2) На вторник, среду, четверток (исключая 5-й седмицы – день чтения Великого канона), пяток и субботу (исключая 5-й седмицы – день акафиста) Великой Четыредесятницы. 3) На вторник, среду Страстной седмицы. Посему великое повечерие не совершается: 1) На сырную среду и пяток, если в эти самые дни или накануне их (т. е. во вторник и четверток) случится Сретение (Тип., 2-го февраля), или храмовой праздник (Тип., храм. гл. 28). 2) Великое повечерие не совершается в посту на понедельник, так как канун сего дня есть день праздничный, воскресный. 3) Великого повечерия не бывает накануне того дня, в который читается на 5-й седмице Великого поста канон святого Андрея Критского , т. е. на четверток или на вторник 274 . 4) Не бывает великого повечерия и на, субботу 5-й седмицы Великого поста, субботу акафиста. Великое повечерие в соединении с утренею совершается на праздничные дни, на которые, вместо малой вечерни, отправлялась вечерня вседневная или великая, именно: 1) На Рождество Христово и Богоявление, в какие бы дни седмицы ни случались эти праздники. 2) На дни храмовые, если они бывают: а) в субботу 1-й седмицы Великого поста (Тип., храм. гл. 32) 275 ; б) во вторник, среду, четверток, пяток и субботу 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы (Тип., храм. гл. 35). На день Благовещения, если он случится: а) до Недели ваий – во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., послед. 25 и 26 марта); б) во вторник, среду и четверток Страстной седмицы (Тип., 25 и 26 марта). Малое повечерие читается во все дни не в посту, равно и в пост, в те дни, в которые, как видели, не указано великого повечерия. Есть дни, в которые в храме не положено читать повечерия, а назначено читать его в келии, например: в 5-ю Неделю Великого поста на день чтения Великого канона и на день акафиста (Тип., послед. среды и пятка 5-й седмицы Великого поста). Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются (та или другая, смотря по дню седмицы) на разные праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти праздники совершаемо всенощного бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   С украшениями и ризою рисовать не стану, ибо это египетская работа, а все-таки дурно выйдет.    Мое здоровье исправно.    Владыке низко кланяюсь и прошу молитв. Благослови Господь вас и всех ваших.     Ваш богомолец Е. Феофан. 16 ноября 1875 г. Письмо 421. О новом архиерее Тамбовском    Милость Божия буди с вами!    Вот вам и владыка! Нагрешили, верно, тамбовцы, Бог и берет пастыря. Но утешьтесь! Слышно, и тот владыка очень добр. А сейчас о. архимандрит сказал, что кто-то писал ему, будто будущий владыка крутенек. Но если крутенек в должном, то это не худо, а хорошо. Кучера хорошие — самые крутые: держат вожжи туго и не дают воли лошадкам.    Я здоров, чего и вам желаю. Холода пошли, хоть погода ясная стоит. Но, ведь, вам не гулять, а только в окошечко посмотреть, как и мне многогрешному.    Желаю вам всего доброго и здоровья и спокойствия душевного.    Господь да благословит вас! О. архимандрит спешит, спешу и я.    Прошу не забывать меня в молитвах своих.     Ваш богомолец Е. Феофан. 16 октября 1876 г. Письмо 422. Поздравление с св. Четыредесятницею. Память смертная. Безответная молитва    Милость Божия буди с вами!    Поздравляю и вас с св. Четыредесятницею. Помоги вам Господи провести ее в добром здоровии и во спасение души. Можно дома поклонами отбывать все службы, а в субботу и в воскресенье сходить к обедне. Св. Таин причащаться можно и не раз. Благослови, Господи!    Да-да. Время течет. И не заметишь, как смерть придет. У вас там указали мне во мне знаки смерти. Хоть очень сомнительного значения, всяко однако ж, поставив себя в состояние обреченного на смерть, которая может вот-вот придти и захлебнуть, я чувствовал, как горько быть в таком состоянии. И только несомненная надежда на милость Божию может усладить его. Коль великая и неописанная милость Божия крест Господень. В нем вся наша надежда.    Вы молитесь сказать вам, где лучше спастись? И Бог не сказывает. Если не сказывает, значит дает знать, что нечего об этом молиться. Потому что и в настоящем положении ничего нет, что бы могло мешать спасению. Все дело в добром произволении и в спасительном настроении сердца. О сем и забота буди! Что есть, то хранить; чего и не достает, то прибавить. По какой программе? По блаженствам. Что написано в блаженствах, надо все в сердце возыметь; и рай!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Правила пощения, предписываемые Церковию в св. Четыредесятницу, древние христиане ревновали исполнять во всей их силе и строгости, считая св. Четыредесятницу преимущественным временем говения и богатения въ Бога 60 . Дни св. Четыредесятницы были древле совершенно отличными от дней предшествующих и последующих ей. Пред наступлением поста Четыредесятницы св. Златоуст поучал: «светлый сегодня у нас праздник, и собрание торжественнее обыкновенного. Какая же тому причина? Это действие поста, и поста еще не наступившего, но ожидаемого. Он собрал нас в отеческий дом; он сегодня привел в матерние объятая и тех, – которые доселе были небрежны. И если только ожидаемый пост возбудил в нас столько ревности, то сколько благочестия он породит в нас, когда явится и наступит» 61 . При наступлении поста св. Четыредесятницы св. Златоуст беседовал: «нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену. Когда подумаю о внезапной перемене, произшедшей сегодня, и вспомню о беспорядках вчерашнего дня, то изумляюсь силе поста, как он, вошедши в совесть каждого, изменил мысли, очистил ум не только у начальствующих, но и у частных людей, не только у свободных, во и у рабов, не только у мужчин, во и у женщин, не только у богатых, но и у бедных. Но что говорить о начальствующих и частных людях? Пост склонил даже совесть того, кто облечен диадемою к одинаковому с прочими послушанию. Сегодня не увидишь различия между столом бедного и богатого; но везде пища простая, чуждая изысканности и приправ; и к простой трапезе приступают с большим удовольствием, чем прежде, когда предлагалось множество изысканных яств и вин» 62 . В другом своем слове, которое произнес святитель после великого поста, беседует: какое благо не происходит для нас от поста? везде тишина и чистая ясность; и жилища не свободны ли от шума, беготни и всякой тревоги? Но прежде еще жилищ дух постящихся вкушает спокойствие; да и город весь являет такое благочиние, какое бывает в духе и жилищах; ни вечером не слышно поющих, ни днем суетящихся и нетрезвых; не слышно ни крику, ни ссор; но везде великая тишина. А теперь не так; с самого раннего утра – крик, шум и беготня поваров, и как в жилищах, так и в душах великий чад, от того, что забавами поджигаются внутри нас страсти и раздувается пламень порочных вожделений. Поэтому должны мы жалеть о прошедшем посте, ибо он все это обуздывал; если самый подвиг поста мы сложили с себя, но не прекратим любви к нему и не изгладим памяти о нем» 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Естественно, человек, желающий причаститься, сохраняет пост, и таким образом эти дни года проходят в особенно строгом, совершенном посте. Если вспомнить, какие это дни, то очень легко можно понять, почему именно они выделяются из течения всего церковного года. Это два Сочельника – Рождественский и Крещенский, Великий Четверг и Великая Суббота, и дни Преждеосвященной литургии – будние дни Четыредесятницы, естественно, очень строгие и постные. Сейчас мы говорим о Великом Четверге; вспомним: в Среду совершалась вечерня с литургией Преждеосвященных даров, потом было повечерие, полунощница, утреня, первый час, о которых мы сейчас говорили, потом третий, шестой и девятый час. От вечерни до девятого часа прошел полный круг церковного дня, а литургии в нем не было. Почему? Потому что литургия в Великий Четверг должна быть на вечерне; церковный день прошел, все службы исчерпаны, а литургии не было. Тогда после девятого часа назначается чин изобразительных, чтобы круг церковного дня не прошел хотя бы без воспоминания о литургии. Литургия Великого Четверга – это совершенно уникальная служба. Это день установления таинства Евхаристии, поэтому назначен самый торжественный чин, который только может быть – литургия Василия Великого . Каков порядок этой службы? Естественно, начинается она возгласомБлагословенно Царство, но после него следует чтение 103 псалма, потому что сначала нам нужно отслужить вечерню; далее – великая ектенья. Кафизмы, естественно, нет, потому что рядовое чтение Псалтири отменено. И затем следуют воззвахи и стихиры на Господи, воззвах. Стихиры эти повторяют стихиры Великой Среды и снова говорят об Иуде. Надо сказать, что там есть одна-две стихиры о беззаконных иудеях, которые предали Господа на распятие и смерть. И вот один текст как бы объединяет эти две темы, и представляет Иуду достойным порождением «льстивого рода». Там говорится: «Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя: еще бо брашну сущу во устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии: и сей злочестивый, небесный хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела...» По тексту этой стихиры, Иуда все-таки причастился: здесь говорится, что у него в устах был «небесный хлеб». «О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! Питающаго продает, и егоже любляше Владыку, предайте на смерть: воистинну онех сын беззаконый, и с ними пагубу наследова. Но пощади, Господи, души наша от таковаго безчеловечества, Едине в долготерпении неизреченный» (стихира наГосподи, воззвах на Славу, и ныне).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Естественно, человек, желающий причаститься, сохраняет пост, и таким образом эти дни года проходят в особенно строгом, совершенном посте. Если вспомнить, какие это дни, то очень легко можно понять, почему именно они выделяются из течения всего церковного года. Это два Сочельника — Рождественский и Крещенский, Великий Четверг и Великая Суббота, и дни Преждеосвященной литургии — будние дни Четыредесятницы, естественно, очень строгие и постные. Сейчас мы говорим о Великом Четверге; вспомним: в Среду совершалась вечерня с литургией Преждеосвященных даров, потом было повечерие, полунощница, утреня, первый час, о которых мы сейчас говорили, потом третий, шестой и девятый час. От вечерни до девятого часа прошел полный круг церковного дня, а литургии в нем не было. Почему? Потому что литургия в Великий Четверг должна быть на вечерне; церковный день прошел, все службы исчерпаны, а литургии не было. Тогда после девятого часа назначается чин изобразительных, чтобы круг церковного дня не прошел хотя бы без воспоминания о литургии. Литургия Великого Четверга — это совершенно уникальная служба. Это день установления таинства Евхаристии, поэтому назначен самый торжественный чин, который только может быть — литургия Василия Великого. Каков порядок этой службы? Естественно, начинается она возгласом Благословенно Царство, но после него следует чтение 103 псалма, потому что сначала нам нужно отслужить вечерню; далее — великая ектения. Кафизмы, естественно, нет, потому что рядовое чтение Псалтири отменено. И затем следуют воззвахи и стихиры на Господи, воззвах. Стихиры эти повторяют стихиры Великой Среды и снова говорят об Иуде. Надо сказать, что там есть одна-две стихиры о беззаконных иудеях, которые предали Господа на распятие и смерть. И вот один текст как бы объединяет эти две темы, и представляет Иуду достойным порождением «льстивого рода». Там говорится: «Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя: еще бо брашну сущу во устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии: и сей злочестивый, небесный хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела…» По тексту этой стихиры, Иуда все-таки причастился: здесь говорится, что у него в устах был «небесный хлеб». «О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! Питающаго продает, и Егоже любляше Владыку, предайте на смерть: воистинну онех сын беззаконый, и с ними пагубу наследова. Но пощади, Господи, души наша от таковаго безчеловечества, Едине в долготерпении неизреченный» (стихира на Господи, воззвах на Славу, и ныне).

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

У нас главными местами погребения умерших служат в настоящее время отдельно устрояемые кладбища – эти нивы Божьи, на которых сеется в тлении то, что имеет восстать в нетлении; сеется в уничижении то, что имеет восстать в славе; сеется в немощи то, что имеет восстать в силе: сеется тело душевное, а восстанет тело духовное (1 Кор. XV, 42:44). Крест – символ спасения возвышается над могилою всякого христианина, умершего с верою и покаянием. Умерший веровал в Распятого на кресте, был крестоносцем во время своей земной жизни и покоится сном смерти под сенью креста. «Не знаем, братие куда ваши мысли склоняются от сей плащаницы, а наши – к нашему собственному гробу. И наша жизнь, думается нам, так пройдет, как прошла теперь Четыредесятница; и для каждого из нас наступит потом великий пяток смерти, а за сим великая суббота успокоения в недрах земли, – великая по самому продолжению ее для нас. Господь нисшел во гроб токмо па три дня; а нам долго надобно будет оставаться под землею» 170 . Тих сон и мирен, усопшие братья! Ничто не смущает ваш вечный покой... Земля приняла вас в родные объятья И скрыла на веки от злобы людской! Не страшны вам больше тревоги, волненья! Вы прах отряхнули – и к жизни иной, На крыльях надежды, в обитель спасенья, К Творцу воспарили бессмертной душой. Там ждет вас награда. Слеза покаянья Вам вновь возвратила утраченный рай. Мы верим: не вечны земные страданья, И нового с вами достигнем свиданья, И дольному скажем: «на веки прощай!» з) Катакомбы – место погребения древних христиан «Я – гражданин двух городов; имя мое – Леонид. Вот что я говорю своим друзьям: будьте веселы, пируйте, живите, потому что некогда вам придется все таки умереть». Такова надпись на одном языческом надгробном камне в Малой Азии. «Здесь покоится в мире Валерия, чтобы некогда воскреснуть во Христе?» Вот эпитафия одной галльской христианки IV века. Таков язык двух резко противоположных воззрений – языческого и христианского. Между тем как для первого порог смерти представляет завершительный предел существования человека, последователи второго исповедуют: «Знаем, что когда земной, наш дом, сия хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный» ( 2Kop. V, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Для ясности прилагается таблица: . В дни, кроме Великого поста, на которые не бывает всенощного бдения Всенощное бдение В дни Великого поста – в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток великой Четыредесятницы, в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы 9-й час Вечерня Повечерие 9-й час, малая вечерня, повечерие. Вечерня (иногда повечерие) Утреня 1-й час Повечерие Полунощница Утреня 1-й час Полунощница Утреня 1-й час 3-й час 6-й час Литургия 3-й час 6-й час 9-й час и чин изобразительных Вечерня. В среду и пяток – литургия преждеосвященных даров Вечерня Вечерня совершается в конце дня, в благодарение Богу, Творцу, Промыслителю за прошедший день и в освящение наступающего нового дня. На вечерне в молитвословиях постоянных, неизменяемых, воспоминается сотворение мира, начавшегося с вечера, пребывание первых людей в раю, изгнание их из рая и раскаяние их, жизнь людей при патриархах, потом – под законом и пришествие Господа Спасителя на землю. Вечерня бывает великая, вседневная и малая. Вечерня малая короче вседневной, вседневная же короче великой. На малой вечерне, no сравнению со вседневною , не бывает: а) великой ектеньи: «Миром Господу помолимся»; б) стихословия Псалтири; в) малой ектеньи; г) на малой вечерне поется не более 4-х стихир, тогда как на вседневной не менее 6-ти; д) на малой вечерне произносится не вся ектенья: «Помилуй нас, Боже», a только три прошения; е) не бывает ектеньи: «Исполним вечернюю молитву»; ж) на малой вечерне отпуст малый, a на вседневной великий отпуст (Тип. главы 1 и 9). Главное отличие вседневной вечерни от великой состоит в том, что: 1) На великой вечерне, после чтения паримий, a если их нет, то после прокимна, бывает сугубая ектенья, которая начинается прошениями: «Рцем вси от всея души» и «Господи Вседержителю». На вседневной же вечерне сугубая ектенья говорится при самом конце службы и притом без двух начальных прошений: «Рцем вси» и «Господу Вседержителю», a начинается с прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей». Это есть решительный признак, которым отличается всякая великая вечерня от вседневной (см. в Служебн., послед. вечерни и в Тип., гл. 2, 7 и снес. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

25-го ч. исполнилось сорок лет со времени рукоположения моего (в1842 г.) в сан священника: я служил в Крестовой церкви. К служению приглашён был товарищ мой по Владимирской семинарии, священник Тверской Екатерининской (за Тверцой) церкви Гавриил Ильич Виноградов. После обедни для служащих и некоторых других лиц из старшего духовенства предложена была праздничная трапеза, за которой протоиерей В. Ф. Владиславлев обратился ко мне с красноречивою речью. – И так сорок лет священства – великая ко мне милость Божия! Начальник Тверской губернии А. Н. Сомов при письме от 22-го января, за 31, препроводил ко мне Диплом на звание Почётного Члена Тверского Губернского Статистического Комитета. Получив этот диплом, я почёл долгом выразить свою благодарность за оказанную мне честь, о чём писал г. Губернатору от 29-го числа. Того же 29-го ч. писал я в Харьков протоиерею Симеону Алекс. Иларионову в ответ на его письма от 14 и 31 дек. 1881 г.: „В виду приближающегося дня вашего ангела, простираю к Вам слово радостного приветствия с этим, для Вас знаменательным, а для меня приятно-памятным, днём. 25-го числа Господь сподобил меня отпраздновать уже четыредесятницу лет моего служения в священном сане. Великая милость Божия! Между Тверским духовенством один приходский священник 1160 оказался моим сверстником и товарищем по Владимирской семинарии. По оконча- —583— 1882 г. нии, вместе со мной, в 1840 г. курса он поступил на священническое место к сельской церкви в Тверскую епархию, а в прошедшем году, по прошествии сорокалетней со мной разлуки, он явился ко мне с просьбой о перемещении его в город; просьба его тем охотнее была мною исполнена, что он всегда отличался скромностью и благоповедением. В день своего 40-летняго юбилея я пригласил его к своему служению и затем к общей трапезе. Он был, разумеется, очень удивлён и порадован оказанным ему с моей стороны вниманием. Но какая, подумаешь, разница в его и моей судьбе! Он сорок лет мирно пребывал на одном месте, среди своей небольшой сельской паствы; а со мной, в продолжение того же периода, сколько совершилось перемен! Я, подобно древнему Израилю, сорок лет странствовал и странствую по пустыне мира сего, – и где же конец моему странствованию, скоро ли достигну земли обетованной; когда и где наконец, через сень смертную, прииду и явлюся лицу Божию?..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    192. Всегда между страхом и надеждой проводи свою жизнь, призывая на помощь Господа и смиряя себя. Пятисотницу можно справлять по частям. Послушание есть великая добродетель М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Сестра о Господе м. Магдалина! Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. В трудах и подвигах твоих душевных и телесных помощи Божией желаю. Письмо твое получил. Пишешь о согрешении. Господь да простит тебя. Случай сей да научит тебя не высокая мудрствовати, но смиренными водитися. Ибо не усилия наши, не труды, не время избавляют нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным. Сие всегда помни и никогда не полагайся на себя, хотя бы и много лет не тревожила тебя страсть, ибо и чудотворцы, и великие постники внезапно были побеждаемы и низвергаемы страстию. Но всегда между страхом и надеждою провождай свое жительство, призывая на помощь Господа и смиряя себя всячески. Исповедуй сей грех духовному отцу, и по милости Божией следа не будет от него на душе твоей. Кто ходит, того не отвергай, учи и Богу молись. За каждую можно и не класть поклонов, а всех вместе поминай, а при этом больше и больше себя укоряй, вспоминая падения своя. Пятисотницу старайся не оставлять. Можно и по частям справлять ее. Паше и Евстолии благословение посылаю. Господь да поможет им в трудах. Зачем же Паша собирается уходить? Надо и помысл сей прогонять от себя. Послушание есть великая добродетель. И если вред какой думает она получить от послушания, то благодать Божия покроет ее, только чтобы сама не предавалась нерадению и безпечности. Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.     193. Отсутствие усердия и теплоты в молитве бывает к смирению, а также за осуждение ближних или за превозношение. Спать не раздеваясь – древнее отеческое правило. Что есть истинное откровение М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Сестра о Господе м. Магдалина! Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Письмо твое получил. Поздравляю с св. Четыредесятницею и желаю тебе с помощию Божиею благополучно и душеполезно совершить ее и поклониться Страстям Христовым и св. Воскресению Его. Во всем прощение посылаю, также и у тебя смиренно испрашиваю оное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Дата начала Великого поста всегда приходится на отрезок между 15 февраля и 21 марта. В самом конце этого периода — 18 марта — начинается Великий пост 2024 года. Первый день поста получил народное название Чистый понедельник. С одной стороны, в этот день самое время навести порядок после масленичных гуляний, а с другой — отсюда начинается великопостный путь к Пасхе, предполагающий очищение от греховных привычек. Существует традиция в последний день перед началом поста прощать друг друга, чтобы не входить в Четыредесятницу (еще одно название Великого поста) со скрытыми обидами и недоговоренностями. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы и пожать плоды от своего покаяния : простите ближним согрешения их перед вами». Вечером в воскресенье в храмах совершается великая вечерня с особым чином, на котором священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения. С этого богослужения начинается Великий пост. Читайте также: Календарь Великого поста Когда заканчивается Великий пост 2024 Строго говоря, Великий пост заканчивается в пятницу перед Вербным воскресеньем, как раз на сороковой день (отсюда и название — Четыредесятница). Однако Страстная седмица, которая следует за Вербным воскресением и является по существу отдельным смысловым периодом, не нарушает общий аскетический настрой Великого поста — все постные ограничения сохраняются и даже в каком-то смысле становятся строже. Поэтому можно сказать, что окончание Великого поста — это канун Пасхи, а она всегда празднуется в период с 4 апреля по 8 мая. В этом году православные верующие встретят Светлое Христово Воскресение 5 мая, соответственно, 4 мая — Великая Суббота — будет днем, которым заканчивается Великий пост в 2024 году. Великую Субботу называют «днем тишины»: позади непростые шесть недель Четыредесятницы и самые трудные и важные дни Страстной седмицы, соединяющие верующих с событиями двухтысячелетней давности. Несмотря на то, что в храмах в этот день обычно шумно и многолюдно (даже далекие от церковной жизни люди заходят освятить куличи и яйца), сохраняется ощущение, будто весь мир замирает в ожидании самых главных для всего человечества слов — «Христос Воскресе!», которые прозвучат в 2024 году в ночь с 4 на 5 мая. Первые дни Великого поста

http://foma.ru/velikij-post-2024.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010