Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящым глаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Темже Тебе припадаем и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.  (Кондак) Самарянка Пятое воскресенье после Пасхи посвящено самарянке, с которой Христос беседовал у колодца Иаковлева ( Ин.4 ). Темой дня опять служит «живая вода» и признание Иисуса Христа Мессией. Нам напоминается о новой жизни в Нём, о нашем собственном питии «живой воды», о нашем собственном поклонении Богу «в Духе и Истине». И мы также воочию видим, что спасение даётся всем: иудеям и язычникам, мужчинам и женщинам, святым и грешным. Исцеление слепорождённого В шестое воскресенье рассказывается об исцелении слепорождённого ( Ин.9 ). Иисус помазал его глаза дорожной пылью, смоченной Своей слюною, и велел умыться в купальне Силоам. Исцеление это происходило в субботний день, когда любые действия были строго запрещены. Нарушая ветхозаветные установления, Христос показал, что Он действительно Сам является Господином субботы, равным Богу Отцу, потому что, по иудейскому преданию, только Бог трудится и в субботу, управляя миром. Мы отождествляемся с этим слепым человеком, который пришёл, чтобы прозреть и уверовать в Иисуса Христа, Сына Божьего. И Господь Своими божественными руками помазует наши глаза и омывает их в водах крещения. Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме свет пресветлый . (Кондак) Вознесение Господне После Своего воскресения Господь не пребывал с учениками, но являлся им в разное время и в разных местах, открывая Себя, в совершенно живом, воскресшем и прославленном Теле ...которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. ( Деян.1:3 ) Следует отметить, что срок в сорок дней встречается в Библии много раз и обозначает полный и достаточный временной период ( Быт.7:17 ; Исх.16:35, 24:18 ; Суд.3:11 ; 1Цар. 17:16 ; 3Цар. 19:8 ; Ион.3:4 ; Мф.4:2 ). Итак, на сороковой день после Пасхи Иисус Христос «вознёсся на небо», окончательно завершив Своё служение как Спасителя-Мессии, и вернулся к Отцу ...и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. ( Лк.24:50–52 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Празднуя Вознесение Христово из этого мира, мы знаем, что оно произошло ради нас и для всех людей. Господь уходит, дабы быть прославленным с Богом Отцом, и прославить нас вместе с Ним. Он уходит, чтобы «приготовить место» для нас, чтобы привести нас в совершенное пребывание с Богом. Он уходит, чтобы открыть путь плоти в «святилище и скинию истинную, которую воздвиг Господь, а не человек» (см. Евр.8:2 ), чтобы послать нам Святого Духа для свидетельствования о Нём во всём мире через подвиги и силу Своих учеников. Антифонами праздничной Литургии служат стихи из 46-го, 47-го и 48-го псалмов. Тропарь праздника, который поётся во время малого входа, также является и запричастным стихом: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником (т. е. ученикам), обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира . (Тропарь) Еже о нас исполнив смотрение (т. е. совершив наше спасение), и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы . (Кондак) Сошествие Святого Духа (Пятидесятница) Праздник Пятидесятницы отмечается через 50 дней после Пасхи. Мы уже говорили, что в Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из Египетского рабства, а Пятидесятница была памятью о даровании Богом Моисею Закона – десяти заповедей на Синайской горе; и как в Новом Завете Пасха стала празднованием смерти и воскресения Христовых, «исхода» людей из грешного мира в Царство Божие, так и праздник Пятидесятницы стал дарованием «нового Закона», сошествием Святого Духа на учеников Христовых. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого… ( Деян.2:1–4 ) Апостолы получили силу «свыше» и начали проповедывать и свидетельствовать об Иисусе как воскресшем Христе, Царе и Господе. Этот момент обычно называют рождением Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

«Приветствуйте друг друга святым целованием». От этих и некоторых других подобных фрагментов в церкви произошел обычай, что после молитв братья приветствуют (suscipiant) друг друга поцелуем» 1410 Вот что мы видим у Юстина и (с дополнением обряда умовения рук) в Климентовой литургии: моления, мир, перенесение даров, анафора. 1411 Но в книге II «Апостольских постановлений», в нескольких других ранних источниках и в каждой современной восточной литургии чин мира следует за перенесением даров и обрядами accessus. 1412 Мы уже объяснили в главе I возможные причины для такого несоответствия. Мы утверждали, что ранние документы показывают мир и перенесение даров в качестве исконных составляющих преданафоральных чинов. Последующие дополнения к ритуалу (умовение рук, молитва приближения к престолу, Символ веры и т. д.) были вставлены прежде, после, или между двумя элементами изначальной страты. Мир присоединили к ближайшей анафоре из-за интерпретации этого чина почти всеми комментаторами, как приуготовления к предложению на престоле согласно тексту Мф. 5, 2324: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». 1413 Святоотеческие толкования лобзания мира созвучны древнейшему христианскому преданию, как можно заметить из следующего фрагмента «Дидахе» (14, 2): Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами [чтобы благодарить], пока не примирится, чтобы не осквернилась жертва ваша.. 1414 В византийской евхологической традиции и всех константинопольских источниках, предшествующих древнейшему евхологию и содержащим мир, он находится там, где и ныне, а именно непосредственно перед анафорой, и нет оснований думать, что он некогда было иначе. 1415 Правда Иоанн Златоуст в константинопольских проповедях не упоминает перенесения даров, таким образом, мы не можем сказать, где оно находилось тогда: до или после лобзания мира. 1416

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Приложение I-oe. Праздники переходящие Вход Господень в Иерусалим См. в 1-й части неделю Ваий, 6-ю великого поста. Страстная седмица. Великий четверг, пятница и суббота 1. Тайная вечеря За два дня до праздника Пасхи (в среду), старейшины еврейского народа и книжники собрались в доме первосвященника Каиафы и в совете своем положили взять Иисуса Христа хитростью и убить, только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Неожиданно в собрание их явился один из двенадцати апостолов, по имени Иуда Искариотский, и сказал: «что вы дадите мне? И я вам предам Его». Они предложили ему тридцать сребреников – цену обыкновенного раба. Иуда согласился, и с этого времени стал искать удобного случая, чтобы предать Господа Иисуса Христа врагам Его. Утром в четверток Господь повелел апостолам Петру и Иоанну приготовить все нужное для празднования Пасхи, а на вопрос их: «где приготовить?» сказал: «вот, при входе вашем в город, встретится вам человек, несущий кувшин воды, последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель повелел сказать: время Мое близко; где горница, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет горницу, большую, устланную: там приготовьте». Они сделали, как повелел им Иисус, и приготовили Пасху. При наступлении вечера, Господь Иисус Христос пришел в приготовленную горницу и возлег за стол вместе с двенадцатью Своими учениками. Господь всегда любил Своих учеников, но в эти последние часы чувства любви к ним возросли до высшей степени и выразились самым трогательным образом. Господь встал с Своего места, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги учеников и отирать полотенцем, которым был препоясан. Все безмолвно повиновались, но когда очередь дошла до Петра, то он воспротивился. «Господи, Тебе ли (Мессии, Владыке живых и мертвых) умывать мои ноги!» Господь сказал ему: «что делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после». Петр воскликнул: «не умыть Тебе ног моих вовек» (т. е. никогда)! Господь ответил: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною». – «Господи, – воскликнул Петр, – не только ноги мои, но и руки и голову!» Но Господь сказал: «омытому нужно умыть только ноги, потому что чист весь, – и вы чисты, – прибавил Он, обращаясь к другим ученикам, но не все» (первое вразумление иуде). Совершив умовение ног, Господь сказал: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (т. е. служить друг другу со смирением и любовью); ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я делал вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

протоиерей Лев Липеровский Скачать epub pdf ВОСКРЕШЕНИЕ СЫНА ВДОВЫ НАИНСКОЙ ( Лк. 7:11–18 ) «После сего, – говорит евангелист, (т. е. после исцеления слуги сотника),– «Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа...» Город Наин лежал в Галилее, на северном склоне предгорья Малого Ермона, в довольно пустынной, скалистой и неуютной части хребта. В настоящее время здесь находится очень бедная, пришедшая в упадок Наинская деревня. Вход в нее возможен с одной только стороны, открытой на покатость дикого холма, спускающегося к долине. Иссеченные вдоль холма в камне гробницы могут быть современными Христу, и вероятно, в одну из этих гробниц и несли тело умершего сына вдовы Наинской. Христос, окруженный народом, подымался по узким тропинкам, вьющимся среди больших и малых камней и расселин, ведущих к Наину... «Когда же Он приблизился к городским воротам, – говорит евангелист, – «тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города». И далее, евангелист кратко и точно передает, как произошло воскрешение юноши. Эта картина как бы сейчас перед нами. Две большие группы людей встретились и смешались у ворот Наина, вероятно, стараясь пропустить друг друга. Мать, шедшая за носилками, оказалась возле Христа; она горько плакала и едва ли могла хорошо разглядеть, Кто встретился с ней. " Увидев ее, – говорит евангелист, – Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!...» После этих властных слов Христовых, объятая страхом, теснившаяся возле носилок толпа, увидела, как... «мертвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус», – добавляет св. Лука, – матери его». Придя в себя, все свидетели чуда, поняв, что произошло, пришли в великое воодушевление и «славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Такое мнение о Иисусе Христе, как о великом Пророке, посланнике Божием, «распространилось, – говорит евангелист, – по всей Иудее и по всей окрестности».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Вход Господень в Иерусалим Приближались дни крестных страданий Иисуса, а окружавшие Его друзья ждали славы, власти, богатств, надеялись на порабощение Христом всего человечества. Вот сейчас, — думали они, — Он объявит себя земным царем и никто не сможет противиться Ему. Перед Своими страданиями Господь повелевает ученикам привести осленка. На него еще никто не садился. Иисус воссел на спину животного, покрытую одеждами учеников, И шествие двинулось к Иерусалиму ( Лк.19:29-35 ). Христа сопровождали ученики и внимающий Ему народ. Процессия приблизилась к перевалу; дорога достигла самого высокого места, и на горизонте открылся вид на великий город. - Иерусалим, Иерусалим, «…о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! — воскликнул Иисус. — Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, …и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего», — обливаясь слезами, говорил Он ( Лк.19:42-44 ). И действительно, в 70м году по Рождеству Христову, когда еще были живы распинатели Спасителя, евреи восстали против римского владычества. Римские полководцы, отец и сын Тит и Веспассиан, окружили столицу. Люди остались без воды и пищи. Историк Иосиф Флавий повествует, что были съедены все собаки, коты, крысы и мыши. Матери поедали детей своих. И когда полностью изнуренная осадой столица была захвачена римлянами, около миллиона евреев, собравшихся из окрестностей, было убито. Оставшихся в живых превратили в рабов и продавали по цене тридцать юношей за один сребреник, тогда как Искупитель рода человеческого был продан за тридцать сребреников. Завоеватели разрушили храм и весь город. В знак проклятия они прошли по Иерусалиму сохой. Город был переименован на Еллеа Капитолина. Оставшимся в живых под страхом смерти запрещалось входить в него. Только на Пасху за большие деньги их пропускали к сохранившейся стене храма, где разрешалось рыдать об утраченной святыне и свободе.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма? 8 мин., 30.11.2019 Евангельский рассказ о том, как Христос изгнал торговцев из Иерусалимского храма, одни люди используют для обоснования тезиса, что верующий человек вправе силой расправиться с теми, кто задевает его религиозные чувства. А другие считают, что этот эпизод про то, что в храмах не должно быть церковных лавок. При этом часто упускаются из виду важные детали, касающиеся ситуации, описанной в Евангелии. Попробуем разобраться, что же в действительности произошло тогда в Иерусалиме. Наиболее подробно эпизод с изгнанием торгующих из храма описывает апостол Иоанн. Вот как звучит его рассказ: Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дóма Отца Моего не делайте домом торговли (Ин 2:13–16). В каком храме всё это произошло? Речь в этом эпизоде идет вовсе не о таком сооружении, которое мы обычно представляем себе сегодня, слыша слово «храм» или «церковь». По сути, Иерусалимский храм был городом в городе — со множеством построек и внутренними дворами. Это было грандиозное сооружение, одно из чудес света, ставшее особенно великолепным после того, как его перестроил и многократно расширил иудейский царь Ирод Великий (эти работы более или менее завершились как раз к моменту Рождества Иисуса Христа). Реконструкции подверглось не только само здание храма, которое было увеличено и обложено белым камнем, золотом и серебром; изменилось и пространство вокруг него. Вокруг храма возвели высокие стены, внутри которых располагались служебные помещения; с внутренней стороны к ним пристроили галереи, в которых продавалась богослужебная утварь. Вход на Храмовую гору в древнем Иерусалиме А снаружи, за южной стеной, располагался так называемый двор — огромная вымощенная камнем площадь с фонтанами. Сюда — в отличие от территории за стенами и, уж конечно, от самого храмового здания — был открыт доступ всем желающим, даже язычникам. Так этот двор со временем и стали именовать — «двор язычников».

http://foma.ru/kogo-i-pochemu-na-samom-d...

Само действие «отпуста» людей из храма является не менее литургическим и таинственным, чем первоначальное действие их собрания. Это – конечный итог всего движения Литургии. В отпусте народ призывается нести в мир свидетельство о Царстве Божием. Они видели Свет истинный, приняли Духа Небесного, обрели веру истинную в Литургии Церкви, причастились божественным святым, бессмертным и животворящим Христовым Тайнам, и поэтому они теперь обрели способность нести в мир такое же свидетельство и такую же весть, какую несли апостолы и все настоящие христиане всех веков. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. ( 1Ин.1:1–4 ) Глава пятая. Годовой круг Богослужения Церковный год Хотя в православном Церковном календаре началом года считается 1-е сентября, действительное начало годового богослужебного круга – праздник Воскресения Христова. Всё православное литургическое благочестие связано с Пасхой и вытекает из неё. Даже «неподвижные» (отмечаемые в определённые календарные даты) праздники Церкви, такие как Рождество и Богоявление, берут свою литургическую форму и вдохновение от праздника Пасхи. Сам пасхальный богослужебный круг начинается с Великого Поста (длящегося 7 недель) и завершается великим днём Воскресения Христова. За Пасхой следует Пятидесятидневный праздничный период, кончающийся Пятидесятницей. И все остальные недели Церковного года начинают отсчитываться от неё («1-е воскресенье по Пятидесятнице», «2-е воскресенье…» и т. д.). В Церкви есть две богослужебных книги для пасхального круга: «Постная Триодь» и «Цветная Триодь». Они получили своё название от трёх од (песней), из которых состоят каноны этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Слава: О, как преступное сборище/Царя всего творения осудило на смерть,/не устыдившись благодеяний,/напоминая о которых, Он им в предостережение возглашал:/«Народ Мой, что сделал Я вам?/Не наполнил ли Я чудесами Иудею?/Не воскресил ли мертвых одним словом?/Не исцелил ли всякую немощь и болезнь?/Чем же вы воздаете Мне?/Для чего вы не помните Меня,/за исцеления нанеся Мне раны,/за жизнь умерщвляя,/вешая на Древе Благодетеля, как злодея,/Законодателя как преступника,/Царя всего, как осужденного?»/Долготерпеливый Господи, слава Тебе! И ныне: Страшное и необычайное таинство/в сей день пред нашими глазами совершается:/Неосязаемый удерживается,/связывается Освобождающий Адама от проклятия;/Испытывающий сердца и внутренности неправедно допрашивается;/в темницу заключается Замкнувший бездну;/стоит перед Пилатом/Тот, Кому с трепетом предстоят Силы Небесные;/рукою создания ударяется Создатель;/на Древо осуждается Судия живых и мертвых;/гробу предается Разрушитель ада./Все переносящий по состраданию/и всех спасший от проклятия,/беззлобный Господи, слава Тебе! Вход с Евангелием. Свет отрадный святой славы: Прокимен, глас 4 Разделили одежды мои себе/и об одеянии моём бросали жребий. Стих: Боже, Боже мой, внемли мне, для чего Ты оставил меня? Пс 21:19, 2а 1. Исхода чтение Говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как если бы кто говорил со своим другом; и он удалялся в стан; служитель же его, Иисус, сын Навин, юноша, не отходил от скинии. И сказал Моисей Господу: «Вот, Ты мне говоришь: Выведи этот народ; а не открыл Ты мне, кого пошлешь со мною; но Ты мне сказал: Я знаю тебя ближе всех, и ты имеешь благоволение у Меня. Итак, если я обрел благоволение пред Тобою, покажи мне Себя Самого, дабы я воочию увидел Тебя, чтобы мог я обрести благоволение в очах Твоих; и чтобы я познал, что Твои люди – этот великий народ». И говорит: «Я Сам пойду пред тобою и упокою тебя». И сказал Ему: «Если Ты Сам не пойдешь с нами, то и не выводи меня отсюда. И как будет известно поистине, что обрели благоволение у Тебя и я, и народ Твой, если не по тому, что Ты пойдешь с нами? И будем тогда прославлены и я, и народ Твой более всех племен, сколько их есть на земле». Сказал же Господь Моисею: «И это слово, которое сказал ты, исполню тебе, ибо обрел ты благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя ближе всех». И говорит Моисей: «Покажи мне славу Свою». И сказал: «Я пройду пред тобою во славе Моей и назову имя «Господь» пред тобою; и кого буду миловать – помилую, и кого буду жалеть – пожалею!» И сказал: «Не сможешь ты увидеть лица Моего: ведь не может человек увидеть лицо Мое и жить». И сказал Господь: «Вот место у Меня, и стань здесь на скале; когда же будет проходить слава Моя, Я и помещу тебя в отверстии скалы, и покрою рукою Моей над тобою, доколе не пройду; и сниму руку Мою, и тогда ты увидишь то, что сзади у Меня, а лицо Моё не будет видимо тебе».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Станем добре, станем со страхом: вонмем, святое возношение в мире приносити. Народ отвечает: Милость мира, жертву хваления. «Святое возношение» – это Сам Христос, Сын Божий, сделавшийся Сыном Человеческим, чтобы отдать Себя Отцу. Именно Он – та совершенная жертва за мир, которая приносит милость Божью. И Он же – единственная достойная «жертва хваления», которую люди могут принести Богу. Потому что даже будучи безгрешными, мы не могли бы достойно благодарить и прославлять Творца. Только Сам Сын Божий, принадлежа роду человеческому, делает нас достойными святости и благодати Божьей. Итак, во Христе – всё исполнено и всё свершено. Он – приношение за мир, примирение и прощение. Он – жертва моления, благодарения и хвалы. В Нём прощаются все человеческие грехи и беззакония. В нём исполняются все положительные устремления человека. В Нём и только в Нём находятся все пути человека к Богу и все пути Бога к человеку, соединяемые в одно Святое Причастие. Через Него одного люди имеют «доступ к Отцу в одном Духе» ( Еф.2:18 ). Теперь священник обращается к людям с троическим благословением св. ап. Павла ( 2Кор.13:14 ): Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы  (т. е. любовь) Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Народ отвечает: И со духом твоим. Евхаристический диалог продолжается: – Гор е   имеем сердца  (т. е. возвысим сердца)! – Имамы ко Господу  (т. е. мы устремили их к Господу). – Благодарим Господа! – Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущей и нераздельней. Как мы возносим евхаристические Дары, так же возносим и свои сердца. На библейском языке «сердце» человека означает всю его жизнь. Таким образом, по словам ап. Павла, весь человек возносится туда, где теперь восседает Христос: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь, ваша сокрыта со Христом в Боге. ( Кол.3:1–3 ) Устремить себя к Господу можно лишь через благодарение («евхаристия» – «благодарение»). Сам первоначальный грех человека – источник всех его несчастий, растления и, в конечном итоге, смерти – есть не что иное, как отказ принести благодарение Богу. Молитва евхаристического канона продолжается:

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010