1897 год — денежная реформа в России. 1899 год — Гаагская конференция по сокращению вооружений, проведенная по инициативе Николая II. 1904–1905 годы — Русско-японская война. 1905 год — первая русская революция. 1913 год — 300-летие Дома Романовых. 1914 год — начало Первой мировой войны. 1917 год — Февральская революция. 2 марта 1917 года — отречение Николая II от престола. Арест Николая и его семьи. Перевод в Тобольск, в Екатеринбург. 17 июля 1918 года — расстрел царской семьи в подвале Ипатьевского дома. День памяти царственных страстотерпцев-новомучеников. Ангел небесный Все в мире говорит о Боге и любви. И солнце, которое ходит по небу, и ночная золотая луна. И утро, приходящее после ночи, и звездное небо, и облака. И деревья, и птицы. И поднебесные горы, и синие моря. И реки, в тихих заводях которых цветут кувшинки. И крупные снежинки, которые опускаются на ладонь и превращаются в светлую капельку… Девочка Элла больше всего любила цветы. Все: и розы, и флоксы, и фиалки. И гладиолусы, и георгины, и астры, и хризантемы. Царственные гортензии. И самые простые: незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки, кувшинки. Голубенькие, как крошки неба, красные, как закат, и розовые, как рассвет. Со всеми цветами она говорила, когда пропалывала клумбы, поливала землю. Любила все. Но особенно лилии. Она даже замирала и задерживала дыхание, когда ими любовалась. Они выходили из чаши зеленых листьев и расцветали в такой чистоте, что казалось — это белое пламя кем-то зажженных свечей, и от них светло вокруг. Девочка ходила в церковь и знала, что именно лилии принес архангел Гавриил Божией Матери, когда принес ей весть о рождении Сына Божия. И потом, когда прошла Ее земная жизнь и настало время Ее отшествия с земли на небеса, тот же архангел вновь принес ей белейшую лилию. Целомудренной и нежной была душа этой девочки. Такой же чистой, светлой, как цвет лилии, будет и ее жизнь. Для нас она — великая княгиня Елисавета. Елизавета, Мария, Марфа За неделю до Пасхи мы празднуем Лазареву субботу. В эту субботу произошло великое чудо, сотворенное Иисусом Христом, — воскрешение Лазаря. Этот Лазарь был давно знаком со Спасителем. Он вместе с сестрами Марфой и Марией жил в селении Вифания. Это недалеко от Иерусалима. Когда Иисус приходил в Иерусалим, то всегда навещал это семейство.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Ha суде в своем последнем слове владыка Вениамин сказал: “Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре – жизнь или смерть, но, что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: “Слава Тебе, Господи Боже, за все”. Незадолго до исполнения приговора близкие получили митрополичий клобук владыки Вениамина, и на донышке его с внутренней стороны было написано: “Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным”. По достоверным сведениям, владыка митрополит шел на смерть спокойно, тихо шепча молитву и крестясь. Участь владыки разделили и миряне, активные участники в церковной жизни: мученики Юрий и Иоанн, а также священномученик архимандрит Сергий. Архимандрит Сергий, обращаясь к суду, в последнем слове сказал, что монах очень тонкой нитью связан с жизнью. Его удел – богомыслие и молитва , и разрыв этой нити для монаха не страшен. “Делайте свое дело. Я жалею вас и молюсь о вас...” Последними словами его перед смертью были слова молитвы: “Прости им, Боже, не ведают бо, что творят”. “Господи, прости им, не знают, что делают!” – была и последняя молитва Великой княгини Елисаветы перед тем, как черная бездна заброшенной шахты поглотила ее. Она шла к этой зияющей бездне сознательно, категорически отказавшись выехать из России, когда начались беззакония. Она шла за Христом, и ее душевным очам оттуда, из бездны, бил свет Воскресения. Что привело ее, аристократку, чужестранку в далекий уральский город Алапаевск, ставший для нее Голгофой? Что отдало в руки неведомых, демонической злобой одержимых людей? Жизненные пути их никогда не могли ранее соприкоснуться. Она видела этих людей первый и последний раз в жизни. Она встретилась с ними только для того, чтобы они исполнили над ней приговор неведомо где состоявшегося суда. Но это по человеческому суждению. А как по Божьи? А по Божьи это был суд человеческий – “за Бога” или “против Бога”. И Великая княгиня Елисавета, бывшая протестантка, принявшая Православие на своей новой Родине, в России, и возлюбившая Православную Церковь и Россию “даже до смерти”, ответила злу. Какой бы приговор не вынесло ей разнузданное, обезумевшее зло, она примет его как приговор свыше, как ниспосланную ей возможность делом подтвердить то, что составляло смысл и содержание ее жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В преддверии 90-летия октябрьской революции 1917 года мы представляем читателям картину Ирины Ковалевой «Лихолетье», которая была подарена Князь-Владимирскому собору 10 июня с. г., в День всех святых, в земле Российской просиявших. Словом «лихолетье» можно назвать период между революцией и Великой Отечественной войной, когда вместе с лучшими сынами Отечества погибала и Русская Церковь, и русская культура. В Петербурге более 20 лет ведется кропотливая работа по выявлению сведений о российских новомучениках и всех, кто пал жертвами этого лихолетья. В этой работе епархиальной комиссии по канонизации святых помогают многие ученые, историки, архивисты. Творческое осмысление в красках этого труда передает картина «Лихолетье». Она рождалась постепенно, на протяжении нескольких лет, по мере накопления материала. На холсте изображено 59 человек: патриархи, митрополиты, священники, монашествующие, женщины и дети, среди них нет ни одного выдуманного лица. По мере написания картины историки Лидия Соколова, Александр Галкин и Александр Бовкало работали над восстановлением биографий изображенных, о многих из них до этого было практически ничего неизвестно. За это время на основе архивных материалов возвращены из небытия судьбы четырех тысяч россиян, пострадавших за веру. Многие из них были связаны с Санкт-Петербургскими духовными школами. Выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии 1895 года протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный красноармейцами в Царском Селе на шестой день после октябрьского переворота, 31 октября 1917 года, стал первым в сонме новомучеников Российских. Вскоре, 19 января 1918 года, при попытке захвата «народными комиссарами» Александро-Невской лавры был смертельно ранен протоиерей Петр Скипетров, выпускник 1890 года. Летом того же года в Алапаевске была заживо похоронена в шахте великая княгиня Елисавета Феодоровна, являвшаяся почетным членом Петроградской Духовной Академии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

  Архимандрит Досифей  (в миру Нилов Димитрий Нилович; 15 октября 1872 – 11 июля 1939) – настоятель Александро-Ошевенского монастыря. Родился в д. Лисицино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье крестьянина. 5 января 1899 г. поступил в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. 3 августа 1900 г. командирован на петербургское подворье обители на послушание. В монашество пострижен 17 июня 1902 г. Рукоположен в иеродиакона 6 августа 1902 г., в иеромонаха – 26 мая 1903 г. 26 ноября 1913 г. назначен управляющим Санкт-Петербургским подворьем Александро-Свирского монастыря. Благочинный, духовник подворья этой обители. 31 июля 1915 г. назначен управляющим Александро-Ошевенским монастырем. С 1915 г. и до закрытия монастыря большевиками – настоятель этой обители. После закрытия монастыря проживал в г. Каргополе. В 1926 г. был арестован и приговорен к 6 месяцам тюрьмы. В 1930 году осужден вторично и выслан на 10 лет. После досрочного освобождения в 1933 г. проживал в д. Погост Приозёрного района Архангельской области. Каждый раз после ареста архимандрит Досифей восстанавливал духовную жизнь монастыря в миру, служил панихиды, исповедовал. 21 сентября 1937 года арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». 11 октября 1937 г. приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Умер 11 июля 1939 г. Погребен на кладбище Шудогского совхоза Локчимлага НКВД, могила 364.   Архимандрит Сергий  (в миру Сребрянский Митрофан Васильевич; 1 августа 1870 – 6 апреля 1948) – преподобноисповедник. Сын священника. В 1892 г. окончил в Воронежскую духовную семинарию, в 1893 г. женился на дочери священника села Владычня Тверской епархии Ольге Владимировне Исполатовской. С 1893 г. – диакон Стефановской церкви Острогожского уезда Воронежской губ., с 1896 г. – священник 47-го драгунского Татарского полка, с 1897 г. – настоятель Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была великая княгиня Елисавета Феодоровна. В 1904–1905 гг. вместе с полком – на русско-японской войне.

http://pravoslavie.ru/104514.html

В Алапаевске восстанавливают место первоначального погребения великой княгини Елизаветы Екатеринбург, 26 декабря 2003 г. К дню памяти Святых Царственных Страстотерпцев, 18 июля будущего года, планируется завершить работы по восстановлению склепа преподобномученицы Елисаветы на территории Свято-Троицкого архиерейского подворья города Алапаевска, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Как рассказал священник Константин Шмельков, с началом восстановительных работ по благословению Владыки Викентия возле склепа начали чтение неусыпного акафиста Великой Княгине Елисавете Федоровне. Наступившие зимние холода изменили место чтения акафиста, но не отменили его. Ежедневно перед литургией акафист читается не возле склепа, а в соборе. Во время его чтения на службе, по-прежнему, присутствует большое число богомольцев. Со дня открытия собора отец Константин стал заниматься восстановлением его истории. За пять прошедших лет священник немало времени провел в различных архивах, по крупицам воссоздавая подробности самых трудных дней земной жизни святых мучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. Его стараниями по воле Божией был обнаружен склеп, в котором восемь месяцев лежали в гробах принявшие мученическую кончину восемь человек - князья Дома Романовых. Его стараниями по воле Божией Алапаевску суждено преобразование, так как город стал местом православного паломничества со всех уголков Екатеринбургской епархии и России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Со всего света приезжают паломники, чтобы поклониться православной святыне. В 1992 году святые преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара причислены к лику святых Новомучеников Российских, потому настолько возросла тяга людей к месту, где они приняли смерть за Веру и Отечество. С содроганием слушают люди о том, как в ночь с 17 на 18 июля 1918 года князья Дома Романовых были вывезены красноармейцами к полуразрушенной старой шахте, в которую их сбросили живыми. Шахту забросали хворостом и гранатами.

http://pravoslavie.ru/8556.html

В Екатеринбурге открывается фестиваль православной культуры " Царские дни " Екатеринбург, 13 июля 2007г. С 13 по 22 июля в столице Урала соберутся десятки тысяч верующих людей со всей России и из-за рубежа, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург в силу исторических событий стал для православных христиан всего мира местом духовного притяжения. Каждый год в дни светлой памяти Святых Царственных Страстотерпцев люди едут к месту гибели последнего российского Царя, чтобы осознать произошедшее с ними и с Россией, разбудить в своем сердце покаяние, очистить душу. Поистине Храм-Памятник на Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, построенный на месте убиения Святых Царственных Страстотерпцев и верных слуг Их, а затем монастырь во имя Новомучеников Российских под Алапаевском на месте, где приняли мученическую кончину преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара и с ними пострадавшие, становятся в эти дни главными не только всероссийскими, но и всеправославными духовными центрами. Однако кроме тех, кто примет участие в Богослужениях и традиционных Крестных ходах, есть и другие наши соотечественники, которые еще только вырабатывают свое отношения к событиям начала ХХ века. Именно о них говорил Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем Послании участникам освящения Храма-Памятника на Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, выражая надежду, что с места, где пролилась кровь святых Царственных Страстотерпцев, где предпринята была попытка разрушения России, начнется на веки вечные возрождение славных многоплодных традиций, когда и предержащие власти, и рядовые граждане стремятся каждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалу Святой Руси. И в этом отношении на всех нас лежит величайшая ответственность. От нас зависит, как мы сможем раскрыть перед нашими современниками красоту Святого Православия, смысл жертвенного подвига Царственных Страстотерпцев, которые были переполнены любви к России и нашему народу.

http://pravoslavie.ru/23141.html

ЖМП 5 май 2019 /  В поиске образа ИКОНОГРАФИЯ ЦАРСТВЕНННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ Последний российский император Николай Александрович Романов и вся царская семья были расстреляны в 1918 году, а причислены к лику святых в 2000-м. Зарубежная Церковь это сделала почти на 20 лет раньше — в 1981 году. Однако иконописцы по-прежнему находятся на стадии поисков и экспериментов, пытаясь создать глубокий, по-настоящему церковный образ, который был бы принят соборным разумом Церкви и стал бы каноничным.   PDF-bepcuя. За последние годы в Русской Православной Церкви был прославлен целый сонм святых, увеличивший святцы едва ли не вдвое. Только Собором 2000 года к лику святых было причислено 1154 человека. И это поставило перед иконописцами грандиозную задачу создания для каждого новопрославленного святого достойной иконы. И мы видим, как появляются иконы не только с изображением единичных образов, но целые соборы, например, «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», «Собор Соловецких мучеников» и т. д.   Создание нового образа — дело непростое, требующее от художника не только мастерства, но и богословской грамотности, церковного сознания, чувства соборности, а порой и пророческого видения. Не каждый иконописец обладает этими качествами, не каждый способен создать новый образ, хотя берутся многие. И, к сожалению, далеко не все новописаные иконы удовлетворяют каноническим и художественным требованиям, а некоторые из них рождают недоумение и даже отторжение. Есть образы недавно канонизированных святых, иконография которых уже вполне сложилась, например святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Тихон, Патриарх Мос­ковский, и даже в некоторой степени великая княгиня Елисавета Феодоровна. При всем разнообразии используемых деталей в этих иконах есть устойчивые элементы, которые четко выстра­ивают образ, делают его узнаваемым и духовно достоверным. Но есть и явно неудачные образы, к сожалению, их немало. Как ни странно, для современных иконописцев знание того, как выглядел святой (почти всегда мы имеем фотографии), оказывается проблемой. Только опытный иконописец может написать лик, в котором сохранено и портретное сходство, и в то же время явлено духовное преображение святого, что и призвана показывать икона. Все сказанное в равной мере касается и иконографии царской семьи, которая находится еще на стадии формирования.

http://e-vestnik.ru/analytics/ikonografi...

Храните веру православную, воспитывайте в ней ваших сынов и дочерей, ваших внуков и правнуков Фото: Патриархия.ru Нам иногда говорят: «А докажите, что Бог есть. Почему Бог не совершает чудес? Почему Он в моей жизни не совершает чудес? Почему Он не дает то, чего я хочу?» Бог всем дает от Своей отеческой любви только при одном условии: если мы храним веру и если мы, опираясь на эту веру, обращаемся к Нему с молитвой и строим на основе этой веры нашу жизнь… Всех вас по-отечески прошу: храните веру православную, воспитывайте в ней ваших сынов и дочерей, ваших внуков и правнуков. Передавайте им опыт предыдущих поколений, чтобы никакие искушения, соблазны, никакое пустозвонство, никакая клевета, никакая ложь, никакое безумие человеческое не могли подвигнуть и разрушить наш духовный фундамент жизни. И тогда, сохранив веру, сохранив силу молитвы, мы будем обращаться к Богу за помощью. Сочетая молитву и труд, молитву и образование, молитву и науку, сочетая молитву и воинский подвиг, молитву и повседневную жизнь, мы будем способны одерживать не меньшие победы, чем одержал наш благочестивый народ в прошлом. Из слова после Литургии в Успенском соборе г. Смоленска 1 сентября 2013 г. Бог приклонил милость Свою к Отечеству нашему за страдания наши Нет такого места во Вселенной, нет такой страны, где за такой короткий промежуток времени с такой силой и духовной мощью обновилась бы страдалица и мученица Русская Православная Церковь… Вера всегда жила в недрах, в глубине нашего народа, даже среди тех партийцев, которые шепотом просили своих родителей, то есть бабушек и дедушек, окрестить младенцев. Эта вера жила и тогда, когда человек, заявляя о своих атеистических убеждениях, на самом деле в лице менялся, когда речь заходила о Церкви и о духовной жизни, и, когда к нему обращались за помощью, оказывал ее… Бог приклонил милость Свою к Отечеству нашему за страдания наши, за подвиг новомучеников и исповедников Российских, за подвиг людей, таких светлых ангелоподобных личностей, какой была мученица великая княгиня Елисавета Феодоровна…

http://pravoslavie.ru/63941.html

XI Елисаветинский крестный ход 12.09.2022 16:28:04 ИЛЬИНСКОЕ-УСОВО В воскресенье 18 сентября по благословению епископа Одинцовского и Красногорского Фомы в историческом Императорском имении «Ильинское-Усово» состоится XI Елисаветинский крестный ход, который проводится ежегодно Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» совместно с приходом храма Спаса Нерукотворного Образа села Усово при поддержке Администраций Одинцовского и Красногорского городских округов в память об Августейших владельцах имения: Императоре Александре II, Императрице Марии Александровне, Великом Князе Сергее Александровиче и святой преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне. В этом году мероприятие приурочено к 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского – небесного покровителя Великого Князя Сергея Александровича, к 150-летию со дня рождения святой Царственной страстотерпицы Императрицы Александры Феодоровны и 30-летию прославления в сонме Новомучеников Российских святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и крестовой сестры Варвары. Крестный ход по традиции пройдет в день памяти святой праведной Елисаветы – небесной покровительницы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. Две Гессенские Принцессы, две сестры -  Императрица Александра Фёдоровна и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна  - две святые Русской Православной Церкви. Их судьбы и жизнь в России явились примером милосердного служения, самопожертвования, самоотречения во имя любви к Богу и ближним. Они присоединились к православию, ощутив всю глубину и полноту православной веры, и посвятили жизнь благотворительным делам по примеру своей матери Великой Герцогини Алисы Гессенской.  Императрица Александра Фёдоровна впервые посетила Императорское имение «Ильинское-Усово», принадлежавшее Великокняжеской чете – Сергею Александровичу и Елизавете Фёдоровне, в 1890 году ещё как принцесса Аликс Гессенская и Прирейнская. В 1896 году Императорская чета – Император Николай II и Императрица Александра Фёдоровна - гостили в Ильинском после коронационных торжеств, в усадебном Ильинском храме был отслужен первый благодарственный молебен по случаю знаменательного события. «Грустно и больно покидать милое и прелестное Ильинское после чудного, беззаботно-счастливого и тихого пребывания», - записал в своем дневнике в июне 1896 года Государь Николай II после трёхнедельного пребывания в подмосковном имении. 

http://radonezh.ru/2022/09/12/xi-elisave...

По поводу сестры Евдокии (Кузьминовой) – был такой замечательный факт в ее жизни. Он может кому-то известен, как и расписка преподобномученицы Варвары, но для меня это показательный момент в ее исповедании веры. Когда Евдокию допрашивали следователи, они несколько раз задавали вопрос: «Подтверждаете ли, что вы монашка?». Она отказывалась: «Нет, монахиней я никогда не была». – «Все говорят, что вы монашка». – «Нет, я была сестрой милосердия, жила в Марфо-Мариинской обители, но монахиней никогда не была». Тогда ее спрашивают: «Почему вы отказываетесь, что вы монашка и ярая церковница?». – «Да, я — ярая церковница, но монахиней никогда не была». Преподобномученица великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара Признание себя ярой церковницей в то время было равносильно смерти Признание себя ярой церковницей в то время было равносильно смерти, что, собственно, и произошло. Поэтому, я считаю, что эта простая женщина — Евдокия (и имя у нее такое простое) только этими словами поставила себя в ряд со всеми мучениками и исповедниками, которые были и в Русской Церкви, и во Вселенской. Мы продолжаем собирать сведения о второй настоятельнице нашей Обители Валентине Сергеевне Гордеевой — замечательной женщине, которая отстаивала обитель вместе с сестрами в послереволюционные годы. В то же время в Марфо-Мариинской общине ярко выделялась сестра Клеопатра (Гумилевская). Мы знаем об их подвиге и надеемся, что со временем они войдут в сонм исповедников и новомучеников Российских. Сегодня Марфо-Мариинская обитель - ставропигиальный женский монастырь, при этом в нем сохраняется особый уклад жизни, восходящий к ее основательнице, великой княгине Елисавете Феодоровне. В обители реализуют социальные проекты, направленные на улучшение качества детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, а также больных, одиноких стариков и других людей, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах. В обители живут монашествующие сестры и сестры милосердия. Завез пачку памперсов и остался помогать

http://pravmir.ru/creative/nam-hotelos-b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010