837. Имея совершенное послушание, монах допустил святителю Василию Великому подать ему воду для умывания рук и за это был посвящен во пресвитера Один старец рассказывал о Василии Великом . Посетив однажды киновию, после полагающегося наставления он спросил настоятеля: “Есть ли у тебя здесь брат, который бы отличался послушанием?” – “Владыка! – отвечал настоятель. – Все рабы твои ищут спасения.” Святитель Василий опять спросил его: “Есть ли кто у тебя, имеющий истинное послушание?” Тогда настоятель привел к нему одного брата. Святитель Василий велел ему служить при столе. После принятия пищи брат подал ему воду умыться, а святой Василий говорит ему: “Пойди, и я подам тебе умыться.” Брат допустил Василию подать себе воду. Святитель Василий сказал ему: “Когда пойду в храм, приходи и ты, я сделаю тебя диаконом.” После того святитель Василий сделал его и пресвитером и за его послушание взял с собой в епископию. (Достопамятные сказания. С. 50). 838. Авва Павел под руководством аввы Антония прошел школу беспрекословного послушания и достиг духовного совершенства См. также: Совершенство . Однажды посетили авву Антония братия, великие и совершенные мужи. Случилось прийти вместе с ними и Павлу. Зашла беседа о предметах глубоких и таинственных. Много говорили о пророках и Спасителе нашем. Павел в простоте сердца спросил: “Кто жил на земле прежде, Христос или пророки?” Блаженный Антоний, смутившись немного от детской простоты такого вопроса, с ласковым движением, привычным при обращении с простецами, приказал ему молчать и идти домой. Тот, исполняя все слова Антония, как заповеди Божии, возвратился к себе в келию и совсем перестал говорить, как бы получив на то повеление. Узнал об этом Антоний и недоумевал, почему ему вздумалось хранить молчание, когда он ему того не заповедал. Повелев ему говорить, спросил: “Скажи мне, почему ты хранишь молчание?” – “Ты, отче, – отвечал Павел, – сказал мне, чтобы я шел домой и молчал.” Антоний был изумлен. Попросту сказанное слово было так свято соблюдено. “Ну, – воскликнул он, – всех нас пристыдил. Мы не слушаем того, что нам говорят с Неба, а он исполняет всякое слово, случайно сорвавшееся с языка.” Желая научить его полному послушанию, святой Антоний обыкновенно запрещал ему спрашивать о цели и причине того, чем испытывалось его послушание. Однажды он приказал ему в течение всего дня черпать воду из колодца и выливать на землю. В другой раз – расплетать и снова сплетать корзины или распарывать одежду и снова шить и снова распарывать и многое другое в таком же роде. И научился Павел беспрекословно исполнять все, что бы ему ни приказывали, хотя бы то и противоречило смыслу. Таким образом Павел достиг высоты духовного совершенства. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 110).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

III. Вот сколько священных воспоминаний Церковь предлагает верующим во все течение дней седмицы! Вот сколько указывает она нам высочайших образцов всех добродетелей для подражания! «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходит предлежащее нам поприще» ( Евр.12:1 ). (Сост. по «Воскресное чтение» за 1855 г.). Приложение к беседе 1 А. Особенности церковного седмичного богослужения «Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» ( Лк.21:36 ). Такое завещание оставил Иисус Христос Своим последователям. Во исполнение этих слов Господних Св. Церковь каждый день седмицы собирает верующих во храм Божий, где воспоминаются великие события жизни нашего Искупителя или же прославляются пророки, апостолы, мученики и другие св. мужи, послужившие делу нашего спасения. Богослужение, совершающееся в каждый день седмицы, изложено в особой церковной книге, известной под именем Октоиха; оно-то и будет предметом нашего собеседования. Обычай ежедневного собрания во храм Божий для богослужения начался со времен апостольских. Расставшись со своим божественным Учителем, апостолы «и всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» ( Деян.5:42 ). Апостолам следовали и прочие христиане, которые «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42–46 ). Пример первенствующих христиан перешел к их преемникам и сохранился до нашего времени. Церковные писатели первых веков свидетельствуют об общественном богослужении, совершавшемся каждый день. «У нас, – говорит Тертуллиан , – каждый день святится всенародно». Ориген свидетельствует, что «христиане ежедневно вкушают Тело Христово» и «ежедневно приглашаются к слушанию слова Божия». Блаженный Августин также говорит, что есть много таких, которые ежедневно причащаются тела и крови Господней, и что не проходит ни одного дня без жертвы. Богослужение, совершающееся на всякий день, изложено было в V веке Саввой Освященным в особой книге – Типикон, а в IX веке составлены были преподобным Феофаном, Иосифом, Григорием Синаитом каноны на каждый день седмицы, которые и доселе сохраняются. Богом вдохновенные Отцы Церкви премудро начертали, чтобы каждый из семи дней недели бьш посвящаем особому воспоминанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца (Деян. 1:11).    Во время пришествия Христова на землю, все на суде воздадут ответ за дела, слова и помышления, и всякий тогда восприимет должную по делам награду: праведный — вечное благословение и наследие радостной жизни, а грешный — проклятие и получение окаянной вечности (Мф. 25:13; 2 Тим. 4:1; 2 Пет. 1:11). Суд будет двоякий: особенный и общий. Особенный будет с каждым человеком по смерти его, ибо тогда он увидит все дела свои. Общий же суд будет тогда, когда весь мир станет пред Богом и где без вопросов праведные оправданы будут, а грешные осудятся на веки, ибо тогда собственная совесть каждого будет для него вместо доносителя. О времени же суда, когда он будет, никому не известно. Есть только приметы его, а именно: Евангелие будет проповедано всем народам и будут великие войны, смерти, голод и знамения на небе.    После такого суда души праведных и грешных не все в равном состоянии будут, но смотря по заслугам и преступлениям.    Грешный человек может освободиться из ада до суда, но не самостоятельно, а милостынями, издерживаемыми из праведного имения, и молитвами, но больше всего бескровною жертвою.    Огня очистительного, бытие которого утверждают паписты, нет, не бывало и не будет. Души же праведных находятся на небе, а грешных в геенне, но окончательно по делам своим и праведные награду, и грешные мучение еще не прияли, но после суда, соединившись с телом, они приимут сие.    8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки (Деян. 19:6; 2 Кор. 3:17).    Дух Святый есть Бог единосущный и единославный Отцу и Сыну и исходит от одного Отца, как от источника и начала Божества. Он есть изобретатель Священного Писания, Нового и Ветхого, Он же действовал и во святых отцах на Вселенских Соборах (Рим. 8:11; Ин. 15:26).        Даров Его считается семь, а именно:        1. Мудрость, преспевающая во всяких добродетелях, в чистоте и нелестном сердце (1 Кор. 13:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2823...

Безусловно, понял пророк Божью волю и, несомненно, изменился взгляд его на Господа и Промысел Создателя. Далее в 4й Книге Царств Библии повествуется о чудесном, непостижимом для нас конце жизни великого пророка. У пророка был верный ученик и послушник Елисей. Он тоже был свят и праведен пред Господом. Однажды вдвоем они шли по пыльной дороге, приведшей их к реке Иордану. Святой Илия, сняв верхнюю одежду, ударил ею по водам Иордана, и произошло великое чудо. Река расступилась и они вдвоем прошли по ее дну, как посуху. Еще в раю вся природа была подчинена человеку. Растения и животные служили людям. Соблазненные диаволом, наши праотцы восстали против Бога, они сами захотели быть богами, и благодать отступила от них. Звери стали нападать на человека, пропасти поглощали его, огонь жег, бактерии приносили страшный вред и даже убивали потомков Адама. Однако великие святые, своей чистотой достигавшие райского совершенства праотцев, снова приобретали власть над природой. Одним из таких святых был пророк Божий Илия. Елисею, ученику пророка Илии, Господь открыл, что вскоре учитель исчезнет. Он будет вознесен в Небесные Обители. Юный Елисей, будущий пророк, стал молить Илию, чтобы тот упросил Господа даровать Елисею благодать сильнее, чем его учителю. На это святой Илия сказал ученику: «…если ты увидишь меня восходящим, то получишь просимое». Когда они путешествовали, вдруг неожиданно блеснул яркий свет. Появились кони, но они не были обыкновенными: огнем горели их тела. Запряжены они были в огненную колесницу. Непостижимая Божественная сила подняла Илию, и он очутился в колеснице. Пророк сорвал с себя верхнюю одежду и бросил на землю ученику. Колесница взмыла вверх и вместе с Илиею исчезла. Потрясенный случившимся, Елисей возвращался домой. Опять путь ему преградила святая река Иордан. Елисей ударил по воде милотью Ильиною, и, как и первый раз, вода расступилась, и он посуху перешел на другой берег. Возвратившись к народу, продолжил Елисей святое пророческое служение. Существует церковное убеждение, что перед концом мира, когда антихрист заберет власть над человечеством, то Ветхозаветные пророки Илия, Енох и Апостол Иоанн Богослов явятся на земле для обличения антихриста. Илия будет проповедовать евреям, Енох — язычникам, а Апостол Иоанн Богослов — православным. Антихрист убьет их, и тела их будут попираемы несколько дней на улицах святого города Иерусалима. На третий день явится Господь, но уже не как кроткий учитель и чудотворец. Он явится как грозный судия Вселенной и Человечества.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Благодать Святого Духа вершит чудеса посредством священных предметов. Примеры тому есть как в Ветхом, так и в Новом Завете. Своим жезлом пророк Моисей совершает великие и чудесные деяния (переход через Красное (Чермное) море, изведение воды ударом по камню). Незадолго до содрогающего чуда своего телесного перенесения на небеса, незадолго до наступления эпилога его святой жизни, пророк Илия совершил свое последнее чудо. Ударив своею милотью (овечьей шкурой) по водам реки Иордан, он открыл путь и перешёл на противоположный берег вместе со своим учеником Елисеем. «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху» ( 4Цар. 2:8 ). Пророк Елисей вместе с духом своего наставника наследует и его милоть и повторяет то же чудо перехода через Иордан, взывая к Богу. В книге Ветхого Завета указано, что пророки, видевшие чудо разделения реки, сказали: «Опочил дух Илии на Елисее» ( 4Цар. 2:15 ). Милоть, одеяние, покрывавшее святое тело пророка Илии, освятилась. Она покрывала тело пророка и потому наполнилась чудодейственной Благодатью. Она обрела честь от чести пророка, благословение от его благословения, святость от его святости, Благодать от его Благодати, хотя и была милоть пророка худой и старой. Но «и Иордан почтил Ее, и расступилась вода надвое», потому что «в одушевленном одеянии» присутствовал «и отсутствующий Фесвитянин». В Новом Завете имеет место то же явление. Так, здесь описан случай излечения женщины, страдающей кровотечением в течение двенадцати лет (см. Мк. 5:25-34 ). Она приложила все возможные для человека усилия, истратила всё имущество на лечение у врачей, но так и не почувствовала никакого улучшения; даже наоборот, ей стало гораздо хуже. Когда она услышала об Иисусе, она пробралась в толпу, сзади Него, и прикоснулась к Его одежде. Потому что внутри себя она говорила: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». Она поняла, что излечилась мгновенно. Излечение произошло благодаря силе, изошедшей от Иисуса через его «гиматий» . Потому он и спросил: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Освящённые «гиматий» несут в себе силу, которой обладает наш всесильный Господь.

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-svjatog...

В притче о богаче и Лазаре мы читаем: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лук.16:22 ), то есть он не остался в небытии до дня общего воскресения, но был перемещен в некий иной план бытия, «на лоно» (аллегорически мы бы сказали – на колени) к Аврааму, отцу всех верующих. В той же притче богач обращается к Аврааму со словами: «Прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» ( Лук.16:27:28 ). То есть братья богача еще живы, и вся сцена разворачивается задолго до общего воскресения. Кроме того, богач знает, что его братья еще живы и пребывают в нераскаянии. В сцене Преображения Господня мы читаем о том, что «явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» ( Матф.17:3 ). Очевидно, эти великие пророки Ветхого Завета не были «временно воскрешены», чтобы явиться рядом с Господом, а потом лечь обратно дожидаться общего воскресения. Все эти века ожидания они уже были живы где-то. Христос говорит: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Авраам мог увидеть день Христов только с небес – его бесчувственные кости, ожидавшие общего воскресения, ничего увидеть бы не могли. Святой Апостол Павел, описывая своею мученическую кончину, говорит не про «умереть и прекратить свое сознательное существование до дня Воскресения», а, напротив, «разрешиться (от плоти) и быть со Христом»: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Фил.1:23:24 ). Воскресение мертвых – в будущем – определенно предполагается, но в ближайшей перспективе души верных ожидает нечто иное – пребывание «на небесах»: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:1:2 ). Там, на небесах, уже обитают души святых, прежде нас прошедших земной путь: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Владыка Димитрий (Самбикин) посвятил на страницах «Тверских епархиальных ведомостей» пространное описание храма и деталей его убранства, которое даёт полное представление о новосооружённой церкви: « Церковь Успения в Островках имеет форму квадрата с тремя алтарными апсидами с восточной стороны. На северной и южной наружных стенах церкви наложены в вертикальном направлении пилястры, разделяющие стену на три пространства, а заканчивающиеся арками. На арках положена кровля в виде полукружий. В середине кровли утверждена высокая цилиндрическая трибуна и на ней купол в форме луковицы, покрытый разноцветной чешуй. В верхней части северной и южной стен и в алтарных апсидах характерныя длинныя и узкия окна. Церковь имеет одну дверь в западной стене; вместо колокольни – небольшая звонница Новгородскаго типа. Строил церковь московский архитектор Фёдоров. Первое, что поражает при входе в храм, это резной дубовый иконостас – в миньятюре копия иконостаса Московскаго Успенскаго собора, скомпанованная художником Горностаевым. В иконостасе поставлены древния иконы из коллекции князя. По правую сторону царских врат находится большая иконы Спаса Нерукотвореннаго в старинном художественном венце и с цатою, далее иконы Успения Пресвятой Богородицы новгородских писем XIII столетия. По левую сторону цакрских врат – иконы Казанской Божией Матери в центре и с цатою и далее преподобнаго Александра Свирскаго новгородских писем XIV столетия. Царския врата – резныя из дерева, XVII столетия, над ними тонкой художественной работы старинный деисус. Над Царскими вратами расположены в ряд двунадесятые праздники, выше ветхозаветные пророки и праведники и апостолы. Все иконы древняго письма XV- XVII столетий. На аналое у праваго клироса помещена икона Спас-мокрая-брада новгородских писем XV столетия. Все священные сосуды – потиры, дискос, напрестольные кресты, паникадило, подсвечники, кадила – подлинно древние, XVI- XVII столетий ». В росписи и отделке храма «под XII век» приняли участие великие художники, имена которых чтит вся русская культура. Этой и ученики И.Е. Репина – Л. Альбрехт и Ф. Фёдоров, художники А.В. Скалон и А.И. Кудрявцев. Расписывал храм и сам Андрей Александрович, который был ещё и художником и входил в члены профсоюза Петроградских художников. В создании храма приняли участие М.В. Нестеров, Павел Корин, Н.К. Рерих, Е.И. Столица, И.И. Бродский, В.А. Беклемишев.

http://sobory.ru/article/?object=10573

Вознесся Господь от нас на небо для того, чтобы устроить нам путь на Небо и быть нашим путеводителем в горние страны. До Вознесения Господня никто из людей не имел пути к Небу: «Никто не восходил на небо, – говорит апостол, – как только сшедший с небес» ( Ин. 3, 13 ). «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес» ( Еф. 4, 10 ). Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым. Угоден Богу был Ной. Праведны были Авраам, Исаак, Иаков, о которых говорит царь Манассия, что они были праведны пред Богом: «Не положил покаяния праведным Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе» ( 2Пар. 36 ). Непорочен и целомудрен был Иосиф Прекрасный и Моисей, проведший Израиля чрез Чермное море посуху. Свят был и Иисус Навин, остановивший солнце. Святыми были и прочие угодники Божий в Ветхом Завете, как, например, Даниил, муж духовных желаний, заградивший уста львов, три отрока, угасившие молитвой печь вавилонскую, и прочие великие пророки. Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо и никто даже не слышал, есть ли, будет ли для людей путь к небесам. Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков. Им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им ( 103, 306 ). Раньше мы вспомнили об Ангелах которые при Вознесении Господа на небо предшествовали Ему и взывали к горним ангельским чинам так: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» ( Пс. 23, 9 ). Теперь же обратим внимание на то, почему Ангелы, предшествующие Господу, не говорят горним Ангелам: «Откройте, врата, верхи ваши», но говорят: «Поднимите, врата, верхи ваши», то есть совсем прочь отставьте, совсем сломайте: «поднимите». Разве недостаточно было для входа Господня открыть врата, а непременно нужно было совсем выломать их, отставить и убрать прочь? Какая причина этого? Святой Иоанн Златоуст говорит так: «Ангелы видели, что небеса никогда уже не будут затворенными и что не нужны уже будут врата для небесного Града, потому-то они и не говорят: «откройте врата», но: «поднимите».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Да и в самом деле, как можно умалчивать об этом, когда о несовершенствах рассматриваемого века, хотя они и не так значительны по размерам, говорят послания самих апостолов и определеннее других ап. Павел. В послании к Коринфянам он, например, требует: «отрезвитесь, как должно, и не грешите, ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога». 8 Не имея надобности подробно анализировать эти слова, скажем одно: грешники во времена ап. Павла встречались. Ибо недаром предостерегает он: «не грешите». И встречались грешники до такой степени великие, что их апостол называет безбожниками. В частности апостол при различных обстоятельствах указывает немало недостатков в состоянии христиан его времени, – недостатков, свидетельствующих по его словам, что некоторые христиане оставались еще людьми «плотскими», т. е. что они не прониклись высокими идеалами исповедуемой ими религии. Христианам того времени иногда недоставало согласия и единодушия. Обращая свою речь к Коринфянам, Павел говорит: «умоляю вас, братия, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений; ибо мне сделалось известным о вас, братия, что между вами есть споры». 9 «Вы еще плотские, замечает далее апостол Павел; – ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли (т. е. языческому) обычаю поступаете вы»? 10 Свидетельство апостола так ясно, что не нуждается ни в каких комментариях. Далее, во время совершения богослужения у христиан происходили беспорядки, которые сильно смущали дух апостолов. Так, прекрасное обыкновение того времени поучать друг друга религиозным истинам в церковных собраниях не всегда отличались благоустроением. Случалось, как указывает апостол Павел, или то, что таких добровольных наставников набиралось много без всякой надобности, или же то, что пророки (учители веры) дозволяли себе говорить все разом. Апостол, обличая все эти непорядки, замечает; «Бог не есть Бог неустройства, но мира (тишины). Со стороны эти непорядки, по словам апостола Павла, могли казаться как бы некоторого рода «беснованием». 11

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Дар воспринимать религиозное чувство у разных людей различен, у кого-то он проявляется в раннем детстве, а у кого-то много позже, а до этого человек просто туп для его восприятия. Человек может потерять религиозное чувство, но оно может быть и постоянным, и тогда он будет жить в со-бытии с Богом, для такого человека божественное более реально и значимо, чем так называемая объективная реальность. Это чувство становится более ощутимым в психотравмирующих, стрессовых ситуациях, когда человек испытывает потребность в сочувствии и помощи. Уильяму Черчиллю приписывают фразу: «На фронте в окопах атеистов не бывает». Отмечено, что столкновение со смертью порождает стремление глубокого осознания смысла жизни, при этом у многих людей возникли стойкие религиозные чувства, независимые от их происхождения, образования и ранее зафиксированных верований. Религиозное чувство нередко радостно ощущается при созерцании природной красоты, в процессе благого творческого дела, особенно при его завершении, и при постижении истины. Великий философ Эммануил Кант подчеркивал, что не страх перед природой, а восторг от её красоты ведет к Богу, и отмечал: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне» дает мне чувство Бога. Озаренность человека этим чувством даже удается запечатлеть изобразительным искусством, например, так, как она выражена у отрока в картине М.В. Нестерова На Руси («Душа народа»). Основанная на религиозном чувстве религиозность – исходное нормативное свойство человека, она может быть развита и углублена приобщением к соответствующим религиозным учениям, ритуалам, общинам или же заглушена – при ориентации жизни исключительно на материальные интересы и на удовлетворение страстей гедонизма. Религиозное чувство всегда ищет объяснения: зачем и почему оно возникает, откуда оно идет, в чем его смысл. Способные к самоанализу и промысливанию духовных реалий древние искатели истины создавали по своим способностям, информационным возможностям и, конечно, по боговдохновенности соответствующие учения. Еще до Рождества Христова великие мыслители античного мира, Греции и Рима, языческого ведизма, зороастризма, Ветхозаветные пророки оставили нам огромное наследие духовных знаний, которые вряд ли могут быть постигнуты за одну человеческую жизнь. И в последующем продолжали индивидуально зарождаться, распространялись, видоизменялись представления о том, что кроется за чувством Бога, это создавало религиозные учения, формировало их различия, образовывало конфессии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/16/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010