Она отожествляет его с первобытным и примитивным «анимизмом» и, главное, скрывает, что настоящее христианское вдохновенье – не в примирении со смертью, а в борьбе с ней и победе над ней. Вербное воскресенье Великий Пост завершается в Церкви двумя лучезарными, праздничными днями, лучше сказать – неким двуединым, двухдневным праздником. Это Лазарева суббота – день, когда вспоминаем мы воскрешение Христом его умершего друга Лазаря, и – Вербное воскресенье, когда мы празднуем торжественный вход в Иерусалим, совершенный Христом за шесть дней до предания его на страдания и крестную смерть. Словно прежде, чем вступить в печаль и тьму этих страстных дней, прежде чем еще раз стать свидетелями страданий Христовых, являет нам Церковь подлинный смысл вольной Христовой жертвы, спасительной Его смерти. Христос был далек от Иерусалима, когда умер Лазарь, и только спустя четыре дня пришел Он в Вифанию и встретился с сестрами Лазаря Марфой и Марией и с плачущими и скорбящими его друзьями. И вот в Евангелии от Иоанна подробно рассказывается об этой встрече ( Ин.11 ). Сначала разговор с Марфой и Марией. Обе говорят Христу: Господи! Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой ( Ин.11:21, 32 ). И Христос отвечает: Воскреснет брат твой! ( Ин.11:23 ). И все же, несмотря на этот ответ, когда увидел Он сестер плачущих и пришедших с ними плачущих иудеев, Он Сам,– пишет евангелист Иоанн,– восскорбел духом и возмутился ( Ин.11:33 ). И вот подходит Он к могиле и Сам плачет, и окружающие говорят: смотри, как Он любил его ( Ин.11:36 ). Христос приказывает снять камень, лежавший на гробнице. И когда сняли камень, Он, по словам евангелиста, воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон... И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами ( Ин.11:43–44 ). В чем смысл этого события, которое так светло, так радостно, так победно празднует Церковь в Лазареву субботу? Как совместить печаль, слезы Христа и эту силу воскресить мертвого? Всем своим празднованием Церковь отвечает на этот вопрос: Христос плачет потому, что в этой смерти своего друга Он созерцает торжество смерти в мире, смерти, которой Бог не сотворил, но которая воцарилась и царствует в мире, отравляя жизнь, претворяя всю ее в бессмысленное чередование дней, неумолимо стремящихся к пропасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Описание иконы Распятие Господа Иисуса Христа Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Распятие Господа Иисуса Христа Эта страничка относится к разделу   Икона Господа Распятие Господа Иисуса Христа РАСПЯТИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти, и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату: Правитель сказал какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят: Тогда: Иисуса, бив, предал на распятие: И придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью, и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий, и, сидя стерегли Его там: От шестого же часа тьма была по всей земли до часа девятого, а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахфани? То есть Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?.. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить: Иисус же, опять возопил громким голосом, испустил дух. Страстная Седмица. Великая Пятница (Великий Пяток) В этот день литургия в храме не служится, а читаются Царские часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в момент смерти Господа на Кресте. Священнослужители выносят из алтаря на середину храма Плащаницу, то есть изображение Христа, лежащего во гробе. Она полагается на особое приготовленном месте, как бы на гробнице. Священнослужители и молящиеся поклоняются перед Плащаницей, прося прощения у Господа за собственные грехи. В песнопениях говорится обо всем, что происходило в Гефсиманском саду, на Голгофе. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Господа Распятие Господа Иисуса Христа " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-834

По исполнении молитвы, молятся вместехерувимскою песнью, трижды поклоняясь во время произношения её; потом, пятидесятый также псалом, тихо. И, поклоняясь трижды, отходят к предложению, в предшествии диакона с ладаном; и (диакон), окадив святые (дары), молясь про себя: " Боже! будь милостив ко мне грешнику! " (Лук. 18:13), говорит священнику: " Подними, владыка " . Священник, подняв воздух, полагает (его) на левое плечо диакона, говоря: " Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю " (Пс. 133:2,3), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков " . Диакон: " Истинно " . Потом диакон со вниманием берёт на свою голову святой дискос, держа в своей правой руке, одним перстом, кадильницу, а священник поднимает только святую чашу. И, проходя чрез храм, оба молятся за всех, говоря: " Пусть вспомнит всех нас Господь Бог в Своём царстве, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков " . Хор: " Истинно " , И часто это говорят, пока исполнится великий вход. Входя всвятой алтарь, говорят про себя: " Благословен грядущий во имя Господне " (Ин. 12:13). Потом диакон опять, наклонив голову к священнику, говорит: " Вспомни, владыка святой, меня, грешника " . И священник: " Пусть вспомнит тебя Господь Бог в Своём царстве, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно " . Потом и сам поставляет святую чашу на священном престоле, приговаривая также такой тропарь: " Прекрасный Иосиф, сняв с креста Твое чистое тело, положил в новом гробе, завернув в чистое полотно и покрыв благовониями " . Потом священник снимает покровы с святого дискоса и святой чаши; взяв воздух с плеча диакона и окадив его, покрывает им святые (дары). Потом диакон трижды окаждает святые (дары), говоря так: " Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион " (Пс. 50:20). Потом трижды поклоняются пред святым престолом, молясь: " Боже! будь милостив ко мне грешнику! " . И священник стоит, а диакон, наклонив шею, говорит священнику: " Помолись, владыка, за меня " . Священник говорит: " Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя " (Лук. 1:35). Диакон: " Тот же самый Святой Дух будет служить вместе с вами и нами , постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно. Вспомни, владыка святой, меня " . Священник говорит: " Пусть вспомнит тебя Господь Бог вСвоем царстве, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков " . Диакон: " Истинно, истинно, истинно " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1650...

Подпишитесь на наш Телеграм Великий понедельник — начало пути в Иерусалим, пути на Страсти . Что чувствовал Христос в этот день? Сегодняшний день — день величайшей душевной муки. Ох как тяжела, наверное, была Христу ночь на понедельник, проведенная в Вифании. Это крошечное поселение, и уж, наверное, Иисус ночевал в доме друзей, у счастливых Марфы, Марии, Лазаря. Где-где, а в этом доме в ту ночь точно радовались от души, наверняка там толпилась целая куча народу, заходили, выходили, глядели на воскресшего Лазаря, прицокивали языком, воздевали руки, восклицали, таращились на Равви. Смех, разговоры, поздравления, музыка, шум, шум, шум… Наверное, Ему хотелось тишины, покоя, отдыха перед мукой — но Он пошел в дом друзей, чтобы провести последние часы рядом с ними, не лишать их радости побыть с Ним. Наверное, сестры приготовили угощение, какое смогли, предлагали и Ему, и ученикам — но мог ли Он есть? Смог ли Он есть в доме друзей с утра? Наверное, нет. От Вифании до Иерусалима совсем недалеко, но выйдя утром в Город (пешком, пешком, вчерашний царский вход уже почти забыт), Иисус по пути взалкал. И немного надо-то было, чтобы зажевать голод — пары смокв бы хватило, но именно их-то и не нашлось на пышно зеленеющей смоковнице. И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Мф 21:19 Кстати, а почему она засохла? Ведь Иисус не сказал ей: умри. Сказал: да не будет плода вовек. Вполне могла и дальше зеленеть бесплодно, почему бы и нет, пожалуйста. Но смоковница засыхает, так тяжко разочарование Христа, невыносимо даже для дерева, не то что для человеческой души. Может быть, с этим и связано будущее удивление Петра — смотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Подумаешь, что он, чудес не видел? Лазаря на его глазах только что воскресили, похлеще же будет. Наверное, он бы не изумился, если бы Иисус сказал: засохни, и та бы засохла. Но здесь иное.

http://blog.predanie.ru/article/den-veli...

Поскольку обольщенная Ева первой преступила заповедь и отведала плод, а затем дала его Адаму, который также ел от него, и так как не захотели они покаяться и припасть к Владыке, то были изгнаны оттуда и осуждены на жизнь в этом мире. Смотри же, какова неизреченная благость Божьего Промышления о человеке. Поскольку однажды человек грехом был низведен к тлению, чтобы не стать ему бессмертным, после преждевременного вкушения от древа жизни, ведь в таком случае он станет и нетленным, и бессмертным, сделав бессмертным само зло , Бог поставил пламенный меч охранять вход к древу жизни. 4. О потопе и что прообразовывали находившиеся в ковчеге; об Аврааме и части по избранию , и что это за часть. Об Израиле и обрезании Итак, познав друг друга , они родили сыновей и дочерей, и назвал Адам Еву, жену свою, Жизнью, ибо она была матерью всех живущих . Но когда умножилось число людей , и впали они в пучину зла и во многое множество грехов, Бог, желая омыть мир водой и стереть человека с лица земли, не оставил там части, но спас Ноя с сыновьями его и дочерями его в ковчеге. Ковчег же был прообразом Богородицы, а Ной – Христа; а люди, бывшие с Ноем, – начаток части иудеев, которые уверуют во Христа, а звери, весь скот и птицы, и пресмыкающиеся были образом язычников. И, соответственно, как после потопа ковчег вмещал в себе Ноя, так Богородица Мария – воплощенного Бога и человека; но ковчег спас лишь Ноя и бывших с ним , Христос же уберег и ковчег, и всю вселенную от затопления грехом, от рабства Закона, от погибели. После потопа люди, впав в неведение Бога и ожесточившись, из-за того, что имели одни уста, то есть один язык и одну речь, начали возводить башню и стремились взойти на небеса, возомнив себя равными Богу. Бог, желая смешать их языки и так разделить их, и рассеять их по лицу земли, ибо они, возникнув из ребра Адамова, благодаря одному языку были членами одного тела, вновь взял от них Свою часть, то есть ребро, а остальное тело рассеял, разделив на многие части, и назвал их, совсем не знающих Бога, язычниками. А эту часть Он назвал «Израилем», то есть «Зрящим Бога». Ею был Авраам, в котором было сохранено семя веры и боговедения, сошедшее свыше, которому явился сказавшей: «Пойди из земли твоей, от родства твоего… в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ» ,которому и дал Он обрезание как некое знамение и печать, ему же и поклялся умножить семя подобно звездам небесным и песку берега морского. После этого снова явился ему Бог и сказал: «Познай разумом, что семя твое пришельцем будет в земле чужой» , – предвещая ему переселение в Египет Иосифа с отцом его Иаковом и братьями его. Там от них и умножилась эта часть и стала великим народом, который Бог чрез Моисея вывел оттуда, прежде предложив им вкусить прообраз истинного Агнца. И после того, как Он разделил море и провел их , и привел в пустыню, где сорок лет кормил их , они стали «частью Господа, народом Его Иаковом, Израилем, наследственным уделом Его» .

http://bogoslov.ru/article/4791059

После сих слов Лазарь стал подниматься из земли (ср. Иез. 37: 1–10 ). Умершие же, каждый, подходя, целовал Лазаря, ибо он торопился уйти, и сообщали они ему, как некоему вестнику, свои беды. И первым говорил Авель: «Скажи Избавителю: что пользы для меня говорить после смерти, ведь не спали оковы тления?» И Ной, сетуя, упрекал: «Для чего Ты вверил мне столь великий и пространный ковчег (см. Быт. 6: 14–15 )? Ныне удерживает меня жилище тесное и темное, нечистое и мрачное, имеющее в размерах столько локтей, сколько имеет гроб». Авраам таким же образом негодовал, говоря: «Я принес Создателю единородного сына (см. Быт. 22: 9–12 ), и он с негодованием взирает на меня, столько времени связанного в этих скорбных узах». Исаак возмущался: «Хотя я и соделался прообразом бессмертной Жертвы, тем не менее переношу горечь уз смерти». Иаков сетовал, что хотя он смог бороться с Богом (см. Быт. 32: 24–30 ), не смог бороться против злосчастной смерти. Иосиф, негодуя, пытался сокрушить узы, надеясь на святость и непорочность, побуждаемый сновидениями (см. Быт. 37: 5–7, 9 ), но, не имея сил против смерти, стал сильно стонать, не получив облегчения. Моисей же восклицал: «Почему я, законодатель (см. Втор. 33: 4 ), сижу здесь как пленник?! Почему удерживаюсь вместе с фараоном, которого я вверг в море (см. Исх. 14: 27–28 )? Почему с этим египетским войском, которое я напоил в хищной пучине волн (см. Исх. 15: 4–5 ), я разделяю эту горькую чашу тления и смрад гноя?» Давид, взяв лиру, говорил Лазарю: «Скажи Рожденному от Девы: если Ты не спешишь, то поспешаем мы, понуждаемые ужасами. Если Ты медлишь, то мы поспешаем к Тебе. Если Ты Сам не сходишь, тогда мы поспешно взойдем к Тебе. Хочу сыграть на кифаре живым; довольно уже времени я играю мертвым. Хочу объяснить живущим на земле таинства кифары и сказать, каким образом небеса проповедуют славу Божию, как о делах рук Его возвещает твердь, что значит день дню передает речь, какая ночь открывает ночи знание, что значит нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их, отчего по всей земле прошел звук их, и до пределов вселенной слова их, что значит в солнце поставил Он жилище Свое, Кто это как жених выходит из чертога Своего и возрадуется, как исполин, пробежать поприще, как от края небес исход Его, и шествие Его до края их ( Пс. 18: 2–7 по LXX).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

После того, как Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу Отцу, Иосиф, богатый человек из города Аримафеи, член синедриона, пошел к Пилату и испросил у него позволение похоронить Его в саду своем, находившемся близ Голгофы. Иосиф был до сих пор тайным учеником Спасителя и не принимал участия в Его осуждении. Получив дозволение Пилата, он принес чистое полотно (плащаницу), а другой знаменитый член синедриона, Никодим, который приходил к Нему ночью и также был тайным Его учеником, принес в изобилии благовонных мастей, смирны и алоя. Они с благоговением сняли тело Иисуса Христа со креста, помазали его мастями, обвили плащаницею и с погребальным пением отнесли в пещеру Иосифа и вход в неё загородили большим камнем. Пещера эта была изсечена из цельной скалы, и никто еще не был в ней погребен. При обряде погребения были Мария Магдалина, Мария Иосиева и некоторые другие благочестивые женщины. По окончании погребения, они в невыразимой горести сидели против камня, скрывшего тело Господне. Но та же любовь к Спасителю, которая источала из глаз их горькие слезы, и ободрила их. Видя, с какими почестями Иосиф и Никодим погребали Спасителя, они и со своей стороны захотели выразить Ему усердие и помазать тело Его миром драгоценным. Они поспешили в город, чтобы приготовить миро, но уже настал вечер, с которого начиналась пасхальная суббота, и они должны были отложить свое намерение до дня, следующего после этого праздника. Первосвященники, однако же, и в пасхальную субботу не знали покоя. Рано утром они пришли к Пилату и сказали ему: «господин, мы вспомнили, что этот обманщик говорил: после трех дней воскресну. Итак, прикажи охранять Его гроб до третьего дня, чтобы ученики Его ночью не украли и не сказали народу: Он воскрес из мертвых. Тогда этот последний обман будет хуже первого». Пилат сказал им: «вы имеете стражу, пойдите, охраняйте, как знаете». Они пошли, поставили у гроба стражу и приложили к камню свою печать. Таким образом, хотя первосвященники старались очернить даже память умершего Господа, сделали то, что гроб Его, как по истине царский, был охраняем воинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Последняя фраза, за которой следует молитва «Помяни мя, Господи», в современной редакции читается так: «Но яко разбойник исповедаю Тя». Глагол «исповедать» в церковнославянском языке имеет широкое значение: 1) «Исповедаю едино крещение во оставление грехов» (10-й член Символа веры ); 2) «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя» ( Пс. 9,1 ); 3) Исповедь – самая полная откровенность, искреннее сокрушение о содеянных прегрешениях с решимостью исправиться и надежда на Иисуса Христа» 577 . Читатель может сказать, что в данном случае подходит третье из перечисленных значений. Это верно. Но почему в конце греческой фразы стоит не «исповедаю Тя», а «исповедаюся Тебе» ( ομολογ Σου)? В дониконовском тексте это исповедание усилено еще глаголом «вопити» – «исповедаяся вопию Ти». Согласно евангелисту Марку, Распятого Христа злословили не только случайные прохожие, но и первосвященники с книжниками, и даже «распятые с Ним поносили Его» (15,29–32). Подтверждает это и евангелист Матфей: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (27, 44). Евангелист Лука не говорит о том, что оба разбойника поносили Христа. Он сосредоточивает внимание на том моменте, когда один из поносивших прекратил злословие и стал унимать другого злословящего: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (23, 40–41). У этого разбойника была искра веры в Бога, и видя, что всеми Поносимый молится за поносивших, он в последние часы своей жизни духовно перерождается. Словами молитвы «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» он исповедался Христу в своем грехе злословия. Это подтверждается и ответом Христа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» [стих 43]. Слова «исповедаю Тя» не раскрывают того глубокого значения, которое вытекает из слов «исповедаюся Ти» и еще сильнее – из фразы «исповедаяся вопию Ти», где глагол «исповедаться», данный в причастии настоящего времени, усилен еще глаголом «вопити» в первом лице единственного числа настоящего времени и обращен в дательном падеже ко второму лицу в личном местоимении – «исповедаяся вопию Ти».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Потому вы, как имеющие дарование, не только не должны стыдиться, а, напротив, должны радоваться. Добродетели (апостол) называет дарованиями; впрочем не в таком смысле, как другие (дары): последние всецело от Бога, а первые и от нас. Но так как и здесь более действует Бог, то (апостол) говорит, что все — Его, не отвергая этим свободной воли, а располагая к смиренномудрию и благодарности. « Таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне » (ст. 30), — т. е. вы имеете и пример. Здесь теперь хвалит их. Именно — показывает, что они везде подвизаются в том же (в чем и он), и в одинаковой борьбе, хотя отдельно и сами по себе, потому что переносят вместе с ним искушения. Не сказал: слышали, но — « видели », потому что он подвизался и в Филиппах. Подлинно это великая добродетель. Потому он и в послании к галатам говорил: « Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! » (Гал. 3:4); и в послании к Евреям писал: « Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии » (Евр. 10:32); и к македонянам, т. е. к Фессалоникийцам писал: « Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам » (1 Фес. 1:9); и еще: « Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный » (2:1). И для всех равно одобряет одно и то же — подвиги и страдания. А теперь у нас не найдете этого, — теперь и то хорошо, если кто переносит какой–нибудь убыток в имуществе. (Современникам же своим апостол) и по отношению к имуществу приписывает великую похвалу. Одним говорит: « Расхищение имения вашего приняли с радостью » (Евр. 10:34); другим пишет: « Ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных » (Рим. 15:26); а третьим: « И ревность ваша поощрила многих » (2 Кор. 9:2). 4. Видишь ли, как (апостол) хвалит мужей того времени? А мы не терпим ни заушений, ни удара какого–нибудь; даже не переносим ни оскорбления, ни лишения в имуществе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Православное благочестие, развивавшееся под покровительством Царского двора в главном храме Византийской империи, Святой Софии, окружило принесение даров на Престол процессией, получившей название «Великий вход» по аналогии с царскими «входами». В большие праздники Император сам шел во главе процессии с кадилом в руках, сопровождая приготовленные дары, которые вот-вот должны стать Телом и Кровию Царя царствующих и Господа господствующих. Смысл момента в связи с сопровождающими его песнопениями раскрывает ведущий рубрики диакон Михаил Асмус. Поют ли Херувимы херувимскую песнь? В трех известных нам песнопениях Великого входа так или иначе упоминается служение ангельских сил – Херувимов и Серафимов – своему Царю и Богу, которое предстало в видении пророку Исаии (Ис. 6, 1-3) как стояние вокруг Него, словно телохранителей на страже господина, и возглашение таинственного ангельского восклицания: Свят, свят, свят Господь Саваоф («Господь [Небесных] Воинств»)! Исполнь («полна») вся земля славы Его! Об этой-то «трисвятой» (поскольку слово свят повторяется трижды) ангельской песни, которая будет исполнена на Евхаристическом каноне, и говорится в первой части самой распространенной на сегодня «херувимской песни»: Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе всякое ныне житейское отложим попечение – «Мы, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…» Оставление всякой житейской заботы, тревоги, огорчения (в старопечатных книгах здесь так и стоит: печаль) есть непременное условие для предстоящей жертвы христиан своему Богу – жертвы хвалы и мира – во исполнение заповеди Спасителя: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). О другом виде ангельского служения говорится в оставшейся части песнопения, выражающей основной смысл момента – подготовку к Причащению Святых Христовых Таин:

http://pravoslavie.ru/37272.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010