Итак, перед нами пророки Библии. Вся история Израиля, включая сказания о жизни патриархов, судей, царей, насыщена глубоким смыслом и драматизмом и в значительной степени является прелюдией к проповеди великих пророков. Патриархи и вожди, священники и цари древнего Израиля были той средой, в которую первые лучи откровения проникали сквозь толщу суеверий, варварских нравов и грубых представлений о Боге. Лишь один Моисей возвышается, подобно гиганту, в сумраке ранней ветхозаветной истории. Он был подлинным посланником Божиим, носителем высоких нравственных и религиозных начал, пророком, которому не было равных и после него (Втор.34, 10). Он был началом по отношению к другим ветхозаветным пророкам. Высокое религиозно-нравственное учение Моисея полностью раскрылось в классическом «профетизме». Но оно оказалось не в силах победить грубый натурализм и народные суеверия. Однако семя, брошенное на Синае, дало всходы в Земле Обетованной в Палестине. Библия предлагает нашему вниманию целую плеяду проповедников, которые сменяют друг друга на протяжении трех столетий. Пророки принадлежат к разным сословиям: среди них мы находим царедворцев и певца, пастуха и священника, и в своих проповедях они говорят о разном. Амос и Софония — о Вселенском Суде; Осия — о Божественной любви; Исаия и его ученики предрекают наступление Всемирного Царства Мессии; Иеремия учит о религии Духа, а Иезекииль ревнует о храмовой общине с торжественным богослужебным ритуалом. Даниил предвещает будущее, пришествие Мессии. Книги их отличаются друг от друга, как писания евангелистов. Подобно тому, как в четырех Евангелиях живет единый образ Богочеловека, так и в книгах пророков за различными религиозными и нравственными аспектами в их проповедях ощущается единый образ Сущего. Поражает многогранность этих удивительных людей. Это пламенные народные трибуны, заставляющие толпу замирать в молчании, это смелые борцы, бросающие обвинение в нравственном упадке сильным мира сего. Пророки выступают как непримиримые враги заблуждений своего общества и своей эпохи. Было бы ошибкой считать, что духовное значение пророков сводилось, может быть, лишь к предсказанию явления Христа. Если бы они говорили только о Мессии, они бы принадлежали только к Ветхому Завету. На самом деле пророки в первую очередь были предтечами евангельского Откровения. Возвещая миру о грядущем Мессии, они прежде всего возвещали высоту религиозно-нравственного откровения, которое хотя и несравнимо с полнотой евангельского учения, однако остается жизненным и важным даже для нас с вами. Стоит нам открыть Библию, как мы сразу услышим голос, направленный не каким-то далеким народам, а именно к нам самим; они говорят о нас с вами. Это именно учителя веры и нравственности. Псалмы, гимны, пророчества, в которых эти великие боговидцы выражали свой внутренний опыт, вот уже более двадцати веков находят живой отклик в каждом верующем сердце.

http://sedmitza.ru/lib/text/432153/

Итак, перед нами пророки Библии. Вся история Израиля, включая сказания о жизни патриархов, судей, царей, насыщена глубоким смыслом и драматизмом и в значительной степени является прелюдией к проповеди великих пророков. Патриархи и вожди, священники и цари древнего Израиля были той средой, в которую первые лучи откровения проникали сквозь толщу суеверий, варварских нравов и грубых представлений о Боге. Лишь один Моисей возвышается, подобно гиганту, в сумраке ранней ветхозаветной истории. Он был подлинным посланником Божиим, носителем высоких нравственных и религиозных начал, пророком, которому не было равных и после него ( Втор. 34:10 ). Он был началом по отношению к другим ветхозаветным пророкам. Высокое религиозно-нравственное учение Моисея полностью раскрылось в классическом «профетизме». Но оно оказалось не в силах победить грубый натурализм и народные суеверия. Однако семя, брошенное на Синае, дало всходы в Земле Обетованной в Палестине. Библия предлагает нашему вниманию целую плеяду проповедников, которые сменяют друг друга на протяжении трех столетий. Пророки принадлежат к разным сословиям: среди них мы находим царедворцев и певца, пастуха и священника, и в своих проповедях они говорят о разном. Амос и Софония – о Вселенском Суде; Осия – о Божественной любви; Исаия и его ученики предрекают наступление Всемирного Царства Мессии; Иеремия учит о религии Духа, а Иезекииль ревнует о храмовой общине с торжественным богослужебным ритуалом. Даниил предвещает будущее, пришествие Мессии. Книги их отличаются друг от друга, как писания евангелистов. Подобно тому, как в четырех Евангелиях живет единый образ Богочеловека, так и в книгах пророков за различными религиозными и нравственными аспектами в их проповедях ощущается единый образ Сущего. Поражает многогранность этих удивительных людей. Это пламенные народные трибуны, заставляющие толпу замирать в молчании, это смелые борцы, бросающие обвинение в нравственном упадке сильным мира сего. Пророки выступают как непримиримые враги заблуждений своего общества и своей эпохи. Было бы ошибкой считать, что духовное значение пророков сводилось, может быть, лишь к предсказанию явления Христа. Если бы они говорили только о Мессии, они бы принадлежали только к Ветхому Завету. На самом деле пророки в первую очередь были предтечами евангельского Откровения. Возвещая миру о грядущем Мессии, они прежде всего возвещали высоту религиозно-нравственного откровения, которое хотя и несравнимо с полнотой евангельского учения, однако остается жизненным и важным даже для нас с вами. Стоит нам открыть Библию, как мы сразу услышим голос, направленный не каким-то далеким народам, а именно к нам самим; они говорят о нас с вами. Это именно учителя веры и нравственности. Псалмы, гимны, пророчества, в которых эти великие боговидцы выражали свой внутренний опыт, вот уже более двадцати веков находят живой отклик в каждом верующем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Роль пророков в религиозном развитии Израиля чрезвычайно велика. Ветхозаветная религия, предполагающая двустороннюю связь с Богом человека, имела в лице пророков те источники, посредством которых Откровение Божие изливалось на богоизбранный народ. Учение пророков состоит из трех основных элементов, характерных для ветхозаветной религии: монотеизм, морализм, ожидание спасения. 1. Монотеизм. В течение длительного времени израильтяне допускали, что другие народы могут иметь своих «иных» богов. Это их не смущало: они призывали только Ягве, самого могущественного из богов, требующего поклонения Ему одному. От практического генотеизма к полностью осознанному строгому монотеизму Израиль перешел под влиянием проповеди пророков. Синайское Откровение единого Бога было связано с установлением Завета, и поэтому Ягве представлялся Богом собственно Израильским, связанным с израильской землей и святилищами. И лишь со времен пророков (Амос, сер. VIII в.) Бог уже понимается как Вседержитель, повелевающий силами природы, безраздельно властвующий над всеми людьми и историей. Он судит малые государства и великие империи ( Ам. 1–2 ), дает им могущество и отнимает его ( Иер. 27, 5–8 ); они служат орудием Его кар ( Ам. 6, 11 ; Ис. 7, 18–20 ); Он же и останавливает их (кары), когда Ему это угодно ( Ис. 10, 12 ). Объявляя Израиль землею Ягве ( Иер. 7, 7 ), пророки в то же время предсказывают разрушение святилища ( Мих. 3, 12 ; Иер. 7, 12–14 ), и Иезекииль видит, как слава Ягве покидает Иерусалим ( Иез. 10, 18–22; 11, 22–23 ). Стремясь оградить Израиль от языческих культов, пророки показывают ложность и бессилие идолов соседних народов. Критика идолопоклонства становится особенно острой в период плена. Тогда же, торжественно исповедуя единобожие, пророки в своих речах подчеркивают Его трансцендентность (непостижимость), надмирность, святость. И хотя Бог окружен тайной ( Ис. 6 ; Иез. 1 ), Он в то же время близок к Своему народу и проявляет к нему Свою благость. 2. Морализм. Святости Бога противостоит скверна человека, и, видя этот контраст, пророки с особой остротой осознают человеческую греховность. Этот морализм, как и монотеизм, не является чем-то новым: он уже был присущ 10 заповедям. Но в книгах пророков тема греха становится одной из основных, на ней поставлен особый акцент. Грех отделяет человека от Бога ( Ис. 59, 2 ), оскорбляет Бога праведного (Ам.), многомилостивого (Ос.) и святого (Ис.). Проблема греха стоит в центре проповеднической деятельности Иеремии. Именно разгул зла вызывает Божию кару. Поскольку грех совершается всем народом, он требует и коллективного наказания, но у Иеремии (31, 29–30) уже появляется представление об индивидуальном возмездии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Прежде всего бросается в глаза та крупная особенность пророческого служения в десяти-коленном царстве, что здесь пророки организуют пророческие школы, каковые были не педагогическим институтом, подготовлявшим к пророческому служению, но сообществом пророков, профитокиновиями. По 4-й книге Царств является несомненным, что в составе пророческих учеников были не малолетние, а люди, достигнувшие полноты физического развития, встретившиеся Елисею пророческие ученики предлагают ему выбрать из своей среды человек 50 «мужей сильных» для поисков за вознесшимся Илией: «пусть бы они пошли и поискали господина твоего. Может быть, унес его Дух Господень, и поверг его на одной из гор или на одной из долин» ( 4Цар.2:16 ). Некоторые из пророческих учеников были женаты ( 4Цар.4:1 ). В иудейском царстве пророчество никогда не приобретает подобной организации, здесь великие пророки являются спорадически и стоят особняком. Свидетельство таргума на 4Цар.22:14 о том, что дом в Иерусалиме, где учила пророчица Олдама, был местом пророческих собраний, при отсутствии других свидетельств, очевидно, тенденциозная выдумка, обусловленная тем высоким уважением к древним пророческим школам, какое питали позднейшие иудейские писатели. Если задаться вопросом о причине такого отличия в пророческом служении в северном царстве, то всего естественнее остановиться на отсутствии в этом царстве организованной иерархии, как на первооснове для развития и процветания пророческих школ; следовательно, пророчество по существу своему предназначалось к восполнению служения священников. В Иудейском царстве великие пророки также являлись только в эпохи упадка религиозной жизни, когда сами священники склонялись к языческим культам, например, к сабеизму при Ахазе ( 4Цар.16:10 ). Наоборот при подъеме религиозного духа в среде левитского священства, например, при правлении Иосафата ( 2Пар.19,8–11:17:8 ), священные летописи Иудейского царства хранят молчание относительно деятельности пророков и тем дают повод предположить, что в эту эпоху иерократии пророков совсем не появлялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

д. Темным влиянием языческого мира народ израильский иногда поддавался так сильно, так всецело погружался в омут греховного состояния, что, по-видимому, готов был погибнуть нравственно и политически, и таким образом погубить вместе с собой сокровище целого человечества – идею монотеизма и идею спасения. Но святые принципы не погибают в истории, они – движущие мотивы истории без них история осталась бы бесцельной и остановилась бы в своем движении. Жив Бог и жива душа истории. В периоды наибольшего нравственно-религиозного упадка народа, из его среды Бог воздвигал сильных Богом и своим духом мужей, которые нося в себе высшее понимание назначения народа, высшее сознание его исторической миссии, своим могучим словом и неослабной нравственной энергией спасали народ от погибели. Это – великие люди израильского народа. Соответственно особенному положению на род израильский во всемирной истории, его особенному характеру, религиозно-нравственным принципам и гражданским, социальным отношениям, отличавшим его от всех народов, соответственно его особенному духу, и самые великие люди его отличаются от великих людей других народов. В великих людях израильского народа выразился дух народа в его религиозноидеальном совершенстве. Поэтому в периоды религиозно – нравственного упадка народа тем возвышеннее, тем чище отражался его идеал в тех немногих личностях, которые были чужды упадку. В них одних сосредоточивался тогда религиозно- нравственный гений народа. Когда в массе народа погасло сознание высокой всемирно-исторической миссии, забывался Бог и законы, извращались политические и социальные отношения, в это время в мирной тиши зеленых пастбищ, или на трудовом поле земледельца, или на высоте горных скал, в неизвестности, вдали от тревог суетного мира созревали могучие мужи, которые, как гром небесный, пробуждали нравственно усыпленный народ, вливали в него освежающие элементы жизни, пробуждали сознание идеала и тем спасали его от погибели. Таковы были судьи и пророки израильского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/vethoz...

14. Велики и неизреченны обетования христианам и в такой мере велики, что с верой и богатством одной души не идут даже в сравнение вся слава и лепота неба и земли, и прочее их украшение и разнообразие, и богатство, и красота, и наслаждение видимым. Итак, при стольких побуждениях и обетованиях Господних, как же не пожелать нам всецело приступить к Господу, Ему посвятить себя самих, сверх всего прочего по Евангелию отрекшись, и души своей, возлюбить Его Единого, не любя притом ничего иного? Вот все сие даровано нам и какая еще слава! Сколько Господних о нас смотрений со времени Отцов и Пророков! Сколько возвещено обетований! Сколько побуждений! Какое благосердие Владыки было к нам от начала! Напоследок же в пришествие Свое неизреченную к нам благость доказал Он распятием, чтобы нас обратившихся ввести в жизнь. А мы не расстаемся еще с своими изволениями, с любовью к миру, с худыми побуждениями и навыками, и чрез это оказываемся маловерными или неверными! Однако же вот и при всем этом Господь пребывает к нам милостивым, невидимо охраняя и упокоивая нас, до конца не предавая нас по грехам нашим пороку и обольщениям мира, по великой благости и долготерпенью не попуская нам погибнуть, имея еще в виду, что обратимся к Нему когда-нибудь (4. 17. 18). 15. Что значат слова: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 )? В то время великие праведники, цари и пророки знали, что придет Избавитель, но не знали и не слыхали, и на сердце им не всходило, что Он пострадает и будет распят, что прольется кровь на кресте, что будет крещение огнем и Святым Духом, что в церкви будут приносимы хлеб и вино, образ Его плоти и крови, что причащающиеся видимого хлеба будут духовно вкушать плоть Господню, что Апостолы и христиане примут Утешителя и облекутся силой свыше, сподобятся единения с Духом Святым. Этого не знали пророки и цари, это и на сердце им не всходило (27, 17). 16. Поскольку же так уготованы нам блага, такие даны обетования и такое было к нам благоволение Господа, то невознерадим и не укосним поспешить к жизни вечной, и всецело посвятить себя на благоугождение Господу (49, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

И наиболее духоносные люди Ветхого Завета, прежде всего, пророки, начиная от Моисея и Давида, с большой внутренней силой переживали, понимали и открывали своим соплеменникам величие Божественной любви. Они находили для себя и для своего народа в законе ограждение от неправды и зла, которые губят человека, разрушают личность, разрушают общество. Но помимо таких указаний, они видели в законе и ту совокупность правды, которая человеку, даже и не искупленному от греха, проклятия и смерти, позволяла не уклоняться от пути, где его настигает любовь Бога. Недаром же Сам Спаситель мира, говоря о двух главных заповедях – о любви к Богу и о любви к ближнему – утверждал, что в этих заповедях содержится «весь закон и пророки». Наконец, нельзя не вспомнить в Ветхом Завете ту поразительно нежную любовь, которою окружал Бог за все время его истории избранный народ. Но, разумеется, более всего, открытей всего, самоотверженней всего, деятельней всего любовь Бога к человеку выразилась во всей полноте служения Богочеловека Иисуса Христа от воплощения до Креста. Он и Сам сказал слова великие и простые: «Нет больше той любви, когда кто душу свою положит за други своя» (Ио.15,13). И именно такую любовь Он явил делом. Известный богословский христианский термин «кенозис», получивший в русском языке не самый удачный эквивалент – «истощание», означает резкое сознательное жертвенное уменьшение своего содержания и значимости ради высшей цели. В принятии человеческой ограниченной плоти бесконечным Богом и содержится такое истощание, совершенное ради любви к грешному человеческому роду и спасения его. И это тем более существенно, что это истощание Божества предусматривало и Его грядущую смерть, что, кажется, совсем невозможно для самосущей Жизни. Еще с большей силой, как видно из Евангелия, это проявилось во время его служения. Наиболее очевидно это раскрывается во всех многочисленных совершенных Им исцелениях, ибо в них, прежде всего, слышится милосердие, которое, как известно, является живой практикой любви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Иер. 6:16 . Стоните на путех. Обрати внимание на свободное, не вынужденное (служение Богу), – на то, как (Он) хочет, чтобы мы сами служили не Его ради, а для нас. Предоставляет (им) выбор пути. Видите, кий есть путь благ. Все (пути) тщательно, говорит, изучите; Мой и не мой (путь) изучите; не избирайте Моего, но (изберите) добрый и найдете, что это – совершенно Мой. Если бы Я искал Моего, то сказал бы, что это совершенно Мой (путь); а теперь (говорю) не просто о Моем, но и полезном для вас. И видите и вопросите о стезях Господних вечных: и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему. (В этих словах) выражает следующее: станьте лучшими и испытайте, кто истинно Господь от века; а испытание пусть будет от дел. Именно словами: стези Господни вечные (указываются) дела Божии, совершенные от вечности, закон, положенный в творении. Испытавши это, устранитесь от идолов и будете служить Богу. Однако не послушались увещания. Не говорю, что в течение такого времени вы делали испытание. Но для чего теперь, по прошествии такого времени, позволяю испытание и выбор? И обрящете очищение душам вашим. (Указывает) два великие блага, которым не может равняться никакое другое: покой не только для тела, но и для души: когда она спокойна, ничто не может вредить телу, а когда тревожится, ничто не может дать покой телу. Иер. 6:17 . И поставих над вами стражи (то есть пророков). Слышите глас труби: и рекоша: не послушаем. То есть предсказывали пророки бедствия и не хотели верить. (Пророк) говорит как бы: совершенно (не слушают), потому что не принимают увещания чрев (предуказание) бедствий и не вразумляются нашествием врагов. Стражами и трубами называет пророков. Почему так? Потому что предусматривают будущее и возвещают это громким голосом. Иер. 6:18 . Сего ради услышаша языцы. Это составляет некоторое пророчество: когда они жили, не слушали (их) иудеи; а когда умерли, мы слушаем, не только отделенные местом, но н разделенные большим протяжением времени. К одним посылаемы были пророки и привлекли других, к которым не были посланы. Они так были полезны, так нужны, что их слушали те, которые не имели к ним отношения. Вам даны были, – вы не внимали; а другие слушали их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Библейские пророки предостерегают от идолопоклонства, то есть от поклонения тому, что тварно, тому, что не-Бог. Язычник же в каждом природном процессе предполагает душу и действие некоего божка. Чтобы отучить людей от анимизма (”все полно богов»), Библия решает в жертву религии принести эстетику. Не любуйся миром, не увлекайся им. Сначала пойми, что мир и Бог — не одно и то же и что твоя первая любовь должна быть — ко Творцу. Ни одной пейзажной зарисовки, ни одного портрета нет на страницах Библии. Ее мир создан скорее инженерами, чем художниками: есть инструкция, как построить Ноев ковчег. Но нет его описания. Есть инструкция — как построить храм Соломона, но нет импрессионистских заметок о том, как он «смотрелся». Есть описание того, как в шесть дней был построен мир — но нет описания прелестей этого мира… Нет в Библии астральных мифов, которые столь органичны в мире языческих религий. Нет рассказов о том, куда уходит Солнце на ночь, чья рожица на Луне, о том, кто пролил молоко на Млечный путь и о том, от кого же у Большой Медведицы появился медвежонок… Так что, «когда христианство приравнивают к самым диким мифам, я не смеюсь, и не ругаюсь, и не выхожу из себя, я вежливо замечаю, что тождество нельзя считать полным» . Вот текст с первой страницы Библии: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый» (Быт. 1, 14–19). О чем он? — Ну, что за вопрос: конечно, это библейский миф о творении Солнца, Луны и звезд. А вот и не «конечно». Это не миф, а полемика с мифом. В Египте и Вавилоне, Финикии и Ханаане Солнце и Луна — это величайшие боги. А с точки зрения библейского автора их религиозный статус столь малозначителен, что даже по именам их можно не называть. Так — «два светила». Две шпаргалки для людей, чтобы те знали, когда на какую работу надо выходить и когда праздновать Единому Богу, создавшему эти лампочки. То, что в этом тексте не употребляются слова «Солнце» и «Луна» означает, что это профанирующий текст. То, о чем мифы говорил поэтическим языком, о том Библия говорить отказывается вообще, демонстративно переходя на инженерную терминологию: «А еще встроил архитектор две системы освещения — одну основную («в начале дня»), а другую аварийную (в начале ночи»)». Все! После этого ни малейшего желания поклоняться лампочкам уже не возникает. Светила — для людей, а не человек — для светил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

В наши дни картина удручающе повторяется. Скольким людям в свое время мы твердили о том, что представляет собой Ельцин и вся эта перестроечная братия! Кто тогда нас слушал?! Очумев от демократии, люди считали чуть ли не святыми тех демократических деятелей, которых сейчас проклинают! Невозможно забыть всеобщее буйное помешательство в августе 1991 года. Одновременно увидеть такое количество помраченных умом можно только на рок-концерте или на футболе. Говорили с ними и по-хорошему, и криком кричали, убеждая, что они своими руками разваливают страну - бесполезно! Подавай им независимость Украины и Прибалтики! Подавай им Ельцина с Гайдаром! Когда видишь, что происходит, когда знаешь то, что будет, - как хочется донести это до людей, но как редко тебя слышат! Ведь все, что происходит, мы предсказывали уже давно - со времен начала перестройки. И не потому, что мы такие великие пророки, а потому, что видим вектор, по которому наши враги ведут страну. И если в деталях можно ошибиться, то общая картина ясна. Несмотря на то, что вот уже пятнадцать лет Россию уничтожают, народ почему-то уверен, что все это - результат ошибок, глупости и жадности руководителей. Если бы это было только так, это было бы счастьем! Наверху сидят враги России, которые действуют по указке ЦРУ, Ми-6, масонских лож и планомерно, шаг за шагом, разваливают страну. Мы это прекрасно знаем и с большой долей вероятности можем говорить о том, что нас ждет. - Когда слушаешь президента, создается впечатление, что Россия быстрыми темпами поднимается из руин, восстанавливает экономику, развивает армию, престиж России в мире укрепляется. Почти прекратились задержки с выплатами пенсий и зарплат, меньше стало граждан, живущих за чертой бедности... - На словах действительно все выглядит неплохо, но давайте вспомним мировые цены на нефть, которые были при Ельцине и которые установлены теперь. Вот вам и причина " небывалого подъема " . Как только заработают скважины Ирака, как только упадут цены на нефть, так экономика России рухнет, как карточный домик. Нельзя жить за счет продажи нефти. Это, во-первых, означает грабеж наших детей, а во-вторых, тормозит рост производства в остальных сферах - стимула нет развиваться. Как алкоголик тащит семейное добро на продажу и за бесценок отдает детские пальтишки, свои инструменты, тещину посуду - все, что можно продать, так и демократическая Россия прочти задаром отдает свои заводы, угодья, землю, недра... Своим жуликам, а чаще - зарубежным. Мы уже фактически не распоряжаемся ничем в нашей стране. Всюду всяческие " Нестле " , " Шелл " , " Бритиш петролеум " , реклама иностранных фирм. Фактически мы уже оккупированы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010