" Я... уверена, - продолжает Великая княгиня, - что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит " . Вот мера ее духовного возраста, вот мера ее истощания. Она уже сама добровольно стала жертвой, и Господь принял ее жертву за Россию, которую она так любила. И ни единой бы власти не имели над ней эти, невесть откуда появившиеся на ее жизненном пути люди-палачи, если бы не было дано им свыше. Всех, кто был с Великой княгиней Елисаветой, побросали в шахту живыми, кроме одного, оказавшего сопротивление. Они умерли не сразу. Еще долго слышали местные жители Херувимскую песнь, пробивающуюся из-под земли. А Великая княгиня и там, в этой их братской могиле, продолжала делать дело Божие - голова одного из тех, кто был с ней, перевязана была ее апостольником. Когда через три месяца после смерти мучеников нашли место их упокоения, то увидели, что Великая княгиня лежала на бревенчатом выступе на глубине пятнадцати метров, с образом Спасителя на груди, который был благословлен ей в день присоединения ее к Православию. Праведники во веки живут! И русские новомученики - это те, ожидаемые Вселенской Церковью жертвы, кои дополнили число убиенных за Слово Божие. И кто знает, сколько еще продлится то " малое " апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отмстит живущим на земле за кровь праведников? " Новые страстотерпцы Российстии, исповеднически поприще земное претекшии, страданьми дерзновение приимшии, молитеся Христу, вас укрепившему, да и мы, егда найдет на ны испытания час, мужества дар Божий восприимем. Образ бо есте лобызающим подвиг ваш, яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть от любве Божия разлучити вас не возмогоша " . А мы, взирая на сияние славы сих Российских мучеников с надеждой на возрождение нашей Церкви, нашей Родины - многострадальной России, - из глубины своих верующих сердец взываем ныне: " Святии новомученики и исповедники Российстии, молите Бога о нас! " Аминь. 31 января (13 февраля) 1994 года Проповедь в день памяти 40 мучеников

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/04/...

Любовь к Богу и любовь к людям была истинно смыслом ее жизни, и она привела Великую княгиню на крест. И ее крест вырос и преложился в Крест Христов и стал ее наслаждением. Великая княгиня потеряла супруга, погибшего от злонамеренной руки террориста. Своими руками она собирает то, что осталось от любимого ею человека, и, неся в сердце боль страшной утраты, идет в темницу к преступнику с Евангелием, чтобы простить его и привести ко Христу с раскаянием. Вся дальнейшая ее жизнь в России стала делом милосердия в служении Богу и людям. Великая княгиня собрала сестричество, устроив Марфо-Мариинскую обитель и служа по примеру двух евангельских сестер всем обездоленным и скорбящим. Она вложила в это дело все свои средства, отдала все без остатка, и сама отдалась вся до конца. Ее любовь к людям возвращалась к ней ответной любовью людей. Инокиня Варвара, бывшая при Великой княгине-матушке во дни ее трудов, не пожелала оставить ее и в последнем подвиге - умирания. И она восхитила мученический венец своим самоотречением и самоотдачей. В тяжелые мятежные дни 17-го года, когда рушились устои былой России, когда готовились в лице Государя убить русскую государственность, когда все святое подвергалось поруганию, а святыни Кремля - обстрелу, Великая княгиня Елисавета писала, что именно в этот трагический момент она почувствовала, до какой степени " Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытала такую глубокую жалость к России и к ее детям, - пишет она, - которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок... Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему... Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет " . " Полностью разрушена " Великая Россия, бесстрашная и безукоризненная " . И из разрухи и пепелища России, из болей целого народа, из бесчисленных ее смертей звучит глас святой жертвы, утверждающий жизнь: " Святая Россия " и Православная Церковь, которую " врата ада не одолеют " ,- существует, и существует более, чем когда бы то ни было " . Эти слова были написаны ею в преддверии могилы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/04/...

Алапаевский мужской монастырь Новомучеников и исповедников Церкви Русской Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь новомучеников и исповедников Российских строится на месте, где 18 июля 1918 года были сброшены живыми в шахту Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара (Яковлева), члены Дома Романовых: Великий Князь Сергей Михайлович с секретарем Феодором Ремезом, Князья Императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Князь Владимир Палей. Содержание История [ править править код ] Мужской монастырь Новомучеников Российских основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара, Великий Князь Сергий Михайлович, князья Императорской крови: Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Князь Владимир Палей, р. Б. Феодор Ремез. В конце 80-х годов XX века вновь после 1918 г. было установлено местонахождение Шахты, где приняли мученическую кончину св. прпмцц. Елисавета и инокиня Варвара, члены семьи Дома Романовых. На святом месте в 1991 г. был установлен Поклонный крест. В год прославления святых мучениц Елисаветы и Варвары в России, в 1992 г. рядом с шахтой построена часовня во имя святой преподобномученицы Елисаветы, в ней 18 июля 1992 г. была отслужена первая Божественная Литургия под предстоятельством архиепископа Мелхиседека Свердловского и Курганского, в те годы возглавлявшего епархию. 22 февраля 1995 года Священный Синод принял решение об установлении мужского монастыря в честь Новомучеников Российских. Строителем монастыря был назначен тогда еще иеромонах, а ныне игумен Моисей (Пилатс). Игумен Моисей ходатайствовал перед районными властями о выделении земельного участка для монастырских угодий. Было выделено 32 гектара земель, поселились первые монахи, послушники и трудники, стали возделываться земли. 6 июля 1996 года был официально заложен первый камень под строительство монастырского храма. Освящение закладки фундамента было совершено при участии епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона. Первая Божественная Литургия в еще недостроенном храме была отслужена 6 июля 1998 г., а 4 ноября 2000 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери служили первую Литургию в отстроенном храме. 18 июля 2001 г. храм был освящен в память всех Новомучеников Российских Высокопреосвященнейшим Викентием, Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Алапаевский_му...

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в торжественном вечере, посвященном юбилею преподобномученицы Елисаветы Феодоровны 2 ноября 2014 г. 11:03 1 ноября 2014 года в Московском международном доме музыки состоялся благотворительный концерт Большого симфонического оркестра имени Чайковского под управлением В.И. Федосеева «Великая княгиня Елизавета. 150 лет со дня рождения». В торжественном вечере, посвященном юбилею преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой, основательницы первой в России обители милосердия, принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Организаторами концерта выступили московская Марфо-Мариинская обитель и православная служба помощи «Милосердие» . От Русской Православной Церкви на мероприятии также присутствовали председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова). Открывая концерт, митрополит Волоколамский Иларион передал собравшимся приветствие Святейшего Патриарха Кирилла. В своем выступлении архипастырь напомнил о жизненном пути преподобномученицы  Елисаветы Феодоровны, которая прославлена в сонме новомучеников и исповедников Русской Церкви: «Великая княгиня Елизавета Федоровна — один из самых светлых образов в истории нашей Церкви, истории нашей страны. У нее удивительная судьба, и мы сегодня услышим рассказ об этой судьбе, который прозвучит на фоне музыки. Единство музыки и текста будет нам напоминанием о светлом облике великой княгини. Ее жизнь пришлась на переломный момент нашей истории. Будучи внучкой английской королевы Виктории, немкой по рождению и англичанкой по воспитанию, она вышла замуж за московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, когда, казалось бы, ничто не предвещало беды, когда страна жила своей жизнью: развивались промышленность и культура, бурлила жизнь церковная и жизнь политическая. Но обстоятельства сложились так, что именно в то время, когда великая княгиня Елисавета Феодоровна жила в нашей стране, на ее глазах произошли перемены, которые привели к страшной катастрофе. И она стала одной из жертв этой катастрофы.

http://patriarchia.ru/db/text/3822759.ht...

Расстрелян 13 августа 1922 г. Прославлен в 1992 г. на Архиерейском Соборе РПЦ. Причислен РПЦЗ к лику святых в 1981 г. 29 Преподобномученица Елисавета (Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова) родилась 20 октября 1864 г. в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 г. вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III. В 1891 г. приняла православие. После смерти мужа в 1905 г. Елизавета Федоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и основала в Москве обитель милосердия, которая была названа в честь святых сестер Марфы и Марии. Здесь были созданы два храма, больница и аптека, в которой бедным лекарства отпускались бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. 10 февраля 1909 г. Марфо-Мариинская обитель начала свою деятельност. Великая княгиня стала ее настоятельницей, вела подвижническую жизнь, ухаживала за тяжелобольными. С начала Первой мировой войны организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. В 1918 г. Великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали. В ссылку в сибирский город Алапаевск с ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Федор Михайлович Ремез, Великие князья Иван, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елизаветы Федоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине. 18 июля 1918 г. узники были сброшены в шахту возле деревни Синячихи. В 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Великая княгиня Елизавета Федоровна причислена к лику святых новомучеников Российских. Ранее, в 1981 г., канонизирована РПЦЗ. 30 Преподобномученица инокиня Варвара (Яковлева) была одной из первых сестер Марфо-Мариинской обители, монашеские обеты приняла 15 апреля 1910 г., являлась келейницей настоятельницы. Мученическую кончину приняла в возрасте около 35 лет. В 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви инокиня Варвара причислена к лику святых новомучеников Российских. В 1981 г. канонизирована РПЦЗ. Читать далее Источник: Иоанн (Крестьянкин) Школа молитвы : К 100-летию со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина) - Издатель: Псково-Печерский монастырь, 2009. - 160 с. (Наследный дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина)). ISBN: 978-5-519-60579-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Вернуться 11 Дядя Сергей – Великий Князь Сергей Александрович (1857–1905). С 1891 г. генерал-губернатор г. Москвы. Принял мученическую кончину – разорван бомбой, брошенной эсером-террористом. Вернуться 12 Элла – преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна (1864–1918), сестра Императрицы Александры Феодоровны, супруга Великого Князя Сергея Александровича. Вернуться 13 Мария Павловна и Дмитрий – Великая Княгиня Мария Павловна (младшая) (1890–1958), дочь Великого Князя Павла Александровича и Александры Георгиевны (королевны греческой, дочери королевы эллинов Ольги Константиновны, сестры великого князя Константина Константиновича Романова) и ее брат Великий Князь Дмитрий Павлович (1891–1942), воспитывавшийся в Царской Семье. Вернуться 15 О. Иоанн Янышев (1826–1910) – протопресвитер, протоиерей придворных соборов, духовник Императора Николая II. Вернуться 16 Драгомиров М. И. (1830–1905) – генерал-адъютант, начальник Николаевской академии Генерального штаба, член Государственного совета, писатель. Фредерикс В. Б. (1838–1927) – министр Императорского Двора. Вернуться 18 Аликс – так Император Николай II называл свою супругу, Императрицу Александру Феодоровну. Вернуться 19 Владимир (Богоявленский) – митрополит Московский и Коломенский в 1898–1915 гг. Первый из новомучеников России (1918). Вернуться 21 Куропаткин А. Н, (1848–1925) – генерал-адъютант, командующий русскими вооруженными силами в русско-японскую войну. Вернуться 23 В дальнейшем ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации, Ф. – номер фонда, Оп. – номер описи, Ед. хр. – номер единицы хранения. Вернуться 24 Мамá – вдовствующая Императрица Мария Феодоровна (1847–1928). Ольга – Великая Княгиня Ольга Александровна (1882–1961), сестра Императора. Петя – ее муж, Петр Александрович, принц Ольденбургский (1868–1924). Вернуться 25 Николаша – Николай Николаевич (младший), Великий Князь (1856–1929). Петюша, Милица, Стана и Юрий – родственники Государя, члены Императорской Фамилии. Вернуться 26 Завершающий стих торжественной песни «Тебе Бога хвалим», составленной св. Амвросием Медиоланским по одержании православными победы над арианами ок. 386 г. В настоящее время эта песнь включена в последование новогоднего и благодарственного молебна, а также молебна в день Рождества Христова. Поется после сугубой ектеньи и следующей за ней молитвы перед отпустом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

1990 – 2000 гг. были отмечены канонизацией целого ряда подвижников благочестия и мучеников. Архиерейский Собор в 1992 г. принял решение о канонизации преподобных Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского. Процесс прославления святых продолжился на Архиерейском Соборе 1994 г. К лику святых был причислен митрополит Московский Филарет (Дроздов) – «великий угодник Божий, тот же Иоанн Златоуст », как охарактеризовал его святитель Серафим (Соболев) . Падение коммунистического режима открыло возможность для канонизации новомучеников. Процесс прославления страдальцев за веру начался в 1989 г., когда на Архиерейском Соборе был прославлен патриарх Тихон. В 1992 г. процесс продолжился. Архиерейский Собор причислил к лику святых ряд новомучеников – священномучеников митрополита Владимира (Богоявленского) и митрополита Вениамина (Казанского), пострадавших вместе с ним по делу об изъятии ценностей священномученика архимандрита Сергия (Шейна) и двух мирян – мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. Также к лику святых были причислены и две преподобномученицы – великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева). Было принято решение совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января по старому стилю, если эта дата приходится на воскресный день или на ближайшее воскресенье после этой даты. Среди паствы стали нарастать тенденции прославить в лике святых и других новомучеников, прежде всего, Царскую семью. В конце 1990-х гг. в печати велась полемика между сторонниками и противниками этой канонизации. Общей проблемой прославления новомучеников было то, что почитание многих из них отсутствовало, некоторые имена были забыты: в отличие от языческих императоров коммунисты ликвидировали верующих тайно. Однако, несмотря на это, имена отдельных новомучеников и исповедников были хорошо известны в народе. В основном это были выжившие в годы гонений исповедники, прославившиеся подвижнической жизнью после освобождения. Также имело место почитание Царской семьи и некоторых иерархов. На некоторых приходах хранили память о пастырях, некогда здесь служивших, а впоследствии арестованных и замученных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Екатеринбурге молитвенно почтили память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары 19 июля 2012 г. 15:40 17 июля Православная Церковь чтит память святых страстотерпцев — царя Николая, царицы Александры и их детей, 18 июля — память преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой). В ночь с 16 на 17 июля в екатеринбургском Храме-на-Крови была совершена Божественная литургия, которую возглавил глава Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий . 17 июля от Свято-Троицкого собора г. Алапаевска крестный ход, участие в котором приняли тысячи паломников, направился к мужскому монастырю Новомучеников и исповедников Российских, возведенному на месте убиения великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. В этом месте — у шахты «Нижнеселимская», расположенной на территории монастыря — был отслужен молебен. Утром 18 июля у монастырской часовни была совершена Божественная литургия под открытым небом, которую возглавили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл , епископы Рыбинский и Угличский Вениамин , Нижнетагильский и Серовский Иннокентий и Каменский и Алапаевский Сергий . Более 2 000 паломников из России, Киргизии, Узбекистана молились под открытым небом. «Для нас, русских людей, сегодня особо трогательное событие, — отметил митрополит Кирилл, — потому что оно соединяет нас как никогда с нашей великой Русью и верой. На крови мучеников зиждется Церковь и она так близка нам, потому что все десятилетия, — хотя уже 95-й год пошел со времени страшного раздела душ, земель, всего того, что являло собой единство огромной Российской империи, — все равно мы ощущаем себя едиными братьями и сестрами». На празднование прибыла великая княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова, представительница Дома Романовых. На память о посещении Алапаевска епископ Каменский и Алапаевский Сергий подарил великой княгине четки, выполненные из камня. По окончании богослужения для всех паломников была организована трапеза и концертная программа, в которой приняла участие автор и исполнительница православных песен Юлия Березова. В рамках торжеств состоялся круглый стол с участием министра культуры Свердловской области А.Ф. Бадаева. В ходе собрания обсуждался вопрос о передачи здания Напольной школы в собственность Каменской епархии для дальнейшего устройства в нем мемориального комплекса преподобномученицы великой княгини Елисаветы. По материалам сайтов  Каменской и Екатеринбургской епархий. Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Елизавета Алапаевская, прмц. Ключевые слова: XX в., Екатеринбург, Запад, Москва, Мученица, Преподобная, Прибалтика, Русь, Санкт-Петербург, Св. жена, Сибирь, Эстония, Новомученица, Германия Дни празднования: Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14. Описания иконы Елизавета Алапаевская, прмц. - житие Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета (память 5 июля по старому стилю) Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории, Еще одна дочь этой четы — Алиса станет впоследствии императрицей Российской Александрой Феодоровной. Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елисавета Феодоровна говорила: «В доме меня научили всему». Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим. Родители Елисаветы Феодоровны раздали большую часть своего состояния на благотворительные[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Елизавета Алапаевская, прмц. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. 2002.] Собор новых мучеников и исповедников Российских (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Храм свт. Тихона. Поселок Московский Видненского р-на Московской обл. (рядом с аэропортом Внуково).

http://pravicon.com/icon-1769

31 марта А. А. Салтыкову прибыла телеграмма от гофмейстера Корнилова: «Великая Княгиня Елисавета Феодоровна выйдет в Тамбов из вагона около девяти утра. Губернаторы всюду встречали и сопровождали Ея Высочество не в мунди­рах. Заседание Комитета также не в мундирах. Кроме В. С. Гордеевой сопровож­даю Великую Княгиню я=Гофмейстер Корнилов». – ΓΑΤΟ, ф. 4, on. 1, д. 9124, л. 2. 198 Духовные учебные заведения вынуждены были потесниться. Церковь , как всегда, в трудное для страны время спешила посильно помочь государству. Заня­тия семинаристов проходили в здании епархиального женского училища (в ут­реннюю смену), уроки воспитанниц училища – в смену послеобеденную. Уча­щиеся Серафимовского духовного училища занимались в здании 1-го Тамбовского училища в первую утреннюю смену, а воспитанники 1-го учили­ща – во вторую. 200 Например, с 1914 года резко обозначился рост числа разводов по причи­не неверности супругов, увеличилось число кощунственных краж церковного имущества (святотатств) и пр. 201 Булгаков С. Н. Агония//Христианский социализм (С. Н. Булгаков). Споры о судьбах России. – Новосибирск. Наука. Сиб. отд., 1991. С. 306. 203 Схиархимандрит Гавриил (Зырянов) (14. 03. 1844 – 24. 09. 1915), старец Седмиезерной пустыни Казанской епархии и Спасо-Елеазаровой пустыни Псковской епархии. Был духовным отцом многих новомучеников Российских (особенно из числа выпускников Казанской Духовной академии), среди коих: архиепископы Феодор (Поздеевский) , Иувеналий (Масловский), Гурий (Степа­нов), епископы Герман (Ряшенцев), Иоасаф (Удалов) и мн. др. К духовным чадам старца относила себя и св. преподобномученица великая княгиня Елисавета Фе­одоровна. Схиархимандрит Гавриил был прославлен 30 июля 1997 года в городе Казани как местночтимый святой Казанской епархии. Память преподобного Гав­риила Седмиезерского совершается 24 сентября (7 октября) – в день кончины свя­того старца и 17 (30) июля – в день его прославления. Святые мощи старца ныне покоятся в Седмиезерной пустыни, часть – в Спасо-Елеазаровом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010