И говорю в предостережение, как бы кто, отлагая неделю за неделею говение, и совсем не отложил его в этот пост. И будет целый год томиться под тяжестью грехов и гнева Божия за них. И хорошо еще, если доживем до следующего благоприятного времени. А то и на тот свет пойдем непомилованными, а там и без нас, конечно, отворят нам дверь, но уже не покаяния, втолкнут в нее и запрут навсегда, за нею же встретят нас не объятия Отча, а огнь неугасимый, червь неусыпающий и духи злобы, ненавистники наши. Сие приводя на память, поспешим, братие, отворить себе дверь покаяния, по указанию преподобной Марии Египетской, еяже молитвами да умудрит нас Господь в сем столь нужном для нас деле. Аминь. 21 марта 1865 года В неделю пятую Великого поста (два мощные способа, чрез кои устояла святая Мария Египетская в борьбе и одолела грех) Ныне прославляется святая Мария Египетская, из великих грешниц — великая праведница. Итак, радуйтесь, грешники! Вам не только отверста дверь покаяния, но и открыт чертог славы. Смотрите, чем была Мария и чем стала, и воодушевитесь к мужественному течению ее путем. Воззвал ее Господь, она встала и пошла и, пошедши, уже не возвращалась вспять. Зовет и нас всех ныне Господь: и кто не отозвался на сие Его милостивое призвание? Почти все уже поговели, исповедались и Святых Тайн причастились, то есть вняли призванию и восстали. Пойдемте же теперь неуклонно и тем путем, каким пошла Мария, восстав от падения, чтоб достигнуть и того, чего достигла она напоследок. Святая Мария, покаявшись, все оставила и, прешедши Иордан, там, в пустыне, проводя жестокое житие, очистилась от страстей и спаслась. Вот образец! Готовьтесь на подражание. Так действовать, может быть, никто из нас не давал обета буквально, но все должны поступать именно так, если смотреть не на внешний образ действий, а на их дух и силу. Удалившись в пустыню, святая Мария отстранилась от прелестей мира и отстранила тем все искушения со стороны их. Грех после сего мог влечь ее только чрез плоть. Но и плоти не было покоя в пустыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2943...

Момент решимости есть главный момент обращения. Что после того следует, уже есть исполнение того, что во время его полагает сделать человек. Если б не дошел до сей решимости юноша, не пошел бы к отцу, а не пошедши, горевал бы только о своей скудости и голодании и, пожалуй, помирясь с своим горьким положением, навсегда остался бы в нем. Но вот помог ему Господь: встал он и пошел к отцу, сказал ему, что задумал сказать, и был милостиво встречен, прощен, одет, обут, насыщен, принят опять в сыновство. И была радость великая во всем доме! Таков конец решимости блудного возвратиться к отцу. В обращении грешника все, означаемое сим, исполняется тогда, когда он, решившись исправиться, исповедует грехи свои и получив разрешение от духовного отца и прощение от Господа, причащается Святых, Пречистых и Животворящих Христовых Тайн, во оставление грехов и в Жизнь Вечную. И это есть следствие решимости грешника идти ко Господу, но не есть придаток к делу обращения, а есть необходимое его завершение, есть запечатление того, что образовалось в сердце в минуты решимости. Напоминаю о сем ради того, не подумал бы кто ограничиться одним внутренним обращение Богу, устраняясь от Божественных Таинств. Обращение такое будет ненадежно и не поведет ни к чему доброму. Если кузнец, сделав нож, как следует не закалит его, нож этот остается мягким и ни к чему не гожим. Точно так и человек, решившийся оставить грех и начать работать Господу, если не примет Исповеди и Святого Причастия, не имеет силы и мужества ни на какое добро: бывает вял, пропускает случаи к добру и всегда почти уступает препятствиям. А это значит то же почти, что оставаться в том же положении, как прежде, или остановиться на полдороге. Кто решился, тот встал. Но как, вставши, одеваются и приготовляют себя к делам своим, так решившемуся надобно облечься и вооружиться благодатию Исповеди и Святого Причастия, чтоб с силою, в должном вооружении, выйти на дела богоугождения и спасения. Когда проходит ночь и настанет день, исходит «человек на дело свое и на делание свое до вечера» (Пс.103:23), так, когда проходит ночь греха и воссиявает в душе день благодати о Христе Иисусе, облагодатствованный исходит на дело свое и работает до вечера жизни своей Господу, поспешествующу и благие начинания его утверждающу Своим благоволением и благословением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2943...

Великий пост 2017 Великий пост: календарь питания Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Великий четверг: Он приносит нам Себя Самого (+видео) Богу нет места в мире людей. И нам в эти дни Страстной седмицы очень важно пойти вместе со Христом, пройти этот путь вместе с Ним. Весь Великий пост мы вглядывались в себя, очищали свое сердце, но наступило время всмотреться в ту жертву, которую уже Бог приносит нам. А Он приносит нам Себя Самого. Великая пятница: Мы рядом со Христом во время Его страданий (+видео) Народ глумится, издевается, а Господь молится с креста: «Отче, прости, они не ведают, что творят», - потому что Бог прощает нам все, не дожидаясь нашего покаяния. Десять дев Господь часто говорит нам «бодрствуйте», а Сам намеренно медлит, закаляя веру одних и обличая неверие других. Матушка Светлана Соколова о семейных традициях Страстной седмицы Мы всегда старались сделать так, чтобы у детей не было отрицательных эмоций к нашим взрослым ощущениям Страстной седмицы, потому что они всё равно до конца этого не могут понять. Ольга Любимова: передать детям радость Телевизионный сценарист и продюсер Ольга Любимова поделилась с читателями ПРАВМИРа рецептом пасхи от Ольги Книппер-Чеховой и рассказала, как проводит Страстную со своими двумя детьми Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/velikij-post-2014/...

В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости — собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс — полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети…» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» . Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица — это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе… Каждый день этой недели — воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы — это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг — воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница — день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://pravoslavie.ru/69942.html

Итак, если люди выказывают такую бдительность там, где часто и старания бывают бесплодны, и богатство причиняет великий вред спасению души, то не гораздо ли более должно поступать так здесь, где от усердия великая польза, несказанная награда и безмерный прибыток? Там, кроме всего сказанного, большая неизвестность: приобретение имущества не нарочно не только потому, что при наступлении смерти оно остается здесь и не приносит никакой пользы собиравшему его; но и потому, что он за имущество, остающееся здесь, должен (там) дать самый строгий отчет. Часто случается еще и то, что человек, собравший великое богатство, после многочисленных трудов, тяжких усилий и беспокойств, с наступлением как бы бури какой, неблагоприятных обстоятельств, еще прежде смерти своей вдруг делается беднее самых бедных людей – и это приходится видеть каждый день. Но касательно духовного богатства ничего такого никогда не должно опасаться: оно твердо и неподвижно, и там, где особенно нуждаемся в нем, подает нам великую помощь. 3. Итак, пока имеем время, умоляю, употребим на приобретение этого духовного богатства хотя столько же старания, сколько эти люди; и никогда не прекратим заботы о том, сделали ли мы что-нибудь доброе, прогнали ли от себя своей бдительностью какую-либо возмущавшую нас страсть, дабы, чувствуя одобрение своей совести, вкусить нам великое удовольствие. Дело не в том только, чтобы мы каждый день приходили сюда, постоянно слушали об одном и том же и во всю Четыредесятницу постились. Если от постоянного хождения сюда и увещания не приобретем ничего, и из постного времени не извлечем чего полезного для своей души, – все это не только не доставит нам никакой пользы, но и послужит к большему осуждению нашему, когда, при такой (о нас) заботливости (со стороны Церкви), мы останемся все такими же, – когда гневливый не сделается тихим, вспыльчивый не обратится к кротости, а завистливый не перейдет к доброжелательству, сребролюбец не оставит своей страсти и не расположит себя к подаянию милостыни и питанию бедных, распутный не сделается целомудренным, гоняющийся за суетной славой не научится презирать ее и искать истинной славы, не заботящийся о любви к ближнему не воспрянет и не приучит себя не только к тому, чтобы быть не хуже мытарей: «Аще бо, – сказано, – любите любящих вас, кую мзду имате? Не и мытари ли тожде творят?»( Мф.5:46 ), но и к такому состоянию души, чтобы кротко смотреть и на врагов и показывать к ним великую любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

– Старче, уходите? – Нет. Он мне сделал знак, чтобы отслужили елеосвящение. Как только мы пособоровали Старца, ему сразу стало лучше, сердечный приступ как рукой сняло. Когда наступила Великая Четыредесятница, еще раз проявилась его рассудительность. Так как состояние организма было очень плохим и он был, как говорится, одной ногой в могиле, Старец первый раз за всю монашескую жизнь позволил себе ослабить пост. Это послабление было для того, чтобы он мог держаться на ногах. Он видел, что, ослабляя пост, сможет лучше подвизаться в молитве. После Пасхи у него случился еще один сердечный приступ, который продолжался целых три часа. Я видел, как он угасает, и спросил: – Старче, уходите? – Нет, отец, – ответил он мне. Пульса у него не было. – Пособоровать вас? Как только мы его пособоровали, сердечный приступ прекратился. После приступа Старец заплакал и произнес строку из заупокойной службы: «Увы мне, яковый подвиг имать душа разлучающися от телесе!» 67 Сколько было слез, как он плакал! Старец Арсений говорил: – Ты все еще плачешь? Почему ты плачешь? Ведь с твоим здоровьем нельзя столько плакать. Старец отвечал: – Оставь меня, отец Арсений, успокойся, оставь меня, оставь. В то лето с ним случился еще один сильный сердечный приступ. Накануне Старец ответил на несколько писем: он диктовал, я писал. Сам он тогда писать не мог. Утром я ему сказал: – Старче, я пойду отправлю письма. – Побыстрее возвращайся, ты мне нужен рядом. Я все понял. Молнией бегу вниз. Отправил письма, возвращаюсь – а у него только что схватило сердце. Он это предвидел. Старец непрестанно повторял: – Иисусе! Матушка моя! Иисусе! Матушка моя! Пресвятую Богородицу он называл Матушкой. Поскольку его сердце не могло произнести Иисусову молитву, он говорил ее устами. Я сел рядом с ним, взял его за руку. Началась, как мне показалось, агония. Он стал как мертвый. Тем временем повидать Старца пришел один монах. – Что вы хотите, отче? – Увидеть Старца. – Старец кончается. – Мне уйти? – Да, он не сможет с вами поговорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Помилуй нас, Господи, помилуй нас;/всякаго бо ответа недоумеюще,/сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим:/помилуй нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Господи, помилуй нас,/на Тя бо уповахом;/не прогневайся на ны зело,/ниже помяни беззаконий наших,/но призри и ныне яко благоутробен,/и избави ны от враг наших;/Ты бо еси Бог наш,/и мы людие Твои,/вси дела руку Твоею,/и имя Твое призываем. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.  Милосердия двери отверзи нам,/благословенная Богородице,/надеющиися на Тя да не погибнем,/но да избавимся Тобою от бед:/Ты бо еси спасение рода христианскаго. Посем иерей ектению:  Помилуй нас, Боже: Еще молимся о еже сохранитися граду сему, и святей обители сей: И прочая. Господи, помилуй,  40. Возглас:  Услыши ны, Боже: Посем,  Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.  и  отпуст , и прочая, яко предписана суть. Утреня (05:00-07:00) Утреня Время совершения: 05:00-07:00 Время совершения: с 5:00 до 7:00 Аще убо есть Великая Четыредесятница, по еже благословити священнику, глаголем: Трисвятое. По Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: И мы: Аминь. Господи помилуй, 12 . Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Приидите, поклонимся: трижды , и два псалма . Аще же ни, по благословении: Приидите, поклонимся: трижды, и псалмы . Сии псалмы глаголются в монастырех косно, за еже кадити священнику братию всю. Псалом 19: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя. Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего, услышит его с Небесе Святаго Своего, в силах спасение десницы Его. Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся. Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя.

http://azbyka.ru/chaso-slov/enoch/

Мы вступили на великое и благоприятное поприще поста, великой Четыредесятницы , которое открылось перед нами, чтобы мы духовно потрудились и прошли этот период духовной брани с готовностью и решимостью, дабы поклониться святому Воскресению нашего Господа, которое означает и наше собственное освобождение и воскресение от греха. Святая Четыредесятница считается особым и самым благословенным периодом в Церкви для духовной брани. Конечно, это не означает, что христианин должен ждать Четыредесятницы, чтобы начать духовную брань. Для нас каждый день должен быть и Четыредесятницей, и Воскресением, каждый день должен быть и Великой Пятницей , и Великой Субботой , и Пасхой. Но поскольку мы являемся людьми и у нас бывают разные перемены и колебания в духовном состоянии и во всем нашем настрое, то Церковь, относясь к нам с великой заботой и мудростью, дает нам ежедневные духовные напоминания: через дни памяти святых, через великие Господские и Богородичные праздники, посты, через Святую Четыредесятницу, чтобы напомнить о том, что у нас есть возможность духовно потрудиться в это благословенное время. Святая и великая Четыредесятница является особо благодатным временем, потому что вся Церковь, все находящиеся на этой земле православные христиане, все мы как одно тело, постимся постом, приятным Господу, и стараемся совершать все необходимое, что составляет жизнь во Христе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор 6, 2), — поем мы на вечерне в Прощеное воскресенье. То есть сейчас время благоприятное, угодное Богу, время покаяния и спасения. Святая и великая Четыредесятница наполнена особой умиротворенностью покаяния, которая привлекает благодать Святого Духа в сердца людей. Поэтому на вечерне в Прощеное воскресенье Церковь закладывает в основание поста прощение нами друг друга. Евангельский отрывок, читаемый в сей день, говорит именно об этом: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6, 14), — говорит Христос. Чтобы совершать духовную брань, необходимо присутствие Божественной благодати, ибо это не человеческая брань. Духовный подвиг Великого поста — это не пищевая диета, которую мы соблюдаем, чтобы похудеть. Святая Четыредесятница имеет иной смысл: он заключается в том, чтобы благодать вошла в сердце человека, чтобы человек избегал греха, чтобы человек поборол грех и страсти, убивающие его душу, получил просвещение от Бога и таким образом стяжал Царствие Божие. Наряду с телесной борьбой, наряду с соблюдением поста необходимы укрепление от Бога и присутствие Божие.

http://pravoslavie.ru/77464.html

Четыредесятница. Важность Четыредесятницы Скриж. Ч. 2 стр. 196. Почему она установлена, там же 199– 200. О Четыредесятнице Дни Богосл. Ч. 2 стр. 7–18. О святом провождении Четыредесятницы Воскр. Чт. 1843 48. Церковные правила о посте в Четыредесятницу тоже 1840 51. Как древние Христиане постились в Четыредесятницу, Хр. Чт. 1839 Февр. Древнее употребление четыредесятницы Воскр. Чт. 1839 47. Св. четыредесятница Воскр. Чт. 1844 50. Приготовительные недели к четыредесятнице Скриж. Ч. 2 стр. 198. Приготовление ко Св. Великой четыредесятнице Воскр. Чт. 1843 42. Церковное приготовление к Великому посту тоже 1841 41. Счет дней четыредесятницы Скриж. Ч. 2 стр. 200 – 7. Четыредесятница–десятая часть года Воскр. Чт. 1842 г. стр. 448. В каком отношении четыредесятница наз. десятою частью года и пр. Воскр. Чт. 1842 54. Письмо о счислении дней св. четыредесятницы тоже 1850 55. Дни Богос. Ч. 2 стр. 7. Богослужение в четыредесятницу. Богослужение 1-й и прочих седмиц В. поста Воскр. Чт. 1841 45 и след. Молитва св. ЕФрема: Господи и Владыко тоже 1839 58. Чтения из книги Бытия во св. четыредесятницу Воскр. Чт. 1848 50, 51, 52, 55. Богослужение православной Церкви в недели приготовительные к Великому посту и в самый пост Христ. Чт. 1846 Февраль. Некоторые обряды, относящиеся ко св. четыредесятнице Воскр. Чт. 1844 53. О значении поклонов св. четыредесятницы. Воскр. Чт. 1850 55. Прощеный день дни Богосл. Ч. стр. 51. Сырная седмица Дни Богосл. Ч. 2 стр. 49 Скриж. Ч. 2 стр. 198. Покаяния отверзи ми двери Воскр. Чт. 1844 41. Иконоборство Воскр. Чт. 1857 52 и пр. Феодор Тирон Скриж. 2,223. Церковное употребление анафемы Воскр. Чт. 1839 46. Неделя православия Хр. Ч. 1851 Март. Святого Григория Паламы о свойстве света, виденного Апостолами на Фаворе Воскр. Чт. 1852 Св. Григорий Палама и Варлаамиты тоже 1859 51. Размышление в неделю Крестопоклонную Дух. бес. 1859 Черты из жизни Преподобного Иоанна Лествичника Хр. Чт. Март 1853. Лествица там же. Лествица Апрель. Преподобный Иоанн Лествичник Воскр. Чт. 1849 49. Суббота Акафиста Скр. 2, 58. Дни Богосл. 1,104; 2 ч. стр. 79–83; Воскр. Чт. 1837 стр. 416. Акафист Богородице Приб. к Твор. св. О. 1855 кн. 2. Память Преподобной Марии Египетской Воскр. Чт. 1854 50. Богослужение в первые три дня Страстной седмицы Воскр. Чт. 1841. Иуда предатель Воскр. Чт. 1839 52. Чин св. умовения ног Воскр. Чт. 1851 51. Скриж. ч. 2 стр. 158–60. Дни Богосл. ч. 2 стр. 103–4. Умовение ног Апостолам Воскр. Чт. 1843 29. Совершил ли И. Христос Пасху Иудейскую на последней Вечери своей с учениками Приб. к Твор. Св. О. 1853. кн. 3 Страстное шествие Г. Η.И. Христа от Гефсимании до Голгофы и беззаконный суд над ним Иудеев Воскр. Чт. 1854 52. Св. Великая Суббота Хр. Чт. 1850 Апрель. Канон Великой Субботы Воскр. Чт. 1857 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2) Принадлежность великой вечерни составляют еще следующие молитвословия, чтения и священнодействия, которые хотя бывают и на вседневной вечерне, но не всегда, а изредка: A. Первый антифон первой кафизмы 300 . Он поется на великой вечерне тотчас после великой ектении. Б. Вход 301 . В. Паремия 302 . Г. Стихиры на 8-мь и иа 10-ть. В е Ч Е Вседневная В дни года, кроме В дни Великой Великой Четыредесятницы Четыредесятницы Совершается только Совершается на день, в Совершается в Неделю пред бдением, которое который не случается (воскресение) и в дни начинается вечернею, праздника с полиелеем седмичные пред но не повечерием. или бдением. часами и пред литургией. Устав о малой вечерне Устав о вседневной Устав о вечерне в дни находится в Типиконе, вечерне находится в Великой в 1-й главе; иногда в Типиконе, в 9-й главе: в Четыредесятницы Служебнике последованиях находится в Типиконе: (Киевского издания) и понедельника в последовании вечера в Октоихе простом. и среды 1-й седм. сырной Недели Великого поста; в (воскресения) и в Служебнике, Часослове и последовании Следованной Псалтири. понедельника 1-й седмицы Великого поста; также в Часослове и в Следованной Псалтири. Благословен Бог наш. Благословен Бог наш. Благословен Бог наш. Приидите, поклонимся, Приидите, поклонимся, Приидите, поклонимся, трижды. трижды. трижды. Пс. Благослови, душе Пс. Благослови, душе Пс. Благослови, душе Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Аллилуиа, трижды. Аллилуиа, трижды. Аллилуиа, трижды. Светильнычны. Светильнычны. Господи помилуй, Ектения великая. Ектения великая. трижды. Возгл.: Яко подобает Возгл.: Яко подобает Стихословие целой Стихословие целой кафизмы. кафизмы. Великая Отдельно от утрени В соединении с утренею, т. е. на бдении Совершается: 1) Совершается, по указанию Типикона, около 70 накануне тех дней (от раз в году (Тип., гл. 6). Недели св. ап. Фомы до Недели мясопустной), в которые на утрени 2) в день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы и в Неделю (воскресение) св. ап. Фомы; 3) в самые

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010