Семь дней Пахомий не принимал Макария, и все это время он оставался без пищи; наконец Макарий сказал Пахомию: «Авва, прими меня, если я не стану поститься, как они, и не буду делать, что они делают, тогда вели меня выгнать из обители». Макария приняли в обитель. Вскоре наступила великая четыредесятница. Монахи приняли на себя различные подвиги: один вкушал пищу через день, другой чрез пять дней, иной всю ночь стоял на молитве, а днем сидел за рукодельем. Макарий, наготовивши себе пальмовых ветвей, стал в углу и в продолжение всей четыредесятницы до самой Пасхи не принимал хлеба, не пил воды, не садился, не ложился; только по воскресеньям съедал несколько листьев сырой капусты, и то для того, чтобы видели, что он ест. Все занятие его состояло в молитве сердечной и в плетении ветвей; в течение всей четыредесятницы он не сказал ни слова и в безмолвии стоял в углу. Узнав о подвигах нового инока, Пахомий молил Бога открыть ему, кто он такой? И ему открыто было, что это Макарий, которого имя и дела известны были всему Египту. Тогда Пахомий взял Макария за руку и, приведши в молитвенный дом, облобызал его и сказал: а подойди сюда, честный старче! Ты Макарий, и скрывал это от меня. Много лет желал я видеть тебя; потому что слышал о делах твоих. Благодарю тебя; ты смирил чад моих; пусть они не превозносятся подвигами своими: теперь возвратись в свою пустыню; ты довольно научил нас; молись за нас». Два великие старца назидали друг друга и духовной беседой. До нас дошел один вопрос из сей духовной беседы. Пахомий спросил Макария: если братия не соблюдает порядка, хорошо ли учить их? Макарий отвечал ему: учи и строго суди своих подчиненных, а из посторонних никого не суди, ибо сказано: не внутренних ли вы судите, внешних же Бог судит ( 1Кор. 5, 12–13 ). Однажды, когда Макарий занимался рукодельем, комар укусил ногу Макарию. В порыве нетерпения он задавил его. Потом, раскаявшись в своей нетерпеливости, осудил себя на шесть месяцев сидеть нагим при скитском болоте. Здесь он так был изъеден комарами, что некоторые думали, не в проказе ли он, и когда он возвратился в келлию, только по голосу узнали, что это Макарий; подобному же наказанию подверг он себя, когда Макарий Египетский признал излишне строгим его суд над одним братом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

В среду первой седмицы на утрени Стихиры на Стиховне. Гл. 8. Постом помышлений страсти приидите поработим, духовными себе крилы покрывше; да вражию движимую бурю легце прешедше, достойни будем крестнаго поклонения, о мире закланнаго волею Сына Божия; и духовно празднуим из мертвых Спасово воскресение, на гору вземшеся, со ученики прославим, власть приимшаго всю Сына от Отца, Человеколюбца. Приидите покорим постом страсти помыслов, покроем себя духовными крыльями, чтобы с легкостью перейдя волнующуюся бурю врага, соделаться нам достойными поклонения кресту волею закланного за мир Сына Божия и духовно праздновать воскресение из мертвых Спасителя и, восшедши на гору вместе с учениками, прославлять получившего всякую власть, человеколюбивого Сына от Отца. Слава и ныне. Крестобогородичен, гл. той же. Что зримое видение, еже моими очесы зрится, о Владыко? Содержав всю тварь, на древо вознесен еси, и умерщвлен всем даруяй живот: Богородица плачущи глаголаше, егда зряще на кресте, Всечистая, из Нея неизреченно возсиявшаго Бога и человека. Что за зрелище, которое усматривается глазами моими, Владыка? – «Держащий всю тварь, Ты повешен на древе, и умираешь, Подающий жизнь всем», с плачем говорила Богородица, когда Она, Всечистая, увидала на кресте Того, Кто неизреченно воссиял из Неё, – Бог и человек. В среду 1 недели на Литургии Преждеосвященных Даров Литургия преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток св. Четыредесятницы, четверг 5-й нед. В. поста, в первые три дня Страстной седмицы: По прочтении 3, 6 и 9 часа и изобразительных – возглас Литургии; Пс. 103 , великая ектенья; Кафизма 18; «Господи воззвах». Из стихир на Господи воззвах. Гл. 8. Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость. Братия! Постясь телом, будем поститься и душою, разрешим всякие несправедливые узы, разорвем сети насильственных долговых обязательств, раздерем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и бедных, – не имеющих крова, введем в свои дома, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость ( Ис. 58:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7 Любимицы Христовы, матушка Феофания и великая старица Варсонофия! Христос воскресе! Письмо ваше я получил и читал в самый день Пасхи, когда все было в торжественном движении, в полной красоте райской славы и божественного величия, и вот с мирных высот нашей Афонской пустыни, приветствую вас: Христос воскресе! Теперь уже не время грустных разглагольствий, a время светлых радостей и вечного ликования; значит то, что мог бы я сказать вам между прочим из пустынных моих желаний, следует оставить в стороне. И так, Христос воскресе! паки приветствую, радуйтесь, пойте, ликуйте и веселитесь! Наша Пасха – Христос, и в нем-то Едином – веселие вечное! Нечего сказать, y нас в настоящем торжестве много причин к райским блаженствам, хотя бедный мир все это, все пасхальное, прекрасное и достойное нашего загробного назначения, превратил в языческое кощунство народных веселостей, чревонеистовства и всевозможных разгулов, конечно, позволительных в духе семейного значения, но часто преступных по последствиям и даже целям. Много, при всем том, в нашей, собственно аскетической Пасхе, винословий к сладким утешениям и сердечному миру! но дай Бог, чтоб это было так на деле, a не на словах только!.. Нашему брату монаху, Пасха только тогда, когда мы не грешим, и собственно в этом смысле она принимается и в Ангельском мире, на небесах, как выразил то и Господь, сказавши: радость бывает для Ангелов о едином грешнице кающемся. Значит не всякому настоящая Пасха остается совершенной и действительною Пасхою, a только тем, кто в течение Св. Четыредесятницы и особенно в последние дни ее неуклонно шел по следам Господа на Голгофу, взошел на крест своих собственных страданий, сраспялся и спогребся наконец Ему: эти станут в ряду друзей Христовых; такого рода люди наравне с мироносицами и здесь и там – за гробом услышат однажды на всегда сладкий привет Господа: радуйтеся! Дай Бог, дай Бог, и вам и мне, и всякому верующему истинно, усвоить себе эту радость, которой никто уже в продолжении целой вечности не будет в силах отнять y нашего сердца и y нашей умиротворенной совести! Лучшего и большего приветствия и желания из всех желаний и приветов пасхальных, я не могу ни сказать вам, и ни придумать; заметив, между прочим, что радость Пасхи выкупается сколько с одной стороны строгим следованием Церкви, столько с другой сладкими слезами любви, огорчительным воплем страдальческого сердца и всем, что составляет крестные свойства и характер нашей аскетической жизни!..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перед Литургией Преждеосвященных Даров всегда совершаются великопостные часы (третий, шестой и девятый) и изобразительны. Литургия Преждеосвященных Даров совершается на вечерне, которую положено в эти дни совершать в 3–4 часа пополудни. Поэтому, чтобы причаститься на этой литургии, необходимо почти весь день не вкушать пищи, соблюдать совершенный пост. В 1968 г. определением Священного Синода Московской Патриархии литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером в тех храмах Московского Патриархата, где правящий архиерей найдет это полезным (3, с. 217). Литургия начитается с обычного возгласа «Благословенно царство». После него совершается последование вечерни: звучит предначинательный 103-го псалом, перед Царскими вратами священник читает Светильничныя молитвы. После 103-го псалма произносится великая ектенья, первая ектенья каждой службы, и стихословится 18-ая кафизма: «Ко Господу внегда скорбети ми…» Во время чтения 18й кафизмы совершается важной священнодействие: Преждеосвященный Агнец переносится с престола, где он хранился в дарохранительнице, на жертвенник. При начале первого антифона, священник вынимает из дарохранительницы Преждеосвященный Агнец и кладет его на дискос. Во время второго антифона, священник кадит престол с Агнцем. Во время третьего антифона священник, сотворив земной поклон Св. Дарам, поднимает дискос со Св. Агнцем и переносит его на жертвенник, вливает в чашу вино с водой и покрывает священные сосуды покровцами. В этот момент уместно сделать земной поклон. По окончании кафизмы следует пение «Господи, воззвах» со стихирами. На литургии Преждеосвященных Даров всегда поется десять стихир. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата и совершается Вечерний вход. В тех случаях, когда на литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие (в дни праздников и в первые три дня Страстной седмицы), вход совершается с Евангелием. После «Свете Тихий» произносится прокимен из Триоди и бывает чтение двух паремий. Как уже говорилось, в дни св. Четыредесятницы первая паремия всегда бывает из книги Бытия, как изображающая грехопадение человека и пагубные последствия его. Вторая паремия берется из книги Притчей, повествующей о Божественной премудрости, которую надлежит искать кающимся грешникам, если они действительно желают исправить свою греховную жизнь (2, с. 160).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Итак, озаботимся приобрести агнчую кротость и незлобие, любовь и милосердие, терпение и долготерпение, смирение и покорность, воздержание и чистоту, и будем убегать противных этим добродетелям качеств. Означенные добродетели и в этой жизни приобретают нам благословение Отца небесного, и в будущей поставят нас на правой стороне. Итак, повторяю, от нас зависит удостоиться стоять на страшном суде на правой стороне и избежать левой; услышать всеблагословенный глас Спасителя, зовущий нас в царство небесное, и избежать страшного гласа, отсылающого в огонь вечный. Мы сами здесь пишем, так сказать, делами своими, вечное оправдание или вечное осуждение себе на страшном суде; и в этом, между прочим, смысле будущий суд называется написанным: сотворити в них, сказано, суд написан ( Пс. 149:9 ). Совестные книги наши или оправдают нас или осудят нас, и нам останется только выслушать праведный, вечный приговор Судии всемирного. Скорее же будем изглаживать усердным покаянием и милостынею из совести все грехи наши, вольные или невольные, и вписывать в нее всякие добрые дела. Дела бо их ходят в след с ними ( Апок. 14:13 ), говорит Писание. Аминь. Слово в неделю сыропустную (первое) «Егда поститеся, не будите якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся» ( Матф. 6:16 ). В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками – с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками; потому что пост почитают для себя делом бесполезным и излишним, а казаться другим постниками – делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся златой средины, и не уклоняясь ни на право, ни на лево, идут путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви. С завтрашняго дня наступает великая четыредесятница, или великий пост, – время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно в духе христианском.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дорогие отцы, братья и сёстры! Сопоставляя торжественный вход Спасителя в Иерусалим с последовавшими вскоре событиями, мы невольно удивляемся поразительной изменчивости людей. Сегодня любовь, и, казалось бы, великая, а завтра – ненависть, и еще большая. Достаточно было явиться нескольким лжесвидетелям или произнести несколько обвинительных слов – и приговор толпы готов: она уже не кричит «осанна», а вопит «распни Его!» Но, подумаем, нет ли того же самого или подобного и в наши дни, возле нас или даже у нас самих? Не отталкиваем ли и мы от себя своего Господа своими греховными помыслами и делами? Помним ли мы, что во всякой душе Христос может и родиться и может быть распят? Вот, например, прошла св. Четыредесятница. Многие из нас говели, исповедовались и принимали св. Тайны – Тело и Кровь Христа Спасителя. Не будем говорить о тех, кто говеет без должного усердия. Их слово Божие прямо осуждает: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1Кор. 11, 27 ). Посмотрим лучше на тех, кто с усердием приступает к св. Тайнам. Понимая величие и спасительность св. Таинств Покаяния и Причащения и чувствуя необходимость духовного очищения и врачевания, они с искренним сокрушением, со слезами каются перед духовником в своих падениях и дают обещание воздерживаться от грехов; клянутся не давать лобзания «яко же Иуда». Потом с благоговением и верой принимают св. Тайны – и какой неизреченной радостью наполняются их сердца! Поистине минуты эти святые, дорогие, – их вспомнит Господь, ибо у Него не утаится «ниже капля слезная, ниже капли часть некая» 28 . Но долго ли длится это блаженное состояние? Долго ли остаются эти люди (а может быть, и мы сами) верны своим обетам? – Пусть каждый из нас сам заглянет в свою совесть и сам даст ответ! Истинный христианин тот, кто постоянен, непоколебим, тверд в своем служении Христу и Богу нашему. И таких верных христиан на протяжении истории Церкви было много, верим, они есть и сейчас. Да иначе и быть не может. Их святостью держится всякая правда, по их молитвам Господь терпит грешный мир. Будем же и мы стараться быть постоянными и верными Богу до конца своих земных дней!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Я полагаю, что не надо только никого торопить в этих делах, ни с какой стороны, и по многим причинам. Труд твой хорош, только несколько торопливо написан. Я молюсь о даровании сил и Божественном просвещении, дабы все было во благо. Желаю тебе здоровья на оставшиеся дни Четыредесятницы. С любовью Христовой, монах Паисий». 21 Сказал старец: «В раю до грехопадения животные были любимыми друзьями человека. Адам имел дар прозорливости – духовное телевидение. Он видел нужды живошых и помогал им. Орел был приучен есть только мертвых животных. Затем он одичал и стал есть живых. Все животные были ручными, они одичали только после грехопадения». 22 Некто спросил старца о нынешнем положении, и, вообще, о роде человеческом, и он ответил: «Не беспокойтесь. Многие распоряжения не успеют напечатать. Род наш будет увеличиваться, даже если наши фальшивые друзья хотели бы смешать его с грязью и получить за это благодарность. Бог, конечно, этого не попустит. Эллада откроется Востоку. Турция же вынуждена будет уплатить свой долг». 23 Старец сказал, что помаки 75 во Фракии это греки, и рассказал о том, что укрепило его в этом мнении. Он когда-то присутствовал при крещении одного совершеннолетнего помака, которое было в Комотине. Ему дали имя Апостолос. А после крещения появился человек, который знал родственников Апостолоса и сказал ему: «Ох, несчастный, когда ты крестился, ты не сказал, чтобы тебя назвали Костас, a не Апостолос, ведь прадеда твоего звали Костас». 24 Сказал старец: «Византия породила Святую Гору. Святая Гора, если выстоит и не допустит влияния мирского духа, может породить Византию». 25 Посетителю, который очень любил Малую Азию, старец сказал: «Ты бы сказал: Малая Азия – Великая Греция». 26 Сказал старец своему знакомому: «Не думай, что спасутся только те, кто пришел на Святую Гору. Ты можешь жить в миру с женой и детьми и спастись». 27 Сказал старец: «Христос – это кислород, а мы Его делаем углекислым газом». 28 Старец сказал студентам, которые имели задолженности по предметам: «А вы не будьте должниками! Если вы так учитесь, то будете должниками и у бакалейщика, и в овощной лавке, и в других местах». 29

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Речь заключает в себе 4 части, и каждая часть заключает два члена; в первом члене показываются преступления, в другом угроза наказанием, и каждая часть оканчивается одинаковым возгласом, что гнев Божий не утолился, но рука Иеговы еще поднята на казнь. В 1-й части в 9–12 ст. мечтательная надеянность Ефремлян на союз с Сирийцами, который яко бы вознаградит им все прежние потери с избытком, поражается угрозой, что Бог накажет их чрез Ассириян и Египтян. Ст. 8-й. Господь посылает (грозное) слово на Иакова и оно (как молния) упадает на Израиля, не помещенный в Паремье, составляет как бы надписание и содержание пророчества ( Зах.9:1–2 ), где наименованием Иаков и Израиль означается царство Израильское или Ефремляне ( Зах.9:11,13 ; Ос.1:3,5,7,1:10 ). 9. И узнают на самом опыте это грозное, гневное слово. Узнает, говорится, в угрозу тому, кто многократно оставлял без внимания делаемые нарочитые увещания, внушения, предостережения ( Ос.3:7 ). И Ефремляне в мечтательности и своеправии многократно возвещаемые им угрожения пророчеств с пренебрежением и посмеянием выслушивали. Потому в 10 ст. обольщаемые надеждою несметных приобретений от завоевания Иудеи представляются в самонадеянности говорящими: пусть кирпичные здания разрушены у нас неприятельскими нападениями, но мы вновь построим другие из камней тесаных, т. е. хотя в разные времена, претерпевая поражение от Сириян, не мало мы потерпели от них урону, но теперь сделавшись союзниками Царя Сирского, в надежде завоевания Иудеи, все бывшие наши потери вознаградим с преизбытком. Таково свойство естественного растления, как в частности в человеке, так и в целом обществе; когда шумная слава, великая корысть и другие обольстительные виды изводят на поприще действования: тогда ни родство, ни единоверие не берутся во внимание, а единственно суетная корысть, честь и подобные нечистые виды, и только бы достигнуть их, с доверчивостью принимаются для содействия в содружество и свои, и враги Божии. Так поступили Ефремляне с Иудою: дабы Царство Иудино обратить в предмет своей корысти и корыстного приобретения, они вступили в союз с Сирийцами, прежними врагами своими и, по нечестию их, врагами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В общем обычным порядком отправлялась и утреня. Но по отношению к составу ее наблюдаются особенности и некоторое разнообразие. Более согласно с последованием утрени в обычном ее порядке было бы чтение шестопсалмия после обычного начала. Рукопись Синайской библиотеки 960 такое и делает указание и присоединяет далее великую ектению с составом прошений, подобным Барберинову евхологию. Но в рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 989, в которых утреня уже подверглась влиянию молебна за болящих и сама в них называется «молебном», отмечается всего лишь один псалом 142, общепринятый в молебне за болящих. Далее с интересными указаниями встречаемся относительно пения «Бог Господь» или «Аллилуия». В то время как более ранние списки указывают одно «Бог Господь» 318 или «Аллилуия» 319 , рукописи Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки объединяют то и другое пение, однако без обозначения времени того и другого пения. Но можно думать, что первоначально пение «Бог Господь» или «Аллилуия» разделяло судьбу этого пения на повседневной утрени. Для последней обычным было пение «Бог Господь», а во дни святой четыредесятницы оно сменялось пением «Аллилуия». Этот же порядок пения был принят и на утрени, как связанной с таинством елеосвящения службы. Так, в рукописи Синайской библиотеки 988 мы и читаем: «Поем «Бог Господь» на глас 6 со стихами его. Если же есть великая четыредесятница, исключая субботу и день Господень, поем «Аллилуия» со стихами его» 320 . Но уже весьма рано двойственность в пении «Бог Господь» или «Аллилуия» стала сменяться одним каким-либо пением. Барберинов евхологий, относящийся к 9 веку, указывает пение «Аллилуия» уже безотносительно к времени года. И далее после пения тропарей «Помилуй нас, Господи» и др. или же «Скорый Твой покров и помощь» мы встречаемся опять с интересными указаниями канонов, певшихся на утрени. Так, рукопись Синайской библиотеки 960 указывает молебный канон Пресвятой Богородице гласа 2 с ирмосами «Грядите людие» и тропарями «Приидите вси вернии, согласно воспоим Богородицу» 321 и др., помещаемый под соответствующим гласом в октоихе, вторым каноном на утрени среды. Другой канон указывается в рукописи Святогробской Константинопольской библиотеки 8 также гласа 2: «Помощник в напастях, в бедах избавитель буди мне... Милостию Тя, Спасе, врачующего приходящих к елею сему...» Положение этого канона нам неизвестно. И третий канон, отмечаемый в рукописях рассматриваемой группы 322 , это современный канон Арсения.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

(1828 года). Некоторые проповедники слова Божия в сей день слово свое начинали изъявлением радости, потому что они видели слушателей своих радующихся наступающему посту. Подлинно, как не радоваться проповеднику-пастырю, когда он видит, что слушающие, овцы его, готовы с пути погибели обратиться на путь спасения! Чем я начну слово мое? Изъявлением радости, или изъявлением прискорбия? Или, лучше сказать: радоваться ли, или скорбеть должны нынешние пастыри, взирая в сей день на чад и овец своих? Увы! кажется, безошибочно можно сказать, что немного ныне пастырей радующихся, поскольку мало найдется пасомых таковых, кои бы радовались наступающему посту. Великая разность между нынешними и первыми христианами! – Прежние христиане с радостью и веселием ожидали и встречали св. пост, поскольку они знали силу и пользу поста и понимали, для чего он установлен, – и знали не умом или не но слуху только, но самым опытом. Нынешние же многие христиане с прискорбием видят наступающий пост, поскольку они не видят и не знают, и не хотят знать и видеть, силы и пользы поста. Они видят трудности и изнурения, налагаемые постом, но не знают и не понимают утешений и награды поста. Мы слыхали, что во время поста надобно воздерживаться от многоедения, надобно оставить все забавы и удовольствия, а часто молиться, и с коленопреклонением: и нам, привыкшим к неге и лености, кажется это чрезвычайно трудно, потому что мы не радим о спасении своем и не знаем, что малоедением усмиряется страстное тело наше, – оно перестает воевать и восставать на дух наш, постом побеждаются козни и сила диавольская, а тем доставляется сила и истинное спокойствие душе нашей. Мы не испытали, что молитвою доставляется истииное утешение и удовольствие сердечное, чистая радость и веселие: молитвою мы беседуем с Богом – Источником всякой утехи и радости. Прежние христиане знали это и испытали, а потому и радовались наступающему времени поста и молитвы; а мы скучаем и скорбим, потому что не знаем и не испытали. А потому в честь празднуемого днесь святителя Иннокентия, учителя воздержания, и в честь наступающей Св. Четыредесятницы и в назидание наше поговорим несколько о том, для чего установлен пост, и как мы должны исполнять обязанности, им на нас возлагаемые.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010