«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое...» И когда они ели, Господь взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». И воспев духовную песнь, пошли они на гору Елеонскую. Священное Писание на Страстной седмице Заполните клеточки краткими заметками о темах, событиях и действиях в Страстную седмицу, в том числе укажите важнейшие сноски. Темы из Священного Писания и события Сноски Особые богослужебные песнопения Особые богослужебные действия Великий и святой понедельник Великий и святой вторник Великая и святая среда Великий и святой четверток Начало Тридневной Пасхи Великий и святой пяток Великая и святая суббота Пасха: Светлое Христово Воскресение Дела нашей веры 28 – Христианское поведение 1 . Напишите на маленьких карточках или листочках бумаги каждое из этих слов по отдельности: верный, испуганный, уверенный в себе, трусливый, любящий, смелый, кающийся, слишком гордый, сильный, слабый, храбрый, непонимающий, пылкий. 2 . Соберите своих ближних и положите карточки со словами посередине стола, так, чтобы каждый мог их видеть. Посмотрите на эти слова вместе и подумайте какие из них подходят доброму христианину, а какие определенно не подходят. Некоторые слова могут показаться «нейтральными», относительно других могут возникнуть разногласия, но так и должно быть. Обсудите между собой свои утверждения и постарайтесь поразмыслить какого рода поведение согласуется с этими словами. 3 . Прочтите вместе места из Священного Писания, посвященные апостолу Петру, Ин.1:40–42 ; Мф.16:21–23 ; Мк.14:32–37 ; Лк.22:31–34 ; Ин.18:3–11 ; Лк. 22:54–62 . Решите, можно ли какое-либо из слов, написанных на ваших карточках, применить к событиям, о которых вы прочли. Какие из слов, которые, по вашему мнению, не могут описывать христианина, тем не менее приложимы к поступкам апостола Петра?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рубрики Коллекции О чем говорит Евангелие Великой среды? 2 мин., 15.04.2020 Поделиться Великая Среда. В этот день случилось событие, память о котором побудила христиан сделать среду постным днем. Господь был предан. Предан одним из ближайших учеников. Иуда Искариот, три с половиной года бывший рядом со Христом, видевший многочисленные чудеса, которые Тот творил, и даже сам исцелявший больных и изгонявший бесов именем Иисуса, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф 26:14–16). Визит Иуды к первосвященникам состоялся, по-видимому, в ночь со вторника на среду. А решился Иуда на эту подлость после того, как побывал вместе с Иисусом и другими Его учениками в доме у фарисея Симона, которого евангелисты Матфей и Марк называют прокаженным. Очевидно, Спаситель исцелил хозяина дома от проказы, и тот пригласил их на ужин. И вот что случилось во время трапезы: к Спасителю приблизилась женщина с флаконом, наполненным драгоценным благовонием — миром, и стала возливать это миро Ему на голову. Увидев такую трату баснословно дорогого аромата, Иуда «благочестиво» возмутился: Для чего бы не продать это миро за триста динариев (огромная сумма по тем временам. — Прим. ред. ) и не раздать нищим? (Ин 12:5). Зачем, мол, сорить деньгами? Нет бы отдать сумму, потраченную на миро, нищим — или нам, к примеру… Евангелист Иоанн уточняет: Иуда был вроде «казначея» апостольской общины; он носил денежный ящик, куда опускали монеты все желавшие отблагодарить Иисуса, и подворовывал из него. А потому особенно беспокоился о финансовой «эффективности». Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф 26:10–13).

http://foma.ru/o-chem-govorit-evangelie-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Любовь и прощение — неотделимо и навеки связаны друг с другом 21.04.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великая Среда Слово в Великую Среду «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Этими словами о Господе Симон фарисей выражает надмение своего сердца при виде того, что делает блудница, припадающая к ногам Спасителя. В самом деле, возможно ли не обличить и не осудить тех, кто так позорно продает свою красоту? «Если бы Он был пророк, то знал бы, что она грешница». Теперь у Симона нет больше никаких сомнений. Ему не надо доказывать, что этот новоявленный Учитель — не пророк и не Мессия. Если бы Он был настоящий пророк, Он не только бы разоблачил эту женщину, но прежде всего ни за что бы не позволил, чтобы она перед всеми демонстрировала свое двусмысленное расположение к Нему. Строгим обличением Он поставил бы ее на место. Он преподал бы ей урок нравственности, который она заслуживала. Законники не имеют благоухания святости. У этой женщины, в отличие от Симона нет холода в глазах. Она плачет горячими слезами. Окружая таким вниманием Господа, знает ли она, Кто Он? Видит ли она в Нем пророка или Мессию, или, может быть, даже большее? Может быть, еще нет, или очень смутно. В Евангелии сказано только, что, узнав, что Он приглашен на обед в дом фарисея, она принесла алавастровый сосуд, полный благоуханного мира. Несомненно, она слышала о Христе, и хотела так или иначе пробиться к Нему. Эта женщина не знала ничего наверняка. Но Господь знал, несмотря на предположения фарисея. Он знал все совершенно. Он знал эту женщину и ее печальное занятие. И именно оттого что Он знает, и оттого что Он Тот, Кто Он есть — пророк, Мессия, Сын Божий, Спаситель мира, — именно поэтому Он позволяет ей делать это. «Став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». Она стояла вся в слезах у ног Господа. Что случилось? «Женщина, что ты плачешь, кого ищешь?» — скажет ей однажды Господь, но это будет в утро Пасхи, когда она будет оплакивать Его смерть. А теперь, неожиданно для самой себя, она плачет о себе. Ее как будто прорвало. Но почему сейчас? Почему здесь, в тот самый момент, когда она прикасается ко Христу? Мы сказали, плачет о себе? Может быть. Но это только во-вторых. Прежде всего она плачет о Господе. Им, Его судьбой она взволнована всей глубиной своего существа. От Него идет это потрясение, пронзающее ее насквозь, открывающее в ней источники слез — в покаянии, в чистоте, в любви.

http://moral.ru/great-wednesday-2014/

  Среда 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского О ветхозаветных пророчествах Исаии Великое повечерие 28 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня ...Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад " (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии - те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: " Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих... " (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение - такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка - Святейшего Патриарха Тихона: " Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас " (Ис. 1, 20). Народ наш " не покаялся слезами " , как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность " покаяния кровью " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_24...

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что… Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф, 6, 31-33). Это указание на принципиальную иерархию приоритетов, к которой призывает нас Спаситель. Иуда ее не усвоил. Усвоили ли мы? Мы часто бываем недовольны, нам все мало, все не так. Как трудно бывает довериться Отцу, поверить Ему, наконец, что Он действительно заботится о нас. Иуда получает плату за предательство (Джотто, капелла Скровеньи, 1304—1306) 2. Желание выгод от отношений, в т.ч. от близости к фигуре авторитета и власти Скорее всего, кроме желания получить материальные выгоды от хождения за Иисусом, у Иуды были надежды, связанные с ожиданием Мессии, который, как думали многие люди того времени, свергнет римское иго и будет править народом Израиля. Вероятно, Иуда давно уже размышлял о том, что Иисус оказался не тем, кем он Его видел. Он оказался слабым… въехал в Иерусалим на осленке, показывая всем свои мирные намерения. Многие исследователи считают, что Иуда был из зилотов, которые с оружием в руках хотели свергнуть римлян. Именно вылазки зилотов требовали от римлян постоянного контроля над подчиненной территорией евреев. Зилоты, в свою очередь, ждали Мессию, который освободит евреев от римлян. Но… Он оказался не тем… И тогда Он не нужен, тогда легко Его предать, если мотивация прежнего общения была связана с желанием близости к фигуре власти. Возможно, Иуда надеялся получить выгоды от общения со Христом как будущим царем, политическим лидером. Можно было рассчитывать на получения хорошего места в среде новой правящей элиты после воцарения Иисуса. Но ко времени Великой Среды Он уже неоднократно давал понять, что идет на смерть, а не на политическую революцию. Нередко и сегодня мы встречаемся с такой логикой: пока ты сильный (богатый, умный, авторитетный, здоровый и т.п.), я с тобой, а если ты слаб и беспомощен (потерял деньги, должность и т.п.), если от тебя не получить уже определенных выгод, то тогда зачем ты нужен.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-v-portr...

Посмотрите, какой благочестивый предлог находит Иуда, чтобы скрыть свое неудовольствие. «Почему бы не продать это миро и не раздать деньги нищим?» — ведь это он первый сказал эти слова. Перед нами мудрость мира сего, проникшая в Церковь, которая всякую истинную ревность по Боге готова назвать ревностью не по разуму. Те, кто гордится своей внешней деятельностью и свысока смотрит на других за их серьезное благочестие, говорят святые отцы, имеют в себе больше иудиного окаянства, чем они думают. Мы видим нищелюбие, заботу о делах милосердия, которыми прикрывается сребролюбие. Корень всех зол — сребролюбие, а дверь, открывающая путь всем грехам — предательство. Иуда «сказал это не потому, что, говорит нам Евангелие, он о нищих заботился, а потому что был тать», потому что он вор был. Что ему нищие, для чего они ему, если не для того, чтобы они служили его интересам низким. Святая Церковь обращает наше внимание сегодня, накануне самых великих событий нашей жизни, на то, что лицемерие — самый гнусный грех, и что этот грех очень распространен и в мире, и в Церкви. Так иные могут на словах горячо отстаивать интересы отечества и даже интересы Церкви, будучи совершенно равнодушными к тому, что будет с Церковью и с отечеством, и под предлогом этого думают только о том, как им дальше продвинуться, как им лучше устроиться. А лучше всего было бы для Иуды получить цену этого мира благоуханного в деньгах, так сказать, наличными — как получит он, когда придет к первосвященникам и скажет: «Что вы мне хотите дать, и я предам вам Его?» Хлеб жизни примет в руку предатель, и в эту же руку вложат ему тридцать сребреников, так что он таким вот образом заключит сделку с дьяволом, и назад уже не будет для него дороги. Поразительно, что другие ученики поддаются, не задумываясь, этому чуждому гласу. Здесь ситуация, во многом напоминающая то, когда Христос сказал Петру: «Иди за Мной, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божеское, а о том, что человеческое» (Мф. 16. 23). Будем внимательны все к слышанному, не думая самонадеянно, что когда Господь скажет «один из вас предаст Меня», будто это к нам ни в коей мере не относится. Апостолы, услышав это, начали говорить друг другу: «не я ли, Господи?» Никто из них не подозревал Иуду. Вор был Иуда, но никто из них даже не взглянул на него, никто не сказал: «Господи, это Иуда?»

http://moral.ru/великая-среда/

Читайте также — Великая Среда: сегодня Иуда предал Христа Предательство Иуды Иисус предупредил учеников, что они сидят за последней совместной трапезой. Преломив, он дал ученикам хлеб со словами «Примите и ешьте… сие есть Тело Мое…». Потом он подал ученикам чашу с вином «Сие есть Кровь моя, за многих изливаемая во оставление грехов…». Так было установлено Таинство Евхаристии. Ученики передавали друг другу чашу и хлеб, ставшие Телом и Кровью Христа. У Елеонской горы Иисус остановился: «Скоро сбудутся слова пророка: ‘Поражу пастыря, и рассеются овцы стада. То, что  случится в эту ночь, вы не сможете понять и отречетесь от Меня " ». Ученик Христа Петр горячо возражал, но Иисус предрек, что и Петр отречется от Него трижды. «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», — обещал Петр. В прекрасном Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы Иисус велел ученикам отдыхать, попросив лишь Петра, Иоанна и Иакова бодрствовать вместе с Ним. Душа Его тосковала о грядущих страданиях. «Тот, кто предаст Меня уже здесь», — сказал Спаситель. Но никто из учеников еще не знал, что это будет Иуда Искариот. Иуда знал, куда после празднования Пасхи направится Иисус с учениками. В Гефсиманский сад он явился с людьми первосвященника и старейшин. Они несли с собой оружие и факелы, чтобы арестовать «опасного преступника», но увидели кроткого Молящегося. Увидев Иисуса, Иуда Искариот подошел к нему с поцелуем: «Радуйся, Равви!». Люди первосвященника схватили Учителя. Петр немедленно обнажил меч и отрезал ухо одному из воинов. Но Иисус остановил своего ученика: «Спрячь свой меч! Ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Или думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он не представит Мне легионы Ангелов?». Иисус поднял ухо и исцелил слугу первосвященника. Когда Иисуса повели в город, ученики в страхе бежали… Иуда Искариот предал Христа за тридцать сребреников… Узнав, что Его будут казнить, он горько пожалел о содеянном и вошел во дворец Каиафы, где собирался синедрион. Он бросил деньги: «согрешил я, предав кровь невинную!», но было слишком поздно. Не выдержав тяжести содеянного, Иуда повесился. Иуда Искариот в литературе

http://pravmir.ru/iuda-iskariot/

На самом же деле все – для всех. Хотя, конечно, не всякий уже сейчас готов ко всему. Да и – сохрани нас Бог – покуситься на то, что пока превышает наши возможности! Господь учил трезво оценивать свои силы: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее»? «Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостоять идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, когда тот еще далеко, он пошлет к нему посольство – просить о мире». Во вступлении к своей замечательной книге, именуемой «Лествица», автор ее, игумен Синайской горы Иоанн, пишет: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому»? Я отвечал им: «все доброе, что только можете делать, делайте. Никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний. К нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте. Не касайтесь чужой части, будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного». Это – предисловие к книге. А далее – сама духовная книга, помогающая взойти на самую высоту. И уже в том будет великая польза, если, прочитав ее, перестанем думать, что уже достигли совершенства, едва перестав воровать или пьянствовать. Среда. О драхме, овце и сыне Лк.15:1–10 1Тим.1:18–20, 2:8–15 Несмотря на суровые слова Господа Иисуса, несмотря на Его высокие требования, люди еще более «приближались к Нему». И особенно – «мытари и грешники». Но, как и в последующие времена, были вокруг и те, кто, не видя бревна в своем глазу, не по разуму ревновал «о чистоте рядов» последователей Христовых. Эти люди, называемые в те времена «книжниками и фарисеями», «роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними». В ответ Господь рассказал три притчи, в которых не только показал, насколько каждый человек дорог Ему, но и – насколько все в человеке Ему дорого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Протоиерей Г.С. Дебольский, «Дни Богослужения Православной Церкви», т.2 Песнопения из службы в среду Страстной седмицы Великого Поста Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость. «Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Как ночной кошмар мое блудное непотребное разжжение, мрачное и безлунное служение греху. Прими потоки моих слез, Наполняющий моря дождевыми каплями; приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим воплощением, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами – те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество моих грехов и тайны Твоих судеб кто исследует? О Спаситель моей души, бесконечно Милостивый, не презри меня, Твою рабу». Евангелие от Матфея Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

http://pravoslavie.ru/1696.html

У глупых дев, в отличие от разумных, не хватило в светильниках масла для того, чтоб встретить с торжеством Жениха. Масло (в греческом оригинале λαιον) сходно по написанию и созвучию со словом, означающим милость, сострадание (λεος). То есть тем девам не хватило самого главного, к чему призван всякий христианин, – милости и любви (по мнению преп. Серафима Саровского , еще и Духа Святого им не доставало). «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи», (Лк. 12, 35-36) — напоминал Иисус в другом случае, рассказывая о возвращении хозяина с брака; здесь похожий случай, только брачный пир не кончен, а наоборот, предвкушается. А негодный ленивый раб из следующей притчи зарыл врученный ему от хозяина талант в землю вместо того, чтобы пустить его в оборот и получить прибыль. Отсутствие елея в светильниках в притче о девах – то же самое, что зарытый в землю и не преумноженный талант у ленивого раба. И, безусловно, то же самое, за что козлищам по левую сторону Царя будет сказано: «алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не пришли ко Мне» (Мф. 25, 41-43). Поэтому одна из стихир Великого вторника напоминает: «Придите, верные, потрудимся усердно для Владыки, ибо Он подает рабам Своим богатство; и каждый соразмерно да преумножит благодати талант: один мудрость да употребляет на добрые дела, а другой служение просвещения да совершает. Да приобщает же верный к слову Божию непосвященного, и да раздает богатство бедным иной: ведь так мы взаймы нам данное преумножим, и как верные распорядители благодати радости со своим Владыкой удостоимся. Ее и нас сподоби, Христе Боже, как Человеколюбец». Подытоживает все эти мысли кондак Великого вторника: «О часе конца, душа, помыслив, и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, бодрствуя и взывая: «Да не пребудем вне чертога Христова!» Великая среда – день предательства Христа Иудой и одновременно воспоминание помазания Иисуса в Вифании в доме Симона прокаженного, согласно евангелистам Матфею и Марку, некой безымянной женщиной (по евангелисту Иоанну – Марией, сестрой Марфы и Лазаря, воскрешенного из мертвых). Церковная гимнография склоняется к первому варианту и считает ту женщину грешницей и блудницей, имея в виду также повествование Лк. 7, 36-50.

http://pravmir.ru/pasxa-stradanij/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010