А на этой неделе отпраздновали Благовещение, и, наверное, и у вас все обращали внимание на замечательную погоду: яркое солнце, хотя дни до и после были пасмурные и сырые. В этот день было как-то радостно на сердце, торжественная служба, а вечером в пятницу акафист Похвала Богородице. Одно немного огорчило: наш один батюшка проповедник не подготовился к проповеди должным образом. Ведь храм полон молящимися, слова священника люди ждут, а тут такое убожество, все повторяет «спасения нашего главизна», нет, чтобы по-русски просто сказать — начало, а он все «главизна». А в конце и вообще перепутал архангела Гавриила с Михаилом, зачем-то стал рассказывать о посещении Девой Марией праведной Елисаветы, ведь это совсем иной евангельский сюжет. Ну да грех его осуждать, переволновался батя, но все же обидно. Когда я поздравлял народ с праздником после Литургии, а я ее возглавлял, так как ректор болеет, то пришлось немного сказать о празднике экспромтом. Тема-то уж больно хорошая, и после этого письма обязательно напишу эту проповедь, пока мысли в голове не остыли. Сегодня заезжала ко мне на несколько минут Галочка с Любочкой (матушка отца Феодора с дочкой. — Н. С.). Бедняжка малышка так исхудала от диеты, что вся светится. Надо ее полечить, а особенно надо помолиться, ведь Господь может сделать так, что от болезни и следа не останется. А молитвенников в Церкви много. Недавно в Америке прославлен святитель Иоанн Шанхайский — он великий святой современности, многим помогает в болезнях. А отец Иоанн Кронштадтский , а преподобномученица Елисавета, великая княгиня, а новомученики российские — всем им сейчас как-то особенно легко молиться. Это наша опора и надежда не только в болезнях, но и во многих других напастях и обстоятельствах. В понедельник увижусь с отцом Феодором. Приедет в Академию беседовать с выпускниками-москвичами. На это, наверное, уйдет весь день. Помню вас всех постоянно. Крепко целую. Прошу святых молитв. Ваш Сергий. 14. 16 апреля 1995 года С Вербным Воскресеньем, дорогие мои! Хоть солнышко и светит по-весеннему, но ночи морозные. Вчера ночью проверял посты и надышался — сегодня хриплю. Вновь у нас напасть: два дня подряд пропадают пальто в гардеробе. Как изменить положение — ума не приложу. Ходят туда только свои — студенты. Когда идут на занятия в семинарский корпус, за пятнадцать минут проходят триста человек. Это два-три раза в день. Выдавать пальто в руки каждому нет никакой возможности — надо заводить штат гардеробщиков и делать перепланировку помещений. Уже уволили двух гардеробщиц после последних краж, но ничего не изменилось.

http://azbyka.ru/fiction/arxipastyr-sibi...

Церковь боролась за истину и противостояла лжи, видела надвигающуюся беду и предупреждала верных чад. Но делалось это не в стройном порядке и не единым фронтом. Борцы были похожи, скорее, на одиноких защитников Брестской крепости, воевавших до конца, и умирали за истину. Иногда их встревоженный голос и их подчеркнутое одиночество были до неразличимости подобны близкому к отчаянию одиночеству ветхозаветных пророков. Те кричали во весь голос и приходили в ужас от того, что их не понимали. Было подобное и в нашей истории. Ну, а потом пришла беда. Пришла вначале так, что всем казалось: стоит завтра проснуться, и все будет по-старому. Но просыпались – а лучше не становилось. Становилось хуже, и уже боялись ложиться спать, а, уснувши, не хотели просыпаться. Смерть стала привычной, голод стал обыденным, в человеке уже трудно было признать существо, сотворенное «по образу и подобию Бога». И полилась кровь. Мы далеки от мысли, что все убиенные и замученные святы. Голгофа убеждает нас в этом. Два злодея, одинаково наказанных за одинаковые злодеяния, висят по обеим сторонам от Безгрешного Иисуса. Оба рядом с Мессией, оба в муках заканчивают жизнь. Казалось бы, их загробная участь должна быть одинакова. Но вместо этого одному обещано в сей же день быть со Христом в раю, а другой вынужден разрешиться от тела и продолжить муку, теперь уже только душевную. Само по себе страдание не спасает. И «если кто подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2: 5). За Христа страдали не все. Кто-то страдал за свои грехи, кто-то платил за свои ошибки, многим пришлось платить за чужие ошибки и за чужие, столетиями накопившиеся грехи. Разобраться в этом хитросплетении судеб нам не дано – не под силу. Бог один знает все. Мы же, не зная все о всех, знаем многие имена людей, действительно умерших за Господа: тех, кто перед расстрелом молился; кто терпеливо переносил ссылки и тюрьмы; кто не озлобился; кто и по смерти жив и совершает чудеса. Это великая княгиня Елисавета, до последнего вздоха перевязывавшая раны тем, кто вместе с ней был сброшен в шахту под Алапаевском. Это Киевский митрополит Владимир, благословивший убийц пред своим расстрелом. Это архиепископ Фаддей, утопленный палачами (!) в выгребной яме. Это еще многие сотни и тысячи священников, монашествующих и мирян, с чьими жизнеописаниями стоит знакомиться, ибо они – мученики Господни, и знакомиться долгие годы, ибо много их.

http://pravoslavie.ru/44613.html

Тем не менее, начиная с прославления свт. Тихона патриарха Московского и всея Руси на архиерейском соборе в октябре 1989 г. и до соборного прославления на архиерейском соборе в августе 2000 г. велась напряженная работа, плодом которой стала поименная канонизация 13 новомучеников и исповедников Российских. В их числе – священномученики митр. Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), митр. Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, священномученики Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Крутицкий Петр (Полянский), митр. Серафим (Чичагов), архиеп. Фаддей (Успенский) и др. Эти канонизации имели колоссальное значение. Появился первый опыт составления житий, первый опыт их обсуждения в Комиссии по канонизации, церковная общественность постепенно стала осознавать важность прославления всего собора новомучеников и исповедников. 16 февраля 1999 г. Святейший Синод РПЦ принял решение о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских на архиерейском соборе. Это существенно изменило всю работу по подготовке канонизации. Если прежде вся работа велась исключительно силами Синодальной Комиссии по канонизации святых, то решение Синода обязало Правящих Преосвященных «провести тщательное документальное исследование материалов о новомучениках и исповедниках XX в., пострадавших в их епархиях» сс. 8-11]. Епархиальные комиссии и группы исследователей начали работу по сбору материалов. Первый сложнейший вопрос, который встал перед всеми исследователями – это вопрос о критериях святости применительно к новым мученикам. Новомученики Российские, подобно древним мученикам, пострадали за Христа, но было и существенное отличие – «…В языческой Римской империи Церковь была вне закона и уже сама принадлежность к ней каралась смертной казнью на юридических основаниях, а отречение обвиняемого в принадлежности к Церкви сохраняло вероотступнику жизнь и возвращало ему свободу. Российские новомученики, как правило, не стояли перед таким…ясным выбором». Их убивали или без суда, или по суду, но, предъявляя обвинения, прямым образом не связанные с исповеданием Христа, а в пору массовых гонений даже отречение от веры едва ли могло избавить от расправы. Поэтому погибали и люди, отпадшие от Церкви, и мы не можем считать мучениками всех погибших в то время. Для канонизации требуется серьезное исследование обстоятельств жизни и смерти каждого пострадавшего сс. 171-172].

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Алапаевском монастыре во имя свв. Новомучеников и исповедников Российских 16 апреля 2010 г. 15:55 16 апреля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Екатеринбургскую и Верхотурскую епархию ,  посетил монастырь святых Новомучеников и исповедников Российских, расположенный вблизи г. Алапаевска. Предстоятель Русской Церкви обратился к духовенству епархии, братии монастыря и многочисленным верующим, собравшимся в этот день в обители, с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Викентий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры! С духовным трепетом я приблизился к этому святому месту, куда давно стремилась моя душа. Я в третий раз по милости Божией приезжаю в Екатеринбургскую епархию, но в первые два посещения я по разным причинам не смог побывать в Алапаевске, у этих святынь, до глубины души волнующих каждого православного человека. А в этот раз, ступив в аэропорту Екатеринбурга на уральскую землю, я сразу же направился сюда, к вам. Перед нами действительно особое место. Когда смотришь на эту поросшую травой и засыпанную землей шахту, где были зверски умерщвлены святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета, инокиня Варвара с их спутниками, то начинаешь понимать простую истину, которая была сформулирована в Евангелии и запечатлена в народной житейской мудрости: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным» (см. Мк. 4:22). Когда здесь сбрасывали в шахту ни в чем не повинных людей, когда на голову этих несчастных сыпались камни, когда в этой глубине и во мраке они умирали от голода и от жажды, то, наверное, те, кто стоял наверху и глумился, думали, что никто и никогда не узнает об этом преступлении. Но мы все знаем, что произошло. Мы окружаем с любовью это святое место. Мы здесь черпаем силы для нашей жизни. Мы здесь многому научаемся и многое начинаем понимать глубоко и правильно. Во-первых, мы начинаем понимать, что жизнь без Бога — это страшная жизнь. Человек, который теряет веру в Бога, становится страшным существом. Конечно, многие люди неверующие, живя по голосу совести, сохраняют нравственное начало, и так оно и должно быть, потому что Бог это нравственное начало заложил в человеческую природу. Но отсутствие веры очень часто подвергает это внутреннее нравственное начало разложению, и там, где был человек, вдруг вырастает зверь, который не щадит ничего во имя достижения своих целей, будь то цели идеологические, во имя которых были умерщвлены святые новомученики, или экономические, или политические. Человеческое общество перестает быть обществом людей.

http://patriarchia.ru/db/text/1138729.ht...

Сказав это, он надел панагию и, погрузившись в молитву, не проронил более ни слова. Палачи отвезли архиепископа в лес и закопали заживо, хотя потом и выстрелили в иерарха через слой земли. В апреле 1918 г. был арестован епископ Тобольский Гермоген (Долганев) (память 29 июня), еще с царских времен известный последовательной монархической позицией и готовностью умереть за свои принципы. Епархиальный съезд командировал к большевикам делегацию, которая должна была ходатайствовать об освобождении святителя. Члены комиссии были арестованы расстреляны. Сам епископ Гермоген был утоплен в Туре в ночь на 29 июня 1918 г. Особое место в ряду новомучеников занимают царственные страстотерпцы. Арестованная при Временном правительстве семья последнего императора находилась в Тобольске, откуда была вывезена в Екатеринбург. Здесь 17 июля 1918 г. император Николай Александрович и его семья – императрица Александра Феодоровна, царевич Алексей, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия были расстреляны. Вместе с Царской семьей погибли и их слуги, отказавшиеся оставить арестованных, – лейб-медик Евгений Боткин, горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов, камердинер Алоизий Трупп. О расстреле было сообщено председателю ВЦИК Я.М.Свердлову. На следующий день ВЦИК во главе со Свердловым одобрил совершившееся убийство императора. 18 июля в Алапаевске были убиты основательница Марфо-Мариинской обители милосердия великая княгиня Елисавета Феодоровна вместе с монахиней Варварой (Яковлевой), а также великий князь Сергей Михайлович, князья Игорь, Константин и Иоанн Константиновичи, граф Владимир Палей. Сергей Михайлович был застрелен, остальные сброшены в шахту живыми. Несколько великих князей было расстреляно в Петрограде, великий князь Михаил Александрович был убит в Перми. В Петрограде был убит и любимый своей паствой протоиерей Философ Орнатский . Пастырь принимал участие в создании ночлежных домов для бездомных, приютов для сирот, в годы Первой мировой войны отдал свою квартиру под лазарет. В августе 1918 г. священномученик был арестован вместе со старшими сыновьями. Возле здания ЧК на Гороховой улице собралась огромная толпа, требовавшая освободить арестованных. Чекисты пообещали освободить пастыря и его сыновей, однако все они в октябре того же года были расстреляны (память святых 13 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проповедь по запричастном стихе произнес настоятель монастыря в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской игумен Моисей (Пилатс). По завершении богослужения состоялся крестный ход к шахте, куда в ночь с 17 на 18 июля 1918 года живыми были сброшены алапаевские мученики — великая княгиня Елисавета Феодоровна, ее келейница инокиня Варвара (Яковлева), великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Федор Ремез. У шахты, на месте мученической кончины алапаевских мучеников, архиереи с сонмом священства почтили память безвинно убиенных и совершили молебен. Вокруг шахты пронесли ковчег с мощами преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Преосвященные владыки исполнили Херувимскую песнь, которую, по преданию, пели сброшенные в шахту мученики в течение нескольких дней, пока не отошли в мир иной. В архипастырском слове митрополит Евгений отметил, что ныне исполняемая Херувимская песнь звучит в память подвига святой Елисаветы и ее спутников. Глава Екатеринбургской митрополии пожелал всем «запечатлевать на сердце и в уме образ жизни этого святого человека, повторять его в своей собственной жизни». Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru за темою Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] монастиря м. Санкт-Петербурга з возведення в сан : та звернення] Насельники центри Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] з ключовими словами життя – новомученики XX   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських За депутата у захоплено Покровський храм села секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5945597...

24 ноября 1982 года он проснулся около трех часов ночи и ощутил сильное благоухание. Взглянув на образ Пречистой, он заметил на нем капли влаги и подумал, что это стекает масло из лампады. Но, вытирая их, он с изумлением обнаружил, что благоухание исходит именно от них. Ему стало ясно, что это - благовонное миро. С тех пор икона мироточила постоянно, за исключением Страстной седмицы. Через икону милостью Божией совершилось множество чудесных исцелений: были избавлены от болезни парализованный юноша и человек, страдавший раком позвоночника, ребенок с тяжелым рахитом, от которого отказались врачи, и многие другие. Но Иосиф не раз говорил, что самым великим чудом мироточивой иконы было то, что она подвигала людей к покаянию. Протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне, в своей проповеди сказал: " Многострадальные православные народы окружают икону Вратарницы высоким почитанием отчасти потому, что сама она многострадальна. Более тысячи лет назад дерзкий воин ударил мечом по Ее Пречистому лику, и из образовавшейся раны потекла кровь. Это было первое зримое человеческими очами чудо иконы. Второе знамение было духовного свойства: пораженный чудом воин принес сердечное покаяние, оставил иконоборческую ересь и принял монашество. 24 ноября 1982 года хранимый братом Иосифом список Иверской Афонской иконы явил первое чудо - мироточение. Второе ее знамение выразилось в покаянии множества людей " . Хранитель иконы Иосиф верил, что истечение мира было связано с прославлением Русской Зарубежной Церковью новомучеников Российских. Особенно почитал он преподобномученицу Великую княгиню Елисавету Феодоровну. Французский историк Жан Бэс, лично знавший Иосифа, рассказывает: " Однажды, зайдя к нему в мастерскую в обители Богородицы Леснинской (русский монастырь в Нормандии. - В.В.), я ощутил какой-то неизвестный аромат, отличавшийся от благоухания мира. Я сказал об этом Иосифу, а он в ответ указал мне на икону святой Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей. И добавил: " Великая княгиня и мученица была здесь перед самым вашим приходом... Она посещает меня время от времени. Видите, у меня есть ее мощи. Иногда они благоухают после ухода Великой княгини " " .

http://pravoslavie.ru/put/sv/josefmunos....

Второе знамение выразилось в покаянии множества людей В освободившейся от коммунистического ига России верующий народ окружает Иверскую икону особенным почитанием. По моему глубокому убеждению, многострадальные православные народы окружают икону «Вратарница» высоким почитанием отчасти потому, что сама она многострадальна. Более тысячи лет назад дерзкий воин ударил мечом по Ее Пречистому лику, и из образовавшейся раны потекла кровь. Это было первое зримое человеческими очами чудо иконы. Второе знамение было духовного свойства: пораженный чудом воин принес сердечное покаяние, оставил иконоборческую ересь и принял монашество. 24 ноября 1982 года хранимый братом Иосифом список Иверской Афонской иконы явил первое чудо – мироточение. Второе ее знамение выразилось в покаянии множества людей. Хранитель иконы Иосиф верил, что истечение мира было связано с прославлением в 1981 г. Русской Зарубежной Церковью Новомучеников и Исповедников Российских. Особенно почитал он преподобномученицу Великую княгиню Елисавету Феодоровну. Французский историк Жан Бэс, лично знавший Иосифа, рассказывает: «Однажды, зайдя к нему в мастерскую в обители Богородицы Леснинской (во Франции), я ощутил какой-то неизвестный аромат, отличавшийся от благоухания мира. Я сказал об этом Иосифу, а он в ответ указал мне на икону святой Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей. И добавил: Великая княгиня и мученица была здесь перед самым вашим приходом... Она посещает меня время от времени. Видите, у меня есть ее мощи. Иногда они благоухают после ухода Великой княгини”. Без тени лирики можно сказать, что он был земной лилией Царицы Небесной Иосиф редко говорил о своей внутренней жизни, но, общаясь с ним, люди физически ощущали, что перед ними человек величайшей чистоты. Без всякого сомнения и без тени лирики можно сказать, что он был земной лилией Царицы Небесной. Каждый день он читал перед чудотворной иконой акафист Богородице (как правило, по-французски) и тому святому, чью память отмечала Церковь. Во время церковных богослужений вел себя очень скромно и никогда не привлекал к себе внимания: тихо стоял сзади, незаметный, как настоящий монах.

http://pravoslavie.ru/107621.html

     В наступившем году Церковь молитвенно вспоминает столетие начала богоборческих гонений в Москве. Первой их жертвой в российской столице стал настоятель собора Покрова Божией Матери на Рву протоиерей Иоанн Восторгов, казненный 5 сентября 1918 года. Подсчитано, что в границах современной Москвы стоял 161 православный храм, где служили 204 прославленных Церковью исповедника веры. О них и о других людях, принявших венцы святости в прошлом веке, «ПМ» беседует с секретарем Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии при Епархиальном совете Москвы священником Александром Мазыриным. О чем молиться исповедникам веры ХХ столетия – Часто можно услышать, будто сонм новомучеников возглавляют царственные страстотерпцы. Ведь пик волны репрессий поднялся вслед за их подвигом, да и на иконе новомучеников и исповедников царская семья располагается в центре. Насколько такое суждение верно с церковно-исторической точки зрения? – Как известно, хронологически первое прославление новомучеников было совершено Русской Православной Церковью Заграницей. В канонизационном акте Архиерейского Собора РПЦЗ 1981 года среди сонма новомучеников конкретно была названа только царская семья, а все остальные – в общей форме. Была составлена служба с упоминанием Патриарха Тихона, священномучеников Владимира, митрополита Киевского, и Вениамина, митрополита Петроградского, а также целого ряда других имен, но официального списка не было. Поэтому за пределами России новомученики действительно ассоциировались в первую очередь с царской семьей, что неудивительно: Зарубежная Церковь родилась в 1920-е годы в наиболее монархической части белоэмигрантской среды. В нашей стране первым из пострадавших от богоборцев был прославлен в 1989 году Патриарх Тихон. Вскоре о новом сонме святых заговорили во весь голос. В 1992 году были прославлены священномученики Владимир Киевский и Вениамин Петроградский, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна и пострадавшие вместе с ними. Собор же новомучеников был прославлен в 2000 году. Тогда же состоялась канонизация императора Николая II и членов его семьи, но в лике страстотерпцев. Поэтому в нашем церковном сознании сонм новомучеников возглавляют святитель Тихон и его преемник – Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр.

http://pravoslavie.ru/110463.html

Думается, рассказ о том, как он создавался – это отдельная тема, которую мы надеемся раскрыть в интервью с его автором, послушницей Ксений Хайнбюхер. Приведу лишь одну цитату из рецензии на эту ленту «Художественное многоголосие образов, тонко вписанных в пространство исторической перспективы, абсолютная достоверность общей интонации фильма, в том числе и ее музыкальной составляющей, обнаруживают явления внутреннего порядка и приоткрывают иную, духовную реальность, тем самым создавая объемный образ личности священноигумена». Также хочется процитировать слова декана богословского факультета ПСТГУ протоиерея Павла Хондзинского, который вел конференцию и был модератором круглого стола «Русская Церковь на Святой Земле в 20-х – 60-х годах XX века». «Сегодня собрали нас здесь два человека, – сказал отец Павел. – Игумен Серафим и послушница Ксения Хайнбюхер». Действительно, послушница Ксения, немка по происхождению, принявшая Православие в Москве в 1993 году, взяла на себя огромную часть организационной работы по проведению форума      Перед конференцией протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, в сослужении духовенства совершил заупокойную литию по игумену Серафиму. В своем приветственном слове к участникам форума пастырь подчеркнул, что здание Московского епархиального дома в Лиховом переулке возводилось митрополитом Киевским Владимиром (Богоявленским), возглавившим, как мы знаем, скорбный список Новомучеников и Исповедников Земли Русской в сане архиерея. И что принимавшая активное участие в московской церковной жизни Великая княгиня Елисавета Феодоровна откликнулась на призыв Владыки помочь в сборе средств. Затем вместе с мужем Великим князем Сергеем Александровичем Романовым она участвовала в торжествах по освящению Князь-Владимирского храма в Епархиальном доме. И спустя 90 лет после освящения здания и вскоре – храма, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил обоих к лику святых Русской Церкви – священномученика Владимира и преподобномученицу Великую княгиню Елизавету. «Не все святые канонизированы, но Господь знает их. У Господа они прославлены», – заключил отец Владимир.

http://pravoslavie.ru/125039.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010