Душа Христа, соединённая с Божеством, сходила во ад, дабы освободить из уз тьмы души святых праотцов и ввести их в рай, а «вместе с ними – и разбойника, который уверовал в Него, вися на кресте» (38–43). Пятый член утверждает истину Воскресения Господа нашего Иисуса Христа силою Своего Божества, как предсказали это пророки. «Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер» (43–44). Шестой член открывает истину вознесения Спасителя на Небо и сидение Его «одесную Отца со славою и честью в том самом теле, в каком он пострадал истинно и воскрес» (44–45). Приняв однажды от Пресвятой Девы Марии человеческое естество, Христос Спаситель «никогда не слагал его с Себя, но с ним опять придет судить... живых и мертвых», о чём и провозглашается в седьмом члене Символа веры (45). Второе пришествие Сына Человеческого предварят: проповедание повсюду Евангелия, великие войны, голод, язвы, великая скорбь, явление антихриста (46). На Последнем Суде каждый получит справедливое воздаяние не только за свои дела, но и за слова, и даже мысли. «Каждый при смерти знает дела свои – каждый по смерти узнает и воздаяние за свои дела». Степени блаженства, как и мучений, будут разные. Но среднего «разряда» между спасаемыми и погибающими, или огня чистилища, нет, ибо об этом нигде не упоминается в Священном Писании . Однако, несомненно, иное: после частного суда (прежде Последнего Суда) за благие дела живых в память умерших, за молитвы о них святой Церкви и особенно за Бескровную Жертву – Святую Евхаристию – «многие из грешников освобождаются от уз ада» (46–50). Для душ тех людей, которые скончались «с благодатью Божией и с покаянием», место пребывания называется Раем, лоном Авраамовым, Царствием Небесным, а для отшедших из мира сего «во гневе Божием» – адом, огнём вечным, тьмой внешней. «Должно каждому знать и то, что души праведных, хотя и находятся на Небесах, несмотря это до Последнего Суда не получают совершенной награды; равно и души осуждённых не терпят совершенного наказания» (50–51). Восьмой член содержит учение о Духе Святом, единосущном Отцу и Сыну (51–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ее стало недостаточно по причине падения человека, прекратившего непосредственную связь и беседы Бога с ним. Теперь Бог стал говорить людям не непосредственно, а через пророков. Бог сообщал пророкам Свою волю и оценку тех или иных событий из жизни еврейского народа. Такими пророками были Моисей, великие и малые пророки. Они и сообщали людям так называемые заповеди и законы о жизни, достойной Бога и человека. Так появилось Божественное Откровение. Чем вызвано появление Евангельского учения? Оно вызвано тем, что указанные через пророков нормы перестали находить должный внутренний отклик в жизни еврейского народа. И тогда на землю снизошел и воплотился Сын Божий. Он принес нам Свое Евангельское учение, содержащее вероучение и нравоучение. Оно и составило основу христианской нравственности. Что входит в состав христианской нравственности? В состав христианской нравственности, созидающей целенаправленную жизнь христианина, входят вера в Бога, в Святую Церковь , в церковные Таинства и в «жизнь будущего века». На них христианская нравственность покоится как здание на своем фундаменте. Руководимый и укрепляемый благодатью Божией христианин приобретает для себя свидетельства разума, откровение религиозного опыта, отклики нравственного чувства и свободы воли, которые он и направляет на практическое осуществление намеченных им нравственных дел. Что составляет базовый компонент христианской нравственности? Базовый компонент христианской нравственности составляет Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа, ибо оно ориентирует человека на главную цель его жизни и на правила поведения, указанные Божественным Откровением. 4. Религия и нравственность Религия и нравственность: религиозное сознание человека, выстраивающее отношение человека к Богу; сосредоточение внимания на Боге, на Его благодатном воздействии на мир и людей, научение видеть Бога внутренним зрением; нормы, вытекающие из религиозного сознания человека и определяющие его нравственность; озабоченность человека принять Бога в свою жизнь и с Его законом согласовывать свое поведение В чем суть религиозного сознания человека?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса (Мк 9:1–8). Высокой горой, на которой произошло это чудо, и был Фавор. Здесь, на ее вершине перед изумленными учениками явились давно умершие великие пророки Моисей и Илия, беседующие с их Учителем. А сам Учитель вдруг изменился удивительным образом. Не только одежды Иисуса светились неземной белизной, но и лицо Его стало сиять, словно солнце. Гора Фавор расположена всего в нескольких километрах от Назарета — небольшого селения, где прошли детство и юность Иисуса. Склоны Фавора покрыты вечнозелеными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина. Подниматься на гору пешком приходилось часа три. Но зато тем, кто проделал этот путь, открывался удивительный вид на окрестности Фавора. Со всех сторон гору окружает плоская равнина. Словно аккуратно поделенные кусочки торта, видны на ней поля и сады. Вся долина внизу изрезана линиями дорог. Отдельно от других — прямой, как стрела, главный путь из Египта в Дамаск. Каждый день по нему шли караваны из могучих верблюдов, везущих разные товары. Но отсюда, с Фавора они казались не больше муравьев. А на горизонте в легкой дымке виднелись горы, окружающие Галилейское море. Здесь, среди всей этой земной красоты Иисус открыл Своим ученикам красоту небесную, затмевающую любые человеческие представления о прекрасном. Спустя сорок дней Ему предстояло отдать Свою жизнь ради спасения человечества.

http://foma.ru/goryi-v-evangelii.html

И наслаждаться ими, если только сохраните мир и любовь между собою, вы подлинно будете. Ибо что такое мир между вами? Мир между вами есть стена крепкая и неразрушимая, о которую разобьются все неприятности монастырские; мир между вами есть столп, на котором спасение всех монахов, вам вверенных, утвердится. Мир между вами есть ваши ограда и щит против стрел дьявола, которые он особенно часто пускает в монастырях именно на власть имеющих. Мир, наконец, между вами есть иго благое и приятное и для вас самих, и в очах Божиих угодное. Итак, да водворится он и между вами, власть имеющими! И «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). Аминь. 4-й день 221. Будет ли награда в будущей жизни тем, которые здесь на земле прославляют Пресвятую Богородицу и святых (Из жизни преподобного Иосифа Песнописца. Чет. Мин. апр. 4) Многие из христиан и в молитвах домашних, и в церквах – в пениях и песнях духовных прославляют Божию Матерь и святых. Как вы думаете, братие, будет таким людям, за прославление Божией Матери и святых, награда на небесах или нет? Да, знайте, что некоторым из них будет, и это мы докажем примером следующим. В тот час, когда скончался преподобный Иосиф Песнотворец, один из друзей его, муж праведный и благочестивый, услышал голос, говоривший ему: «Выйди из дома и смотри на великие таинства Божии». Он вышел и увидел небо отверстым, и с него сходили сначала апостолы, за ними пророки, за пророками мученики и, наконец, после всех, святители. Друг Иосифа ужасался, дивился и недоумевал тому, что хочет быть. Но вот он услышал снова голос: «Смотри и внимай тому, что увидишь». И тотчас он увидел четырех юношей, сиявших небесною славою, а посреди них шла Пресвятая Богородица. И Пресвятая Богородица сказала святым мужам: «Возьмите от земли святую душу, которая ваши дела и памяти ваших дней в песнопениях прославила и своей жизнью вам подражала».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Иез.3:14 .  И дух поднял меня, и взял меня. И шел я в огорче­нии, с встревожен­ным духом; и рука Го­с­по­дня была крепко на мне. «И дух поднял меня и взял меня. И шел я». Нельзя доказать, что это было чудесное перенесение пророка ветром по воздуху. Кроме странности такого предположения, ему противоречит в данном случае и выражение: «я шел»; пророк, следовательно, шел в собственном смысле, но шел объятый духом. Здесь очевидно разумеется то получудесное, полуестественное переведение с места на место, которому подвергались и другие пророки: Илия ( 3Цар 18.12 ), Елисей ( 4Цар 2.11 ) и даже апостолы ( Деян 8.39 ). В чем состояло оно, трудно сказать. Это необыкновенное путешествие пророк совершал «в огорчении, со встревоженным духом»; причем то особенное состояние, в котором он был при видении, еще не прошло: «рука Господня была крепко на мне». «Со встревоженным духом», в евр. «хамат» απαξ λεγομενον; правильнее переводят его: «в раздражении». Огорчение и раздражение пророка, обыкновенно думают, вызывалось нечестием Израиля. Но это нечестие едва ли для него обнаружилось лишь во время бывшего видения. Посему может быть справедливее объяснять огорчение и раздражение пророка сознавания тяжести предстоящего ему дела и возмущением против сего его человеческой природы; ср. восклицание Иеремии: «не буду пророчествовать». После призвания к пророчеству мысли одна другой тяжелее должны были являться у Иезекииля: он преемник Илии, Исаии, Иеремии, продолжатель дела их; но можно ли продолжать дело почти погибшее? чего достигли эти великие ревнители Славы Божией своими неимоверными трудами? стал ли Израиль лучше? «они упорны, как отцы их, до сего дня», сказал об Израиле Сам Господь, пославший его. Недаром для выступления на общественное служение пророку потребовалось еще два откровения, два призвания ( Иез.3.16 и д. и Иез.3.22 и д.). LXX боялись усматривать здесь мысль о каком-либо огорчении и возбуждении: первое понятие они передают «вознесен», μετεωρος, т. е. шел полуподнят в воздухе, д. б. читая «рам» вместо «мар» (Ватик. код. опускает); а второе – «во устремлении, ορμη, духа моего», т. е. с сильной ревностью к проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда появились каноны (а они появились после VII века), песнь трех отроков была разделена на две части, так что первую половину (которая в библеистике называется «молитва Азарии», см.: Дан. 3, 26–56 ) стали петь с седьмой песнью канона, а вторую хвалебную часть (см.: Дан. 3, 57–88 ) – с восьмой песнью канона. И потому ирмосы седьмой и восьмой песней практически всех канонов на великие и двунадесятые праздники обращают нас к Книге пророка Даниила: «В пещь огненную ввержени преподобнии отроцы, огнь в росу преложиша, воспеванием сице вопиюще: благословен еси, Господи, Боже отец наших» – канон утрени на Троицу. Еще эта песнь читается как паремия на Рождество Христово и целиком поется на Литургии Великой Субботы. Почему на Рождество? Потому что это частично и прообраз Рождества Христова: «Чуда преестественнаго росодательная изобрази пещь образ» (ирмос восьмой песни). Как пещь не опалила отроков, так огонь Божества не опалил утробу Девы. Кроме того, печь – прообраз Крещения: отроки получили крещение в этой самой печи. Сначала они исповедали, засвидетельствовали свою веру. А потом сошла роса – прообраз крещенской воды. Ликующие отроки выходят из пещи обновленными – совсем другими людьми. Огненная пещь – это еще и прообраз воскресения: отроки должны были умереть, но остались живы. Интересная историческая деталь: в русских православных храмах до XVII века Рождественским постом, в одну из двух недель перед Рождеством Христовым (в Неделю святых праотец или в Неделю святых отец) совершался такой замечательный чин – пещное действо. Оно воспроизводило библейскую историю трех отроков: строилось подобие печи, над которым вместо паникадила подвешивалось изображение Ангела: в нужный момент Ангел как бы спускался в огонь печи. Кульминация действа была на седьмой песни утрени, когда отроки (молодые люди, их изображавшие) пели тот самый гимн Творцу, песнь отроков в пещи огненной. – Таинственная четвертая глава – второй истолкованный Даниилом сон Навуходоносора – об огромном плодоносном дереве, которое Бодрствующий и Святой велит срубить, оставив в земле лишь корень – залог будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Константин I Великий Во всемирной истории существуют имена, с которыми связаны самые главные перемены в судьбах не только отдельных поколений, или даже целых народов, но глобальные изменения, определившие развитие цивилизаций на тысячелетия вперед. Христос, Будда, Магомет стали символами эр в историческом летосчислении. Ветхозаветные пророки, апостолы, святые первомученики определили пути христианской цивилизации в мире. Среди исторических персонажей, кому по праву принадлежит первенствующее положение в истории утверждения христианства как государственной религии, такой фигурой всемирного значения несомненно является первый византийский император Константин I Великий. Сказав " византийский " , должен оговориться: современники не знали такой категории,  как  " византийское государство " ,  " византийский император "   или " византийская культура " . В привычном для нас смысле о Византии стали говорить уже на пороге нового времени. Так стали называть государство (и его культуру), основанное на территории Восточной Римской империи Константином, который перенес столицу империи из Рима в город на Босфоре, называвшийся Византием. Этот город был им выбран еще в 326 г. в качестве своей новой резиденции и столицы и затем был переименован в Константинополь. Таким образом, византийская цивилизация также обязана своим рождением Константину. Христианская традиция не случайно считает его и первым христианским императором, прославляя как равноапостольного царя. Он утвердил христианство, при нем состоялся Первый Вселенский собор в Никее в 325 г., он был и первым императором, окончившим свой земной путь христианином. В самом центре Рима, рядом со знаменитым Амфитеатром Флавиев, больше известным как Колизей, стоит триумфальная арка императора Константина (306-337). На ней изображены символы побед божественного властителя мира, каким представлялся всегда современникам римский правитель: торжественные шествия, толпы гонимых пленных, символическое изображение победы украшают этот памятник величия империи и ее главы.

http://sedmitza.ru/text/1202735.html

Мы даже не имеем точных сведений, в чем заключалась ближайшая диаконская деятельность семи диаконов. Стефан занимается преимущественно исполнением обязанностей, свойственных больше (по нашим понятиям) священнику или епископу, чем диакону: проповедует в синагоге и совершает великие чудеса и знамения в народе. При этом нужно, однако, заметить, что никакой должности чудотворца ни прежде, ни после никогда не существовало. Филипп отправляется в Самарию, проповедует там и крестит; то же было и по дороге в Газу. Некоторые лица занимали одновременно по две должности. След этого остался даже в наших богослужебных книгах. Так, напр., мы говорим: св. апостола и евангелиста Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Отправляясь из Милета в Эфес, апостол Павел призвал пресвитеров церкви и в своей речи назвал их «епископами» (в русском Деян. 20:28 – «блюстителями», очевидно неточный и даже несколько тенденциозный перевод, вызванный, вероятно, опасением, как бы пресвитеры не возомнили себя епископами!). В начале послания к Филиппийцам (1:1) апостол обращается к церкви «с епископами и диаконами» и пропускает «пресвитеров». Из предания известно, что апостолы в некоторых случаях была епископами, напр. Иоанн в Эфесе 202 . Миряне, апостолы и пресвитеры судят апостолов ( Деян. 11:3; 15:5,6 ), пророки и учители рукополагают их ( Деян. 13:1–3 ). Этого мало. Факты, рассказанные в Деян. 21:17–27 , некоторыми критиками отрицательного направления даже отвергаются на том основании, что не мог апостол Павел, восстававший против обрядов, стоять в иерусалимском храме «с намазанными маслом лепешками в руках». Однако, по нашему мнению, этот факт имеет весьма большое апологетическое значение. Мы, думается, никогда не поймем его, как следует, если будем воображать, что апостол всегда и при всяких обстоятельствах был непременно апостолом. Павел был апостолом для коринфян, галатов и проч.; но явившись в Иерусалим, он, по-видимому, не только не сохраняет здесь своего апостольского звания, а является просто обыкновенным частным человеком, добровольно подчиняющимся велениях Иакова и «всех пресвитеров» иерусалимской церкви и даже их суду ( Деян. 21:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

наши замечания на главы XLI, 4; XLIII, 13 и XLIV, 6. 13 . Моя рука основала землю и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. 14 . Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мыщцу Его над Халдеями. 15 . Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Величие и сила Божия бесконечны; Творец неба и земли есть и Владыка их. Не одни земные события доказывают власть Его: Господь повелит и небо и земля вкупе „свернутся, как одежда обветшавшая, и изменятся“. ( Пс. 101 и Евр. 1:10–12 ). Мысль о величии Создателя, освещавшая жизненный путь Авраама и патриархов, и снова открытая народу, вышедшему из Египта у подножия Синая, трудно прививалась к отупевшему в Египте народу (ср. Втор. 1:32 ). Только, как светочи, горели среди народа избранные Богом судьи, пророки, и некоторые цари, как Давид и Езекия, которые освещали по временам путь народа и направляли его к добру. Поэтому Исаия с такою настойчивостью старается возгреть в сердцах соотечественников веру в единого Бога, ибо только ею могли быть поняты великие, произносимые им пророчества, из которых одни относились к земной жизни народа, а другия говорили о таинственном появлении Еммануила. „Аз глаголах, Аз призвах“, говорит Господь о Кире, утверждая двоекратным повторением Я непреложность этого пророчества и связуя его с последующими пророчествами о возврате из плена и восстановлении храма и града (ср. и выше Ис. 44:28 ). Но Израилю необходимо было отдать душу свою вере для того, чтобы постичь величайшее грядущее таинство: таинство Любви и Искупления. 16 . Приступите ко Мне, слушайте это: Я и с начала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его. Глаголет Сам Господь. Он глаголал во пророчествах народу. Он (вторая Ипостась Св. Троицы) был до века. Все вообще признают, что в этом стихе откровение глаголет о Святой Троице. Господь Бог и Дух Его посылают Его (вторую Ипостась Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но долготерплю, да исполнятся, яже явих вам пророки Моими, безвестная и тайная: Господи, слава Тебе”. Продолжает ту же тему предваряющих Крест событий паремия из пророка Захарии, как бы въяве описывающая и изъясняющая историю предательства и отчаяния Иуды: …поставиша мзду Мою тридесять сребреник. И рече Господь ко Мне: вложи я в горнило, и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых о них. И приях тридесять сребреник и вложих их в храм Господень в горнило (Зах 11:12–13). Потрясающе свидетельствует здесь слово пророческое о добровольности страданий Христовых. Он смиряется до того, чтобы сделанное Иудой и первосвященниками со сребрениками приписать Себе (ясно, что за образом пророка стоит Сам Господь Иисус). О том же и более — о грехах всего мира, которые берёт на Себя Христос, — предваряющий паремию прокимен: “Сердце Его собра беззаконие Себе”. А вот апостольское чтение из Послания к Галатам обращено исключительно к славе Креста и нашему приобщению Христу Распятому (Гал 6:14–18). Тем самым мы приуготовляемся к слушанию Матфеева Евангелия о Страстях (Мф 27). Надо сказать, что в чтениях Царских часов Великой Пятницы представлены все Евангелисты, ибо, в отличие от многих других важных событий земной жизни Господа, о важнейшем — Страстях и Воскресении — пишут и Матфей, и Марк, и Лука, и Иоанн. Между прочим мы услышим у Матфея о первоначальной хуле обоих распятых разбойников (о последующем покаянии одного из них будет повествовать Лука, но это на шестом часе). На часе же первом вновь, как и в 21-м псалме прообразовательно, услышим молитву богооставленности, но уже непосредственно из Евангелия: Или, Или, лима савахфани (Мф 27:46). И в этом повторении — свидетельство реальности: что было там и тогда, открывается богослужебно нам здесь и сейчас. Сейчас — когда отошёл час первый Страстей… Наступает третий час, час суда человеков над Богом, возвращающийся, как сказано, судом миру сему. О том — избранные псалмы: Суди, Господи, обидящыя Мя, побори борющыя Мя… да постыдятся и посрамятся ищущии душу Мою: да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии Ми злая… воставше на Мя свидетеле неправеднии… искусиша Мя, подражниша Мя подражнением, поскрежеташа на Мя зубы своими… да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом Моим… да возвеличится Господь, хотящии мира Рабу Его (Пс 34:1–27).

http://pravmir.ru/velikie-oni-zhe-tsarsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010