Таже: Господи помилуй (40), Иже на всякое время: Господи помилуй (3), Слава, и ныне: Честнейшую: Именем Господним благослови отче. Возглас: Боже, ущедри ны: Чтец: Аминь. И священник глаголет молитву Ефрема Сирина с 16 поклонами. Посем чтец: Аминь. И глаголет молитву: Боже и Господи сил: На 9-м часе Вместо тропаря святаго чтец: Иже в девятый час: со стихи. На Славу, и ныне: Богородичен часа: Иже нас ради: По Отче наш: глаголем кондаки из Часослова: Видя разбойник: Слава: Пос- реде двою разбойнику: И ныне: Агнца и Пастыря: Таже, Господи помилуй (40), Иже на всякое время: Господи помилуй (3), Слава, и ныне: Честнейшую: Именем Господним благослови отче. Возглас: Боже, ущедри ны: Чтец: Аминь. И священник возглашает молитву Ефрема Сирина с 3 поклонами. Посем чтец: Аминь. И глаголет молитву часа: Владыко Господи Иисусе Христе Изобразительны Сразу по молитве 9 часа чтец: Благослови душе моя Господа: Слава: Хвали душе моя Господа: И ныне: Единородный Сыне: Посем, чтец: Во Царствии Твоем: и чтет Блаженны скоро, без пения. Слава, и ныне: Помяни нас Господи: Помяни нас Владыко: Помяни нас Святый: Посем: Лик Небесный: и прочая по Часослову. Верую: Ослаби, остави: Отче наш: и по возгласе кондаки по уставу Великой Четыредесятницы: В храме Христовом В храме Богородицы В храме святаго 1. Кондак храма. 2. Кондак дне: Вознесыйся на Крест волею: 3. Кондак святаго Минеи. 4. Слава: Со святыми: 5. И ныне: Предстательство христиан: 1. Кондак дне: Вознесыйся на Крест волею: 2. Кондак святаго Минеи. 3. Слава: Со святыми: 4. И ныне: Кондак храма Богородицы. 1. Кондак дне: Вознесыйся на Крест волею: 2. Кондак храма. 3. Кондак святаго Минеи. 4. Слава: Со святыми: 5. И ныне: Предстательство христиан: Таже: Господи помилуй (40), Слава, и ныне: Честнейшую: Именем Господним благослови отче. Возглас: Боже, ущедри ны: Чтец: Аминь. И священник глаголет молитву Ефрема Сирина с 16 поклонами. Посем чтец: Аминь. И абие: Приидите поклонимся: и псалом 103. В среду вечера По предначинательном псалме ектения великая, по обычаю постовым распевом. Кафисму чтем 12-ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Образом убо сый ученик, вещию же сый убийца» (4-я стихира на стиховне). После стихир на хвалитех читается вседневное славословие, обычная ектения просительная, и стихиры на стиховне, уже цитированные выше. И затем обычное окончание утрени: Благо есть, еще раз тропарь Егда славнии ученицы, сугубая сокращенная ектения и окончание. После Утверди Боже начинается чтение первого часа, который замечателен тем, что на нем читается паримия, чего практически никогда не бывает. А тут на первом часе есть прокимен; паримия и еще один прокимен, такова особенность первого часа в Великий Четверг. Тропарь на часе читается, естественно, тот, который был на утрени, и кондак Триоди: «Хлеб прием в руце предатель», тоже посвященный Иуде. Этим заканчивается утреннее богослужение Великого Четверга. Мы рассмотрели утреню и первый час. Естественно, в свое время совершаются часы. Устав говорит о них так: «Прочие же часы поются трипсалмны просто», – т.е. не великопостные, не Великие, а обычные часы. На них употребляется один тропарь и один кондак Великого Четверга. К ним же присоединяется и чин изобразительных. Почему в этот день назначены изобразительны? Вы знаете, что изобразительны это особая краткая служба, в просторечии называемая «обедница». Если литургия это обедня, то нечто меньшее, заменяющее обедню, это обедница. Изобразительны назначаются в двух случаях: если литургии в какой-то день нет вообще, или если литургия совершается на вечерне. Например, Великим Постом в обычные понедельник, вторник и четверг совершается чин изобразительных, потому что в эти дни нет литургии. Зато в среду и пяток св. Четыредесятницы изобразительны тоже совершаются, но по другой причине: литургия Преждеосвященных Даров есть, но совершается она на вечерне. Что это значит? Определенные дни года избраны Уставом как дни особенно строгого, совершенного поста, и именно в эти дни литургию назначено совершать на вечерне, т.е. она должна быть позже обычного времени литургии. Конечно, не в 6–7 часов вечера, как мы могли бы себе это представить, но где-то в 3–4 часа пополудни, во второй половине дня, а не в первой, как это бывает обычно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всяко скажете: «Кто чист?» Но ведь о том и дело, чтоб мы сознали себя нечистыми и поревновали очиститься. Ибо, если б в минуту сию, когда совесть признает нас нечистыми, мы стояли на Суде и из себя, и от других, и от Господа слышали такой приговор о себе, что было бы с нами? Вот приходят исполнители судорешений, связывают и ввергают в «тьму кромешную» , где «плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12)! Так точно это и будет, если отселе не озаботимся изменить готовящееся нам грозное определение на определение благоволительное. Не спрашивайте, как это сделать. Ибо кто того не знает? «Покайся, и впредь не греши» — вот и вся тайна подготовления оправдательного решения на Страшном Суде! «Покайся!» Велико ли и трудно ли это? Все дело покаяния в двух словах: «Согрешил, не буду!» Какой труд сказать это? А между тем какая великая сила сокрыта в кратком слове сем! Хотя бы молча кто, в сердце только своем, чувством своим внутренним изрек: «Согрешил, не буду!» Внутреннее слово сие пронесется по всему Небу и там произведет всеобщую радость. «О едином грешнике кающемся радуются все Ангелы» (Лк.15:7), — говорит Господь. Радуются, но чего ради? Это они радуются за ту неизреченную радость, какою обрадован будет грешник покаявшийся в День Суда. Ту тесноту, то горе, ту беду, кои ожидают грешника на Суде, совершенно отстраняет это небольшое покаянное слово: «Согрешил, не буду!» Грех печатлеется в естестве нашем, отпечатлевается во всем окружающем нас и записывается в Книге живота. Во всех сих местах он будет виден в День Суда и, отражаясь на нас, будет привлекать осуждение нам. Но покаянный и сокрушенный вздох: «Согрешил, не буду!» изглаждает его отвсюду, так что нигде ни единого следа его не останется в обличение нас. Как черное платье моют, колотят, полощут и тем убеляют его так, что никакой черты прежней черноты не остается в нем, так слезы покаянного сокрушения и Исповедь убеляют естество наше, повсюду стирают следы греха, изглаждают из самой книги Суда, так что на Суде самый большой грешник, ради покаяния, явится безгрешным и никакого нигде не найдется основания к осуждению его, потому что покаяние все их истребляет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2943...

Так как это невозможно сделать без помощи Божией, то якорем благих основных чувств христианина должно быть смирение; это чувство – смирение, осознание своих слабых сил, в надежде на помощь Божию; в этом-то и отличие христианства от язычества, язычники горделиво говорят так: пусть боги дадут нам богатство, здоровье, честь, а добродетели сами собою достигнутся. Это говорит тот, кто не знает своей души, тот, кто никогда не проникал в глубину своего сердца и своих чувств; он никогда не проникал духом в смысл христианских добродетелей, а христианин проникает в свою душу, рассматривает в ней, как глубоко проник туда грех, как сплетено зло с добром, как яд греха проник глубоко, и чтобы быть истинным христианином, а не казаться только таковым по виду, как много надо пламенной борьбы; человек будет казаться наверху чистым, а внутри его есть яд гордости. И вот, в осознании своей слабости, своего бессилия, христианин обращается с пламенной надеждой к Богу, пламенно молится Господу, взывает: «О Владыко моей жизни! Если Ты не можешь мне помочь, то я ничего без Тебя не могу сделать: вырежь зло из глубины моей души и насади туда семена добра». Так молится христианин; и мы, готовясь к величайшему Таинству, будем взывать к Нему с надеждой на Его помощь. 18 апреля. Великая Среда. Обедня И так закончилась Святая Четыредесятница, и сейчас в последний раз мы слышали молитву великопостную: «Господи и Владыко живота моего...». Закончилось и наше говение для многих из нас, и вы завтра приступите к Таинственной трапезе, Таинству Причащения, для некоторых говенье еще продолжается, некоторые пожелают причащаться и в Великую Субботу, а некоторые, может быть, и на Пасху; но пусть не унывают те, для которых говенье было так кратковременно, дело не в количестве, а в том, как провели мы это время, если мы думали с полным сокрушением о своих грехах, с искренним желанием оставить их и отныне начать вести добрую христианскую жизнь, если мы так думали, то и малое сокрушение принесет немалую пользу; еще так недавно мы вспоминали память преподобной Марии Египетской, я рассказывал вам, как в ней пробудилась совесть и она дала обещание изменить свою жизнь, это произошло в одно мгновение по выходе из Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

И в каждой дневной службе (например, в вечерне) есть неизменяемые молитвословия двоякие, во-первых, такие неизменяемые, которые бывают в разных видах известной службы, которые молитвословия назначены в службе известного часа дня без отношения, без приноровления к службам кругов седмичного и годового. Например: «Господи воззвах» поется на вечерне: малой, вседневной и великой. И есть неизменяемые молитвословия такие, которые бывают неизменяемы только в известном виде божественной службы, которые молитвословия, будучи назначены в службе известного часа суток, с тем вместе относятся, имеют приноровление к службам кругов седмичного и годового. Например, не на всякой вечерне, а только на великой бывает после прокимна (и паремии) полная ектения: «Рцем вси». На вседневной же вечерне эта ектения начинается прошением: «Помилуй нас, Боже», и она бывает не после прокимна, а в конце вечерни. На малой вечерне ектения: «Помилуй нас, Боже» бывает в конце вечерни, но она имеет прошений менее, нежели на вседневной вечерне. Таким образом, каждый вид службы круга дневного, приноровительно к службам кругов седмичного и годового, совершается только в известные дни седмицы и дни года. Дни, в которые совершается тот и другой вид вседневных служб Вечерня, как видели, бывает малая, вседневная и великая. Малая вечерня отправляется накануне праздников пред всенощным бдением и притом только тем бдением, которое начинается великою вечернею. Пред бдением, начинающимся великим повечерием, не бывает малой вечерни. Вечерня вседневная (т. е. на которой не произносится ектения с прошением: «Рцем вси») совершается на те дни, в которые нет празднования (на утрени) с полиелеем, тем более – с бдением. Вседневная вечерня совершается иногда и на праздники с полиелеем и с бдением, но только тогда, когда они случатся в седмичные дни поста, когда празднество умаляется постом, и служба сходна бывает с будничной. Так, вседневная вечерня бывает на праздник с полиелеем (например, 24-го февраля), если он случится на сырной седмице – в понедельник, вторник, четверток и субботу или – в седмичные дни Четыредесятницы: понедельник, вторник, среду, четверток и пяток (Тип., 24-го февраля и 9-го марта) 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

14) Иногда бывает один канон, иногда – два (см. 538, 564, 569, 576, 651 стр. печатного оригинала); обыкновенно, полагается «канон молебный Пресвятей Богородице во осмогласнике» (Уст., 9 гл.), за исключением тех дней, в которые этот канон отменяется, при чём в некоторые дни он заменяется другими канонами (см. выше, 7, 14, 15, 17, 32, 510, 528, 534, 540, 544, 545, 549, 562, 564, 569, 583, 591, 636, 688, 689 стр. печатного оригинала). 15) Хотя в Часослове, в последов. Великого повечерия, «Достойно есть» не указано, но Уставом (см. в Уст. 9 сент., 20 дек., пяток 1-й седм. Вел. поста) оно полагается (см. также 651 стр. печатного оригинала). В Страстную седмицу на великом и малом повечериях, вместо «Достойно», поётся ирмос 9-й песни канона (см. в Триоди Пост., Вел. понед. и пяток, и «Служ. Стр. седм.»; см. также выше, 583 стр.; сн. 510 и 651 стр. печатного оригинала). – В вечер двунадесятых праздников, или в навечерие дней, непосредственно следующих за этими праздниками, Уставом не полагается петь на повечерии, вместо «Достойно есть», ирмос 9-й песни праздничного канона (см. Уст., напр., 9 снт., 16 авг.). Только в вечер недели Пятидесятницы, т.е., в навечерие понедельника Святого Духа, поётся на повечерии (см: Уст. веч. 50-цы) канон Святого Духа и «по 9-й песни, вместо Достойно, поем ирмос тойже» (Рук. д.с.п. 1889, 12). 16) Тропарь: «Господи сил» поётся пред стихами 150-го пс., как припев; сперва один лик поёт тропарь, затем другой лик; потом первый лик поёт 1-й стих псалма и тропарь; далее второй лик поёт 2-й стих псалма и тропарь и т.д. После пения всех 5 стихов псалма (6-й его стих присоединяется к 5-му) оба лика поют 1-й стих псалма и тропарь. – Если во вторн., среду, четв., пяток и суб. в Четыредесятницу до субботы Лазаря случится святой с полиелеем, то, вместо «Господи сил», поётся кондак святому. Если в субботу на 3 и 4 седм. случится предпразднство Благовещения, то поётся кондак предпразднства. См. также 564, 569, 583, 591 стр. печатного оригинала. 17) Все эти песнопения читаются только в непраздничные дни (см. об них в 52 гл. Уст.); если случится праздник, то вместо всех этих песнопений читается только один кондак праздника или кондак святого; а если с праздником святого совпадёт предпразднство или попразднство, то, кроме кондака святого, полагается на «Слава» и «И ныне» кондак праздника; в предпразднства и попразднства, случившиеся в непраздничные дни, положен кондак праздника; если «в субботу вечера к недели» совершается великая вечерня отдельно от утрени, то отправляется и малое повечерие, и на нём, «глаголем кондак воскресен» рядового гласа (Часосл., Уст., 52 гл.); см. также 592 стр. печатного оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверного князя; кондак храма. «Слава» – кондак благоверного князя, «И ныне» – кондак Триоди. Прокимен и аллилуиарий – Недели сыропустной и благоверного князя. Апостол и Евангелие – Недели сыропустной и благоверного князя. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и благоверного князя: «В память вечную...». Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы Вечером в Неделю сыропустную иерей (пред царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читает 9-й час – по обычаю . В конце 9-го часа иерей произносит возглас: «Боже, ущедри ны...». Читается молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...». Вечерня. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды) и предначинательный псалом (иерей читает светильничные молитвы). Великая ектения. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Октоиха покаянны, глас 8-й – 4 (2 из стиховных стихир на вечерне в Неделю вечера и 2 из стиховных стихир на утрене понедельника) , Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи (мч. Конона Исаврийского, с 5 марта), глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, Света Божественнаго носило...». Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших. Если случится память двух малых святых, то поются стихиры первого святого, а стихиры второго святого с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени. Вход с кадилом . «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю; скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю»; стих 1-й: «Спасение Твое, Боже, да приимет мя»; стих 2-й: «Да узрят нищии и возвеселятся»; стих 3-й: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Примечание. Великий прокимен «Не отврати лица Твоего...» поется также на вечерне во 2-ю и 4-ю Недели поста. В 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели поется прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»; стих 1-й: «От конец земли к Тебе воззвах»; стих 2-й: «Покрыюся в крове крил Твоих»; стих 3-й: «Тако воспою имени Твоему во веки».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-17/

Смотри, каждый из этих людей употребляет всю бдительность, как бы всякий день прибавить что-либо к прежнему, и никогда не насыщается, но, чем более умножается у него имение, тем более усиливается и рвение и усердие. Итак, если люди выказывают такую бдительность там, где часто и старания бывают бесплодны, и богатство причиняет великий вред спасению души, то не гораздо ли более должно поступать так здесь, где от усердия великая польза, несказанная награда, и безмерный прибыток? Там, кроме всего сказанного, большая неизвестность: приобретение имущества не нарочно, не только потому, что при наступлении смерти оно остается здесь и не приносит никакой пользы собиравшему его, но и потому, что он, за имущество остающееся здесь, должен (там) дать самый строгий отчет. Часто случается еще и то, что человек, собравший великое богатство, после многочисленных трудов, тяжких усилий и беспокойств, с наступлением, как бы бури какой, неблагоприятных обстоятельств, еще прежде смерти своей вдруг делается беднее самых бедных людей – и это приходится видеть каждый день. Но касательно духовного богатства ничего такого никогда не должно опасаться: оно твердо и неподвижно, и там, где особенно нуждаемся в нем, подает нам великую помощь. 3. Итак, пока имеем время, умоляю, употребим на приобретение этого духовного богатства, хотя столько же старания, сколько эти люди, и никогда не прекратим заботы о том, сделали ли мы что-нибудь доброе, прогнали ли от себя своей бдительностью какую-либо возмущавшую нас страсть, дабы, чувствуя одобрение своей совести, вкусить нам великое удовольствие. Дело не в том только, чтобы мы каждый день приходили сюда, постоянно слушали об одном и том же и во всю четыредесятницу постились. Если от постоянного хождения сюда и увещания не приобретем ничего, и из постного времени не извлечем чего полезного для своей души, – все это не только не доставит нам никакой пользы, но и послужит к большему осуждению нашему, когда, при такой (о нас) заботливости (со стороны Церкви), мы останемся все такими же, – когда гневливый не сделается тихим, вспыльчивый не обратится к кротости, а завистливый не перейдет к доброжелательству, сребролюбец не оставит своей страсти и не расположит себя к подаянию милостыни и питанию бедных, распутный не сделается целомудренным, гоняющийся за суетной славой не научится презирать ее и искать истинной славы, не заботящийся о любви к ближнему не воспрянет и не приучит себя не только к тому, чтобы быть не хуже мытарей ( " ибо если " , сказано, " вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари " ? Мф.5:46), но и к такому состоянию души, чтобы кротко смотреть и на врагов и показывать к ним великую любовь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В статье владыки Каллиста (Уэра)  «Великий пост и общество потребления» , заголовок которой мы украли, разбираются разные смыслы Великого поста в контексте современности, дается ряд ответов на вопрос «Как мы в современном нам потребительском обществе должны понимать назначение Великого поста?» . «Великая четыредесятница утверждает мировоззрение полностью противоположное стандартам нашего потребительского общества», — утверждает владыка Каллист. Он особо подчеркивает идею солидарности, общности, противостоящие атомизации и «индивидуализму» общества потребления: «цель всякого пира — именно выразить koinonia и братство людей. Пища здесь — связующее звено, и поэтому каждая совместная трапеза есть утверждение общности» — помимо прочего, это подразумевает дела милосердия, социальную активность, реальное восстановление общности, а не на словах и в символах только. О том, что пост — не есть проклятие миру, а наоборот его благословения Уэр пишет: «Наши тела созданы Богом, и значит, по существу своему хороши. Пища и питие, как и сексуальность, есть дар Божий; все материальные вещи могут быть таинством Его присутствия, средствами общения с Ним. Почему же тогда мы должны воздерживаться и поститься? Дело в том, что хотя мир, как творение Божье, “хорош весьма”, это в то же время мир падший. Пост и воздержание исправляют наши взаимоотношения с материальным миром, очищая нас от последствий нашей греховности и восстанавливая первоначальное видение сотворенного мира. С этой точки зрения аскеза — не отрицание, а утверждение внутренней святости всего материального. Наша цель — не подавление тела, но его преображение. Правильно понятая аскетика есть борьба не против, а за тело» — а как мы знаем у наших современников боле чем хватает проблем со своим телом, кроме уже упоминавшихся пищевых расстройств, скажем автотравматизм и пр. Кроме этого Уэр проговаривает множество других весьма актуальных вещей. Главный текст в этой подборке — статья современного мыслителя Джорджо Агамбена «Бычий голод» .

http://blog.predanie.ru/article/velikij-...

Поется же «Бог – Господь» четырежды. Затем дважды поется тропарь праздника, Слава, и ныне: Богородичен того же гласа. Если случится два тропаря, первый поем дважды, затем: Слава: второй тропарь, И ныне: Богородичен того же гласа, что и второй тропарь. Если же великая Четыредесятница [с понедельника по пятницу], или другой пост и положено петь Аллилуиа, то после ектении поем «Аллилуиа» четыре раза по трижды на случившийся глас Октоиха. Стихи же возглашаем следующие: Стих 1: От ночи с рассвета стремится дух мой к Тебе, Боже, ибо свет повеления Твои на земле. Стих 2: Правде научитесь, живущие на земле. Стих 3: Ревность постигнет народ не наставленный. Стих 4: Прибавь бедствий им, Господи, прибавь бедствий славным земли. Ис 26:9 , 11б, 15 И поем Троичные тропари гласа [седмицы]. [Если же служба за упокой поем Аллилуиа (3) на глас тропаря, со стихами: Стих 1: Блаженны те, кого Ты избрал и приблизил, Господи. Стих 2: Память их в род и род. Стих 3: Души их среди благ водворятся. Ср. Пс 64:5; 101:13; 24:13 И тропарь за упокой (2), Слава, и ныне: Богородичен.] После [тропарей] обычное стихословие [двух или трех кафизм по уставу]; по окончании стихословия диакон или священник произносит малую ектению. 1 Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся. Хор [на каждое прошение]: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Возглас: Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. [И читаем седальны.] После стихословия второй кафизмы: Снова и снова: Священник возглашает: Ибо Ты благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. [И седальны.] Затем, после Непорочных 2 [или Полиелея, и тропарей] «Благословен Ты, Господи:» [ Снова и снова: ]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010