Итак, из служб дневного круга мы выделяем утреню, как самую большую и праздничную (это выделение условно, но оно помогает почувствовать разнообразие богослужебного дня). Возьмем седмичный круг. В начальных главах Типикона, которые называют «общими», потому что в них излагается порядок неизменяемых частей службы, можно выделить три типа богослужения, которые встречаются в седмичном круге. Каждый тип соответствует свои дням седмицы и для каждого существуют свои правила, не совпадающие с правилами других дней. Эти правила существуют, конечно, не сами по себе, они выражают церковное учение о днях седмицы, а также научают нас с вами, как, что, когда и каким образом мы должны праздновать и о чем, и каким образом, и в каком порядке нам полезно молиться. Итак, в седмичном круге мы должны выделить три типа богослужения. Прежде всего, начало седмицы и ее вершина — день воскресный, в богослужении он называется неделя. День воскресный велик, и мы, конечно, не обойдем его вниманием. Заранее скажем, что устроение богослужебного Устава для воскресного дня несомненно свидетельствует о том, что день воскресный сравним с самыми великими праздниками годового круга. Затем следует пять будничных дней или дней седмичных, которым посвящена 9-я глава Типикона. Этот устав бегло рассмотрен в предыдущей главе. Следует заметить, что два дня — среда и пятница являются если и не вершинами, то некими возвышенностями в течение седмицы, потому что тема этих дней — Крест — отличается от прочих, она Господская, как и в день воскресный. Конечно, среда и пяток с неделей не сравнимы, но являются, с точки зрения Октоиха, с точки зрения седмичной службы как бы более важными, чем понедельник, вторник и четверг. Наконец, совершенно особое место занимает суббота. В субботу не такое праздничное богослужение, как в воскресенье, но и не такое будничное, как в седмичные дни. Субботнее богослужение является наиболее забытым и попираемым в нашей приходской практике, редко можно встретить храм, где правильно служат в субботу. Вместе с тем суббота являет нам необыкновенную красоту. В церковном году есть две важнейшие субботы, в которых и коренится все богослужебное учение о субботе и которые являются источником устроения субботнего богослужения для всего года. Это Суббота Великая или Преблагословенная (Суббота Страстной седмицы) и Лазарева суббота. О них мы будем говорить подробно в дальнейшем, когда будем разбирать богослужение Триоди. Эти дни совершенно неповторимы и обладают особой богослужебной красотой; все субботы года связаны с ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Эта книга не только о наших старцах. Она и об обычных людях, живших в наше время. Для меня необычайно важно то, что я от всего сердца хотел передать истории, связанные с Промыслом Божиим. Это самое поразительное и удивительное чудо, которое может проверить на самом себе каждый человек. Стоит только вступить в этот мир. Один из подвижников сказал, что каждый христианин может написать своё Евангелие. Даже если будут уничтожены все церковные книги, священные книги, христиане вновь напишут Священное Евангелие, потому что мы все являемся свидетелями того, как Бог ведет этот мир. Это совершенно немыслимо и поразительно. Это самое прекрасное зрелище, которое есть на свете. Хотелось бы, чтобы книги, свидетельствующие о Промысле Божием, о Попечении Божием, всё чаще появлялись в нашей русской литературе. АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ, ПИСАТЕЛЬ Спасибо отцу Тихону за изумительную книгу, которую я читал ещё в рукописи, и отрывок из которой вы позволили опубликовать в моей газете. Когда я прочитал её, то вдруг вывел для себя новое определение жанра этой книги. Я понял, что читаю " монастырскую прозу " . У нас была городская проза, у нас была великая деревенская проза, у нас была фронтовая проза. Эта книга положила начало монастырской прозе. Я бы хотел, чтобы определение этого жанра запомнили. Ещё 20 лет назад среда православной обители казалась очень камерной и уникальной, запертой в церковной монастырской ограде. Сейчас эти ограды распахнулись. В одной Псковской губернии, после того, как там существовала одна восхитительная Псково-Печерская обитель, появились десять обителей со своими насельниками, со своими традициями. И эта книга рассказывает нам, что это за люди, что это за персонажи, что это за среда, которая стремительно разрастается и становится частью нашего общероссийского общежития. Удивительно, что в этой книге отец Тихон, уделяя внимание и другим обителям, и другой среде, сосредоточил всю свою любовь и всё своё сердечное восхищение псковской землёй и Псково-Печерской обителью, с которой у него связано его становление, его послушничество, его молодость, его искания, его жизненные курьёзы. Мне это тем более было дорого, потому что и для меня Псков является духовной Отчизной. Если к этому городу внимательно присмотреться, то можно увидеть, что Псков со своим светом, восхитительным серебром, небесной лазурью, которую так тонко воспел отец Тихон, стал духовной столицей России. Ибо Москва во многом утратила эти черты, превратившись в Вавилон, где жители поклоняются не святым иконам, а денежным знакам.

http://pravoslavie.ru/48640.html

И разве не чудо, что Бог, по бесконечному Своему и изобильному милосердию, готов сделать каждого верного Ему человека сообедником светлым в Царствии Своем, призывая: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). Аминь. Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои, Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением Твоим! Дыша же благодать Твою ученик неблагодарный сию отлагает и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе. Седален по 1-й кафизме Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и наступил он, этот печальный день. Великая Среда – день предания Господа. Ныне каждая душа христианская скорбит безмерно… Совершается дело черное и мрачное, величайшее злодейство, и сердце верующего человека готово разорваться на части от боли и бессилия что-либо изменить. Постом отмечен этот день не только сегодня, но и в течение всего года. Течет, бурлит, постоянно меняется наша суетная жизнь, но в бурном потоке бытия есть два дня в неделе, которые заставляют остановиться, задуматься, попоститься в знамение нашей непреходящей скорби и от всей души погоревать о Возлюбленном Господе. Среда – день предательства Спасителя и пятница – день распятия и смерти Его. Тот, кто любит Господа, в эти дни не сможет предаваться плотским утешениям, развлекаться, внимать различного рода удовольствиям. Умом мы понимаем, что последствия предательства и крестной смерти Господа послужили спасению грешного рода человеческого, но сердце не принимает и не может принять совершённого с Ним злодеяния. Ведь предательство представляется даже преступнее самого распятия. Распинатели выполняли приказ, они не знали Господа в той степени, в которой познал Божественного Учителя предатель Иуда: ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы ( 1Кор.2:8 ). Иное – Иуда Искариот. Ближайший ученик, один из двенадцати самых любимых и дорогих сердцу Господа людей, свидетель Его земной жизни, проповеди, совершённых чудес. Он шел за Учителем, разделял с Ним радости и горести, согревался лучами Его неизреченной благодати. И вдруг это предательство… Да, быть может, на первый взгляд преступление Иуды кажется неожиданным, хотя правильнее увидеть в совершённом закономерность. Как же случилось, что Иуда-апостол стал Иудой-предателем? История этого превращения да послужит всем нам весьма убедительным уроком.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

На Светлой седмице кафизм нет вообще (даже шестопсалмие не читается). Но Псалтирь отлагается не полностью: хвалитные псалмы положено петь даже на утрени первого дня Пасхи. 5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона) Как читать Великий канон и в то же время служить Благовещение? В этом году такое едва не случилось. Смысл в том, что чтение Великого канона совершается на утрени не четверга, а вторника. Великий канон читается во вторник, а в четверг, естественно, служим праздник Благовещения. За счет этого смещается весь порядок чтения кафизм. Понедельник: на утрени — 4,5,6–я кафизмы; на 1–м Часе — 7–я кафизма; на Часах — 8,9,10; на вечерне — 11–я. Вторник: на утрени Великого канона — 12–я кафизма. На 1–м Часе кафизмы нет. На Часах — 13,14,15–я; на вечерне — 16–я. Среда: на утрени — 19,20,1–я. Дальше 2,3,4,5. Четверток: на утрени — 6,7,8–я кафизмы. На 1–м Часе — 9–я; на Часах — 10,11,12–я. Пятница: на утрени — 13,14,15–я кафизмы. На 1–м Часе кафизмы нет. На Часах 19,20. На 9–м Часе кафизмы нет. На вечерне — 18–я. Субота: на утрени — 16,17–я, на Часах кафизм нет; вечером — 1–я кафизма. Воскресенье: на утрени — 2,3,17–я кафизмы, на Часах кафизм нет. Я пропустил две вечерни: в среду и в четверг. Но в четверг — Благовещение. Под Благовещение в среду вечером — праздничная великая вечерня, которая, согласно уставу, без кафизм. Рядовой кафизмы на праздник не положено, а «Блажен муж» не положен из-за поста. Вот и получается вечерня без кафизм. В этом году получилось очень интересно: вечерня под Благовещение, которая служилась в среду днем, по уставу без кафизмы, но поскольку это среда, то Литургия Преждеосвященных; во время кафизмы обычно переносятся Св. Дары с Престола на Жертвенник. В этом году, пожалуй, единственный случай, когда пришлось спеть все стихиры на «Господи, воззвах», чтобы иерей с диаконом успели перенести Дары и покадить весь храм. Если поются точно десять стихир, то успеваешь секунда в секунду совершить все священнодействия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Из п. 3 (нет знания Иисуса), п. 5 (ложь, страх, лицемерие) и п. 7 (нет близких личных отношений с Ним) вытекает невозможность признать свою вину и позволить себе встретиться с прощением Христа, а через это простить себя. Это повлекло самоубийство Иуды. Нередко нам тоже бывает легче даже простить кого-то, чем себя. Трудно бывает принять прощение, позволить Богу себя любить, потому что сами мы к себе относимся часто очень скверно. Но одновременно это может мешать нам быть ближе ко Христу, Который хочет нас прощать, чтобы восстановить с нами близкие личные отношения. Потому что для Него они точно имеют ценность. Имеют ли для нас? Настолько, чтобы мы были готовы с легкостью и радостью принимать Его прощение, только бы быть с Ним . Поцелуй Иуды. Караваджо Мы всматриваемся в личность Иуды, вглядываемся в себя (Иуда тоже во многом был сконцентрирован на себе, его горизонт был весьма ограничен – деньги, власть, выгоды и т.п.), но, на самом деле, как важно больше всматриваться в Личность Христа… Идти К СВЕТУ, а не только ОТ ТЬМЫ, «копаясь в грехах». Может быть, тогда пасхальная радость Встречи с Воскресшим Христом будет сопровождать нас не только на Светлой Седмице. Радость – в самом этом движении к Свету, в живых, реальных отношениях с Ним, а не в бесконечной фокусировке на своих грехах (то есть опять же на себе). А когда мы оказываемся близки к Богу, Он Сам преображает нас, делает нас другими, и тогда мы «вырастаем из грехов, как из детских штанишек», как любил говорить покойный о. Георгий Чистяков. Два разбойника на кресте – один смотрит НА БОГА и видит Его и себя, берет на себя ответственность за грех. («Мы осуждены справедливо, достойное по делам нашим прияли, а Он ничего худого не сделал»), а другой разбойник думает о себе и продолжает оставаться в грехе («Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас»). Впереди самые важные дни всего церковного года: Великий Четверг, Страстная Пятница, Великая Суббота и, наконец, Пасха. И сейчас так особенно важно быть с Ним – просто быть, насколько это для нас возможно, Он сейчас в этом нуждается: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Читайте также:

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-v-portr...

Все эти дни тяжесть от исповедей, от невольного прикосновения к маленьким, но нудным «драмам», которыми, увы, изобилует семинарская жизнь. Есть, действительно есть в Америке какая-то подспудная, но все время прорывающаяся violence 1138 наряду с детскостью, простотой и т.д. Страх? Самозащита в соревновании? Не дается тут тишина: «да тихое и безмолвное житие поживем…» Если человек гуляет, то потому, что ему это прописал доктор или он вычитал об этом в газете. В сущности – полное неумение наслаждаться жизнью бескорыстно, останавливать время, чувствовать присутствие в нем вечности… Американец, по-моему, боится довериться жизни: солнцу, небу, покою: он все время должен все это иметь under control 1139 . Отсюда – эта нервность в воздухе… И тоже эта постоянная направленность внимания на других, какая-то слежка всех за всеми. Великая среда, 26 апреля 1978 Последняя Преждеосвященная, последние постные поклоны. Трехчасовая служба, но вот, только что, как будто начало «расплавляться» сердце, конец службы и… кабинет и одни за другими – Негребецкий и обсуждение деталей «юбилейного» банкета, коптский священник с женой (хлопочет о коптском студенте), телефоны: от Amnesty International 1140 : просьба подписать что-то в связи с Аргентиной, от Bill Coffm " a (по тому же делу), Митрополит, канцелярия. И уже почти ничего не осталось от ритма, от света службы. В перерывах все пишу письма, а гора неотвеченных как будто не уменьшается… И вот уже четыре часа дня! Так, изнемогая, убегает время. Письмо от Максимова, в ответ на мое с предложением статьи о Варшавском. Очень дружественное. Моя статья – пишет – привлечет к «Континенту» новых читателей, которых-де у меня в России великое множество… Великая пятница, 28 апреля 1978 Ожидание и исполнение. Кажется, никогда не кончится пост, не сдвинутся с места эти бесконечные сорок дней… Затем в Лазареву субботу – «несбыточной» кажется Пасха… Но вот всегда приходит и всегда застает врасплох. Вот уж действительно: «Се жених грядет в полунощи…» Чувство такое, что совсем и не ждал и не готовился, что все равно безнадежно вне чертога…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

«О лестнаго лобзания! Радуйся учителю, Христу Иуда глаголет, вкупе словом предаст на заколение: сие бо даде знамение беззаконным: егоже аз лобжу, Той есть, егоже предати вам обещахся» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Четверток). " Лобзание твое льстивое, и целование горькое, кому зовеши лестче, глаголя бо, радуйся, равви, Христос ко Иуде вещаше: друже, на неже пришел еси, рече: аще бо целовати пришел еси, что предлагаеши нож, медом помазанный» (тропарь девятой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Четверток). Лоза – полисемантичный символ, аллюзия на слова «Я есмь истинная виноградная лоза..., а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» ( Ин.15:1–8 ). 1) Образ Христа и Его верных учеников. «...Пребудите во Мне, да грозд принесете: аз бо есмь лоза животная» (из стихиры на стиховне, утреня, Великий Четверток). 2) Образ Христа в Евхаристии. «Аминь глаголя, рече рождиям лоза, апостолом Христос истина: отселе не имам пити от лозы питие, дóндеже пию е новое, во славе Отца Моего, с вами наследники Моими» (тропарь девятой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великая Среда). «Взят еси от земли, но источил еси спасения вино, животочная лозо: прославляю страсть и крест» (тропарь второй статии, утреня, Великая Суббота). 3) Образ святых, уподобляется лозе, возделываемой Виноградарем Христом и приносящей плоды добродетели. «Явился еси яко лоза богомудрая, имярек, руце и нозе яко ветви режемы, и нам мысленно вино источающи, сердца утешающее, и страстей отсекающее пиянство» 627 . Манна – образ благодеяний и милосердия Бога израильскому народу ( Исх.16:1–4, 12–15, 23–35 ); в гимнографии Страстной Седмицы употребляется в противопоставление неблагодарности иудеев. " Днесь кресту пригвоздиша иудее Господа, пресекшаго море жезлом, и проведшаго их в пустыню. Днесь копием ребра Его прободоша, язвами ранившаго их ради Египта: и желчию напоиша, манну пищу им одождившаго» (шестой антифон, утреня, Великий Пяток).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

13/26 апреля 1905. Великая Среда. Кончена рассылка по местам военнопленных «Пасхального приветствия». Я кончил писать письма всюду с извещением о посылке к Пасхе свечей, яиц и книжек «Пасхальное приветствие». Приходят известия о получении яиц и из иных мест, что оказалось весьма много разбитых, например, в Даири – 849 разбитых оказалось в ящиках. Из России от о. Демкина письмо, его портрет и приветствие петербургских товарищей по Академии с моим 25-летием епископства. 14/27 апреля 1905. Великий Четверток. Утром получил я от пароходной компании уведомление, что 21 ящик свечей и 1 ящик книг пришли в Йокохаму, и приглашение поскорей получить их. Первое я и без того знал, последнему очень обрадовался и тотчас отправил опять Моисея Кавамура в Йокохаму получить ящики и телеграммой или телефоном дать знать сюда. Здесь же я заготовил из учителей и учеников целую компанию рассыльных, развести ящики со свечами по местам военнопленных. По расчету времени, сегодня отправленные ящики могут к Пасхальной заутрени поспеть даже в Кумамото на Киусиу; но отправить одни ящики ненадежно, люди должны были поехать с ними, имея их своим багажом. Для этого и заготовлены были люди, начиная от Токио на юг во все места военнопленных до Кумамото, и ждали мы телеграммы от Кавамура; но вместо нее он сам явился с поразившим нас известием, что ящиков еще и на берег не свезли, и где они на пароходе – никто не знает. За Литургией приобщились учащиеся. 12 Евангелий читали иереи. Я слушал, стоя на клиросе. 15/28 апреля 1905. Великая Пятница. Утром снова отправил Моисея Кавамура в Йокохаму с строгим наказом отправиться на пароход и разыскать ящики со свечами, свезти на берег и провезти сквозь таможню. Дал 100 ен на экстренные расходы, если понадобятся, и на уплату пошлины. На сей раз удачно. В 11 часов мы получили от него телефонное уведомление, что ящики найдены и пройдут сквозь таможню. Тотчас же мы снарядили вчера намеченных путников развезти ящики, но уже не так далеко. Отправлены сегодня с вечерним 6-часовым поездом на юг, ящики могут достигнуть только Химедзи и Каназава, не запоздав к Пасхальной Заутрени. На Сикоку и Киусиу никак не поспеют. Зато 28 тысяч порт-артурцев в Хаматера, близ Оосака, получат свечи, 6 тысяч пленных в Каназава тоже и так далее. Два учителя и три ученика в 12 часов отправились в Йокохаму, и там, действительно, Моисей Кавамура передал им ящики со свечами и направил дальше. Всех 15 ящиков послано с ними. Остальные 6 Кавамура привез сюда, и завтра утром они будут посланы в Нарасино, Сендай и Такасаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Свободен только тот, кто «послушлив»: этого совсем не знает, не понимает наше время, несмотря на весь свой пафос свободы. Эпоха бунтующих рабов, сменившая эпоху высокого «послушания» свободных людей. Письма маме, Андрею и, в связи с ними, воспоминания о Страстной в детстве. Распускающиеся каштаны на Bd. de Courcelles в Париже. Bremond-Blondel III, 45: «…apres tout, on peut, sans tomber dans l " heresie, vous savoir bon gre de montrer a tous qúil n " est pas obligatoire d " etre bete ou ennuuyeux pour etre orthodoxe et pieux…» 429 . Великая Среда, 30 апреля 1975 Мне как-то очевидно, что после Христа – и это значит: в «цивилизации», Им отмеченной, из христианства так или иначе выросшей, – отношение ко Христу составляет абсолютное внутреннее мерило. Именно поэтому мы можем различать пошлость, мелочность, недоброкачественность внутри культуры (и только, пожалуй, внутри нашей христианской культуры). «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам да вниду в онь» 430 – вот, в сущности, единственная трагедия после Христа, и все то, что ей непричастно, – пошло в глубочайшем смысле этого слова, то есть заражено чем-то бесовским. Потому что пошлость – это «аура» дьявола, это противоположно «святыне». Пошлость – явление сугубо «христианское», невозможное, мне кажется, вне христианства. «Отче праведный! И мир Тебя не познал!» 431 – вот единственное «отчаяние» Самого Христа. Великий Четверг, 1 мая 1975 Вчера утром – разговор по телефону с Солженицыным. Как всегда, слушая его голос, все ему прощаешь – то есть растворяются, исчезают все сомнения, несогласия, недоумения. Он так весь во всем том, что говорит и что делает… Еду к нему на Пасху вечером, а в понедельник – в Labelle… Вечером – любимая моя утреня со «Странствия владычна…». «And I appoint unto you a Kingdom…» 432 . Снова и снова чувство, что все в мире существует и решается по отношению к этому. Великая Пятница, 2 мая 1975 Великий Четверг: в его двойном воплощении – «красная» 433 Литургия утром, двенадцать евангелий вечером. Снова и снова, каждый год, воплощение того же дня, абсолютно надвременного в своей сущности. Величайшая, глубочайшая правда традиции – эта возможность, данная нам, погружаться опять в неизменное. И кроме этого погружения, смиренного, благодарного и радостного, от нас ничего не требуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Великая тайна милосердия Божия 04.07.2015 Рубрика: Перед Пасхальным Судом Слова Метки: Седмица 5-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении Господом двух бесноватых людей в стране Гергесинской. Господь не только имеет всю власть на небе и на земле, но у Него есть и ключи ада. Он — Победитель сатаны с легионами бесов. В сегодняшнем Евангелии Господь показывает нам, до чего может дойти человек, когда он живет так, как ему хочется, без Бога. Мы видим, до чего может дойти все человечество, если все будет продолжаться так, как происходит сейчас. Что случилось с бесноватыми людьми, вышедшими из погребальных пещер навстречу Иисусу? Их уже и людьми-то нельзя назвать, для них естественная среда обитания там, где смерть, где гробы. Они не имеют никакой одежды, они обнажены от всего: и физического, и духовного. Полная незащищенность и страшное безумие, которое терроризирует всех проходящих мимо. Господь говорит, что смысл всей деятельности сатаны заключается в том, чтобы заставить людей ненавидеть друг друга. Сатана достигает этого через наши грехи, страсти, похоти, воюющие в наших членах. Он достигает этого через зависть, злобу, гнев, ненависть, через месть, так что человек становится не только недостойным и непригодным для человеческого общества, но и страшным для общения. А когда во всем обществе грехи возрастут до такой степени, что станут уже естественным явлением, действительно будет «война всех против всех». Бесноватых людей, о которых мы читаем в сегодняшнем Евангелии, как бы уже не существует, потому что у них нет имени. Когда Господь спрашивает одного бесноватого в Евангелии от Марка, описывающем это же событие: «Как тебе имя?» — то за него отвечают бесы: «Легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5, 9). Этот человек полностью потерял самосознание, от его имени отвечают бесы. Глядя на то, что происходит сегодня, мы можем понять, в чем заключается тактика и стратегия диавола. Она заключается в том, чтобы овладеть телом человека, а через него — умом и сердцем, чтобы пожирать ум и сердце человека, как кровожадный зверь, опустошая человека и его душу от Божественной красоты и чистоты, от разумности и праведности, от любви и веры, и даже от желания добра. Замысел сатаны — утвердить грех как норму, то есть создать для себя самую благоприятную среду, чтобы умы и сердца человеческие стали обиталищем бесов. «Иже херувимы тайно образующе», — поем мы за Божественной литургией. Мы, таинственно изображающие, являющие собой небесных ангелов, на которых как на престоле, восседает Бог, должны быть действительно престолом Господним, а не бесовским.

http://moral.ru/nedela-5/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010