность: Он не сказал: «Лазарь, оживи»; но что? Лазарь! иди вон ( Ин. 11: 43 ), чтобы научить присутствующих, что Он – Тот, Который называет несуществующее, как существующее (ср. Рим. 4: 17 ), чтобы показать присутствующим, что Он – Бог живых, а не мертвых, чтобы благовременно показать, что нет препятствий для Божественного повеления, и напомнить предстоящим о Том, Который сказал: да будет твердь… да соберется вода… в одно место, да произрастит земля зелень… да произведет вода пресмыкающихся, душу живую ( Быт. 1: 6, 9, 11, 20 ). Лазарь! иди вон; это – для умножения и укрепления веры собравшихся, чтобы одежда и повязки свидетельствовали о смерти, а немедленное послушание и беспрепятственный страх возвестили о власти Господа. Лазарь! иди вон, и разложившийся встал, сгнивший стал чувствовать, мертвец повиновался, связанный побежал, и оплакиваемый запрыгал. Но для чего Спаситель употребил в настоящем случае громкое воззвание? Евангелист говорит: Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон ( Ин. 11: 43 ). Этим воззванием Он, может быть, предызобразил будущее воскресение; ибо вострубит, сказано, и мертвые воскреснут ( 1Кор. 15: 52 )… Показав… вожделенное воскресение, возблагодарим Христа, имеющего власть жизни и смерти, Которому слава и держава с Отцом и Святым и Животворящим Духом, во веки веков. Аминь. О вайях (spuria) Уже дары духовного торжества сияют, уже есть знаки всеславного праздника, уже есть вести о невещественном Женихе, уже Лазарь возлежит с Господом, получив залог всеобщего воскресения, уже дарственное миро исполняет благовония приходящих к Крещению, уже верные стражи Царя взяли этот великий город, уже верный народ, выбежав навстречу Господу, как сейчас мы слышали, взывает словами: осанна в вышних ( Мф. 21: 9 ), благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин. 12: 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 29-й седмицы по Пятидесятнице Лк., 97 зач., 19, 37–44 Когда Иисус приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего. Когда Христос приближался к Иерусалиму, Бог вложил в сердца всего народа – все в это время стали Его учениками, не двенадцать только учеников, – в радости велегласно славословить Бога за все чудеса, какие они видели, в особенности за воскрешение Лазаря. Торжество Христа и радостная хвала любящих Его – вызывают раздражение у гордых фарисеев. «Некоторые фарисеи из среды народа» исполнились ярости против Него. Они требуют, чтобы Он не принимал приветствие народа, но запретил им. Но Господь отвергает презрение гордых и приемлет хвалы смиренных. Приносят ли люди сегодня хвалу Христу или нет, Он хвалим, превозносим во вся веки. «Если они умолкнут, камни возопиют», и мы услышим «Хвалите имя Господне» среди небесного полиелея. Фарисеи хотели бы заставить замолчать хвалящих Господа, но не в силах этого сделать. Ибо как Бог «из камней сих может воздвигнуть чад Авраама», так из уст младенцев Он может совершить хвалу. Но мы должны увидеть, что великий Посланник небес совершает Свой торжественный вход в Иерусалим не для того, чтобы принять в нем почести, а для того, чтобы быть отвергнутым им. Тем не менее сердце Господне переполнено любовью к этому месту и заботой о нем. «Когда Он приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем». Может быть, когда Господь спускался с горы Елеонской, открылась Ему панорама города, и Он увидел, что этому народу предстоит. Святые отцы говорят, что мы нигде не найдем в Евангелии, чтобы Христос смеялся, но можем часто видеть Его в слезах. Христос плакал, когда все вокруг Него радовались, и это показывает, что значат для него одни наши внешние восторги и похвалы среди праздников церковных. Никакой другой город не оплакивал так Господь как Иерусалим.

http://pravoslavie.ru/3828.html

У еванг. Матфея тут прибавляется сказание о приставлении стражи ко гробу Спасителя врагами Его. Так он повествует: На другой день, который следует за пятницею, т. е. в субботу, вопреки закону о субботнем покое, за нарушение коего сами строго преследовали Господа, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и сказали: мы вспомнили, что обманщик тот (так по своему неверию и закоснению назвали они Господа), еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет тогда последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу, подите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и положили к камню печать (27:62–66). 4 После того, как Голгофа была прославлена смертию и воскресением Христовым, и христиане стали относиться к ней с великим благоговением, иудеи и язычники старались затмить ее славу; пещера гроба Господня и самая гора первыми были засыпаны мусором и землею, а вторыми на них поставлены идольские капища (Венере и Юпитеру). Но это-то и послужило к сохранению святыни; насыпи и идолы были памятиками, и по ним св. Елена обрела сию святыню. Капища ею были низвергнуты и насыпи сняты до той самой земли, которая освящена была стопами. Божественного Страдальца и обагрена Его кровию. Тогда сын св. царицы Елены, император Константин Великий над пещерою гроба Господня и над Голгофою построил обширный храм Воскресения Христова. Престол на нем поставлен на том самом месте, где был водружен крест Иисуса Христа. Он открыт по бокам и под ним видно круглое отверстие, где стоял крест. Направо возле престола видна трещина скалы, распавшейся при кончнне Господа. Гроб Господень, т. е. пещера Его погребения, помещается на западном конце храма в устроенной над ним часовне. Вход в пещеру низок, внутренное пространство ее – в квадратную сажень. В пещере с правой стороны уступ, на котором собственно было положено тело Христово. Он покрыт белою мраморною плитою, и на нем, как на престоле, совершается литургия. Камень закрывавший гроб Господень, служит вместо жертвенника. Множество лампад горит день и ночь во гробе Христовом. При императоре Константине воздвигнут был храм и над пещерою Рождения Христова в Вифлееме и на горе Елеонской, откуда вознесся Господь. Читать далее Источник: Толкование на Евангелие от Луки/Сост. прот. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф " Насл. бр. Салаевых " , 1902. - 414 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Уже подъезжая к Иерусалиму, Господь вновь заплакал. Он знал, что ликующий народ, сейчас видящий в Нем Мессию и надеющийся, что Он станет Мессией-освободителем, скоро будет неистово кричать: « Распни! Распни Его !» Он знал, что из-за отвержения Его иудеями этот священный город и иерусалимский храм будет разрушен, так что камня на камне не останется. Смотря на Иерусалим, скорбящий Христос воскликнул: « О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего » (Лк.19:42–44). Когда Спаситель вступил в Иерусалим, торжественное шествие направилось через весь город прямо к храму – для молитвы. Так как было уже позднее время, Господь не стал учить народ и возвратился в Вифанию (селение, где жил Лазарь с сестрами). Вход Господень в Иерусалим явился началом Страстной Седмицы – последних дней земной жизни Спасителя. Страстная седмица Великий Понедельник Проклятие бесплодной смоковницы (Мф.21:18–22; Мк.11:12–26) Переночевав в Вифании, Христос на другой день рано утром опять пошел с апостолами в Иерусалим. По дороге Он почувствовал голод и, увидев у дороги покрытую листьями смоковницу, подошел к ней, чтобы подкрепиться ее плодами. Смоковница необычное дерево: сначала у него появляются плоды, а затем уже листья. Господь увидел смоковницу, покрытую листьями, что (хотя еще не наступил период собирания смокв) давало надежду на наличие и плодов. Но дерево оказалось бесплодным. Тогда Господь, обращаясь к бесплодному дереву, сказал: « Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! » (Мк.11:14). И смоковница тотчас начала засыхать. Это единственное чудо Христа, направленное на уничтожение, а не исправление творения. Господь проклинает дерево, которое имело вид плодоносящего, хотя и не время было смоковницам плодоносить.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Фомино Воскресенье (Антипасха) Каждый день пасхальной недели, называемой Светлой Седмицей , служится пасхальная Литургия с крестным ходом. Царские врата алтаря и дьяконские двери остаются всё время открытыми. В субботний же вечер наступает второе воскресенье после Пасхи, посвящённое воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день. Надо сказать, что число «восемь» имеет огромное значение как в еврейском, так и в христианском духовном Предании. Число «семь» завершает земное время. Суббота, последний, седьмой день недели, является благословенным днём покоя в этом мире, а первый день недели, день «после субботы», выделен во всех Евангелиях как день Христова Воскресения и, следовательно, как «восьмой день», который лежит за пределами этого мира, он обозначает жизнь мира грядущего, день вечного покоя Царства Божьего (см. Евр.4 ). Таким образом, воскресенье после Пасхи становится восьмым днём пасхальной радости, последним днём Светлой Недели. Поэтому оно называется «Антипасха» (т. е. «вместо Пасхи»), и именно в этот день в ранней Церкви новокрещённые христиане снимали с себя светлую крещальную одежду и заново вступали в мирскую жизнь. Весь смысл этого дня открывают нам слова Евангелия: Потом (Господь) говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорил ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. ( Ин.20:27–29 ) Мы не видели Господа своими глазами и не ощущали Его воскресшего Тела своим прикосновением, но зато во Святом Духе мы видели, ощущали и вкушали Слово Жизни, и, таким образом, мы веруем. На каждой из будничных служб, до Вознесения Господня, мы поём пасхальный тропарь. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, мы поём пасхальный канон и повторяем празднование «первого дня недели». На всех Литургиях апостольские чтения берутся из Книги Деяний, рассказывающей нам о первохристианах, живших в общении с воскресшим Господом; а все евангельские – из Евангелия от Иоанна, которое считается написанным в первую очередь для новокрещённых, потому что во всех «знамениях» Господних (как называет Евангелист Его чудеса), используются вещества, входящие также и в совершение таинств: хлеб, вино и вода. Поэтому каждое воскресенье после Фомина (кроме третьего) посвящено воспоминанию одного из этих «знамений». Жёны мироносицы

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Христианский символ пещеры отразился не только в церковном богослужении или в писаниях Святых Отцов, но и в православной иконе. Именно пещеру — как знак той тьмы, что, по слову Евангелия, была просвещена “светом великим” — мы видим на каждой иконе Рождества Христова, и ее темный вход напоминает нам не о мрачных античных символах, но о радости Искупления, около двух тысячелетий назад неузнаваемо изменившей наш поврежденный грехом мир 22 … Настало время исполниться пророчеству Исаии: “И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю” (Ис 2:17–21). Пусть умирающее язычество скрывает идолов в расселинах скал, пусть прячет их так, будто надеется сохранить власть своих древних верований в не принадлежащем уже им мире. Пусть Порфирий проповедует свою правоту и провозглашает ложность христианской веры. Человечество, несмотря на вдохновенные речи философа, уже очень скоро устыдится призрачных божеств подземных святилищ, бросит идолов “кротам и летучим мышам”. Тем самым людской род окажется в совершенно новой — открытой для каждого из нас — Пещере, вступит в совсем иные “ущелья скал и расселины гор”. Святитель Василий Великий пишет о том, что эти новые пещеры, новые “вертепы твердого камене суть многие обители, какие назначаются каждому по мере веры во Христа. А расселины камней — страдания Христова тела, где желают найти прибежище спасаемые, чтобы укрыться под покровом Христовым” 23 . Совершенно в иных, чем прежде, вертепах и расселинах камней должен найти избавление и спасение человек, искупаемый Крестной Жертвой. Лишь в Пещере Гроба Господня и Воскресения Господня, через со-страстие Богочеловеку, он может претвориться в “один дух с Господом” (1 Кор 6:17) — умирая во Христе для греха и воскресая в Нем для вечной жизни.

http://pravmir.ru/obraz-peshheryi-v-anti...

Часть II. Богослужение Глава первая. Храм В течение долгой истории Православной Церкви выработалась особая церковная архитектура, которая выражает основной опыт и убеждение христианской веры: с нами Бог . «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт» , – говорил св. Стефан, цитируя ветхозаветных пророков; «вы храм Бога живого» ( 2Кор.6:16 ), – учил апостол Павел.Приступая к Нему (т. е. Христу), камню живому… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный… чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:4–5 ). Во Христе и через Духа Святого Бог пребывает с человеком, обитает с ним. Вот этот смысл и передаётся посредством купола, венчающего храм – место собрания народа Божьего. Он создаёт впечатление, что в Церкви, как и в Царстве Божьем, всё небесное и земное соединяется под главою Христом ( Еф.1:10 ) и что в Нём мы все исполнены полнотою Божьею ( Еф.3:19 ). Внутреннее устройство храма тоже создает впечатление единства всего в Боге. Оно не является воспроизведением «верхней горницы» Тайной Вечери или обыкновенным местом собрания людей, – храм и его устройство вдохновлены образом Царства Божьего, данного в книге Откровения. Престол перед нами – как образ Самого Христа, Слова Божия в Евангелии и Агнца Божия в Евхаристическом жертвоприношении. Вокруг Него – ангелы и святые, служители Слова и Агнца, которые непрестанно славят Его, вдохновляемые Святым Духом. А те верные христиане, которые принадлежат к этому святому собранию – «сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ) – присоединяются тут, на земле, к вечному богослужению Царства Божьего. Престол Мы уже сказали, что средоточием всего храма является Престол:   он есть трапеза Царства Божия (см. Лк.22:30 ); на нём мы приносим Богу Отцу «бескровную жертву» Христа; и с него нам даётся Хлеб Жизни – Тело и Кровь Господней Пасхальной Вечери. Обычно престол сделан из дерева или камня и покрыт красивой парчовой тканью, чтобы подчеркнуть его божественный и небесный характер. Он прост по форме (как правило, кубообразный) и стоит в центре алтаря, чтобы его можно было обойти со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010