Можно ли поститься в одиночку? – протопресвитер Александр Шмеман Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей 4 марта, 2015 Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей Можно ли поститься частным образом или все же Великий пост – это дело всей Церкви? Протопресвитер Александр Шмеман в сегодняшнем нашем чтении на каждый день поста объясняет, почему мы не можем обойтись без руки помощи. Если мы это поймем и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост. Только тогда мы сможем понять, что все литургические традиции Церкви, весь цикл ее богослужений существует прежде всего для того, чтобы помочь нам вновь увидать и вкусить эту Новую Жизнь , от которой мы легко отходим, изменяя ей, и, покаявшись, вернуться к ней. Как можно любить и желать получить то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вкусили? Одним словом: как мы можем искать Царства, о котором мы не имеем понятия? Церковное богослужение с самого начала и до сих пор есть единственный вход в это Царство, приобщение к Новой Жизни. Церковь открывает нам через свою богослужебную жизнь то, «чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку… что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9). Пасха есть самый Центр этой богослужебной жизни, ее сердце, ее вершина, солнце, проникающее всюду своими лучами. Каждый год открывается дверь в сияние Царства Христова, нам дается предвкушение вечной радости, ожидающей нас, славы и победы, невидимо уже наполняющих всю вселенную: «Смерти нет». Все церковное богослужение построено вокруг Пасхи: поэтому литургический годовой круг, последовательность праздников и постов становится путешествием, паломничеством к Пасхе, к концу , который в то же время есть и начало , концу всего старого, началу новой жизни, постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе.

http://pravmir.ru/mozhno-li-postitsya-v-...

Моисей числится среди того знаменитого списка ветхозаветных святых, которые выставляются ап. Павлом в качестве примеров христианам, и в этот список он занесен вследствие своей веры. «Верою Моисей, пришедши в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой» ( Евр. 11:24 ). «Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского: ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд» (ст. 27). вера Моисея почти никогда не колебалась. Фараон угрожал его жизни ( Исх. 10:28 ); он оказывался припертым к Чермному морю надвигавшимся египетским войском (14:9); народ почти готов был побить его камнями (17:4); амаликитяне делали на него неожиданное нападение и пытались уничтожить его и весь народ его (Втор, 25:17, 18); за грехи народа он осужден был на тридцативосьмилетнее бесцельное странствование в пустыне ( Числ. 14:28–35 ); само родное колено его пыталось ниспровергнуть его власть (16:1–32); даже ближайшие к нему оставляли его (12:1–11); весь народ хотел отдаться другому предводителю (14:4); Сигон заграждал ему вход в Палестину (21:23); Валак выступал против него с могущественными чарами языческого мира (24:1); исполинский Ог выходил для битвы с ним в Едрее (21:33), – и при всех подобных обстоятельствах Моисей оставался твердым и непоколебимым: он возлагал свое упование на Бога и уже не боялся, что может сделать ему человек; он был уверен, что Бог поможет ему, что Он не допустит до разрушения всего его дела, что он защитит его честь и ничто не в состоянии будет противостоять ему. Он всегда был твердь, как бы видя Невидимого; при всяком затруднении он обращался к Нему, просил Его, умолял Его о милосердии и заступлении, а также и прощении. Хотя его вера была поддерживаема чудесным образом, так что он находился в ближайшем общении с Богом, но и при всем том вера его была поистине чудесною и в некоторых отношениях беспримерною. Она постоянно обращала его к Богу, поддерживала его при всяком испытании и разочаровании; в течение 120 лет жизни Моисей, быть может, не более трех или четырех раз показал некоторые признаки колебания, но и эти признаки он покрывал еще большим приливом веры и упования. До последнего издыхания Бог был его главным прибежищем, так что даже Авраам, отец верующих, был не более верующим, чем великий законодатель ветхого завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

На тех, кто собирает церковные пожертвования, лежит громадная ответственность, и они будут отчитываться перед Христом за свое служение. Забота же о содержании храмов лежит на членах Церкви Христовой – Божием народе. Все, совершаемое в храмах, в том числе и сбор пожертвований, должно быть благопристойно. А кто нарушает церковное благочиние, может оказаться отверженным у Господа, как произошло с первосвященниками, фарисеями и служителями Иерусалимского храма, которые забыли о том, кому призваны были служить. 2008 год 66. «Кесарево кесарю, а Божие Богу» В Великий Вторник Иисус Христос снова пришел в Иерусалимский храм. Позавчера совершился Вход Господень в Иерусалим. Многие иудеи с ожиданием смотрели на Иисуса: когда Мессия заявит о Своих политических правах и откроет Свое Царство? Со страхом взирали на Галилейского Учителя еврейские храмовые начальники, законники и фарисеи. Казалось, почва уходит из-под ног, они на глазах теряли свой авторитет в глазах иудейского народа. А вдруг этот Иисус и в самом деле объявит Себя начальником в храме и завладеет всеми его доходами. Сейчас этот народ, ожидавший Мессию, поддержит Его. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах ( Мф.22:15 ), чтобы предать Его начальству и власти правителя ( Лк.20:20 ). Если невозможно самим справиться с этим Галилейским Учителем, то надо на Него натравить народ или римское начальство, чтобы чужими руками устранить Его, а лучше – убить. Члены синедриона специально подослали ко Христу лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове (см. Лк.20:20 ). Они подошли к Спасителю со льстивыми словами: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице ( Мф.22:16 ). Такое предисловие, конечно, расслабило бы любого честолюбивого проповедника, но не таков безгрешный Спаситель, видящий сердца и помышления людские. Вопрос продуман, цель – загнать Галилейского Учителя в угол: Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? ( Мф.22:17 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Неделя пятая Великого поста. Преподобной Марии Египетской. В воскресенье 5-й седмицы празднуется память Марии Египетской, которой составлена одна из самых продолжительных служб годового богослужебного круга. Многочасовое «Мариино стояние», совершаемое за два дня до пятой Недели Великого поста, в своем чинопоследовании содержит пример истинного покаяния для всех грешников, и Церковь снова и снова возвращает к нему своих чад. Практика поста современных приходов в дни 5-й седмицы Великого поста такова: во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла. В субботу 6-й седмицы за богослужением вспоминается воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря. Евангелие от Иоанна говорит о том, что Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими ( Ин. 11; 1, 2 ). Когда Иисус узнал об этом, то пробыл два дня в том же поселении и только после этого пошел в Вифанию. Лазарь к тому времени уже умер и был погребен в специальной пещере, к которой и направился Христос. И когда был отвален камень от пещеры, где лежал умерший, Иисус воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. ( Ин. 11; 43, 44 ). После воскрешения святой Лазарь прожил еще 30 лет, став епископом Китийским (на острове Кипр), где и распространял христианство до своей кончины. Воскрешение Лазаря стало прообразом будущего Воскресения мертвых в момент Страшного Суда. В Лазареву субботу разрешается употребление в пищу рыбной икры. Неделя шестая Великого поста. Вход Господень в Иерусалим. Шестое воскресенье Великого поста – великий двунадесятый праздник, подробные сведения о котором даются в главе, посвященной праздникам. На следующий после Вербного воскресенья день начинается Седмица Христовых Страданий (Страстей), предваряющая Светлое Христово Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Некоторые из них пришли и рассказали начальникам иудейским обо всем, что случилось. Те испугались, стали советоваться между собою, что им делать, и вот что придумали: они дали воинам много денег и уговорили их рассказывать всем, будто они, воины, заснули, стерегши гроб Иисуса Христа, ученики же Христовы в это время тихонько украли из пещеры и унесли с собою тело Его, а чтобы правитель иудейский, Пилат, не прогневался на воинов и не наказал их за то, как они смели заснуть на страже, – начальники иудейские обещались похлопотать об этом. Воины польстились на деньги и стали распускать в народе такую нескладную 44 молву, как были подучены. Между тем, те женщины, ученицы Христовы, которые не успели в пятницу вечером помазать тело Спасителя дорогими мазями, теперь уже припасли их; как только прошел великий день праздника – суббота и настало утро третьего дня после смерти Иисуса Христа, они взяли с собою миро и пошли ко гробу Спасителя. Эти женщины называются у нас, поэтому, мироносицами. По дороге они рассуждали друг с другом, кто отвалит им огромный камень от входа в пещеру? Самим им было бы это не под силу. О том же, что при гробе поставлена стража, они не ведали. Подходя к пещере, они увидели, что камень уже отвален и вход в пещеру открыт: для них открыл ее Ангел Господень. Мироносицы взглянули в самую пещеру и обомлели от страха: там сидел на камне Ангел в белой сияющей одежде. Он сказал им: «Не бойтесь! Вы ищете Иисуса распятого, – Его нет здесь; Он воскрес, как Сам говорил вам об этом прежде; вот место, где Он был положен. Подите, скажите ученикам Его, что Он воскрес и явится им.» Мироносицы, хотя слышали весть весьма радостную, не могли опомниться от великого страха и побежали домой от гроба Господня. Вслед за ними пришла ко гробу Иисуса Христа, особо от других, одна ученица Его, Мария Магдалина, увидела пещеру открытою и подумала, что Иисуса Христа перенесли отсюда куда-нибудь в другое место; она остановилась против пещеры и стала плакать. Потом заглянула в пещеру и увидала в ней двух Ангелов, которые одеты были в белые одежды и сидели на том месте, где был положен Спаситель, – один на месте головы, другой на месте ног Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Некоторые из Селевкидов, как Антиох II, IV и VI, присвоили себе имена θες, θες πιφανς, πιφανς Δινυσος 228 . Об Антиохе Епифане в ( Дан.11:36–37 ) говорится, что он «будет считать себя выше и больше всякого бога, и против Бога богов будет говорить чудовищные речи... На бога отцов своих он не будет обращать внимания... и на других богов, потому что выше всех будет считать себя». Не отличался уважением к святилищам подчинённых народов и Антиох III, действовавший, как говорится о нём в пророчестве Даниила ( Дан.11:16 ), «по своему произволу». Во время пребывания своего в Экбатанах, он ограбил находившийся в этом городе храм, обладавший большими богатствами 229 . Самая смерть этого государя была следствием произведённого им разграбления Юпитерова или Белова храма в Елимаиде 230 . Известно также, что сирияне оказывали божеские почести некоторым из своих древних царей, прославившихся благодеяниями по отношению к своему народу, или победами над врагами. Так, они боготворили Адада и Азаила 231 . Описавши покорение многих могущественных народов войсками непобедимого завоевателя, автор книги Иудифь обращается к своему отечеству. Иудеи, недавно возвратившиеся из плена и восстановившие храм и богослужение, очень испугались, «услышав обо всём, что сделал с народами Олоферн», и решились защищаться против врага религии. «Они послали (призыв к защите) во все пределы Самарии и Конии (Κωνς, Κνα, Κλα, Κελα, Κμας) 232 , и Ветерона (Βαιθωρν) 233 , и Вельмена (Βελμν, Βελμαν, Αβελμαεν, сирск. Abel Mecholo, древне-лат. Abelman) 234 , и Иерихона, и в Хову (Χωβ, Χβα, Κοβλλα) 235 , и Эсору (Αισωρ, σσαρν, Βεθουλ, древне-лат. Belon) 236 , и в равнину Салимскую (αλνα Σαλμ) 237 , заняли все вершины высоких гор, оградили стенами находящиеся на них селения и снабдили их запасами только-что собранного с полей хлеба. «А великий священник Иоаким написал жителям Ветилуи и Ветомесфема, лежащего против Ездрилона, на передней стороне равнины, близкой к Дофаиму, чтобы они заняли восходы в нагорную страну, потому что через них был вход в Иудею, и легко было им воспрепятствовать приходящим, так как тесен был проход даже для двух человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Но Бог Израилев, как Ему свойственно, опять соделался Спасителем их. Притом не один народ согрешил, но и Аарон первосвященник. Об этом свидетельствует Моисей: И на Аарона весьма прогневался Господь, но я молился о нем, продолжает он, и простил ему Бог ( Втор.9: 20 ). Если тогда Моисей предстательством своим за согрешившего первосвященника умилостивил Господа, то неужели Иисус, Единородный Сын Божий, ходатайством за нас не умилостивит Бога? И если согрешившему Аарону не воспретил Бог вступить на первосвященническое достоинство, то неужели заградит Он вход тебе, пришедшему из среды язычников? Покайся же подобным образом и ты, человек, и для тебя не возбранена благодать. В последующее время покажи незазорным образ жизни твоей. Ибо воистину Бог человеколюбив, и никто не возможет достойно изречь Его человеколюбие. И хотя бы все человеческие народы соединились вместе, то и тогда бы даже и отчасти не смогли поведать человеколюбия Божия. Ибо мы из Писания возвещаем только часть некоторую о милосердии Божием к людям, но не знаем еще, сколько явил Он снисхождения и самим Ангелам. Так снисходит Он и им, поскольку един только безгрешен Иисус, очищающий грехи наши. Но о них довольно. 11 . Если же хочешь ты, чтобы и другие представлены были мною примеры, то посмотри на блаженного Давида и возьми его за образец покаяния. Пал сей великий муж тогда, как, вставши от сна послеобеденного, прогуливался на кровле дома своего. Посмотрел неосторожно и подвергся человеческой слабости. Грех соделан, но от этого не истребилось доброе расположение исповедать падение свое. Приходит немедленно пророк Нафан для обличения и уврачевания раны. Разгневался на тебя Господь, говорит он, ибо ты согрешил (см. 2Цар.12 ). Так говорил царю частный человек, но порфироносный царь не огорчился на него. Ибо он смотрел не на того, кто говорил, но на Того, от Кого сей послан был. Его не ослепил сонм воинов, его окружавших. Ибо он представлял в уме своем воинство Господних Ангелов и Невидимого устрашился, как бы видел Его; почему говорит в ответ к пришедшему, а в лице его – к Пославшему: согрешил я пред Господом ( 2Цар.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Но Иоанн уже в это время спешит навстречу Спасителю со своим приветственным хором и заставляет нас прислушиваться к крикам «осанна» ( Ин.12:13 ). Таков здесь наиболее вероятный распорядок евангельских событий. По словам Иоанна, народное движение из Иерусалима началось вследствие того, что народ знал и свидетельствовал о воскрешении Спасителем Лазаря из мертвых ( Ин.12:17 ). Мф.21:7 .  привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. (Ср. Мк.11:7 ; Лк.19:35 ; Ин.12:14 ). Ученики покрыли одеждами обоих животных потому, что не знали, на какое из них сядет Иисус Христос. «Поверх их», т.е. поверх одежд. Одежды были, очевидно, положены вместо седла. Иероним прямо говорит, что это сделано было для того, чтобы Иисусу Христу «было помягче сидеть» (ut Jesus mollius sedeat). Мф.21:8 .  Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; (Ср. Мк.11:8 ; Лк.19:36 ). Лука не говорит о ветвях. Все это торжество было выражением народной радости, вследствие которой народ желал сделать как можно более удобным путь для медленно вступающего в Иерусалим Нового и Великого Царя. Феофилакт замечает: «Что касается прямого, исторического смысла, то подстилание одежд выражает великую честь». Подобный же вход «с славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями» совершил в Иерусалимскую крепость Симон Маккавей ( 1Мак.13:51 ; ср. 4Цар.9:13 ). Но тогда это было торжество победителя ( «ибо сокрушен был великий враг Израиля»), теперь же это было торжество Царя, идущего на великие и страшные страдания, Раба Иеговы, вступающего в Иерусалим для искупления человечества. Он, по словам Златоуста, и прежде часто приходил в Иерусалим, но никогда не входил в него так торжественно. «Конечно, это возможно было сделать и с самого начала, но было бы не нужно и бесполезно». Лука дополняет слово «Грядущий» двух первых евангелистов словом «Царь» ( βασιλες – так по некоторым чтениям). По сравнению с Марком и Лукой, у Матфея речь сокращенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу (ибо та суббота была день великий) просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. Господь предал дух Богу и Отцу, чтобы показать, что души святых не остаются в гробницах, но востекают в руки Отца всех, а души грешных низвлекаются в место мучения, то есть в ад. А те, кои поглощают верблюда, и оцеживают комара (Мф. 23, 24), совершив столь великое злодеяние, выказывают особенную заботливость о дне. Ибо, говорит, " дабы не оставить на кресте тел, просили Пилата " , то есть просили о том, чтобы снять их. Для чего они просят, чтобы перебиты были голени? Для того чтобы, если и останутся живы, были не способны к делу (ибо они были разбойники). Итак, они не хотели являться в день праздника мстителями и убийцами. Иначе: и закон так повелевал, чтобы солнце не заходило во гневе человека (Еф. 4, 26). Смотри, как чрез выдумки иудеев исполняются пророчества. Здесь зараз исполняются два пророчества, как далее говорит евангелист. Хотя не сокрушили голеней Иисуса, однако же в угоду иудеям пронзают Его, и вытекает кровь и вода. И это удивительно. Они думали наругаться и над мертвым телом, но поругание обращается им в чудо. Достойно удивления и то, что из мертвого тела вытекает кровь. Впрочем, иной из недоверчивых скажет, что, вероятно, в теле было еще сколько-нибудь жизненной силы. Но когда и вода вытекла, то чудо непререкаемо. Неспроста это случилось, но потому, что жизнь в Церкви начинается и продолжается посредством сих двух вещей: водою мы рождаемся, а Кровью и Телом питаемся. Итак, когда приступаешь к чаше общения Крови Христовой, так располагай себя, как бы ты пил из самого ребра. Примечай, пожалуй, и то, как посредством прободенного ребра врачуется рана ребра, то есть Евы. Там Адам, уснув, лишился ребра; и здесь Господь, уснув, дает ребро воину. Копье воина есть образ меча, обращающегося и выгоняющего нас из рая (Быт. 3, 24). А как все вертящееся не останавливается в своем движении, доколе не ударится обо что-нибудь, то Господь, показывая, что Он остановит тот меч, мечу воина подставляет Свое ребро, чтобы нам ясно было, что как ребро воина, приразившись ребру, остановилось, так и пламенный меч остановится и не будет уже страшить своим вращением и возбранять вход в рай. - Да постыдятся ариане, которые в таинстве причащения не присоединяют воды к вину. Ибо они, как кажется, не веруют, что из ребра вытекла и вода, что удивительнее, но веруют, что вытекла одна кровь, и тем уменьшают величие чуда. Ибо кровь показывает, что Распятый - человек, а вода, что Он выше человека, именно, - Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

«О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф.24:36 ). «О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк.13:32 ). «Словами «ни ангелы» Христос удерживает учеников Своих, – объясняет святой Иоанн Златоуст , – чтобы они не старались узнать того, чего не знают и сами ангелы, словами же «ни Сын» возбраняет им не только знать, но и спрашивать об этом... Если «все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» ( Ин.1:3 ), то как может быть, чтобы Он не знал этого дня? Тот, Кто сотворил веки, сотворил без сомнения и времена; если же сотворил и времена, то сотворил и день; как же Ему не знать того дня, который Он сотворил..? Что Мне известен этот день, – на это Я представил много доказательств: сказал о расстоянии времени, о всех будущих событиях... и таким образом довел тебя до самого преддверия. Если же Я не отворил тебе дверей, то и это для твоей же пользы». 793 «Господь, дабы уничтожить в апостолах желание узнать о дне и часе Своего пришествия, – пишет блаженный Феофилакт , – сказал: Я не знаю, а знает только один Отец. Знает и Он о дне и часе том, как это ясно из многих других мест; ибо все, что имеет Отец, имеет и Сын: Отец знает тот день, следовательно, знает и Сын. И как не знать Сыну этого дня, когда Он знает, что случится в будущем? Очевидно, что кто ведет к жилищу, тот знает и вход в него. Но полезно для нас, что Господь не открыл нам этого входа; ибо нет пользы нам знать, когда будет кончина, дабы не облениться. Незнание заставляет нас подвизаться в добре. Или можно объяснить так: Он, как Бог, знает, а как человек, не знает времени Своего пришествия. Посему, будучи человеком ради нас, Он и является, как человек, незнающий, ибо людям свойственно не знать будущего». 794 «Умолчал Он о времени суда, – говорит святой Василий Великий , – потому только, что неполезно было людям слышать о сем; ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии в надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии. Да и возможно ли, чтобы Ведавший все, что будет до оного часа (ибо все сие сказал), не знал этого часа? Иначе напрасно и апостол сказал: в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ). 795

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010