Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела… ( Ис.9:6–7 ) Всенощная праздника начинается с Великого Повечерия с торжественным пением «С нами Бог» и стихами пророчества Исайи. На Повечерии также поётся тропарь и кондак праздника и, после длинных праздничных ектений, торжественно благословляются пять хлебов, пшеница и вино, которые потом раздаются молящимся, и елей, которым их помазует священник. Эта часть службы, как мы уже упоминали, называется «литией». В начале Рождественской Утрени, входящей вместе с Повечерием во Всенощную, шестопсалмие как всегда начинается словами: «Слава в вышних Богу, – на земли мир, в человецех благоволение…» ( Лк.2:14 ). Но на рождественских службах эти слова ангельского гимна поются, а не читаются, как обычно. Евангельское чтение от Матфея повествует о Рождестве Христовом, и все песнопения и стихиры прославляют Его. Христос рождается, славите. Христос с небес, срящите  (т. е. встречайте Его). Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися . (1-я песнь канона) Рождественская Литургия тоже начинается с псалмов прославления и хвалы. Вместо «Трисвятого» поётся крещальный гимн из Послания к Галатам. Апостольское чтение тоже берётся из этого послания: Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. ( Гал.4:4–7 ) Следующие за Рождеством два дня посвящаются Божьей Матери и св. первомученику Стефану. А сам рождественский период продолжается до Богоявления, и всё это время поются праздничные песнопения, пост же и коленопреклонения отменяются. До IV века Рождество отмечалось Церковью вместе с Богоявлением как вообще одно великое торжество появления Бога на земле в облике Человека, Мессии Израиля. Затем оно было выделено в особый праздник, чтобы придать новый смысл отмечаемому в тот день языческому празднованию непобедимого Солнца. Это был сознательный шаг Церкви, направленный на победу над язычеством. Мы видим это и в тропаре праздника, который отвергает поклонение солнцу и звёздам и призывает к поклонению Христу, истинному «Солнцу Правды» ( Мал.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Иоанн заключён Иродом в темницу по прошествии немногого времени от первой Пасхи после крещения Господня, когда Иисус Христос , бывший в Иерусалиме на праздник Пасхи, не удалился ещё из Иудеи. Ибо, по сказанию всех Евангелистов, заключение Иоанново в темницу сближается с удалением Иисуса Христа из Иудеи в Галилею. Ученики Иоанновы, оставшись одни без учителя своего, и вероятно увлекаемые невыгодными о Христе толками Книжников и Фарисеев, соблазнились делами Христовыми. Так видим, что когда Господь, пред наступлением второй Пасхи Своего служения возлежал на вечери в доме мытаря Матфея или Левия, ученики Иоанновы пришли ко Христу и спросили Его: «для чего мы и Фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» ( Мф.9:14 ). И отвечал Иисус: «могут ли брачные гости печалиться, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». При сем Господь сказал им притчу: «Никто не приставляет лоскута от нового платья к старому платью! А иначе и новое он испортит; и к старому не пристанет лоскут от нового. И никто не вливает вина молодого в вехи старые; а иначе вино молодое порвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; и тогда и то и другое, сбережётся. И никто пивши старое, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше». ( Лк.5:36 –39 ). И по заключении Иоанна в темницу, ученики его имели вход к нему. Когда они собирались к учителю, Иоанн учил их молиться, жить по закону Божию и проповедывал им о пришедшем в мир Мессии. Уже после второй Пасхи служения Христова, когда Христос наполнял землю Израильскую Божественным Своим учением и множеством дивных чудес, когда страх объял всех, и все славя Бога, говорили: «великий пророк востал между нами и Бог посетил людей своих; и когда слух о Христе разнёсся по всей Иудеи и по всем ея окрестностям, тогда ученики Иоанновы, пришедши в темницу к учителю, рассказали о всём том. Иоанн, уже готовый скоро оставить землю и учеников, хотел, чтобы ученики его не соблазнились о Христе, и собственными очами увидели чудеса Иисуса Христа, совершенно удостоверились, что Он есть желанный Мессия, пришествия Которого с таким нетерпением ждал род человеческий несколько тысяч лет. Посему призвав двух учеников своих, Иоанн послал ко Христу сказать: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Естественно, что эти стихи в народном сознании более ассоциируются с приветствием мира на евхаристии, а не с литургией Слова. Во всяком случае, к моменту начала развития перенесения, различие между двумя составляющими литургии было столь незначительным, что некоторые комментаторы, разъясняя обряд pax, связывают текст Матфея с евхаристической литургией, а не с литургией Слова. 222 Наконец, мы вступили в исторический период, изобилующий текстуальными свидетельства как в евхологии, так и в комментариях. Несмотря на большие хронологические разрывы в исходном материале, это не идет ни в какое сравнение с дефицитом чисто византийских свидетельств эпохи до Максима Исповедника . Следовательно, мы можем, наконец, перейти к детальному исследованию каждого элемента в чине, входящем в состав византийской литургии. Изучаемые составляющие принадлежат, в значительной степени, к вторичному богослужебному слою. Дополнение второстепенных элементов в исходную форму иногда было весьма неудачным и привело к размытию изначальной структуры чинопоследования. Дикс прекрасно высказался о характере богослужения эпохи после Миланского эдикта 313 г., сделавшего христианский культ «публичным» и открытым вниманию воцерковленной элиты, что было ранее невозможным. Апокалипсис показывает христианское богослужение «в единственном месте, где оно могло состояться в форме общественного отправления, – на небесах». И в мире, в котором великолепие было важнейшей ценностью общественной жизни, « церковь четвертого столетия не смущалась быть великолепной, потому что не отказывалась быть общественной». 223 Частные жилые помещения выглядели весьма скромно, но даже в небольших городах общественные здания и термы часто представляли собой архитектурные шедевры. Сложилось мнение, что общественная жизнь просто обязана быть пышной, что не могло не отразиться на церковном богослужении. И далее мы увидим, как приращение и обогащение все более и более развивающегося церемониала находится в диалектическом взаимодействии с усложняющейся литургической мистагогией, которые взаимно обуславливают друг друга. Это было периодом, когда в христианское богослужение вошла изначальная символика. Дикс считает, что в этом ключевую роль сыграли сирийские обычаи и Кирилл Иерусалимский . 224 Вероятно, это и повлияло на формирование церковного обряда в Византии, которая была наследницей богатейшей римской общественной жизни и античной платонической философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иуда – воистину порождение (потомок) тех ехидн (евреев), которые ели манну в пустыни и в то же время роптали на Питавшего их; они, неблагодарные, еще имея во рту своем пищу, клеветали на Бога. И этот злочестивец, держа небесный хлеб во рту, устроил измену против Спасителя. О, ненасытный нрав! 68 О, дерзость бесчеловечная! Питающего он продает и Владыку, Который любил (его), он предал на смерть. Воистину он – беззаконный сын тех (нечестивцев) и вместе с ними получил себе в удел погибель. Но избавь, Господи, души наши от такого бесчеловечия. Ты – единственный в долготерпении, несравнимый! Вход с Евангелием. По входе – Свете тихий. Прокимны: гл. 1. Изми мн Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя ( Пс. 139:1 ). Гл. 7. Изми мя от враг моих Боже, и от возстающих на мя избави мя. – Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня ( Пс. 58:2 ). Прокимен пред Апостолом, гл. 7. Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Князья народов совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его ( Пс. 2:2 ). Паремии: Исх. 19:10–19 , Иов 38:1–23, 42:1–5 . Ис. 50:4–11 . Апост. чт. 1Кор. 11:23–32 . Еванг. Мф. 26:1–20 , Ин. 13:3–17 , Мф. 26:21–39 , Лк. 22:43–45 , Мф. 26:40–27:2 . Вместо Херувимской песни. Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, яо яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Аллилуйя – (3-жды). Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем ( Лк. 23:42 .) Аллилуйя (3-жды). Во святой и великий пяток на утрени По шестопсалмии и великой ектеньи – вместо Бог Господь – Аллилуйя – 3-жды. Тропарь: Егда славши... и чтение 1-го Евангелия. Егда славнии ученицы см. л. 83. 1-е Евангелие Иоанна 13:31–18:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Катехетическое учение предлагают для того, чтобы изучивший постарался приложить его к своему поведению. Аще сия весте, блажени есте, аще творите Я ( Ин. 13:17 ). Если христианин впадет в грех , то немедленно должен принести покаяние, решиться вперед не делать сего греха и постараться загладить произведенный им соблазн или вред противоположными сему добрыми делами. Так поступил мытарь Закхей, когда сказал Спасителю: се, полимения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею ( Лук. 19:8 ). Так как сердце наше одобряет нас, когда мы сделаем что-либо нравственно хорошее, то нужно иметь предосторожность, чтобы не впасть в самомнение и гордость. Спаситель предупредительно благоволил сказать: «Вы, когда исполните все, повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лук. 17:10 ). 1 Св. ап. Павел ясно говорит, что крещение заменило обрезание. Так он пишет к христианам колосским, призванным из язычества: вы обрезании бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, в обрезании Христове, спокребшеся ему крещением т.е.вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним, в Крещении ( Кол. 2:11–12 ). 2 При малом входе с Евангелием воспоминается явление Христа на проповедь ; Великий вход с Дарами означает шествие Иисуса Христа на вольное страдание, как жертвы на заклание, между тем как более двенадцати легионов ангелов готовы были охранять Его, как Царя своего Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися (Песнь на лит. В Вел. Субб.).Совершение таинства и причащение священно-служителей знаменуют тайную вечерю Спасителя с апостолами Его страдания, смерть и погребение. Явление Иисуса Христа по воскресении означается отнятием завесы, отверзением врат и приглашением приступить к приобщению. Последнее благословение святою чашею знаменует вознесение Спасителя на небо. 3 Святой ап. Павел так объясняет высокое значение христианской любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, я знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам, все имение мое, и отдам тело на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор. 13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» ( Мф.26:17–20 ). По этому рассказу и рассказам евангелистов Марка («в первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его» и т. д., Мк.14:12 ) и Луки («настал день опресноков, в который надлежало заклать пасхального агнца, и послал Иисус» и т. д., Лк.22:7 ), с первого взгляда, кажется, что ученики, как и все евреи, приготовили и ели пасху в пятницу 14 низана вечером после солнечного заката – минута, с которой начинался праздник; что Иисус был схвачен в ночь с пятницы на субботу, был распят и погребен в этот последний день. Но что дело не могло произойти таким образом, и что указанные тексты должно истолковывать в смысле более обширном, это доказываю те же самые евангелисты: в самых точных выражениях они свидетельствуют, что Иисус был погребен в день приготовления к празднику, т. е. в пятницу до солнечного заката ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ). Значит, Он со Своими учениками совершил пасху в четверг вечером. Евангелист Иоанн ставит это вне всяких сомнений: «было утро, и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ), т. е. с вечера этого дня они должны были начинать свой великий праздник. Господь Иисус был распят в этот самый день: «но как тогда была пятница, то иудеи» и т. д. ( Ин.19:31 ). И так совершенно ясно, что Господь Иисус совершил пасху в четверг, 13 низана, что могло соответствовать 29 марта. Отсюда время и порядок событий. В Субботу, за шесть дней до Пасхи, 8 низана (24 марта), Господь Иисус был в Вифании, здесь и ночевал. В первый день недели (теперь вербное воскресенье), утром, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим; день провел в храме; вечером в Вифанию, где и ночевал. Во второй день недели (теперь понедельник страстной недели), утром, из Вифании возвратился в Иерусалим; день провел во храме; на ночь удалился в Вифанию. В третий день недели (теперь вторник) утром, возвращаясь в Иерусалим, беседовал с учениками на горе Масличной; часть дня провел в храме и оставил его навсегда; затем беседовал с учениками по выходе из храма, и в беседе с ними провел ночь на горе масличной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Когда уже обитатели всей вселенной познали Господа нашего Иисуса Христа и исповедали, что Он будет град крепкий и спасительный, имеющий внутреннюю стену и наружную, тогда, наконец, Дух Святой неотложно заповедует святым тайноводителям, говорю, святым апостолам и евангелистам устами святого пророка, говоря: отверзите врата, то есть расширьте для желающих доступ чрез веру и вход чрез непорочное тайноводство, и пусть войдет народ, хранящий правду и хранящий истину; ибо божественная, евангельская и спасительная проповедь научает верующих правде свыше законной, чтобы они были постоянными в хранении истины: она вводит служение уже не в образах и сенях, как это делал древний закон, но в духе и истине. И это есть истина. Приемлет же истину; поскольку желает, как я сказал, не того, что в сенях, но того, что чрез Христа, Который есть истина. Хранят же и мир: Как или каким образом? Ибо всецело воспринятый Христом, по уничтожении оной древней вражды (так как заблуждаясь находился в раздоре с Ним), будет непоколебимым поклонником. И исполнять это убеждает нас блаженный Павел, говоря: оправдившеся верою, мир имамы и Богу Господем нашим Иисусом Христом ( Рим.5:1 ). Служа твари и предаваясь, плотским страстям, мы враждовали с Богом: но говоря Ему одному: Господи, разве Тебе иного не вемы: имя Твое именуем, мы становимся друзьями и союзниками Его; и сверх того как бы некоторым венцом украшаемся совершенною жизнью и евангельским поведением. В прославление сего по справедливости могло бы быть сказано Богу устами святых: яко на Тя надеяхомся, Господи, во век. Ибо они не перестанут надеяться на Бога, напротив, постоянно будут хвалиться о Нем. Ис.26:5,6 . Боже великий, вечный, иже смирив низвел еси живущия в высоких: грады крепкия разориши и обнизиши я даже до земли. И поперут я ноги кротких и смиренных. За весьма чудные дела святые пророки обыкновенно приносят благодарения всем управляющему Богу и от радости как бы скачут. А это служит ясным доказательством величайшей искренности (этого чувства) у них.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Кроме того (83), созерцая в конце дня благолепие земного храма, мы должны возноситься мыслью к небу и молит Бога вселит нас в небесные обители. Таково общее содержание 3-х псалмов 9-го часа. Частнее об этих псалмах можно сказать следующее: в 1-м из указанных псалмов изображаются ревность к посещению храма Божия и блаженство тех, кои любят это. В конце дня, душа молящегося, созерцая благолепие земного храма, переносится к вечным обителям и как бы вопиет на 9-м часе: «коль вожделенны жилища твои, Господи сил! истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. 1323 Блаженны пребывающие в доме твоем, они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен человек, которого сила в Тебе». Второй и третий псалмы содержат молитву ко Господу, чтобы Он, по своему неизреченному милосердию и долготерпению, удержал гнев свой на грешников, и сам своею благодатию и всесильною помощью поставил всех на путь спасения. «Восстави нас, Боже, вопиет душа, Спаситель наш, и прекрати твое негодование на нас, яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое дай нам. 1324 Помилуй меня, Господи, 1325 к Тебе взываю весь день. Ты, Господи, благ и милосерд, и многомилостив ко всем призывающим Тебя. Покажи мне, Господи, путь Твой: я буду ходить во истине Твоей; прилепи сердце мое к страху имени Твоего, Господи. Дай силу рабу Твоему, сотвори с нами чудо благости. Да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня». После псалмов, выбранных для этого часа Пахомием Великим , читаются, тропарь гласа и молитвы, приспособительно к содержанию службы; по «Отче наш» кондак, Господи помилуй 40 раз, молитва: «иже на всякое время» и заключительная молитва, составленная Василием Великим , которая располагает душу молящегося к Господу, в 9-й час плотью смерть вкусившему и умертвившему плоти нашей мудрование (Тропарь Четыредесятницы). Этою молитвою Василий Великий влагает в уста молящегося слова, чтобы Господь не предал нас до конца имени своего ради и не разорил завета своего (Богородичен), запечатленного Его кровью; но чтобы, крестом своим путесотворивый вход в рай благоразумному разбойнику, оставил грехи наши, да тамо в вечный покой достигнем, идеже есть всех веселящихся жилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Кто был автором этого проникновенного произведения, неизвестно. Как в греческом оригинале, так и в славянском переводе тропарь носит печать глубокого богословствования автора и сохраняет черты классического произведения эпохи Романа Сладкопевца , патриарха Иерусалимского Софрония, Иоанна Дамаскина . Тропарь начинается обращением к Сыну Божию – учредителю новой Тайной вечери – Евхаристии: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Заканчивается же он словами благоразумного разбойника: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В середине автор раскрывает мрачный облик «несытой души» одного из апостолов – предателя Иуды и поставляет ему как антипод предательства раскаяние одного из разбойников. В греческом тексте эта середина дана в силлабическом стихосложении: ο μη γαρ τοις χθρος Σου τ μυστριον Σου επω, ο φλημα Σοι δσω, καθπερ ο Ιοδας, αλλ ς ληστς ομολογ Σου, т. е. Ибо я не скажу врагам Твоим тайны Твоей И не дам Тебе поцелуя, как Иуда, Но как разбойник исповедаюсь Тебе. Это то же, что в русских дониконовских служебниках: Не повем бо врагом Твоим тайны Твоея, Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, Но яко разбойник исповедаяся вопию Ти 576 . В богослужебных книгах никоновской реформы в этой «золотой» середине сделаны сокращения в ущерб смыслу, который влагал составитель тропаря на основании евангельских сообщений. Фраза «не повем бо врагом Твоим тайны Твоея» заменена краткой «не бо врагом Твоим тайну повем». Какую тайну Христову мог Иуда поведать Его врагам? Ответ может быть один – указать место, где может находиться ночью Христос, чтобы взять Его «хитростью и убить… но только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» ( Мф. 26, 3–5 ; Мк. 14,1–2 ; Лк. 22,1–6 ). Сговор об этом между первосвященниками и Иудой уже был ( Мк. 14,10–11 ; Лк. 22,3–5 ), и Иуда за обещанные ему деньги «обещал и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» ( Лк. 22, 6 ). Время после затянувшейся пасхальной трапезы и беседы Иуда нашел подходящим для выполнения своего страшного замысла. Зная обычай Учителя молиться в ночное время в Гефсиманском саду, предатель неожиданно для всех покидает пасхальную горницу, идет к первосвященникам и приводит их стражу в Гефсиманский сад, куда уже пришел Господь со Своими учениками. Здесь Иуда завершает свое предательство поцелуем. Сказав страже «кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите,осторожно», он подходит к Учителю «и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его» ( Мк. 14,44–46 ). Вот что имел в виду греческий составитель тропаря, когда писал: «Ибо я не скажу врагам Твоим тайны Твоей и не дам Тебе поцелуя, как Иуда».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Модификация происходила, по-видимому, в VI веке и была вызвана развитием гимнографии, которая вытеснила пение псалмов. Содействовало этому и распространение в церковном пении осмогласия, которое впервые становится известным в том же VI веке в Сирии 486 . Немалое значение имело также включение литургии и суточный круг богослужения. По-видимому, последнее обстоятельство и вызвало в канонаре включение в состав служб сочельника литургии. Всем этим можно объяснить начало богослужения «на месте пастырей» на четыре часа раньше указанного в лекционарах. Итак, в VII веке становится известен термин «прокимен» от греческого πρκειμαι – «предлежу», что указывает на место его в богослужении перед тем или иным чтением священных книг. Каким же было назначение аллилуиария? В настоящее время аллилуиарий произносится чтецом Апостола, поэтому аллилуиарии помещены в книге «Апостол». В других богослужебных книгах они также следуют за апостольским чтением. Отсюда возникло представление, будто аллилуиарий идейно связан с апостольским чтением. В литургии аллилуиарий оказался между чтениями Апостола и Евангелия в соответствии с XVII правилом Лаодикийского Собора, согласно которому «не должно в церковных собраниях псалмы совокупляти един к другому, но чрез промежуток по псалме быти чтению». Но, занимая место в литургии между Апостолом и Евангелием и будучи внесенным в книгу «Апостол», он остается идейно связанным с евангельским чтением. Из всех священных книг высочайшим откровением благовестия Христова являются четыре Евангелия. Поэтому уже в IV веке христиане из особого благоговения к Евангелию выслушивали его стоя (об этом в «Постановлениях апостольских» сказано категорически: «Когда читается Евангелие, пресвитеры, диаконы и весь народ да стоят в полной тишине» 487 ). Слово «аллилуиа» по существу представляет вербальное выражение эмоций благодарности, подобно тому как слово «аминь» – вербальное выражение абсолютного согласия. Оба слова были унаследованы христианами из быта благочестивых евреев еще в апостольское время. В Откровении апостола Иоанна Богослова «радость на небе о падении Вавилона» и приветствие «Царя царствующих и Господа господствующих» выражены с употреблением этих вербальных выражений благодарности и общего согласия. «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуиа! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его. И вторично сказали: аллилуиа!.. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуиа!.. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (19,1–2, 3.4. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010